Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛАВДИЙ, НИКОСТРАТ, СЕМПРОНИАН, КАСТОРИЙ И СИМПЛИЦИЙ
Т. 35, С. 237-244 опубликовано: 7 марта 2019г.


КЛАВДИЙ, НИКОСТРАТ, СЕМПРОНИАН, КАСТОРИЙ И СИМПЛИЦИЙ

КЛАВДИЙ, НИКОСТРАТ, СЕМПРОНИАН (Симпрониан, Симфориан), КАСТОРИЙ (Кастор) И СИМПЛИЦИЙ [лат. Claudius, Nicostratus, Sempronianus, Castorius et Simplicius] (нач. IV в.), мученики (пам. зап. 8 нояб.). В лат. традиции мученики известны под общим эпитетом «четверо увенчанных (коронованных)» (Quattuor Сoronati), который встречается в источниках с V-VI вв. И. Делеэ вслед за Дж. Б. Де Росси связывал эпитет с представлением о венцах (триумфальных венках), которые мученики получали в награду от Бога. В раннехрист. лит-ре о мучениках говорилось как о тех, кто, «соблюдая закон, пострадали за него» и были «увенчаны» (Herm. Pastor. III 8. 3; см.: ActaSS. Nov. T. 3. P. 749). Высказывалось мнение о происхождении эпитета «четверо увенчанных» от изображения: возможно, в рим. катакомбах существовала фреска, на которой были представлены 4 мученика, принимающие венцы из рук Христа (Franchi de' Cavalieri. 1912. P. 65; Guyon. 1975. P. 553-554).

Житие

Лат. Мученичество (BHL, N 1836-1837; CPL, N 2248a) известно в двух основных версиях (А и В). В ранней версии (А) указано имя составителя: Порфирий, цензуал (чиновник, ответственный за сбор податей) и, вероятно, землемер (censualis a gleba actuarius). Мученичество (В) было впервые опубликовано ок. 1480 г. Б. Момбрицио (Mombritius. 1910), критическое издание текста осуществил в кон. XIX в. В. Ваттенбах. Наиболее представительной считается публикация, подготовленная Делеэ, в которой учтены 15 рукописей VIII-XIV вв. (ActaSS. Nov. T. 3. P. 765-779). Текст ранней версии был издан Делеэ по рукописям Paris. lat. 10861. Fol. 75v - 82v (1-я пол. IX в.; происходит из Юж. Англии, возможно из Кентербери; см.: Brown M. Paris, Bibliothèque Nationale, lat. 10861 and the Scriptorium of Christ Church, Canterbury // Anglo-Saxon England. 1986. Vol. 15. P. 119-137) и Roma. Bibl. Vallicelliana. VIII. Fol. 155-159 (XII в.).

Святые Клавдий, Никострат, Симфориан, Касторий. Скульптура табернакля. Мастер Н. ди Банко. 1909–1917 гг. (Музей Орсанмикеле, Флоренция)
Святые Клавдий, Никострат, Симфориан, Касторий. Скульптура табернакля. Мастер Н. ди Банко. 1909–1917 гг. (Музей Орсанмикеле, Флоренция)

Святые Клавдий, Никострат, Симфориан, Касторий. Скульптура табернакля. Мастер Н. ди Банко. 1909–1917 гг. (Музей Орсанмикеле, Флоренция)

С т. зр. композиции Мученичество распадается на 2 части. В главах 1-21 повествуется о 5 паннонских мучениках (Клавдии, Семпрониане, Никострате, Кастории и Симплиции), в гл. 22 сообщается о 4 мучениках, пострадавших в Риме. По мнению Делеэ и др. исследователей, рассказ о рим. мучениках представляет собой более позднее добавление, появившееся на месте изъятых во время переработки текста заключительных глав Мученичества, в к-рых сообщалось о погребении 5 мучеников и об их почитании в Паннонии (ActaSS. Nov. T. 3. P. 751). Основной текст Мученичества был составлен скорее всего в Паннонии, возможно в г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Исследователи указывали на оригинальный сюжет произведения и на подробности, связанные с организацией работы в рим. каменоломнях. Подчеркивая, что в Мученичестве в отличие от мн. др. агиографических сочинений дано реалистичное описание действий рим. властей, Делеэ и др. исследователи пришли к выводу, что сведения о гибели паннонских мучеников в целом достоверны (напр.: Delehaye. 1913. P. 67-68; Idem. 1936. P. 65-66; Zeiller. 1918. P. 88). Агиограф не был современником описанных им событий, скорее всего он опирался на предания, к-рые бытовали в местах казни и погребения мучеников (ActaSS. Nov. T. 3. P. 759-760; Delehaye. Passions. P. 245-246; ср.: Zeiller. 1918. P. 94). Возможно, Мученичество - запись устной легенды, сделанная на рубеже IV и V вв. (Damjanović. 2009). Высказывалось мнение, что мученики пострадали осенью 293 г., когда в Паннонии находился имп. Диоклетиан (Mócsy A. Pannonia and Upper Moesia: A History of the Middle Danube Provinces of the Roman Empire. L.; Boston, 1974. P. 326), но др. исследователи отвергают сведения Мученичества об участии имп. Диоклетиана в суде над мучениками и связывают их гибель с гонениями на христиан, которые в Иллирике начались осенью 303 г. (по мнению Р. Братожа, мученики были казнены 8 нояб. 303 - Bratož. 2004. S. 124-125, 127). Ж. Зейер полагал, что в Мученичестве сообщается о строительстве дворцового комплекса в совр. г. Сплит (Хорватия), который стал резиденцией Диоклетиана после его отречения от власти (1 мая 305). Т. о., мученики пострадали скорее всего в 306 г. (Zeiller. 1918. P. 91-93).

Мученичество, составителем которого считается цензуал Порфирий, было обработано рим. агиографом в V-VI вв. (согласно Делеэ и П. Франки де Кавальери) или на рубеже VI и VII вв. (по мнению Ж. Гюйона). Редактор попытался соединить рассказы о паннонских и о рим. мучениках, чтобы объяснить противоречия между Мученичеством и рим. преданием, в котором говорилось о 4 увенчанных мучениках, пострадавших в Риме (Guyon. 1975. P. 516-521). Мнение Делеэ о паннонском происхождении Мученичества разделяли Л. Дюшен, Франки де Кавальери и Зейер, а также исследователи из Венгрии и Балканских стран. Др. историки не считали Мученичество достоверным источником. Так, Л. С. Тиймон называл его «весьма сомнительной историей... скорее в духе низкопробного романа, чем правдивого рассказа» (Tillemont. Mémoires. 17012. T. 4. P. 745). Согласно И. П. Киршу, хронологические и географические указания Мученичества недостоверны, нет сведений о почитании 5 мучеников в Паннонии. Места, упомянутые в Мученичестве («тучная гора», «порфировая гора»), скорее всего вымышлены, как и указания на добычу порфира (в Римской империи использовался порфир, к-рый добывали в Египте, на территории Паннонии месторождений не было (Peacock. 1995)). По мнению Кирша, Мученичество - «агиографический роман», составленный во 2-й пол. V в. в Риме, возможно, выходцем из Паннонии. Увенчанные мученики, о которых сообщается в этом произведении, на самом деле пострадали в Риме, но достоверных сведений о них не сохранилось (Kirsch. 1917; Idem. 1918. S. 166-171). С гипотезой Кирша согласился А. Аморе, но большинство исследователей в целом разделяют позицию Делеэ. Тем не менее многие вопросы, связанные с формированием агиографической легенды и традиции почитания увенчанных мучеников, остаются предметом дискуссий.

Согласно Мученичеству, во время посещения Паннонии имп. Диоклетиан собрал мастеров, трудившихся в каменоломнях. Среди них были искусные скульпторы тайные христиане Клавдий, Касторий, Семпрониан и Никострат. Император велел мастерам изготовить скульптурное изображение бога солнца на квадриге, но из-за сложности задания возникли разногласия между 5 «философами» (вероятно, инженеры-строители) и 622 каменотесами. Лишь после молитвы Семпрониану и другим мастерам удалось создать скульптуру, которая понравилась императору. Затем по указанию Диоклетиана был построен языческий храм у «тучной горы» (pinguis mons; нередко отождествляется с горным массивом Фрушка-Гора близ Сремска-Митровицы или с хребтом Мечек в окрестностях г. Печ (Венгрия)). Император поручил Клавдию, Семпрониану, Никострату, Касторию и Симплицию изготовить порфировые колонны с капителями и раковины для бассейна с фигурами. Отправившись к «порфировой горе, что именуется огненной» (ad montem porfyreticum qui dicitur igneus), мастера принялись за работу, но у язычника Симплиция возникли трудности, к-рые его товарищи объяснили тем, что он не верил в истинного Бога. Поведав Симплицию об основах христ. вероучения, они отвели его к еп. Кириллу из Антиохии (возможно, имеется в виду Кирилл I, еп. Антиохийский (ок. 280/1 - ок. 302/3)), сосланному в каменоломни за исповедание Христа. Ночью епископ крестил Симплиция. Император, довольный работой скульпторов-христиан, щедро наградил их и назначил начальниками над др. каменотесами. «Философы», изумленные скоростью и качеством работы скульпторов, узнали, что они были христианами, и из зависти посоветовали императору дать им более ответственные задания. По указанию Диоклетиана скульпторы выполнили изображения богини победы и купидонов, но не стали изготавливать статую бога Асклепия, которая предназначалась для языческих обрядов. Заметив отсутствие статуи, император дал скульпторам другое задание, но напомнил, чтобы они также изваяли божество. По прошествии 4 месяцев Диоклетиану были представлены работы мастеров, но статуи Асклепия среди них не оказалось. «Философы» донесли императору, что скульпторы - христиане, поэтому они не желают выполнять приказ. После допроса скульпторов Диоклетиан велел «философам» найти мастеров, к-рые могли сделать статую. Когда скульптура была готова, «философы» снова донесли на христиан, обвинив их в святотатстве и чародействе. Убедившись в неповиновении скульпторов, император поручил трибуну Лампадию допросить их и выяснить, насколько справедливо обвинение. На судебное заседание перед храмом Солнца явилась толпа каменотесов, к-рые по наущению «философов» потребовали наказать «чародеев» и «святотатцев». Понимая, что «философы» враждебно относились к скульпторам и пытались погубить их, трибун уговаривал христиан почтить изображение бога солнца, но они заявили, что поклоняются только Христу. Т. о., обвинение подтвердилось, и христиан под торжествующие крики «философов» отвели в темницу. Во время совещания (silentium) трибун доложил о результатах допроса имп. Диоклетиану, и тот, уступив требованиям «философов», велел заставить христиан повиноваться приказам. На следующем судебном заседании «философ» Хризолит подтвердил обвинение, Клавдий и Семпрониан от имени всех арестованных исповедали Христа и отвергли указания императора в вопросах веры. Узнав об этом, Диоклетиан велел применить пытку, и на следующем заседании трибун Лампадий, не добившись от христиан повиновения, приказал бичевать их. Трибун не успел покинуть судейское место: внезапно в него вселился демон, и он испустил дух. Разгневанный император дал Ницитию, помощнику покойного трибуна, указание положить христиан в свинцовые гробы и бросить в реку. Узнав о гибели мучеников, еп. Кирилл умер от огорчения. Через 42 дня, когда Диоклетиан отправился в Сирмий, христианин Никодим поднял со дна реки гробы с телами мучеников и поместил их в своем доме.

По прошествии 11 месяцев Диоклетиан, прибыв из Сирмия в Рим, велел устроить в термах Траяна храм Асклепия, в к-ром все воины городской стражи должны были воскурить благовония. Узнав, что 4 корникулария (младшие офицеры) отказались поклоняться идолу, император приказал избить их до смерти и бросить тела на съедение псам. Через 5 дней Римский еп. (папа) Мильтиад (311-314) и мч. Себастиан тайно забрали тела мучеников и похоронили в песчаном карьере на Лабиканской дороге, в 3 милях от городских ворот, где были погребены и др. святые. Согласно Мученичеству, корникуларии пострадали в тот же день, что и паннонские мученики (8 нояб.), но через 2 года. Имена рим. мучеников узнать не удалось, поэтому папа Мильтиад велел поминать их под именами мучеников, пострадавших в Паннонии,- Клавдия, Семпрониана, Никострата и Кастория.

На развитие агиографической традиции увенчанных мучеников повлияли попытки средневек. авторов согласовать противоречивые свидетельства источников. В Мученичестве не упоминается эпитет «четверо увенчанных», к-рый применялся к Клавдию, Никострату, Семпрониану, Касторию и Симплицию в Иеронимовом Мартирологе и в рим. литургических книгах. Несоответствие эпитета числу мучеников не получило однозначного объяснения в трудах исследователей (Делеэ различал в Мученичестве 4 «главных» героев и второстепенного (Симплиция) (Delehaye. Passions. P. 242; Guyon. 1975. P. 525); по мнению Кирша, образ Симплиция был вымышлен составителем Мученичества, чтобы ввести в повествование мотив обращения язычника ко Христу, популярный в рим. агиографии). То обстоятельство, что 5 мучеников именовались «четырьмя увенчанными», привлекло внимание средневековых авторов. В Геласия Сакраментарии (VII-VIII вв.) в рубрике под 8 нояб. перечислены 4 увенчанных мученика - Костиан (вместо Никострата), Клавдий, Кастор и Симпрониан (The Gelasian Sacramentary: Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae / Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 203). Однако не все авторы довольствовались простым исключением имени к.-л. мученика. Начиная с IX в. в источниках встречается отождествление «четверых увенчанных» с мучениками Секундом (Севером), Северианом, Карпофором и Викторином, пострадавшими в Альбане (ныне Альбано-Лациале, Италия) (пам. зап. 8 авг.). Это было связано с перенесением мощей 5 увенчанных и 4 альбанских мучеников в ц. Увенчанных мучеников (Санти-Куатро-Коронати) по указанию папы Римского Льва IV (847-855). По мнению А. Кантена, ошибочное отождествление сделал Адон, архиеп. Вьеннский, к-рый опирался на Мученичество и на перечень святых, мощи к-рых покоились в ц. Увенчанных мучеников. Столкнувшись с противоречивыми указаниями источников (он использовал также Мартиролог Флора Лионского, в к-ром сведения об увенчанных мучениках были заимствованы из Мученичества св. Себастиана и не согласовались с др. свидетельствами), архиеп. Адон сделал вывод, что «четверо увенчанных» - это 4 мученика, пострадавшие в Альбане, о которых, по мнению Адона, говорилось в заключительной главе Мученичества. Под 8 нояб. в Мартирологе Адона Вьеннского указано поминовение 5 мучеников из Паннонии (Клавдия и др.), а также «четверых увенчанных» - Севера, Севериана, Карпофора и Викторина. Согласно Адону, увенчанные мученики были похоронены на Лабиканской дороге рядом с мучениками, пострадавшими в Паннонии (так Адон интерпретировал указание Мученичества на то, что рим. корникуларии были погребены вместе с др. святыми). Как звали увенчанных мучеников, выяснить не удалось, поэтому папа Мильтиад присвоил им имена 4 из 5 паннонских мучеников. Впосл. некоему св. мужу были открыты их настоящие имена (Quentin. 1908. P. 446, 504-506, 662-663; Duchesne. 1911. P. 239-240; Zeiller. 1918. P. 102-103). В 1-й пол. X в. схожее объяснение было приведено в «Книге о богослужениях» (Liber de divinis officiis // PL. 101. Col. 1230; ср.: The Leofric Missal / Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 166).

Поминовение паннонских и альбанских мучеников, пострадавших в Риме, включено также в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 669-670). Согласно добавлению, к-рое содержится в большинстве рукописей 2-й редакции Мученичества (версия В), увенчанные мученики - это пострадавшие в Риме 4 корникулария, к-рым здесь даны имена альбанских мучеников (ActaSS. Nov. T. 3. P. 750). Под 7 июля в Мартирологах Адона и Узуарда указана память рим. мучеников Никострата, Клавдия, Кастория, Викторина и Симфрониана, сведения о к-рых заимствованы из Мученичества св. Себастиана (PL. 123. Col. 299; 124. Col. 233-234). Из-за возникшей путаницы в Римском Мартирологе (1-е изд.- 1583 г.) поминовение 5 паннонских мучеников было указано под 7 июля и 8 нояб., но эпитет «увенчанные» отнесен к 4 альбанским мученикам, память к-рых также отмечена под 8 нояб. Ошибки были устранены в редакции Римского Мартиролога 2001 г.: под 8 нояб. здесь указано поминовение мучеников Симпрониана, Клавдия, Никострата, Кастория и Симплиция, по преданию пострадавших в Паннонии, но почитавшихся в Риме как увенчанные мученики.

В рукописях сохранились эпитомы Мученичества Клавдия, Семпрониана, Никострата, Кастория и Симплиция (ActaSS. Nov. T. 3. P. 758), краткое изложение легенды об увенчанных мучениках включено Флодоардом Реймсским в поэму «Победы Христа в Италии» (Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. VII 4 // PL. 135. Col. 715-716). К XIII-XIV вв. относятся краткие сказания о мучениках в энциклопедии Винцентия из Бове (Vincentius Bellovacensis. Speculum historiale. XII 8-9 // Vincentii Burgundi Bibliotheca mundi, seu Speculum Maius. Duaci, 1624. T. 4. P. 458-459), в «Золотой легенде» Иакова из Варацце (Iacopo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. T. 2. P. 1130) и в «Перечне святых и их деяний» Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. X 36, 37). В X в. неаполитанский агиограф субдиак. Петр выполнил авторскую переработку Мученичества; это произведение сохранилось в неск. версиях (BHL, N 1838-1839; изд.: ActaSS. Nov. T. 3. P. 780-784). Пересказав содержание Мученичества близко к тексту оригинала, Петр изменил стиль изложения и речи персонажей, добавил цитаты из Свящ. Писания и сочинений Вергилия. Агиограф попытался внести в образ имп. Диоклетиана черты, к-рые обычно приписывались ему в христ. лит-ре. Мученичество в пересказе Петра открывается сообщением, что Диоклетиан был ревностным почитателем языческих богов, не жалел средств на украшение храмов и изготовление идолов, поэтому он прибыл в Паннонию, чтобы лично руководить добычей мрамора. Петр верно указал на тождество паннонских и увенчанных мучеников, но некоторые переписчики, опираясь на ошибочную традицию, сложившуюся под влиянием Мартиролога Адона Вьеннского, присвоили рим. мученикам-корникулариям имена 4 мучеников, пострадавших в Альбане.

В XII в. в мон-ре Гроттаферрата был выполнен перевод Мученичества на греч. язык (BHG, N 1600), известный по единственной рукописи - Vat. gr. 1608. Отсутствие памяти мучеников в греческих византийских Синаксарях указывает на то, что их почитание не получило распространения на Востоке. Однако, по предположению Делеэ, Мученичество «четверых увенчанных» могло оказать влияние на греч. Мученичество Флора и Лавра (BHG, N 660-664) (ActaSS. Nov. T. 3. P. 752; Zeiller. 1918. P. 103-104).

Почитание

Почитание мучеников в Риме прослеживается в источниках с сер. IV в.; более подробные сведения относятся к VI-VII вв. Вопросы, связанные с происхождением культа мучеников, остаются дискуссионными. По мнению большинства исследователей, почитание мучеников возникло в Паннонии, однако сведений об этом нет. Высказывалось предположение, что их мощи были перенесены в Рим не позже сер. IV в. (Delehaye. Origines. P. 64; Idem. 1936. P. 71) или не ранее VI в. (Duchesne. 1911. P. 242, 245). По др. версии, возникновение культа увенчанных мучеников в Риме не было связано с наличием их мощей (Franchi de' Cavalieri. 1912; Zeiller. 1918. P. 98-99). Мн. исследователи указывали на то, что Паннония регулярно подвергалась опустошительным нападениям варваров, поэтому в IV-V вв. реликвии местных святых были перенесены в Рим, К-поль, Фессалонику и др. города. Так, в Рим были доставлены мощи св. Квирина, еп. Сисции (ныне Сисак, Хорватия). По указанию свт. Геннадия I, патриарха К-польского (458-471), из Сирмия в К-поль перенесли мощи св. Анастасии; особое почитание мученицы сложилось также в Риме, где в ее честь был назван «титул» Анастасии (базилика Сант-Анастазия-аль-Палатино) (см.: Popović I., Ferjančić S. A New Inscription from Sirmium and the Basilica of St. Anastasia // Старинар. 2013. Књ. 63. С. 101-114). Почитание в Паннонии тех святых, культ к-рых впосл. был перенесен в др. места, подтверждается свидетельствами агиографических источников (напр., Иеронимова Мартиролога), а также данными археологии. Так, в Сирмии были обнаружены надписи с упоминаниями о мартириях святых Анастасии, Иринея, Синерота (см.: Sauget J.-M. Sereno // BiblSS. Vol. 11. Col. 863-865). Однако почитание в Паннонии увенчанных мучеников не засвидетельствовано в источниках (ср.: Guyon. 1975. P. 528).

Мощи святых в крипте (IX в.) ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме
Мощи святых в крипте (IX в.) ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме

Мощи святых в крипте (IX в.) ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме

В древнейшем рим. календаре«Depositio martyrum», к-рый сохранился в составе т. н. Хронографии 354 г. (Календаря Филокала), под 9 нояб. указано поминовение святых Климента, Семпрониана, Клава (Клавдия) и Никострата «in comitatum» (LP. T. 1. P. 12; MGH. AA. T. 9. P. 72). Исследователи обращали внимание на то, что приведенный в «Depositio martyrum» перечень имен мучеников и дата памяти не вполне согласуются с данными более поздних источников. По мнению Дюшена, упомянутый в календаре Климент - это сщмч. Климент, еп. (папа) Римский, имя которого по ошибке было перенесено из записи под 23 нояб. (в «Depositio martyrum» поминовение сщмч. Климента отсутствует). Др. исследователи предлагали заменить имя Климент именем Касторий. Однако Аморе указал, что попытки «исправить» запись древнейшего календаря являются произвольными и неоправданными (BiblSS. Vol. 10. Col. 1285). Полемику среди исследователей вызвало значение выражения «in comitatum», которое, судя по другим записям в календаре, должно было указывать на место погребения и поминовения мучеников. В IV в. лат. слово comitatus (свита, сопровождение, окружение) использовалось для обозначения имп. двора. Де Росси, Кирш и Аморе попытались доказать, что название «in Comitatum» носила местность близ Лабиканской дороги, где, согласно более поздним источникам, находилась усыпальница увенчанных мучеников. Это название было связано с расположенным здесь крупным земельным владением императора. Другие исследователи подчеркивали, что в источниках не упоминается о местности «in Comitatum», хотя к юго-востоку от городских стен Рима действительно находились обширные имп. владения (см.: Krautheimer R. et al. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1959. Vol. 2. P. 194-195; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden; N. Y., 1992. P. 30-32). Дюшен, указывая на сведения о гибели мучеников в Паннонии, предложил понимать выражение «in comitatum» как указание на двор рим. императора, к-рый в IV в. неоднократно пребывал в Сирмии (это было связано с необходимостью отражать нападения варваров на Иллирик). Т. о., по мнению Дюшена, составитель календаря подразумевал, что мученики пострадали и были похоронены в Сирмии, где находилась резиденция императора. Однако Делеэ и Зейер отметили, что в «Depositio martyrum» были указаны дни памяти только тех святых, которые почитались в Риме и в окрестностях города (единственное исключение - поминовение мучениц Перпетуи и Фелицитаты «в Африке» под 7 марта). Исследователи предложили понимать выражение «in comitatum» как указание на имп. двор вне зависимости от места его пребывания. Поскольку имп. Константин I Великий род. в Иллирике, члены имп. семьи и придворные могли почитать мучеников, пострадавших в Иллирике, в частности в Паннонии. Поминовение мучеников скорее всего совершалось в резиденции императора, к-рая могла находиться в разных городах (Zeiller. 1918. P. 99; Delehaye. 1936. P. 68; Guyon. 1975. P. 542-543, 559).

Поминовение увенчанных мучеников указано в Иеронимовом Мартирологе. Под 7 нояб. приведен перечень имен, в котором присутствуют Семпрониан (Симфорий, Синфроний), Никострат, Клавдий и Кастор (Касторий). Под 8 нояб. указано поминовение «в Риме, на холме Целий, Симфориана, Клавдия, Кастора, Никострата» (в нек-рых рукописях добавлено «четверых увенчанных»). Под 9 нояб. значится память «в Риме Климента и Симпрония» (MartHieron. P. 140-141). Эти записи, хотя и в искаженной форме, имеются во всех основных рукописях Иеронимова Мартиролога, поэтому трудно определить, какая из них была в первоначальной редакции текста. Исходя из данных записи под 8 нояб., нек-рые исследователи полагали, что почитание мучеников в городской церкви (в «титуле» Увенчанных мучеников) на холме Целий существовало уже в 1-й пол. V в., когда была составлена первоначальная редакция Мартиролога (Kirsch. 1924. S. 34; Diefenbach. 2007. S. 346; ср.: Delehaye. 1936. P. 68-69). Однако, по мнению Гюйона, эта запись была внесена в Мартиролог редактором, работавшим в VI-VII вв. в Галлии (Guyon. 1975. P. 511-512).

Об увенчанных мучениках сообщается в Мученичестве св. Себастиана (BHL, N 7543), которое было составлено в Риме между 30-ми гг. V и нач. VI в. (см.: Saliou C. Du légendier au sermonnaire: Avatars de la «Passio Sebastiani» // REAug. 1990. Vol. 36. P. 285-286; Diefenbach. 2007. S. 259). Согласно этому произведению, благодаря проповеди св. Себастиана в христианство обратились многие римляне, среди них - примискриний Никострат и его брат Касторий, а также управляющий тюрьмой (commentariensis) Клавдий, его брат Викторин и сын Симфориан. Они пытались достать из р. Тибр тела мучеников и были схвачены властями, по указанию судьи Фабиана их подвергли пыткам и утопили в море (ActaSS. Ian. T. 2. P. 265-278). За исключением имен мучеников (вместо Симплиция назван Викторин) и способа казни, это повествование не имеет ничего общего со сведениями, содержащимися в Мученичестве паннонских святых. По мнению большинства исследователей, автору Мученичества Себастиана были известны только имена 4 мучеников, которые, как он считал, пострадали в Риме. Воспользовавшись отсутствием к.-л. сведений об этих святых, агиограф сделал их персонажами «агиографического романа» с вымышленным сюжетом. Мученичество Себастиана было источником краткого сказания об увенчанных мучениках в Мартирологе Флора Лионского (Quentin. 1908. P. 275-276).

Местом особого почитания мучеников была усыпальница в катакомбах «у двух лавров», о к-рой сообщается в римских итинерариях 1-й пол. VII в. (в итинерарии «О гробницах святых мучеников, что находятся за стенами города Рима» указаны имена «четверых увенчанных» - Клавдий, Никострат, Симпрониан, Касторий и Симплиций) (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 307, 318, 326. (CCSL; 175)). Предполагается, что усыпальница мучеников располагалась в 2 кубикулах (криптах) в зап. части катакомб, к которым от лестницы вела длинная прямая галерея. Кубикулы были сооружены скорее всего на рубеже III и IV вв., подведенная к ним галерея была укреплена, вероятно, в IV или V в. для безопасного доступа паломников (Guyon. 1975. P. 534-538; Testini P. Archeologia cristiana. Bari, 19802. P. 237-238). В одном из кубикулов было обнаружено граффити с именем св. Климента (SCE CLE[MENS]), которое предположительно датируется V в. (Guyon. 1975. P. 532-534). По-видимому, речь идет о мч. Клименте, чье поминовение вместе с Семпронианом, Клавдием и Никостратом указано в «Depositio martyrum».

В богослужебных книгах рим. традиции поминовение увенчанных мучеников известно с сер. VII в.: к этому времени относится указание на день памяти святых (8 нояб.) в самом раннем рим. Евангелиарии (Klauser T. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19722. S. 40, 86, 125). Вероятно, еще более древними (V - нач. VII в.) являются 2 проприя мессы в день памяти увенчанных мучеников (дата неизв.) в составе Веронского Сакраментария (Sacramentarium Leonianum / Ed. Ch. L. Feltoe. Camb., 1896. P. 148-149). Молитвы мессы в день памяти мучеников содержатся также в Григория Сакраментарии, к-рый отражает традицию папского богослужения VII-VIII вв. (Le Sacramentaire grégorien, ses principales formes d'après les plus anciens manuscrits / Éd. J. Deshusses. Fribourg, 19792. T. 1. P. 284). Празднование памяти мучеников проходило скорее всего в «титуле» Увенчанных мучеников на Целии, к-рый в VII в. был стациональной церковью (см. Стациональное богослужение).

Апсида ц. Санти-Куатро-Коронати со сценами мученичества «четырех увенчанных мучеников»
Апсида ц. Санти-Куатро-Коронати со сценами мученичества «четырех увенчанных мучеников»

Апсида ц. Санти-Куатро-Коронати со сценами мученичества «четырех увенчанных мучеников»

Самое раннее упоминание о «титуле», названном в честь увенчанных мучеников, относится к 595 г. (на синоде в Риме присутствовал Фортунат, «пресвитер титула святых четверых увенчанных» - MGH. Ep. T. 1. P. 367). О том, когда и при каких обстоятельствах был основан этот храм, нет сведений. Его отождествление с «титулом» Эмилианы, о котором упоминается под 499 г., вызывает сомнения. В источниках IX в. говорится о «титулах» Эмилианы и Увенчанных мучеников, хотя речь могла идти и об одном храме (см.: Krautheimer et al. 1970. P. 32-34; Guyon. 1975. P. 550-551). В IV в. на сев. склоне Целия, на месте, где впосл. находилась ц. Увенчанных мучеников, был возведен просторный зал, завершенный с зап. стороны апсидой. Предназначение здания неясно: оно могло быть христ. церковью или приемным залом во дворце знатного римлянина. К югу от этого здания, на месте средневекового клуатра, были обнаружены остатки баптистерия, построенного, вероятно, в V в. Скорее всего в это время здесь была устроена церковь (Barelli et al. 2008). Согласно Liber Pontificalis, папа Римский Гонорий I (625-638) построил и освятил (fecit... et dedicauit) ц. Увенчанных мучеников, наделив храм имуществом (et donum optulit - LP. T. 1. P. 324). Во время археологических и архитектурных исследований не были выявлены следы работ, проведенных по указанию папы Гонория; к этому времени можно отнести только остатки вымостки пола. При папе Римском Адриане I (772-795) была восстановлена крыша церкви (Ibid. P. 512). Особое попечение о храме проявил папа Лев IV, к-рый до избрания на Папский престол был пресвитером «титула» Увенчанных мучеников. На средства понтифика сильно обветшавшая церковь была построена заново, получила драгоценную утварь и роскошное убранство (LP. T. 2. P. 108-109, 116-117, 119-120, 127-128). Храм, возведенный по указанию папы Льва IV, представлял собой обширную (ок. 55×30 м) 3-нефную базилику с атриумом, колокольней и боковыми капеллами св. Варвары и св. Николая (Krautheimer et al. 1970). Приложив значительные усилия (sollerti cura), понтифик разыскал мощи «четверых увенчанных», к-рые вместе с мощами 4 альбанских мучеников и многих других святых были помещены в крипте, устроенной под алтарем храма (LP. T. 2. P. 115-116).

Интерпретация сведений о почитании увенчанных мучеников в Риме, о гробнице мучеников и о городском «титуле» стала предметом полемики. Исследователи, считавшие увенчанных рим. мучениками, предполагали, что они были похоронены в катакомбах на Лабиканской дороге. На рубеже IV и V вв. центром их почитания стал городской «титул» Эмилианы, к-рый называли также «титулом» Увенчанных мучеников. В V в. сведения о них (вероятно, недостоверные) были внесены в Мученичество св. Себастиана. Позднее было составлено другое агиографическое сказание, в котором «четверых увенчанных» представляли как мучеников, якобы пострадавших в Паннонии (Kirsch. 1924. S. 37; Amore. 2013. P. 123-124). Другие исследователи, считавшие сведения Мученичества достоверными, пытались объяснить, почему в Риме возникли 2 центра почитания мучеников - в пригородных катакомбах и в городском «титуле». По мнению Дюшена, в IV в. под влиянием придворных кругов сложился культ паннонских мучеников в «титуле», в котором, возможно, хранились мощи этих святых, впоследствие перенесенные в пригородные катакомбы (Duchesne. 1911. P. 241; ср.: Pietri Ch. Roma Christiana: Recherches sur l'Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. P. 493-495). Вероятно, почитание гробницы мучеников в катакомбах началось в VI в. и продолжалось до перенесения их мощей в городской «титул» по указанию папы Льва IV (Diefenbach. 2007. S. 347-348). Напротив, Делеэ предположил, что мощи мучеников были перенесены из Паннонии в пригородные катакомбы, а в «титуле» хранились другие реликвии этих святых. Согласившись с мнением, что в катакомбах мучеников стали почитать раньше, чем в «титуле», Франки де Кавальери отверг гипотезу о перенесении мощей из Паннонии. Он считал, что в Риме «четверых увенчанных» ошибочно отождествили с 4 анонимными мучениками, к-рые были похоронены в катакомбах. Гюйон попытался разрешить проблемы, связанные с историей почитания увенчанных мучеников, опираясь на предположение Дюшена о том, что культ (возможно, также мощи) святых и агиографическое сказание появились в Риме в разное время. По мнению исследователя, в IV в. в катакомбах почитали 4 мучеников, пострадавших в Паннонии. По неизвестной причине их культ был связан с гробницей местного мч. Климента. Со временем сведения о паннонских мучениках были утрачены, возникло предположение, что они пострадали в Риме; вымышленное повествование об этом было включено в Мученичество Себастиана. В VI в., в ходе военных действий между византийцами и остготами, доступ в пригородные катакомбы был затруднен, поэтому поминовение увенчанных мучеников стало совершаться в городском «титуле» (возможно, это произошло во время осады Рима кор. Витигесом в 537-538 - Guyon. 1975. P. 545-548). После окончания войны сложилась «двойная» традиция почитания мучеников: центром литургического культа была городская церковь, но паломники посещали усыпальницу в катакомбах. В кон. VI в. беженцы из Паннонии принесли в Рим текст Мученичества и, по-видимому, мощи «четверых увенчанных». Отождествление 5 паннонских мучеников с 4 мучениками, которые почитались в Риме, вызвало затруднения. Автор добавления к Мученичеству попытался согласовать обе традиции и предположил, что речь шла о 2 группах мучеников, получивших одинаковые имена. Несмотря на это, в Риме сложилось единое почитание увенчанных мучеников, к-рое было подтверждено благодаря обретению и перенесению их мощей в сер. IX в. (Ibid. 1975. P. 559-561).

В средние века центром почитания святых была ц. Увенчанных мучеников на холме Целий в Риме. Храм сильно пострадал во время городского пожара, устроенного норманнами (1084); восстановлен по указанию папы Пасхалия II (1099-1118). В ходе перестройки было решено уменьшить размеры храма: новая церковь заняла западную половину центрального нефа базилики папы Льва IV (в вост. части нефа был устроен открытый двор, боковые нефы перестроены для нужд мон-ря; см.: Krautheimer et al. 1970. P. 34-35). Под алтарем храма были обнаружены 2 саркофага с мощами святых, которые впосл. замуровали на прежнем месте (об этом сообщалось в надписях, выполненных по указанию Пасхалия II - ActaSS. Nov. T. 3. P. 755-756). При церкви был основан бенедиктинский мон-рь; с сер. XIII в. здесь находилась резиденция кардинала-пресвитера ц. Увенчанных мучеников. Ансамбль зданий мон-ря и резиденции, обнесенный укреплениями, защищал путь к папскому дворцу в Латеране. С 1564 г. при церкви существует мон-рь еремиток св. Августина (с 1968 жен. ветвь ордена св. Августина). По указанию Джованни Гарции Меллини (в 1608-1627 кардинал-пресвитер ц. Увенчанных мучеников) церковь была отреставрирована. В ходе работ обнаружена каролингская крипта и саркофаги с мощами мучеников, к-рые установили в особом помещении под алтарем. Тогда же в апсиде церкви Дж. ди Сан-Джованни выполнил росписи на темы страданий увенчанных мучеников. В 1912-1914 гг. по проекту А. Муньоса была проведена реставрация церкви по состоянию на XIII в. Мощи увенчанных мучеников хранились также в других римских храмах. Согласно надписи об освящении ц. Санта-Мария-ин-Козмедин, датированной 6 мая 1123 г., среди реликвий, помещенных под алтарем храма, была голова одного из увенчанных мучеников (Iscrizioni delle chiese e d'altri edificii di Roma dal secolo XI fino ai giorni nostri / Ed. V. Forcella. R., 1874. Vol. 4. P. 305). В XIII в. реликвии мучеников (вероятно, частицы мощей) хранились в ц. св. Адриана на римском форуме и в ц. св. Лаврентия под Капитолийским холмом (Сан-Лоренцо-ин-Николаназо; см.: ActaSS. Nov. T. 3. P. 762-763).

Поминовение увенчанных мучеников указано в ряде рим. богослужебных книг IX-XII вв. (Jounel. 1977. P. 127, 132, 141, 152, 204, 304), в ординале папы Иннокентия III (1198-1216) и в календарях папского двора XIII в. (Van Dijk S. J. P., Walker J. H. The Ordinal of the Papal Court from Innocent III to Boniface VIII and Related Documents. Fribourg, 1975. P. 26-27, 54-55, 82, 450), а также в печатных изданиях Римского Миссала XV - сер. XVI в. (Missale Romanum Mediolani, 1474 / Ed. R. Lippe. L., 1899. Vol. 1. P. 397; 1907. Vol. 2. P. 249-250). В редакции Римского Бревиария, подготовленной кард. Франсиско Киньонесом (The Second Recension of the Quignon Breviary / Ed. J. W. Legg. L., 1908. Vol. 1: Text), поминовение увенчанных мучеников опущено, чтобы подчеркнуть торжественное празднование октавы дня Всех Святых (8 нояб., со статусом «duplex maius») и освящения Латеранской базилики (9 нояб., «duplex minus»). Однако после литургической реформы папы Римского Пия V использование бревиария кард. Ф. Киньонеса прекратилось, в Римско-католической Церкви был введен восстановленный Римский Бревиарий, в к-ром сохранено поминовение увенчанных мучеников 8 нояб. (Breviarium Romanum, ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum, Pii V Pontificis Maximi iussu editum. Venetiis, 1571. Fol. 390v - 391). В Римском Миссале, изданном после Тридентского Собора, простое поминовение (commemoratio) мучеников совмещалось с октавой праздника Всех Святых (duplex maius - Missale Romanum, ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum et Pii V Pontificis Maximi iussu editum. Venetiis, 1574. P. 450-451). В этих богослужебных книгах, а также в Римском Мартирологе под 8 нояб. указана память 5 мучеников, пострадавших в Паннонии (о них говорится как о рим. мучениках), и 4 мучеников, принявших смерть в Альбане (именно они названы «четверыми увенчанными»). В более ранних рим. источниках нет ошибочного отождествления «четверых увенчанных» с альбанскими мучениками, источником к-рого в тридентских книгах могли стать средневек. «исторические» мартирологи (на это указывает комментарий кард. Цезаря Барония к Римскому Мартирологу - Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum... auctore Caesare Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 504-505).

На франк. землях и в англосакс. Британии почитание увенчанных мучеников получило распространение в основном благодаря влиянию рим. литургических книг. Рим. Сакраментарий Геласия был положен в основу т. н. франко-геласианских сакраментариев VIII в., в к-рых также содержится проприй мессы в день памяти мучеников (напр.: Liber Sacramentorum Gellonensis: Textus / Ed. A. Dumas. Turnhout, 1981. P. 207-208. (CCSL; 159); Liber Sacramentorum Engolismensis / Ed. P. Saint-Roch. Turnhout, 1987. P. 216. (CCSL; 159C)). По-видимому, поминовение мучеников Клавдия, Никострата, Семпрониана, Кастория и Симплиция было внесено в Мартиролог Беды Достопочтенного из Сакраментария Григория или схожей рим. литургической книги (Quentin. 1908. P. 55, 504) (текст 1-й редакции Мартиролога после 25 июля не сохр., но запись о поминовении увенчанных мучеников содержится во 2-й редакции Мартиролога Беды и в более поздних «исторических» мартирологах). По свидетельству Беды, при архиеп. Меллите (619-624) в г. Доруверн (ныне Кентербери) существовал «мартирий» увенчанных мучеников (martyrium beatorum IIII Coronatorum - Beda. Hist. eccl. II 7). В мартирологах, составленных Рабаном Мавром (он опирался на Мученичество «четверых увенчанных» - St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 159) и Вандальбертом Прюмским (MGH. Poet. T. 2. P. 598), а также в большинстве франк. календарей эпохи Каролингов, восходящих к рим. богослужебной традиции, увенчанными мучениками верно названы Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций. Однако в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда, а также в некоторых календарях увенчанные мученики отождествляются с 4 мучениками, пострадавшими в Альбане (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1477-1479. (MGH. Libri Memoriales; 2)). По этой причине в средневек. богослужебных книгах встречаются противоречивые сведения об именах и о числе увенчанных мучеников. Частицы мощей мучеников были среди реликвий, подаренных в 1063 г. аббатом Мегингозом мон-рю Бенедиктбойерн (MGH. SS. T. 17. P. 322). С XIV в. известно о мощах мучеников, хранившихся в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763).

В позднем средневековье мученики считались покровителями каменщиков, скульпторов и строителей, в основном в Италии, во Фландрии и в Нидерландах. В 1368 г. в кафедральном соборе в Сиене на средства городских каменщиков была устроена капелла во имя мучеников, в Риме члены корпорации каменотесов собирались в ц. Увенчанных мучеников, в капелле св. Сильвестра. В честь мучеников называли профессиональные братства и гильдии, напр. корпорацию каменотесов и кровельщиков в Антверпене (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763-765; Beer J., de. Méreaux Anversois // Rev. belge de numismatique et de sigillographie. 1930. Brux., 1931. Vol. 82. P. 142-147; см.: Kelsch. 1987). В среднеанглийском стихотворении о правилах поведения «вольных каменщиков», якобы установленных Евклидом (ркп.: Brit. Lib. Royal 17 A I; XV в.), увенчанные мученики представлены как образцовые мастера, к-рые усердно служили Богу и твердо соблюдали правила (as gode masonus as on erthe schul go). В честь мучеников названа масонская ложа в Лондоне (англ. Quatuor Coronati Lodge), основанная в 1886 г. для изучения истории масонства.

Ист.: BHG, N 1600; BHL, N 1836-1839; ActaSS. Nov. T. 3. P. 748-784; Mombritius B. Sanctuarium, seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 288-292, 636-637; Passio Sanctorum IV Coronatorum / Hrsg. W. Wattenbach // Untersuchungen zur römischen Kaisergeschichte / Hrsg. M. Büdinger. Lpz., 1870. Bd. 3. S. 321-379; Мученичество четырех святых венценосных, написанное Порфирием; Мученичество св. Квирина, еп. Сискии, в Паннонии; Мученичество св. Флориана / Пер.: Ю. К. Колосовская // ВДИ. 1992. № 4. С. 222-241; Iacopo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. T. 2. P. 1130; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l'Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 203.
Лит.: [Memmolo D.] Della vita, chiesa e reliquie de' santi Quattro Coronati. R., 17572; Rossi G. B., de. I santi Quattro Coronati e la loro chiesa sul Celio // BACr. Ser. 3. 1879. Vol. 4. P. 45-90; Meyer E. Über die Passio Sanctorum Quatuor Coronatorum. B., 1886; Wattenbach W. Über die Legende von den hl. Vier Gekrönten // SPAW. 1896. Bd. 47. S. 1281-1302; Dufourcq A. Étude sur les «Gesta Martyrum» romains. P., 1900. P. 153-160; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 55, 275-276, 446, 459, 504-506, 662-663, 687; Duchesne L. Le culte romain des Quatre-Couronnés (Santi Quattro) // Mélanges d' archéologie et d' histoire / L'École française de Rome. P., 1911. Vol. 31. P. 231-246 (Idem // Duchesne L. Scripta minora. R., 1973. P. 345-360); Franchi de' Cavalieri P. I santi Quattro // Idem. Note agiografiche. R., 1912. Fasc. 4. P. 57-66. (ST; 24); Delehaye H. Le culte des Quatre Couronnés à Rome // AnBoll. 1913. T. 32. P. 63-71; idem. Origines. P. 64, 280-281, 293; idem. Passions. P. 236-246; idem. Étude sur le Légendier Romain. Brux., 1936. P. 64-73; Kirsch J.-P. Die Passio der hl. «Vier Gekrönten» in Rom // Hist. Jb. 1917. Bd. 38. S. 72-97; idem. Die römischen Titelkirchen in Altertum. Paderborn, 1918. S. 33-35, 166-171 (Idem. N. Y., 1967r); idem. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 34-38; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l'Empire romain. P., 1918. P. 88-103; MartHieron. Comment. P. 589-592; Vulić N. Quelques observations sur la «Passio sanctorum Quattuor Coronatorum» // RACr. 1934. T. 11. P. 156-159; MartRom. Comment. P. 273-274, 504-505; Simonyi D. Sull'origine del toponimo «Quinque Ecclesiae» di Pecs // Acta Antiqua Acad. Scient. Hungaricae. 1960. T. 8. P. 165-184; Apollonj-Ghetti B. I SS. Quattro Coronati. R., 1964; Amore A. I santi Quattro Coronati // Antonianum. 1965. Vol. 40. P. 177-243; idem. I Martiri di Roma / Ed. A. Bonfiglio. Todi, 2013. P. 122-125; Миjовић П. Сирмиjски скулптори и каменоресци - Quattuor coronati // Старинар. 1966/67. Т. 17. С. 53-60; Amore A., Cannata P. Quattro Coronati // BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 1276-1304; Krautheimer R. et al. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1970. Vol. 4. P. 1-36; Guyon J. Les Quatre Couronnés et l'histoire de leur culte des origines à la fin du IXe siècle // Mélanges de l'École française de Rome. 1975. Vol. 87. P. 505-561; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Lateran et du Vatican au XIIe siècle. R., 1977; Kelsch W. Die Quattuor Coronati in der Legende und in der bildenden Kunst. Bayreuth, 1987; Seeliger H. R. Die Geschichte der Katakombe «inter duos lauros» nach den schriftlichen Quellen // Die Katakombe «Santi Marcellino e Pietro»: Repertorium der Malerein / Hrsg. J. G. Deckers et al. Vat., 1987. S. 59-90; Колосовская Ю. К. Агиографический источник по истории Паннонии // ВДИ. 1990. № 4. С. 45-61; Peacock D. P. S. The «Passio Sanctorum Quattuor Coronatorum»: A Petrological Approach // Antiquity. 1995. Vol. 69. P. 362-368; Giordani R. Postille in margine al complesso dei santi Marcellino e Pietro al III miglio della via Labicana // Latomus. 1996. T. 55. P. 127-147; Tomović M. The «Passio Sanctorum IV Coronatorum» and the Fruška Hora Hypothesis in the Light of Archaeological Evidence // Akten des IV. Intern. Kolloquiums über Probleme des provinzialrömischen Kunstschaffens (Situla, 36) / Hrsg. B. Djurić, I. Lazar. Ljubljana, 1997. S. 229-239; Bratož R. Die diokletianische Christenverfolgung in den Donau- und Balkanprovinzen // Diokletian und die Tetrarchie: Aspekte einer Zeitenwende / Hrsg. A. Demandt et al. B.; N. Y., 2004. S. 115-140, 209-251; Barelli L. «Ecclesiam reparare»: Pasquale II (1099-1118) e il restauro della basilica dei SS. Quattro Coronati a Roma // Palladio: Riv. di storia dell'architettura e restauro. N. S. 2006/7. N 38. P. 5-28; Lalošević V. Problemi vezani uz mučeničku grupu svetih «Četvorice Ovjenčanih» // Radovi Zavoda za hrvatsku povijest. Zagreb, 2006. T. 38. N 1. S. 59-71; eadem. Dioklecijanov lik u «Muci Četvorice Ovjenčanih» // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača o 1700. obljetnici postojanja / Ur. N. Cambi et al. Split, 2009. S. 581-595; Diefenbach S. Römische Erinnerungsräume: Heiligenmemoria und kollektive Identitäten in Rom des 3. bis 5. Jh. n. Chr. B.; N. Y., 2007. S. 345-348; Barelli L. et al. Nuovi dati dallo scavo del chiostro del complesso dei SS. Quattro Coronati a Roma // Atti d. Pontificia Accademia Romana di Archeologia: Rendiconti. 2008. Vol. 80. P. 77-122; Damjanović D. O ranokršćanskoj pasiji Četvorice Ovjenčanih (Passio SS. Quattuor Coronatorum) // Scrinia Slavonica. 2009. Vol. 9. S. 331-350.
А. А. Королёв, А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций (нач. IV в.), мученики (пам. зап. 8 нояб.)
См.также:
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)
АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.)
АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.)
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня)