Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИРСАВИЯ
Т. 8, С. 535 опубликовано: 18 апреля 2010г.


ВИРСАВИЯ

Давид и Вирсавия. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.
Давид и Вирсавия. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.

Давид и Вирсавия. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.
[евр.  ,   ; греч. Βηρσαβεέ], дочь Елиама (2 Цар 11. 3 или Аммиила -1 Пар 3. 5), жена Урии Хеттеянина, одного из 30 дружинников Давида (2 Цар 23. 39), впосл. его любимая жена и мать царя Соломона (2 Цар 11. 27; 12. 24). Значение ее имени до конца не ясно. В 1 Пар 3. 5 оно передано как  ,   , что, вероятно, является наиболее ранним вариантом этого имени. Возможно, оно содержало в себе языческие (хеттские) элементы и впосл. было изменено в соответствии с евр. традицией на    (наиболее вероятные значения «дочь изобилия» или «дочь клятвы»).

Отрывки, содержащие в себе историю В. (2 Цар 11. 2-12. 24 и 3 Цар 1. 11-19, 28-31), являются частями самого древнего слоя книг Царств, в основе к-рых лежит цикл повествования о Давиде. В более поздних местах из кн. Паралипоменон подробный рассказ о грехе Давида с В. опущен. Прельстившись красотой купающейся В., Давид велел привести ее к себе. После того как В. сообщила царю о своей беременности, Давид стремился скрыть свой грех, пытаясь возвратить Урию с поля боя домой к жене, посылая ему дорогие подарки. Однако Урия, повинуясь израильским законам, не захотел вернуться домой и бросить своих соотечественников в битве. Тогда Давид приказал выставить Урию на передовую и в ближайшем сражении он погиб. Прор. Нафан изобличил Давида во грехе, рассказав притчу о богаче, похитившем единственную овечку у бедняка. 1-й ребенок В. умер, согласно пророчеству Нафана (2 Цар 12. 14), а после раскаяния Давида В. родила ему 4 сыновей: Соломона, Шиму, Шовава и Нафана. В повествовании специально рассказывается о переживаниях В. (2 Цар 11. 26). В. пользовалась высоким авторитетом у своего сына царя Соломона, к-рый советовался с ней: ей принадлежит существенная роль в истории разоблачения заговора Адонии (3 Цар 2. 13-23). Возможно, что слова из Книги Притчей Соломоновых «наставление [царя], которое преподала ему мать его» (31. 1) могут служить указанием на В. (если предположить, что имя царя Лемуила, к-рым надписана последняя глава этой книги, является псевдонимом царя Соломона). В НЗ, в родословии Спасителя, В. косвенно упоминается, когда говорится, что «Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Мф 1.6).

В раввинистической лит-ре говорится, что В. от создания мира была предназначена Давиду в законные жены, однако вмешательство искусителя в ход событий привело к несвоевременному греху (Санхедрин 107a). В мидраше на кн. Екклезиаста библейский стих: «Двоим лучше, нежели одному» (Еккл 4. 9) - применяется к Давиду и В., а «нитка, втрое скрученная» (4. 12) - к действиям прор. Нафана (Екклезиаст Рабба IV 9).

В Коране (XXXVIII 20-25) история с В. представлена достаточно фрагментарно, отдельные сюжеты наделены рядом легендарных подробностей: напр., встреча царя с В. является следствием испытания Давида Богом, к-рый решил смирить его гордость. Также в этом отсутствуют эпизоды с умершим ребенком, опущена история отношений Давида с В. до смерти Урии, вместо прор. Нафана Давида обличают ангелы. Образ В. в этой легенде в отличие от библейского повествования лишен ярких черт.

Отцы Вост. Церкви, такие как свт. Кирилл Иерусалимский (Catech. II 11) и свт. Иоанн Златоуст (In Matth. 26. 6-8), в своих толкованиях в истории с В. особенно выделяют мысль о покаянии и уверенность в Божием милосердии по отношению к слабому человеку на примере Давида. Это толкование цитирует и свт. Иоанн Дамаскин (Sacra parall. // PG. 96. Сol. 333-337).

Согласно типологическому толкованию у зап. авторов, В. является прообразом Церкви, Давид - прототипом Христа (Aug. Con. Faust. 88 // PL. 42. Col. 458; Bruno Astensis. Expositio in Pentateuchum. 26 // PL. 164. Col. 205), а Урия - диавола и иудеев (Isid. Hisp. Appendix ad libros regum. 51-58 // PL. 83. Col. 430-431).

Лит.:  // Encyclopaedia biblica: Thesaurus rerum biblicarum / Ed. Inst. Bialik procurat. Iudaicae. Hierosolymis, 1958 [на иврите]. T. 2. P. 379-380; Kunoth-Leifels E. Bathsheba // LCI. Bd. 1. Sp. 253-258; Yee G. A. Bathsheba /
ABD. Vol. 1. P. 627-628.
И. С. Никитина
Ключевые слова:
Иудаизм раввинистический, монотеистическая религия Израиль древний Ветхозаветные персоналии Ислам. Богословие Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина, впоследствии его любимая жена и мать царя Соломона
См.также:
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула
АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура
АВИЯ второй царь Иудеи после разделения царств
АДОНИСЕДЕК ханаанский царь Иерусалима
АДОНИЯ четвертый сын царя Давида от Аггифы, рожденный в Хевроне
АДРААЗАР бен Рехоб, царь Арам-Цобы (Сувы) (ок. 1000-970 до Р. Х.)
АЗАИЛ наиболее могущественный из дамасских царей (ок. 842 - 797 до Р.Х.)
АЛЕКСАНДР ВАЛАС царь Сирии (150 - 145 гг. до Р.Х.)