Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МКРТИЧ И ХРИМЯН
Т. 46, С. 126-128 опубликовано: 21 октября 2021г.


Содержание

МКРТИЧ И ХРИМЯН

Верховный патриарх и католикос всех армян Мкртич I. Фотография. Нач. XX в.
Верховный патриарх и католикос всех армян Мкртич I. Фотография. Нач. XX в.

Верховный патриарх и католикос всех армян Мкртич I. Фотография. Нач. XX в.
(Ванеци) [арм. (?)տյյրիկ - почетный титул Айрик - «отец»] (4(16).04.1820, Ван - 29.10(11.11).1907, Эчмиадзин), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (избран в Эчмиадзине заочно 5(17) мая 1892; интронизация 26 сент. (8 окт. 1893), патриарх К-польского патриархата Армянской Церкви (1869-1873); общественный деятель, публицист, церковный писатель. Его отец был купцом, торговал одеждой в Крыму; с этим связано и происхождение фамилии Хримян (Крымский). Начальное образование получил в школах при мон-рях Лима и Ктуца (Васпуракан, Зап. Армения, территория Османской империи); в 1842 г. переехал в К-поль (Стамбул), где в 1848-1850 гг. преподавал в ряде арм. жен. школ. В 1847 г. предпринял поездку по Закавказью и Ирану, где посещал арм. общины, совершил паломничество в Иерусалим. В 1851 г. по поручению Армянского К-польского патриарха отправился в Киликию, чтобы ознакомиться с условиями жизни местных армян и изучить состояние арм. учебных заведений. В 1853 г. вернулся в Ван. В февр. 1854 г. в храме монастыря Ахтамар принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея; 25 марта прочел 1-ю проповедь. М. Х. был воодушевлен идеей сделать центром арм. духовной культуры о-в Ахтамар по примеру о-ва Св. Лазаря в Венеции, где находился орден мхитаристов. Однако в условиях османского владычества реализация этого плана оказалась невозможной. В 1855 г. в К-поле М. Х. основал ж. «Арцив Васпуракани» (Орел Васпуракана). В своих статьях самой большой опасностью для арм. народа он назвал его эмиграцию, а высочайшим проявлением патриотизма - возвращение на родину. К-польская паства стекалась послушать его смелые вдохновенные проповеди, в т. ч. толкования Евангелия. Однажды он призвал Ованеса Татьяна, к-рый занимался производством пороха по заказу тур. властей, выслать в Армению партию пороха для самообороны арм. населения, а придворного архит. Карапета Бальяна - отправиться в Армению «для восстановления и реставрации архитектурного наследия своих предков - армянских храмов, крепостей, башен и дворцов». В 1856 г. М. Х. возвратился в Ван; в 1857 г. был назначен настоятелем мон-ря Варагаванк, в котором в том же году основал духовную семинарию, в 1858 г.- типографию; продолжил издание ж. «Арцив Васпуракани». В 1860 г. М. Х. посетил регионы Вост. Армении, входившие в состав Российской империи, побывал в Тифлисе.

В 1862 г. М. Х. получил должность настоятеля мон-ря Сурб-Карапет. Здесь он основал духовную семинарию и стал выпускать газ. «Тарони Арцвик» (Орленок Тарона), к-рая выходила раз в 2 недели. Современники окрестили ее «птенцом Орла Васпуракана». В знак всенародной любви и уважения М. Х. стали именовать Айрик. Редактором издания стал любимый ученик М. Х. ученый-филолог еп. Гарегин Срвандзтян. В Васпуракане и Тароне М. Х. встал на защиту прав арм. населения, к-рое подвергалось политическому и экономическому гнету со стороны тур. властей. В результате своей деятельности он приобрел среди местных чиновников репутацию неблагонадежного лица, и, как следствие, школа и типография в Тароне по распоряжению османского правительства были закрыты.

В 1868 г. в Эчмиадзине М. Х. был возведен в сан епископа. В 1869-1873 гг. занимал пост Армянского К-польского патриарха, на котором продолжал активную борьбу против эксплуатации и насилия по отношению к армянам в Османской империи. Направил тур. властям протестную петицию, составленную на основании многочисленных фактов нарушения прав армянского населения. В 1873 г. в условиях углубляющегося конфликта с османским правительством М. Х. объявил о сложении с себя сана патриарха.

В 1878 г. М. Х. возглавил арм. делегацию, отправленную из К-поля на Берлинский конгресс. Однако армян не допустили к участию в работе конгресса; не позволили присутствовать даже на том заседании, где рассматривалась 16-я ст. русско-тур. Сан-Стефанского мирного договора, затрагивавшая интересы арм. населения. По возвращении в К-поль М. Х., обратившись к собравшемуся в кафедральной церкви католикосата народу, образно описал события на конгрессе. Он, в частности, сказал, что в Берлине раздавали харису (арм. национальное блюдо из пшеницы и мяса) из огромного котла, представители разных народов подходили и черпали свою долю. Но ложка арм. делегации в отличие от железных черпаков других оказалась бумажной, она обмякла и застряла в харисе, и потому армянам не досталось ничего. Использованная М. Х. метафора символизировала насущную необходимость вооружаться и вступать на путь национально-освободительной борьбы.

В 1879 г. М. Х. был избран духовным предводителем (прелатом) Вана; в 1880 г. открыл там сельскохозяйственное уч-ще; оказал содействие созданию арм. тайных орг-ций «Сев хач» (Черный крест) в Ване и «Паштпан айреняц» (Защитник Отечества) в Карине, целью к-рых была активизация национально-освободительного движения. Тур. правительство, связывая деятельность М. Х. с освободительной борьбой армян, в 1885 г. лишило его статуса духовного предводителя Вана и отозвало в К-поль, где он был избран председателем церковного собрания К-польского Армянского католикосата. После демонстрации, организованной армянами в к-польском арм. квартале Кумкапы (15(27) июля 1890), католикосат направил тур. правительству 2 протеста с описанием и осуждением действий властей по отношению к армянам. В ответ на это тур. диван выслал М. Х. из столицы и предписал ему отправиться в Иерусалим и более не возвращаться.

5(17) мая 1892 г. в Эчмиадзине заочно М. Х. был избран католикосом ААЦ. Благодаря усилиям российских дипломатов султан Абдул-Хамид II спустя 13 месяцев после избрания М. Х. согласился снять с него бремя тур. подданства, после чего имп. Александр III по закону официально смог утвердить избрание М. Х. Из Иерусалима М. Х. отправился в Европу и затем через Россию доехал до Эчмиадзина. 26 сент. (8 окт.) 1893 г. в кафедральном соборе Эчмиадзина состоялась церемония интронизации М. Х.

На посту католикоса М. Х. с прежним усердием продолжал защищать права арм. населения в Османской империи, организовывал сбор пожертвований и оказывал материальную помощь беженцам из Зап. Армении, которые переезжали в Вост. Армению и др. регионы Российской империи. В 1895 г. посетил С.-Петербург и обратился к имп. Николаю II с просьбой содействовать проведению османским правительством реформ в Зап. Армении.

На страницах офиц. печатного органа Эчмиадзина ж. «Арарат» (1894. № 3) под именем одного из героев Аварайрской битвы 451 г., Аршена Ереци, М. Х. выступил с речью о проблемах образования духовенства и образования вообще, затронул др. аспекты жизни духовного сословия, поднял вопросы о нежелательности разводов и повторных браков овдовевших священников. В 1896 г. М. Х. начал подготовку критического издания армянского канонического текста Свящ. Писания. Для сличения и определения лучших вариантов чтения текстов были отобраны 8-9 рукописей собрания эчмиадзинского Матенадарана имени Месропа Маштоца. В качестве пробного образца был издан 1-й печатный лист (18 страниц) начальных глав кн. Бытие. Это важное начинание было прервано в 1903 г. из-за возросшего давления имперских властей на арм. общины.

12 июня 1903 г. был обнародован указ имп. Николая II о национализации арм. церковных имуществ и закрытии арм. школ. М. Х. запретил священнослужителям подчиняться указу и принимать участие в учете, протоколировании и конфискации гос-вом церковного имущества. То же распоряжение дал и католикосат Эчмиадзина. М. Х. неоднократно обращался к генерал-губернатору Кавказа кн. Г. С. Голицыну с просьбами организовать его поездку в С.-Петербург для личной встречи с имп. Николаем II. Голицын, который являлся одним из инициаторов принятия этого закона, неизменно отказывал М. Х. Только благодаря взвешенной политике М. Х. сопротивление армян имп. указу не вылилось в массовые выступления против империи. Умело направляя протестное движение, М. Х. и его соратники добились отмены указа. 1 авг. 1905 г. имп. Николай II подписал указ о возвращении Армянской Церкви конфискованного имущества; были восстановлены в правах и арм. национальные школы. На посту католикоса М. Х. внес значительный вклад в развитие учебных заведений при Эчмиадзине, где провел ряд реформ. Возрос интерес арм. интеллигенции к национальному архитектурному наследию; были отреставрированы нек-рые храмы. Основана 1-я епархия ААЦ в США.

В 1905-1906 гг. в Закавказье произошли крупные столкновения между армянами и азербайджанцами. М. Х. занялся организацией самообороны арм. населения, одновременно всеми силами стараясь затушить разгорающееся пламя взаимной ненависти и прекратить кровопролитие.

Незадолго до смерти М. Х. направил арм. делегацию на 2-ю Гаагскую мирную конференцию (июнь-окт. 1907) с поручением рассмотреть возможности безотлагательного разрешения арм. вопроса.

Сочинения

М. Х. был выдающимся проповедником, автором поэтических сочинений, богословских и педагогических трудов. В журнале мхитаристов «Базмавеп» в Венеции в 1848 г. было опубликовано его 1-е стихотворение, предисловие к которому он посвятил вопросам арм. стихосложения. В К-поле в 1850 и 1851 гг. вышли в свет «Приглашение в страну Арарата» и «Приглашение на землю обетованную» - публицистические путеводители для паломников. Первое паломничество берет начало от Араратской долины; затем автор приглашает читателя посетить др. районы Армении, подробно описывая природные богатства и знаменитые святыни страны. Второй путеводитель посвящен Св. земле, Иерусалимскому Патриархату Армянской Церкви и святыням этого региона. Оба повествования составлены от 1-го лица и обращены к читателю, которого М. Х. ведет по пути духовно-поэтического пробуждения, раскрывая тайны земли армянской и земли обетованной.

«Жемчужина царства небесного» (Маргарит аркайутян еркри. К-поль, 1866) представляет собой толкование на Нагорную проповедь из Евангелия от Матфея (Мф 5-7), разъяснение ее морально-этических предписаний. Как в этом, так и в др. трудах, посвященных Свящ. Писанию, М. Х. избегает аллегорических иносказаний, беря за основу традиции гомилий свт. Иоанна Златоуста. Толкования М. Х. так же просты, как народные наставления и нравоучения. Этот труд М. Х. преподнес в дар св. престолу Эчмиадзина по случаю своего рукоположения во епископа.

В кн. «Страстная неделя и Проповедь Креста» (Верчин шабат ев Хачи чарэ. К-поль, 1876) описан Крестный путь Спасителя, к-рый вспоминается на Страстной седмице: от Тайной вечери и Гефсиманского моления до Воскресения Христова, торжества и победы Креста.

Кн. «Таинство времени» (Жаманак ев хорурд юр. К-поль, 1876) представляет собой философские размышления о неотвратимом течении времени, где чувствуется влияние 3-й гл. Екклесиаста книги. Время здесь предстает не только как духовно-философская категория. Автор связывает его с судьбоносным событием - ожидаемым принятием конституции в Османской империи. Рассматривая исторический путь от Рождества Христова до 1876 г., когда был представлен проект конституции, М. Х. обращается к Основному закону и определяет главные направления его действия в провинциях Армении.

Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. в Зап. Армении произошла массовая резня армян. В связи с этими событиями М. Х. издал брошюры «Скорбная весть из Вана» (Ван гуйж. 1877) и «Трагические известия из Армении» (Айгуйж). Оправдались самые серьезные опасения М. Х.; связанные с конституцией волнения турок переросли в армянские погромы. В брошюре «Скорбная весть из Вана» он пишет, что Конституции Османской империи во что бы то ни стало была необходима жертва, и в жертву ей был принесен арм. народ.

Три последних труда М. Х.- сборники религиозно-этических поучений, к-рые имеют ярко выраженную социальную направленность. Первый из них, «Семья по образу рая» (Драхти энтаник), состоит из 18 проповедей. Три первые проповеди посвящены библейским сюжетам от Адама и Евы до Ноя. Согласно концепции армянской средневековой историографии, армяне произошли от сына Ноя Иафета, поэтому, начиная с 4-й проповеди, история человечества излагается М. Х. как история армянского народа. От одной сюжетной линии к другой прослеживается путь становления традиции армянской семьи. Главная идея книги состоит в том, что под крышей каждого армянского дома должна жить воистину райская семья, а само понятие семейного счастья есть не что иное, как райское блаженство.

Сборник проповедей «Сирах и Самуил» (1878) затрагивает вопросы социальных отношений. Сирах, как мудрый и заботливый отец, обращается к своему сыну Самуилу. В 13 частях этого сочинения с позиций библейских заповедей и христианской морали рассматриваются проявления социального неравенства, несправедливого общественного устройства и др.

Третий сборник М. Х. «Дед и внук: беседы для деревенской молодежи» (Папик ев торник. Эчмиадзин, 1894) был рассчитан на читателей, живших в арм. провинциях. В нем М. Х. делится своим жизненным опытом. Патриарх, как простой селянин, деревенский старик, ведет беседу со своим внуком. Основные задачи книги - воспитание молодежи в духе истинной любви к своей земле, передача молодым навыков земледельческого труда, рассказ о годовом цикле сельскохозяйственных работ, забота о том, чтобы арм. крестьянин не расставался со своей землей, а еще сильнее ощущал связь с тысячелетними корнями древнего народа. Эта мысль отчетливо прослеживается в сцене, редкой по силе и красоте символических образов, в к-рой после венчания внука в церкви дед в поле берет с внука клятву в том, что он никогда не предаст, не оставит ни жену, ни родную землю. В лит. описаниях М. Х. выступил как мастер художественного слова, воссоздавший чистые и возвышенные образы Армении. Однако в этих беседах отчетливо слышатся и тревога, и боль осознания эмиграции как величайшей трагедии арм. народа. Книга вводит читателя в мир безыскусной красоты и мудрости деревенской жизни.

Соч.: Полное собрание сочинений. Н.-Й., 1929 (на арм. яз.); Сочинения. Ер., 1992 (на арм. яз.).
Лит.: Габриэлян С. Хримян Айрик. Нью-Йорк, 1892 (на арм. яз.); Католикос всех армян Хримян Айрик. Тифлис, 1893; Магакия Орманян, патр. Национальная история. Иерусалим, 1927. Т. 3 (на арм. яз.); Ачемян А. Айрик армян. Тавриз, 1929 (на арм. яз.); Ованнисян P. Западноарм. национально-освободительное движение и организация Защитники Отечества. Ереван, 1965; Нерсисян М. Г. Происхождение Армянского вопроса // История армянского народа / Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 19852. С. 273-280; Торгом Гушакян, патр. Хримян Айрик, Антилиас, 1990 (на арм. яз.); Костандян Э. Мкртич Хримян: Обществ.-полит. деятельность. Ер., 2000 (на арм. яз.); Христианская Армения: Энциклопедия. Ер., 2002. С. 745-747 (на арм. яз.); Тунян В. Г. Патриаршество Хримяна Айрика: 1893-1907. Эчмиадзин, 2013 (на рус., арм. языках).
В. Деврикян