Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛУКИАН
Т. 41, С. 618-621 опубликовано: 2 сентября 2020г.


Содержание

ЛУКИАН

Прп. Лукиан. Икона. 2012 г. Иконописец С. Красавин
Прп. Лукиан. Икона. 2012 г. Иконописец С. Красавин

Прп. Лукиан. Икона. 2012 г. Иконописец С. Красавин
(Ок. 1610, Галич - 8.09. 1654, Лукианова пуст.), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря. Сведения о Л. сообщает лит. памятник, известный под названием «Истории о обители Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Рождества, иже именуется Лукианова пустыня, како судьбами всемогущаго Бога... и молитвами угодника ея преподобнаго отца Лукиана обитель сия начало себе восприяла», составленный из 2 текстов к 1766 г.: ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). Ед. хр. № 616 (совр. шифр установлен Е. В. Романенко), 1-я треть XIX в.; РГБ. Муз. № 9662, 1766 г.; РГБ. Троиц. II. № 85, XIX в. В виде 2 отдельных произведений, «Сказание о явленной иконе Рождества» и «Сказание о рождении преподобного отца нашего Лукиана», этот памятник помещен в рукописных материалах иером. Иоасафа (Гапонова), в его «Церковно-историческом и статистическом описании Владимирской епархии» 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1788. Л. 238 об.- 257, 269 об.- 272; см.: Романова. 2004. С. 524-525). В 1-й части «Историй...» рассказывается о явлении иконы Рождества Пресв. Богородицы на погосте Псковитиново Раменье Серебужского стана (в 10 верстах от Александровской слободы). Вторая часть, с самостоятельным заглавием «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана и о пострижении его в монашеский образ и о трудолюбном его житии и о зачатии монастыря, иже именуется Лукианова пустынь», по мнению В. О. Ключевского, может быть датирована ок. 1685 г. В распоряжении исследователя был список XIX в., вероятно РГБ. Троиц. II. Тр. № 85 (по старой нумерации № 37). Датировка Ключевского обоснована тем, что Житие в этом списке заканчивается изложением содержания грамоты царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей от 24 дек. 1685 г. Ключевский считал, что сначала было написано Житие Л., а в нач. XVIII в. составили Повесть об иконе Рождества Пресв. Богородицы, поскольку в тексте Повести есть ссылка на Житие. Однако в Житии также присутствует ссылка на Повесть. Перекрестные ссылки появились во 2-й пол. XVIII в., когда тексты были существенно переработаны. Скорее всего оба памятника были созданы почти одновременно, при игум. Авраамии, настоятеле Лукиановой пуст., в 1705-1718 гг. Последнее чудо Повести - «О исцелении беснаго» - датировано янв. 1707 г. К 1712 г. относится самый ранний список Жития «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана» (ГИМ ОПИ. Ф. 195. Ед. хр. 617. Л. 1-5; совр. шифр установлен Романенко). Он написан на канцелярском ревизском бланке небрежной скорописью XVIII в. и, возможно, представляет собой черновой набросок Жития. Монах Лукиановой пуст., переписывая или составляя Житие, в верхней правой части листа фиксировал сведения о строительстве нового храма. В отличие от других списков этот текст более краткий, без диалогов и душеполезных рассуждений, в нем содержатся только основные биографические сведения о святом. Список 1712 г. можно отнести к краткой редакции Жития, но он представляет собой неполный текст, изложение обрывается на рассказе о мученической кончине мон. Матфея. Автобиографические сведения изложены в Челобитной Л. патриарху Иосифу (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 16. Л. 1-2). Рассказ о чудесах святого содержится в Летописи об Успенском александровском монастыре (ГИАХМЗ «Александрова слобода». АМ - 1793/266, 1767 г.) и в «Сказании о Пресвятой Богородицы Успения, что во Александрове слободе во Успенском девичьем монастыре» (ГИАХМЗ «Александрова слобода». АМ - 1793/267, 3-я четв. XVIII в.). По мнению Л. В. Мошковой, «Сказание...» и Летопись об Успенском мон-ре создавались не позднее кон. 80-х гг. XVII в.

Родители Л., Димитрий и Варвара, долго не имели детей и дали обет посвятить себя Богу в случае рождения наследника. Семья отличалась благочестием. В Синодике Лукиановой пуст. записан «род священноинока Лукияна»: «Дионисия схимонаха, Еуфимия схимонаха, Гавриила схимонаха, Анисии схимонахини, Еуфимии схимонахини, Иелисея схимонаха, Андреяна схимонаха, Ксении (приписано на правом поле листа.- Е. Р.), священноархимарита Кирила, священноинока Пахомия, [Сергея, Феодора], священнодьякона Серапиона, Лукияна схимонаха, Иякова, Сергия, Гавриила, Никона (над строкой приписано «дед».- Е. Р.), Козму (над строкой приписано «дед».- Е. Р.), [схимонахини Марины], инока Дионисия (над строкой приписано «затворникъ».- Е. Р.), инока Филарета (над строкой приписано «утопоша».- Е. Р.), инока Трифона (над строкой приписано «убиенного».- Е. Р.), схимонаха Ферапонта и Иосифа» (ГИМ. Барятин. № 337. Л. 37-37 об., нач. XVIII в.). Когда мальчику исполнилось 8 лет, родители решили принять монашество. Возможно, это решение было связано с тем, что Галич подвергся сильному разорению в Смутное время. Иларион ушел с отцом в Брынский лес, где помогал ему расчищать место для буд. мон-ря, строил кельи (впосл. здесь возник мон-рь во имя Св. Троицы, существовал в кон. XVII в.). Димитрий, принявший постриг с именем Дионисий, сам обучил сына грамоте. После смерти отца юноша отправился в обитель святых Афанасия и Кирилла Александрийских на Мологе (Зверинский. Т. 1. № 22), здесь был послушником 3 года, затем перешел в Угличский Паисиев в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где прожил год, после чего отправился в Александровскую слободу. Из беседы с местными жителями Симеоном и Марком Иларион узнал о существовании заброшенной церкви на погосте Псковитиново Раменье. В 1594 г. на этом месте трижды являлась храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы из церкви дер. Игнатьева. По благословению патриарха Иова настоятель свящ. Григорий перенес храм на место явления иконы, а рядом поставил свой дом. В Смутное время священник покинул приход, церковь запустела. Иларион поселился при храме. В 1640 г. на погост пришел из вологодского Прилуцкого мон-ря иером. Феодосий Поморец, а с ним - некие «прихожие старцы». Феодосий рассказал, что ему явилась Пресв. Богородица и попросила спасти от разрушения Ее церковь. Он постриг Илариона в монахи с именем Лукиан, святому было тогда «лет тридесяти и нечто боле». Монахи отремонтировали крышу храма, заготовили лес на строительство мон-ря. Однако архим. Иосиф (Чеус), настоятель владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, бывший также строителем приписного Симеоновского во имя Св. Троицы мон-ря близ Александровской слободы (Там же. Т. 3. № 2020), вывез в свою обитель приготовленные бревна, братию разогнал, а кельи сжег. Л., закованного в кандалы, архимандрит привез в Москву, где оболгал его перед патриархом, «аки бы не добре жительствует». Л. был сослан «под начал» в Чудов мон-рь, а иером. Феодосий вернулся в Прилуки. В Чудове мон-ре подвижник трудился в хлебне. В 1646 г. по рекомендации чудовского архим. Кирилла и по прошению инока архангельского Кожеручского во имя Всемилостивого Спаса муж. мон-ря Тихона патриарх Иосиф рукоположил Л. во иерея и поставил строителем Спасской обители. Однако вскоре из-за ссоры с Тихоном преподобный вернулся в Псковитиново Раменье. Здесь он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий. Вернувшись однажды из слободы, куда иноки отправились по монастырским делам, Л. и Макарий обнаружили в келье избитого Матфея. Его разорванная мантия висела на кусте. Л. едва успел причастить умирающего инока. Из-за угрозы нападений местных жителей Л. вернулся в Чудов мон-рь. В Москве он познакомился с «царским истопничим» А. Ф. Борковым. В 1648 г. Борков и переяславец Т. И. Микулаев (Николаев) подали царю Алексею Михайловичу челобитную и получили разрешение «старый храм разобрать для новаго». В 1649 г. в пустыни был построен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. По грамоте царя Алексея Михайловича 1649/50 г. Л. был назначен строителем пустыни (список с грамоты: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 16. Л. 12-13). Л. подал челобитную патриарху Иосифу с просьбой разрешить служение в новой церкви и 28 авг. 1650 г. получил благословение (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 16. Л. 1-2, на л. 2 об. помета с разрешением). В мон-ре Л. ввел общежительный устав. В Житии святого сообщается, что он обладал особым даром умиления и не мог служить литургию без слез. Кроме того, он был замечательным проповедником.

Будучи строителем Лукиановой пуст., Л. постриг в монашество настоятеля Троицкого храма в Александровской слободе свящ. Феодора, вдовую попадью Анну (в монашестве Анисия), вдовицу Феклу (в монашестве Феодора). Инокини жили при приходском храме Рождества Христова в слободе. Благодаря хлопотам Л. в 1650 г. царь Алексей Михайлович разрешил монахиням поселиться при храме Успения Пресв. Богородицы в Буграх на Государевом дворе и создать жен. мон-рь. Имя Л. названо первым в перечне духовников синодика александровского Успенского мон-ря (ГИМ. Епарх. № 776. Л. 17 об.; кон. XVII - XVIII в.). После того как число монахинь в обители достигло семи, Л. ввел общежительный устав. Опасаясь нападений на монахинь, подвижник не разрешал им общаться с мирянами, даже пожертвования они принимали через окно.

Известны прижизненные чудеса святого. В 1653 г. в Лукианову пуст. привезли больную жительницу с. Авксентьева Александровского у. Антонину. В течение 6 месяцев женщина не могла наступать на больную ногу. Перед чудотворной иконой она молилась, поддерживаемая своими дочерьми. После молебна, совершенного Л., Антонина покинула храм без посторонней помощи и в благодарность пожертвовала убрус на запрестольную Смоленскую икону Божией Матери. Чудо 2-е «Сказания...» о Л. повествует об исцелении бесноватого Иоанна, жителя того же с. Авксентьева. Он оставался в обители несколько дней, все это время Л. с братией непрестанно молились о больном. Чудо 1-е «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...» рассказывает об исцелении по молитвам Л. в александровском Успенском мон-ре иером. Гурия, «одержимого нечистым духом». Л., обладавший даром пророчества, предсказал мор 1653-1654 гг. В «Сказании об Успенском монастыре» сообщается, что после мора в обители осталось только 6 стариц.

15 авг. 1654 г., «в моровой год», как говорится в этом Сказании, Л. освятил Успенский храм Александровского мон-ря, тогда из Лукиановой пуст. в мон-рь была принесена с крестным ходом икона Рождества Пресв. Богородицы (в 1771 традиция совершать крестный ход с чудотворным образом была возобновлена и приурочена к 6-му воскресенью после Пасхи). Л. преставился в праздник Рождества Пресв. Богородицы. В этот день он причастился Св. Христовых Таин и долго молился перед чудотворной иконой. Когда подвижник ослабел, ученики вывели его на монастырский двор и положили на траве, здесь братия простилась с настоятелем.

Архим. Леонид (Кавелин) относил преставление Л. к 1655 г. (см.: Леонид (Кавелин), архим. 1884. С. 35), поскольку в «Сказании об Успенском монастыре» говорится, что преподобный прожил еще 5 лет после устроения жен. обители. Н. С. Стромилов в Житии Л. (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). Ед. хр. № 616. Л. 33 об.), напротив текста о преставлении святого в 7163(1654) г., поставил карандашом: 1653. На полях он проставлял даты из монастырского Летописца. Но указанный год не согласуется с датой освящения ц. Успения - 15 авг. 1654 г.

После преставления Л. в пустынь пришел старец Тихон, в свое время изгнавший святого из Кожеручского мон-ря, и отслужил панихиду на могиле Л. Архим. Иосиф, раскаявшись в том, что имел вражду на святого, просил нового строителя прп. Корнилия Александровского взять Симеоновский монастырь под свою опеку, но Корнилий отказался (обитель была передана Троице-Сергиеву мон-рю). На рубеже XVII и XVIII вв. над могилой Л. построили часовню. На гробнице святого находилась икона с изображением преподобного в рост (литографии с иконы были сделаны в кон. XIX в. попечением Н. С. Стромилова). Существовал также живописный образ Л. на холсте. На стенах часовни размещались «летописи» с изложением пророчеств святого, его Жития и истории основания александровского Успенского мон-ря. На гробнице Л. было написано его завещание, зафиксированное в тексте Жития и в монастырском Летописце («Братие, храните веру в послушании безроптивомъ...» - Стромилов. 1893. С. 22. Примеч. 1). Впосл. в часовне был установлен 2-ярусный иконостас, в 1916 г. написан новый надгробный образ Л. Икона преподобного находилась также в больничной ц. во имя вмц. Екатерины. Ежегодно в праздник Рождества Пресв. Богородицы в часовне служили панихиду по Л. 8 сент. 1893 г., в день празднования 300-летия обретения чудотворной иконы Божией Матери, в Екатерининской ц. была совершена заупокойная литургия по основателю обители. Торжественный крестный ход вокруг мон-ря с чудотворной иконой завершился панихидой в часовне.

В 1922 г. пустынь закрыли, в 1926 г. разрушили часовню преподобного, к 2016 г. сохранился только фундамент, ведется реставрация памятника. Лукианова пуст. была возобновлена в 1991 г. В советские годы мощи святого оставались под спудом, в 1992 г. состоялось их обретение, в наст. время они находятся в храме Богоявления. Святой канонизирован в составе Собора Владимирских святых в 1982 г.

Арх.: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 16; Там же. Ф. 195 (Стром.). Ед. хр. № 616.
Ист.: Свирелин А. И., прот. Ист. записка о Лукиановой пуст. (в Александровском у.) // Владимирские ГВ. 1860. Ч. неофиц. № 13. С. 61-64; Монастырский летописец, или Сказание об основании Успенской девичьей обители // Леонид (Кавелин), архим. Ист. и археол. описание первоклассного Успенского жен. мон-ря в г. Александрове (Владимирской губ.). СПб., 1884. С. 11-33; Сказание об Успенском девичьем мон-ре / Опубл.: Б. Н. Морозов // ВЦИ. 2006. № 4. С. 13-31; Мошкова Л. В. Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы // Там же. 2007. № 1(5). С. 5-30; Романенко Е. В. Житие прп. Лукиана Александровского // ВЦИ. 2015. № 3/4 (в печ.).
Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о святых угодниках Божиих и местночтимых подвижниках благочестия, кои св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 99-102; Ключевский. Древнерусские жития. С. 345-346; Стромилов Н. С. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст.: Ист.-археол. описание. Владимир, 1893; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. / Ред.: прот. В. В. Косаткин. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Романова А. А. Повесть о основании Лукиановой пустыни и сказание о иконе Рождества Богоматери в Псковитиновой рамени // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 524-527; Неклюдова О. В. Свято-Успенский жен. мон-рь г. Александрова, Владимирская и Суздальская еп.: 20 лет возрождения обители. Б. м., 2011.
Е. В. Романенко

Иконография

Несмотря на то что церковное прославление Л. произошло только в 1982 г., его почитание не прерывалось на протяжении более 3 столетий, о чем свидетельствует, в частности, существование изображений святого. Внешний облик Л. в Житии XIX в. имеет достаточно определенную характеристику: «Бяше же преподобный по плотскому образу, возрастом мал, лицем блед, очи имея воглубленны, нос продолговат и тонок, ланиты влущени, браду имея русу и широку но продолговату и мало проседу» (РГБ Троиц. II. № 85. Л. 41); «будучи сорока пяти лет, казался уже дряхлым старцем» (Стромилов. 1903. С. 22).

Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 1996 г. Иконописец Л. Н. Улович (Успенский жен. мон-рь в Александрове)
Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 1996 г. Иконописец Л. Н. Улович (Успенский жен. мон-рь в Александрове)

Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 1996 г. Иконописец Л. Н. Улович (Успенский жен. мон-рь в Александрове)
На тоновой литографии 1868 г. (ГИМ), изданной в мастерской Троице-Сергиевой лавры тщанием Стромилова «в пользу» Лукиановой пуст., представлено изображение Л., основой для к-рого послужил его надгробный образ, что указано в подписи к эстампу («изображение сие снято с его надгробной иконы»). Святой изображен в рост на пейзажном фоне в полном монашеском облачении, куколь на голове, схима поверх мантии. Десница сложена в благословляющем жесте перед грудью, в левой руке Л. держит развернутый свиток со словами поучения: «Братие, храните веру в послушании безроптивом, в любви и нелицемерии, в целомудрии и нестяжании, никому же своя имения имети, но вся общее, в церкви беседы не творите». Лик Л. с правильными чертами обрамлен окладистой бородой средней величины с небольшой проседью. В архиве Лукиановой пуст. хранится акварельный рисунок XIX в. (эскиз к литографии?), вероятно, тоже сделанный с утраченной иконы Л. В 2011 г. Лукиановой пуст. была подарена икона, воспроизводящая несохранившийся образ близко к оригиналу (находится в алтаре Богоявленской ц.).

На обложке кн. «Акафист, житие и молитвы прп. Лукиану Александровскому» (Св.-Лукианова муж. пуст., 2014) воспроизведена икона воронежского иконописца С. С. Красавина (2012), на к-рой Л. изображен в рост.\tab

После прославления Л. были созданы его поясные прямоличные образы, напр., на выносной 2-сторонней иконе, где на одной стороне изображен Л., на другой - прп. Корнилий Александровский (1999, алтарь Богоявленской ц.). Л. представлен с благословляющей десницей и с развернутым вверх свитком в левой руке; на свитке текст повторяет начальные строки надписи с литографии 1868 г. (см.: Акафист. 2014. С. 16). Еще один вариант иконографии Л.- с «моделью» пустыни в руках - представлен на иконе, находящейся над ракой Л. в Богоявленской ц. (2000, иконописец Ю. С. Крупичева (Елисеева), выпускница Иконописной школы при МДА, см.: Там же. С. 2). На обеих иконах Л. с непокрытой головой.

Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (ц. Богоявления Лукиановой пуст.)
Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (ц. Богоявления Лукиановой пуст.)

Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (ц. Богоявления Лукиановой пуст.)
Большое распространение получили иконы, на к-рых Л. изображен вместе с прп. Корнилием Александровским. Первый такой образ был написан к торжествам канонизации прп. Корнилия в 1984 г. художником из Александрова и хранится в музее александровского Успенского жен. мон-ря. Л., старец в куколе (слева), молится Пресв. Богородице, сидящей на престоле, изображенной в небесном сегменте. Вместе с прп. Корнилием он придерживает свиток с началом текста 13-го кондака из Акафиста Пресв. Богородице. У ног преподобных изображен александровский Успенский мон-рь, за оградой к-рого видны храмы, на золотом фоне возвышается коричневато-красная гора с 2 деревьями на вершинах, вероятно символизирующая высоту подвига преподобных; побеги на полях иконы обрамляют вверху медальон с Голгофским крестом. На образе 1996 г. из юж. галереи Троицкого собора александровского Успенского мон-ря (дипломная работа Л. Н. Улович в Иконописной школе при МДА; см.: Там же. С. 18) преподобные Л. и Корнилий (головы не покрыты) показаны на разных берегах р. Серы у основания горы, над к-рой, словно белокаменный город с узнаваемыми храмами, возвышается александровский Успенский мон-рь. С этого образа, особо чтимого в мон-ре, мон. Амвросия (Митрофанова) сделала несколько списков, один из которых помещен в алтаре Троицкого собора александровского Успенского мон-ря (Л. со свитком наставлений, в сегменте - Владимирская икона Божией Матери). Также известна икона, на к-рой Л., изображенный справа, держит в руках «модель» пустыни, вверху - образ Спасителя.

Особый извод представлен на иконе, написанной в 2003 г., из алтаря Богоявленской ц. Лукиановой пуст. (иконописец К. В. Фёдорова, Иконописная школа при МДА; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 69). Здесь использована композиция Печерской иконы Божией Матери, где Л. (слева) и прп. Корнилий (справа) молитвенно предстоят Пресв. Богородице. Этот образ был повторен в 2014 г. Н. Н. Перепоновой (московская артель «Святая Русь»). В притворе Богоявленского храма находится вариант изображения Л. и прп. Корнилия, предстоящих Пресв. Богородице (Л. с «моделью» пустыни).

В настенной композиции «Богоматерь на престоле, с преподобными», выполненной в 1895 г. на своде ц. Успения Пресв. Богородицы александровского Успенского мон-ря в академической стилистике, после ее реставрации и поновления в нач. 90-х гг. XX в. изображение схимника, расположенное слева, было подписано как прп. Лукиан. Судя по тексту свитка в руке святого, первоначально это была Печерская икона Божией Матери с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.

Образ Л. включен в многофигурную композицию «Собор Александровских чудотворцев», напр. на иконах нач. 2000-х гг. из собрания митр. Евлогия (Смирнова) (иконописец мон. Амвросия (Митрофанова)), из алтаря Троицкого собора александровского Успенского мон-ря (владимирские иконописцы). Как правило, святой представлен в 1-м ряду вместе с прп. Корнилием. Ок. 2010 г. для местного ряда иконостаса Троицкого собора александровского Успенского мон-ря мастером Л. А. Оксаничевым выполнен большой 5-фигурный образ «Собор святых града Александрова». Л. изображен также на современных иконах «Собор Владимирских чудотворцев» (напр., в Княгинином мон-ре во Владимире).

Лит.: Стромилов Н. С. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст.: Ист.-археол. описание. Владимир на Клязьме, 19032. С. 22.
В. Т. Воеводова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Владимирских святых (23 июня) Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Основатели монастырей Русской Православной Церкви Лукиан (ок. 1610 - 1654), преподобный (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
См.также:
ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)