Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИСУРА
35, С. 702-703 опубликовано: 23 апреля 2019г.


КЛИСУРА

Мон-рь Клисура близ с. Добраче, Босния и Герцеговина
Мон-рь Клисура близ с. Добраче, Босния и Герцеговина

Мон-рь Клисура близ с. Добраче, Босния и Герцеговина
(Добрача), жен. мон-рь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Моравица, в с. Добраче, в 12 км от г. Ариле (Арилье) (Сербия). Согласно легенде, обитель основал в кон. XIII или нач. XIV в. один из приближенных к династии Неманичей, по прозвищу Добрый Человек. Его прозвище дало название мон-рю Добрача. Совр. название появилось в кон. XVIII - нач. XIX в. из-за расположения обители в ущелье (серб.- клисура). Иногда К. отождествляют с обителью во имя св. Архангелов, упоминающейся в османских кадастрах в 1560, 1572 гг. и в нач. 80-х гг. XVI в. К. опустела, вероятно, во время сербско-тур. войны 1688-1690 гг., когда мн. сербы ушли из этой местности. В 1798 г. иером. Иоаким (Курлага), переселившийся из Фочи, и нахийский кнез Дария Райкович на развалинах старого храма построили новый, подобный церкви в Арилье и собору мон-ря Рача. Сохранилась монастырская деревянная печать этого периода: «Добраче храм с. архангел Михаил и Гаврил и прочих безплотних сил, 1798».

К. часто оказывалась в эпицентре серб. освободительной борьбы из-за расположения на границе Сербского княжества и Османской империи. Братия мон-ря поддерживала участников серб. восстаний, в т. ч. и находящихся на османской территории. Во время 1-го сербского восстания (1804-1813) военные действия проходили вблизи обители, после подавления восстания храм был сожжен, игум. Иоаким (Курлага) ушел на габсбургские земли. Мон-рь был обновлен после 2-го серб. восстания (1815) мон. Иларионом (Маричем) и к 1826 г. полностью восстановлен.

Иоаким Вуич в «Путешествии по Сербии» (1828) сообщает, что во время его посещения мон-ря обитель при настоятеле иером. Виссарионе ежегодно выплачивала местному правителю 20 грошей за владение пашнями, по 2 гроша и 1/10 годового урожая за мельницу и ткацкий станок, а каждый монах платил по 2 гроша и отдавал пару шерстяных чулок. В «Описи церквей и монастырей Ужицкой епископии» (1836) К. указана как действующая обитель, на территории к-рой находилась каменная церковь с куполом и деревянной крышей. В ее ризнице хранились потиры, дискосы, иконостас, царские двери, кресты, облачения, богослужебные книги, в т. ч. русские. Рядом с храмом стояла деревянная колокольня (1830) с колоколом. К обители относилась часовня св. прор. Илии на холме в Градине. Мон-рь владел полями, лугами, ему принадлежали стада коз, свиней и коров.

С 1879 г. игуменом К. был архим. Прокопий (Буичич). Ранее он управлял мон-рем Баня близ Прибоя, где поднял антиосманское восстание, но был вынужден бежать в Сербское княжество. Во время военных действий 1876-1877 гг. в К. был устроен госпиталь. Имущество мон-ря почти полностью было уничтожено в период австро-венг. оккупации (1915-1916), часть зданий была сожжена болг. войсками во время второй мировой войны. После ее окончания К. была восстановлена и был построен келейный корпус. В 1961 г. мон-рь преобразован в женский.

К однонефному храму в стиле архитектуры рашской школы, с наосом в виде трансепта и узким притвором с сев. и юж. стороны примыкают капеллы. Над центральной частью возвышается купол. Большинство икон, лик арх. Михаила в нише над порталом и нек-рые фрески написал серб из Австрийской империи (XIX в.) Димитрий Посникович. На месте утраченных росписей в 1952 г. худож. Ярослав Кратина создал новые. Престольные иконы Иисуса Христа и Божией Матери (одна из них работы зографа Симеона Лазовича), согласно надписям, в 1801 г. вложил в обитель мон. Паисий.

На церковном дворе сохранились 2 могилы: игум. Хрисанфа, к-рого убили разбойники в 1878 г., и попа Велько, повешенного австр. солдатами в 1916 г.

Ист.: Архив Србиjе. Државни савет, 2. Бф. 1. N 30/836: Списак цркви находећи се у Окружjу ужичком, и описаниjе сваке цркве понаособ у цjелом њеном состоjаниjу, eпископиjа Ужичка. Л. 243-244.
Лит.: Вуjић J. Путешествиjе по Сербиjи. Будим, 1828. С. 179-180; Протић М. Д. Добрачки манастир Св. Арханђела у Моравичскоj Клисури. Битољ, 1939; Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 146; Васић П. Белешке о уметничким споменицима Ужичког краjа // Ужички зб. Титово-Ужице, 1975. Бр. 4. С. 332-334; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683 г. Београд, 1984. С. 118; Вуjовић Б. Уметност обновљене Србиjе, 1791-1848. Београд, 1986. С. 80, 161, 196; Марковић Ж. Ужички краj у доба Карађорђа. Пожега, 1999. С. 329-331; Радосављевић Н. Ужичко-ваљевска митрополиjа, 1739-1804. Ваљево, 2000. С. 109-110; он же. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа Васељенске патриjаршиjе. Београд, 2007. С. 264; Милеуснић С. Манастири Србиjе: Велика илюстрована енциклопедиjа. Нови Сад, 2002. С. 478-481.
Н. Радосавлевич