Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОБРИЧЕВО
15, С. 467-468 опубликовано: 23 июля 2012г.


ДОБРИЧЕВО

Интерьер церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Добричево
Интерьер церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Добричево

Интерьер церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Добричево
До́бричево [серб. Добрићево], муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Изначально находился в с. Добричеве близ г. Требине (Босния и Герцеговина). В 1964-1965 гг. при строительстве гидроэлектростанции на р. Требишница был перенесен на место близ с. Орах, около г. Билеча.

Монастырская церковь была возведена на месте раннехрист. базилики, фундамент к-рой был открыт при перенесении храма в ХХ в. Согласно легенде, в IV в. имп. Константин I Великий, возвращаясь из Далмации в К-поль, восхитился красотой края, воскликнув: «Доброе оно!» - и повелел построить базилику.

Время возведения Введенской ц. неизвестно. В Д. хранится печать 1232 г., поэтому нек-рые исследователи основание церкви относят к XIII в. (Леонтиjе (Нинковић). 1908. С. 4). В 1644 г. монастырь опустел, в 1649 г. разграблен турками и в 1672 г. сожжен. В 1730 г. его обновили монахи из окрестностей г. Никшич (Черногория). До кон. XVIII в. обитель приобрела или получила в дар большое количество церковных облачений, св. сосудов и богослужебных книг. Во время Герцеговинского восстания 1875-1878 гг. насельники Д. выступили на стороне восставших, поэтому турки разграбили обитель. В период первой мировой войны австр. военные конфисковали б-ку (ок. 20 тыс. книг), лучшие иконы и главную святыню мон-ря «Добричевское коло» (или «Коло Богородицы») - деревянное паникадило (полиелей) с вышитыми тканевыми вставками со сценами из жизни Иисуса Христа. Игум. Евстафий (Гачинович) пытался защитить реликвию, но его избили и связали, мон-рь подожгли - сгорел иконостас храма, фрески были сильно повреждены. В 1918 г. на Д. неск. раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у мон-ря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время второй мировой войны.

Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В нач. XVI в. он был перестроен, получив сходство с 3-нефной базиликой. Храм перекрыт 2-скатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С зап. стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на зап. фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты серб. храмов рашской школы и элементы позднесредневек. архитектуры Дубровника.

Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают зап. влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья.

Автор росписи 1619-1620 гг., принадлежащей по стилю средневек. серб. традиции,- мон. Георгий (Митрофанович). В наосе в нижней зоне представлены серб. святые: свт. Савва Сербский, прп. Симеон Мироточивый, архиеп. Арсений и кор. Стефан Дечанский. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона).

Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на вост. стене), он же обновлял роспись XVII в. мон. Георгия, неудачно подражая поздневизант. традициям в серб. живописи XVIII в. Иконы для иконостаса выполнил Рафаил Димитриевич из Рисана.

В комплекс Д., окруженный невысокой каменной стеной, также входят перемещенные вместе с церковью 2-этажный братский корпус, неск. захоронений и маленькая ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

В Д. в серебряном ковчеге хранятся почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святителя.

Лит.: Гаћиновић J. Опис манастира Добрићева // Просвjета: Лист за цркву и школу. Цетиње, 1899. Год. 10; 1900. Год. 11; Леонтиjе (Нинковић), архим. Монографиjа манастира Добрићева са подручним црквама. Мостар, 1908; он же. Манастир Добрићево са подручним црквама. Београд, 20002; Ћоровић В. Манастир Добрићево // Старинар. Сер. 3. Београд, 1925. Књ. 3. С. 72-77; Каjмаковић З., Тихић С. Манастир Добрићево // Наше старине. Сараjево, 1959/1960. Књ. 6/7. С. 143-159; Каjмаковић З. Пренос манастира Добрићева: Консерваторски извештаj // Там же. 1967. Књ. 11. С. 67-86, 175-180; он же. Добричево. Сараjево, 1967; он же. Зидно сликарство у Босни и Херцеговини. Сараjево, 1971. С. 69-71, 193-199, 217-220, 296-300, 345-356; он же. Георгиjе Митрофановић. Сараjево, 1977. С. 34-37, 158-164, 332-342; он же. Нека искуства стећена на преносу ман-ра Добрићево // Измештање. Београд, 1980. С. 17-30; Ковач Н. История и архитектура серб. церквей и мон-рей в Боснии и Герцеговине: XIII-XVIII вв.: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2006.
С. Петкович, И. Атанасиевич
Ключевые слова:
Монастыри Сербской Православной Церкви Добричево, мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви Захумско-Герцеговинская епархия Сербской Православной Церкви
См.также:
ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви
ЖИТОМИСЛИЧ муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви
ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви
АЙДАНОВАЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Нишской епархии Сербской Православной Церкви
БАЗИАШ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Сербской Православной Церкви
БАЛШИЧСКИЕ МОНАСТЫРИ Сербской Православной Церкви