Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЙ
42, С. 430-432 опубликовано: 19 ноября 2020г.


Содержание

МАКАРИЙ

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. ХХI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря)
Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. ХХI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря)

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. ХХI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря)
(† 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского (Ɨ 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома)
Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома)

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома)
Макариева пуст. была упразднена до 1764 г. и в дальнейшем существовала как погост. В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенский храм сгорел, но деревянный сруб, устроенный в подклете храма над погребением святого, не пострадал. После пожара некий местный житель хотел вскрыть погребение М., но ослеп в наказание. В 1786 г. над мощами М. был построен новый деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был возведен каменный Преображенский храм, освященный в 1821 г. Храм имел 3 престола: в честь Преображения Господня, во имя прп. Павла Обнорского и во имя святых Космы и Дамиана. В 1907 г. деревянный храм вновь сгорел, и на его месте в 1909-1912 гг. возвели деревянный холодный храм, освященный во имя прп. Макария Писемского в 1912 г. В подклете церкви над погребением М. находилась рака святого. В 1916 г. на раке под пеленой хранился посох преподобного. Существовала молитва святому, составленная ок. 1750 г. (ЖСв: Русские святые / Ред.: С. И. Смирнов. Кн. 2. Доп. М., 1916. С. 98). Гробница с иконой М., установленная в Преображенском храме, имела символический характер.

В кон. 30-х гг. XX в., в период массового закрытия сельских храмов в Буйском р-не, приход в бывш. Макариевой пуст. сохранился. В 1951 г. Макариевский храм был закрыт, прекращен доступ к мощам святого. Часть икон перенесли в Преображенскую ц., которая в 50-80-х гг. XX в. оставалась одной из немногих действующих в Буйском р-не. В дек. 1990 г. по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Воскресенский кафедральный собор в Кострому была перевезена рака М. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленский собор Анастасиина монастыря, где она находится в наст. время.

26 февр. 1994 г. определением Синода РПЦ мон-рь возрожден как женский, его настоятельницей стала игум. Ангелина (Травина; 30 марта 2011 пострижена в великую схиму с именем Макария - в честь прп. Макария Писемского). 1 нояб. 1998 г. благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение Макариевского храма; был восстановлен находящийся неподалеку от храма колодец преподобного. 22 июня 2000 г. прошли торжества в честь 600-летия основания обители. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г.

Н. А. Зонтиков, Е. В. Романенко

Иконография

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы на крышке раки с мощами прп. Макария Писемского. 10-е гг. ХХ в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря)
Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы на крышке раки с мощами прп. Макария Писемского. 10-е гг. ХХ в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря)

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы на крышке раки с мощами прп. Макария Писемского. 10-е гг. ХХ в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря)
Иконописные подлинники не содержат описания облика М. В описи Павлова-Обнорского мон-ря 1683 г. упоминаются 2 иконы с парными изображениями М. и прп. Павла Обнорского. Одна икона - «Образ преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского чудотворцов во облаце Святая Троица» - находилась в Преображенском храме Макариевой пуст. Буйского у. Костромской губ., другая - «Образ преподобных чудотворцов Павла и Макария, а промеж ими крест, а вверху Отечество» - в приделе прп. Павла Обнорского этого храма (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. // ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 306-307). Возможно, ранние иконы М. сгорели во время пожара 1907 г., уничтожившего деревянный Преображенский храм, поэтому к кон. XX в. на территории Макариевой пуст. сохранилось несколько икон XIX в. с изображением М. В каменном Преображенском соборе (освящен в 1821) Макариева Писемского мон-ря находились 3 иконы XIX в. Одна (в металлическом окладе), с образом М., лежит на символической раке, другая (без оклада) - с изображением преподобных Павла Обнорского и М. и третья, выносная (в металлическом окладе),- с теми же парными святыми. Традиция парного изображения М. с прп. Павлом Обнорским была самой распространенной на протяжении несколько столетий. Так, на большинстве икон XIX - нач. XX в. преподобные изображены в рост. На одной из них над святыми (М.- справа, с непокрытой головой) изображен Вседержитель на облаках, у них в руках - лествицы.

Когда в 1912 г. состоялось освящение заново отстроенного храма, над местом, где под спудом покоились мощи М., была установлена новая металлическая рака с чеканными изображениями кельи М. и часовни рядом с ней. Для храма в нач. 10-х гг. XX в. было написано несколько икон, в т. ч. икона М. на раку, находившихся в деревянном Макариевском (бывш. Преображенском) летнем храме. На одной иконе (в металлическом окладе) М. изображен в рост, на другой (без оклада) - парно с прп. Павлом Обнорским (находится возле гробницы М. в подклете деревянного храма). На надгробной иконе (в металлическом окладе), перевезенной вместе с ракой в Кострому в 1990 г. (в наст. время находится в костромском Богоявленско-Анастасиином соборе), М. изображен седобородым старцем в мантии, рясе, голова покрыта куколем, руки подняты на уровне груди: в правой руке - крест, в левой - свернутый свиток. Над головой святого - образ Вседержителя.

Прп. Макарий Писемский. Роспись Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского мон-ря. 2004 г. Мастер А. В. Алёшин
Прп. Макарий Писемский. Роспись Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского мон-ря. 2004 г. Мастер А. В. Алёшин

Прп. Макарий Писемский. Роспись Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского мон-ря. 2004 г. Мастер А. В. Алёшин
К 600-летию Макариева Писемского Преображенского жен. мон-ря был написан новый образ М. (2000), освященный архиеп. Александром (Могилёвым) в Воскресенской ц. г. Буя и затем перевезенный в мон-рь. На иконе М. изображен поясно, старцем с седой бородой, в мантии, рясе, голова покрыта куколем, правой рукой он благословляет, в левой держит посох.

В росписях Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиева нерехтского женского мон-ря представлен поясной образ М. в медальоне (2004, иконописец А. В. Алёшин). Святой изображен старцем с седой остроконечной бородой, в куколе, мантии, рясе, правой рукой он именословно благословляет, в левой держит свернутый свиток.

Образ М. входит в состав Собора Костромских святых. В сонме Костромских чудотворцев он представлен 1-м в верхнем ряду (куколь опущен на плечи) на иконе мон. Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» (50-е гг. XX в.) рядом с прп. Иаковом (оглавно; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). На иконе «Собор Костромских святых» (1-я пол. 90-х гг. XX в.) из Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора г. Костромы в середине правой группы предстоящих образу Пресв. Богородицы, несомой ангелами, и Господу в небесном сегменте М. изображен оплечно, в 3/4-ном повороте влево, голова покрыта куколем (рядом с М.- прп. Григорий Пельшемский).

В лицевых святцах русских святых, выполненных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского (Загорск, 1959-1962, частное собрание), М. изображен старцем, в рясе, мантии, голова не покрыта (куколь опущен на плечи), в правой руке держит развернутый свиток.

Н. А. Зонтиков
Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. // ИИАО. СПб., 1865. Т. 5. Стб. 305-307; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5; Часовников Р. Возрождается обитель // Сев. правда. 1999. 10 дек.
Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Зверинский. Т. 3. С. 90; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 68; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 31-32; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 41; Краткие стат. сведения о приходских церквях Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 230; Зонтиков Н. А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь: К 600-летию основания обители. Кострома. 2000; Флеров В. Н. Макариев монастырь на Письме и Макариева пуст. // Буйская земля. Кострома, 2002. С. 53-55; 605 лет со дня основания Макариево-Писемского Спасо-Преображенского женского епарх. мон-ря (1400-2005). Б. м., б. г.; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Вып. 10: Буйский р-н и Сусанинский р-н. Кострома, 2008. С. 142-147; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 218-241.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Основатели монастырей Русской Православной Церкви Собор святых Костромской митрополии(23 января) Макариев Писемский в честь Преображения Господня женский монастырь (Костромской митрополии) Макарий († 1-я четв. XV в.) Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, преподобный (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)
См.также:
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
ИАКОВ († 2-я пол. XV в.), прп. Галичский (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых)
ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)
ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)