Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ГРУШЕВСКИЙ МАРАМОРОШСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 46, С. 57-58 опубликовано: 7 октября 2021г.


МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ГРУШЕВСКИЙ МАРАМОРОШСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Грушевский Мараморошский мон-рь во имя арх. Михаила. Фотография. 2011 г.
Грушевский Мараморошский мон-рь во имя арх. Михаила. Фотография. 2011 г.

Грушевский Мараморошский мон-рь во имя арх. Михаила. Фотография. 2011 г.
(Хустской и Виноградовской епархии УПЦ), находится в с. Грушеве Тячевского р-на Закарпатской обл. Основан не позднее 1391 г. К-польский патриарх Антоний IV 14 авг. 1391 г. даровал «фундаторам» (основателям, ктиторам) мон-ря валашским воеводам Балишу (в др. источниках - Балице) и Драгмештеру (Драгу) - сыновьям валашского кн. Саса, а также настоятелю игум. Пахомию грамоту с утверждением его статуса как ставропигиального. Согласно этому документу, обители были подчинены все русины и валахи, проживавшие в Мараморошском и Угочанском комитатах (Петров. 1930. С. 9). Сыновья воеводы Балицы - валахский воевода Дмитрий и его брат Александр - грамотой от 1 мая 1404 г. передали мон-рю имение и 3 села (Грушево, Кривое, Тересва) с полями, лесами, водоемами и «со всеми прижитками», а также мельницу в с. Саплонца (ныне Сэпынца, Румыния) при впадении р. Сэпынца в р. Тису. Представители знаменитого рода Драгов позже присвоили себе имя Драгфи, поменяв свои имения в Марамороше на другие - на плодородной равнине в Венгрии. М. а. м. потерял покровителей и лишился подаренных ими сел. Оказавшись в затруднительном положении, монахи старались сохранить оставшиеся привилегии. Есть мнение, что в этот период существовал особый Грушевский экзархат Марамороша с местом пребывания экзарха при обители (Геровский Г. Ю. О языке грамоты 1404 г. Грушевского мон-ря на Карпатской Руси // Slavia. Praha, 1929. Т. 17. С. 373). Декретом кор. Ласло (Владислава) VI, изданным в Эстергоме в 1456 г., за М. а. м. закреплялись в «мирном владении» 2 дочерних мон-ря с церквами, расположенные в селах Саплонца и Сарвасо (ныне Сарасэу, Румыния). В 1479 г. грамотой кор. Матьяша Хуньяди, изданной по просьбе румын. митр. Белоградского (Алба-Юлийского) Иоанникия, все православное духовенство Марамороша, в т. ч. и настоятель обители, освобождались от уплаты налогов светским лицам (ГА Закарпатской обл. Ф. 151. Оп. 25. Д. 11-12).

После того как кор. Уласло II Ягеллон в 1491 г. поставил Мукачевским епископом «по старинному обычаю» Иоанна, к-рому разрешил проживание в М. а. м., последний, проигнорировав ставропигиальные права обители, постарался подчинить себе все приходы Марамороша. Поэтому грушевский архим. Иларий, чтобы обеспечить права патриаршего экзарха, решил обратиться к самому королю. В 1494 г. о. Иларий лично явился к королю, показал ему написанную на пергаменте греч. грамоту патриарха Антония (с лат. переводом) и просил, чтобы венг. монарх подтвердил эту грамоту. 14 мая 1494 г. кор. Уласло узаконил предоставленные о. Иларию права патриаршего наместника и экзарха, но с тем условием, чтобы как Иларий, так и его преемники проявляли по отношению к «Мукачевскому епископу надлежащую подчиненность и послушание». По замечанию одного историка, «из этой грамоты видно, что король Владислав все-таки подчинил Мараморош Мукачевскому епископу» (Лучкай М. М. Iсторïя карпатських русинiв церковна i свiтська. Ужгород, 2000. Т. 2. С. 221-222).

Еп. Иоанн, не обращая внимания на утвержденные королем патриаршие привилегии мон-ря, пытался и далее взимать епископскую дань (т. н. катедратик) с приходов, подчиненных архим. Иларию как экзарху. В 1498 г. архимандрит снова обратился к королю с прошением о помощи. На этот раз кор. Уласло решил лично рассмотреть спор между архим. Иларием и епископом. 29 мая 1498 г. король издал декрет о запрете еп. Мукачевскому Иоанну взимать налог с монастыря (ГА Закарпатской обл. Ф. 151. Оп. 25. Д. 11-12).

Однако назначенный на кафедру ок. 1551 г. Мукачевский еп. Василий добился того, что в 1552 г. кор. Фердинанд I признал его власть над приходами всего Мараморошского комитата, в т. ч. и над М. а. м. Мон-рь потерял права ставропигии и был полностью подчинен Мукачевскому еп. Василию. Не ранее 1556 г. наджупан Сатмарского и Сабольчанского комитатов, владелец Велико-Бычковской казенной доминии Юрий Баторий приказал передать обители под начало новоназначенного еп. Мукачевского Илариона. В тот же период был упразднен мукачевский Николаевский муж. мон-рь, поэтому Баторий передал еп. Илариону М. а. м. со всеми его владениями, а в 1556-1557 гг. еп. Иларион титуловался как архимандрит Грушевского мон-ря. Т. о. М. а. м. был окончательно лишен патриарших привилегий и остался под упр. Мукачевских епископов. Ок. 1558 г. епископ Мараморошский (или «владыка карпатских русинов») осуществлял руководство епархией именно из М. а. м., поскольку обитель в Мукачеве несколько раз грабили и сжигали. В 1599-1600 гг. мон-рю оказывал помощь господарь Валахии Михай Храбрый.

В 1606-1607 гг. в обители располагалась резиденция еп. Мараморошского и управляющего Мукачевской епархией Сергия, бывш. игумена Тисманского муж. мон-ря Олтенийской епархии. Под давлением католиков еп. Сергий бежал из Закарпатья, о необходимости его восстановления на кафедре и возвращения в М. а. м. в письме от 9 марта 1607 г. упоминал молдавский господарь Симеон Могила, под управлением к-рого находился Вост. Мараморош. О дальнейшей судьбе обители документальных сведений не обнаружено.

К нач. XVII в. относится написание в мон-ре хранящегося в Румынии Теребельского Пролога, являющегося важным лит. памятником.

М. а. м. был разорен польск. войсками кн. Любомирского в 1657 г., когда те вторглись в земли Закарпатья, преследуя Трансильванского кн. Дьердя (Юрия) II Ракоци. В одном из румын. документов 1659 г. упоминается «местность возле с. Пери (румын. вариант Грушева.- Авт.), называемая и ныне калугерским монастырем», где говорилось о развалинах каменного монастырского собора и каменного келейного корпуса.

Однако уже в акте правителя Сатмарского комитата от 1 мая 1690 г., связанном с избранием архим. Иосифа (Стойки) на Мараморошскую и Мукачевскую епископские кафедры, «монастырь Пери» фигурирует как действующий. По нек-рым сведениям, после еще одного разорения, вызванного начавшимся в 1703 г. антигабсбургским восстанием под предводительством кн. Ференца II Ракоци, М. а. м. был перенесен в соседнее румынское с. Сэпынца, где после своего освобождения (ок. 1707-1709) краткое время проживал еп. Мараморошский Иосиф (Стойка). Предположение об этом выдвинул румынский историк Н. Йорга в нач. XX в., после того как в храме бывш. скита в с. Брэдету в жудеце Арджеш был обнаружен антиминс с пояснением на румын. языке, что его подписал «епископ Иосиф из монастыря Пери» в 1708 г. Поскольку древний М. м. к тому времени был разрушен, высказывалось предположение о том, что мон-рь мог быть восстановлен в соседнем румынском с. Сэпынца, где существовал упоминавшийся в 1456 г. скит (в 2003 в этом селе построен новый мон-рь Сэпынца-Пери). Руины М. а. м. заросли́ лесом и кустарником, в с. Грушеве продолжал существовать приходский храм, перешедший в унию.

В 1890 г. в Грушеве на месте старой деревянной церкви был построен униатский приходский храм в честь Воскресения Христова, в алтарную часть которого заложили камень от престола бывшей монастырской церкви.

Село Грушево было одним из центров антивенг. движения карпатских русинов и украинцев. После начала венг. оккупации Закарпатья настоятель униат. Грушевского прихода свящ. Карл Купар и 6 его прихожан 20 марта 1939 г. были расстреляны венг. оккупантами, десятки жителей бежали из села. После упразднения в 1948 г. Ужгородской унии приход с. Грушева стал православным.

В 2002-2003 гг. на месте обители на участке, выделенном в окт. 2001 г. Грушевским сельским советом, был построен небольшой храм во имя арх. Михаила.

Постановлением Синода УПЦ от 26 июля 2004 г. М. м. был возрожден как женский, 13 июля 2006 г. преобразован в мужской. Жен. община переведена в урочище Обчина на окраине с. Грушева, где в том же году основан Сергиевский жен. скит. 17 июля 2006 г. архиеп. Хустский и Виноградовский Иоанн (Сиопко) подписал указ о назначении настоятелем архим. Стратоника (Легача), бывшего ранее игуменом Иоанна Богослова апостола монастыря в с. Копашнове. 25 апр. 2013 г. настоятелем М. а. м. был назначен архим. Петр (Краило). Здания новой обители, в т. ч. каменный Михаило-Архангельский храм и келейный корпус, были построены в 2005-2007 гг. недалеко от руин древней обители.

В ходе раскопок, проведенных в 1997-1998 гг., румын. и укр. археологи под рук. Ужгородского национального ун-та обнаружили руины каменной церкви и деревянной постройки ХV-ХVI вв., а также 9 захоронений монахов. Неск. экспонатов были переданы в местный краеведческий музей «Серебряная земля» с. Грушева. В мае-июне 2007 г. монахи, а также преподаватели Ужгородской богословской академии провели раскопки на месте руин. Во время расчистки территории они обнаружили фрагменты керамики, старинные гвозди и старый деревянный крест. Позже местные власти запретили дальнейшее проведение раскопок, поскольку оно не было санкционировано. Все найденные предметы и останки монахов хранятся в монастырском храме.

По сценарию укр. писателя П. Угляренко был снят документальный фильм «Грушевский монастырь».

Лит.: Кралицкий А. Список мон-рей чина св. Василия Великого, существовавших некогда в Марамарощине и истертых имп. Иосифом 1788 г. // Науковый сб. Галицко-Русской матицы за 1865 г. Львов, 1865. С. 50-52, 111-114; Mondok J. De episcopatu et episcopis Maramorosiensibus // Schematismus diocesiae Munkacsensis. 1878. P. 146-162; Сабов Е. Хрестоматия церковнославянских и угро-рус. лит. памятников с прибавлением угро-рус. народных сказок на подлинных наречиях. Унгвар, 1893; Кинах Г. Посiщенiє марамароських мон-рiв 1749 р. // ЗапЧСВВ. 1926. Т. 2. № 1/2. С. 138-151; Петров А. Л. Древнейшая церковно-славянская грамота 1404 г. о Карпато-русской территории: К основанию Грушевского мон-ря св. арх. Михаила в Марамороше. Ужгород, 1927; он же. Древнейшие грамоты по истории карпаторусской Церкви и иерархии, 1391-1498 гг. Прага, 1930; Nandriş G. Despre mănăstirea din Peri // Graiul românesc. 1928. № 2. P. 21-26; Rafiroiu G. G. Mănăstirea din Peri, Chiriaşii Tipografiei Româneşti. Oradea, 1934; Жаткович Ю. Очерк истории Грушевского мон-ря // Земледельческий календарь на 1944 г. Ужгород, 1943. С. 97; Baran A. Eparchia Maramorosiensis eiusque unio. R., 1962. (Analecta OSBM; Vol. 18); Vasile [Coman], ep. Din trecutul Bisericii noastre: Rolul mănăstirii din Perii Maramureşului // Mitropolia Ardealului. An. 23. 1978. N 1/3. P. 13-19; Coravu D. Mănăstirea din Peri şi importanţa sa istorică // Mitropolia Olteniei. 1982. Anul 34. N 7/9. P. 496-514; Dumitrean G. Mănăstirea din Peri, cea mai veche mănăstire ortodoxă română cunoscută în teritoriile intracarpatice // Calendar vestitor şi povăţuitor al creştinilor din Maramureş şi Sătmar pe anii 1991-1992. Baia Mare, 1991. P. 53-57; Bota I. Mănăstirea Peri - Maramureş şi rolul ei în istoria culturii româneşti // Maramureş: vatră de istorie milenară. Cluj-Napoca, 1997. Vol. 2. P. 74-83; Hossu V. Stravopighia Perilor în centrul luptelor Drăgoşeştilor maramureşeni pentru revenirea în scaunul Moldovei // Maramureş: vatră de istorie milenară. Cluj-Napoca, 1997. Т. 2. P. 91-94; Păcurariu M. Mănăstirea «Sfăntul Mihail» din Perii Maramureşului la 600 de ani de la prima atestare documentară // Ortodoxia Maramureşeană. Baia Mare, 1997. An. 2. N 2. P. 155-165; idem. Studii de istorie a Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 2005. P. 201; Монич О. Мараморошська святиня: Нариси з iсторiï Грушевського мон-ря. Ужгород, 2008.
В. Г. Пидгайко