Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАВРЕНТИЙ
39, С. 600-603 опубликовано: 14 марта 2020г.


ЛАВРЕНТИЙ

[Лоркан О Туатал; лат. Laurentius; ирл. Lorcán] (ок. 1128, обл. Лаген (Лейнстер), Ирландия - 14.11.1180, Э, Нормандия), св. Римско-католической Церкви (пам. 14 нояб., 10 мая), архиеп. Дублина.

Источники

Св. Лаврентий, архиеп. Дуроверна. Витраж из ц. Непорочного Зачатия в Дублине. 1882 г.
Св. Лаврентий, архиеп. Дуроверна. Витраж из ц. Непорочного Зачатия в Дублине. 1882 г.

Св. Лаврентий, архиеп. Дуроверна. Витраж из ц. Непорочного Зачатия в Дублине. 1882 г.
Сведения о Л. содержатся в посвященных ему агиографических сочинениях, записях в ирл. анналах и англо-нормандских хрониках 2-й пол. XII в. Из многочисленных агиографических текстов о Л. опубликовано лишь несколько произведений. Возможно, кард. Иоанн Гальгрин († 1237) участвовал в составлении краткого Жития-панегирика (BHL, N 4743; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saeculo XVI, qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1893. T. 3. P. 236-248; по ркп. Paris. lat. 14364, XIII в., из мон-ря Сен-Виктор в Париже). Т. н. 2-я редакция Жития Л., составленная в XIII в. в августинском аббатстве Э в Нормандии (BHL, N 4745; изд.: Plummer. 1914), сохранилась в Дублинском сборнике житий ирл. святых (2 списка XV в.) и в 2 бумажных рукописях из собрания болландистов (см.: Ibid. P. 121-122). Сокращенная версия этой редакции включена в Оксфордское собрание житий ирл. святых (2 списка кон. XIV - нач. XV в.). Отдельные биографические детали содержатся в письмах ирл. и нормандских прелатов, ходатайствовавших о канонизации Л. (Ronan. 1926). Неизданными остаются сказание о происхождении и деятельности Л. (изложение не доведено до его кончины) в рукописи XIII в. (Paris. Bibl. de l'Arsenal. 938. Fol. 81r - 96v; см.: Sharpe R. Medieval Irish Saints' Lives: An Introd. to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991. P. 28, 395), составленное в Ирландии, возможно Генрихом Лондонским, архиеп. Дублина (1213-1228), а также 1-я редакция Жития Л., написанная в аббатстве Э (Paris. Bibl. St.-Geneviève. 1832, XVII в. (предположительно копия оригинала XIII в. из мон-ря Э); см.: Ronan. 1933).

Важные сведения о деятельности Л., особенно о его взаимоотношениях с англо-нормандскими баронами и англ. кор. Генрихом II (1154-1189), содержатся в сочинениях Гиральда Камбрийского († 1223), гл. обр. в «Завоевании Ирландии» (1-я версия закончена ок. 1189; изд.: Giraldus Cambrensis. 1978), и в трудах Роджера из Хаудена († 1201/02) - «Деяниях короля Генриха II» (Gesta. 1867; об авторстве Роджера см.: Corner D. J. The «Gesta regis Henrici secundi» and «Chronica» of Roger, Parson of Howden // Bull. of the Institute of the Historical Research. L., 1983. Vol. 56. P. 126-144) и «Хронике» (Chronica. 1869). Л. упоминается в анонимной поэме нач. XIII в. о завоевании Ирландии, написанной на нормандском диалекте старофранц. языка и известной как «Песнь о Дермоте и графе» или «Деяния нормандцев в Ирландии» (The Song. 1892). Существует грамота Л., подтверждавшая передачу имения Киллестер (ныне район в сев. части Дублина) мирянину Уильяму Бруну (ок. 1177); это древнейшая грамота ирл. епископа, сохранившаяся в оригинале.

Жизнь

Л. был младшим из 7 детей Мурьхертаха О Туатала, главы рода О Муредаг (ветвь династии - О Дунланге), правившего в сев. части Лагена (Лейнстера). Его мать, вероятно, принадлежала к др. знатному роду из Сев. Лагена, О Фаэлан. Согласно Житию, в детстве Л. был заложником у Диармада Мак Мурхады († 1171), правителя Лагена из рода О Кеннселаг, к-рый сурово с ним обращался. Возможно, его выдали Диармаду ок. 1141 г., когда тот, стремясь утвердить свою власть, казнил или ослепил 17 лагенских князей. После того как Мурьхертах О Туатал захватил неск. воинов (milites) Диармада, тот согласился освободить Л. и отправил его в церковное поселение Гленн-Да-Лоха (ныне Глендалох, графство Уиклоу) под надзор епископа. В 1153 г. Л. был избран на должность аббата и возглавил церковную общину. К тому времени его родственники установили дружественные отношения с Диармадом, к-рый в нач. 50-х гг. XII в. женился на Мор, единокровной сестре Л. В 1157 г. Л. предложили занять освободившуюся епископскую кафедру Гленн-Да-Лохи, но он отказался. В Житии его отказ объясняется тем, что он не достиг необходимого канонического возраста - 30 лет. Однако причиной могло стать то, что епископ Гленн-Да-Лохи пользовался меньшим влиянием, чем аббат.

В 1162 г., вероятно, при поддержке Диармада Мак Мурхады Л. был избран на архиепископскую кафедру Дублина. Избрание Л. скорее всего было одобрено на Соборе в Клейне (1162) под председательством папского легата Гиллы Криста (Кристиана), еп. Лисмора (1151 - ок. 1179), и Гиллы Мак Лиага (Геласия), архиеп. Арма (1137-1174). Рукоположение Л. совершил архиеп. Гилла Мак Лиаг при помощи Иосифа, еп. Фернса (до 1161/62 - 1182), и Малахии О Брана, еп. Килдэра (ок. 1161 - 1175). Все эти прелаты были ставленниками или сторонниками Диармада. Однако после его свержения и бегства из Ирландии (1166) Л. сохранил свою кафедру. В 1167 г. он участвовал в собрании светских и церковных магнатов в Атбое, к-рое созвал Руадри О Конхобар († 1198), правитель Коннахта, претендовавший на титул верховного правителя Ирландии.

Л. уделял значительное внимание реформированию ирл. Церкви по континентальной модели. С его именем связывают преобразование дублинского соборного капитула в приорат регулярных каноников-августинцев из конгрегации Арруэз (см.: Flanagan. 2010. P. 144-146). Вероятно, после избрания на кафедру Л. основал в Гленн-Да-Лохе августинский приорат «Остров Спасителя» (Insula Salvatoris). Согласно Житию, Л. принял обеты регулярных каноников и соблюдал августинский устав. В Житии подчеркиваются его аскетизм и почитание им св. Коэмгена, основателя Гленн-Да-Лохи (каждый год во время 40-дневного поста он удалялся в пещеру, в которой некогда жил Коэмген). При этом Л. добился назначения своим преемником на посту аббата Гленн-Да-Лохи своего племянника Фомы, к-рый не был клириком и не соблюдал целибат (в источниках упом. его сын и внук).

После вторжения в Ирландию Диармада Мак Мурхады и его союзников, англо-нормандских баронов во главе с Ричардом де Клэром по прозвищу Стронгбоу (Крепкий Лук), Л. неоднократно выступал посредником между ними и ирл. правителями. Архиепископ пытался вести переговоры с войском Диармада, осадившим Дублин (сент. 1170), однако город был захвачен баронами до завершения переговоров. Согласно Гиральду Камбрийскому, в следующем году Л. помогал верховному правителю Руадри О Конхобару собирать войска для борьбы с завоевателями. Однако во время осады Дублина кор. Руадри (лето 1171), закончившейся неудачей, Л., по-видимому, находился в городе, к-рый удерживали сторонники Диармада и бароны. Согласно поэме «Песнь о Дермоте и графе», Стронгбоу, который был женат на Еве, племяннице Л. (дочери Диармада и Мор), выбрал архиепископа одним из 3 своих представителей на переговорах с Руадри (The Song. 1892. P. 134-136).

После прибытия в Ирландию англ. кор. Генриха II (окт. 1171) Л., как и др. ирл. прелаты, присягнул ему на верность и стал участником Собора в Кашеле (янв.-февр. 1172), на к-ром были приняты постановления об укреплении церковной дисциплины. В 1172 г. папа Римский Александр III (1159-1181) отправил Л. и др. ирл. епископам послание, призывая его оказать содействие Генриху II в управлении Ирландией. В 1172-1173 гг. Л. впервые посетил Англию (в документах англ. казначейства упом. расходы на его возвращение в Ирландию), но подробностей об этом визите не сохранилось. В окт. 1175 г. вместе с Руадри О Конхобаром Л. вновь приехал в Англию для участия в переговорах, завершившихся подписанием Виндзорского договора о разделе сфер влияния в Ирландии между Генрихом II и Руадри, к-рый признал себя вассалом англ. короля и обязался выплачивать ему дань. Согласно Житию, тогда же Л. посетил Кентербери. Когда он молился на гробнице св. Фомы Бекета, некий безумец, узнав о благочестии Л., напал на него и ударил дубиной, чтобы сделать его мучеником. Несмотря на сильный удар, Л. выжил, но у него до конца жизни осталась вмятина на голове.

В кон. 1178 или нач. 1179 г. Л. вместе с др. ирл. епископами отправился в Рим на заседания III Латеранского Собора (март 1179). Проезжая через Англию, он получил от кор. Генриха II разрешение на участие в Соборе при условии, что он не будет добиваться от папы Римского привилегий, ущемляющих права короля. По окончании Собора папа Александр III вручил Л. 3 буллы (от 20 апр. и 13 мая), подтверждавшие права и привилегии Л. и его преемников на Дублинской кафедре, а также Малха, еп. Гленн-Да-Лохи (до 1176 - 1186), и каноников дублинского соборного приората Св. Троицы. Л. был назначен папским легатом в Ирландии.

К осени 1179 г. Л. вернулся в Дублин и вскоре созвал в Клонферте Собор, на котором присутствовали епископы из церковных провинций Арма и Туам, находившихся, согласно Виндзорскому договору, под властью Руадри О Конхобара. Постановления Собора сохранились в искаженном англ. переводе XVII в. Вероятно, целью этого совещания было обнародование в Ирландии постановлений III Латеранского Собора, особенно тех, которые относились к соблюдению целибата. В нач. 1180 г. Л. добился избрания Томалтаха О Конхобара, племянника верховного правителя Руадри, на архиепископскую кафедру Арма. Согласно Житию, Л. помогал нуждающимся во время необычайно суровой зимы 1179/80 г. Он организовал отправку корабля с неимущими ирландцами в Англию и позаботился о том, чтобы они получили там помощь.

В февр. 1180 г. Л. вместе с сыном правителя Руадри вновь прибыл ко двору Генриха II, к-рый был недоволен несоблюдением ирландцами условий Виндзорского договора. Недовольство англ. короля могло быть вызвано также избранием архиеп. Томалтаха и получением Л. папских привилегий (Генрих II мог рассматривать это как нарушение данного Л. обещания). В апр. Генрих отправился на континент, забрав с собой в качестве заложника сына Руадри. Л., к-рому было запрещено возвращаться в Дублин, остался в Англии (он провел нек-рое время в мон-ре Абингдон близ Оксфорда), а затем (в кон. окт. или нач. нояб. 1180) отправился в Нормандию вслед за королем. 10 нояб., остановившись в аббатстве Э, принадлежавшем регулярным каноникам-августинцам конгрегации Сен-Виктор, Л. серьезно заболел. Он направил к королю для переговоров одного из своих клириков. 13 нояб. тот вернулся в Э с известием о заключении мира между Генрихом II и Руадри (возможно, соглашение было достигнуто при посредничестве папского легата субдиак. Алексия); на следующий день Л. скончался.

Почитание

Почитание Л., по-видимому, началось вскоре после его смерти. В письмах ирл. и нормандских прелатов в поддержку канонизации Л. упоминается книга о его чудесах, написанная Маэл Ису О Кербаллом, еп. Лаута (1178-1186/87; с 1184 архиепископ Арма). Это сочинение не сохранилось. Когда в Э началось строительство новой коллегиальной церкви в готическом стиле, останки Л. (согласно Житию, они не были подвержены тлению) перенесли в храм и захоронили перед алтарем Богоматери (17 апр. 1186).

Весной 1191 г. Руанский архиеп. Готье из Кутанса (1184-1207), скорее всего по ходатайству каноников Э, обратился к папе Римскому Целестину III (1191-1198) с просьбой о канонизации Л. В послании, адресованном каноникам Э (20 мая 1191), понтифик не возражал против возможной канонизации Л., но указал на несвоевременность этого ходатайства. Инициатива каноников могла быть связана с офиц. признанием культа др. ирландца, умершего на континенте,- св. Малахии (канонизирован папой Римским Климентом III 6 июля 1190).

В 1206 или 1207 г. Гуго, аббат Э, в 3-й или 4-й раз обратился к папе Иннокентию III (1198-1216) с просьбой о канонизации Л. К его ходатайству были приложены письма архиеп. Готье из Кутанса, Дублинского архиеп. Джона Комина (1181-1212) и Евгения (Эхдонна Мак Гиллы Удира), архиеп. Арма (1206-1216), а также 2 ирл. прелатов, лично знавших Л.,- Альбина (Альбе О Маэл Муада), еп. Фернса (ок. 1186-1223), и Мариана (Марина О Бриана), еп. Корка (1206/07-1224). По свидетельству Комина, он присутствовал при исцелении, к-рое совершилось на могиле Л. Однако это обращение осталось без ответа, как и следующая попытка, предпринятая преемником Гуго, аббатом Гвидо (ок. 1214). По-видимому, вскоре после этого каноники обратились к Генриху Лондонскому, архиеп. Дублина (1213-1228), с просьбой прислать дополнительные материалы о жизни Л. Они получили текст Жития Л., в к-ром повествование не было доведено до его кончины (ркп.: Paris. Bibl. de l'Arsenal. 938).

В 1224 г. аббат Гвидо доставил в Римскую курию материалы для канонизации Л. Папа Гонорий III (1216-1227) поручил возглавить процесс Николаю, кард.-еп. Тускула († 1227); были назначены комиссии для изучения обстоятельств жизни и кончины Л. в Ирландии и Нормандии (inquisitio in patribus). В окт. 1225 г. аббат Гвидо вновь прибыл к папскому двору, находившемуся в Риети. Материалы о святости Л. были зачитаны на консистории; 11 дек. папа Гонорий III издал буллу о канонизации Л. 6 мая 1226 г. Теобальд, архиеп. Руана (1222-1229), возглавил церемонию открытия мощей Л. Очевидно, вскоре после этого в аббатстве Э и было составлено Житие Л., сохранившееся в 2 редакциях. В 1426 и 1475 гг. церковь в Э пострадала от сильных пожаров, к нач. XVI в. она была восстановлена и перестроена в стиле пламенеющей готики. В 1625 г. на холме близ Э, на месте, где Л. якобы впервые увидел аббатство, была построена мемориальная капелла (перестраивалась в 1810 и 1876).

После закрытия аббатства Э в годы Французской революции (1791) погребения в церкви были разорены, но мощи Л., как считается, удалось сохранить. В 1828 г. их поместили в раку, установленную над главным алтарем храма. В крипте церкви хранится статуя святого (XIII в.; повреждена в годы революции).

Вскоре после канонизации Роджер, приор дублинского собора Св. Троицы, обратился к монахам Э с просьбой прислать реликвии Л. Эта просьба скорее всего была исполнена, т. к. в перечне святынь, хранившихся в соборе в нач. XVI в., упоминаются «многочисленные реликвии» Л., хотя не указано, какие именно (The Book of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of the Holy Trinity, Commonly Called Christ Church, Dublin / Ed. C. Crosthwaite. Dublin, 1844. P. 4). В эпоху Реформации приорат регулярных каноников при соборе Св. Троицы был упразднен, по указанию протестант. архиеп. Джорджа Брауна (1536-1554) большинство хранившихся в соборе реликвий сожгли. В 70-х гг. XIX в. при реконструкции собора в нем была устроена капелла во имя Л. В ней поместили железный реликварий в форме сердца, найденный при раскопках, в к-ром, как считали, находилось забальзамированное сердце святого. В марте 2012 г. реликварий был похищен.

Память Л. указана в Римском мартирологе под 14 нояб., в этот день поминовение святого совершается в Ирландии и в г. Э.

Ист.: Gesta regis Henrici secundi Benedicti abbatis: The Chronicle of the Reigns of Henry II and Richard I, AD 1169-1192 / Ed. W. Stubbs. L., 1867. Vol. 1. P. 27, 103-104, 221, 270, 321; Chronica magistri Rogeri de Hovedene / Ed. W. Stubbs. L., 1869. Vol. 2. P. 31, 85, 171, 253; The Song of Dermot and the Earl / Ed. G. H. Orpen. Oxf., 1892; Plummer C. Vie et miracles de S. Laurent, archevêque de Dublin // AnBoll. 1914. T. 33. P. 121-186; Ronan M. V. St. Laurentius, Archbishop of Dublin: Original Testimonies for Canonisation // The Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. Dublin, 1926. Vol. 27. P. 347-364; Vol. 28. P. 247-256, 467-480, 596-612; Dobbs M. C. The Ban-Shenchus // Revue Celtique. P., 1931. T. 48. P. 163-234; Pontificia Hibernica: Medieval Papal Chancery Documents Concerning Ireland, 640-1261 / Ed. M. P. Sheehy. Dublin, 1962. Vol. 1. P. 26-31, 73, 255-258; Giraldus Cambrensis. Expugnatio Hibernica: The Conquest of Ireland / Ed. A. B. Scott, F. X. Martin. Dublin, 1978.
Лит.: Murphy D. St. Laurence O'Toole // J. of the Archaeological Society of the County Kildare and Surrounding Districts. Dublin, 1897. Vol. 2. N 3. P. 159-166; Robinson J. L. The Priors of Christ Church, Dublin // The Irish Church Quarterly. 1913. Vol. 6. N 21. P. 36-50; idem. St. Laurence O'Toole // Ibid. 1917. Vol. 10. N 38. P. 127-139; Legris A. Saint Laurent O'Toole (Saint Laurent d'Eu), archevêque de Dublin. Rouen, 1914; Kenney. Sources. P. 770; Ronan M. V. Goblet of St. Lorcán Ua Tuathail, Archbishop of Dublin, 1161-1180 // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Ser. 7. Dublin, 1933. Vol. 3. P. 122-125; idem. St. Lorcan Ua Tuathail // The Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. 1936. Vol. 38. P. 369-386, 486-509; O'Doherty J. F. Laurentius von Dublin und das irische Normannentum. Münch., 1934; idem. St. Laurence O'Toole and the Anglo-Irish Invasion // The Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. 1937. Vol. 50. P. 449-477, 600-625; 1938. Vol. 51. P. 131-146; Gwynn A. St. Laurence O'Toole as Legate in Ireland, 1179-1180 // AnBoll. 1950. T. 68. P. 223-240; idem. The Irish Church in the 11th and 12th Cent. / Ed. G. O'Brien. Dublin, 1992; Ryan J. The Ancestry of St. Laurence O'Toole // Repertorium Novum. Dublin, 1955. Vol. 1. N 1. P. 64-75; Mac Shamhráin A. S. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Maynooth, 1996; idem. Ua Tuathail (O'Toole), St., Lawrence (d. 1180) // Medieval Ireland: An Encyclopedia / Ed. S. Duffy. N. Y.; L., 2005. P. 483-485; Richter M. Procedural Aspects of the Canonization of Lorcán Ua Tuathail // Procès de canonisation au Moyen Âge. R., 2004. P. 53-65; Flanagan M. T. Laurence // ODNB. 2004. Vol. 32; eadem. The Transformation of the Irish Church in the 12th Cent. Woodbridge, 2010; Krafft O. Papsturkunde und Heiligsprechung: Die päpstlichen Kanonisationen vom Mittelalter bis zur Reformation. Köln, 2005. P. 286-292.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Лаврентий (ок. 1128 - 1180), архиепископ Дублина, святой Римско-католической Церкви (пам. 14 нояб., 10 мая)
См.также:
ЛАВРЕНТИЙ († 2.02.619 (?), 2-й архиеп. Дуроверна, св. (пам. зап. 2 февр.)
НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов
ОДОН [Ода, Одо] († 2.06.958), св. (пам. зап. 4 июля, 2 июня, 29 мая), архиеп. Кентерберийский (с 941)
ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118)
ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633)
АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)