Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНОН
Т. 36, С. 646-648 опубликовано: 15 июля 2019г.


Содержание

КОНОН

Прмч. Конон Иконийский с сыном (?). Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 30v)
Прмч. Конон Иконийский с сыном (?). Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 30v)

Прмч. Конон Иконийский с сыном (?). Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 30v)
[греч. Κόνων; лат. Conon, Conus; итал. Conone, Cuono] (III в.), прмч. Иконийский (пам. 6 марта; пам. зап. 29 мая), старший. Изначально Мученичество К. было написано по-гречески (BHG, N 360-360a) и не позднее IX в. переведено на латынь (BHL, N 1912; ActaSS. Mai. T. 7. P. 4). В XIII в. на лат. языке было создано более пространное сказание о К. и его сыне (BHL, N 1913).

Согласно раннему греч. Мученичеству, К. жил в г. Иконий в Исаврии (ныне Конья, Турция). После смерти жены он остался с сыном и вел праведную жизнь, удалившись в некий мон-рь (анахронизм). Подобно Моисею, он мог повелевать воде. В той области протекала река, через к-рую во время половодья невозможно было переправиться. Когда народ обратился к К. за помощью, святой помолился, и речной поток остановился, разделившись на 2 части, так что люди смогли перейти реку по образовавшейся тропе. После этого К. вернулся домой, позабыв вернуть поток в прежнее русло, так что вода затопила близлежащие деревни. Узнав о случившемся, К. снова пришел к реке и приказал ей течь в обычном направлении. Молва о К. дошла до комита Домициана, к-рый по приказу имп. Аврелиана (270-275) прибыл в Иконий, чтобы следить за тем, как жители области приносят жертвы. Вызванный на допрос К. смело объявил себя христианином, добавив, что у него есть сын, к-рый в 12 лет стал чтецом, а затем удостоился сана диакона, и просил привести его на суд. За отказ принести жертву идолам комит Домициан приказал подвергнуть К. и его сына страшным пыткам, к-рые, однако, не причинили им вреда. Тогда Домициан велел отпилить мученикам руки деревянной пилой. После этого с неба раздался глас, призывающий К. и его сына получить мученические венцы от Господа. Совершив молитву, святые предали душу Богу и были с честью похоронены благочестивыми христианами (в лат. Мученичестве говорится, что память мучеников отмечается 20 мая).

В более поздней лат. версии Мученичества К., так же как и его сын (безымянный в греч. Мученичестве и его лат. переводе), назван Коном (Conus). Здесь говорится, что супруга К. скончалась сразу после родов; когда мальчику исполнилось 7 лет, отец раздал имение нищим и удалился вместе с ним в мон-рь. Бог даровал К. благодать исцелять больных и изгонять бесов. Заботясь о спасении людских душ, К. разрушал языческие храмы и обращал к истинной вере жителей не только Икония, но и др. провинций. Вместе со своим 17-летним сыном он претерпел многие пытки за Христа и отошел ко Господу. В тот же час случилось землетрясение, мн. капища рухнули, а Домициан в страхе укрылся в своем доме. 3 июня ночью монахи похоронили останки К. и его сына в обители на горе Сион.

В визант. Синаксарях память К. отсутствует, лишь в нек-рых из них, относящихся к XII-XIV вв., под 5 и 6 марта упоминается некий Конон (напр.: Bodl. Auct. T. 3. 16; Ambros. B. 133. Sup.; Paris. gr. 1624). В Синаксаре 1172 г. (Lips. R. II. 25) под 3 июня имеется запись, сделанная др. писцом, о том, что сказание о Кононе помещено под 6 марта. Учитывая то, что в поздней лат. версии Мученичества 3 июня указывается как день погребения святого, можно предположить, что первоначально его память отмечалась в визант. календарях под этим числом, затем была перенесена на 5 или 6 марта, а впосл. не указывалась. В совр. календаре Элладской Православной Церкви память святого отсутствует.

В слав. традиции сказание о К. и его сыне было включено в состав Волоколамской Минеи посл. четв. XV в. (РГБ. Вол. № 595) под 5 марта, в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 48-50) и в Жития святых свт. Димитрия Ростовского - под 6 марта.

В Мартирологе Рабана Мавра († 856) память К. и его сына, а также сказание о них, близкое к тексту раннего Мученичества, помещены под 20 мая (St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 63-64). Под этим же числом имя мученика указано в перечне святых, память к-рых праздновалась в аббатстве Санкт-Галлен на рубеже IX и X вв. (Munding E. Das Verzeichnis. Lpz., 1918. S. 7). В пассионале кон. IX в. из монастыря Райхенау ранняя версия Мученичества К. содержится под 23 мая (Stuttg. Württembergische Landesbibl. HB XIV 13. Fol. 191r - 192v). В зап. «исторических» Мартирологах IX в. (Адона, архиеп. Вьеннского, Узуарда) память К. и его сына, а также сказание о них приводятся под 29 мая. Под этим же числом святые упоминаются в Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.).

Особое почитание К. и его сына засвидетельствовано в итал. г. Ачерра, покровителями к-рого они считаются: в грамоте капуанского принца Джордано I (1079) упоминается о небольшой церкви (cella) во имя К., находившейся в Ачерре и относящейся к мон-рю св. Лаврентия в Аверсе (Regii Neapolitani archivi monumenta edita ac illustrata. Neapoli, 1857. Vol. 5. P. 87-88). В грамотах из Аверсы 1087, 1097 и 1098 гг. также говорится о существовании этой церкви (Caporale. 1885. Р. LXIV-LXVII). В наст. время в соборе Ачерры, освященном во имя К. и его сына Кония или Конелла, хранится часть мощей святого (плечевая кость), к-рую, согласно документам 1688 г., еп. Карло де Анджелис доставил туда из рим. катакомб (Ibid. Р. 78-79). По сведениям Ф. Феррари, мощи или часть мощей мучеников находились в Ачерре уже в нач. XVII в. (Ferrari F. Catalogus sanctorum Italiae in menses duodecim distributus. Mediolani, 1613. P. 341). Также в соборе имеются деревянные статуи К. с крестом в правой руке и его сына с пальмовой ветвью (символом мученической смерти) и Евангелием. Литургическое поминовение святых 29 мая сопровождается в Ачерре процессией со статуями; также ежегодно в кон. авг. или в нач. сент. в городе устраивается народный праздник в честь его покровителей.

Ист.: BHG, N 360-360b; BHL, N 1912-1913; ActaSS. Mai. T. 7. P. 4-10; MartRaban // PL. 110. Col. 1146; Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 271; MartUsuard // PL. 124. Col. 99; MartRom. P. 214; ЖСв. Март. С. 133-141.
Лит.: Caporale G. Il martirio e culto dei santi Conone e figlio protettori della città di Acerra. Napoli, 1885; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 66; Т. 3. С. 96-97; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 428, 459, 503; Sauget J.-M. Conone // BiblSS. Vol. 4. Col. 152; Κόνων // ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 800; Van Doren R. Conon // DHGE. T. 13. Col. 461.
Е. М. Беленькая

Иконография

Идентификация К. и его сына оказывается затруднительной, поскольку накануне дня их памяти, отмечаемой 6 марта, почитаются 2 др. соименных святых - исп. Конон Исаврийский и мч. Конон Градарь (день пам. обоих - 5 марта).

Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - не упоминает о К. и его сыне. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) их память отмечена; согласно описанию, К. «подобием стар, брада доле Златоустовы, надседа, власы просты, риза монашеская; сын его Конон, диакон, 17 лет, подобием млад, власы по плечам, риза диаконская, стихарь, в руке кадило и фимиамница» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 285). В пособии для иконописцев, составленном акад. В. Д. Фартусовым, «Конон-отец - с менее чем средней величины бородой, волосы коротки, с большой проседью, лицом худ, но очень красив и светел», изображен облаченным в «одежды небогатые» - тунику и темную короткую мантию; отмечается, что святому можно «писать хартию» с неск. вариантами изречений, в одном из к-рых можно видеть косвенное указание на его монашеское служение («Подобает нам, верным, многими скорбьми внити в царствие Божие, а сынове мира сего, пространно в сластях мирских живущии, изгнани будут вон, и идут во тьму кромешную, идеже будетъ плач, и скрежет зубом»). Там же о сыне К. говорится, что он молод, безбород, «лицом красив», облачен в белую тунику, с поручами и орарем, что указывает на его диаконское служение; содержание хартии в руке подчеркивает или факт ухода от мира ради спасения души («Жизнь сия несть жизнь, но смерть, и вси любители временныя сея жизни умирают вечно: есть же жизнь о Владыки нашего Христа безконечная, юже дает любящым Его»), или праведность, вознагражденную жизнью вечной («Праведным рабом Христовым нетленныя уготовашася венцы в славе небесной, нескончаемом царствии Христа Бога нашего») (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 202-203);

В одном из наиболее древних известных настенных минологиев - росписи ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) - в юж. люнете на юго-зап. стене основного объема изображен оплечно св. Конон (сохр. надпись). П. Мийович (Миjовић. Менолог. С. 295, схема 27 на с. 300) относит его память к 5 марта, идентифицируя как исп. Конона Исаврийского или мч. Конона Градаря. Однако это изображение можно отнести и к 6 марта - в таком случае святой может быть определен как К.

Вероятно, поясные образы К. и его сына присутствуют в происходящем из Фессалоники Минологии с циклами двунадесятых праздников (1322-1340; Bodl. f. 1. Fol. 30v). Святые изображены фронтально с головами, обращенными друг к другу в 3/4-ном повороте. У К. небольшая борода и короткие волосы, он одет в красный хитон и зеленый гиматий. Сын обращается к нему с улыбкой; он безбород, с кудрявыми волосами, облачен в серый хитон и красный плащ. На миниатюре подчеркнут мученический чин обоих святых - в правых руках они держат тонкие белые кресты, в одеждах присутствует красный цвет, указывающий на их мученичество (см. также иконографию к ст.: Конон Градарь, мч.).

Ю. В. Иванова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Преподобномученики Русской Православной Церкви Преподобномученики Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Иконография преподобномучеников и преподобномучениц Конон (III в.), преподобномученик Иконийский (пам. 6 марта; пам. зап. 29 мая), старший
См.также:
АРХЕЛАЯ, ФЁКЛА И СОСАННА († 293), преподобномученицы Салернские (пам. 6 июня., зап. 18 янв.)
ВАДИМ († ок. 374/376), архим, прмч. Персидский (пам. 9 апр., зап. 8 апр.)
ЕПИКТЕТ И АСТИОН преподобномученики Алмирисские (пам. 7 июля, пам. зап. 8 июля)
АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУСТИН Аврелий (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)