Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЕНТИГЕРН
32, С. 468-475 опубликовано: 30 марта 2018г.


КЕНТИГЕРН

[Мунго; лат. Kentigernus, Kentegernus; валлийское Cyndeyrn; гэльское Ceantaigearn, Mungo; англ. Kentigern, Mungo] († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия). Диоцез, которым управлял К., возможно, включал бриттское королевство Стратклайд (Истрад-Клуд, позднее Кумбрия) в Юго-Зап. Шотландии.

Источники

Вероятно, самым ранним упоминанием о К. является запись в «Анналах Камбрии», составленных в IX-X вв. в Сент-Дейвидсе (Уэльс): под 612 г. там указана «кончина Контигирна и епископа Дибрика» (Conthigirni obitus et Dibric episcopi). Дибриком назван св. Дубрикий; тождество Контигирна и К. устанавливается лишь предположительно (Davies. 2009. P. 68-71). К кон. IX в. может относиться литания из Данкелда, в к-рой упоминается К. (Kentiyern), но вопрос о датировке и подлинности текста остается спорным (Ibid. P. 71). В средневек. валлийских «триадах» К. назван верховным епископом Сев. Британии (Trioedd Ynys Prydein: The Welsh Triads / Ed. R. Bromwich. 1978. P. 319-321, 479-480), о нем говорится также в валлийских родословиях (Lives of the Cambro-British Saints / Ed. W. J. Rees. Llandovery, 1853. P. 265, 593; Baring-Gould, Fisher. 1913. Vol. 4. P. 369, 371; Early Welsh Genealogical Tracts / Ed. P. C. Bartrum. Cardiff, 1966 (по указ.: Cyndeyrn Garthwys, Denw)).

Св. Кентигерн. Рельеф. Кон. XX в. (музей религ. жизни и искусства св. Мунго в Глазго)
Св. Кентигерн. Рельеф. Кон. XX в. (музей религ. жизни и искусства св. Мунго в Глазго)

Св. Кентигерн. Рельеф. Кон. XX в. (музей религ. жизни и искусства св. Мунго в Глазго)
Основные источники сведений о К.- 2 Жития (XII в.). Гербертово Житие (BHL, N 4645) было составлено неким «клириком святого Кентигерна» по указанию Герберта, еп. Глазго (1147-1164). Составитель, который не являлся уроженцем Шотландии, опирался на более раннее Житие (не сохр.) и на устные сведения. В качестве лит. образца в прологе указана некая «история святого Кутберта», написанная Симеоном Даремским (возможно, имеется в виду повествование о Кутберте в «Истории Даремской Церкви», составленной Симеоном; ср.: BHL, N 2024-2025, 2030). Гербертово Житие сохранилось фрагментарно (пролог и 8 глав) (Lond. Brit. Lib. Cotton. Titus A. XIX. Fol. 76-80v; изд.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. 243-252). Ко времени пребывания еп. Герберта на кафедре Глазго относится составленная клириком Вильгельмом «Песнь о смерти Сомерледа», в которой повествуется о вторжении в Шотландию правителя Островов Сомерледа и о его гибели в сражении с войском Герберта (1164). Победа над Сомерледом приписывается покровительству К., к которому епископ обратился с просьбой о спасении Глазго (Carmen de morte Sumerledi // Symeonis monachi Opera omnia / Ed. T. Arnold. L., 1885. Vol. 2: Historia regum. P. 385-388).

Др. Житие К. (BHL, N 4646) написано цистерцианцем Джоселином из Фернесса по указанию Джоселина, еп. Глазго (1174/75-1199), сохранилось в 2 рукописях XII-XIII вв. (Dublin. Marsh's Library. MS Z 4.5.5. Fol. 7-62v; Lond. Brit. Lib. Cotton. Vitellius C. VIII. Fol. 148-195; изд.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. 159-242) (о еп. Джоселине см.: Ibid. P. 305-312; Shead. 2003; Broun. 2007; о Джоселине из Фернесса см.: McFadden G. The «Life of Waldef» and Its Author, Jocelin of Furness // Innes Review. 1955. Vol. 6. N 1. P. 5-13; Birkett. 2010. P. 3-16). Пространное Житие изобилует риторическими отступлениями, параллелями из Свящ. Писания и историческими экскурсами. Сокращенная версия Жития, составленная в XIV в. Иоанном из Тайнмута, включена Дж. Капгрейвом в сб. «Новая легенда Англии» (BHL, N 4648).

Нотированный оффиций К. с 9 чтениями содержится в Спроустонском бревиарии (Edinburgh. National Library of Scotland. Adv. Ms. 18. 2. 13B, кон. XIII в.; см.: Holmes S. M. Catalogue of Liturgical Books and Fragments in Scotland before 1560 // Innes Review. 2011. Vol. 62. N 2. P. 145), без нотации - в бревиарии, хранящемся в б-ке Эдинбургского ун-та (Edinburgh. Univ. Library. Special Coll. Ms. 27; нач. XIV в.). Оффиций составлен предположительно в XIII в. на основе 2 более ранних служб святому (BHL, N 4647; изд.: Lives of S. Ninian and S. Kentigern. 1874. P. XCIV-C; Vespers, Matins and Lauds for St. Kentigern. 2011). В Абердинский бревиарий, созданный по указанию Уильяма Элфинстона, еп. Абердина (1483-1514), включены оффиции К. (BHL, N 4649; Breviarium Aberdonense. L., 1854. Vol. 2: Pars hyemalis. Fol. 27v - 30), его матери св. Танеу (Ibid. Vol. 1: Pars aestiva. Fol. 34v - 36) и ученику св. Конвалу (Ibid. Fol. 117-117v; см.: Holmes S. M. Catalogue of Liturgical Books // Innes Review. 2011. Vol. 62. N 2. P. 174-177). Сведения о К. сохранились и в др. шотл. средневек. источниках, прежде всего в «Хронике шотландского народа» Иоанна Фордунского (XIV в.) (Johannis de Fordun Chronica gentis Scotorum / Ed. W. F. Skene. Edinb., 1871. T. 1. P. 94, 115; см. также: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. CI-CII).

Житие

Полное повествование о К. приводится в Житии, написанном Джоселином из Фернесса, и в чтениях из Абердинского бревиария. От Гербертова Жития сохранился рассказ о зачатии и рождении К., в чтениях Спроустонского бревиария изложение доведено до того момента, когда К. покинул своего наставника св. Сервана и отправился странствовать. Рассказ о зачатии и рождении К., сохранившийся в 4 версиях, содержит наибольшее число расхождений. Согласно Гербертову Житию, мать К. была дочерью Леудона, кор. Леудонии (обл. Лотиан в Юго-Вост. Шотландии), «наполовину язычника» (vir semipaganus). Джоселин называет ее дочерью языческого короля, правившего в Сев. Британии. В Абердинском бревиарии дедом К. назван Лот, кор. Лаудонии, в Спроустонском бревиарии - Леудоний, кор. Леудонии. Имя матери святого в источниках передается как Танеу, Тенеу или Тенева (см.: Jackson. 1958. P. 282-283; Durkan. 2000). По Гербертову Житию, Танеу была христианкой (согласно агиографу Джоселину, из страха перед отцом она исповедовала христианство тайно) и глубоко почитала Деву Марию, мечтая, чтобы ей была дарована возможность непорочно зачать ребенка «ради славы и спасения моего народа». Знатный юноша Эвен, сын Эрвегенде (или кор. Улиена; в Абердинском бревиарии - Евгений Эуфурен, правитель Кумбрии; см.: Jackson. 1958. P. 283-285), посватался к ней, но получил отказ. Отец, разгневанный упорством Танеу, отправил ее пасти свиней под надзором некоего благочестивого работника, тайного христианина и ученика св. Сервана. Эвен, переодевшись женщиной, часто навещал ее, оставаясь неузнанным. Когда Танеу прониклась к нему доверием, он насильно овладел ею. Но затем Эвен решил, что Танеу сожительствовала со свинопасом, и в гневе удалился. Вскоре девушка поняла, что беременна. Узнав об этом, король велел сбросить дочь со скалы, но Бог сохранил ее невредимой. Тогда Танеу посадили в лодку без весел и отправили в открытое море. Тем временем король решил убить свинопаса, который, как он полагал, был любовником дочери, но во время погони тот пронзил его копьем. Лодку, в которой была Танеу, прибило к берегу близ Куленн-Роса (ныне Куросс, обл. Файф), и там род. К. Мать с ребенком нашли пастухи, к-рые сообщили об этом св. Сервану, настоятелю ц. Куленн-Рос. Серван провидел, что К. суждено стать великим подвижником. Возблагодарив Бога, святой объяснил ученикам, что произошло чудо, т. к. Танеу осталась целомудренной. На этом сохранившийся фрагмент текста обрывается. Чтения оффиция св. Танеу в Абердинском бревиарии следуют Гербертову Житию (Lives of S. Ninian and S. Kentigern, 1874. P. LXIII; Jackson. 1958. P. 295; Macquarrie. 1986. P. 7-8). Джоселин умалчивает о событиях, приведших к зачатию К. По его словам, Танеу внезапно обнаружила, что беременна, и приписала это чуду. Невежественные люди распространяли слухи о непорочном зачатии К. и о его рождении от девы. Агиограф опровергает это заблуждение, полагая, что Танеу могла находиться под действием наркотического напитка или волшебных чар, поэтому не поняла, что произошло между ней и Эвеном, и в душе осталась непорочной. Затем в Житии К., составленном Джоселином, рассказывается о попытках короля казнить Танеу, о рождении К. и о встрече со св. Серваном, который принял мать и дитя, крестил их и дал им имена.

По мнению большинства исследователей, основой обоих рассказов послужило сказание о непорочном зачатии К. и о его рождении от девы, к-рое агиографы пытались переработать, чтобы оно соответствовало ортодоксальному учению. По свидетельству Джоселина, в начале одного из старых Житий К., к-рые он использовал в работе, содержался рассказ, противоречивший здравому смыслу и католич. доктрине (quoddam sane doctrine et catholice fidei adversum evidenter apparet) (Jackson. 1958. P. 275; Macquarrie. 1986. P. 4-5; Idem. 1997. P. 119). Некоторые исследователи высказывали несогласие с этой гипотезой, полагая, что Джоселин подразумевал рассказ об изнасиловании Танеу, и приводили доводы в пользу достоверности сообщения Гербертова Жития (Gardner. 1998; ср. иное мнение: Birkett. 2010. P. 89-91).

Видя, что К. стал любимым воспитанником св. Сервана, др. ученики из зависти оскорбляли его и строили ему козни. Однажды ученики играли с ручной малиновкой св. Сервана и случайно убили ее. Боясь наказания, они хотели обвинить в смерти малиновки К., но он молитвой воскресил птичку. В др. раз К. предстояло подготовить храм к утреннему богослужению, а завистливые товарищи ночью потушили все огни в обители. Проснувшись, юноша не смог зажечь лампады. Он понял хитрость товарищей и знамением креста поджег ветку орешника, которой, однако, пламя не причинило вреда. Когда служивший в обители повар внезапно заболел и умер, насельники просили Сервана, чтобы он повелел К. воскресить умершего. После долгих уговоров Серван согласился и приказал святому вернуть повара к жизни. Когда К. помолился на могиле повара, покойник восстал из мертвых и приступил к исполнению обязанностей. Через 7 лет он скончался; на гробнице была написана история его чудесного воскрешения.

Св. Кентигерн. Печать Вальтера, еп. Глазго (1207–1232)
Св. Кентигерн. Печать Вальтера, еп. Глазго (1207–1232)

Св. Кентигерн. Печать Вальтера, еп. Глазго (1207–1232)
К., страдая от ненависти одних товарищей и от восхищения других, решил тайно покинуть обитель Куленн-Рос. Воды прол. Ферт-оф-Форт расступились перед ним и сомкнулись за его спиной. Старец Серван, поспешивший вслед за любимым учеником, увидел, что он уже перешел на др. берег. Они попрощались, и Серван вернулся в обитель, а К. отправился в путь. В месте под названием Кернах юноша встретил старца-отшельника Фрегуса (Фергуса), к-рый мечтал увидеть святого перед смертью, как старец Симеон хотел увидеть Младенца Христа. По совету К. Фрегус раздал все имущество бедным, принял причастие и мирно скончался на руках святого. На следующий день К. положил тело Фрегуса на повозку, запряженную быками, и последовал за ней. Быки остановились на месте совр. Глазго, согласно Джоселину, в то время оно называлось Катурес. К. похоронил Фрегуса на кладбище, к-рое некогда освятил св. Ниниан, и поселился там с согласия местного жителя Ангуэна. Но Теллейр, брат Ангуэна, возненавидел К., стал его оскорблять и распространять о нем дурные слухи. За это его постигла божественная кара: неся на плечах тяжелое бревно, он споткнулся, упал и был раздавлен.

Молва о подвигах и чудесах К. распространилась по Кумбрии. Несмотря на молодость К. (ему было 25 лет), правитель, духовенство и христиане этой области избрали его епископом, чтобы он восстановил благочестие и церковную жизнь. Из Ирландии пригласили епископа, который рукоположил К. (здесь Джоселин объяснил, что ирл. и бриттский обычай единоличного рукоположения противоречит канонам, но совершенное т. о. таинство является действительным). Утвердив кафедру в Глазго, К. собрал благочестивых клириков, которые, подобно апостолам, жили вместе в строгости и нестяжании. Его диоцез, охватывавший всю Кумбрию, простирался вдоль рим. Вала Антонина между 2 морей. Жители этих земель некогда приняли христианство, но из-за вторжений язычников и удаленности от цивилизованных стран их вера пошатнулась. В Житии подробно повествуется о строгой подвижнической жизни К., его скромности, воздержании, усердии в молитве. Собственным примером он наставлял паству, неустанно проповедовал и неукоснительно исполнял обязанности епископа, совершил много чудес. Однако тиран Моркен, ставший правителем Кумбрии, не проявил уважения к святому. В ответ на просьбу К. помочь голодным и нуждающимся Моркен с насмешкой предложил ему перенести в Глазго все зерно, хранившееся в царских закромах. По молитве К. воды р. Клайд вышли из берегов и перенесли амбары Моркена к жилищу святого. Разъяренный тиран обвинил святого в чародействе, а когда К. попытался поговорить с ним, жестоко избил епископа. Злобный советник тирана по имени Катен издевался над К., но вскоре упал с коня и сломал шею. Смерть от мучительной болезни скоропостижно поразила и самого Моркена. Его родичи стали преследовать К., пытаясь его убить. Поэтому К. решил удалиться в Уэльс. По дороге он остановился в Карлеоле (так в Житии назван г. Карлайл), где проповедовал язычникам и тем, кто заблуждались в вере. По прибытии в Уэльс К. провел нек-рое время в Меневии (ныне Сент-Дейвидс) в гостях у св. Давида и познакомился с правителем Катваллайном (Кадваллоном), который предложил ему землю для основания монастыря в Нанткарване (Лланкарване; см. ст. Кадок). Но К., отказавшись от предложения, в сопровождении учеников отправился в Сев. Уэльс, согласно Житию, следуя за диким кабаном. Кабан привел их к месту, где они построили церковь и др. здания. Местный правитель Мелконде Галгану (Маэлгун), язычник, велел им убираться прочь, но Бог поразил его слепотой. К. крестил правителя и исцелил его, а тот подарил святому земли, где были основаны мон-рь Лланелуи (Сент-Асаф) и епископская кафедра. В обители собралось 965 монахов, к-рых К. разделил на 3 группы. 300 необразованных насельников обрабатывали землю и пасли скот, 300 поддерживали порядок в мон-ре, занимались строительством и приготовлением пищи, а 365 грамотных постоянно находились в обители и совершали богослужения суточного круга. Любимым учеником К. был св. Асаф, к-рый впосл. стал его преемником на епископской кафедре. Считая бриттов нецивилизованным народом, утратившим благочестие и знание об истинной вере, К. решил посетить Рим, центр христ. учения и проповеди, чтобы узнать канонические правила и свящ. обряды (он совершил 7 паломничеств). К. встретился с папой Римским свт. Григорием I Великим к-рый благословил его и утвердил в сане епископа. Получив от папы наставления и ценные дары, К. вернулся в Британию. Далее в Житии говорится о выявлении К. клирика-содомита и о встрече святого с иноземным проповедником, к-рый оказался сторонником пелагианской ереси.

Св. Кентигерн в окружении святых. Рельеф зап. фасада ц. св. Колумбы в Глазго. Нач. XX в.
Св. Кентигерн в окружении святых. Рельеф зап. фасада ц. св. Колумбы в Глазго. Нач. XX в.

Св. Кентигерн в окружении святых. Рельеф зап. фасада ц. св. Колумбы в Глазго. Нач. XX в.
В Кумбрии недругов К. постигла божественная кара, и там воцарился благочестивый Редерех, принявший крещение в Ирландии от учеников св. Патрикия (Патрика). Увидев, что церковная жизнь в отсутствие К. почти угасла, Редерех попросил святого вернуться к пастве. К. попрощался с учениками и, назначив преемником св. Асафа, отправился в путь. С Асафом остались только 300 монахов, а 665 чел. решили сопровождать К. Услышав, что святой со свитой вступил в пределы Кумбрии, Редерех вместе с народом отправился навстречу. Прибыв в Хольдельм (ныне Ходдом, обл. Дамфрис-энд-Галловей), К. проповедовал местным жителям, обращал язычников ко Христу и укреплял колеблющихся в вере. Редерех, сняв королевское одеяние, преклонил колени перед святым, принес ему оммаж и вручил верховную власть, подобно тому как имп. Константин I Великий почтил Римского еп. (папу) Сильвестра I. С того времени, по словам агиографа Джоселина, король Кумбрии всегда повиновался епископу Глазго. Страдавшая бесплодием Лангуорет (Лангуэт), жена Редереха, по молитве К. родила сына, к-рого святой крестил с именем Константин. Когда Константин стал правителем, он с Божией помощью одолел всех врагов Кумбрии, и его стали почитать как святого.

Некоторое время К. пребывал в Хольдельме, построил несколько церквей и рукоположил множество клириков, но затем по божественному внушению вернулся в Глазго. Во время путешествия по Сев. Британии он обратил в христ. веру пиктов обл. Галловей, пребывавших в ереси и неверии, основал много церквей и мон-рей в Альбании (Шотландия к северу от прол. Ферт-оф-Форт), назначал туда епископов и пресвитеров. На Оркнейские о-ва, в Норвегию и Исландию К. отправил учеников для проповеди христианства. Завершив пастырские труды, он вернулся в Глазго и совершил чудеса, описания которых собраны в 35-41-й главах Жития. Однажды кор. Лангуорет изменила Редереху с юным воином и отдала ему кольцо - подарок мужа. Узнав от приближенного об измене жены, правитель тайно забрал кольцо и бросил его в реку, после чего велел Лангуорет показать ему подарок. Несмотря на все усилия, королева не смогла найти кольцо. Редерех публично обвинил Лангуорет в измене и приговорил к смерти, даровав ей по просьбе приближенных 3-дневную отсрочку. Через верного слугу королева попросила К. помочь ей. Стоя на берегу реки, святой велел слуге закинуть удочку и разрезать пойманную рыбу, в ее желудке нашли кольцо. Получив кольцо, Лангуорет отдала его мужу и тем самым спаслась от бесчестья и смерти (см.: Jackson. 1958. P. 322-324). Зимой ко двору кор. Редереха прибыл ирл. бард (ioculator, hystrio), потребовавший в качестве платы за развлечения блюдо свежей ежевики. Правитель попросил К. о помощи и по указанию святого обнаружил кустик ежевики под царскими одеяниями, к-рые он некогда снял, чтобы почтить епископа. Бард был изумлен и восхищен могуществом Редереха и остался при королевском дворе, а впосл. стал служителем Божиим (см.: Ibid. P. 324-326). О подвигах и чудесах К. узнал св. Колумба; он прибыл в Глазго для встречи с ним, они обменялись посохами (согласно Джоселину, посох, к-рый К. получил от св. Колумбы, некогда хранился в Рипоне; см.: Ibid. P. 326-327; Gardner. 1999; Birkett. 2010. P. 101-102). Во мн. местах К. установил каменные кресты; при Джоселине один из них стоял близ кафедрального собора в Глазго.

В возрасте 185 лет К. почувствовал приближение кончины, принял причастие и дал последние наставления ученикам. Окружив святого, ученики умоляли его взять их с собой в Царство Небесное. Согласно Житию, явился ангел, велел приготовить горячую ванну и положить в нее К., сказав, что всякий, кто омоется этой водой, пока она не остыла, умрет и попадет на небеса. В октаву праздника Богоявления К. вошел в освященную им ванну, воздел руки к небу и мирно почил. Ученики вынули его тело из воды и, выкупавшись в той же воде, скончались. От воды, в к-рой умер святой, совершались исцеления. Вскоре после этого скончался и кор. Редерех, его похоронили на кладбище в Глазго, где покоится прах 665 святых.

Изучение агиографических памятников

Источниками для составителя Гербертова Жития послужил некий сборник чудес, совершенных К., и устные предания (de materia in virtutum eius codicello reperta, et viva voce fidelium michi relata). Джоселин упоминал о Житии К., к-рое использовалось клириками кафедрального собора в Глазго. По мнению агиографа, это Житие было написано небрежно, в нем содержались недостоверные и неортодоксальные утверждения. Джоселину удалось обнаружить др. Житие К., написанное «в ирландском стиле» (codicilum alium, stilo Scottico dictatum). Исследователи признают, что бóльшая часть сведений о К. заимствована авторами сохранившихся Житий из ранних, ныне утраченных источников, но вопросы, связанные с происхождением и датировкой этих источников, остаются предметом дискуссии.

В течение долгого времени исследователи рассматривали Житие К. как уникальный источник сведений по истории бриттов и королевства Стратклайд в VI-VII вв. (напр.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. LXVI, LXXXV), хотя позднее высказывались опасения, вызванные тем, что представленные в Житии данные не всегда находят соответствие в др. источниках (Jackson. 1958. P. 341-342). Пытались выделить эпизоды, к-рые могли восходить к древнейшим памятникам агиографической традиции К. Так, из описания смерти К. делался вывод, что святой мог скончаться, совершая обряд крещения (McRoberts. 1973; Macquarrie. 1986. P. 17-18). Нек-рые персонажи Жития могли быть реальными историческими деятелями VI в. (напр.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. LXXV-LXXVIII). Предполагаемый отец К., Эвен, сын Эрвегенде, отождествляется с бриттским правителем Овайном, сыном Уриена Регеда († ок. 590) (MacQueen. 1956), Моркен - с Моркантом Булком, который организовал убийство Уриена (Jackson. 1958. P. 312-313; Macquarrie. 1986. P. 14). Самой обоснованной выглядит идентификация благочестивого кор. Редереха как Риддерха Хаэла (Щедрого), к-рый, согласно валлийским и ирл. источникам, правил в Стратклайде во 2-й пол. VI в. (Jackson. 1958. P. 319; Macquarrie. 1986. P. 15; Davies. 2009. P. 74). Шут Лалоэкен (Лайлокен), предрекший кончину кор. Редереха, в позднейшей традиции отождествляется с пророком-безумцем Мирддином (см. Мерлин) (Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. 371-374; Jackson. 1958. P. 328-330).

По мнению большинства исследователей, источники обоих Житий, а также чтений из Спроустонского и Абердинского бревиариев следует разделить на 2 группы: тексты ирландского (гэльского) и бриттского происхождения. Эта гипотеза основана на выводах К. Джексона о 2 пластах в ономастическом материале, сохранившемся в Гербертовом Житии и у Джоселина (формы имен и географических названий частично являются бриттскими, частично ирландскими). Об источниках ирландского происхождения свидетельствуют восклицание св. Сервана, узнавшего о рождении К. (A Dia cur fir sin - «О Боже, неужели это правда?»; см.: Jackson. 1958. P. 298), попытки объяснения бриттских имен и названий через ирл. язык у Джоселина (см.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. 326-327; Jackson. 1958. P. 281-286). Так, имя К. переведено как «верховный повелитель» (ken-tyern, среднеирл. cenn-tigerna), в действительности оно является бриттским и может означать «повелитель псов» или «владыка, подобный псу» (*Cunotegernos - Jackson. 1958. P. 298-299; см.: Davies. 2009. P. 68-69). Другое имя К., Мунго (в рукописях Munghu, Mungho), Джоселин переводил как «дорогой друг» (karissimus amicus). По мнению Джексона, его следует считать бриттским деминутивом от имени Кентигерн, а др. форму, Mochohe,- ирл. деминутивом (Mo Choe - Jackson. 1958. P. 300-303). Название Глазго (Glesgu, Glasgu) переведено как «любимая община (семья)» (cara familia) с валлийского языка (clas-cu). Согласно Джексону, у Джоселина приведена ошибочная, «народная» этимология названия, происхождение к-рого остается неясным (Ibid. P. 311). Др. исследователи переводили название Глазго как «зеленая лощина» (glas-cau - Macquarrie. 1986. P. 12-13).

Основными источниками агиографической традиции св. К. Джексон считал 2 несохранившихся текста, к-рые он обозначил как А и В. По мнению исследователя, в нач. XI в. в обл. Кумбрия было составлено Житие А, в к-ром содержались сведения о деяниях К. после основания епископской кафедры Глазго. В сказании В, созданном ирл. автором в обл. Файф (X-XI вв.), говорилось о жизни К. до этого события, в частности о его пребывании у св. Сервана. Оба источника вместе с дополнительными материалами ирл. происхождения (С) были положены в основу Жития К., составленного в сер. XI в. в Кумбрии под ирл. влиянием. Это Житие послужило основным источником Гербертова Жития, в к-ром использовано также сказание о непорочном зачатии К., написанное в XI-XII вв. в обл. Лотиан (D). В распоряжении Джоселина кроме Гербертова Жития (именно оно, по мнению исследователя, хранилось в кафедральном соборе) находилось Житие сер. XI в., написанное «в ирландском стиле», а также англо-нормандское сказание о подвигах К. в Уэльсе, созданное после 1143 г. (Е), и др. источники (F). Чтения оффиция К. в Спроустонском бревиарии восходят к тексту В, гимны - к тексту Джоселина; чтения оффиция К. в Абердинском бревиарии основаны на «ирландском» Житии сер. XI в. с учетом Жития, составленного Джоселином, чтения оффиция св. Танеу - на Гербертовом Житии (Jackson. 1958. P. 331-342; ср.: Boyle. 1970. P. 44; Gardner. 1998. P. 123-125). Согласно Джексону, самые ранние письменные источники, следы которых можно обнаружить в сохранившихся текстах, могут восходить к IX в. (Jackson. 1958. P. 342, 347).

Др. версию реконструкции агиографической традиции К. предложил Дж. Маккуин. Исследователь обратил внимание на то, что в Абердинском бревиарии говорится о составлении Жития К. св. Балдредом († 756), англосакс. отшельником и основателем монастыря Тинингем в обл. Лотиан. По мнению Маккуина, древнейшее Житие К., созданное в VII в. в Глазго, было переработано Балдредом, к-рый добавил легендарные сведения о рождении святого, бытовавшие как устные предания в обл. Лотиан. Ок. 800 г. было составлено др. Житие К. («в ирландском стиле»), к-рое наряду с произведением Балдреда послужило источником Гербертова Жития. Джоселин использовал как сочинение Балдреда, так и Житие «в ирландском стиле» (MacQueen. 1956. P. 115-121; см. критику Джексона: Jackson. 1958. P. 343-350).

Согласно А. Маккуорри, древнейшее Житие К. скорее всего было создано в Глазго во 2-й пол. VII в. или в 1-й пол. VIII в., в эпоху расцвета бриттского королевства Стратклайд и развития агиографического творчества в Ирландии. К этому источнику могут восходить сведения о рукоположении К., о его отношениях с правителем Редерехом, а также рассказ о кончине святого. Впосл. были добавлены предания о рождении К. и о его жизни в Уэльсе. Др. Житие было составлено ирландским автором между IX и XI вв., в нем рассказывалось о пребывании К. в Куленн-Росе, о встрече со св. Колумбой, о многочисленных чудесах и т. д. Но лит. особенности и содержание обоих Житий не удовлетворяли нормандских клириков, которые получили от кор. Давида I контроль над еп-ством Глазго. По указанию еп. Герберта было составлено пространное Житие, изобилующее риторическими отступлениями, но оно не получило распространения. Впосл. Джоселин из Фернесса написал др. пространное Житие, ставшее затем основным источником сведений о К. По мнению Маккуорри, Джоселин не был знаком с Гербертовым Житием, но опирался на более ранние агиографические тексты (Macquarrie. 1986; ср.: Birkett. 2010. P. 86-90). Тем не менее Гербертово Житие было известно составителю чтений в Спроустонском бревиарии, который использовал также ирландское Житие, а позднее - Иоанну из Фордуна (Macquarrie. 1986. P. 6-7). Чтения в Абердинском бревиарии основаны преимущественно на ирл. Житии (Ibid. P. 9-10; ср. иное мнение: Birkett. 2010. P. 92-94).

Опираясь на эту гипотезу, Маккуорри попытался реконструировать «подлинную» биографию святого. По мнению исследователя, К. род. ок. 540 г. в обл. Манау-Гододдин, возможно недалеко от Куленн-Роса. Под влиянием ирландского отшельника Фергуса он решил стать монахом, оставил родину и прибыл в королевство Стратклайд. Местный правитель, скорее всего Риддерх Хаэл или его отец Тудвал, подарил ему землю в Глазго, недалеко от королевской усадьбы в Партике (ныне в черте г. Глазго). Впосл. К. был избран епископом и рукоположен скорее всего в Уитхорне, кафедру он утвердил в Глазго. Диоцез К. охватывал все королевство Стратклайд. Святой скончался в 612 г. или, что более вероятно, 1-2 годами позднее (Macquarrie. 1986. P. 20-21). Впосл. Маккуорри частично пересмотрел эту гипотезу в сторону меньшего доверия к данным агиографии. В частности, он признал, что связь К. с церковной общиной Куленн-Рос, вероятнее всего, является легендарной: в древнейших источниках об этом не говорилось (ср.: Boyle. 1970). Тем не менее Маккуорри настаивал, что отдельные эпизоды в Житиях К. могут восходить к несохранившимся сочинениям VII-VIII вв. (Macquarrie. 1997. P. 131).

Х. Беркетт согласилась с мнением, что в Житии К. можно выделить неск. нарративных слоев, но с большей осторожностью подошла к их определению. Данные ономастики показывают, что агиограф Джоселин опирался на источники бриттского и ирл. происхождения (Birkett. 2010. P. 96-98): из одного источника была заимствована основная сюжетная канва, из другого - отдельные эпизоды. По мнению Беркетт, первоначально сюжет Жития выглядел так: зачатие и рождение К., его обучение у св. Сервана, путешествие в Глазго и основание еп-ства, избрание и епископское рукоположение, конфликт с Моркеном, изгнание в Уэльс, возвращение в Глазго и встреча с Редерехом, старость и кончина святого. При вставке эпизодов из др. источника Джоселин нередко объединял их в группы, напр., эпизоды о выявлении и обличении грешников (чудеса с содомитом и пелагианином, гл. 90), об установке крестов (гл. 41), о возвращении кольца королевы и о зимней ежевике (главы 36-37) (Ibid. P. 103-106, 112). Сведения о пребывании К. в Уэльсе Джоселин заимствовал из валлийского источника, к-рый связан с созданием еп-ства Лланелуи (Сент-Асаф) в Сев. Уэльсе (1141). Вскоре после основания еп-ства появилась легенда, по которой история кафедры Лланелуи возводилась к К.: он якобы прибыл в Уэльс с 300 пресвитерами, рыцарями и слугами. Святой принял епископское рукоположение, кор. Майе учредил для него кафедру, а кор. Мальгин (Маэлгун) подарил земли для основания ц. Лланелуи. В сказании подробно описывались владения епископской кафедры, на к-рые не распространялась власть местных правителей. Древняя рукопись этого сказания была якобы обнаружена в 1256 г. в Лондоне Сент-Асафским еп. Анианом I (Lives of S. Ninian and S. Kentigern. 1874. P. LXXIX-LXXXXI; Baring-Gould, Fisher. 1913. Vol. 4. P. 384-386). Высказывалось мнение, что предания о деятельности К. в Уэльсе (встреча со св. Давидом, основание еп-ства Лланелуи) могли восходить к сведениям Гальфрида Монмутского, занимавшего кафедру Лланелуи в 1152-1155 гг. (Davies. 2009. P. 83-87). Беркетт попыталась выделить вставки, сделанные Джоселином на основании др. источников, преимущественно «Церковной истории» Беды Достопочтенного и «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Агиограф использовал также рассказы жителей Глазго, поэтому часть сведений могла восходить к устной традиции (Birkett. 2010. P. 106-112).

Материал, заимствованный из разных источников, Джоселин обработал в соответствии с церковно-политическим положением еп-ства Глазго в кон. XII в. Агиограф пытался подчеркнуть исконную независимость еп-ства от притязаний архиепископа Йоркского как митрополита Сев. Британии и Шотландии, а также от королей Шотландии, стремившихся создать особую церковную провинцию во главе с кафедрой Сент-Андрус. Джоселин указывал на древность еп-ства Глазго, на близкие отношения К. с Папским престолом (Ibid. P. 175-176), на рукоположение святого 1 епископом-чужестранцем (Ibid. P. 182-184), на особую, «бриттскую», идентичность населения Кумбрии (Ibid. P. 176-180). В то же время агиограф выступал за независимость Церкви от светской власти. Согласно Житию, К. получил от правителя Редереха верховную власть над Кумбрией, подобно тому как папа Римский Сильвестр некогда получил власть над Зап. Римской империей от имп. Константина Великого. Поэтому бриттские короли Кумбрии всегда подчинялись епископу Глазго как верховному повелителю. В описании конфликта К. и нечестивого правителя Моркена заметны аллюзии на столкновение кор. Англии Генриха II и Фомы Бекета, архиеп. Кентерберийского, который отстаивал права католич. Церкви. В 1174 г. Генрих II нанес поражение шотландцам. Он потребовал, чтобы попавший в плен король Шотландии Вильгельм I Лев (1165-1214) подчинил шотландских епископов архиепископу Йоркскому. Поэтому в глазах Джоселина Генрих II был не только противником Церкви, но и тираном, угрожавшим независимости еп-ства Глазго (Ibid. P. 184-189).

Попытки исследователей выделить сведения, заимствованные агиографами XII в. из более ранних источников, подверглись критике. Были высказаны сомнения в правомерности и методологической верности таких реконструкций (напр.: Driscoll. 2006). В раннесредневек. источниках отсутствуют сведения о почитании К. и о церкви Глазго, тогда как агиографы XII в. стремились не к точной передаче преданий о святом, а к обработке легенды в целях укрепления позиций епископской кафедры Глазго (Davies. 2009). О недоверии исследователей к агиографической традиции свидетельствует предположение, что К. и Гонотигерн, еп. г. Сильванекты (ныне Санлис, Франция), принявший участие в Аврелианском (Орлеанском) Соборе (549) и в Соборе в Паризиях (ныне Париж) (между 556 и 573) (Concilia Galliae, A. 511 - A. 695 / Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 160, 210. (CCSL; 148A); см.: Duchesne. Fastes. T. 3. P. 117),- одно и то же лицо. Это предположение было высказано Дж. Моррисом (см.: Boyle A. Notes on Scottish Saints // Innes Review. 1981. Vol. 32. N 2. P. 64) и поддержано нек-рыми совр. исследователями (Gough-Cooper. 2003). Однако, несмотря на тождество имен К. и Гонотигерна, сомнительно, что речь может идти об одном человеке (Davies. 2009. P. 71-72). В совр. обобщающих работах по истории раннесредневековых бриттских гос-в и Шотландии данные Житий К., как правило, не привлекаются (напр.: Fraser J. E. From Caledonia to Pictland: Scotland to 795. Edinb., 2009; Woolf A. From Pictland to Alba, 789-1070. Edinb., 2007; Charles-Edwards T. M. Wales and the Britons, 350-1064. Oxf., 2013).

Почитание К.

до XII в. не находит подтверждения в источниках и ставится нек-рыми исследователями под сомнение. Самые ранние, хотя и не вполне ясные указания на существование епископской кафедры Глазго относятся к XI в. (Shead. 1969; Durkan. 1999. P. 89-91). При раскопках в кафедральном соборе следы раннесредневек. церковного поселения не были обнаружены, но о существовании храма на этом месте могут свидетельствовать немногочисленные захоронения VII-IX вв. По данным археологии, в раннее средневековье в обл. Стратклайд (Кумбрия) ведущую роль играли др. церковные поселения, прежде всего Ходдом (Хольдельм) и Гован. Согласно Джоселину, составителю Жития К., именно в Ходдоме правитель Редерех встретил святого, к-рый построил здесь неск. храмов и рукоположил клириков. Церковное поселение в Ходдоме существовало уже в VII в. (Lowe et al. 1991), остатки резных камней и крестов указывают на то, что в VIII-X вв. церковная община была богатой и влиятельной, здесь могла находиться епископская кафедра (Scott. 1991; ср.: Davies. 2009. P. 78). Высказывалось мнение, что легенда о пребывании К. в Ходдоме сложилась именно в этот период, когда значение Ходдома как церковного центра существенно возросло (Jackson. 1958. P. 321). В кон. XII в. церковь в Ходдоме и ее владения были переданы епископу Глазго. Исследователи также указывали на значение церковного поселения Гован, которое располагалось в 3 милях от кафедрального собора, построенного в XII в., и недалеко от усадьбы бриттских правителей Стратклайда в Партике. Археологические находки (резные каменные кресты и надгробия, монолитный саркофаг) свидетельствуют о процветании общины Гована в X-XI вв., в это время здесь мог находиться церковный центр обл. Стратклайд (Shead. 1969. P. 221; Driscoll. 1998; Idem. Govan from Cradle to Grave. Glasgow, 2004). В средние века покровителем Гована считался некий св. Константин, Джоселин называл его сыном правителя Редереха (см.: Baring-Gould, Fisher. 1908. Vol. 2. P. 170-180; Ralegh Radford C. A. Note on St. Constantine // Transactions of the Dumfriesshire and Galloway Natural History and Antiquarian Society. Ser. 3. 1957. Vol. 34. P. 110-113; Boyle A. Notes on Scottish Saints // Innes Review. 1981. Vol. 32. N 2. P. 67-68; Davies J. R. The Cult of St. Constantine. Glasgow, 2010). Т. о., упрочение позиций церковной общины Глазго в XII в. совпало с кризисом более ранних церковных поселений в Ходдоме и особенно в Говане (Davies. 2009. P. 76-77).

Церковное устройство в обл. Кумбрия существенно изменилось под влиянием реформ, проведенных кор. св. Давидом I (1124-1153), к-рый до восшествия на престол был правителем Кумбрии (с 1113). Ревностный сторонник григорианской реформы, он назначил на кафедру Глазго своего капеллана Иоанна († 1147), монаха тиронской конгрегации, скорее всего уроженца Нормандии (Иоанн был рукоположен в Риме между 1107 и 1118). По указанию Давида I были описаны владения и границы еп-ства, которое охватывало бóльшую часть Кумбрии (The Charters of David I / Ed. G. W. S. Barrow. Woodbridge, 1999. Р. 60-61; см.: Brown J. T. T. The Inquest of David: Text, transl. and not. Glasgow, 1901; Shead. 1969. P. 223; Idem. 1970. P. 3-4; Scott. 1991. P. 41; Driscoll. 1998. P. 95; Durkan. 1999. P. 91-93). При поддержке короля еп. Иоанн вступил в конфликт с Йоркской кафедрой, которая претендовала на юрисдикцию над диоцезами Шотландии (о борьбе епископов Глазго за независимость см.: Durkan. 1999; Broun. 2007. P. 129-130, 136-144). Расцвет кафедры Глазго и распространение почитания К. были непосредственно связаны с покровительством и щедрыми дарами Давида I и Вильгельма I Льва (Shead. 1970; Barrow. 2003).

Причины, по к-рым Давид I оказывал преимущественное внимание церкви Глазго, а не другим крупным церквам Кумбрии (Ходдом, Гован), нек-рые исследователи видят в почитании К. (Driscoll. 1998. P. 105-107; см. также: Scott. 1991. P. 37-40; Idem. The Partition of a Kingdom: Strathclyde 1092-1153 // Transactions of the Dumfriesshire and Galloway Natural History and Antiquarian Society. Ser. 3. 1997. Vol. 72. P. 11-40; Davies. 2009. P. 82-83, 88-90). Однако точные сведения о почитании К. ранее XII в. отсутствуют. К XII-XIII вв. относятся данные о том, что во имя святого были освящены церкви в Шотландии (Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. LXXXIX-XC) и в Сев.-Зап. Англии (графство Камберленд; Ibid. P. LXXXII-LXXXV; см.: Davies. 2009. P. 75-76, 79-81; ср.: Turpie. 2011. P. 172-173).

Собор св. Кентигерна в Глазго. XIII–XV вв.
Собор св. Кентигерна в Глазго. XIII–XV вв.

Собор св. Кентигерна в Глазго. XIII–XV вв.
Данные археологии свидетельствуют об активном развитии поселения в Глазго начиная с XII в. (Driscoll. 1998. P. 107-111). В 1136 г. еп. Иоанн освятил 1-й кафедральный собор, о к-ром сохранились сведения. При еп. Джоселине этот храм был существенно перестроен, его освящение состоялось в 1197 г. (Ralegh Radford, Stones. 1964). В 1175 г. по просьбе еп. Джоселина папа Римский Александр III принял еп-ство Глазго под особое покровительство, подчинив его непосредственно Папскому престолу (см.: Shead. 2003. P. 7-8). В 70-х гг. XII в. кор. Вильгельм I Лев даровал права бурга поселению Глазго, к-рое образовалось вокруг кафедрального собора. К кон. XII в. епископ Глазго стал одним из крупнейших феодальных сеньоров Шотландии, к XII-XIII вв. относится расцвет почитания К., особенно у шотл. монархов. При еп. Уильяме де Бондингтоне (1233-1258) были продолжены строительные работы в соборе, воздвигнут 3-нефный хор, существенно расширена крипта над гробницей К., сооружение к-рой началось при еп. Джоселине. В 1301 г. кор. Англии Эдуард I, захвативший Шотландию, совершил паломничество в Глазго. В течение 3 дней он молился и приносил дары перед главным алтарем собора и ракой св. К. (ad feretrum sancti Kentegerni), на 4-й день молился в крипте перед его гробницей (ad tumbam sancti Kentegerni in volta - Stones L. G., Hay G. Notes on Glasgow Cathedral // Innes Review. 1967. Vol. 18. N 2. P. 89-90). О местонахождении мощей К. точных сведений нет. Согласно одной версии, они хранились в раке, установленной за главным алтарем, согласно другой - в крипте, где находился алтарь во имя святого и монументальная гробница (см.: Durkan J. Notes on Glasgow Cathedral // Innes Review. 1970. Vol. 21. N 1. P. 54-55; о почитании К. в кафедральном соборе также см.: Duncan. 1998; Fawcett R. The Architectural Framework for the Cults of Saints: Some Scottish Examples // Images of Medieval Sanctity: Essays in Honour of G. Dickson / Ed. D. H. Strickland. Leiden, 2007. P. 71-95).

Св. Кентигерн. Рельеф здания университета в Глазго. Сер. XV в.
Св. Кентигерн. Рельеф здания университета в Глазго. Сер. XV в.

Св. Кентигерн. Рельеф здания университета в Глазго. Сер. XV в.
В XIV в. о почитании К. сохранилось меньше сведений, во многом из-за того, что короли из династии Брюсов уделяли этому святому меньше внимания (см.: Turpie. 2011. P. 172-178). Возрождение почитания К. относится к сер. XV в.; оно получило широкое распространение в Шотландии. Память святого указана почти во всех шотландских средневек. календарях, в диоцезе Сент-Андрус поминовение К. имело статус «duplex» (двойной праздник), в диоцезе Абердин - «duplex maius» (Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. XCIII). В описи соборной ризницы Глазго (1432) упоминается о драгоценной раке К. и о реликвариях с частицами мощей и одеяния святого и с елеем от его гробницы (Registrum episcopatus Glasguensis. 1843. T. 2. P. 329-330; Dowden J. The Inventory of Ornaments, Jewels, Relicks, Vestments, Service-Books., etc., Belonging to the Cathedral Church of Glasgow in 1432 // Proc. of the Society of Antiquaries of Scotland. Edinb., 1899. Vol. 33. P. 296, 298-305, 319). На средства еп. Роберта Блакаддера (1483-1508; с 1492 архиепископ) была построена капелла во имя К. в Куроссе, где святой, по преданию, воспитывался у св. Сервана (Durkan J. Archbishop Robert Blackadder's Will // Innes Review. 1972. Vol. 23. N 2. P. 138-148). В правление еп. Р. Блакаддера удалось повысить статус еп-ства Глазго, которое с 1472 г. входило в состав церковной пров. Сент-Андрус. В 1492 г. по просьбе кор. Якова IV папа Римский Иннокентий VIII даровал Глазго статус архиеп-ства, в юрисдикцию архиепископа вошли 4 диоцеза: Данкелд, Данблейн, Лисмор и Уитхорн (Macfarlane L. J. The Elevation of the Diocese of Glasgow into an Archbishopric in 1492 // Innes Review. 1992. Vol. 43. N 2. P. 99-118).

В период Реформации почитание К. в Шотландии практически прекратилось. В обстановке политической нестабильности под давлением сторонников Реформации архиеп. Джеймс Битон (1552-1603) бежал из Глазго во Францию (1560). Архиепископ вывез в Париж значительную часть сокровищ соборной ризницы, в т. ч. реликварии с частицами мощей К., и архивы кафедры. Часть ценностей и архивных документов была передана в парижский монастырь картузианцев, часть - в Шотландский колледж в Париже (Mackenzie G. The Lives and Characters of the Most Eminent Writers of the Scots Nation. Edinb., 1711. P. 463-466). Эти предметы из соборной ризницы и бóльшая часть документов были утрачены в годы Французской революции (1789-1799), когда мон-рь картузианцев и Шотландский колледж были разгромлены.

После 1560 г. в Глазго, как и в др. местах, убранство храмов и предметы католич. культа уничтожались (см.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. CIII-CIV). Здание кафедрального собора использовалось неск. пресвитерианскими приходами и на протяжении XVII-XVIII вв. перестраивалось. После того как архиепископская кафедра была упразднена, соборный капитул распущен, а их владения конфискованы, ответственность за содержание храма перешла к прихожанам и здание собора стало ветшать. Крипта, в которой ранее находилась гробница К., с 1597 г. служила приходской церковью, с 1798 г.- усыпальницей. К 1835 г. все приходские общины, кроме одной, были выведены из собора, благодаря этому стала возможной реставрация храма (завершена в 1857).

Память К. (13 янв.) указана в Римском Мартирологе, а также в календаре Римско-католической Церкви в Шотландии. К. почитается как покровитель католич. архиепископства Глазго, ему посвящено неск. католич. храмов в Шотландии.

Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 815-821; Lives of S. Ninian and S. Kentigern / Ed. A. P. Forbes. Edinb., 1874; Nova Legenda Anglie / Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. T. 2. P. 114-127; Phillimore E. The «Annales Cambriae» and Old-Welsh Genealogies from Harleian Ms. 3859 // Y Cymmrodor. L., 1888. Vol. 9. P. 156; Vespers, Matins and Lauds for St. Kentigern, Patron Saint of Glasgow / Ed. G.-M. Hair, B. I. Knott. Glasgow, 2011; Registrum episcopatus Glasguensis: Munimenta ecclesie metropolitane Glasguensis a sede restaurata seculo ineunte XII ad reformatam religionem / Ed. C. Innes. Edinb., 1843. 2 t.
Лит.: Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 362-373; The Book of Glasgow Cathedral / Ed. G. Eyre-Todd. Glasgow, 1898; Macgregor Chalmers P. The Shrines of S. Margaret and S. Kentigern. Glasgow, 1903; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 231-240; MacQueen J. Yvain, Ewen and Owein ap Urien // Transactions of the Dumfriesshire and Galloway Natural History and Antiquarian Society. Ser. 3. 1956. Vol. 33. P. 107-131; idem. A Reply to Professor Jackson // Ibid. 1959. Vol. 36. P. 175-183; idem. The Dear Green Place: St. Mungo and Glasgow, 600-1966 // Innes Review. Glasgow, 1992. Vol. 43. N 2. P. 87-98; Jackson K. H. The Sources for the Life of St. Kentigern // Studies in the Early British Church / Ed. N. K. Chadwick. Camb., 1958. P. 273-357; Stéphan J. Chentigerno // BiblSS. Vol. 3. Col. 1184-1186; Ralegh Radford C. A., Stones E. L. G. The Remains of the Cathedral of Bishop Jocelin at Glasgow // The Antiquaries Journal. 1964. Vol. 44. N 2. P. 220-232; Shead N. F. The Origins of the Medieval Diocese of Glasgow // Scottish Historical Review. Edinb., 1969. Vol. 48. N 146. P. 220-225; idem. Benefactions to the Medieval Cathedral and See of Glasgow // Innes Review. 1970. Vol. 21. N 1. P. 3-16; idem. Jocelin, Abbot of Melrose (1170-1174), and Bishop of Glasgow // Ibid. 2003. Vol. 54. N 1. P. 1-22; Boyle A. St. Servanus and the Manuscript Tradition of the Life of St. Kentigern // Ibid. 1970. Vol. 21. N 1. P. 37-45; McRoberts D. The Death of St. Kentigern of Glasgow // Ibid. 1973. Vol. 24. N 1. P. 43-50; Macquarrie A. The Career of Saint Kentigern of Glasgow: Vitae, Lectiones and Glimpses of Fact // Ibid. 1986. Vol. 37. N 1. P. 3-24; idem. The Saints of Scotland: Essays in Scottish Church History, A. D. 450-1093. Edinb., 1997. P. 117-144; Lowe C. E. et al. New Light on the Angian «Minster» at Hoddom // Transactions of the Dumfriesshire and Galloway Natural History and Antiquarian Society. Ser. 3. 1991. Vol. 66. P. 11-35; Scott J. G. Bishop John of Glasgow and the Status of Hoddom // Ibid. P. 37-45; Driscoll S. T. Church Archaeology in Glasgow and the Kingdom of Strathclyde // Innes Review. 1998. Vol. 49. N 2. P. 95-114; idem. Kentigern, St. // Celtic Culture: A Historical Encyclopedia / Ed. J. T. Koch. Santa Barbara, 2006. Vol. 3. P. 1051-1052; Duncan A. A. M. St. Kentigern at Glasgow Cathedral in the 12th Cent. // Medieval Art and Architecture in the Diocese of Glasgow / Ed. R. Fawcett. Leeds, 1998. P. 9-24; Durkan J. Cadder and Environs, and the Development of the Church in Glasgow in the 12th Century // Innes Review. 1998. Vol. 49. N 2. P. 127-142; idem. Glasgow Diocese and the Claims of York // Ibid. 1999. Vol. 50. N 2. P. 89-101; idem. What's in a Name?: Thaney of Enoch // Ibid. 2000. P. 51. N 1. P. 80-83; idem. A «Lost» Manuscript Life of St. Kentigern // Ibid. 2003. Vol. 54. N 2. P. 227-229; Gardner R. «Something Contrary to Sound Doctrine and to Catholic Faith»: A New Look at the Herbertian Fragment of the Life of St. Kentigern // Ibid. 1998. Vol. 49. N 2. P. 115-126; idem. Kentigern, Columba and Oswald: The Ripon Connection // Northern History. Leeds, 1999. Vol. 35. P. 1-26; Barrow G. W. S. King David I and Glasgow // Idem. The Kingdom of the Scots. Edinb., 20032. P. 203-213; Gough-Cooper H. Kentigern and Gonothigernus: A Scottish Saint and a Gaulish Bishop Identified // The Heroic Age. 2003. N 6 [Эл. ресурс: http://www.heroicage.org/issues/6/gough-cooper.html]; Broun D. Scottish Independence and the Idea of Britain: From the Picts to Alexander III. Edinb., 2007. P. 124-157; Davies J. R. Bishop Kentigern among the Britons // Saints' Cults in the Celtic World / Ed. S. Boardman et al. Woodbridge, 2009. P. 66-90; Birkett H. The Saints's Lives of Jocelin of Furness: Hagiography, Patronage and Ecclesiastical Politics. Woodbridge, 2010. P. 85-113, 171-199; Turpie T. J. M. Scottish Saints' Cults and Pilgrimage from the Black Death to the Reformation, c. 1349-1560: Diss. Edinb., 2011. Р. 52, 172-178, 190-197.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Кентигерн(† 612 или 614?), епископ, почитается как основатель епископства Глазго (Шотландия), святой (пам. зап. 13 янв.)
См.также:
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИУЛИАН (до 644 - 690), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель
МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня)
МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.)
ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель
ПАВЛИН еп. г. Треверы († 358), св. (пам. зап. 31 авг.)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)