Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОДАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ
Т. 46, С. 205-206 опубликовано: 2 ноября 2021г.


МОДАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

Таблица 1
Таблица 1

Таблица 1
[Нем. Modalnotation], вид линейной муз. нотации, важнейшая предформа мензуральной нотации. М. н.- 1-я в западноевропейской истории система письменной фиксации музыки, в которой последовательно нотировался ритм. М. н. применялась преимущественно во 2-й пол. XII-XIII в. Вся многоголосная музыка школы Нотр-Дам (в рукописях, содержащих «Magnus liber organi» (Большая книга органума) - собрание многоголосных произведений 2-й пол. XII-XIII в.) и мотеты периода «Ars antiqua» записаны в системе М. н.

В классической (5-линейной тактовой) нотации каждая ритмическая длительность передается особыми графическими элементами (штилем или его отсутствием, формой и/или штриховкой головки, точкой и т. д.) и абстрагирована от метра (напр., четверть может быть частью 2-, 3-, 4-четвертного и т. д. такта). Модальная ритмика была основана на 3-дольной мензуре (т. н. перфекции, лат. perfectio - букв. «совершенство», «законченность»), для заполнения к-рой в практике сложились готовые ритмоформулы - модусы. Чаще других теоретики XIII-XIV вв. (Иоанн де Гарландиа и др.) описывали 6 ритмоформул, которые принято сравнивать с античными стопами (см. табл. 1: модусы показаны на примере 1-го ритмического ряда (ordo primus), к-рый включает 1 полное проведение формулы и 1 частичное (остаток 3-дольной мензуры заполнен паузой); см. также: Гирфанова. 2013). 1-й модус уподобляется трохею (хорею), 2-й - ямбу, 3-й - дактилю, 4-й - анапесту, 5-й - спондею, 6-й - трибрахию. Многократно повторяясь, модусы складывались в модальные серии, или ряды (лат. ordines) - аналоги 2-, 3-, 4-стопных стиховых строк. Паузы, отделяющие один ряд от другого, в М. н. за ненадобностью не выписывались (по той же причине не было и знака самой 3-дольной мензуры); по общему правилу они рассчитывались так, чтобы в сумме с нотой сохранялось «совершенство» (perfectio) 3-дольной мензуры.

Таблица 2
Таблица 2

Таблица 2

В основе ритмических модусов лежат только 2 длительности - бревис (brevis - короткая [нота]) и лонга (longa - долгая [нота]) (показаны в табл. 1 буквами B и L). Та или иная типовая комбинация бревисов и лонг составляет ритмоформулу. При этом 1, 2 и 6-й модусы укладываются в одну перфекцию, 3, 4 и 5-й охватывают сразу две перфекции - по Р. Флотцингеру, последние представляют собой «единицу [ритмического деления] более высокого уровня», а также «длительность более высокого порядка». Как правило, лонга звучит ровно в 2 раза дольше бревиса. Однако для того чтобы формулы укладывались в 3-дольную мензуру, лонга и бревис в нек-рых случаях подвергались увеличению на длительность 1 темпуса, равного 1/3 перфекции и выполнявшего роль счетной доли, как, напр., в 3, 4 и 5-м модусах (соответственно LBB, BBL, LL), называемых модусами сверх мензуры (modi ultra mensuram). Этот процесс «растяжения» нормативной длительности по отношению к бревису в источниках получил название «альтерация» (alteratio, букв.- «изменение»). Соответственно различались бревис правильный и бревис альтерированный: brevis recta и brevis altera (из 1 и 2 темпусов). Лонга из 3 темпусов позднее стала называться совершенной - в отличие от нормативной (из 2 темпусов) или несовершенной (perfecta/imperfectа). Наиболее часто в музыке, записанной в системе М. н., встречаются 1-й и 5-й модусы, реже - 2, 3 и 6-й; 4-й самый редкий. Длинные цепочки модальных ритмоформул непосредственно воспринимаются на слух (напр., в масштабных органумах франц. композитора Перотина (кон. XII - 1-я треть XIII в.)) и создают своеобразный эффект «круговращения» - монотонного движения без агогики и без всякой «драматической» (свойственной, напр., музыке классико-романтической эпохи) ритмической разработки.

Клаузула «Virgo» из «Magnus organi». XIII в. (Laurent. Plut. 29. I. Fol. 11)
Клаузула «Virgo» из «Magnus organi». XIII в. (Laurent. Plut. 29. I. Fol. 11)

Клаузула «Virgo» из «Magnus organi». XIII в. (Laurent. Plut. 29. I. Fol. 11)

Для обозначения длительностей в М. н. использовались те же графемы, к-рые в квадратной нотации григорианского пения служили для обозначения высоты звуков. Ритмическая интерпретация «звуковысотных» графем квадратной нотации была реализована путем стабильной легко визуализируемой группировки гл. обр. 2- и 3-нотных графем (т. н. лигатур) (см. табл. 2: цифрой 3 условно обозначена 3-нотная лигатура («тернария»), цифрой 2 - 2-нотная («бинария»), цифрой 4 - 4-нотная лигатура («кватернария»), цифрой 1 - одиночная нота).

Нотные памятники, гл. обр. XIII в., свидетельствуют о том, что музыка, записанная в системе М. н., не может быть сведена к жесткой теоретической схеме. На практике авторы многоголосных композиций использовали различные варианты формул, с одной стороны, разрушающие «модальную» монотонию и, с другой, не поддающиеся к.-л. теоретической формализации в виде дидактических инструкций и правил.

Два типовых (описанных теоретиками) нарушения модальной структуры известны под названиями extensio modi (растяжение модуса; имеется в виду замена в 1-м и 2-м модусах сочетания LB и инверсии BL перфектной лонгой) и fractio modi (разбиение модуса; выражается в замене одной долгой длительности двумя более короткими, напр., лонги - 2 бревисами). Др. типовой особенностью «живой» реализации модальной системы были т. н. notae plicatae (букв.- «складчатые ноты»), выражающиеся в добавлении восходящего либо нисходящего вертикального штриха - плики (plica, букв.- «складка») справа от типовой лигатуры. В наст. время плика обычно интерпретируется как дополнительная нота, расположенная (в зависимости от направления штриха) ступенью ниже или выше высоты, обозначаемой «основной» (т. е. явно выписанной) нотой, при этом суммарная длительность 2 нот должна быть равной длительности 1 ноты без плики. Эти и прочие нерегулярные изменения М. н., отмечаемые в нотных памятниках, приводят к неоднозначности ритмической транскрипции и порождают большое разнообразие в совр. интерпретациях, в целом они выдают стремление композиторов к освобождению от схематизма ритмических модусов и шире - к проявлению творческой индивидуальности. На следующем этапе истории это общее направление развития европ. профессиональной музыки нашло выражение в новой системе мензуральной ритмики и в фиксирующей эту систему новой мензуральной нотации, которые тем не менее генетически производны от модальных аналогов по принципу их реформирования и развития. См. иллюстрацию: клаузула «Virgo» из «Magnus liber organi» (Париж, XIII в.; Laurent. Plut. 29. I. Fol. 11). Верхний и средний голоса клаузулы нотированы в 1-м модусе (LB; последовательность лигатур: 3 2 2…), тенор - в 5-м модусе (LL; последовательность лигатур: 3 3 3…). Вертикальные штрихи, напоминающие совр. тактовые черты, показывают границы ритмических серий (ordines).

Лит.: Husmann H. Das System der modalen Rhythmik // Archiv f. Musikwissenschaft. 1954. Bd. 11. H. 1. S. 1-38; Waite W. G. The Rhythm of the Twelth-Cent. Polyphony: Its Theory and Practice. New Haven, 1954; Flotzinger R. Zur Frage der Modalrhythmik als Antike-Rezeption // Archiv f. Musikwissenschaft. 1972. Bd. 29. H. 3. S. 203-208; Frobenius W. Modus (Rhythmuslehre). 1974 // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie / Hrsg. v. H. H. Eggebrecht, A. Riethmüller. Stuttg., 1972-. Ordner 4: M-O (var. pag.); Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. Lpz., 19813; Федотов В. А. Учение о модусе в западноевроп. ритмической теории XIII в. // Laudamus: К 60-летию Ю. Н. Холопова: [Сб. ст.]. М., 1992. С. 215-222; Гирфанова М. Е. Антично-средневековые лат. грамматики и учение о ритмических модусах Иоанна Гарландского // Музыка и время. 2013. № 9. С. 11-17.
С. Н. Лебедев
Ключевые слова:
Музыка. Основные понятия Модальная нотация, вид линейной музыкальной нотации, важнейшая предформа мензуральной нотации
См.также:
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
БАС самый низкий муж. певч. голос
ДИСКАНТ муз. термин
КАНТ восточнославянский песенный жанр духовного и светского содержания в ХVII-ХIХ вв.