Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
38, С. 149-155 опубликовано: 25 сентября 2019г.


КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского. Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю, а после 1718 г. обращена в приход.

Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в.
Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в.

Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в.

В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы.

В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев). Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.

Основание и обустройство К. м. происходили при настоятельстве в короцком приходе священников Зимнёвых, происходивших из слободы Зимогорский Ям (с. Зимогорье). Свящ. Иоанн Зимнёв († после 1899) служил настоятелем Покровской ц. в с. Короцке с 22 марта 1860 г. При нем были организованы церковная б-ка и хор в дер. Глебово, открыты 6 приходских школ в окрестных деревнях. Зимой 1891 г. с. Короцко посетил представитель Училищного совета при Синоде В. И. Шемякин и предложил утвердить духовно-просветительское братство в память свт. Тихона и построить в селе 2-классную церковноприходскую школу. Усилиями Зимнёва школа была сооружена на месте, где стоял дом родителей святителя, освящена и открыта 1 сент. 1896 г. Преемником свящ. Иоанна стал его сын Михаил, 1 окт. 1899 г. рукоположенный в священный сан к Покровской ц. Как и отец, он заведовал Короцкой церковноприходской школой и преподавал Закон Божий. К 1900 г. при школе проживали 24 бедных ученика, во 2-м классе обучались 17 мальчиков, в первом - 49 мальчиков и 3 девочки. В день престольного праздника Покрова Пресв. Богородицы у стен храма проходил единственный в уезде торг лошадей (от 500 до 1 тыс. голов). В Глебове, сначала в усадебном доме Стоговых, а с 1909 г.- в часовне, находился особо чтимый образ свт. Николая Чудотворца.

Основание женской общины

Идея создания К. м. принадлежала Н. В. Елагину, действительному статскому советнику, духовному писателю. Во время присутствия 13 авг. 1861 г. в Задонске на торжествах прославления свт. Тихона и при посещении с. Короцка Елагин решил устроить на родине святителя общежительный мон-рь. В 1862 г., получив благословение митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского), Елагин объявил в печати о сборе средств. Будучи состоятельным костромским помещиком, он и сам внес значительный вклад: 9 тыс. р. и ок. 87 га строевого леса. Пожертвования поступали на имя председателя созданного Строительного комитета настоятеля Валдайского мон-ря архим. Лаврентия (Макарова), много попечительствовавшего общине (Ковалевский. 1887. С. 43-44, 106).

Место для К. м. было выбрано в лесу, на правом берегу Короцкого оз., в километре от с. Короцко, у древнего могильника. По преданию, именно здесь, на юж. границе новой обители, располагался ранее Покровский мон-рь (Богословский. 1865. С. 80-81). При игум. Домнике в память о древнем монастыре на могильнике была поставлена деревянная часовня. По другому преданию, на этом месте старший брат святителя Ефим остановил свою мать, уводившую маленького Тимофея на воспитание к богатому зимогорскому ямщику, и уговорил ее оставить брата в семье и в духовном звании, обещая выучить его грамоте. Когда местные крестьяне отказались выделить общине земельный надел, 10 дес. 1739 кв. саж. земли были пожертвованы на устройство общины короцким причтом. С осени 1863 г. под рук. Елагина начались строительные работы.

22 авг. 1864 г. последовало Высочайшее повеление на учреждение Короцкой женской общины с училищем для девиц-сирот при ней и лечебницей для местных жителей. К осени 1864 г. был построен каменный 3-этажный корпус с домовой ц. во имя свт. Тихона и Владимирской иконы Божией Матери в его сев. части, освященной валдайским архим. Лаврентием 1 окт. 1865 г. К освящению митр. Исидор прислал в дар обители икону свт. Тихона со своей подписью и 2 комплекта богослужебных книг. Антиминс для этой временной церкви был священнодействован 20 авг. 1863 г. еп. Старорусским Герасимом (Добросердовым).

Первая настоятельница общины мон. Серафима, в 1865 г. переведенная из Зверина в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря, через 1 год и 8 месяцев вернулась в Зверин мон-рь, скончалась в саратовском Покровском жен. мон-ре. К 1865 г. в общине насчитывалось более 30 сестер, в основном вдов и сирот. В 1867-1871 гг., при управляющей рясофорной мон. Надежде (Кузминой), были завершены главные постройки обители. Она скончалась в рыбинском Софийском монастыре, приняв монашество с именем Назарета. В 1871-1879 гг., при 3-й начальнице, мон. Анатолии († 1891), было упорядочено церковное пение, устроены амосовские (духовые) печи в соборе, ферма и др. К 1871 г. пожертвованный капитал обители составил 88 547 р.

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин).

Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин), в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский). Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении.

Храмы и святыни

Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери

Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1871 г. Фотография. 2010 г.
Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1871 г. Фотография. 2010 г.

Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1871 г. Фотография. 2010 г.

Общая композиция и декоративное оформление здания представляет собой пример русского тоновского стиля и отчасти напоминает оформление главного здания (архит. Н. Е. Ефимов, 1849-1861) с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря. В отделке присутствуют элементы русского стиля и классицизма. Собор по своему объему кубический (длина и ширина - 15,7 м, высота внутри - 15,4 м), был увенчан глухим луковичным пятиглавием c вызолоченными крестами, большая средняя глава на восьмерике поднималась над 4-скатной кровлей на высоту 34,1 м. Еще одна главка возвышалась над 3-частной, с пониженными боковыми объемами алтарной апсидой. С западной стороны к храму примыкала широкая, но более низкая квадратная в плане 3-ярусная трапезная. Над ней возвышалась колокольня (ок. 36 м) с одним ярусом звона и завершением в виде вытянутого шатра со слухами, увенчанного луковичной главкой. Вместе с крытой папертью общая длина здания составляла 32 м. Вход в собор оформлен треугольным фронтоном. Западный фасад разделен на 3 части плоскими лопатками, окна 2-го яруса полуциркульные. Боковые фасады были акцентированы большими 2-частными полуциркульными «флорентийскими» окнами. В зап. трапезной части собора боковые фасады фланкированы более низкими, чем храм, протяженными 3-этажными келейными корпусами в 9 осей, расположенными по линии «север-юг», высотой около 12 м, со 118 окнами. Этажи келий разделены горизонтальной профилированной тягой, по вертикали - лопатками, окна заключены в наличники с лучковыми и полуциркульными (в виде валиков) навершиями. Профилированный карниз келий и собора украшен декоративным поясом. Торцевые части келий в 5 осей были выделены декоративным кокошником по центральной оси. Большие филенки на них в верхних частях, как и на объеме собора, украшены своеобразным «зубчатым» поясом, напоминающим деревянные резные карнизы.

Из крытой паперти в храм вели 10 ступеней широкой каменной лестницы. К паперти был пристроен застекленный фонарь с образом Нерукотворного Спасителя наверху, в медальоне. Над фонарем, во фронтонах стены храма находилось изображение Св. Троицы, по сторонам - образы Божией Матери и свт. Тихона; на противоположной стороне алтаря в нише вне храма - икона Владимирской Божией Матери. Храм освещали 4 окна, каждое высотой 4,3 м; кроме того, в главном алтаре было 2 окна, а в боковом алтаре и в ризнице - по одному. В зап. части храма на хоры для певчих вела деревянная лестница.

Внутри храм был отделан в византийском стиле; на стенах и сводах - роспись с сюжетами из Свящ. истории и Жития свт. Тихона. Внутри паперти на стенах были изображения, иллюстрирующие евангельские сюжеты (с правой стороны - «Спаситель указывает ученикам на вдовицу, опускающую в церковную кружку две лепты», слева - притча о 10 девах (частично сохр.). В главном алтаре, в куполе, были изображены 9 чинов ангельских, осеняемые Св. Духом в виде голубя, по стенам, справа и слева,- причащение Спасителем апостолов. В 1893-1896 гг. в храме была обновлена вся стенная живопись, произведен большой ремонт колокольни и келий, собор покрасили в желтый цвет.

На горнем месте в большом резном дубовом киоте находился образ «Господь Славы на престоле», написанный в греч. стиле по золотому фону. Антиминс, освященный митр. Исидором, и большой медный вызолоченный ковчег, точная копия часовни Гроба Господня в Иерусалиме (по модели, хранившейся в Свящ. Синоде) (1870), находились на престоле главного алтаря. Средний алтарь храма полукруглый, разделен капитальными стенами с пролетами. Выше иконостаса, на стене, находилось изображение «Св. Троицы Новозаветной», на зап. стене - Богородицы в облаках, окруженной сонмом святых. С юж. стороны - придел свт. Тихона c изображением Распятия с предстоящими на горнем месте.

4-ярусный резной иконостас из дуба и орехового дерева был богато декорирован резьбой в «московско-ярославском стиле» XVII в. (парные колонки с дыньками, профилированные карнизы, киоты-кокошники верхнего яруса, в т. ч. многочастный возвышающийся центральный киот-кокошник); иконы в стиле «древнего греческого письма» были написаны на вызолоченном чеканном фоне. «Детальный исполнительный чертеж иконостаса в византийском стиле» был составлен в 1867-1868 гг. Редковским «для построенной им церкви» (Отчет Имп. АХ c 10 сент. 1867 г. по 15 сент. 1868 г. СПб., 1870. С. 45). Над царскими вратами была укреплена храмовая Владимирская икона Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными ризами. В рус. стиле выполнено также большое 2-ярусное паникадило на 30 шандалов.

В сев. стороне храма, под высокой резной сенью из дубового и орехового дерева, помещалась кипарисовая рака с частью мощей свт. Тихона, принесенной в дар из Задонского мон-ря 1 авг. 1866 г. Сень была чрезвычайно богато украшена резьбой. В южной стороне храма в особом киоте хранилась келейная икона свт. Тихона «Распятие Господне». Перед этим образом горела неугасимая лампада.

В храме перед клиросами стояли 2 ореховые витрины с частицами мощей ап. Павла, свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, мц. Татианы, преподобных Александра Свирского и Сергия Радонежского, а также кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня и с частью камня от гробницы Богородицы; икона вмч. Пантелеимона с клеймами, написанная в рус. Пантелеимоновском мон-ре на Афоне, с частицей его мощей; древний золотой крест с частицами мощей ап. Иакова, брата Господня, первомученика и архидиак. Стефана и вмц. Параскевы. Там же находилась икона Спасителя, принесенная Елагиным в дар общине. При ней был «медальон с тремя волосками Спасителя» - святыня, к-рую подарил Елагину во время поездки на Восток в 1864 г. К-польский патриарх Софроний III. В особой витрине за стеклом хранились святыни, непосредственно относящиеся к свт. Тихону Задонскому: волосы с его головы, шнуры от креста и парамана и пелена, бывшие на святителе при обретении мощей, платок, листок с переписанными свт. Тихоном отрывками из 84-го и 66-го псалмов и молитвой «на общее бедствие». Этот автограф принес в дар обители 24 февр. 1864 г. еп. Иеремия (Соловьёв).

Церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых

При игум. Вере в 1891 г. был заложен летний храм, при игум. Домнике - окончен. 25 июня 1895 г. архиеп. Феогност в сослужении духовенства освятил церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. За богослужением присутствовали новгородский губ. Б. В. Штюрмер, кнг. Ю. Н. Ухтомская, краевед П. М. Силин и др.

Церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. 1891–1895 гг. Фотография. 2010 г.
Церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. 1891–1895 гг. Фотография. 2010 г.

Церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. 1891–1895 гг. Фотография. 2010 г.

Церковь возведена в «московско-ярославском» стиле, как указано в описаниях, «прекрасной архитектуры» (Геронтий (Кургановский). 1897. С. 51). Небольшой, на подвалах, квадратный в плане, он освещался с 2 сторон большими полуциркульными окнами (ныне заложены). Основной объем завершался пирамидальным открытым внутрь шатром, к-рый, как и угловые части здания, был увенчан маленькой луковичной главкой на восьмерике; на выступающей полуциркульной в плане алтарной части и на углах здания также находились главки. Стены снаружи были оштукатурены и окрашены в желтый цвет. Фасады по горизонтали разделены 2 сильно профилированными поясами, нижний отделяет высокий цоколь, а более высокий обозначает основание кокошников в навершии боковых окон и высоту алтарной апсиды. Он декорирован поясом поребрика. Карниз здания с выносом сильно профилирован, декорирован поясом дентикулов. Углы фасадов оформлены выступающими мощными лопатками, украшенными вертикальным рядом из 5 крупных профилированных кокошников. Наличники окон боковых фасадов решены в виде выступающих лопаток с двойными перехватами в центре и примыкающими к ним по сторонам четвертными колонками с муфтами. На лопатки опирается массивный профилированный кокошник с навершием в виде тимпана, оформленного килевидным кокошником. По сторонам кокошников на стенах выложены по 2 на боковых фасадах греческого креста, ранее выделенные голубой краской. На алтарном объеме - центральный киот и 2 боковых окна, наличники которых решены в виде килевидных кокошников, опирающихся на лопатки с перехватами. С запада к храму примыкает притвор, завершенный 3-угольным фронтоном. В храм вела широкая каменная лестница с 10 ступенями из местного серого тесаного гранита (частично разрушена). Портал оформлен профилированной арочкой, опирающейся на лопатки с перехватами.

Внутри храма алтарь отделялся 3-ярусным иконостасом с резьбой. Церковь украшали царские врата мелкой резной филигранной работы и орнаментальные росписи на стенах. На хорах, на зап. стене, в полукруглой нише, была изображена вмц. Варвара, молящаяся на утесе. Под хорами, у юж. стены, находилось игуменское кресло, а над ним - образ вмч. Пантелеимона. Над арочным входом в храм был изображен Спаситель, благословляющий входящих в церковь, справа от Него - вмц. Варвара с алавастром в руке, слева - прп. Домника с крестом и масличной ветвью. За левым клиросом находился большой киот с балдахином на резных вызолоченных колоннах, с точным списком греч. письма с чудотворной Иверской иконы Божией Матери (пожертвование валдайского мещанина Т. Степанова в 1896). Здесь же, на аналое, находился образ вмц. Варвары в сребропозлащенной ризе, присланный в дар настоятелем еп. Чигиринским Иаковом (Пятницким).

В ризнице лучшие облачения были пожертвованы в 1875 г. советником коммерции В. В. Епишкиным и помещиком А. М. Шишковым. Там находились шитая золотом плащаница с изображением положения во гроб Спасителя; 5 больших напрестольных Евангелий в лист, с малиновым бархатным переплетом, окованным серебром с позолотой; финифтяные иконы, украшенные простыми стразами, в центре - Иисус Христос, а по углам - евангелисты. Одно Евангелие было принесено в дар обители в 1872 г. ризничим Александро-Невской в честь Св. Троицы лавры архим. Митрофаном, 2 - пожертвованы Н. И. Глазуновой. Два больших сребропозлащенных напрестольных креста пожертвовали А. И. Епишкина и Грачёв, один из 5 сребропозлащенных сосудов в 1875 г. принес в дар Шишков.

Богослужебная жизнь

С 1895 г. в К. м. служили священники Стефан Никольский и Измаил Рождественский и заштатный диак. П. Марченко.

В обители был принят следующий порядок общих богослужений: в будни утреня в 5.00, литургия в 7.00, вечерня в 17.00. На вечерне пели каноны Спасителя, Богородицы, Ангела-Хранителя или др. В 20.00 в церкви совершали вечернее правило. Накануне праздничных и воскресных дней в 15.00 служили малое повечерие с добавлением стихир празднику или воскресному дню; в 18.00 - всенощное бдение. Утром, в 6.00, служили раннюю, а в 9.00 - позднюю литургию. Перед литургией в воскресные дни служили акафист свт. Тихону. Кроме того, этот акафист читали на всенощном бдении перед каноном в праздники, связанные с памятью свт. Тихона: 13 мая, 16 июня и 13 авг. С 1892 г. ежегодно в день памяти святителя совершали крестный ход из мон-ря в ц. Покровской иконы Божией Матери: на могилу его отца. В дни храмовых праздников в честь Владимирской иконы Божией Матери: 21 мая, 23 июня, 26 авг. и на Покрова Богородицы 1 окт. читали соответствующий акафист. Крестный ход и молебен с водосвятием на Короцком оз. совершали 1 авг. и 6 янв. На богомолье, для посещения Иверского и Короцкого мон-рей, ходили пешком, даже за 120 верст из Боровичского у. Обитель славилась хлебосольством: в праздничные дни после службы сестры кормили всех желающих щами и ячменной кашей.

Постройки, хозяйственная и благотворительная деятельность

К. м. стал одним из крупнейших мон-рей Новгородской епархии. В кон. XIX в. в обители проживали 238 чел.: игумения, схимонахиня, 25 мантийных монахинь, 50 рясофорных монахинь, 7 указных послушниц и др., к 1908 г. кроме игумении проживали 38 монахинь и 56 послушниц. Также в К. м. трудились от 10 до 20 наемных рабочих.

В нач. XX в. обитель содержалась за счет пожертвований, ведения сельского хозяйства, церковного кошелькового сбора, продажи просфор. В монастыре насчитывалось 40 зданий. На территории К. м. были выстроены ряд деревянных домов, в т. ч. 2-этажные - для приюта на 13 девочек-сирот и для приезжающих богомольцев; одноэтажные - для проживания сестер; дом с мезонином - для настоятельницы. За пределами монастыря находились 2 часовни (одна из них почти напротив совр. здания магазина), дом для священнослужителей и хозяйственный комплекс: скотный двор, хлебный амбар, дровяник, ледник, сенник и проч. службы. В 1893 г. к югу от К. м. был выстроен большой странноприимный дом с муж. и жен. половинами. Странники бесплатно получали из мон-ря хлеб, квас и кипяток.

При игум. Вере обитель была обнесена с 3 сторон каменной оградой высотой ок. 3,5 м, с 6 круглыми высокими каменными башнями с зубцами и шпилями, зап. св. ворота были увенчаны главой и крестом. Около них за оградой находился небольшой парк с цветниками, аллеи обсажены березами и елями. С 1886 г. при К. м. работала больница на 12 кроватей для сестер обители. В 1895 г. в сев. части мон-ря был выстроен новый 2-этажный больничный корпус на 15 мест и при нем домовая однопрестольная ц. во имя св. Саввы Сербского и прп. Домники (в память родителей свт. Тихона). Икону св. Саввы прислал в обитель по просьбе игум. Домники Сербский митр. Михаил (Йованович).

С 1881 г. при К. м. существовал приют для 18 девочек-сирот, которые получали от мон-ря необходимое содержание и обучались грамоте под руководством опытной монахини. В рукодельной мастерской рясофорная послушница А. Ладожская учила шить, вязать крючком, вышивать шерстью, шелками и золотом, а также ткать ковры. В обители была б-ка, работали мастерские: ткацкая, вышивальная, переплетная, иконописная и живописная, которой руководила мон. Иулиания, получившая образование в художественных классах в столичной академии.

Во владении К. м. находилось 1109 дес. земли (пахотной, луга, строевой и дровяной лес), 2 больших рыбных озера - Короцкое и Брезгово (ныне Боровское), 2 фермы в пустошах Жары (недалеко от дер. Глебово) и Переузь (в 4 км от дер. Городно), где были скотные дворы и флигели для сестер. Земельные пожертвования составили ок. 178 га: 98 га от основателя и ктитора обители Елагина и короцкого причта, более 63 га от А. К. Фёдоровой (урожд. Рюминой) и ок. 17 га от др. жителей Валдая. Неприкосновенный капитал К. м. в 90-х гг. XIX в. составлял 63 950 р. и 2600 р. на содержание причта.

Приписная община и подворья

Помещица А. И. Кемецкая в с. Полнове Демянского у. Новгородской губ. устроила Успенскую жен. общину (открыта в 1873) и пожертвовала ей 600 дес. земли. Будучи малолюдной, в 1884 г. община потеряла самостоятельное управление и до 9 сент. 1892 г. являлась приписной к К. м. По распоряжению игум. Веры начальницей общины стала рясофорная послушница Н. П. Тихонова (впосл. игум. Домника). По ходатайству митр. Исидора (Никольского) самостоятельное управление в общине было восстановлено. В 1894 г. здесь была построена деревянная Успенская ц. с приделами мц. Александры и прп. Сергия. В 1898 г. эта община получила статус монастыря. К 1907 г. на месте деревянного помещичьего дома был сооружен кирпичный 3-этажный корпус с ц. в честь Преображения Господня в вост. части (1911). После 1917 г. этот монастырь был преобразован в коммуну, с 1929 г. постройки заняты школой. В 70-х гг. XX в. Успенская ц. была разрушена.

При игум. Домнике были устроены деревянная часовня во имя свт. Тихона и дом для жительства сестер в г. Валдае на Троицкой площади, на участке, принадлежавшем мон-рю (не сохр.). В янв. 1900 г. потомственный почетный гражданин А. Ф. Гусев выделил 100 кв. саж. земли в пристанционном селе (ныне город) Бологое, «на Веригиной даче», для постройки часовни в ознаменование молитв о ниспослании наследника престола. В 1904 г., после рождения цесаревича, была построена и 21 сент. того же года освящена часовня в честь свт. Алексия, митр. Киевского и Московского, и свт. Тихона Задонского, увенчанная луковичной главкой.

В 1909 г. вдова тайного советника кнг. Е. П. Ширинская-Шихматова пожертвовала К. м. участок земли в 999 кв. саж. рядом с часовней с условием возведения храма в память о рождении наследника-цесаревича. Строительство нового красно-кирпичного храма в русском стиле велось с 1913 до 1917 г. благодаря тому, что к 300-летию династии Романовых короцкой игум. Магдалине удалось найти жертвователей. Основной объем храма представляет собой массивный 2-светный четверик, к к-рому примыкают пониженные, но также 2-светные объемы алтаря, трапезной и притвора, с колокольней. Центральная часть сев. и юж. фасадов четверика со сдвоенными окнами выделена филенчатыми лопатками, замкнутыми килевидным кокошником. Оконные проемы полуциркульные, наличники завершены килевидными кокошниками и замковыми камнями. Алтарь устроен в виде 3 полукруглых в плане апсид. Четверик перекрыт 4-лотковым сомкнутым сводом и связан с трапезной 3 арками. Монастырю принадлежал также деревянный дом в Бологом.

В новой церкви в Бологом, несмотря на то что она не была завершена, богослужения совершались до 1927 г. Затем приход переместился в часовню-ц. во имя святителей Алексия и Тихона, которая в свою очередь была закрыта в 1932 г. и перестроена под керосиновую лавку. Настоятелем храмов с 1924 г. был бывш. офицер свящ. (затем протоиерей) А. Заболоцкий († сент. 1938). В новом храме, перестроенном под пекарню, были уничтожены глава и верхние ярусы колокольни, позднее заложены внутренние арочные проемы, часть окон, переделаны крыльца четверика. В трапезной и колокольне сделаны межэтажные перекрытия. В 1995 г., к празднованию 500-летия г. Бологое, была восстановлена часовня бывш. подворья, внутреннее убранство выполнено Тверской художественной мастерской церковных ремесел, освящена 21 сент. 1999 г. Новая церковь в Бологом не возвращена епархии, в ней расположен спортивно-технический клуб, но с 2012 г. при церкви существует приход во имя св. царевича Алексия.

При участии Елагина К. м. получил земельный участок (217 кв. саж.) с деревянным домом на М. Охте в С.-Петербурге (Сборная ул.). В 1907 г. на участке началось возведение по проекту Я. Г. Гевирца 3-этажного дома для подворья, где на верхнем этаже была устроена часовня с небольшой звонницей, освященная 23 сент. 1908 г. В сер. 1919 г. на подворье жили 2 монахини и 6 послушниц, служил клир приходской Марие-Магдалининской Малоохтинской ц. Подворье закрыли в 1922 г., затем здание снесли.

1920-2015 гг.

1 апр. 1920 г. К. м. был зарегистрирован как сельскохозяйственная артель, в 1931 г. окончательно закрыт. Нек-рые инокини уехали, другие были арестованы. Убранство храмов полностью утрачено. В монастыре размещалась детская колония, затем - школа агрономов (по др. сведениям, техникум молочного животноводства). Никольский храм, в котором крестился свт. Тихон, разрушен в 30-х гг. (?) ХХ в. До 1937 г. продолжались богослужения в короцкой Покровской ц. 27 сент. 1937 г. был арестован свящ. Михаил Зимнёв вместе со старостой Д. И. Яшориным по обвинению в контрреволюционной деятельности и в кон. окт. того же года расстрелян в Ленинграде. Тогда же арестовали бывш. монастырского диак. Поликарпа Соловьёва и 2 монахинь.

С нояб. 1937 г. на территории К. м. была организована психиатрическая больница Ленинградского облздравотдела. Первоначально больных разместили в деревянных корпусах. Была проведена капитальная реконструкция монастырских зданий, прежде всего главного корпуса, куда переселили пациентов; построены здания пищеблока, насосной станции, устроено подсобное хозяйство. В 1941 г. больных эвакуировали в психиатрические больницы в Кострому и в помещения бывш. Вышенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. В зданиях К. м. располагался военный госпиталь. После Великой Отечественной войны, 26 июня 1946 г., Валдайскую психиатрическую больницу открыли вновь, передав в ведение Новгородского облздравотдела. Персонал поселили в 16 сохранившихся монастырских деревянных домах. В 1945-1950 гг. в 2 зданиях находился противотуберкулезный санаторий. После назначения в 1955 г. нового главного врача А. А. Соколова, особенно в 1967-1971 гг., на монастырских землях строили новые корпуса мастерских, клуб, типовой лечебный корпус на 240 коек (1970), 3 жилых дома и др. (пос. Короцко). К 2015 г. областная психиатрическая больница № 1 имеет 300 коек.

Ансамбль К. м. претерпел значительные утраты. Храмы монастыря лишены завершений и потеряли значение архитектурных доминант. Территория К. м. застроена типовыми кирпичными, а также деревянными строениями. Обе главные церкви перестроены внутри, особенно соборная, и в них устроены межэтажные перекрытия. Закрашена или сбита настенная живопись обеих церквей. В 2009 г. проведено любительское раскрытие незначительных фрагментов живописи во Владимирском соборе («Христос и апостолы», «Притча о 10 девах»). Монастырское кладбище за алтарем собора уничтожено, частично уцелело 1 надгробие благотворительницы. Снесены часовни и почти все деревянные строения обители. Разрушены св. ворота, 3 башни ограды. К 2015 г. в Варваринско-Всехсвятской ц., используемой под больничный склад, совершали единичные богослужения.

Приходская Покровская ц. находится в аварийном состоянии. 2 верхних яруса колокольни над притвором, кровля и купол храма утрачены. Могила родителей свт. Тихона, несмотря на утрату часовни, почиталась местными жителями и в послевоенные годы. Усердием настоятеля единственного, действовавшего после войны в Валдайском р-не Петропавловского храма прот. Валентина Слукина над ней после 1984 г. была положена плита и установлен крест. В 2004 г., когда исполнилось 270 лет со дня рождения свт. Тихона, над могилой была возведена кирпичная часовня с элементами архитектуры утраченного храма, освященная 9 нояб. того же года архиеп. Новгородским и Старорусским Львом (Церпицким). Установлены новая памятная доска и икона свт. Тихона.

Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1848. Л. 1-5; Оп. 94. Д. 24.
Лит.: Богословский Н. Приход с. Короцка, IV класса // Новгородский сб. Новгород, 1865. Вып. 2. С. 79-98; Краткий отчет строительного комитета по устройству Короцкой жен. общины во имя свт. Тихона. СПб., 1872; Ковалевский А. Биография и письма в Бозе почившего отца архим. Лаврентия (Макарова). М., 1887; Зверинский. 1890. Т. 1. С. 166; Зимнев И., свящ. Летопись церкви с. Короцка Валдайского у. // Новгородские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. № 5. С. 193-199; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Короцкого во имя свт. Тихона жен. общежит. мон-ря Новгородской епархии. Новгород, 1895; Геронтий (Кургановский), иером. Ист. описание Короцкого жен. общежит. мон-ря Валдайского у. Новгородской епархии. СПб., 1897; Поликарпов Н. И. Короцкий Тихоновский жен. мон-рь Новгородской епархии, на родине свт. Тихона Задонского // Воронежские ЕВ. 1900. № 3. Ч. неофиц. С. 89-94; Денисов. 1908. С. 604. № 588; Поведский Ю. Н. Валдайское приселье. Тверь, 1997; Львова Е. В. И стояли над Селигером церкви // София. 2002. № 1. С. 10-12; Памятники архитектуры Тверской обл.: Кат. Тверь, 2002. Кн. 2; Короцкий Тихоновский мон-рь. СПб., 2003; Иоанн (Маслов), схиархим. Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 2006; Яшорин О. Соль земли // София. 2010. № 3. С. 32-35; Мартынова В. Ф. Повествование о 3-престольном храме на Веригиной даче ст. Бологое: (Святыни Бологовской земли). Вышний Волочёк, 2012.
Свящ. Александр Берташ
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Короцкий во имя святителя Тихона Задонского женский монастырь, находился близ села (впосл. деревня) Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии, на родине святителя Тихона Задонского
См.также:
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
БЕЛОПЕСОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Московской епархии
БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Московской епархии
БРУСЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в г. Коломна (Московской епархии)
БРЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Брянской и Севской епархии
ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Новгородской и Старорусской епархии