Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРИЯ НОВАЯ
43, С. 592-593 опубликовано: 16 марта 2021г.


Содержание

МАРИЯ НОВАЯ

[Греч. Μαρία ἡ Νέα] († ок. 903), прп. (пам. греч. 16 февр.).

Источник

Житие М. Н. сохранилось в 2 рукописях: Ath. Laura K 81, XIV в., и Vat. gr. 800, XIV или XV в. Дата его составления вызывала разногласия исследователей: одни из них относили создание Жития ко времени вскоре после смерти святой (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 565), другие - ко 2-й пол. X в. (Баласчев. 1899. C. 205), третьи - к XI в., после смерти в 1025 г. имп. Василия II Болгаробойцы (напр., П. Петерс: ActaSS. 1925. P. 691). Последняя датировка была подробно аргументирована в исследовании А. Лаиу (Laiou. 1996. P. 242-245). Житие М. Н. содержит богатый исторический материал, в т. ч. по византийско-болг. войнам, греко-арм. связям, искусствоведению.

Житие

Святая происходила из арм. семьи, переехавшей в К-поль в правление имп. Василия I (867-886). Отец М. Н. был военным, как и ее муж - друнгарий Никифор. М. Н. была образцовой супругой, кроткой и добродетельной. Ее благочестие выражалось не только в молитвах за богослужением и дома, но и в широкой благотворительности. Автор Жития отмечает, что М. Н. относилась к своим слугам не как к рабам, а как к членам семьи. Когда началась война с болг. царем Симеоном (894), муж М. Н. был назначен командиром турмы в г. Визия во Фракии. Святая последовала за ним на новое место жительства и там продолжила филантропическую деятельность. Она со смирением и благодарственными молитвами к Создателю перенесла смерть своих 2 малолетних сыновей, и в утешение Бог даровал ей близнецов, один из которых, Ваан, прославился в лике святых (см. в ст. прп. Марин (пам. греч. 2 июня)), а другой, Стефан, принял монашество с именем Симеон. Брат и сестра Никифора обвинили М. Н. в расточении имущества и в супружеской измене. Никифор, несмотря на то что М. Н. горячо отрицала свою вину и уверяла, что милостыня служит для спасения не только ее, но и его души, велел держать жену взаперти в спальной комнате. Однажды, разгневанный словами М. Н., которые в искаженном виде пересказали ему недоброжелатели святой, он стал избивать супругу. Пытаясь убежать, М. Н. получила травму головы и через неск. дней скончалась. Во время приготовления ее тела к погребению от него стало исходить благоухание. Когда были открыты сундуки и шкафы М. Н., то оказалось, что она продала все драгоценности и наряды, чтобы выручить средства для помощи нищим, выкупа заключенных и украшения церквей.

Спустя 4 месяца у гробницы М. Н., к-рая находилась в кафедральном соборе Св. Софии в Визии, произошло исцеление бесноватого. Визийский архиеп. Евфимий не верил, что чудеса могут совершаться не только «целомудренными мужами, святыми монахами и мучениками» (Laiou. 1996. P. 268), но и замужней женщиной. Но за этим чудом последовали другие, убедившие скептиков (в т. ч. Врисийского еп. Стефана) в святости М. Н. Спустя нек-рое время раскаявшемуся Никифору во сне явилась М. Н. и попросила построить церковь в ее честь. Новый храм был освящен архиеп. Евфимием. Никифор переместил туда мощи М. Н., несмотря на попытки клира Св. Софии воспрепятствовать этому. Чудеса продолжились и на новом месте. Однажды М. Н. явилась иконописцу из Редеста и попросила его написать ее икону и отвезти в Визию.

В Житии рассказывается о захвате Визии после 5-летней осады болг. войском царя Симеона. Все церкви в городе были осквернены, кроме той, где находилась гробница М. Н., т. к. болгары и их царь устрашились вырвавшегося из нее пламени.

Через 25 лет после смерти М. Н., вскоре после того как в 927 г. с болгарами был заключен мир, ее сыновья поместили нетленные мощи в мраморную гробницу. Они наделили церковь имуществом и устроили при ней монастырь. Последняя часть Жития содержит информацию о сыновьях М. Н. и похвалы святой.

О почитании М. Н. неизвестно из других источников, ее память не была включена в визант. Синаксари. Копирование Жития М. Н. в XIV-XV вв. указывает на то, что она оставалась местночтимой святой и в палеологовский период.

Архиеп. Сергий (Спасский) не знал дня памяти М. Н. и поместил ее в своем агиографическом своде под 2 июня, т. к. под этой датой М. Гедеон включил в «Византийский Эортологион» краткое Житие ее сына, прп. Марина (Ваана) (Γεδεών. ῾Εορτολόγιον. Σ. 110).

Ист.: BHG, N 1164; ActaSS. 1925. Nov. T. 4. P. 692-705; Τσάμης Δ. Μητερικόν. Θεσ., 1994. Τ. 5. Σ. 330-405; Laiou A. Life of Saint Mary the Younger // Holy Women of Byzantium: 10 Saints' Lives in Translation. Wash., 1996. P. 254-289. (Byzantine Saints' Lives in Transl.; 1).
Лит.: Баласчев Г. Название: Новые данные для истории греко-болгарских войн при Симеоне // ИРАИК. 1899. T. 4. C. 189-220; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 165; Т. 3. С. 206-207; Лопарёв Х. М. Визант. жития святых VIII-IX вв. // ВВ. 1912. Т. 19. С. 120-122; ActaSS. 1925. Nov. T. 4. P. 690-691; Peeters P. Une sainte arménienne oubliée: Sainte Marie la Jeune († 902-903) // Idem. RHPhO. 1951. T. 1. P. 129-135; Бартикян Р. М. Размышления о Житии св. Марии Новой // Moyen Âge Bulgare: Recueil bulgaro-soviétique rédigé en l'honneur du prof. I. Dujčev. Sofia, 1980. P. 62-64; K[azhdan] A. Mary the Younger // ODB. Vol. 2. P. 1310-1311; Laiou A. Life of Saint Mary the Younger // Holy Women of Byzantium: 10 Saints' Lives in Translation. Wash., 1996. P. 239-253; DOHD. 1998. Р. 67; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουάριος. Σ. 187-188.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Мария Новая († ок. 903), преподобная (пам. греч. 16 февр.)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)