Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРФА
Т. 44, С. 232-234 опубликовано: 21 апреля 2021г.


МАРФА

Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь)
Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь)

Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь)

(Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 10.02.1810, дер. Комодеево (Погиблово) Ардатовского у. Нижегородской губ.- 21.08. 1829, с. Дивеево, там же), прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых), схим. Основным источником сведений о М. является ее жизнеописание (Кондратьев. 1906) и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная архим. Серафимом (Чичаговым).

М. род. в семье удельных крестьян. Отец - Семен Дмитриевич Милюков; старший брат Иван († 23 авг. 1882) был насельником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни, нес послушание привратника; старшая сестра Прасковья по благословению прп. Серафима Саровского поступила в Дивеевскую общину, а в 1834-1837 гг. являлась начальницей т. н. Мельничной общины (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь).

М. была крещена 13 февр. 1810 г. С детства любила богослужения, молилась в приходском храме с. Хохлова Ардатовского у. Во время Великого поста 1823 г., на обратном пути из церкви, при переходе через р. Иржу М. провалилась в полынью и спасение от гибели восприняла как чудо. Вскоре за сестрой Прасковьей она «увязалась» в Саровскую пуст. к прп. Серафиму, который благословил отроковицу не возвращаться домой, а идти в Дивеево (Серафим (Чичагов). 1903. С. 172). 21 нояб. 1823 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, 13-летняя Мария поступила в жен. Казанскую общину при приходской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой).

М. вела подвижнический образ жизни, стремилась к непрестанной молитве, уклонялась от бесед с сестрами, с кротостью отвечала только на необходимые вопросы. Стала одной из преданнейших учениц прп. Серафима. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», «скорее отроковица Мария Семеновна и Михаил Васильевич Мантуров слышали о бывших о. Серафиму откровениях и даваемых ему поручениях Божией Матерью, чем саровские иноки». Считается, что прп. Серафим именно ей рассказал о будущей славе Дивеевской обители, но заповедал не говорить об этом «до времени» насельницам и родным. После бесед со старцем Мария «сияла неземною радостию» (Там же).

Прп. Серафим благословил М. причащаться Св. Таин каждый двунадесятый праздник и во время всех 4 постов. По свидетельству старицы Евдокии Ефремовны (мон. Евпраксии), преподобный сказал: «Как Господь избрал Екатерину мученицу себе в невесты, так и я из 12 дев избрал себе в невесты в будущем - Марию. И там она над вами будет старшею! Теперь я избираю вас в сестры себе, а которые будут после меня поступать в обитель, те - дочки мои» (Там же. С. 234). Современники рассказывали о кротости и безусловном послушании М. преподобному. Однажды в ответ на упоминание родной сестры Прасковьи о некоем саровском монахе она спросила: «А какие видом-то монахи, Параша, на батюшку, что ли, похожи?» Удивленная вопросом сестры, Прасковья ответила: «ведь ты так часто ходишь в Саров, разве не видала, что спрашиваешь?» «Ведь я ничего не вижу и не знаю,- призналась Мария,- батюшка Серафим мне приказывал никогда не глядеть на них, и я так повязываю платок на глаза, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу» (Там же. С. 266).

Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Акварель. 2000 г. (Серафимо-Дивеевский мон-рь)
Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Акварель. 2000 г. (Серафимо-Дивеевский мон-рь)

Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Акварель. 2000 г. (Серафимо-Дивеевский мон-рь)

В «Летописи Дивеевского монастыря» записаны слова прп. Серафима, сказанные Ксении Васильевне Путковой: мощи М. и прп. Елены (Мантуровой) будут «почивать открыто в обители, ибо обе они так угодили Господу, что удостоились нетления!» При этом преподобный отмечал, что М., несмотря на то, что взяла на себя обет молчания, «преступила заповедь мою и рассказала малое, а все же за то при вскрытии мощей ее в будущем предадутся тлению одни только уста ее!» По свидетельству уставщицы правого клироса Устинии Ивановны Кузнецовой (мон. Иларии), однажды М. поведала ей «чудные, утешительные» предсказания прп. Серафима о будущем устройстве обители, освящении престолов храмов, внешнем «изобилии во всем, но тогда уже будет всему конец». Также М. пересказала пророчество прп. Серафима о перенесении его мощей в Дивеево (Там же. С. 235-236).

По благословению прп. Серафима в Дивеево для обустройства св. канавки (тропы), по к-рой, по словам преподобного, каждую ночь проходила Божия Матерь, рядом с Казанской общиной устраивалась новая Мельничная община, и М. вместе с девицей Прасковьей Степановной Шаблыгиной (мон. Пелагеей) принимали в этом непосредственное участие. 9 дек. 1825 г., в праздник Зачатия Пресв. Богородицы, прп. Серафим, вышедший из затвора, посетил Дальнюю пустынь Саровской обители. Здесь преподобный с Шаблыгиной и М. более часа молился перед Распятием с зажженными свечами. Считается, что эта совместная молитва положила начало созданию Мельничной общины. Шаблыгина стала 1-й старшей сестрой в общине, а М., по словам о. Серафима,- «начальницею над дивеевскими сиротами в царствии небесном». Земли, предназначенные для устроения Мельничной общины, принадлежали заводчикам Баташёвым. Шаблыгина вспоминала, что за 3 года до кончины прп. Серафим «благословил зарывать канавку, рыли мы ее три года и зимою и летом. Так мы жили на чужой земле». По поручению преподобного М. с Прасковьей ходили пешком (ок. 15 км в одну сторону) на Илевский чугунолитейный и железоделательный завод к А. Стребулаеву, приказчику Баташёвых, «но милости нам он никакой не сделал». Только когда в Саров приехала генеральша В. А. Посникова (урожд. Баташёва) и пообещала прп. Серафиму оформить эту землю, как свою долю наследства, в кон. апр. 1828 г. необходимые бумаги на землю Дивеевской обители были получены (Там же. С. 185-186).

В течение 4 лет М. трудилась, помогая прп. Серафиму в устроении Мельничной общины. Преподобный рассказывал мон. Мелитине, что при строительстве Рождественских храмов (1829-1830) в Дивеево «девушки сами носили камушки, кто по два и по три», а М. «наберет пять или шесть и с молитвою на устах молча, возносила свой дух горящий любовию к Господу, вскоре с больным животиком преставилась к Богу». По письменным свидетельствам дивеевских сестер, прп. Серафим постриг Марию в великую схиму с именем Марфа, вероятно за год до ее кончины.

М. была высокого роста, с продолговатым «белым и свежим лицом», светло-русыми густыми волосами и голубыми глазами. В рассказах дивеевских стариц упоминается, что у М. «перед смертию опухли ноги и живот. Была же в памяти во все время своей болезни, даже посылала к б[атюшке] о. Серафиму спросить, можно ли ей пить воду холодную. Старец ответил: «Она уже скончалась, а вы идите на погребение ее, и волосы расчешите, и припадите к ее гробу, как Мария Магдалина припала ко гробу Матери Божией. Она не Мария, а схимонахиня Марфа»». Предузнав час кончины М., прп. Серафим со скорбью признался о. Павлу, соседу по келии: «А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!»

По благословению прп. Серафима тело М. положили в присланный им дубовый круглый выдолбленный гроб «в 2-х свитках [рубашках], подряснике бумажном, подпоясанную покромкой черной шерстяной, потом схима черная с белыми крестами, а сверху мантия длинная - на головке шапочка бархатная зеленая вышитая золотом, сверх ее камилавка черная. А сверх всего была повязана большим драдедамовым темно-синим платком с кисточками. Покров черный суконный, чулки нитяные, башмачки козловые и четки кожаные. Все это описанное платье сам батюшка отец Серафим дал ей самой в руки и приказал ей приобщаться в нем». Когда сестра Прасковья Семеновна и Акулина Васильевна приехали в Саров за гробом, прп. Серафим рассказал: «...я ее посхимил, у нее все есть - схима, и мантия, и камилавочка моя, во всем этом положите ее». Старец велел Прасковье не унывать, т. к. душа М. «в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия, и весь род ваш по ней спасен будет» (Там же. С. 267).

Рака с мощами прп. Марфы (Милюковой) (ц. Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского мон-ря). Фотография. 2015 г.
Рака с мощами прп. Марфы (Милюковой) (ц. Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского мон-ря). Фотография. 2015 г.

Рака с мощами прп. Марфы (Милюковой) (ц. Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского мон-ря). Фотография. 2015 г.

Старец также пожаловал деньги на поминальные обеды. Всех, приходивших к нему, он посылал в Дивеево на похороны М. Так, сестрам, работавшим на берегу на р. Сатис и не знавшим о кончине подвижницы, преподобный повелел: «Скорее, скорее грядите в Дивеев; там отошла ко Господу великая раба Божия Мария!» Также Екатерину Егоровну и Анну Алексеевну, собиравших ягоды в Саровском лесу, и других девиц он посылал домой, говоря, что присутствующие при погребении М. получат отпущение грехов. Даже саровских монахов и множество мирян, шедших к нему, старец Серафим посылал на погребение, а мирским девицам и сестрам приказал приодеться, расчесать волосы и припасть ко гробу усопшей.

Во время отпевания Прасковья Семеновна увидела в царских дверях стоявших на воздухе Пресв. Богородицу и М. Когда старица Акулина Васильевна рассказала о. Серафиму о случившемся, он объяснил, что Господь и Божия Матерь прославили М. Преподобный заповедал тем, кто посещают Дивеево, молиться у ее могилы: «госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у престола Божия во царствии небесном!» (Там же. С. 268-269). Погребение М. было совершено 23 авг. «на отведенном кладбище», у храма в честь Казанской иконы Божией Матери, рядом с захоронением прп. Александры. После закрытия в 1927 г. Дивеевского мон-ря часовни над могилами М., преподобных Александры и Елены были уничтожены. В 1940-1960 гг. на их месте находилась автобусная станция. В результате раскопок в июле 1991 г. были выявлены места захоронений М., преподобных Александры, Елены и Н. А. Мотовилова; восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты.

25-27 сент. 2000 г. в результате археологических работ останки М. были обнаружены и перенесены в монастырскую церковь Рождества Христова. К 2016 г. мощи М. и др. дивеевских подвижниц находятся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Серафимова Дивеевского мон-ря. 22 дек. 2000 г. М. вместе с другими подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. прославлена к общецерковному почитанию.

Арх: ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. 1828 г. Д. 201. Л.19 об. (Дело об увольнительных грамотах, необходимых для поступления в жен. Ардатовский мон-рь трех крестьянских девушек дер. Вертьяновской Ардатовского у.); Оп. 557. 1837 г. Д. 4 (Дело по указу Синода о доставлении сведений о монастырских общинах Арзамасскаго и Ардатовскаго уездов); Оп. 559-а. Д. 950 (Исповедная книга Казанской церкви с. Дивеева за 1825 г.); Д. 966 (То же, за 1826 г.); Д. 982 (То же, за 1827 г.); Д. 999 (То же, за 1828 г.); Д. 1014 (То же, за 1829 г.); Оп. 559-б. Д. 594 (Метрическая книга Троицкой ц. с. Хохлово Нижегородской губ. за 1810 г.); Д. 931. Л. 19 (Метрическая книга Казанской ц. с. Дивеево Ардатовского у. Нижегородской губ. за 1829 г.
Лит.: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032; 1996р С.171-173, 185-186, 190, 233-236, 266-271, 425, 469, 634; Кондратьев И. К. Великая раба Божия, отроковица Мария, в схиме Марфа. М., 1906; Жития преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [Дивеево], 2001; Рассказы об отце основателе нашем старце священноиером. Серафиме. Дивеево, 2009. С. 109, 131, 175, 225-226, 229, 235, 247, 257-261, 343-347, 357-359, 605; То же, 2015. С. 463-467; Прп. Серафим Саровский и Дивеевская обитель. М., 2011. С. 329, 339-341, 345, 346, 353.
Свящ. Георгий Павлович
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Схимонахини Русской Православной Церкви Собор Дивеевских святых (14 июня) Марфа (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 1810-1829), схимонахиня, преподобная Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых)
См.также:
АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)
ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе святых С.-Петербургской епархии)
ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских)
МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)