Е., родная сестра святого, узнав о страданиях брата за Христа, пришла на место пыток и присоединилась к нему. Ее подвергли избиению, а Ев. выкололи глаза; обоих мучеников бросили в котел с кипящей водой, который чудесным образом остыл (после этого чуда 200 чел. уверовали во Христа), а затем в раскаленную печь, но они остались невредимыми. Видя их стойкость, судья приказал обезглавить мучеников. Е. скончалась прежде, чем палачи приступили к казни. В их честь была построена церковь в К-поле, в квартале Адда (Mateos. Typicon. T. 1. P. 64; SynCP. Col. 127).
Сохранилось 2 пространных Жития Ев. и Е.: анонимное (болландисты относят его к числу легендарных) и прп. Симеона Метафраста.
); кондак 3-го гласа Τοὺς γενναίους μάρτυρας̇ (
); каноны, различающиеся в греч. и слав. Минеях: в слав. Минее помещен канон, составленный гимнографом Феофаном (греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 2. P. 80-86), 4-го гласа, с акростихом; Τὴν αὐτάδελφον αἰνέσω ξυνωρίδα (
), ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (
:), нач.: Τῷ πόθῳ τῷ τοῦ Χριστοῦ (
); в греч. Минее находится канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа (видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: Τὴν λαμπρὰν ὑμνῶ μαρτύρων ξυνωρίδα. ᾿Ιωσήφ (Светлое воспеваю мучеников сопряжение. Иосиф), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (
), нач.: Ταῖς φανοτάταις ἀκτῖσι (Светлейшими лучами); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минеях: в греч. Минее - 4-го гласа, подобен ῎Εδωκας σημείωσιν̇ (
); в слав. Минее - 4-го гласа, подобен
), славники на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни; седален; светилен.
По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ βοηθήσαντι Θεῷ̇ (
), нач.: Σήμερον πάντας συγκαλεῖ ἡ ἐτήσιος μνήμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τὸν σοφὸν Εὐλάμπιον σὺν Εὐλαμπίᾳ ᾄδω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: ᾿Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ (
), нач.: Τὴν θείαν σου μνήμην κα εὐκλεῆ (Божественную твою память и славную) (Ταμεῖον. Σ. 57).
Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой.
Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. № 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ).
Одно из ранних упоминаний об изображении святых находится в греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 10 окт.: «Святые Евлампий и Евлампия и бывшие с ними воины были усечены мечом. Евлампий молод, с едва показавшеюся бородою, а лица прочих разнообразны» (Ч. 3. § 22). Там же, в ч. «Святые мученики», приведено описание облика только Ев.: «…молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. № 51). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) они описываются следующим образом: «Евлампий подобием аки Георгий, риза верх празелень и средняя празелень, испод лазорь с киноварью, в руке крест. Леты млад и лицеем красен; Евлампия, сестра его, юная девица, подобием аки Варвара мученица, риза лазорь, испод киноварь, в руке крест, в другой свиток, а в свитке написано: «Благодарю Тя, Боже и Создателю мой, яко сподобил мя еси рабу Твою за святое имя Твое страдати»» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 169).