Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЮБОВЬ
42, С. 64-66 опубликовано: 8 октября 2020г.


Содержание

ЛЮБОВЬ

Блж. Любовь Рязанская. Икона. 2001 г. Иконописцы Н. А. и Н. Г. Богдановы. Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе
Блж. Любовь Рязанская. Икона. 2001 г. Иконописцы Н. А. и Н. Г. Богдановы. Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе

Блж. Любовь Рязанская. Икона. 2001 г. Иконописцы Н. А. и Н. Г. Богдановы. Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе
Семеновна Сухановская (Суханова) (28.08.1852, Рязань - 21.02.1921 (по др. данным, 1920), там же), блж. (пам. 8 февр. и в Соборе Рязанских святых). Род. в семье бедных мещан. Семья вынуждена была часто переезжать, т. к. отцу Л. приходилось наниматься на разные работы в Рязани и Пронске. В детстве Л. из-за болезни не могла стоять и передвигаться самостоятельно. В 15 лет после видения ей свт. Николая Чудотворца выздоровела. Готовясь принять подвиг юродства, провела 3 года в затворе, заключив себя дома в простенок между печью и стеной. После смерти отца (до 1873) семья оказалась в Рязани в крайне стесненных условиях. С 1903 г. и до кончины Л. вместе с матерью и сестрой жила рядом с домом их духовника, прот. Иоанна Добротворского, священника ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Втроем они ютились в комнатке площадью ок. 9 кв. м. Зная их бедность, прот. Иоанн постоянно помогал им и часто ходатайствовал перед городскими властями о вспомоществовании. По воспоминаниям рязанцев, Л. обладала даром прозорливости. Она искусно вырезала из бумаги различные фигурки, указывающие на буд. события, а когда в доме прятали ножницы, то выщипывала фигурки пальцами. Л. посещала храмы Рязани, особенно любила рязанский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь, где ее часто видели сидящей на паперти Казанского собора обители. Л. заходила в лавки рязанских купцов, без спроса брала товары, но торговцы не гнали ее, поскольку знали, что блаженная брала не для себя, а для нуждающихся.

В нач. 1920 г. Л. простудилась, заболела воспалением легких и умерла. 12 янв. 1987 г. по решению Рязанского и Касимовского архиеп. Симона (Новикова; впосл. митрополит) имя Л. как местночтимой святой включено в Собор Рязанских святых. В 1992 г. на Скорбященском кладбище Рязани над местом погребения Л. была возведена часовня. В июне 1998 г. ее мощи были обретены и перенесены в Успенский собор Рязанского кремля. После торжеств, посвященных 800-летию Рязанской епархии, они были с почестями перенесены в Николо-Ямской храм, в котором покоятся и в наст. время.

Арх.: ГАРО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1251; Ф. 627. Оп. 247. Д. 113б; Ф. 627. Оп. 249. Д. 221.
Лит.: Серафима (Масалитинова), схим. Блаженная Любовь Рязанская: Житие. Акафист. Рязань, 2001; «Безумием мнимым безумие мира обличившие...»: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М., 2006. С. 240-258; Евсин И. В. Блаженная Любовь Рязанская: Жизнеописание. Чудеса. Акафист. Рязань, 2008; Иоаким (Заякин), иером., и др. Святые земли Рязанской. Рязань, 2010. С. 181-183.
Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)

Иконография

Блж. Любовь Сухановская. Фотография. 10-е гг. XX в.
Блж. Любовь Сухановская. Фотография. 10-е гг. XX в.

Блж. Любовь Сухановская. Фотография. 10-е гг. XX в.
На создание иконных изображений святой повлияли воспоминания людей, лично общавшихся с ней. Написанию 1-й иконы Л. к ее прославлению в 1998 г. в Соборе Рязанских святых особенно способствовал архим. Авель ((Македонов), в схиме Серафим, † 6 дек. 2006). В жизнеописании Л. приведены свидетельства о том, что она «носила цветные платья, а на голове платочек - то голубой, то розовый», одевалась опрятно и просто - кофта поверх юбки свободного покроя или длинное платье, голова покрыта платком (Евсин. 2008. С. 20; см. ил. на обложке). На формирование иконографии оказали также влияние немногие фотографии Л. (предположительно 10-х гг. XX в.), в частности фотография из архива Иоанно-Богословского мон-ря, на к-рой она представлена поколенно; левая рука опирается на подлокотник, правая, слегка согнутая в локте,- на колене, голова покрыта светлым платком, заколотым под подбородком (Там же. Ил. на с. 21).

Часовня блж. Любови Рязанской на месте ее могилы на Скорбященском кладбище г. Рязани. Фотография. 2015 г.
Часовня блж. Любови Рязанской на месте ее могилы на Скорбященском кладбище г. Рязани. Фотография. 2015 г.

Часовня блж. Любови Рязанской на месте ее могилы на Скорбященском кладбище г. Рязани. Фотография. 2015 г.

Нек-рые изображения Л. созданы до ее офиц. прославления. В 70-х гг. ХХ в. худож. К. К. Диль написал маслом на холсте поясной портрет Л., на к-ром она показана в 3/4-ном повороте вправо, голова покрыта платком в полоску, завязанным узлом под подбородком (Там же. Ил. на с. 31), а в 1988 г. создал живописный образ Л. вместе с блж. Ксенией Петербургской на фоне рязанского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Там же. Ил. на с. 52). До 1998 г. оба изображения находились у архим. Авеля (Македонова) в Иоанно-Богословском мон-ре, их совр. местонахождение неизвестно.\tab

Блаженные Ксения Петербургская и Любовь Рязанская. Роспись на юж. фасаде часовни блж. Любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Фотография. 2012 г.
Блаженные Ксения Петербургская и Любовь Рязанская. Роспись на юж. фасаде часовни блж. Любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Фотография. 2012 г.

Блаженные Ксения Петербургская и Любовь Рязанская. Роспись на юж. фасаде часовни блж. Любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Фотография. 2012 г.

В 1992 г. по инициативе архим. Авеля (Македонова) на Скорбященском кладбище в Рязани на могиле Л. была возведена небольшая кирпичная одноглавая часовня (архит. К. Е. Камышанов, в наст. время священник). В 1998 г. часовня была расписана худож. Дилем. Снаружи, на зап. стене по сторонам от входа, помещены ростовые образы свт. Николая Чудотворца (слева) и Л. Еще раз связь святой со свт. Николаем подчеркнута в житийном сюжете: в росписи медальона в трифолии на сев. фасаде помещена сцена явления свт. Николая Чудотворца расслабленной отроковице Л., лежащей на ложе. На юж. фасаде - парное фронтальное поколенное изображение Л. (справа) и блж. Ксении Петербургской, на восточном - Нерукотворный образ Спасителя, на западном - «Покров Пресв. Богородицы». В интерьере часовни на юж. стене Л. изображена в рост рядом со сщмч. Иувеналием (Масловским), архиеп. Рязанским.

Явление свт. Николая отроковице Любови. Роспись на сев. фасаде чпсовни блж. \любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Худож. К. К. Диль. Фотография. 2014 г.
Явление свт. Николая отроковице Любови. Роспись на сев. фасаде чпсовни блж. \любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Худож. К. К. Диль. Фотография. 2014 г.

Явление свт. Николая отроковице Любови. Роспись на сев. фасаде чпсовни блж. \любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Худож. К. К. Диль. Фотография. 2014 г.

В часовне на надгробной плите с могилы святой находится поясное изображение Л., выполненное также худож. Дилем. Рядом с надгробием - ростовая икона (написана до 2002), на к-рой Л. изображена в платке, кофте, юбке, правая рука поднята, ладонь развернута вовне, в левой руке - крест (Там же. Ил. на с. 50, 63).

До 2006 г. рака с мощами Л. пребывала в Николо-Ямском храме, слева от иконостаса. Тогда с вост. стороны раки была помещена ее надгробная икона, на к-рой святая представлена фронтально, в рост, на фоне этого храма, в кофте поверх длинной юбки, на голове платок; в верхних углах (по сторонам от фигуры Л.) - поясные образы Пресв. Богородицы и Иисуса Христа в облачных сегментах (Там же. Ил. на с. 52). В наст. время икона находится в ризнице Николо-Ямского храма. В 2006 г. рака с мощами святой была перенесена на левый клирос вновь освященного Введенского придела Николо-Ямского храма, на сев. стене над ракой помещена картина худож. В. Ефанова, изображающая Л. с народом на Соборной пл. Рязанского кремля (Там же. Ил. на с. 31).

На большинстве поясных изображений Л. представлена в 3/4-ном повороте, с приложенной к груди правой рукой и крестом в левой, в платке в полоску и темно-зеленом платье. Подобным образом Л. представлена на иконе 2001 г. иконописцев Н. А. и Н. Г. Богдановых (Вознесенский Софийский собор в Царском Селе). Такое изображение Л. помещено на ковчеге с частицей мощей в рязанском в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ре (по благословению архиеп. Павла (Пономарёва) ковчег для этого мон-ря специально был заказан в «Софрино» в 2010). На иконе 2004 г. «Собор святых, в земле Рязанской просиявших» из Христорождественского собора Рязанского кремля (худож. А. Лапкин) Л. изображена в правой группе святых между сщмч. Петром (Крестовым) и блж. Василием Рязанским (3-я от центра, 4-й ряд сверху) (Святые земли Рязанской. 2010. Ил. на с. 15).

Лит.: Евсин И. В. Блаженная Любовь Рязанская: Жизнеописание. Чудеса. Акафист. Рязань, 2008; Иоаким (Заякин), иером., и др. Святые земли Рязанской. Рязань, 2010. С. 181-183. Ил. на с. 181.
Мон. Мелетия (Панкова), Е. В. Орлова
Ключевые слова:
Христа ради юродивые Собор Рязанских святых (10 июня) Иконография Христа ради юродивых (блаженных) Любовь Семеновна Сухановская (Суханова) (1852-1921 (по др. данным, 1920), блаженная (пам. 8 февр. и в Соборе Рязанских святых)
См.также:
ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых)
ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)