Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОДЕНСКАЯ-КОСИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Т. 46, С. 206-207 опубликовано: 2 ноября 2021г.


МОДЕНСКАЯ-КОСИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Моденская (Косинская) икона Божией Матери. 1-я пол. XVII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в Косине, Москва)
Моденская (Косинская) икона Божией Матери. 1-я пол. XVII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в Косине, Москва)

Моденская (Косинская) икона Божией Матери. 1-я пол. XVII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в Косине, Москва)
Чудотворный образ 1-й пол. XVII в., находящийся в ц. Успения Божией Матери в с. Косине (ныне в черте Москвы; празд. 3 июля). Согласно преданию, к-рое, вероятно, сложилось в XIX в. и было зафиксировано Е. Н. Поселянином, икону привез гр. Б. П. Шереметев (1652-1719) из итал. г. Модены (отсюда ее название «Моденская»); в с. Косино она попала благодаря имп. Петру I Великому, к-рый в 1717 г. передал икону в дар в Успенскую ц., где она прославилась чудесами (др. наименование иконы - «Косинская»). Между тем сведения о происхождении М.-К. и. из Модены и связь ее с гр. Шереметевым и имп. Петром I документально не подтверждены. По мнению В. А. Меняйло (высказано устно), происхождение иконы может быть связано не с итал. г. Модена, а с Моденским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем (ныне с. Модно Устюженского р-на Вологодской обл.).

Моденская (Косинская) икона Божией Матери. Гравюра. Нач. XX в.
Моденская (Косинская) икона Божией Матери. Гравюра. Нач. XX в.

Моденская (Косинская) икона Божией Матери. Гравюра. Нач. XX в.
После закрытия Успенской ц. в Косине (1939) икона была передана сначала в Музей религии и атеизма (С.-Петербург), а затем в ЦМиАР, где она хранилась до 1991 г. В 1991 г. М.-К. и. вернули РПЦ, и с 1992 г. она находится на своем историческом месте пребывания - в Успенской ц. в Косине. В том же году М.-К. и. был составлен Акафист.

Нательный образок с изображением Моденской иконы Божией Матери. Между 1908–1917 гг.
Нательный образок с изображением Моденской иконы Божией Матери. Между 1908–1917 гг.

Нательный образок с изображением Моденской иконы Божией Матери. Между 1908–1917 гг.

На иконе Божия Матерь представлена в рост, в 3/4-ном развороте, с приподнятыми руками, между к-рых помещена фигура Младенца. Иисус Христос развернут вправо, правой рукой благословляет, в левой держит свиток. Ноги Богомладенца перекрещены, пяточка левой ноги так же, как на Владимирской иконе Божией Матери, развернута вовне. Иконография М.-К. и. не вписывается в известную типологию икон Божией Матери, что породило целый ряд гипотез о ее происхождении. Общепринятым среди исследователей считается тот факт, что композиция М.-К. и. имеет визант. истоки. Предполагают, что в ее основе мог быть образ ростовой «Никопеи» (Кондаков. Т. 2. С. 148-149) или «Одигитрии», «Агиоссоритиссы» (М. А. Комова); Меняйло высказывала гипотезу о связи иконографии М.-К. и. со сценой «Сретение» и о том, что, возможно, образ являлся левой частью 2-частной иконы «Сретение». Действительно, аналогичное расположение фигур Божией Матери и Младенца встречается в сцене «Сретение» (напр., на мозаике базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440). Сходный разворот фигуры Божией Матери (сидящей на престоле) и Христа можно найти в изображении сцены «Поклонение волхвов». Не исключено, что 3/4-ной ракурс Божией Матери и Младенца на иконе М.-К. и., связан с существованием парного образа, размещавшегося напротив, либо с особым положением иконы в интерьере храма.

Изображение М.-К. и. воспроизведено на русской гравюре нач. XX в. (Земная жизнь. С. 182); на лицевой стороне серебряного нательного медальона с сопроводительной надписью, на обороте к-рого помещен образ свт. Николая Чудотворца (размер 18×15 мм; Россия, 1908-1917); на стеклянном флаконе, кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Россия).

Две Богородичные иконы XVI в. из мон-ря Пантократора на Афоне (одна из них воспроизведена Н. П. Лихачёвым с именем «Моденской» и вторая из коллекции СПГИАХМЗ (Николаева. 1977. С. 91. N 125)), которые иногда связывают с М.-К. и., принадлежат к др. изводу, представляют вариант ростовой «Одигитрии»: Младенец Иисус на этих иконах сидит на левой руке Богородицы, развернут к Ней лицом.

Лит.: Цветков И., свящ. Описание села Косина и находящиеся в оном святыни. М., 1885; Село Косино: Подмоск. святыни // Всемирная иллюстрация. 1891. Т. 46, № 21. C. 351-352, 354; Поселянин Е. Богоматерь. С. 355-356; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание св. чудотв. Ее икон. М.; СПб., 1898. С. 181-182; Лихачёв Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906. Атлас. Ч. 2. Табл.; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 148-149; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.
С. П. Заиграйкина
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Иконы чудотворные Моденская-Косинская икона Божией Матери, чудотворный образ 1-й пол. XVII в., находящийся в церкви Успения Божией Матери в с. Косине (ныне в черте Москвы; празд. 3 июля)
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 2 июля
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ