Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАЗАРЕВ
39, С. 640-642 опубликовано: 19 марта 2020г.


ЛАЗАРЕВ

В. Н. Лазарев. Фотография. 60–70-е гг. XX в.
В. Н. Лазарев. Фотография. 60–70-е гг. XX в.

В. Н. Лазарев. Фотография. 60–70-е гг. XX в.
Виктор Никитич (22.08.1897, Москва - 1.02.1976, Там же), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог. Окончил отд-ние истории искусства историко-филологического фак-та Московского ун-та (1920), участвовал в первой мировой и гражданской войнах. В 1924 г., после аспирантуры в Ин-те археологии и искусствознания РАНИОН, защитил диссертацию на тему «Происхождение портрета в итальянском искусстве». Свое научное становление Л. связывал с такими рус. учеными, как В. К. Мальмберг, Н. И. Романов, В. Н. Щепкин, Д. В. Айналов, М. И. Ростовцев. Профессиональному росту Л. способствовала длительная командировка в страны Зап. Европы, Грецию и Турцию в 1925-1926 гг., где он посетил крупнейшие музеи и научные учреждения, познакомился с учеными, историками искусства (Б. Беренсоном, Г. Милле, Р. Лонги, Дж. Фьокко, К. Г. Вейгельтом). С 1926 по 1930 г. Л. объехал основные художественные центры России и Кавказа, предприняв систематическое изучение памятников средневековой живописи. Л. преподавал историю искусства в вузах Москвы: с 1925 г.- на различных фак-тах МГУ им. М. В. Ломоносова (c 1935 профессор, с 1960 зав. кафедрой истории зарубежного искусства на историческом фак-те), с 1935 по 1948 г.- профессор и зав. кафедрой истории искусства Московского ин-та изобразительных искусств (позднее МГХИ им. В. И. Сурикова). В 1924-1938 гг. Л. работал в московском Музее изящных искусств (позднее ГМИИ им. А. С. Пушкина), был хранителем отдела итал. живописи, затем - зав. картинной галереей и зам. директора по научной части. В период становления и активной реорганизации музея занимался пополнением и систематизацией его живописной коллекции, провел большую работу по атрибуции и реставрации мн. произведений. Принимал участие в написании и редактировании статей БСЭ, посвященных европейским живописцам, скульпторам и архитекторам (1927-1941). С 1943 г. член-корреспондент АН СССР, в 1945-1960 гг. зав. сектором живописи и скульптуры Ин-та истории искусства, один из авторов «Истории русского искусства» в 12 томах (автор всех разделов о живописи и скульптуре Др. Руси XI-XV вв.) и инициаторов ее издания.

Круг научных интересов Л. в равной степени включал искусство Византии, Др. Руси и Зап. Европы (особенно итал. Возрождения). Энциклопедичность научного подхода и редкая широта охвата материала позволили ему стать ведущим исследователем во всех 3 областях. Первые статьи Л. 20-х гг. XX в. были посвящены атрибуции картин итал. мастеров из собрания Музея изящных искусств и опубликованы в итал., нем. и англ. научной периодике. Л. сформулировал исторический подход к памятникам и акцентировал внимание на проблемах их научного, а не только атрибуционного изучения. Вместе с тем Л. откликался на важнейшие события в истории отечественной науки. В написанной совместно с М. В. Алпатовым статье о Владимирской иконе Божией Матери (Alpatoff M., Lasareff V. Ein byzantinisches Tafelwerk aus des Komnenenepoche // Jb. der preussischen Kunstsammlungen. B., 1925. Bd. 46. S. 140-155) эта чудотворная икона, незадолго перед тем прошедшая через 1-е научное раскрытие и реставрацию, была проанализирована как памятник визант. живописи эпохи Комнинов. В книге о Н. П. Кондакове (1925) Л. не только отдал дань научному методу своего предшественника, но и сформулировал актуальные для отечественного искусствознания задачи. За 1-ю четв. XX в. в России, а также в странах Европы, территории которых входили некогда в состав Византийской империи, было собрано и раскрыто большое число первоклассных памятников визант. живописи, накоплен огромный материал, требовавший научного анализа. Л. видел недостаток исключительно иконографического метода в изучении визант. живописи как части общеевроп. искусства средних веков. Он считал перспективным применение идей совр. западноевроп. искусствознания и метода стилистического анализа при изучении памятников визант. искусства, что позволило бы представить историю визант. живописи почти за 1000-летний период ее развития.

В 30-х гг. XX в. Л. опубликовал первые монографии - о творчестве Леонардо да Винчи (1936) и о портретном жанре в искусстве Зап. Европы XVII в. (1937). Одной из главных тем исследований ученого на протяжении мн. лет стала живопись эпохи Ренессанса, истоки ее формирования. Работа над этой темой нашла воплощение в статьях по вопросам атрибуции, историческим проблемам в живописи разных мастеров и позднее - в обобщающем исследовании «Происхождение итальянского Возрождения» (1956. Т. 1; 1959. Т. 2).

Подготовку кн. «История византийской живописи» Л. вел с 1925 по 1932 г. Текст был подготовлен для зарубежного издания, но не был напечатан. Расширенная редакция была создана к 1943 г. (изд. в 1947-1948), она включила не только новый пласт историографии, но и материал публикаций Л. в амер. научной периодике 30-х гг. XX в., посвященных мозаикам Сицилии и иконографии Божией Матери. Новая редакция труда была подготовлена к итал. изданию в переводе, отредактированном самим Л., и напечатана в 1967 г. Рус. вариант увидел свет в 1986 г. благодаря усилиям Г. И. Вздорнова, подготовившего к печати текст с объемным критико-библиографическим аппаратом, большим количеством иллюстраций и новыми указателями. Впервые в мировой науке визант. живопись была представлена как самостоятельное и цельное художественное и историческое явление, а не как сумма художественного воздействия Востока или Запада; как явление, изменяющееся во времени и в разных областях своего влияния по различным историческим причинам. Л. сумел показать значение К-поля как главного художественного центра для регионов, испытавших духовное и культурное влияние Византии. Это стало возможным благодаря не только анализу немногих собственно к-польских памятников, но и выявлению произведений мастеров столичной школы, созданных на Балканах, Кавказе, в Др. Руси. Также его интересовала и др. сторона взаимовлияния столицы Византии и окраин: формирование в провинциях собственных художественных центров и локальных школ, стимулом к которому послужило визант. искусство. Особую притягательность сохраняет лит. стиль исследования Л., позволяющий точно и ярко описывать и анализировать произведения изобразительного искусства. Книга получила массу благожелательных отзывов историков визант. искусства в Зап. Европе. Благодаря строго научному характеру этот труд Л. и воплощенная в нем концепция истории визант. искусства сохраняют ценность и сегодня.

В предвоенные годы Л. начал работу над книгой об искусстве Вел. Новгорода (1947). Живопись Др. Руси, начиная с Киевской Руси, вплоть до XV в., в т. ч. ее самых выдающихся мастеров (Феофана Грека, прп. Андрея Рублёва) и наиболее продуктивных художественных центров, становится основной темой его исследований в 50-60-х гг. XX в. В печати мн. его труды появляются сначала за границей и спустя годы - на родине, лучшие вышли в сборниках: «Русская средневековая живопись» (1970), «Византийская живопись» (1971) и «Византийское и древнерусское искусство» (1978, под ред. Э. С. Смирновой).

Метод Л. как ученого основан на формально-стилистических принципах исследования художественной формы с учетом данных иконографии и истории. Стремясь посвятить каждому памятнику искусства монографическое исследование, Л. использовал дополнительные сведения из области художественных технологий, археологии, различных вспомогательных дисциплин, что придавало искусствоведческим аргументам весомость. Изучение отдельных, прежде всего самых выдающихся произведений изобразительного искусства позволяло ученому выявить ключевые явления и проблемы в историческом процессе. По мнению Л., на развитие живописи в средние века и позднее на востоке и на западе европ. мира влияли в первую очередь исторические причины, а не традиц. факторы (литургические и иные религиозные), остававшиеся, на его взгляд, неизменными. Л. были созданы и прочитаны курсы лекций, позволившие развить его научный метод и воспитать неск. поколений историков искусства, составивших «школу Лазарева».

Ист.: Автобиография (12 февр. 1968 г.) // МГУ. Каф. истории зарубеж. искусства. Лазаревский каб. Архив В. Н. Лазарева. Ркп.
Соч.: Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922; Н. П. Кондаков (1844-1925). М., 1925; Искусство Новгорода. М.; Л., 1947; История визант. живописи. М., 1947-1948. 2 т.; Леонардо да Винчи - художник. М., 1952; Происхождение итал. Возрождения. М., 1956. Т. 1: Искусство Проторенессанса. 1959; Т. 2: Искусство треченто. 1979; Т. 3: Начало Раннего Возрождения в итал. искусстве. М., 1979. 2 ч.; USSR: Early Russian Icons. N. Y., 1958 (совм. с I. Grabar, O. Demus); Андрей Рублев. М., 1960; Мозаики Софии Киевской. М., 1960; Фрески Ст. Ладоги. М., 1960; Феофан Грек и его школа. М., 1961; Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Михайловские мозаики. М., 1966; Пьеро делла Франческа. М., 1966; Новгородская иконопись. М., 1969; Рус. средневековая живопись: Ст. и исслед. М., 1970; Визант. живопись. М., 1971; Московская школа иконописи. М., 1971; Древнерус. мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973; Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977; Визант. и древнерус. искусство: Ст. и мат-лы. М., 1978; Рус. иконопись: От истоков до нач. XVI в. М., 1983; История визант. живописи. М., 1986.
Лит.: Гращенков В. Н. В. Н. Лазарев: (к 70-летию со дня рождения) // ВВ. 1969. Т. 29. С. 3-31; он же. В. Н. Лазарев // Византия. Юж. славяне и Др. Русь. Зап. Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 5-23 (То же // Гращенков В. Н. История и историки искусства: Ст. разных лет. М., 2005. С. 524-563); он же. В. Н. Лазарев: Жизнь, творчество, науч. наследие // ДРИ. СПб., 2002. [Вып.]: Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 8-23; он же. Список опубл. тр. В. Н. Лазарева, дек. 1998 г. // Там же. С. 24-32; Попов Г. В. Список тр. В. Н. Лазарева (1960-1968) // Лазарев В. Н. Рус. средневековая живопись. М., 1970. С. 314-315; Подобедова О. И. В. Н. Лазарев // ДРИ. М., 1977. [Вып.]: Проблемы и атрибуции. C. 5-11; Попова О. С. В. Н. Лазарев (1897-1976) // Сов. искусствознание, 76. М., 1977. Вып. 2. С. 275-286; она же. В. Н. Лазарев // ДРИ. 2002. [Вып.]: Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 33-37; Demus O. V. N. Lazarev // Almanach der Österreichische Akademie der Wissenschaften. W., 1977. Bd. 127. S. 517-521; Ruzsa G. V. N. Lasarev, 1897-1976 // AHAASH. Bdpst, 1977. T. 23. P. 357-374; Вздорнов Г. И. О книге В. Н. Лазарева «История византийской живописи» // Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 270-296; он же. Коротко о книге // Лазарев В. Н. Русская иконопись: От истоков до нач. XVI в. М.; Милан, 1996. С. 7-10; Dufrenne S. V. N. Lazarev: Bilan d'une œuvre // ДРИ. 2002. [Вып.]: Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 38-40.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Искусствоведы советские Лазарев Виктор Никитич (1897 - 1976), искусствовед, специалист по истории византийской, древнерусской и западноевропейской живописи, педагог
См.также:
АМИРАНАШВИЛИ Шалва Ясонович (1899-1975), искусствовед, академик
КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства
МНЁВА Надежда Евгеньевна (1902-1968), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед