Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАДАГАСКАР
Т. 42, С. 282-292 опубликовано: 3 ноября 2020г.


МАДАГАСКАР

[Республика Мадагаскар; малагасийское Repoblican'i Madagasikara; франц. République de Madagascar], гос-во у юго-вост. побережья Африки. Расположен на о-ве Мадагаскар и близлежащих малых о-вах Нуси-Бе, Нуси-Бураха (Сент-Мари), Нуси-Лава, Радама, Баррен и др. Территория - 596,8 тыс. кв. км. Столица - Антананариву (1,7 млн чел., оценка 2015 г.). Крупнейшие города (оценка 2013 г.): Туамасина (274,6 тыс. чел.), Анцирабе (238,5 тыс. чел.), Махадзанга (220,6 тыс. чел.), Фианаранцуа (190,3 тыс. чел.), Тулиара (156,7 тыс. чел.) и Анциранана (115 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 22 региона (фаритра). Офиц. языки - малагасийский и французский. М.- член ООН (1960), АС (1963, до 2002 ОАЕ), МВФ (1963), МБРР (1963), Комиссии по Индийскому океану (1982), Международной организации Франкофонии (1989), Общего рынка стран Вост. и Юж. Африки (1993), ВТО (1995), Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана (1997), Сообщества развития Юга Африки (2005). География. Острова, на к-рых расположен М., находятся в юго-зап. части Индийского океана. Мозамбикский прол. отделяет его от Африканского континента. Длина слабоизрезанной береговой линии составляет 4,8 тыс. км. Более 30% территории занимает Высокое плато. Много потухших вулканов (Марумукутру - самая высокая точка, 2876 м), бывают землетрясения. Зап. побережье занято невысокими равнинами, восточное - приморской низменностью. Климат тропический. Среднемесячная температура воздуха на низменностях колеблется от 20 до 30°С, на нагорье - от 13 до 20°С. Среднегодовое количество осадков - от 300 до 3600 мм. Вост. побережье подвержено мощным циклонам. Густая речная сеть насчитывает 120 рек, многие из к-рых изобилуют водопадами (самый крупный (200 м) - на р. Сакалеуна) и порогами. Крупнейшие реки - Бецибука, Ивундру, Мананара, Мангуки, Махавави, Ранубе, Суфиа, Унилахи. В период дождей (дек.-февр.) часты наводнения, а в юго-зап. части зимой (май-окт.) реки пересыхают. Самые крупные из 85 озер - Алаутра, Итаси, Ихутри и др. Богатая флора и фауна. Насчитывается ок. 12 тыс. видов растений, 85% которых эндемичны. Прибрежные воды океана богаты рыбой и креветками. 10% территории занимают тропические леса, вдоль побережья сохранились мангровые заросли, бо́льшая часть территории Высокого плато занята саванной. Вырубка лесов под плантации сократила их площадь на 1/3. Из-за уничтожения естественных лесов большой проблемой стала эрозия почв. Остро стоит вопрос охраны окружающей среды: действующая Конституция содержит положения, обязывающие граждан бережно относиться к природе. Национальные парки и заповедники (Гора Амбр, Захамена, Лукубе, Царатанана и др.) занимают 3% территории страны. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 6 национальных парков и заповедник.

Население

Крещение в Православной миссии на Мадагаскаре. Фотография. 2014 г.
Крещение в Православной миссии на Мадагаскаре. Фотография. 2014 г.

Крещение в Православной миссии на Мадагаскаре. Фотография. 2014 г.
Население М. составляет 23,57 млн чел. (оценка 2015 г.). 98% жителей малагасийцы (или мальгаши; самоназвание «ни малагаси») - группа австронезийских народов, включающая до 40 этносов, из к-рых 18 официально признаны: мерина, бецилеу, бецимисарака, антанкарана, цимихети, сиханака, безанузану, антайсака, антаймуру, антайфаси, антанала, сакалава, везу, масикуру, антандруй, махафали, бара, антануси. Мерина являются самой многочисленной (более 26%) и относительно привилегированной частью населения. 2% жителей М.- иностранцы: французы, коморцы (анталоатра), индопакистанцы (карана), китайцы и арабы.

Среднегодовой прирост населения - 2,58%; рождаемость - 32,6 чел. на 1 тыс. жителей; смертность - 6,8 на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 4,2 ребенка на 1 женщину; детская смертность - 43,7 чел. на 1 тыс. новорожденных. В возрастной структуре: дети до 14 лет - 40,5%, люди в возрасте от 15 до 64 лет - 56,3, люди 65 лет и старше - 3,2%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 65,55 года (мужчины - 64,1, женщины - 67,1). Средняя плотность населения - 39,5 чел. на кв. км (самые густонаселенные регионы - Антананариву и Фианаранцуа; зап. побережье М. слабо заселено). Степень урбанизации - 35,1%. Грамотность населения - 64,7% (мужчины - 66,7%, женщины - 62,6%). (Все показатели даны по состоянию на 2015.)

Государственное устройство

Согласно Конституции, принятой 11 дек. 2010 г., М.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Главой гос-ва и Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент, которого избирают путем всеобщего прямого голосования на 5 лет (не более 2 сроков). Президенту принадлежит право роспуска нижней палаты, он осуществляет законодательные полномочия посредством ордонансов и декретов. Высший орган законодательной власти - 2-палатный парламент. Верхняя палата - сенат (33 члена; 11 назначаются президентом, остальные избираются по территориальному принципу; срок полномочий - 5 лет). Нижняя палата - Национальное собрание (151 член; депутаты избираются всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет). Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, к-рого назначает или смещает президент по представлению партии или блока большинства в Национальном собрании. Судебная система основана на французском гражданском праве с применением норм обычного права. Действуют Верховный суд, Высокий конституционный суд, Высокий суд правосудия, апелляционные суды, суды 1-й инстанции, а также суды по гражданским и уголовным делам.

Религия

Половина населения М. (по разным источникам, от 44 до 53%) - приверженцы традиционных племенных верований (культ предков, сил природы и др.), от 41 до 47% исповедуют христианство (приблизительно равное количество католиков и адептов различных протестантских деноминаций, включая Независимые африканские церкви (НАЦ)), ок. 7% - ислам, 0,5% являются приверженцами проч. религий (индуизм, буддизм и др.). Адепты бахаизма составляют ок. 0,1%. Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 0,4% населения.

Характерно двоеверие, т. е. приверженность традиционным племенным культам одновременно с принадлежностью к христианству или исламу. Поэтому статистические данные о количестве христиан, особенно в сельских районах, отличаются в разных источниках.

Православие

Представлено Мадагаскарской митрополией в юрисдикции Александрийской Православной Церкви. По данным за 2015 г., в М. насчитывается более 30 тыс. верующих, действуют ок. 70 правосл. храмов, служат 35 священников.

Римско-католическая Церковь

Католический собор в Анцирабе. XIX в.
Католический собор в Анцирабе. XIX в.

Католический собор в Анцирабе. XIX в.
Представлена 5 архиепископствами, в состав которых входят 16 епископств-суффраганов: архиеп-ство Антананариву (еп-ства Анцирабе, Миаринариву, Цируанумандиди), архиеп-ство Анциранана (еп-ства Амбандза, Махадзанга, Пор-Берже), архиеп-ство Фианаранцуа (еп-ства Амбуситра, Фарафангана, Ихуси, Манандзари), архиеп-ство Туамасина (еп-ства Амбатундразака, Фенуариву-Ацинанана, Мураманга), архиеп-ство Тулиара (еп-ства Мурумбе, Мурундава, Тауланару).

Действует Конференция католических епископов Мадагаскара. По данным на 2014 г., в стране 395 католических приходов, в которых служат 1367 священников (из них 690 монашествующих), также подвизаются 1583 монаха и 4786 монахинь. Общее количество католиков - ок. 5,3 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации и секты .

(Статистические данные представлены на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Самой крупной протестантской организацией в М. является межденоминационная Церковь Иисуса Христа в Мадагаскаре (ЦИХ; Fiangonan'i Jesoa Kristy eto Madagasikara), которая возникла в 1968 г. в результате объединения приходов, основанных 3 миссиями: Лондонским миссионерским об-вом (ЛМО), начавшим работу в М. в 1818 г., Ассоциацией иностранных миссий Религиозного об-ва друзей (квакеры), с 1867 г. тесно сотрудничавшей с ЛМО, а также Парижским евангелическим миссионерским об-вом (ПЕМО), проповедники которого прибыли в страну в 1896 г. В 2015 г. орг-ция насчитывала 3,5 млн последователей примерно в 5,8 тыс. общинах. В наст. время ЦИХ является 2-й по числу верующих христ. деноминацией после Римско-католической Церкви. Англиканская Церковь в М. ведет историю с 1863/64 г., когда в стране появились первые миссионеры-англикане. Она представлена Малагасийской епископальной Церковью (МЕЦ; более 500 общин, ок. 270 тыс. чел.) в составе 6 еп-ств (Антананариву, Анциранана, Фианаранцуа, Махадзанга, Туамасина, Тулиара), входящих в Церковь Провинции Индийского океана, созданную в 1973 г. и являющуюся членом Англиканского содружества. В 1968 г. от МЕЦ отделилась англикан. орг-ция Апостольская Церковь Мадагаскара, насчитывающая в наст. время 25 тыс. прихожан в 123 общинах.

Лютеранство распространилось в 1866 г. в результате работы норвеж. миссионеров, к к-рым в 90-х гг. XIX в. присоединились проповедники из США. В 1950 г. Малагасийская лютеранская Церковь (Église Luthérienne Malgache) стала самостоятельной орг-цией. В 2015 г. количество прихожан составляло ок. 3 млн чел. в 1,8 тыс. приходов. В 1960 г. от нее отделилась Малагасийская лютеранская евангелическая Церковь (Église Malgache Luthérienne Évangile), насчитывающая 3 тыс. последователей в 10 общинах.

Кальвинизм представлен на М. рядом орг-ций. Большинство кальвинистов входят в ЦИХ. Помимо этого действуют еще 3 кальвинистские орг-ции, возникшие на волне несогласия с идеей создания объединенной ЦИХ: Малагасийская протестантская Церковь (Église Protestante Malgache TA; 120 общин, 32 тыс. верующих), Реформатская евангелическая Церковь Мадагаскара (Église Réformée Evangélique de Madagascar; 500 общин, 105 тыс. чел.), к-рые отделились от общин ЛМО соответственно в 1955 и 1967 гг.; Протестантская Церковь свидетельства о Христе (Église Protestante Témoin à Jésus), основу к-рой составили бывш. общины ПЕМО, не вошедшие в ЦИХ и начавшие самостоятельное существование в 1968 г. (106 общин, более 19 тыс. верующих).

Баптисты представлены Баптистской библейской Церковью на Мадагаскаре (Baptist Biblical Church on Madagascar). В 1932 г. амер. миссионеры из Консервативного баптистского об-ва иностранных миссий вовлекли в свою деятельность часть прихожан ЛМО. В сер. 10-х гг. XXI в. ок. 50 баптистских общин объединили 5,5 тыс. прихожан.

Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие работу в М. в 1926 г., имеют здесь 4 объединения (статистические данные на 2014): Миссию Анцирананы (161 община, 25,8 тыс. чел.), Центральномалагасийскую конференцию (389 общин, 57,5 тыс. чел.), Миссию Махадзанги (108 общин, 28,6 тыс. чел.) и Южномалагасийскую миссию (139 общин, 22,9 тыс. чел.). Эти объединения входят в состав Конференции Союза Индийского океана, подчиняющейся Дивизиону Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД.

Пятидесятники представлены рядом орг-ций. Наиболее значительными являются Малагасийская Церковь пробуждения (Église Malgache du Réveil; 200 общин, более 40 тыс. чел.), Церковь пробуждения учеников Господа (Église du Réveil des Disciples du Seigneur; 400 общин, более 27 тыс. чел.), Церковь малагасийского духовного пробуждения (Église du Réveil Spirituelle Malgache; 300 общин, более 25 тыс. чел.), Ассамблеи Бога (78 общин, 14,5 тыс. чел.), Объединенная пятидесятническая Церковь (Église Pentecostale Unie; 160 общин, более 12 тыс. чел.), Церковь пятидесятников на Мадагаскаре (Église Pentec ôtiste en Madagascar; 5 общин, 1 тыс. чел.) и др.

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария) представлена 150 общинами, насчитывающими 25 тыс. прихожан.

Лютеранская церковь в г. Манакара. XIX в.
Лютеранская церковь в г. Манакара. XIX в.

Лютеранская церковь в г. Манакара. XIX в.
Иеговы свидетели, действующие с 1925 г. (были известны тогда под названием «Общество исследователей Писания»), имеют 696 общин и ок. 31 тыс. адептов.

НАЦ, в основном харизматического характера, часто испытывают влияние местных традиц. культов. Общее количество их последователей - ок. 30 тыс. чел. Первая НАЦ - Малагасийская протестантская Церковь Транузузуру («Тростниковый дом»), впоследствии Антранубирики («Кирпичный дом») - возникла в 1894 г. в результате отделения от ЛМО.

Малагасийский христианский совет Церквей, основанный в 1980 г., объединяет наиболее значимые христианские деноминации традиц. типа. Его членами являются такие религ. общины, как Римско-католическая Церковь, ЦИХ, МЕЦ, Малагасийская лютеранская Церковь. В Совет протестантских Церквей Мадагаскара входят основные протестантские орг-ции страны, включая НАЦ; при этом часть пятидесятнических орг-ций и НАЦ - члены Федерации независимых африканских церквей.

Ислам

Проник на М. вместе с первыми араб. торговцами: их поселение существовало в сев.-вост. части острова еще в IX в. Однако более широкое распространение мусульманства на М. связано с миграционными потоками сначала этноса анталоатра с Коморских о-вов, а в XIX-ХХ вв.- из стран Ближ. и Ср. Востока, в первую очередь из Сев. Индии и Пакистана. Сравнительно раннее появление и весьма длительное присутствие на М. ислама оказали значительное влияние на малагасийскую культуру и способствовали принятию малагасийцами различных элементов арабо-мусульманской цивилизации: веры в единого Бога, запрета на свинину, обряда обрезания, полигамии, письменности на основе арабской графики, торговых понятий и астрономических знаний, в т. ч. названий дней недели и месяцев. Мусульмане привезли на М. порох, деньги, чернила, весы и проч. В наст. время значительная концентрация мусульм. населения на М. наблюдается в сев.-зап. части острова, в районе Махадзанги, а также на юго-западе страны, где в течение последнего столетия ислам распространился среди местных африкан. племен. В этих регионах мн. этнические группы происходят от ассимилировавшихся мусульман. Распространение получило преимущественно суннитское направление шафиитского мазхаба (у местных народов силаму, сакалава, цимихети и др., у коморцев, карана, сомалийцев и йеменцев), в меньшей степени - ханафитского или маликитского мазхаба (гл. обр. среди части карана). Значительным влиянием пользуются суфийские ордены кадирийя, идрисийя, шадилийя. Шиитского направления придерживаются гл. обр. карана. Шииты представлены 3 течениями - чисто шиитским (ходжа итна ашери) и 2 исмаилитскими (бохра давуди и ходжа исмаили). Небольшое число сторонников имеет псевдоислам. секта ахмадийя, ведущая активную миссионерскую деятельность. В последние годы наблюдается существенное увеличение числа мусульман за счет иммиграции и прозелитизма.

Индуизм

Распространен среди малочисленной части карана (по разным оценкам, от 2 до 9 тыс. чел.), проживающих гл. обр. в Антананариву и Махадзанге, где находится единственный индуистский храм (построен в 1954).

Буддизм

В нач. XXI в. исповедовали до 3 тыс. чел.

Новые религиозные движения

Представлены последователями бахаи религии, к-рые начали деятельность в М. в 1955 г. Их численность за последние десятилетия выросла в неск. раз: по состоянию на 2005 г. имелось 35 молельных собраний, общее количество адептов достигало 20 тыс. чел.

Традиционные племенные культы

Значительно распространены в М., их придерживается почти половина населения в периферийных районах страны. Большинство традиц. религий сочетают веру в единого Бога-творца с культом предков, анимизмом и фетишизмом, но каждая этническая группа имеет свои особенности.

По традиц. религ. представлениям совершенный и мудрый бог, известный под именами Занахари («создатель»), Андриананахари («господин-создатель») и Андриаманитра («благоуханный господин»), полностью отстранился от созданного им мира и безразличен к людским заботам. Посредниками между ним и людьми выступают духи предков («разана»), обладающие особой силой («хасина»), к-рую они используют как во благо, так и во зло людям. Приверженцы традиц. культов верят в поддержку духов предков и «советуются» с ними, исполняя обряды по поводу всех значимых событий в жизни.

По традиц. воззрению развитие человека проходит 3 этапа - «до рождения», «жизнь» и «после смерти». Переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью специальных обрядов интеграции: космической (1-я стрижка волос у ребенка), социальной (обрезание у мужчин и роды у женщин) и божественной (похороны).

Для того чтобы душа умершего перешла из мира мертвых («мати») в священный мир предков, совершаются повторные похоронные обряды, наиболее известным из к-рых является фамадихана («переворачивание»). Во время этого ритуала останки извлекают из семейного склепа, очищают и, заворачивая в новый саван, выставляют для «общения» с родственниками. Кратковременное «возвращение» усопшего предка в мир живых проходит в радостной атмосфере: произносят молитвы и речи, звучит музыка и пение, делают пожертвования. Фамадихана совершается регулярно, но не проводится над правителями и их ближайшими родственниками. Связь с предками правителей призваны обеспечить специальные ритуальные практики, такие как ежегодное омовение монарха (фандруана) у мерина и омовение королевских реликвий (фитампуха) у сакалава. Другие наиболее значимые ритуалы культа предков - дзуру (жертвоприношение домашнего животного на Высоком плато) и трумба (в человека, находящегося в состоянии транса, вселяются духи предков для общения с живыми). Согласно традиц. верованиям, духи предков вселяются также и в животных (крокодила, змею, лемура), к к-рым относятся с почтением. Существует вера в духов природы («заватра»): воды, леса, небесных тел, явлений и проч. По воле колдунов «заватра» способны как делать людям добро, так и причинять им зло.

Ритуалы проводятся в гробницах предков, на деревенских площадях, на холмах или скалах, посреди рисового поля или на специальных площадках под названием «дуани», где обязательно должен находиться источник воды и доминировать красный и белый цвета, символизирующие соответственно власть и религию. В культовых местах существует система табу (фади), напр. запрещено громко разговаривать, мусорить, упоминать о том, что имеет отношение к смерти. В значительной степени распространено знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. д.

Практически все малагасийцы сохраняют привязанность к традиц. религии, являющейся неотъемлемой частью их образа жизни. Наибольшее количество адептов племенных культов наблюдается у этносов сиханака (75%), антануси и бецимисарака (по 45%). При этом особенно в сельской местности приверженность традиц. верованиям сочетается с использованием христ. символов и отправлением нек-рых христ. обрядов. Ввиду двоеверия точный статистический подсчет количества приверженцев местных племенных культов затруднен: по разным оценкам, от 8 до 12 млн чел. Традиц. верования оказывают значительное влияние и на христ. орг-ции, в первую очередь на НАЦ.

Религиозное законодательство

Действующая Конституция 2010 г. провозглашает светский характер гос-ва (ст. 1). В ст. 2 гос-во подтверждает свой нейтралитет в отношении различных религий. Светскость М. основывается на принципе разделения гос-ва и религ. орг-ций и их представителей, сращивание гос-ва и религ. орг-ций не допускается (ст. 2). Распространенная ранее практика, когда ведущие гос. деятели нередко занимали ключевые посты в иерархии Церквей различных деноминаций (гл. обр. протестантских), была запрещена новой конституцией под страхом лишения должности или мандата (ст. 2). Закрепляется право граждан на свободу вероисповедания (ст. 10).

Несмотря на светский характер гос-ва, религия имеет большое влияние на общественно-политическую жизнь страны. В преамбуле Основного закона говорится о вере граждан М. в бога Андриаманитру Андриананахари и об их приверженности различным принципам и понятиям традиц. общества. Президент в инаугурационной речи приносит клятву перед лицом бога Андриаманитры Андриананахари.

Конфессиональная деятельность религ. орг-ций и их имущественные права были определены в декретах 1913 и 1939 гг. В 1962 г. был принят Ордонанс 62-117, наделивший все религ. течения равными правами при условии соблюдения церковными орг-циями норм общественного порядка и ненанесения нравственного ущерба гражданам, но было отмечено, что ни одна религия не должна субсидироваться гос-вом. Свободу вероисповедания закрепляли Конституции, принятые в 1959 и 1992 гг. Власти учитывают конфессиональное многообразие страны и проводят политику сотрудничества с церковными орг-циями (в области образования, медицины и проч.), направленную на сохранение социального мира.

История. С древности до кон. XIX в.

В отношении раннего периода истории М. и этногенеза малагасийцев не существует единого мнения. По археологическим данным, в формировании малагасийского народа приняли участие выходцы из Юго-Вост. Азии, из Африки, с Аравийского п-ова. Согласно одной из гипотез, часть населения Малайского архипелага на протяжении неск. веков мигрировала вдоль побережья Юж. Азии через Аравийский п-ов на юг по вост. побережью Африки на М. В результате длительной миграции происходило постепенное смешение различных этносов, благодаря чему сформировался совр. малагасийский народ. По др. распространенной версии, этногенез малагасийцев проходил под влиянием неск. последовательных волн миграций на М. из Юго-Вост. Азии, континентальной Африки и араб. стран.

К XVI в. процесс формирования малагасийского народа завершился, на территории острова сложились ок. 18 этнических групп, отличавшихся друг от друга языковыми диалектами, материальной культурой и формой хозяйственной деятельности (напр., мерина - земледельцы-рисоводы, сакалава - скотоводы).

В XIV-XV вв. на территории М. возникли первые гос. образования: на зап. побережье - у народа сакалава, поддерживавшего регулярный контакт с арабами; на Высоком плато - у народа мерина гос-во Имерина. В XVI-XVII вв. народ сакалава на зап. побережье создал 2 крупных гос-ва - Буйна и Менабе, в XVII-XVIII вв. возникли политические образования народов бецилеу (под названиями Ариндрану, Исандра, Лалангина и Манандриана) - в центральной части острова, бецимисарака - на вост. побережье, антаймуру - на юго-востоке М.

Наиболее могущественным и долговечным из них стало гос-во Имерина, на территории к-рого в 1-й четв. XVII в. был основан г. Аналаманга (ныне Антананариву). При кор. Андриамасинавалуне (ок. 1667-1710) все племена мерина вошли в состав единого гос-ва, но после его смерти в Имерине начались междоусобные войны.

Первыми европейцами, открывшими М., были португ. мореплаватели Д. Диаш (1500) и Ф. Суариш (1506). Колонисты-французы, исповедовавшие католицизм, впервые появились на о-ве Сент-Мари (ныне Нуси-Бураха) в 1642 г. В следующем году на юж. побережье острова ими была основана торговая фактория Фор-Дофен (Форт-Дофин; ныне Тауланару). С 1648 г. по инициативе Конгрегации пропаганды веры здесь начали свою деятельность лазаристы. Находившиеся в их команде 2 матроса-малагасийца, крещенные во Франции, помогали им налаживать контакт с местным населением. Несмотря на тяжелые климатические условия и болезни, на остров постоянно прибывали миссионеры из Франции, но их деятельность в тот период дала скромные результаты. Новообращенные христиане жили в построенном французами рядом с Фор-Дофеном поселении, где был составлен 1-й письменный памятник малагасийского христианства - катехизис на франц. и малагасийском языках. В 1643 г. была учреждена католич. апостолическая префектура Мадагаскар (вновь учреждалась в 1648, 1748 и 1829). В XVII-XVIII вв. попытки португальцев, англичан и голландцев утвердить свое присутствие на М. потерпели неудачу из-за отпора местных жителей. Вост. побережье (прежде всего о-в Сент-Мари) стало пристанищем пиратов.

Католическая церковь в Царатанане. Фотография. Нач. 30-х гг XX в.
Католическая церковь в Царатанане. Фотография. Нач. 30-х гг XX в.

Католическая церковь в Царатанане. Фотография. Нач. 30-х гг XX в.
Гос-во Имерина вновь возвысилось при правителе Андрианампуйнимерине (1787-1810), который военными походами, дипломатией и династическими браками сумел укрепить позиции своей страны и расширить ее границы в несколько раз. Народ мерина стал ядром консолидации многочисленных этносов острова. В 1817 г. сын Андрианампуйнимерины Радама I (1810-1828) заключил договор с Великобританией, согласно к-рому в обмен на запрет работорговли и допуск христ. миссионеров британцы оказали Имерине военную поддержку, в т. ч. предоставили огнестрельное оружие, боеприпасы и амуницию. В 1818 г. Радама I принял титул малагасийского короля, что было признано Великобританией. При помощи европ. военных инструкторов в Имерине была создана регулярная армия, которая в 1822-1826 гг. подчинила гос-ва Менабе и Буйна, а в 1825 г. взяла Фор-Дофен. К концу правления Радамы I весь остров, кроме некоторых сев.-зап. и юж. областей, находился под его властью.

Заключение договора между Имериной и Великобританией предоставило возможность протестант. проповедникам из ЛМО начать на острове прозелитическую деятельность. Д. Джонс, впервые прибывший на М. в 1820 г. и сумевший завязать дружеские отношения с Радамой I, организовал миссию в порте Таматаве (ныне Туамасина) на вост. побережье, но 1-я попытка не увенчалась успехом, и миссионеры вернулись в свой лагерь на о-ве Маврикий. Затем Джонс перенес миссию ближе к столице Имерины, в центральную часть страны, где плотность населения была выше и климат был более благоприятным для европейцев, чем на побережье. Радама I, приступив к изучению английского языка, положительно воспринимал проводимое ЛМО обучение местного населения грамоте и ремеслам. Он позволил миссионерам основать школу при королевском дворце, а также 2 школы для местной аристократии. Вскоре англ. язык в преподавании был заменен малагасийским, для которого был составлен алфавит на основе латинской графики. Постепенно часть молодого поколения имеринской аристократии стала отказываться от традиционных религиозных представлений и симпатизировать европейцам, их культуре и религии. В мае 1831 г. первые 25 малагасийцев приняли крещение на М.

В сер. 20-х гг. XIX в. члены ЛМО при поддержке Радамы I создали группу из 12 малагасийцев для перевода Свящ. писания на малагасийский язык. В 1835 г. была издана 1-я Библия на малагасийском языке. Особым успехом пользовались назидательно-дидактическое произведение Дж. Беньяна «Путешествия пилигрима» и книга богослужебных гимнов на малагасийском языке, изданная впервые в 1828 г. К сер. 30-х гг. XIX в. до 15 тыс. чел. получили начальное образование в миссионерских школах.

Католическая ц. св. Иоанна Крестителя в Антананариву на месте мученичества христиан. 1870 г. Архит. Дж. Кэмерон
Католическая ц. св. Иоанна Крестителя в Антананариву на месте мученичества христиан. 1870 г. Архит. Дж. Кэмерон

Католическая ц. св. Иоанна Крестителя в Антананариву на месте мученичества христиан. 1870 г. Архит. Дж. Кэмерон
После смерти Радамы I антиевропейские настроения его жены и преемницы Ранавалуны I (1828-1861) привели к запрету христианства на острове в 1835 г., изгнанию миссионеров и к прекращению сотрудничества и торговли с европ. державами. Поводом для гонений на христиан стала деятельность харизматического проповедника по имени Раинициандавака. Он провозгласил себя пророком и заявлял о близости Второго пришествия, когда Христос уничтожит существующую власть и освободит рабов. Мн. верующие бежали на Реюньон, Маврикий и др. острова Индийского океана. В период гонений проповедь и окормление верующих осуществлялись в строжайшей тайне и под угрозой сурового наказания. Так, франц. иезуит о. Марк Финаз и конгрегационалист У. Эллис проводили тайные встречи с верующими в горах и пещерах вдали от населенных пунктов. Для поддержания традиции верующие выучивали наизусть текст Библии и передавали его друг другу изустно. В тот период были созданы гимны о мученичестве как о высшем подвиге за Христа. В отдаленных местах страны возникли изолированные группы христиан, прятавшихся от преследований. За годы правления Ранавалуны I пострадали не менее 150 тыс. чел., из них ок. 200 христиан считаются мучениками за веру. Тем не менее гонения не смогли остановить распространение христианства на М.: если в 1835 г. на острове было от 1 до 2 тыс. христиан, то к 1861 г. их количество составляло от 7 до 10 тыс. чел. Несмотря на репрессии, в 1845 г. иезуиты проникли в столицу Имерины, и в 1850 г. им было передано попечение над апостолическим викариатом Мадагаскар, преобразованным из префектуры в 1848 г.

В 1861 г. к власти пришел сын Ранавалуны I Радама II (1861-1863), который еще в 1846 г. тайно принял крещение. Он возобновил отношения с европейцами и установил свободу вероисповедания. В 1862 г. Радама II заключил неравноправные договоры с Францией и Великобританией, что вызвало недовольство у традиционной знати и торговой элиты М. В следующем году король в результате переворота был убит, престол заняла его жена Расухерина (1863-1868). Реальная власть перешла к премьер-министру Райнилайаривуни, который стал мужем Расухерины и впосл. ее преемниц - Ранавалуны II (1868-1883) и Ранавалуны III (1883-1895). Великобритания и Франция вынуждены были заключать новые соглашения с М. (соответственно в 1865 и 1868) и признали его суверенитет и независимость. Проведенные Райнилайаривуни реформы способствовали повышению эффективности управления (адм. реформа разделила страну на 6 провинций и 194 округа, в каждый из к-рых направлялся чиновник из центральной администрации) и усилению боеспособности малагасийской армии (введение всеобщей воинской повинности, создание гвардейского полка и проч.). Во внешней политике для сохранения независимости М. успешно использовались противоречия между европ. державами.

После прекращения гонений на христиан в 60-х гг. XIX в. на М. появились миссионеры различных протестант. деноминаций и Римско-католической Церкви. В 1867 г. из Уэльса приехали группы Религиозного об-ва друзей (квакеры), тесно сотрудничавшие с ЛМО. В 1866 г. Норвежское миссионерское об-во (лютеране) направило своих миссионеров на М., в 90-х гг. XIX в. к ним присоединились лютеране норвеж. происхождения из США. Поскольку ЛМО не допускало лютеран. миссионеров в центральные части страны, они закрепились в юж. части острова. К кон. XIX в. четко прослеживалось межевание территории М. на «конгрегационалистский Север» и «лютеранский Юг».

В 1863/64 г. на М. прибыли представители 2 англиканских организаций - Об-ва распространения Евангелия на иностранных землях (ОРЕ) и Церковного миссионерского об-ва (его члены покинули страну спустя 10 лет). Появление англикан было настороженно встречено представителями других миссионерских орг-ций. Однако благодаря энергичной деятельности Кейптаунского еп. Р. Грея им удалось закрепиться на вост. побережье в крупном порту Таматаве. В 1874 г. здесь было создано самостоятельное англикан. еп-ство Мадагаскар, которое возглавил рукоположенный в Эдинбурге Р. Кестелл-Корниш.

В 1861 г. на М. прибыли новые группы иезуитов. Они закрепились в юж. прибрежных районах, где в период гонений тайно проповедовал о. М. Финаз. Их проповедь была обращена гл. обр. на людей низшего сословия, включая рабов. В то же время в католичество обратилась жена сына премьер-министра Виктори Расуаманариву (ум. в 1894), к-рая содействовала развитию католич. проповеди. Первым католич. священником-малагасийцем стал Базилид Рахиди, рукоположенный в 1872 г. после десятилетий изгнания на Реюньоне. К 1875 г. на М. было ок. 15 тыс. католиков.

Католическая церковь в г. Анталаха. Фотография. 30-е гг. XX в.
Католическая церковь в г. Анталаха. Фотография. 30-е гг. XX в.

Католическая церковь в г. Анталаха. Фотография. 30-е гг. XX в.
Несмотря на появление на острове миссионеров различных деноминаций, ЛМО удалось сохранить ведущую позицию. В 60-х гг. XIX в. они построили ряд церквей, посвященных малагасийским мученикам. В февр. 1869 г. во время коронации Ранавалуна II и Райнилайаривуни были крещены в конгрегационалистской церкви ЛМО. Во время крещения первых лиц гос-ва присутствовали только высокопоставленные чины местной аристократии, отсутствие иностранцев должно было подчеркнуть значимость события для истории и внутреннего уклада Имерины и независимость принятого решения. Вслед за королевой крещение стали принимать и ее подданные. Если в 1869 г. в Имерине насчитывалось ок. 37 тыс. христиан, то уже в следующем году их число возросло до 250 тыс. чел. В 1862 г. в столице действовало ок. 30 общин и насчитывалось 6 тыс. верующих, в 1869 г.- уже 468 общин и 135 тыс. верующих (все население Имерины составляло ок. 800 тыс. чел.), а также 158 пасторов и 935 проповедников.

Феноменом малагасийского протестантизма стало возникновение 2 местных орг-ций в рамках ЛМО: Дворцовой Церкви (Palace Church) и «Полугодового собрания» (Six Monthly Meeting). Первая была создана Ранавалуной II и Райнилайаривуни как церковная орг-ция для элиты. В нее также вошли христиане, пережившие предшествующие гонения. Дворцовая Церковь росла быстро: в 1870 г. количество ее членов составляло ок. 50 тыс., в 1880 г.- 100 тыс., а в 1895 г.- уже 160 тыс. прихожан и 194 пастора. Данная орг-ция рассылала координируемые королевской властью миссии в разные регионы страны для консолидации местных региональных элит: через 5 лет после оглашения и вхождения в Дворцовую Церковь ее членов приглашали в столицу и предлагали им почетные гос. должности.

«Полугодовое собрание» возникло для ведения миссионерской деятельности на периферийных территориях за пределами гос-ва Имерина и объединило проповедников 3 миссионерских организаций: ЛМО, квакеров и ПЕМО. Регулярные собрания проходили с 1875 г., и вскоре орг-ция приобрела значительное влияние на религ. жизнь острова.

В 1881 г. правительством Имерины было введено обязательное посещение школы для детей от 7 до 15 лет, а также открыты 3 высшие школы, богословский колледж (в 1869) и медицинские училища. К 1882 г. число школьников выросло с 10 тыс. до 37 тыс. С 1866 г. стала выходить 1-я газета на малагасийском языке, а к 1896 г. уже издавалось 15 периодических изданий на малагасийском, английском и французском языках.

Королевская резиденция Рува (до 1896). 20–60-е гг. XIX в.
Королевская резиденция Рува (до 1896). 20–60-е гг. XIX в.

Королевская резиденция Рува (до 1896). 20–60-е гг. XIX в.
С нач. 80-х гг. XIX в. Франция усилила подготовку к установлению протектората над М. военным путем. Во время 1-й франко-малагасийской войны (1883-1885) жителям М. удалось отстоять свою независимость. 17 дек. 1885 г. был подписан мирный договор, согласно к-рому Франция признала Ранавалуну III суверенной королевой М. Однако война и реформы истощили малагасийское общество и экономику. М. лишился потенциальной поддержки Великобритании, когда последняя в 1890 г. признала права Франции на остров. По результатам 2-й франко-малагасийской войны (1894-1895) кор. Ранавалуна III была вынуждена признать установление французского протектората над М. В июне 1896 г. М. был объявлен колонией Франции. Кор. Ранавалуна III и премьер-министр Райнилайаривуни были сосланы на о-в Реюньон, а затем в Алжир. В 1897 г. управление М. было передано генерал-губернатору с неограниченными полномочиями. Местное население оказало вооруженное сопротивление колонизаторам, вылившееся в 1896-1897 гг. в мощное освободительное движение «меналамба» («красные туники») на Высоком плато, сурово подавленное франц. администрацией. Стихийные антиколониальные выступления продолжались до сер. 10-х гг. XX в.

Колониальный период

На М. была введена колониальная система управления, во главе к-рой находились франц. чиновники. Большинство средних и мелких должностей занимали представители немногочисленного слоя образованных малагасийцев, гл. обр. из числа мерина. Им было предоставлено франц. гражданство, в то время как остальные были объявлены подданными Франции, не имевшими политических прав. В колониальный период основой хозяйства стало выращивание экспортных культур для обеспечения нужд метрополии - ванили, гвоздики, кофе, табака, сахарного тростника и проч. Развивалась горнодобывающая отрасль (добыча графита и золота), находившаяся в собственности французских компаний. Им принадлежали также банки и промышленные предприятия. Иностранные инвестиции направлялись в сферу торговли и морских перевозок. Широко использовался принудительный труд местного населения, за счет к-рого отчасти была выстроена совр. транспортная инфраструктура.

В первую мировую войну более 45 тыс. малагасийских солдат, входивших в состав франц. войск, принимали участие в боях, в т. ч. на территории Европы. После войны на М. начался подъем национально-освободительного движения. В мае 1929 г. в столице франц. колонии Тананариве (ныне Антананариву) прошла массовая демонстрация, на к-рой было впервые выдвинуто требование провозглашения независимости М.

Первые годы франц. господства способствовали укреплению позиций Римско-католической Церкви на М. В 1896 г. из апостолического викариата Мадагаскар было выделено 2 викариата - Сев. Мадагаскар (с центром в Диего-Суаресе (ныне Анциранана)) и Юж. Мадагаскар (с центром в Фор-Дофене). В 1898 г. викариат Мадагаскар был переименован в Центр. Мадагаскар (с центром в Тананариве). К нач. XX в. в стране было 112 тыс. крещеных католиков, 275 тыс. катехуменов, 78 католических священников и 100 монашествующих. Однако целый ряд факторов затруднял католическую миссию. В стране, где элита была в подавляющем большинстве англоязычной и англофильской, католичество рассматривалось как «враждебная французская религия», а франко-малагасийские войны и становление колониального режима не способствовали повышению авторитета Римско-католической Церкви у местного населения. Кроме того, антиклерикальная политика и конфликт католиков и протестантов во Франции оказывали существенное влияние на религ. жизнь М. Антиклерикализм франц. властей был несколько смягчен после вступления на остров в 1896 г. католич. миссионеров ПЕМО, чей резкий протест против антирелиг. действий франц. администрации способствовал стабилизации ситуации.

В колониальный период миссионеры ЛМО, ранее находившиеся в привилегированном положении, стали испытывать дискриминацию со стороны франц. администрации. Первые франц. генерал-губернаторы были либо противниками протестантизма, считая его религией, враждебной интересам Франции, либо убежденными атеистами. Антипротестант. кампания колониального правительства нанесла протестант. организации серьезный ущерб: мн. протестантские церкви были преобразованы в католические, протестантов насильственно переводили в лат. обряд; мн. школы были закрыты или переданы иезуитам или др. католич. орг-циям. ЛМО утратило доминирующее положение: с 1895 по 1911 г. количество верующих сократилось с 352 тыс. до 160 тыс. чел.; членство в орг-ции - с 63 тыс. до 30 тыс. чел.; число рукоположенных клириков - с 1050 до 470 чел.; дипломированных проповедников - с 6 тыс. до 2,6 тыс. чел., миссионеров - с 39 до 24 чел. Миссия потеряла ряд важных зданий в столице. До 1913 г. поднимался вопрос о запрещении деятельности ЛМО на острове.

С кон. XIX - нач. XX в. среди местного населения начался поиск собственного религиозного пути. Популярность набирало харизматическое движение «Возрождение Суатананы», основанное фермером Раинисуаламбу из Суатананы в 1895 г. Будучи изначально лютеранином, он использовал в проповеди «Малый катехизис» М. Лютера и в подражание Христу окружил себя 12 учениками, призывая отказаться от традиц. верований и принять христианство. Он «чудесным образом исцелял» больных через возложение рук. Движение «Возрождение Суатананы» стремилось преодолеть конфессиональные различия между протестант. деноминациями путем поиска общих целей, а не в ходе теологической дискуссии. В образованной среде политические изменения и переосмысление религ. жизни привели к возникновению в 1913 г. тайного националистического об-ва «Железо, камень, сеть», к-рое объединило протестант. и католич. священников из числа коренных жителей. В 1915 г. деятельность этого об-ва была раскрыта франц. администрацией, 34 его лидера были приговорены к длительным каторжным работам или пожизненному заключению, среди них - протестант. пастор Равелуйауна, к-рый считается основателем малагасийского национализма.

В 1900 г. норвеж. и амер. лютеран. миссионерами вместе с местными лютеранами была предпринята попытка создать автономную Малагасийскую лютеранскую Церковь, однако на съезде 432 делегатов от разных областей добиться положительного решения не удалось. Тем не менее норвеж. миссия продолжила играть консолидирующую роль, сохранив контроль над лютеран. общинами острова.

В 1913 г. колониальное правительство выпустило «Декларацию об общественном богослужении на Мадагаскаре», удовлетворив основные правовые требования протестант. миссий. В том же году была проведена конференция нелат. религ. организаций - ЛМО, ПЕМО, квакеров, ОРЕ, норвеж. и амер. лютеран. В сложившейся ситуации ЛМО было вынуждено передать 1290 школ и 500 из 700 своих церквей ПЕМО и орг-ции квакеров. ЛМО и ПЕМО объединили усилия, разделив между собой находящиеся под их покровительством общины верующих и возобновив работу «Полугодового собрания».

Для католич. Церкви сдерживающим фактором оставалась ее неспособность охватить широкие слои малагасийского общества. Первоначально католич. миссия распространялась в основном среди сельских жителей и бывш. рабов; в обществах среднего и высшего сословия были популярны протестанты, умевшие говорить с коренным населением на их языке. С 1895 г. католиков считали не только культурно чужеродными, но и политически враждебными - «рукой Парижа». Поэтому в 1-й пол. ХХ в. задачей католиков на М. стало преодоление отчуждения. В тот период католич. Церковь приглашала на М. миссионеров, священников и монашествующих, умеющих работать в условиях чуждой им культуры. В 1925 г. по примеру Б. Рахиди были рукоположены 9 молодых малагасийских священников. В 1939 г. был поставлен 1-й малагасийский еп. Игнас Рамарусандратана, к-рый активно участвовал в подготовке местных католич. священников и миссионеров.

В 30-х и 40-х гг. XX в. на М. возникали харизматические движения синкретического толка, не связанные с деятельностью европ. миссий, а отражающие адаптированный к местным условиям африкан. религ. опыт. Для таких маргинально-христ. движений была характерна зависимость от малагасийских культурных обычаев и племенных культов. Их доктрины чаще всего были направлены не только против колониального строя, но и против европ. культуры, что делало их позицию непримиримой по отношению к миссиям.

С началом второй мировой войны, в 1939-1940 гг., 15 тыс. малагасийских солдат были отправлены во Францию. В 1940-1942 гг. М. управляло правительство Виши, пока брит. войска не захватили остров. В 1943 г. они передали М. под управление вооруженных сил франц. патриотического движения «Свободная Франция». В Учредительное собрание 4-й Французской Республики были избраны 2 малагасийца, которые выступали в Париже за автономию М. В 1946 г. М. получил статус заморской территории Франции в рамках Французского союза (с 1958 Французское сообщество), что предоставило жителям острова право на французское гражданство и представительство в парламенте Франции. В этом же году были созданы первые политические партии: Демократическое движение за малагасийское возрождение (МДРМ), объединившее малагасийских патриотов (преимущественно протестантов) и выступавшее за мирное достижение независимости, и Партия обездоленных Мадагаскара (ПАДЕСМ), созданная франц. властями гл. обр. из католиков в противовес быстро набирающей популярность МДРМ.

В ночь на 29 марта 1947 г. в вост. провинциях М. началось вооруженное восстание малагасийцев, к-рое франц. администрация назвала попыткой переворота, организованной МДРМ с целью обретения независимости. После 18 месяцев волнений, в ходе к-рых погибли ок. 100 тыс. чел., на деятельность политических орг-ций был наложен запрет. Лидеры МДРМ были арестованы и приговорены к пожизненному заключению или смертной казни, замененной впосл. ссылкой.

В 1956 г. Франция предоставила своим заморским территориям автономию с правом проведения выборов в провинциальные собрания и исполнительные органы власти. Деятельность политических партий была вновь легализована. Движение за независимость при сохранении тесных связей с Францией возглавила созданная в 1956 г. Социал-демократическая партия (СДП) во главе с Ф. Цирананой. В 1958 г. 6 т. н. левых партий национально-освободительного движения создали единую Партию конгресса независимости Мадагаскара (АКФМ), которая требовала полной независимости М., ликвидации франц. военных баз на территории острова и амнистии политическим заключенным.

14 окт. 1958 г. М. стал республикой в рамках Французского сообщества. Ее президентом и председателем Совета министров стал Циранана. 29 апр. 1959 г. была принята Конституция М. В апр. 1960 г. с Францией были подписаны соглашения о сотрудничестве, к-рые позволяли бывшей метрополии вмешиваться во внутренние дела М. 26 июня 1960 г. Малагасийская Республика была объявлена независимым гос-вом в составе Французского сообщества (до 1973). Главой нового гос-ва стал Циранана.

В религ. сфере первые десятилетия после второй мировой войны характеризовались осложнением отношений между руководством миссий и малагасийскими местными церквами, к-рые образовались либо в результате отделения от миссионерских орг-ций, либо на основе «возрожденческих движений» наподобие «Возрождения Суатананы». В 60-х гг. XX в. особенно популярной стала НАЦ Транузузуру Антранубирики, к-рая имела ок. 200 храмов и насчитывала более 200 тыс. верующих.

В тот период в протестант. церквах особое внимание уделяли углублению христ. образования, подготовке педагогов и комплектации б-к актуальной богословской лит-рой, к-рой не хватало во мн. учебных заведениях. На М. действовали не менее 5 протестант. ДС: 3 принадлежали ЛМО, по одной - ПЕМО и квакерам. Наиболее достойных студентов направляли для дальнейшего обучения на теологические фак-ты ун-тов Франции и Великобритании.

В 1950 г. произошло несостоявшееся в нач. XX в. объединение лютеран в Малагасийскую лютеранскую Церковь. С 1957 г. в ее руководстве были преимущественно малагасийцы. В сент. 1961 г. на генеральном синоде в Тулиаре была провозглашена полная независимость Малагасийской лютеранской Церкви во главе с председателем-малагасийцем Р. Андрианарийауной.

В 1954 г. ЛМО получило автономию и в окт. 1962 г. было преобразовано в Церковь Христа в Мадагаскаре. В 1958 г. ПЕМО и орг-ция квакеров в М. были реорганизованы 1-я в Церковь Благой вести в Мадагаскаре и 2-я в Мадагаскарскую Церковь друзей. Их председателями стали коренные малагасийцы - Ж.-Б. Раламбумахай и А. Рамабау (с 1959) соответственно.

В 50-х гг. XX в. наблюдался быстрый рост числа верующих католич. Церкви, особенно на зап. побережье. Новообращенные были преимущественно освобожденными рабами, которым переход в католицизм давал возможность сформировать независимые от бывш. хозяев (гл. обр. протестантов) общества, защищающие их интересы. В 1951 г. в Тананариве прошел Евхаристический конгресс, способствующий расширению церковного самоуправления на М. В 1955 г. после создания 9 католич. еп-ств в подчинении архиеп-ства Тананариве была сформирована иерархия католич. Церкви в М. В 1960 г. архиепископа Тананариве франц. происхождения В. А. М. Сартра сменил 1-й малагасиец архиеп. Ж. Л. Ракутумалала, который принял участие в работе Ватиканского II Собора и в 1969 г. стал кардиналом. Постоянной проблемой католич. Церкви, так же как и протестант. орг-ций, оставалась нехватка образованных малагасийских священников.

Период независимости

Темпы роста экономики М., во многом зависящего от бывш. метрополии, были незначительны, экономическое положение населения ухудшилось. В мае 1972 г. в условиях тяжелого социально-экономического кризиса Циранана передал власть Верховному революционному совету во главе с ген. Г. Рамананцуа. Он пересмотрел неравноправные соглашения с Францией, и в июне 1973 г. были подписаны новые договоры. С территории М. были выведены франц. войска, военные базы ликвидированы. Кроме того, Рамананцуа ограничил деятельность франц. инвесторов и вывел страну из зоны франка. Данная политика вызвала недовольство франкофильских политических кругов, и в февр. 1975 г. власть в стране перешла к Национальному комитету военной директории, к-рая в июне избрала нового главу гос-ва - Д. Рацираку. В дек. прошел референдум, на к-ром Рацирака был утвержден на посту президента и была одобрена новая Конституция М., согласно которой страна получила название Демократическая Республика Мадагаскар. В основу внутренней политики правительства Рацираки легла программа долгосрочного социально-экономического развития под названием Хартия малагасийской социалистической революции, в соответствии с к-рой была произведена национализация банков и крупнейших предприятий, введена госмонополия на внешнюю торговлю. В 1982 и 1989 гг. Рацирака переизбирался на президентский пост.

Период независимости способствовал объединению нелат. общин на М. В 1968 г. Церковь Христа в Мадагаскаре, Малагасийская Церковь друзей и Церковь Благой вести в Мадагаскаре объединились для создания Церкви Иисуса Христа в Мадагаскаре, к-рая стала самой крупной протестант. орг-цией в стране. Первым ее председателем стал малагасиец Т. Расендрахасина. В 1970 г. число приверженцев этой Церкви составляло ок. 881,5 тыс. чел.

К сер. XX в. МЕЦ, получившая совр. название еще в 1918 г., утвердилась на всем острове. В 1963 г. был поставлен 1-й англикан. епископ-малагасиец Ж. Марсель. В нояб. 1965 г. остров посетил Кентерберийский архиеп. М. Рамсей. С сер. 60-х гг. XX в. число англикан на М. стало быстро увеличиваться. В 1969 г. МЕЦ была разделена на 3 диоцеза - Тананариве, Таматаве и Диего-Суарес (ныне Анциранана), которые в общей сложности насчитывали ок. 500 тыс. верующих. Церковь стала частью образованной в 1973 г. провинции Индийского океана, в к-рую вошли также Маврикий, Сейшельские о-ва и Реюньон.

В посл. четв. ХХ в. христ. Церкви и орг-ции пытались бороться с традиц. обычаем перепогребения мертвых (фамадихана), к-рый постепенно проникал в христ. богослужебную жизнь. Лидеры христ. деноминаций понимали, что заставить местных жителей полностью отказаться от культа предков невозможно, и поэтому стремились до определенной степени адаптировать элементы этого обычая к христ. богослужению с минимальным ущербом для последнего. В 1985 г. по этому поводу высказал мнение и президент Рацирака, к-рый во время одной из встреч, организованной Библейским об-вом, заявил, что, будучи христианином, он не может присутствовать на офиц. церемониях фамадихана.

В 1975 г. состоялся Национальный синод Римско-католической Церкви на Мадагаскаре, подготовленный епархиальными синодами и призванный вовлечь в дела Церкви более широкие круги католич. общины. Католич. Церковь выразила свое отношение к фамадихана в 1987 г., когда католич. кард. В. Разафимахатратра в офиц. акте объявил, что 31 миссионер (малагасийцы и иностранцы), похороненный с 1956 по 1970 г., будет перезахоронен в соответствии с этим обычаем. Иезуиты взяли на себя труд по сближению основ католич. богослужебной традиции и малагасийской культуры. Большое значение имел перевод на национальный язык кн. «О подражании Христу» Фомы Кемпийского. В 1989 г., во время пастырского посещения Юго-Вост. Африки и островов Индийского океана, папа Римский Иоанн Павел II беатифицировал известную малагасийскую покровительницу христианства Расуаманариву.

В мае 1978 г. делегация христ. Церквей М. принимала участие в праздновании 60-летия восстановления Патриаршества в России, проводившемся в Москве и в Загорске (ныне Сергиев Посад) в Троице-Сергиевой лавре. 20 янв. 1980 г. католич. и традиц. протестант. Церкви создали экуменическую орг-цию - Совет христианских Церквей Мадагаскара, к-рый принимает активное участие в социально-политической жизни страны.

В окт. 1991 г. Совет способствовал падению режима президента Рацираки, отстраненного от власти под давлением оппозиции. В следующем году была принята новая конституция, закрепившая парламентскую систему правления и окончательный отказ от Хартии малагасийской социалистической революции (руководство страны прекратило реализацию Хартии еще в 1986). С сент. 1992 г. страна имеет официальное название Республика Мадагаскар. В 1993-1995 гг. на президентском посту находился Альбер Зафи, который пытался провести ряд либеральных реформ в экономике. Однако в 1996 г. он был смещен с поста, и на досрочных выборах победу вновь одержал Рацирака (51% голосов). Он внес поправку в конституцию, усилившую президентскую власть; страна была превращена в федеративное государство с широкой автономией 6 провинций. В нач. 1997 г. 51 из 300 гос. предприятий было приватизировано.

Ухудшение экономической ситуации и усиление внутриполитической борьбы привели к дестабилизации обстановки в стране. На президентских выборах 16 дек. 2001 г. ни один из 6 кандидатов не набрал необходимого большинства голосов. Мэр г. Антананариву и лидер созданной им партии «Я люблю Мадагаскар» (ТИМ) Марк Равалуманана, получивший, по официальным данным, 46,4% голосов, отказался участвовать во 2-м туре, утверждая, что за него проголосовали 52,2% избирателей. Он провозгласил себя президентом и сформировал правительство. Рацирака вместе с действующим правительством переехал в г. Туамасина, объявив его новой столицей М. 29 янв. 2002 г. в Антананариву прошел массовый (более 1 млн чел.) митинг оппозиции в поддержку Равалумананы. На его стороне были также 90% офицерского корпуса и местная французская община. В февр. Рацирака объявил в столице чрезвычайное положение, между противоборствующими сторонами начались уличные бои. Благодаря посредническим усилиям ОАЕ политический кризис, поставивший страну на грань гражданской войны, был преодолен: 6 мая 2002 г. на основании решения Верховного суда Равалуманана был провозглашен президентом, а Рацирака эмигрировал во Францию. В дек. ТИМ победила на парламентских выборах.

Экономическая политика нового президента была рассчитана на тесное взаимодействие частного и гос. секторов. Однако существенный рост потребительских цен (с 2002 по 2004 стоимость риса - основного продукта питания - увеличилась в 4 раза) стал причиной усиления недовольства населения экономической политикой правительства: участились демонстрации гос. служащих и студентов, в 2004 г. было совершено ок. 20 терактов в отношении гос. деятелей высшего звена. Равалуманана неоднократно заявлял об общности интересов гос-ва и Церкви. Но после усилившейся критики закрыл ряд протестантских организаций и выслал из страны неугодных священнослужителей. Тем не менее Равалуманане удалось удержать власть и добиться переизбрания на следующих выборах в 2006 г. В сент. 2007 г. его партия сохранила большинство в парламенте.

После возникшего в марте 2009 г. политического кризиса власть перешла к лидеру оппозиции мэру столицы А. Радзуэлине, а Равалуманана был вынужден уехать в ЮАР. Верховный суд М., АС и мировое сообщество не признали легитимность нового режима. В авг. в г. Мапуту (Мозамбик) политические партии М. при участии посреднической группы, которую возглавлял бывш. президент Мозамбика Ж. Чиссано, подписали переходную хартию о разделении власти. 17 нояб. 2010 г. на референдуме была одобрена новая конституция (официально утверждена 11 дек. 2010). В марте 2011 г., согласно «дорожной карте» по урегулированию политического кризиса в М., президент переходной администрации Радзуэлина назначил министров переходного правительства. 22 нояб. 2011 г. было приведено к присяге правительство национального единства, к-рое возглавил Радзуэлина.

Очередные президентские выборы прошли в 2 тура - 25 окт. и 20 дек. 2013 г. Победил кандидат от ассоциации «Новые силы для Мадагаскара» министр финансов в правительстве переходного периода Э. Радзаунаримампианина, исповедующий протестантизм. В мае 2015 г. парламент страны проголосовал за импичмент президенту по обвинению в неоднократном нарушении Основного закона, но Конституционный суд отклонил требование парламентариев. В янв. 2016 г. в Антананариву прошла массовая акция протеста против расточительства президента страны, в к-рой 75% населения живет за чертой бедности.

Лит.:Thompson V., Adloff R. The Malagasy Republic: Madagascar Today. Stanford, 1965; Давидсон А. Б. Зов дальних морей. М., 1979; Корочанцев В. А. Остров загадок и открытий. М., 1982; Rakotondrabe M. L'inculturation du christianisme à Madagascar: Histoire et perspectives. [S. l.], 1987; Емельянов А. Л., Мыльцев П. А. Забытая история Великого острова: Мадагаскар в сер. XIX - нач. XX в. М., 1990; Карташова Л. А. Малагасийский язык. М., 1992; она же. Мадагаскар и я. М., 2011; Madagascar et le christianisme / Introd. du pasteur D. Ralibera. P.; Antananarivo, 1993; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-275, 408-437; Brown M. A History of Madagascar. Camb. (GB), 1995; Historia Afryki: Do początku XIX wieku. Wrocław, 1996; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000. P. 487-509, 843-845, 998-999; Львова Э. С. Андрианаипунимерна и Радама // Она же. История Африки в лицах: Биогр. очерки. М., 2002. Вып. 1: Африка в доколониальную эпоху. С. 64-68; Bechtloff D. Madagaskar und die Missionare: Technisch-zivilisatorische Transfers in der Früh- und Endphase europäischer Expansionsbestrebungen. Stuttg., 2002; Мадагаскар: Справ. М., 20052; Covell M., Allen Ph. Historical Dictionary of Madagascar. Lanham (Maryland), 20052; В таинственной стране Мадагаскар: Сб. cт. Год 2006 / Сост.: Л. А. Карташова. М., 2007; То же, Год 2012: Посвящается юбилею Малагасийской академии / Сост.: Л. Карташова, Н. Радзаунариманана. 2014; Rahamefy A. Sectes et crises religieuses à Madagascar. P., 2007; Christianisme et droits de l'homme à Madagascar / Ed. G. Cipollone P., 2008; Африка: Энцикл. М., 2010. Т. 2. С. 254-271; Christianity in Madagascar: Orthodox Christianity in Madagascar, Roman Catholicism in Madagascar, Church of Jesus Christ in Madagascar. L., 2010; Holder Rich C. Indigenous Christianity in Madagascar: The Power to Heal in Community. N. Y., 2011; Campbell G. David Griffiths and the Missionary «History of Madagascar». Leiden; Boston, 2012; Андреева Л. А. Христианство в Тропической Африке // Азия и Африка сегодня. М., 2013. № 3. С. 38-40; Crossland Z. Ancestral Encounters in Highland Madagascar: Material Signs and Traces of the Dead. N. Y., 2013; Мосейко А. Н. Ценности семьи и роль женщины на Мадагаскаре // Общественная, политическая и культурная жизнь африканских стран в гендерном измерении. М., 2014. С. 103-129; Bang A. K. Islamic Sufi Networks in the Western Indian Ocean (c. 1880-1940): Ripples of Reform. Boston, 2014. P. 73-89.
Э. Небольсин, Л. Я. Прокопенко