Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОРЕЯ
Т. 37, С. 736-744 опубликовано: 17 августа 2019г.


КОРЕЯ

[Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке. На западе омывается водами Жёлтого м., на востоке - Японского м. (общая протяженность береговой линии 2495 км). На севере граничит с Китаем и Россией (по р. Туманган (Тумыньцзян)), на юге - с Республикой Кореей. Территория 122,8 тыс. кв. км. Столица - Пхеньян (2,5 млн чел., 2013). Крупные города: Хамхын (768 тыс. чел.), Нампхо (479 тыс. чел., 2012), Кэсон (308 тыс. чел.) и др. Официальный язык - корейский. Административно-территориальное деление: 9 провинций, город и район центрального подчинения. Особый адм. статус имеют специальные экономические зоны - Кэсонская (пров. Хванхэ-Намдо) и Кымганская (пров. Канвондо), а также город особого подчинения Нампхо (пров. Пхёнан-Намдо). КНДР - член ООН (1991). География. Ок. 4/5 территории занимают горы. На севере простираются Северо-Корейские горы, в рельефе которых сводово-блоковые хребты (Хамгён, Пуджоллён, Каннам, Чогюрён и др.) чередуются с обширными плоскогорьями (Кэма и др.). Хребты среднегорные, крутосклонные, изрезаны глубокими ущельями. Плоскогорья (высота до 1000 м) расчленены слабее. На северо-востоке, у границы с Китаем, находится базальтовое плоскогорье Чанбайшань с высшей точкой КНДР - вулканом Пэктусан (Байтоушань; высота 2750 м). На востоке Корейского п-ова поднимаются асимметричные сводово-складчато-блоковые Восточно-Корейские горы, образованные системой параллельных горных цепей, ориентированных с северо-запада на юго-восток (хребты Пуктэбон, Масиннён и др.). От Восточно-Корейских гор на запад отходят отроги (хребет Мёрак и др.), расчленяющие зап. часть Корейского п-ова на равнинные и горные участки. Наиболее крупные равнины сформировались вдоль побережий: Пхеньянская - на зап. побережье Корейского п-ова и Хамхынская - у Восточно-Корейского зал. Характерен умеренный муссонный климат. В сев. части отчетливо выражены черты континентального климата. Вост. побережье теплее западного, т. к. Восточно-Корейские горы ограждают его от влияния холодного континентального муссона. Средние температуры янв. от -21°C на севере (в горах морозы могут достигать -40°C) до -7°C на юге. В Северо-Корейских горах зимой формируется устойчивый снежный покров. Средние температуры самого теплого месяца (авг., местами - июня или июля) различаются незначительно - от 22°C на севере до 24°C на юге. С летним морским муссоном связаны обильные осадки, большая часть к-рых выпадает с июня по сент. Среднегодовое количество осадков возрастает на равнинах с севера на юг (600-1400 мм), в горах - с высотой (900-1000 мм). В кон. лета и осенью значительная часть территории подвержена воздействию тайфунов. Речная сеть густая. Большая часть территории принадлежит бассейну Жёлтого м. Основные реки - Амноккан (Ялуцзян; длина 790 км) и Тэдонган (ок. 400 км). В Японское м. впадают преимущественно короткие горные реки, а также одна из крупнейших в стране - Туманган (свыше 520 км). Крупные реки на значительном протяжении судоходны.

Население

Население К., по оценке 2014 г.,- 24,9 млн чел. Большинство населения - корейцы (99,7%). Проживают также китайцы (0,2%), есть небольшие группы филиппинцев, монголов, русских, вьетнамцев и др. Среднегодовой прирост населения - 0,5% (2013). Рождаемость - 14,51 на 1 тыс. чел., смертность - 9,18 на 1 тыс. чел. Показатель фертильности - 1,98 ребенка приходится на 1 женщину. Детская смертность - 24,5 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 69,91 года (мужчины - 65,96, женщины - 73,86). В возрастной структуре: 21,5% - дети до 15 лет, 69% - лица трудоспособного возраста (от 15 до 65 лет), 9,5% - лица старше 65 лет. Городское население составляет ок. 60%.

Государственное устройство

КНДР - унитарное гос-во. Конституция принята 27 дек. 1972 г. Форма правления - социалистическая республика. Согласно конституции, высший орган гос. власти - однопалатное Верховное народное собрание (ВНС), избираемое на 5 лет. К полномочиям ВНС относятся: назначение и отзыв председателя Комитета обороны и его заместителей; утверждение гос. плана развития народного хозяйства и гос. бюджета; ратификация и денонсация международных договоров; принятие законов; осуществление контроля над исполнением конституции и др. В период между сессиями ВНС его работой руководит Президиум. Председатель Президиума уполномочен представлять гос-во во внутренних и внешних политических отношениях, вручать и принимать верительные грамоты послов и дипломатических представителей, промульгировать законы и т. п. Высшим военным руководящим органом гос. власти КНДР и органом общего управления обороной гос-ва, согласно конституции, является Гос. комитет обороны. В его функции входит: руководство Вооруженными силами и оборонным строительством; назначение на должность и освобождение от должности главных военных чинов; учреждение воинских званий и присвоение генеральских и более высоких воинских званий; в чрезвычайных случаях - объявление военного положения и издание приказа о мобилизации. Комитет возглавляет председатель. Высший административно-исполнительный орган гос. власти - правительство, состоящее из председателя, заместителя председателя, министров. Правительство подотчетно ВНС. Ведущей политической партией является Трудовая партия Кореи (ТПК). В рамках Единого демократического отечественного фронта с ней блокируются Демократическая партия и Партия Чхондогё-Чхонудан (Партия молодых друзей религии небесного пути).

Религия

Согласно офиц. данным на 2008 г., в КНДР 30 тыс. верующих (ок. 0,1% от всего населения страны), из них буддистов - 10 тыс., протестантов - 12 тыс., католиков - 3 тыс. Приверженцы других конфессий малочисленны. На территории страны более 60 буддийских, неск. протестантских, католических и правосл. храмов. Религ. орг-ции действуют в рамках 5 офиц. религ. объединений: Союза буддистов Кореи, Союза христиан Кореи, Об-ва католиков Кореи, об-ва Чхондогё, Православного комитета Кореи. Общее руководство ими осуществляет Совет Об-ва верующих Кореи, состоящий во Всемирном конгрессе «Религии за мир». Зарубежные источники сообщают о подпольных общинах и большем числе верующих, в т. ч. об исповедующих шаманизм, однако достоверная информация о них отсутствует.

Православие

В июле 2006 г. организован Корейский патриарший Троицкий приход Владивостокской и Приморской епархии Московского Патриархата. В 2004 г. была учреждена Корейская митрополия К-польского Патриархата с кафедрой в Сеуле, юрисдикция к-рой распространяется на всю территорию Корейского п-ова. Православных насчитывалось ок. 60 чел., в основном это представители иностранных дипломатических миссий.

Римско-католическая Церковь

В 1945 г. на территории буд. КНДР имелось 2 диоцеза - Хамхын и Пхеньян (епископства-суффраганы Сеульского архиеп-ства), а также монастырь Токвон. После провозглашения КНДР они были упразднены.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Протестантские церкви, деноминации и секты, по данным World Encyclopedia of Christianity (Oxford, 2001), представлены общинами Методистской церкви (50 общин, 1 тыс. чел.), Пресвитерианской церкви Кореи (40 общин, 5 тыс. чел.), Церкви адвентистов седьмого дня (20 общин, 1 тыс. чел.). Из независимых церквей наиболее крупная - т. н. Движение домашних церквей (20 тыс. общин, 300 тыс. чел.).

Новые религиозные движения

Новые религиозные движения представлены корейскими синкретическими культами, в к-рых сочетаются элементы христианства, буддизма, конфуцианства, шаманизма. Крупнейшим об-вом является Чхондогё (свыше 3 млн последователей).

Традиционные верования

Традиционные верования представлены шаманизмом, анимизмом и культом предков.

Религиозное законодательство

В Конституции КНДР провозглашается свобода совести, свобода отправления религ. обрядов и строительства религ. зданий (ст. 68). В то же время свобода религ. деятельности жестко ограничивается интересами социалистического строя. Согласно ст. 68, не допускается использовать религию как средство для проникновения внешних сил и нарушения общественного и гос. порядка. Действующая конституция свидетельствует о принятой в КНДР в последнее время политике предоставления религ. орг-циям права более широкого участия в общественной жизни, однако запрет на использование религии в подрывных целях позволяет властям сохранять всеобъемлющий контроль над религ. активностью в гос-ве.

История

КНДР была провозглашена 9 сент. 1948 г., тогда же вступила в силу Конституция страны. Несмотря на декларацию свободы вероисповедания в конституции, северокорейские власти взяли курс на устранение религии из общественной жизни страны. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. были арестованы мн. священнослужители, закрыты храмы. В мае 1949 г. еп. Бонифаций Зауэр и монахи бенедиктинского аббатства Токвон, а также большинство приходских священников были арестованы. Аресты католич. священников продолжились после начала Корейской войны.

Корейская война 1950-1953 гг. нанесла колоссальный ущерб народному хозяйству КНДР: было разрушено ок. 9 тыс. промышленных предприятий, 5 тыс. школ, 1 тыс. больниц. В 1954-1956 гг. реализовывался 3-летний план экономического развития: с помощью СССР, КНР и др. социалистических стран было восстановлено 240 и построено 80 крупных промышленных объектов. В 1954-1958 гг. была проведена коллективизация. В 1956 г. был принят 5-летний план, по итогам досрочного выполнения которого было объявлено о превращении КНДР в индустриально-аграрное гос-во.

Во внешней политике КНДР опиралась на СССР и КНР: в 1961 г. с этими государствами были заключены договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые предусматривали оказание военной помощи в случае агрессии 3-й стороны.

Во 2-й пол. 50-х гг. Ким Ир Сен одержал окончательную победу во внутрипартийной борьбе: по итогам пленума ЦК ТПК в авг. 1956 г. были ликвидированы просоветская и прокит. фракции в руководстве КНДР, которые выступили против формирования культа личности Ким Ир Сена. После этого Ким Ир Сен стал проводить более независимую политику, дистанцируясь от политического курса КПСС.

Гос. идеологией КНДР в этот период были объявлены идеи чучхе (официально в 1967), согласно которым все вопросы жизни страны должны решаться с опорой на собственные силы. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена в 1955 г.; впосл. Ким Ир Сен и его сын Ким Чен Ир развивали эти идеи как философскую систему.

В 1961-1967 гг. реализовывался 7-летний план социально-экономического развития, целевые показатели к-рого не были достигнуты в т. ч. из-за курса на параллельное оборонное и экономическое строительство. План был продлен до 1970 г. Тем не менее КНДР по основным экономическим показателям опережала Республику Корею.

В 60-х гг. КНДР удалось сохранить нейтралитет в советско-кит. конфликте, что позволяло проводить самостоятельную политику, играя на противоречиях между 2 странами, и получать от них помощь. В нач. 70-х гг. КНДР начала проводить более активную политику на мировой арене, делая акцент на связях со странами третьего мира. С 1975 г. КНДР - член Движения неприсоединения.

В 1972 г. в КНДР была принята новая конституция. Окончательное искоренение «идейно вредных» течений привело к появлению единой идеологии и созданию т. н. монохромного общества, не допускающего возможности мыслить и поступать иначе, чем это предписывается офиц. курсом страны. Определяя КНДР как светское гос-во, конституция предусматривала свободу совести, однако связывала ее с правом на ведение атеистической пропаганды, что было закреплено в ст. 54: «Граждане имеют свободу совести и свободу антирелигиозной пропаганды». Несмотря на декларируемую свободу совести, в КНДР усилилась борьба за единомыслие и индоктринация населения. Лозунг «Не знать других идей, кроме чучхе!» стал одним из самых популярных. Даже произведения классиков марксизма-ленинизма оказались фактически под запретом. Культ личности Ким Ир Сена стал неотъемлемой частью жизни общества.

В 1974 г. на февральском пленуме ЦК ТПК преемником Ким Ир Сена фактически признали его сына Ким Чен Ира. В 1980 г. на VI съезде ТПК Ким Чен Ир был избран членом президиума Политбюро ЦК ТПК и официально объявлен наследником отца. С этого момента Ким Чен Ир стал играть ключевую роль в управлении страной.

В 70-х гг. в экономике усилились структурные диспропорции, связанные с чрезмерным акцентом на развитии тяжелой промышленности при недостаточном внимании к производству товаров народного потребления. Тем не менее в КНДР сохранялись положительные темпы экономического роста. В этот период осуществлялись т. н. 3 революции: идеологическая, технологическая и культурная. Последняя предполагала ускоренное развитие образования: было введено всеобщее обязательное 11-летнее школьное обучение, создана широкая сеть вузов и техникумов.

В 80-х гг. стал очевиден кризис административно-командной системы. В этих условиях особое внимание было уделено идеологии: чучхе окончательно возводится в ранг всеобъемлющей, не подлежащей сомнению мировоззренческой системы. Чучхе и культ личности вождей стали играть определяющую роль не только в политической, но и в духовной жизни народа. Ряд исследователей отмечают близость этого культа к религиозному.

Религиозные учреждения начали вновь появляться в КНДР во 2-й пол. 80-х гг. Одним из первых в 1988 г. открылся католич. храм Чанчхун в Пхеньяне. Католич. приход первоначально предназначался для удовлетворения духовных потребностей иностранцев, посещающих КНДР. Впосл. власти стали подчеркивать, что в церковных мероприятиях принимают участие местные католики, в молитве они дают «клятву с горячей любовью к Родине и нации посвятить себя делу развития и процветания страны». Информация о религ. жизни стала размещаться не только в изданиях, рассчитанных исключительно на иностранцев, но и в печатных материалах для «внутреннего пользования», освещающих деятельность христианских приходов. В 1988 г. в Пхеньяне открылась протестант. церковь Понсу. В молитвенных собраниях в этом храме нередко участвуют священнослужители и религ. активисты из Юж. Кореи.

Распад СССР и крушение социалистического лагеря в 1991 г. означали разрыв традиц. связей, что привело к деиндустриализации и коллапсу экономики КНДР. Положение усугубилось несколькими неурожаями подряд. В 1995-1997 гг. страну охватил голод, который, по зарубежным данным, унес жизни ок. 1 млн чел. КНДР помогли выжить международные гуманитарные поставки продовольствия из США, Японии, Юж. Кореи и Китая.

После смерти Ким Ир Сена в июле 1994 г. власть перешла к Ким Чен Иру. В 1995 г. он провозгласил политику «сонгун» (приоритета армии), в рамках к-рой первостепенное значение придавалось укреплению обороноспособности страны. За армией и оборонной промышленностью признавалась важнейшая роль не только в обеспечении безопасности гос-ва, но и в экономическом строительстве. Согласно «сонгун», работа и жизнь народа должны быть организованы по армейскому образцу.

В 1994 г. между КНДР и США было заключено Рамочное соглашение: КНДР обязалась демонтировать объекты, которые могли быть использованы для создания ядерного оружия, в обмен на поставки из США мазута и постройку 2 реакторов на легкой воде. Соглашение так и не было полностью реализовано, и в 2002 г. КНДР заявила о возобновлении ядерной программы, а в 2003 г.- о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. В 2005 г. КНДР официально объявила об обладании ядерным оружием и провела неск. ядерных испытаний (в 2006, 2009 и 2013), к-рые были осуждены международным сообществом.

В 2000 г. произошел прорыв в межкорейских отношениях: состоялась встреча Ким Чен Ира с южнокорейским президентом Ким Дэ Джуном. Два лидера подписали Совместную декларацию, к-рая зафиксировала обоюдную готовность добиваться мирного объединения Кореи на основе принципа конфедерации. Стало расширяться межкорейское экономическое сотрудничество, Республика Корея начала поставки гуманитарной помощи в КНДР. С 2004 г. в г. Кэсон (КНДР) функционирует созданный благодаря инвестициям из Юж. Кореи индустриальный комплекс, где трудятся северокорейские рабочие. Второй в истории межкорейский саммит состоялся в 2007 г. Однако после прихода консерваторов к власти в Республике Корее в 2008 г. межкорейские отношения оказались в кризисе.

Согласно офиц. северокорейским данным, на 2007 г. в КНДР насчитывалось ок. 1 тыс. католиков, ок. 10 тыс. протестантов. В нач. XXI в. в КНДР наблюдалась тенденция некоторого роста внимания к религии. Согласно информации северокорейских СМИ, в этот период формировалась местная паства христ. храмов. В журнальных публикациях, рассчитанных не только на иностранцев, появились фоторепортажи из жизни христианских общин, телевидение иногда демонстрировало сюжеты, отснятые в пхеньянских церквах. Больше всего верующих из числа местных жителей можно увидеть в храме Понсу, куда на воскресные службы собираются до 300 чел.

Улучшение отношений между Россией и КНДР на рубеже XX и XXI вв. способствовало тому, что Православие вернулось на Северокорейскую землю. 22 авг. 2002 г., во время визита на российский Дальн. Восток, Ким Чен Ир посетил хабаровский храм свт. Иннокентия Иркутского, в результате чего дал указание о строительстве в Пхеньяне правосл. церкви. Северокорейская сторона изначально позиционировала постройку храма как подарок руководителя КНДР находящимся в стране россиянам. Если другие пхеньянские церкви располагали собственными общинами из числа местных граждан, то создаваемый православный приход не был рассчитан на корейское население. Сформированный в рамках Совета верующих КНДР Православный комитет занимается исключительно организационными вопросами и контактами с российскими представителями. Решение северокорейского лидера было положительно встречено Московским Патриархатом. В МДС обучались 4 гражданина КНДР, двое из к-рых впосл. стали священнослужителями (диаконские хиротонии Феодора Кима и Иоанна Ра были совершены в мае 2005 в Москве еп. Егорьевским Марком (Головковым); в 2006 митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) рукоположил их во иереев). Согласно договоренности с северокорейской стороной, новый храм решением Синода РПЦ в июле 2006 г. получил статус Корейского патриаршего Троицкого прихода. Окормление прихода было поручено Владивостокской и Приморской епархии. Торжественная церемония освящения храма Живоначальной Троицы состоялась 13 авг. 2006 г. Основную часть прихожан храма составляют сотрудники Посольства РФ, персонал ряда иностранных дипломатических миссий, включая посольства Румынии, Болгарии, Чехии, Польши, Швеции, Индонезии, Индии, а также представительств международных организаций, аккредитованных в Пхеньяне. Представители Владивостокской епархии регулярно проводят в храме совместные богослужения с корейскими священниками. Кроме того, российские и корейские священники совершают богослужения на пхеньянском кладбище советских граждан, где по инициативе российского Посольства был установлен каменный православный крест. Не имея пока прихожан из числа местных жителей, пхеньянский храм Живоначальной Троицы остается по сути единственным реально действующим религ. учреждением в КНДР, поддерживающим контакты как с представителями РПЦ, так и с православными Республики Кореи.

В 2004 г. была образована Корейская митрополия К-польского Патриархата с кафедрой в Сеуле. Митр. Сотирий (Трамбас) совершил неск. поездок в КНДР, встречался с руководством Православного комитета северокорейского Совета верующих. В ходе организованной по согласованию с РПЦ в окт. 2006 г. ознакомительной поездки в КНДР митр. Сотирий совершил литургию в пхеньянском храме Живоначальной Троицы.

После смерти в дек. 2011 г. Ким Чен Ира руководителем КНДР стал его младший сын Ким Чен Ын.

Лит.: Kim C. Divided Korea: The Politics of Development, 1945-1972. Camb., 1975; Cumings B. The Two Koreas. N. Y., 1984; Денисов В. И. Корейская проблема: Пути урегулирования, 70-80-е годы. М., 1988; Торкунов А. В., Уфимцев Е. П. Корейская проблема: Новый взгляд. М., 1995; История Кореи: Новое прочтение. М., 2003; Religion in Korea. Seoul, 2003; Панин А., Альтов В. Северная Корея: Эпоха Ким Чен Ира на закате. М., 2004; Hoare J. E., Pares S. North Korea in the 21 Cent.: An Interpretative Guide. Folkestone, 2005; Жебин А. З. Эволюция полит. системы КНДР в условиях глобальных перемен. М., 2006; Корейское урегулирование и интересы России. М., 2008; Торкунов А. В., Денисов В. И., Ли В. Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М., 2008.
М. В.