Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВВЕДЕНСКИЙ
7, С. 353-354 опубликовано: 1 ноября 2009г.


ВВЕДЕНСКИЙ

Д. И. Введенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в.
Д. И. Введенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в.

Д. И. Введенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в.
Дмитрий Иванович (8.02.1873, с. Новое Клинского у. Московской губ.- 7.07.1954, Н. Новгород), рус. ученый, библеист. Род. в семье священника Крестовоздвиженской ц. с. Нового. Окончил Заиконоспасское ДУ, МДС (1894), МДА (1898); оставлен в академии в звании профессорского стипендиата при кафедре Свящ. Писания; преподавал церковную и библейскую историю в Вифанской ДС (1899-1905), затем древнеевр. язык, словесность и историю рус. лит-ры в МДА (1906-1909). Сначала доцент МДА по кафедре библейской истории (окт. 1909), затем профессор. В 1906 г. В. являлся членом редакционной комиссии Московских ЕВ, в 1915 г.- зав. редакцией Московских ЦВ. В 1916 г. становится членом правления МДА, с 31 дек. того же года директор приюта для сирот офицерских чинов. В 1918 г. подвергался кратковременному аресту по подозрению в связях с прот. Иоанном Восторговым. В 1919-1922 гг. преподаватель и зав. Городского уч-ща (впосл. 5-й средней школы) г. Сергиева (ныне Сергиев Посад). В мае 1928 г. В. был повторно арестован по обвинению в антисоветской деятельности. По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ от 8 июня 1928 г. сослан в Казахстан. После освобождения с 1931 г. В. жил в Н. Новгороде. В 1933 г. работал научным сотрудником Горьковского краевого НИИ промышленности. С 1935 г. зам. директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. 15 авг. 1991 г. реабилитирован.

В 1901 г. В. защитил магист. дис. «Учение Ветхого Завета о грехе», в к-рой систематизировал весь находящийся в ВЗ материал, отражающий представление о грехе. Прекрасное знание комментариев на ВЗ (принадлежащих Ланге, О. Цёклеру, Францу Деличу и др.) и специальных работ по данной теме (О. Краббе, К. Клемена) позволило автору сочинения вступать в полемику с зап. исследователями, однако В. не смог полностью преодолеть влияние зап. традиции библейского богословия, что вызвало справедливую критику рецензентов. В. Н. Мышцын считал, что В. придерживался принципов библейского богословия, сформулированных И. Ф. Габлером и отражавших протестант. взгляд на Свящ. Писание как на единственный источник Откровения. После назначения В. на кафедру библейской истории МДА его первой печатной работой стало «Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов» (1910) - исследование, в основе к-рого лежит апологетическая концепция необходимости согласования данных науки и библейского Откровения. С этого времени сфера научных интересов В. смещается в область библейской археологии (напр., соч. «Сокровища ветхозаветного храма»).

В кн. «Блуждающая гипотеза: К вопросу о «панвавилонизме»» (1911) В. пишет о несостоятельности теории панвавилонизма. Одна из важных особенностей работы В.- привлечение археологических материалов. Основываясь на них, он доказывает несостоятельность тезиса Фридриха Делича (Библия и Вавилон. СПб., 1904) о том, что вера в племенного семит. Бога-Яхве существовала в Вавилонии еще до времени патриархов и поэтому она не может рассматриваться как дар Божественного Откровения. Для обоснования своего мнения Делич приводил теофорные имена из вавилонских текстов, к-рые, по его мнению, содержали имя Бога Израилева. В., не отвергая самой возможности существования теофорных имен, к-рые были известны и грекам-политеистам, а потом были восприняты христ. традицией, приводил данные археологических исследований кон. XIX - нач. XX в., свидетельствующие о том, что примеры Делича либо вовсе не являлись теофорными именами, либо были именами к.-л. др. вавилонского божества.

В 1914 г. В. занимался историей ветхозаветных патриархов (Авраам и Сарра в стране фараонов, изд. в 1915) и защитил докт. дис. «Патриарх Иосиф и Египет» (Серг. П., 1914). Он рассматривал библейские сведения об Иосифе как исторически достоверные и содержащие такие данные об эпохе, о к-рых более поздним поколениям было известно очень мало. По его мнению, время Иосифа приходилось на эпоху правления гиксосов в Др. Египте, когда только и было возможно подобное возвышение пришельца-азиата. Книга содержит богатый иллюстративный материал. Научную ценность его работы, по мнению современников, снижало влияние зап. трудов, напр. «Пребывание Израиля в Египте в свете египетских источников» (СПб., 1908) проф. В. Шпигельберга. Докт. диссертация В. способствовала появлению интереса к библейской археологии в МДА, учащиеся стали обращаться в своих работах к данным египтологии (см., напр.: Богоявленский Н. Моисей: (По данным Библии и общей истории): Канд. соч. / МДА. Серг. П., 1914) и ассириологии (Никольский П. Ассиро-Вавилонские памятники в их значении для библейской истории: Канд. соч. / МДА. Серг. П., 1905). В. также автор многочисленных статей популярного характера, посвященных различным аспектам нравственного богословия.

Соч.: Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. П., 1900; Состояние душ после смерти до всеобщего воскресения // Моск. ЦВед. 1902. № 3, 5, 7, 8 (отд. изд.: М., 1902); Библейское повествование о Потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов // БВ. 1910. № 4. С. 645-656; № 5. С. 99-111; Блуждающая гипотеза: (К вопр. о «панвавилонизме») // Там же. 1911. № 4. С. 724-736; Сокровища ветхозаветного храма: (Библ.-ист. справка) // Там же. № 11. С. 462-477; Кровь брата: (Культура и жестокость: Библ. параллели) // Там же. 1914. № 12. С. 816-834; Патриарх Иосиф и Египет: Опыт соглашения Библии и египтологии. Серг. П., 1914; Авраам и Сарра в стране фараонов // В память 100-летия (1814-1914) имп. МДА: Сб. ст. Серг. П., 1915. Т. 1. С. 219-232; Библеист-летописец: (Проф. А. П. Смирнов, † 1896 г.) // БВ. 1915. № 10/12. С. 358-393; Памяти великого святителя [Филарет [Дроздов], митр. Московский] // Там же. 1918. № 1. С. 1-80.
Лит.: Мышцын В. Н. Отзыв на кн.: Введенский Д. И. «Учение Ветхого Завета о грехе» / МДА. Серг. П. Ркп.; Введенский Д. И. // ПБЭ. Т. 3. С. 242-243; Введенский Д. И. // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. 1. С. 195; Голубцов С., протодиак. МДА в нач. XX в.: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 24-25.
Прот. Р. Снегирёв, А. Е. Петров
Ключевые слова:
Библеисты русские Преподаватели Московской Духовной Академии Введенский Дмитрий Иванович (1873 - 1954), русский ученый, библеист
См.также:
ВОРОНЦОВ Евгений Александрович (1867 - 1925), прот., библеист, историк
ГОРСКИЙ-ПЛАТОНОВ Павел Иванович (1835 - 1904), библеист, гебраист
ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик
КАЗАНСКИЙ Петр Иванович (1838-1913), богослов, библеист, заслуженный профессор МДА
МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист
АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский