Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОЛЧЕНСКАЯ СОФРОНИЕВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
Т. 46, С. 513-517 опубликовано: 3 декабря 2021г.


МОЛЧЕНСКАЯ СОФРОНИЕВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Хромолитография. Нач. XX в.
Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Хромолитография. Нач. XX в.

Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Хромолитография. Нач. XX в.
(Конотопской и Глуховской епархии УПЦ), находится на горе Чудной в с. Нов. Слобода Путивльского р-на Сумской обл. (Украина), близ болота, называемого Молче (Молченское). Дата основания М. п. неизвестна. В несохранившейся рукописной летописи мон-ря приводилось предание о том, что ок. 1300 г. «на место сие приидоша два отшельника-монаха», поселились в пещере на территории «древнего монастырища», т. е. на горе Чудной, близ болота (Палладий (Батенин). 1895. С. 9-10). Возможно, пустынь основали монахи Киево-Печерского мон-ря, оставившие Киев после нашествия монголо-татар. орд в 1240 г. По сообщению той же летописи, к началу княжения вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377) обителью управлял архим. Филарет (Там же). В кон. XIV в. пустынь была разграблена кочевниками.

18 сент. 1405 г. некий бортник, собиратель меда диких пчел, осматривая ульи в лесу, увидел необычное сияние на дереве. Подойдя ближе, он обнаружил среди ветвей икону Божией Матери и услышал голос, велевший построить на этом месте церковь в Ее честь (см. Молченская икона Божией Матери). Вскоре здесь был возведен небольшой деревянный Богородицкий храм. Об этих событиях рассказано в утраченной ныне монастырской хронике, к-рую свящ. Иаков Левитский именовал «Молченско-Софрониевской летописью», и известной в пересказе (Левитский. 1905. С. 115).

В писцовых книгах г. Путивля за 1591 г. есть упоминание о том, что при настоятеле игум. Пафнутии в обители проживало 15 монахов. На эту запись путивльских городских книг ссылается грамота царя Феодора Иоанновича от 23 марта 1593 г., данная для закрепления в ведении М. п. таких владений, как селения Линовское и Климовское, урочище Беликов Колодезь, а также 2 лесных массива, названия которых имеют прямое отношение к обители: Монастырская и Пречистенская дубравы. В грамоте упоминается подворье в Путивле, включавшее 2-престольный каменный храм - во имя Св. Софии Премудрости Божией и в честь Рождества Пресв. Богородицы, а также деревянный храм святых Флора и Лавра (80-е гг. XVI в.). В нач. 90-х гг. XVI в. подворье было преобразовано в самостоятельный мужской путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, именовавшийся в документах Великомолченским или Б. Молченским, в отличие от «старой», или «малой», пустыни на Молченском болоте (Павел (Преображенский). 1877. С. 9).

Во время нападений крымских татар, в 1592-1593 гг., М. п. разорялась, братия укрывалась в более укрепленном путивльском Б. Молченском мон-ре, в 1602 г. упоминавшемся как активно «строящийся» (Палладий (Батенин). 1895. С. 18). Позже монахи вернулись на прежнее место на болоте Молче.

Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в.
Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в.

Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в.

Грамотой патриарха Московского и всея Руси свт. Иова от 5 сент. 1597 г. М. п. стала самостоятельной, была освобождена от церковных даней и казенных пошлин (Там же. С. 23). В Смутное время, в 1604-1605 гг., М. п. оккупировали отряды Лжедмитрия I. Впосл. игум. Пафнутий с братией перешел в Б. Молченский мон-рь.

В грамоте царя Михаила Феодоровича от 5 февр. 1621 г. упоминается небольшая обитель «в лесу Линово, что был исстари прежний Молченский монастырь» с деревянными Богородице-Рождественским храмом и 3 кельями, в которых проживали старец иером. Филарет, послушники Созонт и Иулиан (Анатолий (Ключарёв), архим. Мат-лы для истории Курской епархии // Курские ЕВ. 1879. № 2. С. 25). В 1630 г. в М. п. вместо деревянной была построена каменная Рождество-Богородицкая ц. 21 апр. 1635 г. в Линевском лесу, в урочище Кобозева Криница, была обретена другая чудотворная икона Божией Матери (утрачена в 1752), перенесенная в Б. Молченский мон-рь.

К сер. XVII в. М. п., вероятно, вновь оказалась приписной к путивльскому Великомолченскому мон-рю, настоятель которого игум. Афанасий (1642-1650) удалил из пустыни прежнюю братию (6 чел.) и отказывался посылать туда насельников из Путивля. По настоянию путивльского воеводы кн. Ф. А. Хилкова в М. п. были посланы четверо монашествующих из соседней Ширяевой пуст. (ныне с. Ширяево Путивльского р-на Сумской обл., Украина), в т. ч. старцы мон. Софроний (Батоврин; † 1692) и иером. Александр. Дело о нерадении игум. Афанасия было передано в Монастырский приказ, после чего игумен был уволен. К 1653 г. в М. п. почти не было братии, богослужения совершались нерегулярно (Палладий (Батенин). 1895. С. 25). Новый настоятель (с 1652) Великомолченского мон-ря игум. Иосиф также притеснял братию пустыни, наместник к-рой иером. Александр с 1653 г. жаловался на это патриарху Московскому и всея Руси Никону (Минову) (Там же. С. 28). В частности, указывалось, что игум. Иосиф отнимает пожертвования, к-рые пустынь получает в дни престольных праздников - Рождества и Покрова Пресв. Богородицы (очевидно, в обители существовал и Покровский храм).

Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в.
Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в.

Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в.
25 марта 1654 г. патриарх Никон своей грамотой приказал игум. Иосифу не отнимать у М. п. доходы от храмовых праздников. 10 марта 1656 г. в новой грамоте патриарх Никон известил путивльского воеводу Н. А. Зюзина о том, что по просьбе старца Софрония (Батоврина) и других молченских пустынников повелевает им «жить особно», а все заботы по материальной поддержке пустыни возлагает на путивльского воеводу (Павел (Преображенский). 1877. С. 14). Той же грамотой игум. Иосифу запрещалось въезжать в М. п. и притеснять игум. Александра, строителя старца Софрония (Батоврина) и братию. 12 мая 1670 г. грамотой царя Алексея Михайловича самостоятельность М. п. была подтверждена. В этом документе мон. Софроний назван строителем пустыни (Палладий (Батенин). 1895. С. 90). В 1671 г. царь разделил между 2 обителями земельные угодья, передав для М. п. из владений путивльского Б. Молченского мон-ря 10 дес. под огороды и сады. Грамотой царя Феодора Алексеевича от 12 янв. 1682 г. обители были переданы еще 10 дес. из владений Путивльского монастыря (Там же. С. 92-97).

В 1672 г. в М. п. поселился ученик Симеона Полоцкого послушник Симеон (в монашестве Сильвестр) Медведев вместе с братом Борисом. В пустыни С. Медведев вел активную переписку с московскими адресатами - Симеоном Полоцким, настоятелем Чудова мон-ря о. Евфимием и др. Вскоре С. Медведев переселился во Льпиновскую пуст. В XVII в. митр. Сарский и Подонский Павел III († 1675) передал для М. п. редкое издание Острожской Библии (1581; впосл. утрачено).

Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в.
Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в.

Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в.

В условиях нестроений мон. Софроний был оклеветан и в 1672 и 1677 гг. высылался из мон-ря, но впоследствии возвращен. При строителе Софронии близ дер. Куровяковка был основан, очевидно, 1-й пустынножительный скит мон-ря, сначала имевший статус подворья. О нем впервые упоминается в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 31 дек. 1693 г. (Там же. С. 30). На подворье проживало 8 послушников. По имени строителя пустынь стала именоваться также Софрониевой. В 1692 г. игум. Софроний был похоронен в соборном храме.

Новым настоятелем стал иером. Серапион († 17 июля 1718). Современники называли Серапиона «мужем чудной жизни и высоких добродетелей» (Там же. С. 115). По грамоте председательствующего в Синоде митр. Рязанского Стефана (Яворского) от 4 марта 1716 г. в помощь иером. Серапиону в его строительных трудах были назначены монахи Иоанн, Зосима и Феодосий. При иером. Серапионе в обители был построен 2-этажный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1710) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1714-1718) на 2-м этаже. К Благовещенскому собору в 1717 г. была пристроена колокольня в готическом стиле. Одновременно была сооружена трапезная с храмом преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1724 г. по просьбе игум. Зосимы (Курдюмова) к М. п. был приписан обветшавший путивльский Борисоглебский мужской мон-рь, который был восстановлен молчанской братией. В 1758 г. в качестве подворья М. п. упоминается деревянная Крестовоздвиженская ц. в Путивле, в 1770 г. «упраздненная из-за ветхости».

В 1734 г. стараниями игум. Сергия (Самойлова) в М. п. построили летний храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, в 1751-1760 гг., при игум. Иувеналии (Мартиненкове),- каменные больничную Сретенскую и надвратную Покровскую (1757) церкви. В 1766 г., при игум. Арсении, в М. п. был обустроен пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1762 г. в Благовещенском соборе был освящен придел Преображения Господня. В 1776 г. стараниями возглавлявшего пустынь в 1770-1779 гг. игум. Софрония (Хижнякова) на средства помещика Ионы Левшина в Благовещенском соборе была построена Ионинская ц.

С 1765 г. М. п. управляли наместники епископов Севских и Брянских, а с 1787 г.- епископов Белгородских и Курских (с 1799 Курских и Белгородских).

12 янв. 1779 г. указом Синода М. п. возглавил игум. Феодосий (Маслов), подвижник, пришедший из Тисманского мон-ря Валахии. При этом 1-м выборным настоятелем М. п. стал игум. Герман (Ингул), утвержденный в этой должности синодальным указом от 23 янв. 1779 г. С дозволения Синода игум. Феодосий ввел в М. п. афонский общежительный устав, употреблявшийся в молдавских мон-рях. При игум. Феодосии в пустыни подвизался мон. Петр (Сковородка; впосл. иеросхим. Пахомий, духовник братии Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни). В 1787 г. игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита, скончался в 1802 г. Курский и Белгородский архиеп. Феоктист (Мочульский), узнав о смерти архим. Феодосия, 12 дек. 1802 г. отправил в пустынь для поддержания духа скорбящей братии почитаемого иером. Евтихия «с тем, чтобы и после погребения покойного оставаться в вашей (т. е. в Молченской.- Авт.) пустыни». Иером. Евтихию поручалось «все возможное старание приложить о скорейшем освидетельствовании церковных, ризничных и монастырских вещей по описям».

Скит во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в.
Скит во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в.

Скит во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в.

Ок. 1803-1804 гг. духовником братии М. п. был старец иером. Евфимий, которого 22 февр. 1804 г. архиеп. Феоктист назначил настоятелем Глинской пуст. Но «по старости лет» он не смог управлять обителью и вскоре вернулся в М. п.

Силами назначенного в 1807 г. архим. Иоасафа (Волошина), ученика архим. Феодосия, был построен и в окт. 1808 г. освящен храм в честь Вознесения Господня.

Учеником другого ставленника архим. Феодосия (Маслова), Досифея, был иером. Филарет (Данилевский), в 1806-1817 гг. служивший благочинным М. п. (в обители это была 3-я должность после настоятеля и строителя). Впосл. иером. Филарет по образцу составленного старцем Феодосием устава Софрониевской пуст. ввел аналогичный уклад монашеской жизни среди братии Глинской пуст., написав для нее отдельный устав. Позже уставы М. п. и Глинской пуст., отчасти повторявшие афонский, легли в основу устава возрождаемой Святогорской Успенской пуст. в Харьковской губ. (ныне в Донецкой обл., Украина). Ок. 1817 г. в М. п. поступил буд. схиархим. прп. Илиодор (Голованицкий). В 1829 г. из Киево-Печерской лавры в М. п. пришел послушник Сергий Тихонов († 1879), уроженец г. Ельца. В обители он прожил ок. 50 лет, исполнял послушания на кухне и в пекарне, нес подвиг юродства, имел дар прозорливости и исцеления.

Прав. Иоанн Кронштадский с братией Молченской Софрониевой пустыни. Фотография. 1903 г.
Прав. Иоанн Кронштадский с братией Молченской Софрониевой пустыни. Фотография. 1903 г.

Прав. Иоанн Кронштадский с братией Молченской Софрониевой пустыни. Фотография. 1903 г.
В 1834 г. при перестройке 2-этажного Богородице-Рождественского собора были найдены справа от главного престола остатки древней пещерной церкви, на месте к-рой впосл. была устроена соборная ризница. В 1844 г., при архим. Макарии (Иващенко), вместо ветхого больничного корпуса было построено 2-этажное здание монастырской лечебницы для монахов и мирян. Под редакцией архимандрита в 1845 г. было издано 1-е историческое описание обители.

В нояб. 1891 г. в полутора верстах от М. п., в урочище Городище, по инициативе игум. Палладия (Батенина) был заложен (в память о спасении в Японии цесаревича Николая Александровича (буд. имп. св. Николай II) 29 апр. 1891), а 25 окт. 1892 г. освящен Иоанно-Предтеченский скит. 29 апр. ежегодно совершался крестный ход из М. п. в скит. В 1898 г. на средства обители рядом с подворьем в Путивле на центральной площади была построена Александро-Невская часовня, к-рую освятил настоятель архим. Маврикий.

Прав. Иоанн Кронштадтский в 1899 г. дал благословение и предоставил пожертвование на приобретение 1000-пудового колокола для обители. Колокол, отлитый в Москве на заводе братьев Самгиных, 3 марта 1899 г. прав. Иоанн освятил в Кронштадте. 21-22 авг. 1903 г. он гостил в пустыни. К 1908 г. в М. п. проживали 108 монахов и 145 послушников. В обители работала иконописная мастерская, с 1911 г. находился больничный корпус с домовым храмом во имя прор. Илии. В годы первой мировой войны в М. п. оказывали помощь раненым бойцам, при обители существовал приют для детей-сирот; в 1915 г. была открыта бесплатная столовая.

Настоятельский корпус с ц. во имя прор. Илии. Фотография. 2013 г.
Настоятельский корпус с ц. во имя прор. Илии. Фотография. 2013 г.

Настоятельский корпус с ц. во имя прор. Илии. Фотография. 2013 г.

В дек. 1917 г. на М. п. совершили нападение вооруженные солдаты. 15 февр. 1919 г. в М. п. прибыла комиссия Путивльского ревкома с отрядом красноармейцев, задачей к-рых было изъять монастырские ценности. Но удалось вывезти лишь некоторые ценности, большинство святынь и предметов утвари монахи спрятали. В февр. 1920 г. в Путивльском, в Рыльском и во Льговском уездах Курской губ. крестьяне, возмущенные политикой продразверстки, подняли восстание, к-рое было жестоко подавлено. Настоятеля и братию М. п. обвинили в том, что они якобы укрывали его участников в мон-ре. Последовали выводы о «неблагонадежности и враждебном отношении к советской власти» братии и игумена, на основании чего пустынь была упразднена. Часть братии перешла в Б. Молченский монастырь (закрыт в 1929), другие насельники стали жить в окрестных селениях. Известно, что иером. Амфилохий (Вислобоков) проживал в с. Берюх (ныне Руднево), иером. Даниил (Титаренко) - в Нов. Слободе.

После изгнания насельников в зданиях на территории М. п. разместили детей, вывезенных в голодный 1921 г. из Поволжья, через год детдом реорганизовали в детскую трудовую колонию. В годы Гражданской войны в Испании (1936-1939) в корпусах упраздненного мон-ря проживали и вывезенные испан. дети.

В 1926 г. по просьбе директора Путивльского краеведческого музея П. М. Коренева в трапезной церкви М. п. был открыт филиал музея. В 1932 г. в селе был закрыт последний приходский храм Рождества Пресв. Богородицы, клирик к-рого иером. Даниил (Титаренко), бывш. насельник М. п., служил в ветхой крестьянской хате.

В 1939-1940 гг. на территории обители был развернут Путивльский концентрационный лагерь для польских военнопленных, где по состоянию на 1 нояб. 1939 г. находилось 1525 польских офицеров. Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки использовали советские партизаны под командованием С. А. Ковпака. Часть зданий пострадала в ходе боев. В 1948-1952 гг. большинство храмов и др. зданий пустыни было разобрано. Кирпичи использовались при строительстве помещений Бунякинского пенькотрепального завода, колхозов «Мировая революция» и «Социалистический труд». В 1989 г. Сумской облисполком взял под гос. охрану уцелевшие монастырские надвратную церковь, трапезную, ограду с воротами, настоятельский и больничный корпуса.

В 1999 г. начались работы по восстановлению собора Рождества Пресв. Богородицы, Успенской ц. и по реставрации храма прор. Илии, надвратной Покровской ц. и трапезной, в которой в 2001 г. освящен храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Надвратная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1757 г. Фотография. 2016 г.
Надвратная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1757 г. Фотография. 2016 г.

Надвратная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1757 г. Фотография. 2016 г.
В 1999-2009 гг., при настоятеле архим. Германе (Тимонике), обитель, бывшая ранее скитом, получила статус самостоятельного мон-ря, зарегистрировала устав в органах власти 21 нояб. 2008 г.

В 2002 г. пустынь посетил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Он освятил целебный источник и благословил начало восстановления собора Рождества Пресв. Богородицы. 14 апр. 2009 г. Синод Украинской Православной Церкви прославил подвижников М. п. в составе новоучрежденного Собора преподобных отцов Молченских. К ним относятся архим. Софроний (Батоврин), иером. Серапион († 1718), архим. Феодосий (Маслов) и послушник Сергий Тихонов. Они являются местночтимыми святыми Конотопской и Глуховской епархии.

При настоятеле (2009-2012) архим. Николае (Полищуке), 14 окт. 2010 г., был освящен восстановленный надвратный Покровский храм. В 2012 г. наместником стал иером. Диодор (Дудка; впосл. архимандрит). 25 мая 2013 г. в лесу близ М. п. состоялась торжественная закладка Иоанно-Предтеченского муж. скита на месте разрушенного скита, существовавшего в 1891-1920 гг. Восстановлена Антониево-Феодосиевская часовня в монастырских пещерах. М. п. владеет ок. 10 га земли, пасекой. Главными святынями обители являются Молченская и Иверская иконы Божией Матери. Иверская икона была принесена в дар сумским атаманом Лукьяном Кондратьевым ок. 1710 г., прославилась чудесами, исчезла в 20-х гг. XX в.

В 2001 г. обители была подарена новая Иверская икона Божией Матери. Также в Иоанно-Предтеченском скиту до его разрушения находились 2 местночтимые святыни: списки икон Божией Матери Донской и «Утоли моя печали».

Ист.: Жалованные грамоты Путивльскому Молчанскому мон-рю // Тр. Курского губ. стат. комитета. 1863. Вып. 1. С. 562-578.
Лит.: Н. С. Софрониева и Глинская пустыни // Странник. 1862. № 12. С. 529-568; Павел (Преображенский), архим. Путивльский Молчанский Печерский мон-рь. К., 1877; Палладий (Батенин), игум. Ист.-стат. описание Молчанской Рождество-Богородицкой Печерской муж. общежительной Софрониевой пуст. и состоящего при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии. М., 1895; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Лебедев А. С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Х., 1902; Рябинин И. М. О Путивльском Преображенском соборе и тех церквах и мон-рях, к-рые имели связь с собором // Зап. Имп. Харьковского ун-та. 1902. Кн. 2. Прил. С. 48-96; он же. История о Путивле, уездном городе Курской губ. Путивль, 1911; Левитский И., свящ. Город Путивль // Тр. XII археол. съезда в Харькове. М., 1905. Т. 3. С. 111-121; Логвин Г. Н. Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль. М., 19802; Русiна О. В. До iсторiï монастирського господарства на Сiверщинi: (Випис 1606 р. путивльського Молчинського мон-ря) // Укр. археографiчний щорiчник. К., 1999. Вип. 3/4. С. 450-457; Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 254, 360; Луговский А. В. и др. Софрониевский мон-рь. К., 20022; Коваленко Ю. О. Археологiчнi дослiдження на територiï Софронiïвського мон-ря пiд Путивлем // Путивльський краєзнавчий зб. Суми, 2004. Вип. 1. С. 33-47; Чудная гора / Сост.: иером. Платон (Кислухин), А. А. Чурочкин. К., 2005; Юрченко Н. С. Святинi Сумщини: Образ Молченськоï iкони Божоï Матерi: // Путивльський краєзнавчий зб. 2005. Вип. 2. С. 20-25; Вечерський В. В. Мон-рi та храми Путивльщини. К., 2007; он же. Православнi святинi Сумщини. К., 2009; Терентьева В. М. К вопросу о списках Молченской иконы Божией Матери // Дамиановские чт. Курск, 2008. Ч. 1. С. 114-124; она же (Терентьєва). Синодики Молченського Рiздва Пресв. Богородицi мон-ря: (Сер. ХVIII-ХХ ст.) // Путивльський краєзнавчий зб. 2015. Вип. 8. С. 192-198. Чурочкин А., прот. Молченский патерик: Сказание о житии преподобных отцев Молченских, на Чудной горе подвизавшихся. Путивль, 2009; он же. Путивльская земля в Х - нач. ХХ в.: (Церк.-археол. очерк). Путивль, 2010; он же. Путивльский Борисоглебский мон-рь: Новые данные // Путивльський краєзнавчий зб. 2015. Вип. 8. С. 128-145; Иустин (Юревич), иером. Архим. Феодосий (Маслов) - основатель Григорие-Бизюкова мон-ря // ХЧ. 2015. № 5. С. 281-300.
В. Г. Пидгайко