Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ
12, С. 479-480 опубликовано: 5 июля 2011г.


ГРИГОРИЙ

Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279)
Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279)

Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279)
(275/80 - ок. 374), свт. (пам. греч. 1 янв.), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова. Основными источниками сведений о жизни Г. служат сочинения свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43). Григорий Богослов называет отца святым (Greg. Naz. Or. 18. 28) и дает его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными» (Idem. Or. 7. 3).

Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Г. до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (ὑψιστάριοι - почитатели Зевса Высшего (Ζεὺς ὕψιστος), по имени к-рого и получили свое название (Idem. Or. 18. 5)). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Г. хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впосл. передумала (Ibidem). Г., отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в христианство своей женой св. Нонной, принадлежавшей к Церкви от рождения (ее родным братом был свт. Амфилохий, с 373 еп. Иконийский); Г. принял св. Крещение в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, к-рый осиял новопросвещенного. Вскоре Г. принял сан священника. В 328 или 329 г. Г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал нек-рым клирикам, но в благочестии превзошел мн. современников.

Г. и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию, свт. Григория Богослова и Кесария.

В 362 г. Г. рукоположил во пресвитера сына Григория, к-рый помогал ему противостоять еретикам. Рукоположение было совершено против воли Григория, к-рый впосл. называл это «тиранией», но признал правоту отца и уточнил свое определение - «благая тирания». Г. оказывал поддержку бедным, жертвуя на это собственное имущество, построил в Назианзе большой храм, к-рый описывает свт. Григорий Богослов.

Г. противился антицерковной политике имп. Юлиана Отступника, неоднократно направлял ему гневные письма. Когда воины императора появились в Назианзе, чтобы отобрать и разрушить церковные здания, они встретили настолько твердое сопротивление со стороны христиан, вдохновляемых Г., что предпочли удалиться. Г. вопреки воле императора участвовал в избрании Евсевия во епископа Кесарии Каппадокийской.

В нач. 60-х гг. Г. поставил подпись под каким-то полуарианским исповеданием веры. Речь, возможно, идет о к-польской формуле 361 г. (Спасский. История. С. 409), либо, что более вероятно, о сглаженной формуле Антиохийского Собора 363 г. (Grégoire de Nazianze. Discours 6-12. Р. 30-31). Это могло произойти во время поездки имп. Иовиана в кон. 363 г. по малоазийским провинциям, вероятно в сопровождении младшего сына Г. Кесария. Г. вкладывал в подписанное им определение вполне правосл. содержание: «...ведая и единого Бога в Троице поклоняемого, и 3 ипостаси в едином Божестве, он не держался ни Савеллиева учения об едином Божестве, ни Ариева о трех, то есть Божества как не сокращал и не разлагал безбожно, так и не рассекал на особства, неравные или по величине, или по естеству» (Idem. Or. 18. 16). Однако для мн. ревностных сторонников Никейского Собора его подписи было достаточно, чтобы прекратить с ним общение. Оппозиция правящему архиерею оформилась из назианзских монахов. Свт. Григорию Богослову, ставшему к этому времени пресвитером и первым помощником своего отца, пришлось его защищать и свидетельствовать перед его противниками (позже примирившимися с Г.), что «чернила не запятнали души» Назианзского епископа (Idem. Or. 6). Ж. Бернарди не исключает возможности, что свт. Василий Великий также прибыл в Назианз для оказания поддержки Г., поскольку пользовался особым авторитетом в монашеских кругах (Bernardi J. Introduction // Grégoire de Nazianze. Discours 4-5. P., 1983. P. 37. (SC; 309)).

Впосл., при избрании Василия во епископа Кесарии в 370 г., Г. также оказал ему поддержку: несмотря на преклонный возраст и плохое самочувствие, он приехал в Кесарию, чтобы участвовать в избрании и хиротонии нового епископа, для чего недоставало всего 1 голоса (Greg. Nazianz. Or. 43. 37; Or. 18. 36). Позже Василий Великий использовал свои связи с влиятельными людьми, заступаясь за Г. Когда после смерти Кесария, бывшего врачом в К-поле, Назианзского епископа осаждали кредиторы и клиенты покойного, свт. Василий обратился к высокопоставленному чиновнику Софронию с просьбой заступиться за Г.

Несмотря на подпись под еретическим по форме исповеданием веры (к-рую он впосл. отозвал, раскаявшись в своем поступке - Idem. Or. 18. 18), Г. был одним из авторитетных сторонников Никейского I Вселенского Собора. Он противился попыткам имп. Валента, умеренного арианина, потеснить позиции православных в 371 г. Во время преследования православных, начатого при этом императоре, Г., так же как и Василий Великий, был оставлен в неприкосновенности. Г. посвятил церковному служению 45 лет и скончался в 374 г., в возрасте немногим менее 100 лет.

Ист.: Greg. Nazianz. Or. 18 // PG. 35. Col. 985-1044; idem. Or. 6, 7, 8 // Grégoire de Nazianze. Discours 6-12 / Éd. par M. A. Calvet-Sebasti. P., 1995. (SC; 405); idem. De vita sua / Hrsg. v. C. Jungck. Hdlb., 1974; idem. Or. 43 // Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l'honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée / Éd. par F. Boulenger. P., 1908; idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43 (рус. пер.: Собр. творений. [Cерг. П.], 1994р. Т. 2. С. 327-328); SynCP. Col. 365.
Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 347; Clémencet C. Vita Gregorii // PG. 35. Col. 181-188; DCB. Vol. 2. P. 741; Gallay P. La vie de St. Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943. P. 24, 75-82; Hauser-Meury M. M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. S. 88-89; Janin R. Gregorio // BiblSS. Vol. 7. Col. 204-205; Kopecek Th. A. The Social Class of the Cappadocian Fathers // Church History. Phil., 1973. Vol. 42. P. 453-466; Zeigler A. Gregor der Ältere von Nazianz, seine Taufe und Weihe // Münchner Theologische Zeitschrift. Münch., 1980. Bd. 31. S. 262-283; Bonis C. G. [Докл.] // IX Intern. Conf. of Patristic Studies. Oxf., 1983.
П. Б. Михайлов
Ключевые слова:
Святители Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Григорий (275/80 - ок. 374), епископ Назианза (старший), отец святителя Григория Богослова, святитель (пам. греч. 1 янв.)
См.также:
АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
АВКСИВИЙ († ок. 102), еп. Солийский, свт. (пам. греч. 17 или 19 февр.)
АВРААМ (474-557 или 558), еп. Кратейский, свт. (пам. греч. 6 или 7 дек.)
АНАТОЛИЙ († ок. 282), еп. Лаодикийский, свт., (пам. греч. 3 июля)
АНТИПАТР еп. Бостры Аравийск., свт. (пам. греч. и пам. зап.13 июня)
АРКАДИЙ (IV или VII в.), еп. Арсинои Кипрской, свт. (пам. греч. 29 апр.)
АРКАДИЙ И НЕСТОР (IV в.), святители, епископы Тримифунтские (пам. греч. 7 мр., зап. 4 мр.)
АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)