Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАИ
42, С. 309-311 опубликовано: 9 ноября 2020г.


МАИ

Кард. Анджело Маи. Гравюра. XIX в.
Кард. Анджело Маи. Гравюра. XIX в.

Кард. Анджело Маи. Гравюра. XIX в.
[Май; итал. Мai; лат. Maius] Анджело (7.03.1782, Скильпарио, близ Бергамо - 8.09.1854, Кастель-Гандольфо, близ Рима), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, прославившийся открытиями в области чтения палимпсестов; член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви (1838); член мн. европ. ин-тов и академий: Ин-та Франции, Королевской АН в Берлине, АН Монако, Стокгольма, Вены и Амстердама. Род. в семье зажиточного ломбардского углеторговца. Окончил начальную школу в Клузоне и епископскую семинарию в Бергамо.

В 1797 г. в связи с приходом наполеоновских войск в Сев. Италию и закрытием школ переехал в Колорно близ Пармы и в 1799 г. вступил в открывшийся здесь новициат ордена иезуитов. По окончании обучения в 1804 г. был приглашен в новооткрытую иезуитскую коллегию Неаполя вести дисциплины гуманитарного цикла и 20 нояб. принес окончательные обеты, став полноправным членом Общества Иисуса. После бегства Бурбонов из Неаполя в янв. 1806 г. переселился в Рим, где начал преподавать в Римской коллегии, ранее принадлежавшей иезуитам. В сент. того же года сопровождал апостольского администратора Дж. Б. Ламбрускини в диоцез Орвието, где за неск. дней последовательно был возведен в чины субдиакона и пресвитера. Вернувшись в Рим для сдачи экзамена по теологии и философии, М. был вынужден подчиниться распоряжению имп. Наполеона I Бонапарта о возвращении всех подданных королевства Италия в родные провинции. М. отправился в Милан, где неск. лет проживал в крайней бедности. В 1810 г. по ходатайству гр. Дж. Меллерио он был принят в Амброзианскую б-ку на должность писца (хранителя) в отделение вост. языков, получив офиц. звание доктора б-ки. В 1813 г. М. анонимно издал лат. перевод трактата Исократа «Об обмене имуществом» (De permutatione), сделанный им по неск. кодексам Амброзианской б-ки.

Испан. иезуит Роке Менчака, у которого М. изучал евр. язык в Орвието, познакомил его с искусством чтения палимпсестов. В то время технология проявления нижнего текста переписанных манускриптов заключалась в промакивании пергамена губкой, смоченной в галловой кислоте - химическом соединении, получаемом из растертых в порошок наростов на листьях дуба или ольхи. Это давало временную возможность прочитать нижний текст, но наносило необратимые повреждения структуре пергамена. Пользуясь этим «варварским» способом, М. за свою долгую жизнь обнаружил и прочитал множество ценных античных текстов. В 1814 г. ему удалось прочесть находившиеся под текстом поэмы лат. автора V в. Целия Седулия отрывки 6 неизданных речей Цицерона: «В защиту Флакка», «В защиту Скавра», «В защиту Туллия», «Против Клодия и Куриона», «Об александрийском царе» и «О долгах Милона». 1815 год ознаменовался для М. новыми находками: фрагментами комедии Плавта «Чемодан» (под текстом ВЗ), 8 речами Квинта Аврелия Симмаха и комментарием к текстам комедий Теренция. В том же году он опубликовал целый ряд новонайденных сочинений Марка Корнелия Фронтона, в т. ч. его переписку с императорами Антонином Пием, Марком Аврелием, Луцием Вером и александрийским историком Аппианом. Хотя это издание содержало не всегда удачную реконструкцию фрагментарного лат. текста, оно стало научной сенсацией, принесшей славу М.: Фронтон, чьи сочинения со времен античности считались утраченными, был учителем Марка Аврелия, а его речи ценились современниками не ниже речей Цицерона. В нач. 1816 г. М. издал греческий текст, найденный среди рукописей Амброзианской б-ки и отождествленный им с «Римскими древностями» Дионисия Галикарнасского. Издание неизвестной греч. рукописи вызвало неприятие со стороны части ученого мира: на заседании 21 сент. 1816 г. во флорентийском ун-те «Атенеум» знаменитый пистойский эрудит С. Чампи объявил, что данный текст представляет собой не оригинальное произведение античного автора, а сокращение, выполненное позднейшим компилятором. Через 10 лет М. публично признал свою ошибку, предпослав тексту Псевдо-Дионисия обширную заметку соответствующего содержания.

В Милане М. сблизился с аристократическими семействами Меллерио, Мельци, Рейна, обладавшими значительными по составу частными б-ками. Он поддерживал ученую переписку с известными европ. филологами и эрудитами. В окт. 1817 г. М. принимал во Флоренции знаменитого пармского библиотекаря А. Пеццану; между ними завязалось сотрудничество, выражавшееся в обмене книгами и заметками и засвидетельствованное длительной перепиской. В это же время среди рукописей Амброзианской б-ки М. обнаружил фрагменты готского перевода Библии еп. Вульфилы, греч. текст «Путешествия Александра Великого в Индию» и лат. текст биографии этого императора авторства Юлия Валерия. В 1818 г. М. совместно с Ованнесом Зограбяном издал лат. перевод арм. версии «Хроники» Евсевия Кесарийского.

Осенью 1819 г. по совету папы Пия VII М. вышел в отставку и покинул орден иезуитов, чтобы занять пост старшего хранителя Ватиканской б-ки. Вступив в новую должность 7 нояб., М. уже 23 дек. объявил понтифику, что обнаружил среди рукописей папской б-ки трактат Цицерона «О государстве» - произведение, крайне ценимое в древности, но в то время известное лишь в небольшом фрагменте (6-я книга, «Сон Сципиона»). Все розыски оригинального текста ранее оказывались безуспешными. М. нашел значительные отрывки произведения в нижнем слое рукописи Vat. lat. 5757, под комментариями блж. Августина к тексту Псалтири (в X в., как следует из записи, рукопись хранилась в мон-ре Боббио). Текст был впервые опубликован в Риме в 1822 г. (впосл. многократно переиздавался), однако еще в нач. 1820 г. итал. поэт-романтик Дж. Леопарди сочинил хвалебную песнь в честь М., находками которого, по его мысли, подготавливалось освобождение и объединение порабощенной итал. нации. Имя М. стало известно далеко за пределами классицистических кругов.

В 1825 г. М. издал «Каталог египетских папирусов Ватиканской библиотеки». С 1827/28 г. он занимался подготовкой 1-го издания старейшего Ватиканского кодекса греч. Библии - Vat. gr. 1209 (codex B), который был возвращен в Рим из Парижа в 1819 г. Хотя М. практически монополизировал работу с рукописью (др. исследователи, в т. ч. К. Тишендорф в 1843, допускались к ней лишь на неск. часов), он смог подготовить только часть текста. После его смерти работу с кодексом папа поручил К. Верчеллоне. Целиком кодекс издали в 1857 г., в 1859 г.- отдельно НЗ. Но оба издания были признаны неудовлетворительными, и работа над полным изданием была продолжена.

16 авг. 1833 г. М. был назначен секретарем Конгрегации пропаганды веры, но и после ухода с поста старшего хранителя Ватиканской б-ки он продолжал заниматься исследованием и систематизацией ее рукописного материала. Результаты этих трудов отражены в 4 серийных изданиях, выходивших на протяжении жизни ученого: «Новое собрание древних авторов» (1825-1838), «Классические авторы в кодексах Ватиканской библиотеки» (1828-1838), «Римский сборник» (1839-1844) и «Новая библиотека патристики» (1844-1854; издание продолжил Дж. Коцца-Луци: 1871-1905). Значительным был также вклад М. в организацию новой ватиканской типографии, снабженной набором качественных печатных шрифтов.

Во время гарибальдийской республики (1849) М. оставался в осажденном французами Риме. Отдавая дань уважения ученому, итал. республиканцы прикрепили у ворот Палаццо-Альтьери, где тогда проживал М., табличку со строгим запретом беспокоить кардинала. Когда же М. все-таки решил покинуть Рим, он отправился не в Гаэту к сбежавшему папе Пию IX, а в Неаполь, где воспользовался возможностью исследовать рукописи королевской б-ки Бурбонов. Возвратился М. в Рим уже после восстановления папской власти, в апр. 1850 г. В 1853-1854 гг. он занимал должность кардинала-библиотекаря Святой Римской Церкви.

20 окт. 1853 г. М. составил завещание в г. Альбано-Лациале, куда, вероятно, прибыл, спасаясь от бушевавшей в столице эпидемии холеры. В случае его смерти деньги переходили в пользу бедняков родного города М. Скильпарио, а богатую личную б-ку кардинал поручал своим секретарям оценить и продать. В случае если покупателем пожелал бы стать папа, ее следовало уступить Ватикану за полцены, что и было сделано в 1885 г. Числясь пресвитером базилики св. Анастасии в Риме, М. был торжественно захоронен в левом трансепте этой церкви, в роскошном саркофаге с эпитафией собственного сочинения. Имя М. носит городская б-ка Бергамо.

Исключительные по важности находки, сделанные М. сначала в Амброзианской, а позже в Ватиканской б-ке, явились результатом систематических архивных разысканий. Всего им введены в научный оборот отрывки из произведений более чем 350 авторов. Однако из-за торопливости в обращении с материалом, а также из-за недостатка классического образования М. порой терпел неудачи, особенно при атрибуции греч. текстов (напр., трактат поздневизант. автора Георгия Гемиста Плифона «О добродетели» он ошибочно приписал в 1816 г. эллинистическому автору Филону Александрийскому). Противоречивую в целом деятельность М. на посту хранителя 2 крупнейших итал. б-к отличала известная доля авантюризма и везения, свойственных науке 1-й пол. XIX в.

Соч. и изд.: Isocratis Oratio de permutatione. Mediolani, 1813; M. Tullii Ciceronis Trium orationum «In Clodium et Curionem», «De aere alieno Milonis», «De rege Alexandrino» fragmenta inedita. Mediolani, 1814; M. Tullii Ciceronis Trium orationum «Pro Scauro», «Pro Tullio», «Pro Flacco» partes ineditae cum antiquo scholiaste item inedito ad orationem «Pro Scauro». Mediolani, 1814; M. Cornelii Frontonis opera inedita, cum Epistulis item ineditis Antonini Pii, M. Aurelii, L. Veri et Appiani, nec non aliorum veterum fragmentis. Mediolani, 1815. 2 pt.; Q. Aurelii Symmachi Octo orationum ineditarum partes. Mediolani, 1815; Dionysii Halicarnassei Romanarum antiquitatum. Mediolani, 1816; Eusebii Pamphili Chronicorum canonum libri II / Ed. A. Maius, I. Zohrabus. Mediolani, 1818; M. Tulli Ciceronis De re publica quae supersunt. R., 1822; Catalogo de' papiri egiziani della Biblioteca Vaticana e notizia più estesa di uno d'essi, con breve previo discorso e con susseguenti riflessioni. R., 1825; Scriptorum veterum nova collectio. R., 1825-1838. 10 t.; Classicorum auctorum e Vaticanis codicibus editorum tomi I-X. R., 1828-1838. 10 t.; Spicilegium Romanum. R., 1839-1844. 10 t.; Nova Patrum bibliotheca. R., 1844-1854. T. 1-7; Vetus et Novum Testamentum ex antiquissimo codice Vaticano. R., 1857. 5 vol.; Novum Testamentum Graece ex antiquissimo codice Vaticano. L., 1859; Epistolario / A cura di G. Gervasoni. Firenze, 1954. Vol. 1: Giugno 1799 - ottobre 1819.
Лит.: Gervasoni G. Leopardiana: G. Leopardi filologo e poeta nei suoi rapporti con A. Mai. Bergamo, 1934; idem. Angelo Mai. Bergamo, 1954; Batllori M. Tre ex gesuiti spagnoli nella formazione di A. Mai. Bergamo, 1954; Ciavarella A. Angelo Pezzana corrispondente del Mai // Bergomum. Bergamo, 1954. Vol. 28. N 4. P. 203-230; Treves P. Lo studio dell'antichità classica nell'Ottocento. Mil., 1962. P. 347-397; Il carteggio Mai - Pezzana (1818-1853) / A cura di A. Ciavarella. Parma, 1973; Angelo Mai: Nel II centenario della nascità, 1782-1982: Contributi alla storia del giovane Mai / A cura di J. Ruysschaert, L. Cortesi. Bergamo, 1983; Angelo Mai e la cultura del primo Ottocento / A cura di D. Rota. Bergamo, 1985; Polgár L. Bibliographie sur l'histoire de la Compagnie de Jésus, 1901-1980. R., 1990. Vol. 3: Les personnes. T. 2. P. 469-473 [Библиогр.]; Rota D. Cultura, politica, diplomazia nella Restaurazione: A. Mai, G. Mellerio, A. Castiglioni. Firenze, 1991; Carrannante A. Mai, Angelo // DBI. 2006. Vol. 67. P. 517-520.
А. Е. Карначёв
Ключевые слова:
Иезуиты [офиц. название - Общество Иисуса], католический орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католическим святым Игнатием Лойолой Кардиналы Римско-католической Церкви Палеографы Ватиканская библиотека [Ватиканская апостолическая библиотека], государственная библиотека Ватикана, одна из древнейших и богатейших научных библиотек мира Филологи итальянские Библиотеки церковные Маи [Май] Анджело (1782 - 1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель библиотеки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член общества иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви
См.также:
БЕА Августин (1881-1968), иезуит, кардинал, экзегет
БЕЛЛАРМИН Роберт (1542-1621), католич. св., учитель Катол. Церкви, кардинал, богослов
ГРИЛЛЬМАЙЕР Алоис (1910 - 1998), нем. иезуит, кард., богослов, исследователь истории визант. Церкви
ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал
АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки
АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви
АГУСТОНИ Джильберто (род. в 1922), кард. католич. Церкви
АЙИ Пьер д' (1350–1420), кардинал, проповедник
АКВАВИВА Клаудио (1543–1615), генерал ордена иезуитов с 1581 г.
АЛЕНИ Джулио (1582 - 1649), католич. миссионер в Китае, иезуит
АЛЛЕН Уильям (1532-1594), кардинал
АЛМЕЙДА Луиш ди (1525-1586), португ. иезуит-миссионер в Японии
АЛОИЗИЙ ГОНЗАГА (1568-1591), иезуит, св. католич. Церкви (пам. зап. 21 июня)
АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации