Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТТА АЛЬ-МАСКИН
Т. 44, С. 338-340 опубликовано: 7 мая 2021г.


МАТТА АЛЬ-МАСКИН

Матта аль-Маскин. Фотография. XX в.
Матта аль-Маскин. Фотография. XX в.

Матта аль-Маскин. Фотография. XX в.

[Матта аль-Мескин/Мискин; араб.    - Матфей Бедняк/Убогий; англ. Matthew the Poor] (20.09.1919, Бенха, совр. мухафаза Кальюбия, Египет - 8.06.2006, Дейр-Анба-Макар, Вади-эн-Натрун), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви (КЦ) в XX в., участвовавший в возрождении традиций древнего егип. монашества. В миру Юсеф Искандер. По окончании фармакологического фак-та Каирского ун-та (1944) держал крупную аптеку в г. Даманхуре, построил в городе ц. св. Георгия. В 1948 г., распродав все имущество, присоединился к братии бедного и отдаленного мон-ря св. Самуила Каламунского в В. Египте, где принял постриг с именем Матта (Матфей; впосл. получил прозвище Бедняк (аль-Маскин/Мискин), которое уже носили 2 др. одноименных деятеля КЦ, известных своим аскетизмом,- почитаемый 7 кихака (3 нояб.) средневек. подвижник (см.: Coquin R.-G. Matthew the Poor, Saint // CoptE. Vol. 5. P. 1571-1572) и патриарх Матфей I. В этот период М. а.-М. испытал влияние книг православного архим. Лазаря (Мура; 1902-1992; РПЦЗ) и обобщил свой молитвенный опыт в соч. «Православная жизнь в молитве». В 1951 г., после ухудшения здоровья из-за суровых условий жизни, переехал в монастырь Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун, где принял священнический сан. В 1952-1954 гг. М. а.-М. периодически жил в уединении в скалистой местности около обители, нек-рое время подвизался вместе с Абд аль-Масихом аль-Хабаши, также исполняя послушание духовника и наставника молодых монахов. Примером для М. а.-М. служили основоположники египетского монашества. Его духовный авторитет оказал влияние на многих молодых людей. С марта 1954 по май 1955 г. М. а.-М., возведенный в сан игумена, занимал пост викария патриарха Иосифа II в Александрии (а также его представителя в Совете общины (Маджлис аль-милли)) и в этом качестве провел ряд церковно-адм. реформ. Затем вернулся в Дейр-эс-Суриан и поселился в одной из окрестных пещер. В июле 1956 г. в поисках большего уединения вместе с группой учеников возвратился в монастырь св. Самуила. В кон. 50-х гг. XX в. М. а.-М. руководил движением «Байт ат-такрис» (Дом посвящения), члены которого, будучи мирянами, жили под его руководством по особому уставу, близкому к монашескому.

В 1959 г. М. а.-М. был одним из кандидатов на выборах патриарха. По распоряжению нового предстоятеля Кирилла VI в нач. 1960 г. он вернулся в Дейр-эс-Суриан, однако уже в авг. уединился вместе с учениками в пустынной местности Вади-эр-Раян в мухафазе Эль-Файюм (что стало причиной конфликта с патриархом). М. а.-М. и его ученики провели здесь 9 лет в пещерах, к-рые вырыли своими руками, подражая древним отцам-пустынникам. В 1969 г. патриарх Кирилл VI поручил М. а.-М. восстановить монашескую жизнь в обители прп. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун. На тот момент в мон-ре было всего неск. престарелых насельников, строения сильно обветшали. М. а.-М. прибыл в обитель с 12 учениками и энергично приступил к выполнению поручения. Ко времени его кончины в мон-ре подвизались уже 130 монахов, расселенных в новых корпусах, существовало развитое хозяйство, работала типография; обитель стала одним из основных центров паломничества для коптов.

В 1971 г. М. а.-М. вновь оказался в числе кандидатов на выборах патриарха, к-рым был избран друг его юности Шенуда III (1971-2012). Оба они принадлежали к поколению религ. энтузиастов, взращенных в недрах Движения воскресных школ, и, будучи еще молодыми людьми, к 40-м гг. XX в. стали в авангарде коптского религиозного возрождения. И буд. патриарх (в миру Назир Гайед), и М. а.-М. приняли монашеский постриг, имея на руках университетские дипломы, и некоторое время вместе подвизались в Дейр-эс-Суриан (М. а.-М. даже был духовником буд. патриарха). Первоначально они выступали как единомышленники, Гайед написал предисловие к 1-й книге М. а.-М. Однако впоследствии не без влияния политических обстоятельств они встали в явную оппозицию друг к другу, представляя 2 основные тенденции в жизни КЦ - к бурному материально-организационному развитию (патриарх Шенуда) и к акцентированию внимания на взаимоотношениях человеческой души с Богом (М. а.-М.), хотя и патриарх был плодовитым духовным писателем, и М. а.-М. показал себя эффективным организатором хозяйства в возрожденном под его руководством монастыре прп. Макария.

В разгар кризиса отношений между егип. властями и КЦ президент Египта Анвар Садат, готовя указ об отмене собственного декрета об утверждении Шенуды III патриархом, в сент. 1981 г. встречался с М. а.-М., к-рого наметил в качестве преемника «неудобного» предстоятеля еще в 1979 г. Патриархом М. а.-М. так и не стал, не вошел он также в комитет по управлению КЦ, созданный после принудительной изоляции Шенуды III в мон-ре прп. Псоя (Дейр-Анба-Бишой). Относительно позиции М. а.-М. высказывались 2 версии: одни говорили, что именно он предложил президенту изолировать патриарха, другие - что он, напротив, пытался смягчить гнев главы гос-ва и убедил его не настаивать на выборах нового предстоятеля. В мемуарных записках М. а.-М. свидетельствовал, что пытался примирить президента с патриархом, но, видя упорство Садата, предложил сформировать архиерейский совет по управлению КЦ и сам рекомендовал, кого включить в его состав. В любом случае в отношениях между патриархом и игуменом после этого инцидента преобладала напряженность.

Большой резонанс в копт. среде имел публичный разбор «богословских ошибок» М. а.-М. в лекциях Шенуды III. Ключевым вопросом было учение об обожении человека, которое развивал М. а.-М. Фактически он стал первым за мн. века после святителей Афанасия и Кирилла Александрийских египтянином, заговорившим об этом. Однако патриарх Шенуда воспринял рассуждения М. а.-М. как еретическое нововведение, основывая свою контраргументацию на том, что обожение невозможно из-за греховной испорченности человеческой природы (см. подробнее: Masson. 2005; Idem. 2007). Ряд обвинений, выдвинутых против М. а.-М. патриархом и некоторыми совр. коптскими богословами, основывается на использованных им сравнениях, напр., чудесного насыщения хлебами с Евхаристией (в толковании на Мк 6. 35-44) или распятия Иисуса Христа - со «вторым крещением кровью» (в толковании на Лк 23), а также на утверждении М. а.-М. о том, что «Христос был распят дважды»,- со «вторым распятием» М. а.-М. сравнивает чувство богооставленности, которое испытал Христос на Кресте, выразив его словами «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15. 34). К числу др. заблуждений М. а.-М. относят: непризнание развода даже в случае прелюбодеяния (согласно М. а.-М., КЦ, дозволив развод по причине прелюбодеяния, слепо последовала за ап. Матфеем, «стоявшим на уровне Закона Моисеева», в то время как в Евангелиях от Марка и Луки развод вообще не дозволяется); мнение о том, что заключительная часть Евангелия от Марка принадлежит не евангелисту, а одному из 70 апостолов, восстановившему утерянные ранее главы материалом из других канонических Евангелий; утверждение, что Иуда причастился на Тайной вечере, и др. Некоторые даже находят в сочинениях М. а.-М. повод для обвинения его в несторианстве (слова о том, что воплощение Логоса «связало и проявило два бытия - бытие Христа до воплощения в личности Логоса и бытие Логоса во плоти в личности Иисуса Христа», понимаются как провозглашение существования личности Бога-Логоса и личности Иисуса Христа).

Перу М. а.-М. принадлежат более 100 книг и 300 статей и проповедей. Его наиболее известный труд, «Православная жизнь в молитве», был опубликован в 1953 г. (в 1968 переизд. с поправками и дополнениями; в 1997 опубл. на французском языке, в 1999 - на итальянском, в 2002 англ. перевод выпустило изд-во Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке). М. а.-М. много занимался толкованием творений св. отцов первых веков христианства, пытаясь показать их актуальность для совр. жизни. Среди его основных работ - 16-томное толкование на НЗ, сочинения об ап. Павле, о свт. Афанасии Великом, егип. монашестве времен прп. Макария Великого и др. Фундаментальный труд «Евхаристия: Вечеря Господня» представляет собой подробное рассмотрение истории и смысла этого таинства с опорой на тексты НЗ и святоотеческую лит-ру, богословский анализ литургии, в частности совершаемой коптами литургии ап. Марка. В соч. «Церковь и государство» прослеживается неодобрительное отношение М. а.-М. к бурному организационно-материальному развитию КЦ и ее активному участию в политической жизни, к-рые стали особенно заметны в период Патриаршества Шенуды III.

Автобиография М. а.-М., составленная в 1978 г., была издана монастырем прп. Макария вместе с воспоминаниями о нем (Yu hanna  al-Maqa r. 2006). Последователи М. а.-М., как и ранее, группируются вокруг мон-ря прп. Макария. Среди них - Басилийус (Василий) аль-Макари, к-рый выдвигался в качестве кандидата на выборах патриарха в 2012 г. и продолжает критиковать наследие патриарха Шенуды III с позиций М. а.-М.; Илишаа (Елисей) аль-Макари, занимающийся возрождением монашества в Вади-эр-Раян, и др.

Соч. (в пер.): О христианском единстве // Вестн. РХД. 1983. № 140. С. 18-28; Между Воскресением и Вознесением // Там же. 1984. № 141. С. 72-77; О цели христианской жизни // Там же. № 143. С. 21-31; The Communion of Love. Crestwood (N. Y.), 1984; Prière, Esprit Saint et unité chrétienne. Bégrolles-en-Mauges, 1990; La communion d'amour. Bégrolles-en-Mauges, 1992; La nouvelle création de l'homme. Bégrolles-en-Mauges, 1998; Orthodox Prayer Life: The Interior Way. Crestwood (N. Y.), 2003; The Titles of Christ. Rollinsford (N. H.), 2008; Молитовне життя Схiдноï Церкви. Львiв, 2011; Words for Our Time: The Spiritual Words of Matthew the Poor. Chesterton (Ind.), 2012.
Лит: Masson J. Théologies comparées: Shenouda III et Matta al-Maskin // POChr. 2005. Vol. 55. N 1/2. P. 52-61; idem. La divinisation de l'homme: Les raisons de l'opposition de Shenouda III // Ibid. 2007. Vol. 57. N 3/4. P. 279-290; Yu hanna  al-Maqa r, ed. Abu na  al-Qummus Matta  al-Miskn. Al-Qa hira, 2006 (на араб. яз.); Mikhail M. S. A. Matta al-Miskîn // The Orthodox Christian World / Ed. A. Casiday. L.; N. Y., 2012. P. 359-365.
Г. Л. Крылов, С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Богословы коптские Матта Аль-Маскин [Матта аль-Мескин/Мискин; араб. - Матфей Бедняк/Убогий] (1919 - 2006), игумен, один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви
См.также:
АБД АЛЬ-МАСИХ ГИРГИС АЛЬ-МАСУДИ коптский богослов XIX века
БУЛУС АЛЬ- БУШИ один из значительных копт. духовных писателей средневековья
БУТРОС ИБН АР-РАХИБ (XIII в.), копт. писатель, автор богословских трактатов и копт. грамматики
ВАДИХ ИБН РАДЖА (ок. 1000), копт. монах, богослов и писатель; священник из Скита