Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ
Т. 45, С. 8-12 опубликовано: 1 июля 2021г.


МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ

Р. Мерри дель Валь. Фотография. 1897 г. (Британская б-ка, Лондон)
Р. Мерри дель Валь. Фотография. 1897 г. (Британская б-ка, Лондон)

Р. Мерри дель Валь. Фотография. 1897 г. (Британская б-ка, Лондон)

[Испан. Merry del Val] Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (10.10.1865, Лондон - 26.02.1930, Ватикан), кард., гос. секретарь (1903-1914) Папского престола, секретарь верховной Конгрегации Sanctum Officium (1914-1930), деятель католич. традиционализма. Происходил из знатного испанского рода, 2-й сын маркиза Р. Мерри дель Валя и гр. Х. де Сулуэты. Отец был высокопоставленным испан. дипломатом, семья сопровождала его по месту службы - сначала в Париж, затем в Лондон, где он занимал пост секретаря посольства Испании. Родители придерживались строгих католич. взглядов. Детские годы, проведенные в Англии, отразились на формировании мировоззрения М. д. В. С одной стороны, он принадлежал к католич. семье, жил в протестант. стране, где его отец представлял католич. монархию. С др. стороны, это был период, когда в Англии относительно недавно была восстановлена католич. иерархия, а в обществе шла широкая дискуссия о необходимости возвращения к католич. традиции. В 8-летнем возрасте М. д. В. заявил о своем желании стать католич. священником.

В 1876 г. отец М. д. В. был назначен послом в Бельгию. В 1876-1877 гг. юноша учился в иезуитской коллегии Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Богоматери мира) в Намюре, в 1878-1883 гг.- в иезуитской коллегии св. Михаила в Брюсселе. По окончании учебы он решил начать подготовку к пастырскому служению и поступил в англ. католическую семинарию - коллегию св. Кутберта Линдисфарнского в Ашо-Муре близ г. Дарем. Здесь он прошел 1-й (философский) 2-летний семинарский цикл и был посвящен в младшие чины. Выбор англ. семинарии был связан с намерением М. д. В. проводить работу среди англикан с целью возвращения их к католич. традиции. По окончании философского семинарского цикла по настоянию друга семьи Г. А. Вогана, буд. кардинала и архиепископа Вестминстерского, М. д. В. должен был пройти 2-й (богословский) семинарский цикл в папской Шотландской коллегии в Риме.

В кон. окт. 1885 г. М. д. В. в сопровождении отца направился в Рим. Для испан. посла визит носил частный характер, но папа Римский Лев XIII (1878-1903) распорядился пригласить его с сыном на неофиц. встречу. В конце аудиенции понтифик поинтересовался жизненными планами М. д. В. и, узнав, что тот приехал для зачисления в Шотландскую коллегию, пожелал, чтобы молодой семинарист продолжил учебу в Папской академии церковной знати, готовящей кадры для церковной дипломатии и служения в Римской курии. Начав учебу в академии в 1885 г., М. д. В. прошел там обязательный 4-летний (богословский) и дополнительный 2-летний курсы. Одновременно он посещал занятия в папском Григорианском университете, где защитил диссертацию и в 1886 г. получил степень д-ра философии. В июне 1887 г. папа Лев XIII назначил его секретарем архиеп. Ф. Л. Руффо-Шиллы, офиц. папского представителя на торжествах в честь 50-летия правления англ. кор. Виктории. В связи с этим назначением 8 июня 1887 г. М. д. В. был возведен в достоинство сверхштатного папского камергера и, не имея даже чина субдиакона, получил право на титулование монсеньером. 29 сент. 1887 г. в кафедральном соборе св. Вита в Праге он был посвящен в субдиаконы Пражским архиеп. Ф. фон Шёнборн-Буххайм-Вольфшталем, близким другом его отца (с 1887 отец М. д. В. был послом Испании в Австро-Венгерской империи, куда входила и Чехия). В марте 1888 г. М. д. В. назначен секретарем архиеп. Л. Галимберти, нунция в Австро-Венгрии, во время его офиц. поездки в Германию.

По возвращении М. д. В. в Рим состоялось его рукоположение во диакона (27 мая 1888), его совершил генеральный викарий Рима кард. Л. М. Парокки в ц. Сант-Анна-аль-Латерано. 30 дек. 1888 г. тот же кардинал рукоположил М. д. В. во пресвитера. В дек. 1889 г. М. д. В. был отправлен с краткосрочной миссией в Вену ко двору австро-венг. имп. Франца Иосифа I. В следующем году в Григорианском ун-те он защитил 2-ю диссертацию и летом 1890 г. получил степень д-ра богословия. В кон. 1891 г. также в Григорианском ун-те он получил степень лиценциата канонического права.

По окончании учебы М. д. В. намеревался сразу же приступить к священническому служению в Англии. Однако 31 дек. 1891 г. папа Лев XIII назначил его на должность действительного папского камергера, и М. д. В. пришлось остаться в Риме. Находясь на службе при папе Римском, он исполнял различные поручения понтифика, в т. ч. требовавшие служения за пределами папского двора. Так, в июне 1893 г. он был направлен в Вену в качестве аблегата для доставки биретты, которую имп. Франц Иосиф I должен был вручить возведенному в кардинальское достоинство Л. Шлауху, еп. Надьварада (Орадя). М. д. В. принял участие в подготовке папского послания «Amantissimæ voluntatis» (от 14 апр. 1895), в к-ром Лев XIII обратился к англиканам с призывом к единению. 9 дек. 1895 г. М. д. В. с сохранением должности действительного папского камергера был назначен в Римскую курию на пост заместителя секретаря Папской комиссии по вопросам воссоединения отделившихся Церквей. В следующем году он стал секретарем папской комиссии по изучению вопроса действительности англикан. рукоположений: собирал и обобщал мнения богословов и канонистов, готовил все обсуждения и по результатам работы комиссии сформулировал и отредактировал итоговый документ - папское послание «Apostolicae curae» (от 13 сент. 1896), к-рым папа Лев XIII объявил о том, что католич. Церковь не может признать действительными хиротонии, совершающиеся в Англиканской Церкви.

Бреве от 10 марта 1897 г. М. д. В. был назначен апостольским делегатом в Канаду, 13 марта ему было пожаловано достоинство прелата папского двора. В Канаде (находился там с 1 апр. по 3 июля 1897) ему предстояло решить вопрос об англо-франц. школах в пров. Манитоба, где был принят закон об образовании, противоречащий интересам Римско-католической Церкви. Отношение к новому закону было различным среди католиков Канады и определялось их национальной и политической принадлежностью. Такой разброс мнений затруднял понимание ситуации Папским престолом. Для окончательного выяснения сложившегося положения М. д. В. провел беседы с представителями канадского епископата и различных политических групп и представил свои выводы в форме доклада. Выполнение возложенной на него миссии было высоко оценено папой Львом XIII, который отметил это в энциклике «Affari vos» от 8 дек. 1897 г., адресованной канадскому епископату и посвященной вопросу об образовании в Манитобе. В Риме М. д. В. вернулся к исполнению обязанностей действительного папского камергера, в дополнение к которым 6 июля 1898 г. был назначен советником Конгрегации Индекса (см. в ст. Индекс запрещенных книг).

Кард. Р. Мерри дель Валь и М. Весник за подписанием конкордата между Ватиканом и Сербией. Фотография. 1914 г.
Кард. Р. Мерри дель Валь и М. Весник за подписанием конкордата между Ватиканом и Сербией. Фотография. 1914 г.

Кард. Р. Мерри дель Валь и М. Весник за подписанием конкордата между Ватиканом и Сербией. Фотография. 1914 г.

23 окт. 1899 г. М. д. В. возглавил Папскую академию церковной знати; занимал этот пост более 3 лет. В связи с назначением через неск. месяцев он был возведен в достоинство титулярного архиепископа Никейского (билет гос. секретариата от 5 апр. 1900). Официальную преконизацию нового архиепископа папа Лев XIII совершил на тайной консистории 19 апр. 1900 г. В епископский сан М. д. В. был рукоположен 6 мая 1900 г. в предоставленном испан. нации рим. храме во имя Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-ди-Монсеррато) гос. секретарем кард. Мариано Рамполлой. В авг. 1902 г. был офиц. папским представителем на коронации англ. кор. Эдуарда VII (1901-1910).

20 июля 1903 г. скончался папа Лев XIII. 21 июля М. д. В. был избран исполняющим обязанности секретаря конклава (обычно его функции исполнял прелат, занимавший должности секретаря консисториальной конгрегации и секретаря коллегии кардиналов, но назначенный 6 июля на эти должности А. Вольпини скончался спустя 3 дня, а находившийся при смерти Лев XIII не мог сделать другое распоряжение). На начавшемся 31 июля конклаве основными претендентами на Папский престол считались кардиналы М. Рамполла и Джироламо Готти, однако ни один из них не набрал необходимого для избрания числа голосов. Рассматривалась кандидатура патриарха Венеции кард. Джузеппе Сарто, который, однако, заявил о своей неготовности возглавить Римско-католическую Церковь. Опасаясь того, что выборы папы затянутся на неопределенно долгий срок, декан Свящ. коллегии кард. Луиджи Орелья ди Санто Стефано попросил секретаря конклава М. д. В. поговорить с кард. Дж. Сарто. 3 авг. между 5-м и 6-м турами голосования состоялась их краткая беседа. На следующий день утром кард. Дж. Сарто был избран папой Римским и принял имя Пий Х (1903-1914).

Вечером 4 авг. М. д. В. прибыл на аудиенцию к папе с итоговыми документами конклава - посланиями об избрании понтифика. Дальнейшими делами должен был заниматься уже новый гос. секретарь, однако несмотря на то что Пий X знал М. д. В. всего несколько часов, а тот не был кардиналом, на этой аудиенции папа назначил его исполняющим обязанности гос. секретаря. В течение неск. месяцев Пий X смог убедиться в правильности своего выбора. 18 окт. 1903 г. папа объявил о грядущем возведении М. д. В. в кардинальское достоинство и об офиц. назначении его на должность гос. секретаря. На тайной консистории 9 нояб. 1903 г. М. д. В. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера, 12 нояб. он получил знаки кардинальского достоинства, ему был пожалован титулярный храм св. Пракседы (Санта-Прасседе) близ базилики Санта-Мария-Маджоре. В этот же день он официально стал гос. секретарем и занимал эту должность вплоть до смерти папы Пия Х (20 авг. 1914). Он был самым молодым за всю историю гос. секретарем Папского престола и 1-м за всю историю папства не итальянцем, возглавившим это ведомство (2-м был франц. кард. Жан Вийо, гос. секретарь Ватикана в 1969-1979). М. д. В. стал также префектом Лоретанской конгрегации, председателем комиссии по управлению имуществом Папского престола и префектом Апостольского дворца. С возведением в кардинальское достоинство он вошел в состав ряда дикастерий Римской курии: верховной Конгрегации Sanctum Officium, Конгрегации Собора, Конгрегации обрядов, Конгрегации чрезвычайных церковных дел, Конгрегации образования. 1 янв. 1904 г. он стал членом папской Библейской комиссии, а в апр. того же года - созданной Пием X папской комиссии по кодификации канонического права. После куриальной реформы 1908 г. к прежним обязанностям М. д. В. была добавлена еще одна: он был назначен членом консисториальной конгрегации (20 окт. 1908). Как куриальный кардинал М. д. В. являлся протектором мн. институтов посвященной жизни и др. учреждений.

Серьезные внешнеполитические проблемы в понтификат Пия Х возникли во взаимоотношениях с Францией, провозгласившей отделение Церкви от государства, с Италией в связи с «римским вопросом» (см. статьи Италия, Латеранские соглашения), с Португалией, где антиклерикальное правительство начало гонения на католическую Церковь, с Россией и с Мексикой, в которых назревали революционные события. М. д. В. был активным противником признания Церковью нового французского закона о «культовых союзах» (см. в ст. «Vehementer nos»), поддержанного большинством французских епископов и являвшегося компромиссным соглашением с властью. Вдохновленный кардиналом папа Римский Пий Х энцикликой «Gravissimo officii munere» от 10 авг. 1906 г. отклонил возможность какого бы то ни было компромисса. Согласно конвенции между Папским престолом и Конго, посвященной порядку миссионерского служения на территории этого государства (подписана в 1906 стараниями М. д. В.), светские власти обязывались создавать католическим миссиям необходимые условия для осуществления их деятельности в обмен на открытие школ и просветительскую работу среди местного населения. 22(9) июля 1907 г. с правительством Российской империи было заключено соглашение, определившее нормы преподавания русского языка, литературы и истории в католич. семинариях в Польше. 24 июня 1914 г. от имени Папского престола М. д. В. подписал конкордат с Сербией, означавший значительный успех возглавляемой кардиналом папской дипломатии.

Во внутрицерковных делах М. д. В. был одним из вдохновителей и проводников антимодернистской политики Папского престола, официально начатой в 1907 г. декретом «Lamentabili» и энцикликой «Pascendi». Апостольской конституцией «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 г. папа Пий Х провел реформу Римской курии, разработанную под руководством гос. секретаря. 12 янв. 1914 г. папа Пий X назначил М. д. В. на освободившиеся в дек. 1913 г. после кончины кард. М. Рамполлы должности архипресвитера рим. базилики св. Петра и префекта Конгрегации фабрики св. Петра.

Со смертью Пия X М. д. В. автоматически лишился полномочий гос. секретаря и сопряженных с этим постом должностей. Как кардинал он участвовал в конклаве, состоявшемся 31 авг.- 3 сент. 1914 г., где основное противостояние наблюдалось между теми, кто отдавал приоритет внутрицерковным вопросам (zelanti - «ревностные»), и сторонниками активизации внешнеполитической деятельности Церкви (politicani -«политики»). В 1-м туре М. д. В., будучи одним из 2 кандидатов zelanti, набрал 7 голосов и вошел в четверку лидеров. Однако в условиях начавшейся первой мировой войны на конклаве возобладала партия politicani, сумевшая обеспечить необходимый для избрания максимум голосов своему кандидату - кард. Джакомо делла Кьезе, против к-рого М. д. В. активно выступал, потребовав проведения пересчета голосов. Несмотря на все усилия 3 сент. 1914 г. кард. Дж. делла Кьеза был избран на Папский престол; он взял себе имя Бенедикт XV (1914-1922). На следующий день новый папа назначил гос. секретарем кард. Доменико Феррату.

М. д. В., оставшийся в должности архипресвитера базилики св. Петра, продолжил службу в Ватикане. Своими главными задачами он считал сохранение достижений понтификата Пия X и ограждение традиц. католицизма от радикальных нововведений. Вокруг М. д. В. сложилась группа тех, кто желали продолжать политику Пия Х. Эта группа получила у современников название Vaticanetto (букв.- «малый Ватикан», «Ватиканчик»). 14 окт. 1914 г. М. д. В. возглавил верховную Конгрегацию Sanctum Officium. Бенедикту XV пришлось назначить М. д. В. на этот пост в силу обстоятельств, к-рым папа не смог противостоять. Должность секретаря, возглавлявшего верховную дикастерию Римской курии, оказалась вакантной в связи с тем, что занимавший ее кард. Д. Феррата стал гос. секретарем и 10 окт. 1914 г. скончался (его место занял кард. Пьетро Гаспарри). Выбрать нового руководителя дикастерии следовало из числа 7 имевшихся на тот момент членов, среди к-рых 3 были весьма преклонного возраста, один занимал пост генерального викария Рима и не мог принять на себя бо́льшую нагрузку, а оставшиеся 3, включая М. д. В., были известны как сторонники антимодернистской политики Пия Х. Т. о., причинами выбора М. д. В. стали как весьма ограниченные возможности Бенедикта XV, так и намерение угодить консервативному крылу коллегии кардиналов, в поддержке к-рой папа нуждался в начале понтификата.

Первое офиц. решение доктринального характера, принятое Конгрегацией Sanctum Officium под рук. М. д. В., было связано с почитанием Святейшего Сердца Иисусова (послание «Ad omnes dubietates» от 3 апр. 1915). Характер др. постановлений определялся военной ситуацией. Задачей Конгрегации было, с одной стороны, облегчить пастырское окормление верующих, находившихся в экстраординарных военных условиях, а с другой - оградить их от соблазнов, связанных с ослаблением церковной дисциплины. События первой мировой войны привели к усилению эсхатологических настроений, росту интереса к Ла-Салеттским пророчествам (см. Ла-Салетт). Декретом «Ad supremae» от 21 дек. 1915 г. клирикам и мирянам было запрещено обсуждать эти пророчества под угрозой церковных прещений.

Борьба с модернизмом была продолжена с выходом декрета Конгрегации Sanctum Officium «In generali consessu» от 26 мая 1916 г., к-рый осудил издававшийся в Риме ж. «Rivista di Scienza delle Religione» (Журнал науки и религии) как орган модернистской пропаганды (organum propagandae modernisticae). Постановлением «In pleniario conventu» от 27 апр. 1917 г. всем католикам запрещалось к.-л. образом поддерживать спиритизм и участвовать в спиритических сеансах. Декретом, также озаглавленным «In pleniaro conventu» (от 18 июля 1919), была осуждена теософия: католикам запрещалось участвовать в теософских организациях, читать издания теософской направленности. На заседании 2 июля 1919 г. Конгрегация Sanctum Officium вынесла решение о запрете католикам участвовать в деятельности об-ва «Ad procurandam christianitatis unitatem», имевшего целью достижение «всехристианского единства», т. к. данное об-во настаивало на обязательном принятии тезиса о вселенскости всех христиан в равной степени.

В 1917 г. М. д. В. добился от папы Римского ликвидации Конгрегации Индекса и передачи ее полномочий верховной Конгрегации Sanctum Officium. Помимо цензуры печатной продукции Конгрегация следила за проявлениями модернизма в церковном искусстве. Декретом «Cum recentioribus praesertim temporibus», принятым 29 марта и обнародованным 8 апр. 1916 г., была осуждена и пресечена практика изображения Пресв. Девы Марии в священнических облачениях. М. д. В. настаивал на запрете неприемлемых с т. зр. традиц. богословия изобразительных новшеств.

22 янв. 1922 г. скончался папа Римский Бенедикт XV. 2 февр. 1922 г. собрался конклав, где М. д. В., представитель партии zelanti, рассматривался как один из главных претендентов на Папский престол. Его соперником из группы politicani был кард. П. Гаспарри. Компромиссным стало решение избрать папой Римским кард. Акилле Ратти (6 февр. 1922). Сохранив за кард. П. Гаспарри пост гос. секретаря, новый папа заявил о намерении продолжать внешнеполитическую линию своего предшественника. Заручившись т. о. поддержкой кардиналов, назначенных Бенедиктом XV, он приступил к проведению внутрицерковной политики в соответствии с традиционалистскими принципами папы Римского Пия Х, в память о котором он принял имя Пий XI (1922-1939). Сразу после избрания папа утвердил М. д. В. в должности секретаря Конгрегации Sanctum Officium.

Борьба с доктринальным модернизмом, начатая папой Пием Х, была продолжена в понтификат Пия XI. Одним из важнейших итогов деятельности Конгрегации Sanctum Officium стало послание «In generali consessu habito» от 1 дек. 1924 г., оформленное как ответ-разъяснение Адольфу Иву Мари Дюпарку, еп. Кемпера и Леона (1908-1946). Это послание, в к-ром подробно рассматривались 12 заблуждений, относящихся к философии, апологетике и теологии и осужденных католич. Церковью, составило 3-ю (после «Syllabus errorum» (1864) и декрета «Lamentabili» (1907)) часть традиц. учения Римско-католической Церкви. М. д. В. принял деятельное участие в формировании традиционалистского отношения к экуменизму. 11 апр. 1927 г. Конгрегация Sanctum Officium под рук. М. д. В. выпустила циркуляр, предупреждавший епископов Римско-католической Церкви и всех верующих (особенно в Германии) об опасности, исходящей от пропаганды различными некатолич. сообществами идей «союза трех основных христианских конфессий». 8 июля 1927 г. Конгрегация Sanctum Officium обнародовала решение «Occasione conventus» о собраниях, именуемых конгрессами по единению всех христиан. Это решение было принято в преддверии планируемого в г. Лозанна (Швейцария) конгресса, претендовавшего на рассмотрение вопроса о всехристианском единстве. Указывалось на недопустимость участия католиков в подобных конгрессах, конференциях, ассамблеях и об-вах.

6 янв. 1928 г. папа Пий XI в окружном послании «Mortalium animos» указал, что никто из отделившихся от Церкви не должен рассчитывать на то, что ради единства с ними «Церковь пожертвует целостностью веры и станет терпеть их заблуждения». Декретом «Cum Supremæ» от 25 марта 1928 г. Конгрегация Sanctum Officium распустила и запретила священническую ассоциацию «Друзья Израиля» (Opus sacerdotale Amici Israel). Основанная в Риме 24 февр. 1926 г., эта орг-ция своей изначальной задачей ставила молитву за евреев; спустя 2 года она объединяла уже 19 кардиналов, ок. 300 епископов и ок. 3 тыс. священников. Однако вскоре поддержка ассоциацией утверждения о богоизбранности евр. народа привела к началу дискуссии о введении литургических изменений в богослужение Великой пятницы с целью изъять из него молитву о «коварных иудеях». М. д. В. выступил инициатором роспуска ассоциации и добился соответствующего решения Конгрегации Sanctum Officium, несмотря на противостояние таких влиятельных фигур, как, напр., аббат Альфредо Ильдефонсо Шустер (1880-1954), буд. кардинал и архиепископ Милана (беатифицирован в 1996 папой Римским Иоанном Павлом II).

Еще в 1914 г., при папе Пии Х, М. д. В. занимался вопросом об отношении Церкви к деятельности крайне правой организации «Action Française» (Французское действие). Пий Х одобрил подготовленное тогда осуждение орг-ции, но из-за политической обстановки было решено отложить публикацию документа до более благоприятного момента. 14 апр. 1915 г. папа Бенедикт XV заслушал доклад М. д. В., занимавшего к тому времени пост секретаря Конгрегации Sanctum Officium, о сочинениях националиста Ш. Морраса, лидера «Action Française». Кардинал довел до сведения понтифика и мнение Пия Х. Полностью согласившись с мнением предшественника, Бенедикт XV посчитал, что подходящий момент еще не настал. По окончании первой мировой войны после восстановления дипломатических отношений между Францией и Папским престолом декретом Конгрегации Sanctum Officium «Cum nonnulli» от 29 дек. 1926 г. ряд сочинений Морраса и публикации ежедневной газ. «Action Française» были осуждены и внесены в Индекс запрещенных книг. 19 сент. 1927 г. декретом «Cum ad hanc» в Индекс запрещенных книг была включена «Желтая книга» с предисловиями Морраса и др. франц. националиста Л. Доде, повествовавшая о взаимоотношениях Папского престола и «Action Française». Впосл. были осуждены и др. работы сторонников этой орг-ции.

Резонансным явлением в жизни Римско-католической Церкви с 20-х гг. ХХ в. стала деятельность итал. капуцина Пия из Пьетрельчины (Падре Пио; мирское имя Франческо Форджоне) из мон-ря Сан-Джованни-Ротондо, к-рый обрел известность благодаря наличию у него с 1918 г. стигматов, а также особого дара исповедника. 31 мая 1923 г. особой декларацией «Suprema Sacra Congregatio» Конгрегация Sanctum Officium констатировала, что в ходе специального расследования были изучены факты, связанные с Падре Пио, однако их сверхъестественный характер не получил подтверждения. 24 июля 1924 г. Конгрегация обратилась к верующим с офиц. увещеванием «Declaratione die», призвав католиков воздерживаться от посещений этого священника и от любых контактов с ним. (Пий из Пьетрельчины был канонизирован в 2002 папой Римским Иоанном Павлом II.)

Находясь во главе Конгрегации Sanctum Officium, М. д. В. пытался противостоять распространению церковных практик, чуждых католич. традициям (в марте 1922 декретом Конгрегации католич. клирикам было запрещено участвовать в обрядах, связанных с кремацией), а также проникновению в жизнь верующих католиков идей модернизма. 15 марта 1923 г. М. д. В. направил всем диоцезиальным ординариям предписание (monitum) «Accidit non infrequenter», обязывавшее епископов единолично или при содействии особых Советов бдительности принимать все необходимые меры по недопущению каких бы то ни было публикаций (издававшихся как клириками, так и мирянами), где позитивно оценивались бы книги и произведения искусства, не соответствовавшие догмам католического вероучения и нормам христ. морали. Документом от 2 апр. 1925 г. Конгрегация Sanctum Officium, ссылаясь на Кодекс канонического права 1917 г. (CIC (1917). 1399 §1), предписывала считать незаконными переводы Свящ. Писания, сделанные или опубликованные не католиками. За подписью М. д. В. всем диоцезальным ординариям Римско-католической Церкви была направлена инструкция «Inter mala» (от 3 мая 1927), в к-рой осуждались широко распространившиеся в лит-ре и драматургии практически всех стран чувственность и мистицизм; отмечалось, что сочетание «чувственных страстей» со «сладострастным мистицизмом» представляет собой одно из «зловещих и вредоносных явлений современности».

В нояб. 1929 г. по распоряжению папы Римского Пия XI вышло пересмотренное издание Индекса запрещенных книг, подводившее итог работы Конгрегации Sanctum Officium в этом направлении за последние годы. Том объемом в 594 с. содержал наименования ок. 15 тыс. произведений, запрещенных Римско-католической Церковью; уточнялось, что запреты касались всех католиков вне зависимости от обряда. Предисловие к этому изданию было подписано 7 июня 1929 г. М. д. В., секретарем Конгрегации Sanctum Officium, и стало последней публикацией кардинала и в определенном смысле его духовным завещанием; на примере работы с печатными изданиями он рассуждал о понимании подлинной христ. свободы.

М. д. В. скончался в своей резиденции св. Марты в Ватикане. В соответствии с завещанием он был похоронен в крипте ватиканской базилики св. Петра. На следующий год на средства, выделенные Испанией, была сооружена усыпальница из балеарского оникса (торжественно освящена 11 июля 1931 кард. Э. Пачелли (папа Римский Пий XII в 1939-1958)). На пожертвование из Англии, где М. д. В. род. и провел детские и юношеские годы, в базилике св. Петра в переходе из ризницы была установлена мраморная мемориальная доска с портретным медальоном. В мае 1952 г. испан. кардиналы обратились к Пию XII с просьбой начать процесс беатификации М. д. В. 26 февр. 1953 г., в 23-ю годовщину со дня его смерти, в Ватикане было официально объявлено о начале беатификационного процесса, который, однако, был приостановлен из-за изменения церковной политики на Ватиканском II Соборе (1962-1965). В настоящее время память о кардинале сохраняется только в традиционалистских католич. кругах.

Соч.: The Truth of Papal Claims: A Reply to «The Validity of Papal Claims» by F. N. Oxenham. L.; St. Luis, 1902; Notes de direction. P., 1937; Spiritual Directions. L., 1937; Memories of Pope Pius X. L., 1939; Memorias del Papa Pio X. Madrid, 1946; Pio X.: Impressioni e ricordi. Padova, 1949; Pie X.: Impressions et souvenirs. St.-Maurice, 1951; Pius X: Erinnerungen und Eindrücke. Basel, 1951; Pensamientos asceticos del siervo de Dios. Madrid, 19592; The Spiritual Diary. N. Y., 1964; Let God Act: Selections from the Spiritual Writings of Card. R. Merry del Val. Talacre (Wales), 1974; The Spiritual Writings. Leominster, 2009.
Лит.: Claar M. Das Staatsekretariat Merry del Val (1903-1914). B., 1930; Forbes F. A. Rafael Cardinal Merry del Val: A Character Sketch. L.; N. Y., 1932; Cenci P. Il Cardinale Raffaele Merry del Val / Con prefaz. di Card. E. Pacelli. R., 1933; Giacchi O. Il Cardinale Raffaele Merry del Val. Mil., 1933; Canestri A. Un missionario in porpora: Il cardinale Merry del Val. R., 1934; Carli F., de. Il cardinale Merry del Val. R., 1934; Dalpiaz V. Attraverso una porpora: Il Cardinale Merry del Val. Torino, 1935; Figueroa Ortega R. Una gloria de la Iglesia: El cardenal Rafael Merry del Val. Puebla, 1937; Hettlingen V., von. Raphael Kardinal Merry del Val: Ein Lebensbild. Einsiedeln; Köln, 1937; Dalpiaz V. Cardinal Merry del Val. L., 1937; Wolff J. Kardinal Merry del Val. Breslau, 1939; Dal-Gal G. Il cardinale Raffaele Merry del Val segretario di stato del beato Pio X. R., 1953; idem. Il Servo di Dio Card. Raffaele Merry del Val, Segretario di Stato di S. Pio X: Una porpora fulgente. R., 1956; idem. The Spiritual Life of Cardinal Merry Del Val. Cork, 1959; Mitchell H. Le Cardinal R. Merry del Val, secrétaire d'État de St. Pie X. P., 1956; Flores de Lemus I. El fulgor de una púrpura: El cardenal Rafael Merry del Val. Madrid, 1956; Buehrle M. C. Rafael Cardinal Merry del Val. L., 1957; Quinn B. M. Give Me Souls: A Life of Raphael Cardinal Merry del Val. Westminster, 1958; Viñayo C., de. Senda luminosa: Vida del Cardenal Merry del Val. Madrid, 1959; Javierre J. M. Merry del Val. Barcelona, 19652; Holmes J. D. Cardinal Raphael Merry del Val: An Uncompromising Ultramontane: Gleanings from His Correspondence with England // CathHR. 1974. Vol. 60. N 1. P. 55-64; Dick J. A. Cardinal Merry del Val and the Malines Conversations // EThL. 1986. Vol. 62. P. 333-355; Macina M. R. Essai d'élucidation des causes et circonstances de l'abolition, par le Saint-Office, de l'«Opus sacerdotale Amici Israel» (1926-1928) // Juifs et Chrétiens: Entre ignorance, hostilité et rapprochement (1898-1998). Villeneuve d'Ascq, 2002. P. 87-110; González Chaves A. J. Rafael Merry del Val. Madrid, 2004; Muñoz J. M. El Cardenal Secretario de Estado Rafael Merry del Val y su Proceso de Beatificación: Historia de su Causa: Problemas, investigaciones de archivos y documentación inédita: Diss. R., 2008; Zambarbieri A. Merry del Val, Rafael // DBI. 2009. Vol. 73. P. 740-744; Raurell F. Un cardinale e tre conclavi: Merry del Val // Estudios franciscanos. Barcelona, 2010. Vol. 111. N 448. P. 41-70; Крысов А. Г. Конклав 1903 г. и кард. Рафаэль Мерри-дель-Валь // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: История и полит. науки. М., 2010. № 2. С. 103-107; он же. Верховная Свящ. конгрегация Св. Службы под рук. кард. Р. Мерри-дель-Валя в 1914-1922 гг. // Там же. 2011. № 1. С. 114-121; он же. Верховная Свящ. конгрегация Св. Службы под рук. кард. Р. Мерри-дель-Валя в 1922-1930 гг. // Там же. 2011. № 3. С. 189-199.
А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Кардиналы Римско-католической Церкви Мерри Дель Валь Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (1865-1930), кардинал, гос. секретарь (1903-1914)
См.также:
АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви
АГУСТОНИ Джильберто (род. в 1922), кард. католич. Церкви
АЙИ Пьер д' (1350–1420), кардинал, проповедник
АЛЛЕН Уильям (1532-1594), кардинал