Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАСОНСТВО
44, С. 276-283 опубликовано: 28 апреля 2021г.


МАСОНСТВО

Здание Объединенной Великой ложи Англии в Лондоне
Здание Объединенной Великой ложи Англии в Лондоне

Здание Объединенной Великой ложи Англии в Лондоне

[Франкмасонство; франц. franc - вольный, свободный и maçon - каменщик; англ. Masonry, Freemasonry; франц. Maçonnerie, Franc-maçonnerie; нем. Maurerei, Freimaurerei], интернациональное тайное религиозно-этическое и политическое движение со сложной иерархией и особой системой мистических знаков и обрядов. Первоначально ограниченное узким кругом посвященных; в настоящее время в ряде стран приняло вид массового движения (ок. 1,2 млн в США, ок. 300 тыс. в Великобритании). Масштабы распространения и влияния совр. М. подчеркивают его международные структуры: Межамериканская масонская конфедерация (1945), Центр связей и информации масонских послушаний, подписавших Страсбургское соглашение (1961), Международный секретариат масонских адогматических послушаний (1998), Конфедерация объединенных великих лож Европы (2000) и др. Считается, что организационные формы, культ, иерархию степеней, символику, основополагающие элементы своей идеологии М. получило из древних учений (егип. жрецов, пифагорейцев, каббалистов, катаров, тамплиеров, гностиков, манихеев), из христианства, а также от каменщиков-строителей средневек. Европы. Основная сфера практической деятельности истинного М.- воспитание совершенного человека («духовное строительство»). М. традиционно отвергает конфессиональную дискриминацию: христиане, иудеи, мусульмане, индуисты и др. верующие, вступая в ряды масонского братства, приносят клятву верности на Библии, Торе, Коране, Ведах и на др. священных книгах. Наибольшее распространение получили «регулярные» масонские ложи, признающие ландмарки - древние установления братства: веру в Великого Архитектора Вселенной и бессмертие души; обязательное присутствие в ложе священных книг; соблюдение масонской тайны; признание внутренней иерархии (степеней посвящения) в ложах; право на вступление в ложи представителей различных социальных слоев; возможность внутреннего иерархического продвижения масона вне зависимости от общественного положения. Уступающие им по численности «либеральные» ложи признанием ландмарок в своей деятельности не руководствуются. Объединенная Великая ложа Англии придерживается также принципа запрета на обсуждение политических и религ. тем.

Б. Франклин. 1767 г. Худож. Д. Мартин (Белый дом, Вашингтон)
Б. Франклин. 1767 г. Худож. Д. Мартин (Белый дом, Вашингтон)

Б. Франклин. 1767 г. Худож. Д. Мартин (Белый дом, Вашингтон)

Претензия М. на формирование собственной религ. идеологии спровоцировала затяжной конфликт с церковными институтами. С 1738 г. (оглашение антимасонской буллы папы Римского Климента XII) Ватикан неоднократно призывал к искоренению М. (взаимные нападки смягчились лишь в кон. XX в.). М. осуждается РПЦ, которая считает его несовместимым с истинной христианской верой. М. не признается и осуждается влиятельной в США баптистской церковью. В протестант. странах идеология М. была изначально признана умеренно-реформистской и не рассматривалась в качестве противоречащей официальной. М. объявлено вне закона во мн. мусульм. странах (Индонезия, ОАЭ, Иран), но получило распространение в Алжире, Марокко, Тунисе и Турции. М., как идеологически враждебная и опасная орг-ция, было запрещено коллаборационистским правительством Виши во Франции, Ф. Франко в Испании, Б. Муссолини в Италии, А. ди Оливейры Салазара в Португалии, А. Гитлером в Германии, а также оккупационными итал. и герм. властями в период второй мировой войны на подконтрольных территориях (Албания, Греция, Югославия, Польша и др.). М. подпало под запрет в СССР и в др. странах мирового социализма (кроме Кубы).

Популярные версии предыстории М.: движению «вольных каменщиков» тысячи лет, и оно сохраняет таинства (мистерии) языческой религии древних народов (египтян, персов, греков, римлян), павшей под натиском иудаизма, христианства и ислама; 1-я масонская ложа была открыта архит. Хирамом во времена правления иудейского царя Соломона и строительства Иерусалимского храма; появление М. связано с еретической деятельностью средневек. духовно-рыцарского ордена тамплиеров, представители к-рого в К-поле восприняли от ученых-каббалистов аллегорическую идею восстановления разрушенного римлянами Иерусалимского храма - центра мудрости и воспитания совершенного человека. После разгрома ордена тамплиеров франц. кор. Филиппом IV Красивым в 1307-1310 гг. рыцари-храмовники возобновили свою деятельность в Шотландии и Англии. Созданные здесь масонские ложи были предназначены для восстановления храма не на горе Сион в Иерусалиме, а в душе каждого «брата» - храма внутреннего, духовного; «спекулятивные» (философские) масонские ложи возникли из средневек. «оперативных», т. е. профессиональных, строительных цехов (гильдий), мастера которых были посвящены в древние секреты архитектурного искусства; М. связано с конспирацией европ. философов-гуманистов и мистиков эпохи раннего Нового времени (Парацельс, Т. Мор, Н. Макиавелли, Эразм Роттердамский, И. В. Андреэ, Т. Кампанелла, Я. Бёме, Ф. Бэкон и др.). Их усилиями в Европе были созданы многочисленные тайные об-ва, в т. ч. орден розенкрейцеров в Германии (1620) и «Невидимый колледж» в Оксфорде (1648; в 1660-1662 преобразован в Лондонское королевское об-во). В духовной сфере их усилия были направлены на преодоление церковного влияния, в области реорганизации светской власти - на достижение «разумного правления» и утверждение принципов «естественного права». Противники М., акцентируя внимание на тайных аспектах его деятельности, обвиняют «вольных каменщиков» в стремлении разрушить религию, Церковь и структуры легитимной власти (О. Баррюэль, Г. Бор, Б. Феи, С. Найт, С. А. Нилус, О. А. Платонов и др.). Однако большинство специалистов рассматривает М. в качестве просветительской организации (Дж. Ридли, С. Баллок, Д. А. Биндер, М. Морамарко, Г. Райнальтер, Л. Хасс, А. М. Пятигорский и др.).

В Англии

Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи)
Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи)

Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи)

В Англии 1-й случай посвящения в масоны зафиксирован в 1600 г., когда в шотл. ложу был принят ученый химик и математик Дж. Бозуэлл, лорд Окинлек. Распространению масонских лож в Англии способствовало утверждение на троне Якова I Стюарта (1603), к-рый покровительствовал «вольным каменщикам» Шотландии. С этого времени в Лондоне и в др. городах Англии (Йорк, Оксфорд, Уоррингтон) началось активное превращение «оперативных» масонских лож в «спекулятивные», к-рое патронировали влиятельные ученые-интеллектуалы (У. Стекли, Т. Вон (Воган), Э. Ашмоул, Р. Мюррей, Дж. Толанд и др.). Особая роль в процессе модернизации англ. М. принадлежала К. Рену, архитектору и строителю собора св. Павла в Лондоне - символа масонской гармонии. Главным итогом обновления масонских структур Англии стало учреждение 24 июня 1717 г. Великой ложи Лондона (эта дата считается началом офиц. истории М.), объединившей 4 ложи (наиболее ранняя из них, «Гусь и Противень», основана в 1691). Новая масонская структура заявила о своей лояльности Ганноверской династии, утвердившей в Англии дух либерализма и веротерпимости. С этого момента в истории М. помимо мифов и легенд появились архивы и уставные документы. В своей деятельности новые «вольные каменщики» руководствовались положениями «Книги конституций», к-рая была опубликована в 1723 г. благодаря усилиям инициаторов провозглашения Великой ложи - Дж. Андерсона, Дж. Пейна и Дж. Т. Дезагюлье. На страницах «масонской Библии» излагались история, идейные принципы М., устанавливались классические степени посвящения (ученик, подмастерье, мастер). Оппозицию Великой ложе Лондона составили представители «старого» М., не признавшие ее первенства. В 1729 г. Великая ложа Лондона была преобразована в Великую ложу Англии. В 1725 г. была основана Великая ложа Ирландии, в 1734 г.- Великая ложа Шотландии. В 1813 г. «новые» и «старые» масоны Соединённого Королевства провозгласили создание Объединенной Великой ложи Англии, к к-рой, сохраняя свою автономию, примкнули Великие ложи Ирландии и Шотландии. Преодолению раскола в масонском движении Великобритании способствовало утверждение Йоркского ритуала. Помимо 3 классических степеней посвящения он практиковал использование дополнительных, «высоких градусов» (в структурах Священной королевской арки и Совета королевских избранных мастеров). В наст. время наряду с Объединенной Великой ложей в Великобритании действуют ассоциированные ложи (орден Красного Креста Константина, орден св. Павла, орден Храма) и автономные (орден Тайного наставника, Королевский орден Шотландии) структуры «вольных каменщиков». В Соединённом Королевстве М. традиционно пользуется покровительством англикан. церкви и правящих династий (Ганноверской, Саксен-Кобург-Готской, Виндзорской): Эдуард, принц Уэльский (впосл. король Эдуард VII), являлся 4-м Великим мастером Объединенной Великой ложи Англии в 1874-1901 гг.; в 1968 г. Великим мастером главной ложи стал Эдуард, герцог Кентский,- правнук кор. Виктории, двоюродный брат кор. Елизаветы II.

В США

В США распространение М. началось вскоре после создания Великой ложи Англии. В 1731 г. одну из первых амер. лож создал ученый, философ-просветитель Б. Франклин (с 1734 мастер Провинциальной Великой ложи Пенсильвании). Она пользовалась покровительством франц. масонов (в 1779-1780 Франклин занимал пост мастера парижской ложи «Девять сестер»). Североамер. ложи, используемые патриотами в качестве политических клубов, активно содействовали обретению независимости англ. колоний и созданию федеративной республики. Местные масоны были участниками «Бостонского чаепития» (1773), положившего начало открытому конфликту колоний и метрополии. Во время Войны за независимость (1775-1783) масонские ложи поддерживали как патриотов - противников Лондона, так и лоялистов - сторонников сохранения статус-кво в отношениях с Великобританией. Влияние идеологии М. прослеживается в текстах Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787). Масонами были многие амер. президенты (Дж. Вашингтон, Э. Джексон, У. Мак-Кинли, Т. Рузвельт, Ф. Д. Рузвельт, Г. Трумэн и др.). Членом масонского братства являлся Э. Ю. Олдрин - участник 1-й экспедиции американских астронавтов на Луну (1969). Сов. масонские структуры США - наиболее массовые и централизованные. В каждом штате действует Великая ложа, подчиненная соответствующей юрисдикции: Южной (1801, столица - Вашингтон, осуществляет надзор за масонами 35 штатов) и Северной (1813, столица - Нью-Йорк, с 1823 осуществляет надзор за масонами 15 штатов). Юрисдикции подчинены Верховному совету, в состав которого входят масоны высшей, 33-й степени посвящения Древнего и Принятого Шотландского ритуала. Первый на территории США Верховный совет (Верховный совет генеральных инспекторов, рыцарей храма Соломона 33-й степени Древнего и Принятого Шотландского ритуала масонства Южной юрисдикции) был открыт в Чарлстоне (шт. Юж. Каролина). Его создатели, руководители местной масонской ложи (Х. А. Лонг, Дж. Митчелл, Ф. Дальхо и др.), планировали унифицировать и объединить разрозненные национальные структуры «вольных каменщиков». Участником эксперимента стал французский масон, гр. А. Ф. О. де Грасс, маркиз Тилли (с 1802 Великий командор Верховного совета французской Вест-Индии; в июне 1804 новый масонский ритуал был привезен им во Францию; ныне широко распространен в Европе). Помимо Древнего и Принятого Шотландского ритуала в США широко представлен классический, Йоркский ритуал. Традиции М., заложенные франкофилом Франклином, поддерживают структуры Великого Востока США, к-рые созданы в ряде амер. городов (Вашингтон, Лос-Анджелес, Атланта и др.), а также за границей (Греция, Франция). Другое влиятельное масонское «послушание» США - Союз Джорджа Вашингтона - является наследником Великой национальной ложи, провозглашенной на конгрессе «вольных каменщиков» Североамериканских колоний в Морристауне (шт. Нью-Джерси) в 1780 г. Масонские ложи США сегрегированы; с 1813 г. действует независимая афроамер. юрисдикция, или Масонство Принца Холла (афроамериканец, создатель и Великий мастер первой «цветной» по составу ложи на территории США).

Во Франции

Во Франции 1-я регулярная масонская ложа появилась в 1721 г. в Дюнкерке, затем - в Париже (часть из них - при участии брит. подданого Дезагюлье), а затем - в Лионе, Руане, Нанте, Авиньоне, Тулузе и Бордо. В 1728 г. была основана Великая ложа Франции, которой руководили английские и шотландские масоны-якобиты (сторонники реставрации династии Стюартов): Ф. Уортон, Дж. Х. Маклин, Ч. Радклифф; в 1738 г. ее возглавил французский аристократ Луи де Пардайан де Гондрен, герцог д'Антен. В 1743 г. Великим мастером был впервые избран принц крови Луи де Бурбон-Конде, гр. Клермонский, а ложа получила название Великой английской ложи Франции. В 1773 г. в условиях кризиса «старого порядка» была образована ложа Великий восток Франции, к-рую возглавил Луи Филипп II, герц. Шартрский (впосл. Филипп Эгалите). Накануне революции французские масоны, сторонники идей Просвещения, находились в оппозиции к Церкви и монархии; членами масонских лож были влиятельные философы-просветители Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Ж. А. Кондорсе, Л. С. Мерсье, П. С. Марешаль. Франц. масоны испытывали также влияние мистической философии (Л. К. де Сен-Мартен, М. де Паскалли). Многие лидеры Французской революции были масонами (О. Г. Рикети де Мирабо, Ж. Лафайет, Ж. П. Бриссо, Ж. П. Марат и др.), но не стали единомышленниками. В период якобинской диктатуры (1793-1794) масонские ложи подвергались преследованию со стороны властей как места собраний аристократов и контрреволюционеров, масонов арестовывали, их лидер Филипп Эгалите был казнен. По мнению современных исследователей, роль масонов как организаторов и вдохновителей Французской революции сильно преувеличена. В империи Наполеона I Бонапарта масоны составляли правящую элиту (маршалы, префекты, сенаторы, министры). В структурах подконтрольного «имперского» масонства (ложа Великий восток Франции) находились также все ближайшие родственники Наполеона. Масонские традиции сохранились и в эмигрантских кругах. Граф Прованский, буд. кор. Людовик XVIII, был «вольным каменщиком». Представители М. участвовали в революционных событиях 1830, 1848 и 1870 гг. С кон. 70-х гг. XIX в. политики-масоны (президенты А. Тьер, С. Карно, Ф. Фор, А. Мильеран; премьер-министры Ж. Ферри, П. Вальдек-Руссо, Э. Комб, Л. Буржуа и др.) играли ведущую роль в истории Третьей республики и добились принятия закона об отделении Церкви от государства (1905). В 1877 г. Великий восток Франции отменил требование веры в Бога и в бессмертие души. В ответ на это Объединенная Великая ложа Англии и союзные ей Великие ложи разорвали с французскими масонами («либеральными») официальные отношения. В 1894 г. адепты Великого востока Франции, недовольные его переходом на позиции атеизма и активной политической деятельностью, образовали Великую ложу Франции. После второй мировой войны франц. М. пережило новые расколы. Современные масонские союзы страны: «Великий восток Франции» (1773), относящийся к «либеральному» М.; «Великая ложа Франции» (1894), представляющая «регулярное» М.; «Великая национальная ложа Франции» (1913), также поддерживающая союз с «регулярным» М.; «Великая женская ложа» (1945); Великая традиционная и символическая ложа «Опера» (1958); Великая ложа «Масонский альянс Франции» (2012) и др.

В Германии

В Германии 1-я регулярная масонская ложа начала работу в Гамбурге (1737). В 1740 г. М. А. Люттманн создал и возглавил Великую провинциальную ложу В. Силезии и Гамбурга. Наибольшей удачей «вольных каменщиков» Пруссии стала инициация кронпринца Фридриха (1738; в 1740-1786 кор. Фридрих II Великий), к-рый стал их патроном. Помимо Гамбурга масонские ложи были открыты также в Берлине, Майнингене, Альтенбурге, Марбурге, Байройте, Бреслау. В 50-70-х гг. XVIII в. в Пруссии сложилось неск. автономных Великих лож (Великая национальная материнская, Великая материнская королевская и др.). С 1751 г. масоны Пруссии были увлечены ритуалом «строгого послушания» барона К. Г. фон Хунда, признававшего масонов вслед за шотландцем Э. М. Рамзи наследниками ордена тамплиеров. В 1766 г. новый обряд был принят берлинской Великой национальной материнской ложей, к-рую в 1772 г. возглавил герц. Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттельский (с 1780 правящий герц. Карл II). Однако уже вскоре прусское М. возродило в своих рядах религиозно-мистическое учение розенкрейцерства, в котором доминировали оккультные науки. Розенкрейцерство поставило также задачу распространения в Европе унифицированного, «научного» М., предусматривавшего формирование особой административной надстройки для замены высших степеней в М. Устав ордена розенкрейцеров (1767), возрожденного в Пруссии по масонской модели усилиями И. Вёлльнера, Ф. Л. Шрёдера, Ф. Х. Оттингера и др., предусматривал 9 градусов посвящения. В 1779 г. орден, получивший большую популярность в европейских странах и в России, насчитывал ок. 2 тыс. адептов. Сторонником и покровителем масонов-розенкрейцеров, к-рые фактически подчинили себе Великую национальную материнскую ложу, был наследник престола Фридрих Вильгельм (в 1786-1997 кор. Фридрих Вильгельм II; был принят в орден Злато-розового Креста древней системы в 1781). В 1770 г. противник «строгого послушания» И. В. фон Циннендорф разработал и внедрил в масонскую практику альтернативный ритуал (на базе Шведского), принятый Почтенной Великой национальной ложей франкмасонов Германии (гроссмейстер - принц Людвиг Георг Карл Гессен-Дармштадтский). Окончательный удар ритуалу «строгого послушания» нанес масонский конвент в Вильгельмсбаде (ныне в черте Ханау), состоявшийся в 1782 г. под председательством герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Делегаты конвента отвергли тамплиерскую версию происхождения М., которое, по их мнению, было древне́е католического духовно-рыцарского ордена. Принятое решение было одновременно направлено против попыток баварского ордена иллюминатов (создан проф. ун-та А. Вейсгауптом; в 1776-1784 действовал под видом структуры «вольных каменщиков) добиться усиления заговорщических политических тенденций в М. Провозглашение Германской империи (1871) способствовало дальнейшему росту влияния М. Мн. представители династии Гогенцоллернов и дворянства имперских земель стали масонами. После первой мировой войны на территории Германии действовал Союз Великих лож (655 лож и 80 тыс. братьев), пытавшийся примирить сторонников имперских традиций и республиканских идей. После второй мировой войны в нем. М. возобладали 3 направления: прусское (лютеранско-христианское, под надзором Великой национальной ложи, восстановленной в 1946), гуманитарное (евролиберальное, под надзором Европейского союза масонов; создано в 1993) и шведское (сторонники христ. Шведского ритуала, созданного К. Ф. Эклеффом в 1759). В 1949 г. на территории ФРГ была образована Великая федеральная ложа, подписавшая в 1958 г. Хартию сотрудничества с Объединенной Великой ложей Англии. В 1970 г. Великая национальная ложа заключила аналогичное соглашение с той же англ. ложей, что позволило к 1986 г. консолидировать в Германии усилия 394 лож и 15 тыс. братьев. Объединение страны (1990) не привело к увеличению количества адептов. В янв. 2014 г. в Берлине возобновила работу русскоязычная масонская ложа Великий Свет Севера (была открыта эмигрантами в 1922).

В современной Италии

В современной Италии (Флоренция, Лукка, Ливорно, Пиза) появление масонских лож впервые отмечено в манифесте великого герцога Тосканы Джан Гастоне Медичи в 1733 г. В Риме 1-ю масонскую ложу основали англичане в 1735-1737 гг. Именно она привлекла внимание папы Климента XII - автора 1-й антимасонской буллы (1738). Несмотря на папские запреты, масонские ложи появились в Ломбардии и на Сардинии, а также на юге Италии - в Неаполе и на Сицилии, в Палермо. Их члены, пользуясь покровительством кор. Фердинанда I и кор. Марии Каролины, в 1773-1774 гг. провозгласили создание Великой ложи, которая контролировала деятельность «вольных каменщиков» Неаполя, Палермо, Мессины, Гаэты и Катаньи. В 1778 г. влиятельный масонский союз появился в Венецианской республике. В период Французской революции и империи Наполеона I Бонапарта масоны активизировали деятельность в Италии. В 1809 г. в Ливорно был создан Великий Восток Италии, который возглавил маршал империи и король Неаполя Иоахим Мюрат. В рамках движения Рисорджименто, которое завершилось созданием Итальянского королевства (1861), масоны совместно с вентами карбонариев участвовали во всех восстаниях против австрийского владычества (1820, 1831, 1848). Высшие посты в масонской иерархии Италии занимали известные революционеры Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. После объединения Италии (1870) основными центрами национального М. стали Рим (накануне первой мировой войны здесь разместились штаб-квартиры Великого Востока Италии и Великой ложи Италии), Турин и Неаполь. После второй мировой войны итальянские ложи возобновили работу, но были ослаблены внутренними расколами и связями с политическими группировками, как, напр., ложа «Пропаганда-2» («П-2»; основана в 1895). Из-за многочисленных нарушений устава ложа была закрыта (1976), а ее мастер Л. Джелли даже исключен из числа масонов. Однако до марта 1981 г. ложа продолжала действовать нелегально. В списках этой тайной политической организации, по-прежнему именовавшейся ложей, полиция обнаружила свыше 900 имен, среди которых были имена чиновников, политиков, военных, бизнесменов. Расследование обстоятельств дела продолжалось до 2003 г. и нанесло значительный ущерб репутации всего масонского движения.

В Испании

В Испании первые масонские ложи были открыты в 1728 г. англичанами-якобитами (Уортоном и др.). В 1739 г. масоны Андалусии впервые избрали собственного провинциального Великого мастера. Несмотря на антимасонские гонения, инициированные Ватиканом, к 1760 г. в католич. Испании насчитывалось 200 лож (в Мадриде, Барселоне, Кадисе; их членами были в основном англичане и французы). Преследования масонов продолжались до начала правления кор. Карла III (1759-1788), который, как и его династические родственники Бурбоны во Франции, начал покровительствовать М. В 1766 г. под эгидой Лондона была основана Великая провинциальная ложа Испании, которая в 1780 г. обрела независимость от Англии и получила наименование Великого Востока Испании (Великий мастер - королевский министр П. П. Абарка де Болеа, граф де Аранда). Окончательная либерализация испан. М. состоялась при кор. Жозефе (Хосе) I (1808-1813), брате франц. имп. Наполеона I Бонапарта. В тот период под влиянием «имперского» Великого Востока Франции здесь утвердился Древний и Принятый Шотландский ритуал. В 1811 г. испанские масонские структуры были унифицированы в соответствии с традициями Великого Востока Франции. В 1814-1868 гг. М. в Испании находилось под запретом, за исключением периода революции 1820-1823 гг., когда партия левых либералов - эксальтадо (многие из к-рых были членами Великого Востока) образовала правительство Испании. В 1869 г. был основан Великий национальный Восток, вскоре преобразованный в Великий Восток Испании, который активно участвовал в провозглашении Первой республики (1873-1874). К 1877 г. в Испании насчитывалось 5 конкурирующих Великих лож (Великий Восток Испании, Великий Восток Иберии, Великая ложа Испании, Великая символическая ложа Каталонии-Балеар (Балеарских о-вов), Верховный совет Шотландского ритуала). Во время Гражданской войны 1936-1939 гг. испан. масоны выступили в защиту республиканской власти. После смерти Франко в стране возобновил работу Верховный совет Шотландского ритуала (1978). В 1980 г. был образован Объединенный Великий Восток Испании, его структуры в 1982 г. вошли в состав обновленной Великой ложи Испании.

В Швеции

В Швеции 1-я масонская ложа появилась в Стокгольме в 1735 г. Ее основатель - гр. А. Вреде-Спарре, установивший тесные контакты с английскими масонами-якобитами, в частности с Радклиффом. Это обстоятельство обострило отношения масонов с правительством. Однако уже в 40-50-х гг. XVIII в. под контролем и при участии зарубежных масонов (гл. обр. английских и французских) в Швеции начали работу Материнская ложа, Первая регулярная ложа и Национальная ложа. В 1759 г. усилиями Эклеффа в Стокгольме был создан Шведский ритуал, основанный на признании высоких степеней посвящения (10 градусов) и строгом соблюдении принципов христианства. После этого шведское М. сблизилось с королевской семьей. В 1771 г. масоном стал шведский кор. Густав III. В 1774 г. брат короля, принц Карл, герц. Зюдерманландский (в 1809-1818 король Швеции Карл XIII, сменивший свергнутого Густава IV Адольфа), был избран гроссмейстером Великой национальной ложи Швеции, а также возглавил Капитул Шведского ритуала. Швед. короли (за исключением правящего Карла XVI Густава) имеют наследственный титул Великого мастера и покровителя М.

В Латинской Америке

В Латинской Америке первые организованные структуры «вольных каменщиков» возникли в Аргентине (1790), Мексике (1806) и Венесуэле (1824), позднее появились: Верховный совет «Новой Гранады» в Гватемале (1871), Великая ложа Кускатлан в Сальвадоре (1912), Великая символическая суверенная ложа в Гондурасе (1922). Их отличительной особенностью является антиклерикализм. Масоны, среди которых имелось достаточное количество представителей местного индейского населения, требовали оградить сферу образования, а также общественную жизнь от вмешательства Римско-католической Церкви. В некоторых странах региона пост президента традиционно занимают масоны. Членами масонских лож были Ф. де Миранда, С. Боливар (в 1805 получил посвящение в Париже), Б. Хуарес, Х. Марти. В нач. XXI в. М. в странах Лат. Америки пользуется большим влиянием.

В России

Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус
Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус

Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус

В России масоны появились в начальный период царствования Петра I (1682-1725); некоторые исследователи относят к ним Я. В. Брюса и Феофана Прокоповича. М. появилось в России в 30-х гг. XVIII в. под влиянием Великой ложи Англии (в 1731 состоялось назначение провинциальным Великим мастером России капитана Дж. Филиппса, в нач. 40-х гг. XVIII в.- генерала российской службы Дж. Кейта). В 40-60-х гг. XVIII в. масонами были преимущественно иностранцы, жившие в столице, а также нек-рые представители аристократических родов (Р. И. Воронцов, И. Н. Болтин, А. П. Сумароков, кн. М. М. Щербатов и др.). В число масонов входил вел. кн. Петр Феодорович (впосл. имп. Петр III), открывший свою ложу в Ораниенбауме (ныне Ломоносов). В нач 70-х гг. XVIII в. российское М. объединил и возглавил И. П. Елагин (с 1772 - провинциальный Великий мастер в соответствии с дипломом, полученным из Лондона). Альтернативой «елагинской» системе стала «рейхелевская», созданная в 1771 г. бароном И. Г. Рейхелем, направленным в С.-Петербург Почтенной Великой ложей франкмасонов Германии, которая стремилась уменьшить влияние англичан в российском М. В 1776 г. «елагинская» и «рейхелевская» системы (20 лож) объединились, признав формальное главенство берлинской ложи «Минерва»; провинциальным Великим мастером был признан Елагин, его заместителем (наместным Великим мастером) стал Н. И. Панин. В 1777 г. С.-Петербург посетил швед. кор., масон Густав III, к-рый начал распространение в России Шведского ритуала (Капитул «Феникс»): среди его сторонников были князья Г. П. Гагарин и А. Б. Куракин, к-рые пытались привлечь на свою сторону наследника российского престола вел. кн. Павла Петровича (впосл. имп. Павел I). Однако сам цесаревич сделал выбор в пользу прусского М., реформированного Циннендорфом. В 1780 г. он встретился в С.-Петербурге с кронпринцем и наследником прусского престола Фридрихом Вильгельмом, а в 1782 г., вскоре после окончания работы масонского конвента в Вильгельмсбаде, признавшего Россию независимой 8-й масонской провинцией, присоединился к М. Екатерина II, встревоженная масонскими интригами в России, удалила ряд видных масонов из столицы, в 1782 г. утвердила Устав благочиния, запрещавший деятельность в империи тайных обществ. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. центр активности российских масонов переместился в ложи Москвы («Гармония», «Озирис», «Трех знамен» и др.). Их члены - Н. И. Новиков, князья Н. Н. и Ю. Н. Трубецкие, М. М. Херасков, гр. П. А. Татищев, И. Г. Шварц, С. И. Гамалея, А. М. Кутузов (с 1787 представитель московских розенкрейцеров в Берлине) и др.- являлись сторонниками мистической философии Сен-Мартена и Паскуалли. В 1783 г. московские масоны-мартинисты, недовольные влиянием Шведского ритуала, перешли к розенкрейцерству. При участии прибывшего из Берлина барона Ф. Л. фон Шрёдера в Москве были созданы первые розенкрейцерские ложи (орденский начальник - И. Г. Шварц), а в 1784 г.- Объединенная провинциальная ложа (Великий мастер - кн. Ю. В. Долгоруков); мн. российские масоны были посвящены в высшие розенкрейцерские степени. На волне успеха московские масоны (ок. 800 чел.) начали переговоры с руководителями столичных масонских лож (А. С. Строганов, А. П. Шувалов, П. И. Мелиссино, Гагарин, А. А. Ржевский) о создании ордена розенкрейцеров и возведении в сан провинциального Великого мастера вел. кн. Павла Петровича. С восшествием на прусский престол Фридриха Вильгельма II (1786) орден розенкрейцеров стал реальной политической силой, а попытки его эмиссаров установить через В. И. Баженова контакты с вел. кн. Павлом Петровичем продолжали вызывать беспокойство Екатерины II. В нач. 90-х гг. по ее распоряжению некоторые видные масоны-розенкрейцеры (Новиков, А. Н. Радищев и др.) были арестованы или высланы в свои имения, а их сочинения изъяты и уничтожены. Имп. Павел I после своего воцарения (1796) вернул из ссылки масонов-розенкрейцеров, но сам от масонской деятельности отошел, уже в 1797 г. установив связи с иоаннитами - противниками масонов. В 1799 г. он официально занял пост Великого магистра Мальтийского ордена. После убийства Павла I (1801) и восшествия на престол имп. Александра I влияние розенкрейцерских идей и прусского М. на российское вновь возросло. В 1803 г. П. И. Голенищев-Кутузов учредил в Москве ложу «Нептун», ее члены, включая М. И. Кутузова, начали играть ключевые роли в политической жизни страны.

Музей немецких масонов в Байройте. 1881 г. Архит. К. Вёффель
Музей немецких масонов в Байройте. 1881 г. Архит. К. Вёффель

Музей немецких масонов в Байройте. 1881 г. Архит. К. Вёффель

В 1807 г. И. А. Фесслер (в 1798 создал в Пруссии масонский союз «Обряд Берлинского совершенства») основал в С.-Петербурге ложу «Полярная звезда», в к-рую вошли М. М. Сперанский и лица из его ближайшего окружения. В 1809 г. возобновил работу капитул «Феникс», образовавший в 1810 г. великую ложу «Владимир к порядку». Ложам Шведского ритуала имп. Александр I, будучи и сам масоном, разрешил действовать в России легально, но с некоторыми запретами и ограничениями; российские ложи были обязаны подавать сведения о составе и собраниях. Противники этих нововведений, опираясь на поддержку власти, в противовес великой ложе «Владимир к порядку» в 1815 г. образовали великую ложу «Астрея» (Великий мастер - гр. В. В. Мусин-Пушкин-Брюс). М. способствовало объединению будущих декабристов: «Орден русских рыцарей» (1814-1815), «Союз спасения» (1816). Получив доносы о готовящемся заговоре, имп. Александр I рескриптом от 1(13) авг. 1822 г. запретил деятельность масонов в России (в 1821 вел. кн. Константин Павлович распустил масонские ложи в Царстве Польском). После восстания декабристов имп. Николай I рескриптом от 21 апр. (3 мая) 1826 г. вновь запретил деятельность масонских лож.

В кон. XIX в. российское М. возродилось во Франции: членами лож Великого Востока стали писатель и философ Г. Н. Вырубов, изобретатель П. Н. Яблочков, историк М. М. Ковалевский и др. После издания Манифеста 17 октября 1905 г. воссоздание М. началось в России. Ложи стали одной из форм объединения оппозиционно настроенных политических деятелей. В 1907 г. большинство российских масонов под рук. Е. И. Кедрина выступили за присоединение к Великому Востоку Франции, меньшинство (Ковалевский и др.) - к Великой ложе Франции. На масонском конвенте в С.-Петербурге (1908) победу одержали сторонники альянса с Великим Востоком Франции. Были сформированы руководящие органы М. в России: Верховный совет (секретари: Н. В. Некрасов (в 1908-1912 и 1915), А. М. Колюбакин (в 1912-1914), А. Ф. Керенский (в 1915-1916), А. Я. Гальперн (в 1916 - февр. 1917)); для масонов высших степеней - Совет восемнадцати (Д. О. Бебутов, Ф. А. Головин, М. С. Маргулиес, С. Д. Урусов и др.). Летом 1912 г. был образован Великий Восток народов России (42 ложи в 1915-1916; 350-500 чел.), связанный с Великим Востоком Франции, но организационно от него независимый. С того момента М. в России окончательно приобрело политическое содержание ввиду слабости и раздробленности демократического лагеря. Целями новой масонской орг-ции провозглашались: моральное усовершенствование, защита прав человека и гражданина, борьба за «политическое освобождение России». Депутаты различных фракций Государственной Думы в выступлениях на заседаниях, как правило, учитывали решения масонского Верховного совета. По мере роста оппозиционных настроений в ходе первой мировой войны руководство масонов стало готовить общественное мнение к свержению монархии и формированию республиканского правительства. В нач. 1917 г. политическое направление в Великом Востоке народов России приобрело радикальные черты, в состав лож вошли видные эсеры Н. Д. Авксентьев, Б. В. Савинков, социал-демократ И. И. Скворцов-Степанов и др. Тогда же Верховный совет принял решение оставить в ложах только членов, пригодных для будущей государственной деятельности. К нач. Февральской революции 1917 г. резко повысилась активность группы руководителей Великого Востока народов России (А. В. Карташёв, Гальперн, Керенский, А. И. Коновалов, Некрасов, Н. Д. Соколов, В. Д. Набоков). Состав Временного правительства России был преимущественно масонским. После осуществления большевистского переворота деятельность масонских лож прекратилась, а их участники, попытавшиеся создать тайные структуры в советской России, были арестованы и расстреляны. В среде рус. эмиграции на заседаниях масонских лож преимущественно рассматривали философские, эзотерические, научные, лит. и социально-политические вопросы, обсуждали в формирование правительства в эмиграции. В период второй мировой войны деятельность рус. эмигрантских лож была прекращена. В РФ М. возродилось после развала СССР. 24 июня 1995 г. была провозглашена Великая ложа России (признана «регулярными» масонами Великобритании и США; 33 ложи, 800 адептов). В нач. 2000-х гг. в российском М. произошел ряд расколов; в 2007 г. появился новый масонский союз - Объединенная Великая ложа России (6 лож, 200 адептов). Помимо национальных масонских союзов в стране представлены и действуют структуры Великого Востока Франции, Великой ложи Франции, Международного смешанного масонского ордена «Право человека» и Капитула Священной Королевской Арки. В постсоветский период Великие ложи были также созданы на Украине, в Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Армении, Азербайджане и в Грузии.

Ист.: Лопухин И. В. Духовный рыцарь или Ищущий премудрости. М., 1799; The Constitutions of the Antient Fraternity of Free and Accepted Masons under the United Grand Lodge of England Cantaining the General Charges, Laws and Regulations. L., 2001.
Лит.: Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867, 2000; Соколовская Т. О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и 1-я четв. XIX ст.). СПб., 1907. М., 1999; она же. Капитул Феникса: Высшее тайное масонское правление в России (1778-1822 гг.). Пг., 1916; Барсков Я. Л. Переписка моск. масонов XVIII в. (1780-1792 гг.). Пг., 1915. М., 2015; Mackey A. G., e. a. Encyclopedia of Freemasonry. Chicago, 1946; Dictionnaire de la Franc-Maçonnerie / Publ. sous la dir. de D. Ligou. P., 19872; Николаевский Б. И. Русские масоны и революция. М., 1990; Соловьев О. Ф. Масонство: Словарь-справ. М., 2001; Серков А. И. Русское масонство, 1731-2000: Энцикл. слов. М., 2001; он же. История рус. масонства ХХ века: В 3 т. СПб., 2009; Карпачев С. П. Путеводитель по масонским тайнам. М., 20052; Киселев Н. П. Из истории рус. розенкрейцерства. СПб., 2005; Нечаев С. Ю. Масоны и «Великий Восток». М., 2007; Пятигорский А. М. Кто боится вольных каменщиков?: Феномен масонства. М., 2009; Киясов С. Е. Масонство в эпоху Просвещения: генезис, идеология, эволюция, статус. СПб., 2010; Галтье Ж. Сыны Калиостро: египетское масонство, розенкрейцерство и новое рыцарство: Пер. с франц. М., 2012.
С. Е. Киясов