Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОБРИНСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
36, С. 156-160 опубликовано: 6 июля 2019г.


КОБРИНСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Главный корпус Кобринского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря. Фотография. 2014 г.
Главный корпус Кобринского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря. Фотография. 2014 г.

Главный корпус Кобринского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря. Фотография. 2014 г.
(Брестской и Кобринской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Кобрине Брестской обл. (Белоруссия). Основан не позднее 2-й трети XV в. Первоначально мужской, К. м. располагался на территории Верхнего замка, которая освоена горожанами еще в XII в. Первые постройки обители в XV в. находились недалеко от места, где еще с домонг. времени стояла деревянная башня (Археологiя Беларусi: Энцыклапедыя ў 2 т. Минск, 2009. Т. 1. С. 456). Этот факт дает косвенное основание предполагать, что К. м. основан на земле, принадлежавшей членам местной княжеской семьи. Согласно духовной грамоте владимиро-волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича, в состав его домениальных владений еще до 1287 г. входил «городъ свои Кобрынь, и с людми и з данью». В 1288 г. Кобрин стал центром вдовьего удела (ПСРЛ. 19082. Т. 2. Стб. 903, 904).

В 1-й пол. XIV в. политическими преемниками Романовичей оказались правители Великого княжества Литовского, обладавшие всей совокупностью владельческих прав на г. Кобрин, Кобринское княжество и всех проживавших здесь людей (Lietuvos Metrika. Vilnius, 2001. Kn. 11. n 67. Р. 83). Т. о., возможно, главными строителями и ктиторами К. м. могли быть Гедиминовичи.

Правитель Подляшья Литовский вел. кн. Кейстут был язычником, а его сын Витовт - католиком. Инициатива основания К. м. принадлежала, видимо, их политическим преемникам. Речь может идти о правосл. правителях Кобринского княжества и вкладчиках Киево-Печерского монастыря: 2-м сыне ратненского кн. Федора Ольгердовича († 1394/1400) Романе Федоровиче († 1431), сыне последнего Семене Романовиче († ок. 1460) и внуке Иване Семеновиче († ок. 1490). Кн. Иван Семенович похоронен в монастырской Спасской ц. (АВАК. Т. 3. № 1. С. 2), поэтому К. м. основан не позднее начала его правления.

Впервые в документах К. м. упоминается в окт. 1465 г., когда вдовая кобринская кнг. Ульяна Семеновна, внучка киевского наместника кн. Иоанна Ольгимонтовича Гольшанского, а также ее сын кн. Иван Семенович пожертвовали монастырской Спасской ц. мельницу на р. Шевне (приток Мухавца) с прудом и землей, игум. Варлааму - 10 сакков меда, священнику и диакону - по 3 сакка меда и 2 капы денег (АЗР. Т. 5. № 2. С. 2-6; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 35).

В б-ке Вильнюсского ун-та сохранился оригинал грамоты, датированной 10 июня 1491 г. Согласно предсмертной воле князя, его вдова кнг. Феодора Ивановна (урожд. Рогатинская), которая по матери была правнучкой Киевского вел. кн. Владимира (Василия) Ольгердовича, приписала к К. м. на поминовение супруга с. Корчицы, десятину от мельницы на р. Кобринке, десятину от хлеба, от яровых и 2 вольные корчмы в Кобрине. Кобринская отмечала, что «муж мой покойный с этого света сошел, а той десятины не успел записать, и, сходя с этого света, князь Иван, покойный муж мой, нам говорил и велел записать». Помимо имущества вкладчица оставила духовную заповедь: «Игумену Спасскому Андрею и потом иным игуменам, которые когда-либо будут служить в мон-ре, чтобы каждый день неопустительно совершалась Божественная служба». Среди свидетелей этого пожалования был Владимирский и Берестейский еп. Вассиан. Позже этот документ неоднократно подтверждался: польск. кор. Сигизмундом I Старым - в Кракове 5 окт. 1512 г. игум. Антонию (Крицкому), кор. Боной Сфорца - в Вильно 16 июля 1541 г. и польск. кор. Владиславом IV Вазой - в Кракове 19 февр. 1633 г. (АВАК. Т. 3. № 1. С. 1-3; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 123).

В 1512 г. игум. Антоний добился от короля подтверждения прав К. м. и на др. владения, а именно на «землю пашную у во Именине; человека в Кустовичах, а другого в Шиповичах; а лесу Костреевского за граними; а субботника у Брилеви и млынец на Шевни речце, который мелет одно по весни, коли вода бывает; а две ведре меду з Данкович и землицу бортную на Щерчеви; а у Соболевых две полци, которых дают одно три гроши» (АВАК. Т. 3. № 1. С. 3). Такого рода княжеские пожалования были характерны для западнорус. мон-рей и соборов 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. Отсутствие отдельных документов на них, по-видимому, свидетельствует о том, что, напр., К. м. первоначально мог получить их еще до времени правления кн. И. С. Кобринского, при его отце кн. С. Р. Кобринском (ок. 1431 - ок. 1460), одном из сторонников Литовского вел. кн. Свидригайло.

В 1491-1512 гг. Кобринским княжеством и правами ктиторства на К. м. владела кнг. Феодора, вышедшая замуж сначала за пана Юрия Пацевича, а ок. 1508 г.- за пана Николая Радзивилла. В 1512 г., после ее смерти, патронат над К. м. перешел к младшей сестре кн. И. Кобринского - Анне Семеновне. В 1519 г., после ее смерти, Кобринское княжество, как вымороченное владение, перешло кор. Сигизмунду I Старому. 6 апр. 1519 г. король пожаловал его в держание мужу умершей Анны Семеновны католику пану Вацлаву Станиславовичу Костевичу (Lietuvos Metrika. Vilnius, 2001. Kn. 11. n 67. Р. 83).

В 1532 г. король подарил кобринские земли кор. Боне Сфорца. В 1549 г. в рамках ее земельной реформы правосл. дворянин Семен Ескович Пришихвостский провел ревизию всех имений и имущества К. м. Благодаря этому сохранились сведения о храмовом устройстве и содержании монастырской ризницы: «Евангелие, оправленное в серебро, позолоченное; крест серебряный позолоченный; келих серебряный; лжица и дискос и звездица серебряные и воздухи оправленные; ризы адамашковые и со златоглавом; ризы другие атласные с аксамитом и с карефом золотым; три ризы; трое стихарей и трое поручей; три епитрахили; палица полуатласная с крестом; стихарей диаконских два; орарь златоглавый; другой стихарь белый простой, окладка чермная; рушника два, один шелковый, а другой простой тканый; два кадила мосяжновых». Среди монастырских книг названы учительное Евангелие, «в серебро оправленное», Постная и Цветная Триоди, 2 Октоиха, 12 Миней, 2 Пролога, Требник, Апостол; Устав «в половину дести», Служебник «в десть на золоте, гривенка серебряная витая». Среди икон упомянуты «образ Преображения Господня наместный, при нем гривна серебра, малая и великая витая, а две гривны витых, а гривна плоская невеликая, а другая гривна серебра плоская», др. образ Преображения Господня - «старый, при нем гривен серебряных витых две с камнями, то есть образ один на правом клиросе, и на левом клиросе образ Пресвятой Богородицы с Младенцем, гривен серебра при нем пять витых, а другой образ «О Тебе радуется», при нем три малых витых гривны. А образ Спасов Нерукотворенный». Согласно описи, Деисус был написан «на золоте, а под Деисусом праздников Господских пять образов, а десять невеликих. А врата Царские и с киотом на золоте, за правым клиросом Распятие Господне, в ней на золоте в алтаре Деисус малый на золоте, а образ вечери Господней на золоте; посередине церкви паникадило мосяжовое в девять свечей, а четыре подсвечника деревянных позолоченных» (АВАК. Т. 6. № 2. С. 492-494). К сер. XVI в. К. м. владел с. Корчицы и неск. дворами в селах Кустовичи и Брилёво, а также имениями Именин и Быстрица.

Переход К. м. под патронат Ягеллонов практически вывел обитель из-под власти епархиальных архиереев. С этого времени К. м. управлялся настоятелями, назначаемыми королем-католиком. В 1576 г. польск. кор. Стефан Баторий отдал К. м., к-рый «держал дотоле какой-то Василий Григорьевич,- дворянину Николаю Кирдеевичу в пожизненное управление» (Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 220). 7 февр. 1586 г. король передал К. м. волынскому правосл. шляхтичу Ивану Гоголю-Богушевичу при условии, что он примет сан (см. Иона (Гоголь-Богушевич)). 11 июля 1590 г. Гоголь-Богушевич, «наречоный игумен Кобринский», подал жалобу земскому подкоморию Берестейского воеводства пану Николаю Пацу на местных земян панов Каспора Чановицкого, Олехна Ждановича, Петра Якубовича и др. Настоятель К. м. обвинял их при новом обмере земель в захвате «уволоки» в старинном монастырском имении Именин. В жалобе Гоголь-Богушевич отмечал, что ранее «як дей продки его з давных часов тот кгрунт монастырский во Именине держали спокойнее, так и он дей сам в держанью был спокойном» (АВАК. Т. 2. № 7. С. 16-17). В сент. 1592 г. он принял постриг с именем Иона и стал последним правосл. настоятелем обители.

22 сент. 1595 г. от имени польск. кор. Сигизмунда III Вазы была выдана жалованная грамота архим. Ионе на Пинскую епархию, к-рую он получал право занять после кончины еп. Туровского и Пинского Леонтия (Пельчицкого). В будущем настоятель К. м. должен был получить право на жалуемое владычество и на принадлежащие ему церковные имения. При этом в королевском пожаловании появились 2 статьи, к-рые не были «стариной» и в прежних грамотах не встречались. Во-первых, король «даровал» Ионе Пинское владычество «за поданьем» Киевского митр. Михаила (Рагозы) и «за залеценьем» Владимирского и Берестейского еп. Ипатия Потея и Луцкого и Острожского еп. Кирилла (Терлецкого). Во-вторых, кор. Сигизмунд III заранее обязывал архим. Иону при замещении Пинской кафедры признать верховную власть папы Римского и навсегда перейти в его послушание. 21 мая 1596 г., несмотря на многочисленные протесты правосл. шляхты, К. м. был отдан кор. Сигизмундом III в пожизненное владение униат. еп. Кириллу (Терлецкому) (см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 332, 347-349).

После заключения Брестской унии 1596 г. К. м. официально стал униатским, правосл. братия была изгнана, а в монастырских постройках разместилась община базилиан. 3 июля 1621 г. возный Брестского воеводства Ждан Лясковский представил в суд заявление. Он отмечал, что в присутствии 2 шляхтичей, Григория Славенского и Ивана Лесковского, по требованию священника сгоревшей церкви К. м. он, возный, был 20 мая 1621 г. на месте пожара. Вместо церкви, корпусов и хозяйственных зданий Лясковский увидел пепелище, о чем и свидетельствовал. Во время пожара «до основания сгорела и церковь со звонницей» - древний храм, при к-ром была основана обитель (АВАК. Т. 3. № 16. С. 26). Вскоре К. м. был восстановлен. В 1626 г. в обители проходил собор униат. епископов, к-рый начал латинизацию униат. Церкви. Собор был созван униат. митр. Иосифом Рутским и кор. Сигизмундом III. Однако неприятие этой идеи правосл. иерархией и Римской курией сделали невозможным примирение обеих сторон. В сент. 1626 г. в К. м. также проходило собрание греко-католич. клира под председательством митр. Иосифа Рутского (Энцыклапедыя. 1997. Т. 4. С. 221).

Ок. 1643-1644 гг. от униатов К. м. пострадала братия правосл. брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря. Настоятель прмч. Афанасий (Филиппович) направил своих иноков в Купятицкий в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь. Но по дороге в Кобрин сторонники униат. архим. Павла Овлочинского схватили монахов, отняли у них коней и все имущество, поиздевались над священником и диаконом.

В 1652 г. польск. кор. Ян II Казимир Ваза, «зная ревность и усердие к унии монаха ордена св. Василия Венедикта Глинского», предоставил ему Кобринскую архимандритию с согласия Пахомия Войно-Оранского, еп. Пинского, коадъютора Киевской митрополии и кобринского архимандрита. Венедикт Глинский получил полное право пользоваться данной ему архимандритией с церковью, мон-рем, фольварками, селами, землями, полями, лесами, сенокосами, озерами, реками, прудами, мельницами и др. доходами. Подтверждая пожалование в 1669 г., польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий указал, что передает также Венедикту Глинскому «небольшую мельницу под Кобрином, над рекой Мухавцем, в так называемом урочище Лисовское, с правом ловить рыбу в Мухавце, но так, чтобы церковный невод ходил после замкового, и кроме того предоставляет ему право пользоваться десятою меркою с Кобринских мельниц» (АВАК. Т. 3. № 34. С. 53-55).

Несмотря на королевские пожалования, духовная жизнь в К. м. находилась в упадке. В 1671 г., когда Венедикт Глинский уже занимал униат. епископскую кафедру во Владимире-Волынском (1667-1678), Новогрудская конгрегация силой отняла у него Кобринскую архимандритию. Причиной этому послужил тот факт, что в К. м. проживало большое число светских людей, но не было ни одного монаха (Щербицкий. 1868. С. 585).

Вместо К. м. верующие из Кобринщины приходили в мон-рь в Лепесах, расположенный на частных землях правосл. шляхты. Это раздражало униатов. 5 янв. 1690 г. Владимирский еп. Лев Залесский жаловался польск. кор. Яну III Собескому на войта, бургомистров, ратманов и вообще на всех кобринских мещан за то, что они, отступая от греко-униат. исповедания, оставляют униат. церкви и обращаются за требами в правосл. мон-рь в Лепесах. При этом вопреки королевским определениям и комиссарскому листу кобринские мещане устраивали для себя особые кладбища. Когда еп. Лев потребовал от них десятину для Спасской ц., кобринские мещане не только не дали ее, но и стали угрожать униат. архиерею. В ответ кор. Ян III приказал администратору Кобринской экономии употребить власть для приведения непослушных к повиновению (АВАК. Т. 3. № 74. С. 112-113).

В XVIII в. началось упорное противостояние между настоятелями К. м. и кобринской шляхтой. 15 июля 1710 г. брестский староста пан Ян Фридрих Сапега укорял архим. Пахомия (Ольшевского), что вместе с монахами он производит «разные насилия» крестьянам в имениях Глинского - Кобельнице и Котове. Он предписывал архимандриту впредь этого не делать под залог в 10 тыс. коп литов. грошей (АВАК. Т. 6. № 17. С. 11). 25 февр. 1711 г. в донесении возного Брестского воеводства сообщалось об избиении Домбровским и Абрамовичем монахов К. м. Возный Брестского воеводства свидетельствовал, что он осматривал раны, нанесенные этими лицами монахам во время рыбной ловли на Мухавце; раны были видны по всему телу; одни из них были сабельные, другие - огнестрельные (Там же. № 19. С. 521).

28 окт. 1749 г. поступила жалоба на архимандрита К. м. Андрея (Белецкого), захватившего земли местных шляхтичей. Дело рассматривал на месте брацлавский подкоморий, затем его передали в Литовский трибунал, который поручил пинскому маршалку Орешку закончить разбирательство. Но тот, не закончив дела, вскоре уехал, чем ввел дворян «в убытки» (Там же. № 39. С. 546-548). Впосл. архим. Андрей жаловался на шляхтичей Босяцкого и Пухальских, нанесших побои монастырским крестьянам и ограбивших их. Когда крестьяне везли домой дрова из Верхолевской королевской пущи, шляхтичи захватили у них неск. волов и топоры (Там же. С. 557-559). 2 мая 1750 г. архим. Андрей жаловался на шляхтичей Осипа Славку и Зарембу, что «они уничтожили пограничный знак и наполовину снесли копец, разграничивавший монастырские земли от шляхетских, с целью завладения монастырской землей, несмотря на то что копец этот был подтвержден комиссарами и засвидетельствован 22 свидетелями» (Там же. № 34. С. 549-550).

В авг. 1750 г. брестский официал и архим. Андрей подали жалобу в Брестский городской суд на новоселецкую и ходиницкую шляхту в связи со спорными земельными вопросами. В жалобе отмечалось, что шляхтичи «по обычному своему зложелательству, имея в своем владении некоторые земли одного названия с землями Кобринской архимандрии, вздумали отторгнуть последние от архимандрии через разные происки... Архимандрит опровергает это ложное показание тем, что по каноническим правилам он не вправе был этого сделать. Вследствие определения маршалковского суда, которым назначен был двухнедельный срок к исполнению, со стороны шляхты никто не прибыл на срок. На этом основании архимандрит просит, что если бы шляхта вздумала после упомянутого срока привести чиновника для передачи Кобринской архимандрии шляхте, то не давать никакого законного значения его распоряжениям» (АВАК. Т. 3. № 129. С. 215-216).

21 мая 1753 г. прокуратор К. м. Фома Радкевич «жаловался на комиссара имений князя Огинского, что он под видом интересов своего владельца для собственной надобности забирает у евреев и крестьян подводы и перевозит на них свои собственные предметы; что, перевозя однажды клади, он остановился на монастырской земле и потравил луга и поля; в это же время произносил разные угрозы против прокуратора и монастыря» (АВАК. Т. 6. № 35. С. 550-551).

30 июля 1755 г. Фома Радкевич писал, что регент иезуитской бурсы Михаил Ломинский нанес побои монастырским людям. Он прогонял «через монастырские земли чужой скот под видом своего», «не уплачивает монастырю пошлин, чем наносит ему великий ущерб», а также «подговорил комиссара Завадского арестовать в Пинске лошадей, принадлежащих монастырю» (Там же. № 40. С. 559-560). Согласно описанию от 21 янв. 1797 г., К. м. располагал каменными строениями, а церковь названа «деревянной и ветхой».

Во время Отечественной войны 1812 г., когда армия франц. имп. Наполеона I находилась в Кобрине, К. м. стал местом боевых действий между частями 3-й Западной армии под командованием ген. А. П. Тормасова и бригадой саксонцев под командованием ген.-майора Г. Кленгеля, входившей в состав 7-го Саксонского корпуса ген. Жана Ренье. После боя в Кобрине остатки частей саксонцев были вынуждены покинуть горевший в нескольких местах город и укрыться за каменной оградой на территории монастыря. Ген. Тормасов в рапорте имп. Александру I писал: «Неприятель защищался отчаянно как в укреплениях своих, так и за каменною монастырскою оградою и на подъемном мосту», но в течение 9 часов был полностью разбит (Семь столетий Кобрина: Кр. путев. / Кобринский военно-ист. музей. [Кобрин], 2013. С. 11). После боя на крыльце чудом уцелевшего главного здания монастыря ген. Тормасов принял капитуляцию выживших солдат Саксонского корпуса.

Указом имп. Николая I от 28 апр. 1828 г. в С.-Петербурге была учреждена Греко-униатская коллегия под председательством униатского митр. Иосафата Булгака. Решения коллегии были направлены на «очищение» униат. богослужения от лат. обрядов и возвращение к постановлениям Брестского Собора 1596 г. Униатской коллегии было поручено провести ревизию всех базилианских мон-рей. В результате упразднению подлежало свыше 60 обителей, в т. ч. и К. м. 1 сент. 1830 г. в стенах мон-ря было открыто уездное ДУ, смотрителем был назначен магистр богословия, профессор Свящ. Писания свящ. Я. Л. Железовский (впосл. Игнатий, еп. Брестский). Свои обязанности он исполнял до кон. 1833 г.

В 1839 г. К. м. был окончательно упразднен, а монахов перевели в Тороканский монастырь близ г. Антополя. В докладе униат. еп. Иосафата Жарского, производившего ревизию униат. монастырей в 1832 г., записано, что среди 313 монахов, находившихся в 37 монастырях, оказалось 134 униата и 129 католиков, которые совершали богослужения по лат. обряду. При этом Жарский указал на упадок дисциплины в базилианском ордене, на множество латинских нововведений в богослужение, а также в облачения и устройство храмов. Это побудило греко-униат. церковные власти к 1835 г. упразднить 36 беднейших мон-рей (Афанасий (Мартос). 2000. С. 255). Монастырские здания остались в распоряжении ДУ. С 25 марта 1839 г., после Полоцкого Собора, упразднившего церковную унию 1596 г., уч-ще перешло в ведение правосл. Церкви.

Кобринский Спасский мон-рь после пожара 1895 г. Фотография. Кон. ХIХ в.
Кобринский Спасский мон-рь после пожара 1895 г. Фотография. Кон. ХIХ в.

Кобринский Спасский мон-рь после пожара 1895 г. Фотография. Кон. ХIХ в.

Кобринское ДУ было одним из 3 учебных заведений Гродненской губ., готовивших мальчиков к поступлению в ДС. Училище подчинялось духовно-учебному управлению в г. Вильно и состояло из 3 отделений. Курс обучения продолжался 3 года. Дети поступали в училище в возрасте от 9 до 11 лет (Литовские ЕВ. 1869. № 23. С. 1365). По окончании СПбДА с 1865 по 1870 г. обязанности инспектора Кобринского ДУ исполнял А. С. Родосский. Выпускником Кобринского ДУ был прот. И. А. Котович. Студентами училища также являлись буд. ученые П. Н. Жукович, Л. С. Паевский, В. В. Качановский и др. Из рапорта Пружанского благочинного прот. Андрея Червяковского в духовную консисторию известно, что 2 нояб. 1869 г. при Кобринском уч-ще в сослужении 2 священников была освящена домовая ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (Литовские ЕВ. 1869. № 22. С. 1315; № 23. С. 1365).

Указом Синода от 8 сент. 1872 г. уч-ще было переведено в Жировичи. Все недвижимое имущество бывш. мон-ря, а именно: каменный 2-этажный дом с 2 небольшими флигелями, 2 деревянных дома и деревянный сарай, земля (2 дес. и 197 кв. саж.) - поступило во владение Жировичского ДУ. К 1877 г. церковь училища пребывала в крайнем запустении, иконостас представлял собой ширму, обитую простым старым полотном (Там же. 1877. № 47. С. 386). 13 сент. 1886 г. монастырские здания были переданы Казанскому пехотному полку сроком на 2 года, однако их освободили немного ранее указанного в договоре срока в связи с выступлением Казанского полка из города в мае 1888 г. Власти города долго ходатайствовали перед руководством Жировичского ДУ о размещении в этих зданиях городского уч-ща. Но в церкви, располагавшейся в каменном монастырском здании, богослужения продолжали совершать по правосл. чину.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» Кобринского мон-ря
Икона Божией Матери «Скоропослушница» Кобринского мон-ря

Икона Божией Матери «Скоропослушница» Кобринского мон-ря

Пожар 1895 г., а также войны ХХ в. уничтожили монастырские постройки, сохранился лишь полуразрушенный келейный корпус. В сер. 20-х гг. ХХ в. польск. администрация приняла решение отреставрировать корпус, интерьер которого в результате был существенно перепланирован: полностью исчезли следы бывшего храма, занимавшего некогда центральную часть здания. Согласно исследованию директора кобринского музея А. М. Мартынова, в ходе работ по реконструкции в подвале были найдены остатки захоронений кобринского князя, а также 13 ниш с замурованными в них скелетами в оковах. С 1923 г. в корпусе располагался поветовый суд, с 1939 г.-горкомхоз, с 1962 до 2010 г.- Кобринский РОВД.

19 мая 2010 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь сохранившийся 2-этажный корпус с прилегающей территорией был передан Брестской епархии Белорусской Православной Церкви. 29 июня того же года состоялась официальная церемония передачи. 20 нояб. на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении обители как женской, настоятельницей назначена игум. Евфросиния (Куракевич). 6 июня 2011 г. в К. м. прибыли первые насельницы - 4 сестры во главе с игуменией, 10 июня того же года отслужили первую после многолетнего перерыва Божественную литургию, которую возглавил еп. Брестский и Кобринский Иоанн (Хома). 22 нояб. того же года со Св. Горы Афон в К. м. был принесен список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», написанный специально для обители.

В нач. 2014 г. в К. м. проживало ок. 10 насельниц. На регулярных богослужениях поминаются князья - основатели обители, настоятели, а также воины, погибшие во время битвы 15 июля 1812 г. Каждую пятницу совершается вечерня с акафистом Божией Матери перед иконой «Скоропослушница».

Отремонтирован 2-этажный монастырский корпус, в к-ром разместились домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а также кельи, б-ка, рукодельная, трапезная, кухня, просфорная. Главный и дворцовый фасады корпуса раскрепованы 2 ризалитами. Центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением и лепными декоративными элементами. Стены украшены пилястрами, фигурными филенками вокруг прямоугольных оконных проемов и завершены развитым карнизом. Перекрытия над этажами балочные, над подвалом и южной частью 1-го этажа - цилиндрический свод. Главный корпус К. м.- памятник архитектуры барокко.

В обители оборудована котельная, проложены коммуникации: газовое отопление, водоснабжение и канализация. Заложен сад, обустроены птичник, пасека, скотный двор; выпекают хлеб, работают мастерские; действует воскресная школа.

Ист.: АЮЗР. Т. 1. № 32. С. 23-24; АВАК. 1867. Т. 2. № 7. С. 16-17; № 30. С. 77-79; 1870. Т. 3. № 1. С. 1-3; № 16. С. 26; № 34. С. 53-55; № 43. С. 65; № 54-55. С. 78-79; № 57. С. 81-84; № 72. С. 109-110; № 74. С. 112-113; 1872. Т. 6. № 2. С. 492-494.
Лит.: Щербицкий О. В. О западно-русских архимандриях // Литовские ЕВ. 1868. № 30; Строев. Списки иерархов. Стб. 543; Wolff J. Kniaziowie Litewsko-Ruscy od końca XIV w. Warsz., 1895. S. 162-168; Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и ист. судьбы вост. славянства. М., 1982. С. 97, 102, 103; Макарий. История РЦ. Кн. 5; Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Минск, 1997. Т. 4. С. 221-222; Tęgowski J. Pierwsze pokolenia Giedyminowiczów. Poznań; Wrocław, 1999. S. 57-67; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Минск, 2000p; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 1. С. 495.
Игум. Евфросиния (Куракевич),А. В. Кузьмин