Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ ОБРУЧНИК
26, С. 47-58 опубликовано: 21 декабря 2012г.


ИОСИФ ОБРУЧНИК

Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария)
Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария)

Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария)

[греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ μνηστὴρ; лат. Ioseph sponsus Mariae], прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей (Мф 1. 18), происходил из рода царя Давида (Мф 1. 16; Лк 2. 4). Подробные сведения об И. О. содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки в повествованиях о детстве Спасителя. Согласно евангелисту Матфею, Пресв. Дева Мария была обручена с И. О., и, «прежде нежели сочетались (συνελθεῖν - «вступить в брачные отношения».- Авт.) они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф 1. 18). И. О. хотел дать ей без публичной огласки разводное письмо, однако был вразумлен во сне ангелом Господним, к-рый сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 20-21). Через какое-то время «Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус» (Мф 1. 25). Как повествуется в Евангелии от Луки, И. О. происходил из Назарета и вместе со своей семьей отправился в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи (Лк 2. 4-5). Иисус родился в Вифлееме (Мф 2. 1). Согласно Мф 2. 2, Его посетили восточные мудрецы, которые «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»; согласно Лк 2. 11, к Нему пришли пастухи, получившие откровение от ангелов, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В Евангелии от Матфея сообщается о преследованиях Младенца Иисуса иудейским царем Иродом Великим и о бегстве И. О., вразумленного ангелом Господним во сне, с Марией и Ее новорожденным Сыном в Египет. Вернувшись из Египта после смерти Ирода, И. О. с семьей поселился в Назарете (Мф 2. 19-23). Согласно Евангелию от Луки, по прошествии 8 дней было совершено обрезание Младенца, а на 40-й день И. О. и Пресв. Мария принесли Младенца в Иерусалимский храм, где совершили очистительное и искупительное жертвоприношения (Лк 2. 21-24) и где произошла встреча со старцем Симеоном и с пророчицей Анной, признавших в Младенце буд. Мессию Израиля. Последнее упоминание об И. О. в НЗ относится к тому времени, когда Иисусу Христу исполнилось 12 лет (Лк 2. 41-52). И. О. и Пресв. Мария, ежегодно совершавшие пасхальное паломничество в Иерусалим, взяли с собой на праздник и Сына. Возвращаясь домой, они обнаружили исчезновение Иисуса, Которого «через три дня нашли… в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их…» (Лк 2. 46). На слова Своей Матери: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» - Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 48-49). Вероятно, Иисус, с одной стороны, косвенно свидетельствует о том, что И. О. не был его физическим отцом, а с другой - впервые в рамках евангельского повествования говорит о Своей особенной связи с Богом, Которого считает Своим непосредственным Родителем (Nolland. 1989. P. 127-128, 136). К началу общественного служения Иисуса Христа И. О., о к-ром больше ни разу прямо не говорится, возможно, уже не было в живых; на это может указывать именование в Евангелии от Марка Спасителя жителями Назарета «сыном Марии» (Мк 6. 3). Исследователи высказывали различные мнения относительно значения этого именования (Guelich. 1989. P. 309); оно может отражать раннюю традицию почитания Матери Иисуса (см., напр.: Klostermann E. Das Markusevangelium. Tüb., 19504. P. 55; ср.: Bernheim. 1997. P. 19). В рассказе о стоянии Божией Матери у креста (Ин 19. 26-28) в повествовании о Страстях Господних, очевидно, также подразумевается, что к концу Его служения Пресв. Богородица была уже вдовой, поскольку И. О. не упоминается при описании этих событий.

Из Евангелий известно также, что И. О. был плотником (Мф 13. 55) и что он обучил этому ремеслу Иисуса Христа (Мк 6. 3).

Евангельские рассказы о детстве Спасителя содержат 2 различных по содержанию и функциям образа И. О. У евангелиста Матфея он именуется праведным (δίκαιος - Мф 1. 19), т. е. благочестивым иудеем, исполняющим закон и праведным в очах Божиих. Но также в этом Евангелии прослеживается связь между праведностью И. О. и его намерением не придавать огласке положение Марии и «тайно отпустить Ее» (Мф 1. 19), не прибегая к строгим постановлениям закона. Характерно, что в Евангелии от Матфея в отличие от Евангелия от Луки благовестие о рождении Спасителя обращено к И. О. (Мф 1. 20), а не к Марии (Лк 1. 31). Как это благовестие, так и др. откровение И. О. получает во сне, что сближает его образ с образами ветхозаветных патриархов (ср., напр., рассказ о снах Иосифа Праведного или Иакова). Откровения во снах и дальнейшие действия И. О. (Мф 1. 20-24; 2. 13, 19-23) составляют ядро рассказа о детстве Спасителя в Евангелии от Матфея (Уизерингтон. 2003. С. 533). Очевидно, евангелист Матфей хотел подчеркнуть, что И. О. проявил милосердие к Марии, несмотря на требования закона (Hagner. 1993. P. 19) и особую покорность воле Бога, которую он исполнял, даже если до конца не понимал ее значение (Brown. 1993. P. 125-127).

Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Роспись капеллы Скровеньи в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг.
Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Роспись капеллы Скровеньи в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг.

Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Роспись капеллы Скровеньи в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг.
Св. Семейство у града Сотина. Фрагмент иконы «Рождество Христово». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Св. Семейство у града Сотина. Фрагмент иконы «Рождество Христово». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Св. Семейство у града Сотина. Фрагмент иконы «Рождество Христово». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В Евангелии от Луки И. О. уделено гораздо меньше внимания, поскольку основной акцент сделан на откровениях Деве Марии и на живом отклике женщин (прав. Елисаветы и прав. Анны) на пророчества о рождении и приходе Спасителя. Даже именование И. О. отцом Иисуса вложено в уста Пресв. Марии (Лк 2. 48). Но тем не менее И. О. участвует во всех основных евангельских сценах детства Спасителя (Лк 2. 22, 27). Вместе с Девой Марией он заботится о воспитании Отрока Иисуса, Который «был в повиновении у них» (Лк 2. 51). Евангелист Лука рисует образ отца, к-рый живет праведно по естественным и божественным законам и исполняет свои обязанности по отношению к Сыну Божию. И. О.- послушный Богу человек, к-рого слушается Сам Иисус. Слова о том, что Господь Иисус Христос «был, как думали (ἐνομίζετο), Сын Иосифов» (Лк 3. 23; ср.: 4. 22), могут означать, согласно одному из возможных толкований, что евангелист Лука говорит об одном из мнений, к-рое он не разделял,- тем самым указывается на непорочное зачатие Иисуса (Bovon F., Koester H. Luke 1: A Comment. on the Gospel of Luke 1. 1-9. 50. Minneapolis, 2002. P. 136). В целом анализ Мф 1-2 и Лк 1-2 показывает, что рассказ о рождении и детстве составлен у Матфея относительно Иосифа, а у Луки - Девы Марии (Porter. 1993. P. 975).

То, что И. О. происходит из рода Давида, отмечено в 2 отличающихся евангельских родословных; в одной его отцом назван Иаков (Мф 1. 15-16), в другой - Илий (Лк 3. 23). Одна из самых древних попыток согласовать это противоречие принадлежит христ. хронисту Юлию Африкану (ок. 160-240). В сохранившихся у Евсевия Кесарийского фрагментах «Послания к Аристиду» сказано, что упомянутые Иаков и Илий являлись единоутробными братьями по матери и были рождены от разных отцов (также родных братьев - Матфана и Мелхия), к-рые по очереди вступили в брак с женщиной по имени Есфа (Euseb. Hist. eccl. I 7. 8). Африкан предлагал рассматривать каждое из родословий Спасителя как отражение соответственно естественного (по природе) (Мф 1. 1-17) и правового (по закону) (Лк 3. 23-38) родства (Euseb. Hist. eccl. I 7. 1-4). Согласно этому предположению, он утверждал: «Илий умер бездетным, Иаков женился на его вдове и родил от нее Иосифа, который был его сыном по природе, а по закону - сыном Илия, ибо Иаков, его брат, «восстановил семя ему»» (cм.: Втор 25. 5-10.- Авт.) (Euseb. Hist. eccl. I 7. 9). Несмотря на древность и широкое признание трактовки Африкана, у нее один недостаток: в используемой им рукописи Евангелия от Луки в тексте родословной было пропущено 2 имени - Матфата и Левия. Впосл. почти все отцы Церкви как Востока, так и Запада, к-рые затрагивали вопрос о родословиях Христа, разделяли т. зр. Африкана (напр.: Aug. Retractat. 33. 2 - Grelot e. al. 1974. P. 1303). Нек-рые совр. библеисты выдвигали предположение, что одна из родословных могла быть родословием И. О., а другая - Девы Марии (см., напр.: Хуффман. 2003. С. 130). В целом проблема, связанная с именами и их последовательностью в евангельских родословных, остается нерешенной (см. подробнее в ст. Родословие Иисуса Христа, Гармонизация евангельская).

Образ И. О. в древней Церкви

Сон прав. Иосифа. Роспись ц. Богоматери в Кастельсеприо, Италия. Кон. IX в.(?)
Сон прав. Иосифа. Роспись ц. Богоматери в Кастельсеприо, Италия. Кон. IX в.(?)

Сон прав. Иосифа. Роспись ц. Богоматери в Кастельсеприо, Италия. Кон. IX в.(?)

В немногочисленных свидетельствах св. отцов и учителей Церкви отсутствуют указания на к.-л. особое почитание И. О. в древней Церкви. К его образу древнехрист. писатели обращались прежде всего при решении вопросов догматического и экзегетического характера, в апологетических целях.

В раннехрист. лит-ре до кон. II - нач. III в. нет прямых сведений о возрасте И. О. и его жизни до обручения с Девой Марией. Впервые предание о том, что И. О. имел детей от 1-го брака, упоминает Ориген, ссылаясь на апокрифические источники, в т. ч. на «Протоевангелие Иакова» (Orig. In Matth. 10. 17). В др. сочинении Ориген называет И. О. «приемным отцом» (Orig. Hom. in Luc. 16. 1). Свт. Епифаний Кипрский, следуя за Оригеном, первым среди отцов Церкви характеризует И. О. как 80-летнего старца-вдовца, вступившего в брак с юной Марией, давшей обет целомудрия (Epiph. Adv. haer. 51. 10-11). Свт. Епифаний также добавляет, что у И. О. было 6 сыновей (Ibid. 51. 10) или 4 сына и 2 дочери (Ibid. 78. 7) от 1-го брака. Именно этот взгляд получил распространение в вост. традиции, где практически все отцы и учители Церкви видели в братьях Господних детей от 1-го брака И. О., т. е. сводных братьев Христа. На Западе эту т. зр. разделял свт. Иларий Пиктавийский (Hilar. Pict. In Matth. 1. 4) (см. подробнее в ст. Братья Господни). Блж. Иероним Стридонский в полемике с Гельвидием настаивал на том, что и И. О. «благодаря Марии был девственником, так что у девственной четы родился сын-девственник» (Hieron. Adv. Helvid. 21; ср.: Idem. In Matth. 2), а братья Иисуса были детьми сестры Пресв. Богородицы - Марии Клеоповой (Idem. Adv. Helvid. 16-17; Idem. In Matth. 4. 16). Истолковывая слова в Мф 1. 25: «Она родила Сына Своего первенца...», блж. Иероним утверждает, что в Свящ. Писании обычно первенцем называется «не только тот, после которого были и другие, но и тот, прежде которого не было никого» (ср.: Числ 18. 15; Исх 34. 19-20); тем самым блж. Иероним доказывает, что И. О. не имел брачной связи с Марией ни до, ни после рождения Спасителя (Hieron. Adv. Helvid. 13-14). Мнение блж. Иеронима о том, что И. О. был девственником, не разделяли ни вост., ни зап. отцы Церкви в ранний период, кроме блж. Августина (Aug. De opere monach. 13. 14; Idem. Serm. 51. 21 sqq.). Именно благодаря авторитету блж. Августина представление о девственности И. О. получило широкое распространение на Западе в средние века, начиная с X в. (Holzmeister. 1945. P. 65).

Одним из первых сведения о родственных связях И. О. приводит христ. писатель Егесипп (2-я пол. II в.). Во фрагментах его «Записей о церковных делах», сохранившихся у Евсевия Кесарийского, сказано, что братом И. О. был Клеопа (отец Симеона, 2-го епископа Иерусалима) (Euseb. Hist. eccl. III 11; ср.: Мк 15. 40; Лк 24. 18; Ин 19. 25). Свт. Епифаний дополняет это предание сведением, что отцом И. О. и Клеопы был Иаков, прозванный Панфиром (Epiph. Adv. haer. 78. 7. 5). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) сообщает, что «братья и сестры Христовы были дети Иосифа, которые родились от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четырех сыновей и двух дочерей, Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию» (Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56 // PG. 123. Col. 293). Прп. Иоанн Дамаскин (2-я пол. VII в.- до 754 г.), возможно на основании местных палестинских преданий, полагал, что Иоаким, отец Девы Марии, был сыном Варпанфиира из рода Давидова и приходился свойственником Иакову, отцу И. О. (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14 // PG. 94. Col. 1154). В XIV в. Никифор Каллист со ссылкой на свт. Ипполита Римского пишет в «Церковной истории» о том, что 1-я жена И. О. по имени Саломия приходилась племянницей прав. Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 760).

Особое внимание в трудах христ. писателей уделялось нравственному значению образа И. О. В желании И. О. тайно отпустить Деву Марию (Мф 1. 19) ряд толкователей видели указание на то, что И. О. был человеком кротким и смиренным, не пожелавшим «причинять Деве даже и малейшего огорчения». Он мог предать Ее суду, но не обвинял и не порицал Ее, а поступил выше закона (Ioan. Chrysost. In Matth. IV 4; ср.: Aug. Serm. 51. 6, 9). Евсевий Кесарийский, напротив, считал, что праведность И. О. состояла в трепете перед открывшейся ему тайной чудесного рождения Спасителя и он хотел расстаться с Марией исключительно из чувства своего недостоинства пребывать вблизи совершаемых Богом великих дел (Euseb. Ad Stephan. I 3 // PG. 22. Col. 884-885). В «Гомилиях на Евангелие от Луки» (сохр. в переводе блж. Иеронима) Ориген называет И. О. «смотрителем [управителем] рождества Господня» (dispensatorum ortus Dominici - Orig. Hom. in Luc. 13. 7). Лат. слово dispensator соответствует греч. слову οἰκονόμος, тем самым Ориген определяет место И. О. в Божественном замысле домостроительства спасения. Cмирение, к-рое И. О. выказывал в отношении Того, Кто был вверен его защите и попечению, является, по Оригену, примером отношений родителей и детей (Ibid. 20. 45).

П. Ю. Лебедев

И. О. в христианских и гностических апокрифах

Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.
Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.

Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.

Важное место отведено И. О. в апокрифических «Евангелиях детства». В «Иакова Протоевангелии» (кон. II в.) отцовство И. О. впервые объясняется в согласии с учением о приснодевстве Пресв. Богородицы: И. О. был вдовцом и имел сыновей от 1-го брака. Когда Деве Марии исполнилось 12 лет и ее было решено выдать замуж (чтобы охранить данный Ею обет девства), ее мужем из числа вдовцов был избран плотник И. О. Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову (Protev. Jac. 8-9). Приняв Марию в свой дом, И. О. отправился на плотничьи работы и вернулся, когда Она была уже на 6-м месяце беременности; через явление ангела он уверился в Ее непорочности. Но книжник Анна донес первосвященнику о том, что жена И. О. непраздна, и супруги должны были пройти особое испытание «водой обличения» (Ibid. 13-16). Поиски И. О. повивальной бабки близ Вифлеема описаны от 1-го лица (Ibid. 18-19). Согласно «Фомы евангелию о детстве Спасителя» (Evangelium Thomae de infantia Salvatoris, кон. II в.) (см. в ст. «Евангелия детства»), И. О. изготавливал орала и ярма (Ev. Thom. 13. 1; мч. Иустин Философ то же занятие относит к Самому Христу - Iust. Martyr. Dial. 88). И. О. служит объектом то упреков, то похвал соседей и учителей из-за необычного поведения маленького Иисуса и совершаемых Им чудес (Ev. Thom. 2. 3; 7. 2-4; 14. 1; 15. 3-4), ругает и наказывает Его (Ibid. 2. 3; 5. 1-2). В противоположность этому в лат. «Евангелии о Рождестве Марии и детстве Спасителя», приписываемом евангелисту Матфею (Liber de ortu beatae nativitate sanctae Mariae [Pseudo-Mattaei Evangelium], кон. IX в.), подчеркивается почтение, оказываемое И. О. Младенцу Христу во время бегства в Египет (гл. 22).

На копт. (BHO, N 532; изд.: Lagarde. 1883; нем. пер.: Morrenz. 1951; доп.: Lefort. 1953) и на араб. (BHO, N 533; критическое изд.: Battista, Bagatti. 1978; рус. пер., выполненный И. Ю. Крачковским в 1919, в наст. время готовится к изданию) языках сохранилась апокрифическая «Книга Иосифа плотника» (Historia Josephi fabri lignarii; полное название - «История успения отца нашего святого старца Иосифа плотника»). Копт. версия дошла целиком на бохайрском диалекте и во фрагментах на саидском, арабская - полностью. Вопрос о языке оригинала (греческом или саидском диалекте коптского) остается открытым. Для датировки памятника нет достаточно четких указаний, исследователи по-разному определяют ее - от IV до VII в. Повествование построено в форме беседы Христа с апостолами на Елеонской горе: Он рассказывает им об И. О. и о его кончине. Согласно «Книге Иосифа плотника», И. О. происходил из Вифлеема, был не только плотником, но и священником (что невозможно, т. к., согласно закону, священниками могли быть потомки только Левия, но не Иуды; ср.: Евр 7. 14). Он женился в возрасте 40 лет, прожил в браке 49 лет и имел 6 детей: 4 сыновей (имена те же, что и в Мф 13. 55 и Мк 6. 3, но вместо Иосии - Иуст) и 2 дочерей - Лисию/Ассию и Лидию. Через год после смерти жены И. О. был по жребию обручен с 13-летней Девой Марией. Два года спустя родился Христос, причем И. О. записал Его во время переписи еще до рождения. В Египте Св. Семейство оставалось в течение года. Пресв. Марию стали называть «матерью Иакова», поскольку Она особенно заботилась об этом сыне И. О., сильно скорбевшем о смерти матери (ср.: Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 777; Theoph. Bulg. In Luc. 24 // PG. 123. Col. 1112). Со временем старшие сыновья И. О. Иуст и Симеон женились, их сестры вышли замуж; с И. О., Марией и Иисусом остались младшие сыновья Иаков и Иуда. И. О. прожил в совершенном здравии 111 лет. Почувствовав приближение смерти, он отправился в Иерусалим и совершил молитву в храме. Центром повествования «Книги Иосифа плотника» является кончина И. О. Автор красочно описывает его предсмертные страхи. Христос принимает его душу и вручает ее ангелам. В уста Христа вложены обоснование неизбежности смерти И. О. и вместе с тем обещание воздаяния почитающим его память, в т. ч. автору «Книги Иосифа плотника» и тому, кто наречет своего сына именем И. О. (в этой речи исследователи видят утверждение культа святого как покровителя конкретного человека). Апокриф заканчивается вопросом апостолов, почему И. О. не был избавлен от смерти, подобно Илии и Еноху, и ответом Спасителя об особой миссии последних вместе со Скилой и с Тавифой во времена антихриста (ср. с 4-й гл. Илии пророка апокалипсиса).

В «Книге Иосифа плотника» имеются параллели как с евангельским повествованием об И. О., так и с текстами др. апокрифов («Протоевангелие Иакова», «Евангелие Фомы»). Г. Кламет (Klameth. 1928) и С. Морренц (Morrenz. 1951. S. 29-34, 111 sqq., 124) предположили, что на формирование памятника оказал влияние также миф о древнеегип. боге Осирисе, однако эта гипотеза была опровергнута П. Дево (Devos. 1952) и Х. Энгбердингом (Engberding. 1953. S. 56-69; см. также: Görg. 2002).

И. О. упоминается в ряде гностических апокрифов из Наг-Хаммади (NHC. II 3. 17, 91; V 4).

С. А. Моисеева
Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 1-25; Lagarde P., de. Aegyptiaca. Gött., 1883. P. 1-37; Robinson F. Coptic Apocryphal Gospels. Camb., 1896. (Texts and Studies; 4/2); Michel C., Peeters P. Évangiles apocryphes. P., 19242. Pt. 1. P. 194-245; Morrenz S. Die Geschichte von Joseph dem Zimmermann: Übers., erläutert u. untersucht. B., 1951. (TU; 56) (рец.: Devos P. // AnBoll. 1952. Vol. 70. P. 382-385); Battista A., Bagatti B. Edizione critica del testo arabbo della Historia Iosephi Fabri Lignarii e ricerche sulla sua origine. Jerusalem, 1978.
Лит.: Богословский М. И. Открытие Иосифу, обрученнику Пресв. Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия // ПС. 1886. Ч. 3. № 10. С. 121-157; Leclerq H. Joseph (Saint) // DACL. Vol. 7. Col. 2659-2666; Klameth G. Über die Herkunft der apokryphen «Geschichte Josephs des Zimmermanns» // Angelos. Lpz., 1928. Bd. 3. S. 6-31; Holzmeister U. De Sancto Ioseph quaestiones biblicae. R., 1945; Engberding H. Der Nil in der liturgischen Frömmigkeit des christlichen Ostens // Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 56-88; Lefort L. Th. À propos de l'Histoire de Joseph le Charpentier // Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 201-203; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1251-1292; Giamberardini G. San Giuseppe nella tradizione Copta. Cairo, 1966. (SOC. Aeg.; 11); Grelot P. e. a. Joseph (Saint) // DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1289-1323; Plümacher E. Joseph (Mann Marias) // TRE. Bd. 17. S. 245-246; Guelich R. A. Mark 1-8: 26. Dallas (Tex.), 1989. P. 305-311. (WBC; 34а); Nolland J. Luke 1: 1-9: 20. Dallas, 1989. P. 36-136, 166-174. (WBC; 35a); Luz U. Matthew. 1-7: A Comment. Edinb., 1990. P. 100-155; Aranda Perez G. Joseph the Carpenter // CoptE. Vol. 5. P. 1371-1374; Beasley-Murray G. R. John. Dallas, 1991. P. 308-363. (WBC; 36); Porter S. E. Joseph, Husband of Mary // ABD. Vol. 3. P. 974-975; Brown R. E. The Birth of the Messiah. L., 19932. P. 111-112, 125-127; Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas, 1993. P. 1-43, 403-409. (WBC; 33a); Bernheim P.-A. James Brother of Jesus. L., 1997; Head P. M. Christology and Synoptic Problem. Camb., 1997; Nagel P. Joseph II (Zimmermann) // RAC. 1997. Bd. 18. Sp. 749-761; Lienhard J. T. St. Joseph in Early Christianity: Devotion and Theology: A Study and an Anthology of Patristic Texts. Phil., 1999; Görg M. Die «Heilige Familie»: Zum mythischen Glaubensgrund eines christlichen Topos // Die Zukunft der Familie und deren Gefährungen / Hrsg. N. Goldschmidt e. a. Münster, 2002. S. 57-65; Уизерингтон Б. Рождение Иисуса // Иисус и Евангелия: Слов. М., 2003. С. 531-544; Хуффман Д. С. Генеалогия // Там же. С. 125-130; Filas F. L. Joseph, st. // NCE. Vol. 7. P. 1034-1037.

Почитание И. О. на христианском Востоке и в России

Гробница И. О.

Прав. Иосиф Обручник и Иисус Христос. Икона. 2005 г. (частное собрание, Москва)
Прав. Иосиф Обручник и Иисус Христос. Икона. 2005 г. (частное собрание, Москва)

Прав. Иосиф Обручник и Иисус Христос. Икона. 2005 г. (частное собрание, Москва)

Согласно апокрифической «Книге Иосифа плотника», И. О. был погребен в Назарете в гробнице рядом с его отцом Иаковом. Гробница И. О. в Назарете упоминается и в сочинениях средневек. паломников. Согласно рассказу игум. Даниила (нач. XII в.), «там его Сам Христос погреб Своими руками пречистыми. Исходит от гроба того, от стены, как бы миро, вода святая белая, и ее берут для исцеления недужных» («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 115).

Тем не менее в паломнической лит-ре получила широкое распространение другая версия погребения И. О.: галльский еп. Аркульф (ок. 670 или 685), монте-кассинский мон. Петр Диакон (1-я пол. XII в.) со ссылкой на Беду Достопочтенного и англ. паломник Зевульф (1102-1103) называли местом захоронения И. О. и прав. Симеона Богоприимца Иосафатову долину (Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1. (Вып. 49). С. 73; Петра Диакона книга о св. местах // Там же. 1889. Т. 7. Вып. 2. (Вып. 20). С. 182; Житье и хоженье Даниила, русскыя земли игумена 1106-1108 гг. Ч. 2 // Там же. 1885. Вып. 9. Прил. 5: Путешествие Зевульфа в Св. Землю 1102-1103 гг. С. 279).

В более поздний период возобладало представление, согласно к-рому И. О. был похоронен в ц. Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании, являвшейся родовой усыпальницей Богоматери. Считалось, что гробница И. О. находится в посвященном ему приделе в нише на лестнице, ведущей в подземный храм. Вероятно, это мнение возникло из-за существования престола, посвященного И. О., и неких гробниц в том же приделе (Bagatti B., Piccirillo M., Prodomo A. New Discoveries at the Tomb of the Virgin Mary in Gethsemane. Jerusalem, 2004. P. 85). На позднее происхождение этого предания указывает тот факт, что еще иеродиак. Троице-Сергиевой лавры Иона, посетивший Св. землю в 1649-1651 гг., не смог найти сведений о том, кто погребен в приделе И. О. (Леонид (Кавелин), архим. Иерусалим, Палестина и Афон по рус. паломникам XIV-XVI вв. // ЧОИДР. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 91). В наст. время установлено, что это захоронения знатных дам эпохи королевства крестоносцев (Hoade E. Guide to the Holy Land. Jerusalem, 1984. P. 223).

Мощи И. О.

В «Книге Иосифа плотника» говорится, что мощи И. О. остались нетленными. В наст. время известно о мощах И. О. в Иерусалиме (в Гефсиманской базилике, см. выше) и на Афоне. На Св. Горе частицы мощей И. О. хранятся в храмах вмч. Пантелеимона, Покрова Пресв. Богородицы и блгв. кн. Александра Невского Русского вмч. Пантелеимона мон-ря. Кроме того, в мон-ре был сооружен парекклисион во имя праведных Иоакима и Анны и И. О. Известно, что хранившийся в этом мон-ре ковчег с мощами различных святых, в т. ч. И. О., был в 1863 г. привезен в Россию иером. Арсением (Мининым). Во время его поездки по России в 1866 г. реликвия привлекла огромное количество богомольцев, засвидетельствовавших происходившие от мощей чудеса, которые были собраны и описаны в ряде опубликованных в то время книг (напр.: Дубенский. 1867). Тогда же частица мощей И. О. была дарована кафедральному собору Могилёва по просьбе Могилёвского правосл. братства, что было связано с особым почитанием И. О. в зап. губерниях Российской империи.

Реликвия была доставлена в Могилёв из С.-Петербурга ко дню освящ. кафедрального собора (16 авг. 1866) и была торжественно встречена тысячами богомольцев. На всем пути совершались поклонения мощам (Там же. С. 16-18), все сопутствующие события тщательно документировались. Так, Могилёвское правосл. братство получило сведения более чем о 40 случаях исцелений (Следование Афонской святыни по Витебской, Могилёвской и Псковской губерниям в 1866 г. СПб., 1867. С. 31). Эта святыня погибла вместе с могилёвским собором в 1938 г. По др. версии, она (или ее часть) была вмонтирована в икону «Рождество Христово» ц. Бориса и Глеба в Могилёве; в наст. время эта икона хранится в Трехсвятительском соборе.

Ковчег с мощами, привезенный в Россию иером. Арсением, нек-рое время находился в С.-Петербурге, а затем в Москве в специально построенной в 1873 г. для хранения этой святыни Афонской часовне на Никольской ул., где он располагался «под Распятием, на аналое» (Описания знамений. 1901. С. 6; Описание Афонской часовни и находящихся в ней св. икон, присланных из Пантелеимонова мон-ря, списанных там с чудотв. иконных изображений. М., 1878; Лебедева Е. В. Город храмов и палат. М., 2006. С. 302). В 1880 г. из-за большого числа паломников на этом месте была построена новая часовня, освященная в 1883 г. во имя вмч. Пантелеимона. Часовня была закрыта в 1932 г. и 2 года спустя разрушена.

Дни празднования памяти И. О.

Сон прав. Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 273)
Сон прав. Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 273)

Сон прав. Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 273)

Древнейшим свидетельством литургического почитания И. О. является копт. «Книга Иосифа плотника», к-рая, судя по ее началу, была написана для чтения на литургии во дни празднования памяти И. О. в егип. мон-рях. Согласно этому апокрифу, кончина И. О. произошла в 26-й день месяца эпепа/абиба (20 июля). В этот день память И. О. отмечается в Коптской Церкви и в наст. время зафиксирована в эфиоп. календаре (26 хамле). Копт. община Иерусалима также отмечает память явления Пресв. Богородицы, Богомладенца, И. О. и ангелов в 1954 г. в колледже св. Антония близ храма Гроба Господня.

Др. восточнохрист. традиции так или иначе связывают память И. О. с праздником Рождества Христова (25 дек.). В Византии общая память И. О., царя Давида и Иакова, брата Господня, отмечалась в Неделю по Рождестве Христовом, поскольку она рассматривалась как продолжение празднования Рождества. В какой-то мере о зарождении этой традиции свидетельствует содержание 51-й гомилии блж. Августина, произнесенной вскоре после Рождества Христова (Lienhard. 2002). Также высказывалось мнение, что литургическое почитание И. О. зародилось в лавре прп. Саввы Освященного (Stramare. 1965. Col. 1273). Память И. О. связана и с др. переходящим праздником - воскресеньем, предшествующим Рождеству Христову, когда Церковь прославляет ветхозаветных праведников, от к-рых по плоти родился Господь Иисус Христос (Νικόδημος. Συναξαριστής. 20035. Τ. 2. Σ. 372). И. О. в этом контексте - «представитель всего человеческого рода в отношении к Богомладенцу; в нем лично воплощается Его родословная, и притом как до, так и после Его рождества» (Булгаков. 1927. С. 268).

Кроме того, память И. О. встречается под 25 дек., в день Рождества, в Минологии имп. Василия II кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 228) и в ряде визант. Синаксарей (SynCP. Col. 343-344), реже - под 26 дек. в Синаксаре К-польской ц. кон. Х в. (SynCP. Col. 344) и в нек-рых др. календарях. В средневек. сиро-яковитских Минологиях память И. О. также отмечена 26 дек.

Особенностью почитания И. О. в большинстве древних вост. Церквей является наличие особого праздника Благовещения И. О. (явления ему ангела - Мф 1. 20-21). Эфиопская Церковь отмечает его в 16-й день месяца сане (10 июня), Халдейская - в 1-е, а Сирийская яковитская и Маронитская - во 2-е воскресенье перед Рождеством. Армянская Апостольская Церковь отмечает память И. О. в 6-й понедельник после Воздвижения Креста.

Сохранилась сирийская поэма V в., входившая в состав вечерних богослужений церквей, расположенных в районе Юго-Вост. Турции, Сирии и Сев. Ирака. Поэма представляет собой обширный эмоциональный диалог между Пресв. Богородицей и И. О., обвиняющим Ее в супружеской неверности, но в конце поверившим в Ее целомудрие (Brock S. P., transl. Bride of Light: Hymns on Mary from the Syriac Churches. Kottayam, 1994. P. 146-160). В том же веке похожий диалог был введен свт. Проклом К-польским в проповедь, посвященную Пресв. Богородице (Proclus CP. Or. VI 9 // PG. 65. Col. 736-737).

Храмы, построенные во имя Иосифа Обручника

Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в.
Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в.

Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в.

Сооружение известного древнейшего храма во имя Иосифа Обручника церковное Предание относит к 20-м гг. IV в. В одном из Житий равноапостольных Константина и Елены (VIII в.; BHG, N 364) говорится, что на Поле Пастушков (Бейт-Сахур) эта святая построила ц. во имя Пресв. Богородицы и И. О. (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест / Пер.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2. (Вып. 11). С. 261). В нач. XII в. игум. Даниил описал руины базилики св. Иосифа Обручника на Поле Пастушков («Хожение» игум. Даниила. 2007. C. 70). К визант. периоду относится сооружение приделов И. О. в базилике Рождества Христова в Вифлееме и в ц. Благовещения в Назарете. В это же время начинают возникать храмы, отмечающие места пребывания Св. Семейства в Египте - в особенности в Гермoполе и Гелиополе (Filas. 1944. P. 94). О существовании храмов или часовен И. О. в К-поле ничего не известно.

В России древнейшей из известных церквей, посвященных И. О., является построенная в 1725-1729 гг. в С.-Петербурге на Охтенской стороне в плотничьих «переведенских слободах» деревянная ц. во имя св. Иосифа Древодела и свт. Николая Чудотворца. В 1732 г. деревянный храм разобрали и рядом с этим местом была возведена каменная ц. Св. Троицы с приделом И. О., а после ее сноса - часовня И. О. (1903-1904, архит. О. Л. Игнатович), простоявшая до 30-х гг. ХХ в.

Большинство храмов И. О. строилось на западных рубежах Российской империи. Самой знаменитой была церковь в Могилёве, заложенная Екатериной II и австр. имп. Иосифом II в память их встречи в этом городе в мае 1780 г. Строительство под рук. архит. Н. А. Львова было завершено в 1798 г. В 1802 г. церковь получила статус кафедрального собора, в иконостасе помещены иконы И. О. и вмц. Екатерины работы В. Л. Боровиковского. Храм действовал до 1925 г., взорван в 1938 г.

С 1866 по 1921 г. в г. Воложин (ныне на территории Белоруссии) действовал правосл. храм, один из приделов которого был посвящен И. О. Здание храма ранее принадлежало местной римско-католич. общине, также освятившей его во имя этого святого. Со временем многие члены общины перешли в Православие, в связи с чем храм был передан властями в ведение правосл. Церкви, но в 1921 г. церковь была возвращена ее прежним владельцам. В дер. Ижа (Вилейского р-на Минской обл., Белоруссия) также существовал храм И. О., построенный в XIX в. и разрушенный в 1929 г. Почитание И. О. в западных губерниях Российской империи иллюстрируют переписи населения этих районов, в которых Иосиф является одним из наиболее популярных имен (см., напр.: Опыт описания Могилёвской губ., составленный по программе и под редакциею Председателя могилёвского губернского статистического комитета А. С. Дембовецкого. Могилёв на Днепре, 1884).

В 1792-1794 гг. в с. Берёзовка Херсонской губ. на средства местного помещика И. Г. Бржесского была возведена ц. И. О. Во время Великой Отечественной войны рядом с церковью находился опорный пункт немецкой армии, из-за чего она получила значительные повреждения при штурме города. В 60-х гг. XX в. храм был переоборудован под складские помещения и в таком виде существовал до 1985 г., когда началось его постепенное восстановление. Кроме того, на Украине ц. св. Иосифа с XIX в. существует в с. Мечебилове Барвенковского р-на Харьковской обл. В Днепропетровской обл., в с. Марьевка Магдалиновского р-на, несколько лет назад был возрожден соименный женский монастырь, а в Крыму, в с. Крестьяновка,- церковь.

В 1899 г. в Москве, на В. Красносельской ул., при доме призрения им. И. Н. Геер его вдовой был возведен храм, освященный во имя небесного покровителя ее покойного мужа св. Иосифа Обручника. В наст. время эта богадельня возрождена.

Лит.: Дубенский Н. Я. Следование святыни Афонской в Могилев и по Вост. Белоруссии в 1866 г. по случаю освящения возобновленного Могилевского Иосифовского правосл. собора. СПб., 1867; Описания знамений и исцелений, благодатию Божиею бывших в разных местах в 1863-1867 гг. от св. мощей и части животворящего древа Креста Господня, принесенных со Св. Афонской Горы из Русского Пантелеимонова мон-ря. М., 19016; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 288, 393-394; Булгаков С., прот. Друг Жениха: О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Filas F. L. The Man Nearest to Christ: Nature and Historic Development of the Devotion to St. Joseph. Milwaukee, [1944]; Stramare T. Giuseppe, sposo di Maria Vergine: Nel culto // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1268-1287; DSAMDH. T. 8. Col. 1316; Lienhard J. T. Augustine, Sermon 51: St. Joseph in Early Christianity // In Dominico Eloquio: Essays on Patristic Exegesis in Honor of R. L. Wilken / Ed. P. M. Blowers et al. Grand Rapids; Camb., 2002. P. 336-347; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. / Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007; Иосиф (Крюков), игум. История почитания св. Иосифа Обручника в Правосл. Церкви: Дис. / МДА. Серг. П., 2010. Ркп.
Игум. Иосиф (Крюков)

Почитание на Западе

Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим)
Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим)

Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим)

О почитании И. О. в поздней античности и в раннее средневековье известно мало. Богословское и экзегетическое осмысление образа И. О. нашло отражение в трудах зап. отцов Церкви IV-V вв. свт. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина и св. Петра Хрисолога. Каролингский богослов Рабан Мавр († 856) придавал образу И. О. важное сотериологическое значение: «Мир пал четверицей: женщиной, мужчиной, древом, змием; четверицей он был восстановлен: Марией, Христом, крестом, Иосифом» (Raban. Maur. Homilia 163 // PL. 110. Col. 466). Сопоставление пар Адама и Евы и И. О. и Девы Марии в сотериологическом смысле получило отражение в гомилиях Ремигия Осерского († ок. 908) (Remigius. Hom. 4: In vigilia Nativitatis // PL. 131. Col. 889). Некоторые латинские авторы (Гаймон Осерский, а позднее и Бернард Клервоский) вслед за св. Петром Хрисологом проводили параллель между И. О. и патриархом Иосифом, рассматривая последнего как ветхозаветный прообраз Христа и подчеркивая значимость брака между И. О. и Марией, олицетворявшей Церковь (PL. 118. Col. 76; Bernard. Clar. Homilia super «Missus est». II 16 // PL. 183. Col. 69-70). Подобные идеи высказывал и Исидор Гиспальский (Севильский), видевший в И. О., супруге Девы Марии, олицетворение Христа как хранителя Церкви (Isid. Hisp. Allegoriae Scripturae Sacrae. 138-139 // PL. 83. Col. 117; ср. Raban. Maur. De universo. IV 1 // PL. 111. Col. 75). В этом же ключе рассматривал образ И. О. Беда Достопочтенный († 735), сравнивший И. О. как хранителя Церкви с Римским папой (Beda. In Luc. I 2; позднее подобную параллель использовал Бернард Клервоский - Bernard. Clar. Ep. 50). У ранних авторов (Максима Тавринского, св. Петра Хрисолога) подчеркивается символизм образа И. О.-ремесленника как Бога Творца или Св. Духа, освящающего божественное творение (Petr. Chrysolog. Serm. 48 // PL. 52. Col. 334-335; Beda. In Luc. IV 22).

В ранних Мартирологах и других литургических книгах указания на празднование памяти И. О. отсутствуют. Впервые память И. О. (как «Ioseph sponsus Mariae» (Иосифа, обручника Марии)) под 20 марта указана в календаре рукописного сборника (VIII-IX вв.) из мон-ря Райнау; календарь, вероятно, был создан в мон-ре Нивель (совр. Бельгия) или в Куре (совр. Швейцария) (Zürich. Zentralbibliothek. Rh 30; см.: Vogel C. Medieval Liturgy: An Introd. to the Sources. Wash., 1986. P. 359). Второе датированное указание на празднование памяти И. О. под 19 марта содержится в календаре из Райхенау (сер. IX в.- Vindob. Lat. 1815) с добавлением «в Вифлееме». На протяжении IX-X вв. память И. О. под 19 или под 20 марта вносится во многие франкские календари. Происхождение празднования связано с неверным пониманием записи в Иеронимовом Мартирологе под 20 марта (также ошибочно под 15 февр., 19, 21 и 24 марта), где указана память мч. Иосифа Антиохийского (MartHieron. Comment. P. 153-154). Напр., в календаре из Сакраментария аббатства Сен-Реми в Реймсе (IX в.) сохранились фрагменты прежней формы записи: «В Антиохии св. Иосифа, обручника св. Марии» (Sacramentaire et martyrologe de l'abbaye de Saint-Remy / Éd. U. Chevalier. P., 1900. P. 5). Болландист П. Грожан указал на возможное ирл. происхождение празднования памяти И. О.: память И. О. под 19 марта встречается в самых ранних ирл. календарях (1-я пол. IX в.) - в Мартирологе из Тамлахты («Иосифа, обручника Марии» (Ioseph sponsi Mariae) - The Martyrology of Tallaght / Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 25) и в стихотворном Мартирологе Оэнгуса («Иосиф... прекрасный воспитатель Иисуса» (Ioseph... aite álaind Íssu) - Félire Óengusso Céli Dé = The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 83). В Райнау существовало предание о том, что рукописный сборник, в к-ром упоминается память И. О., принес в монастырь св. Финтан, паломник из Ирландии (IX в.) (см.: Löwe H. Fintan von Rheinau // Studi Medievali. 1985. Ser. 3. Vol. 26. P. 53-100). Однако рукопись была несомненно создана на континенте.

Почитание И. О. на Западе распространялось медленно. Ок. 1030 г. И. О. начали поминать в Англии (в Уинчестере). В 1129 г. в Болонье (Италия) во имя И. О. была освящена церковь бенедиктинского монастыря. Имя святого внесли в литании рукописных миссалов (missalia plenaria) XII в. Самый ранний известный оффиций И. О. сохранился в рукописи XIII в. из бенедиктинского мон-ря св. Лаврентия в Льеже (Brux. MS 9598-9606), самая ранняя вотивная месса святому - в миссале кон. XIII в. из мон-ря св. Флориана близ Линца (совр. Австрия). Память И. О. значится в позднесредневек. добавлениях к Мартирологу Узуарда (PL. 123. Col. 857-860).

Зап. богословы этого времени достаточно редко обращались к образу И. О. Бернард Клервоский в гомилиях на «Missus est» подчеркивал таинственное значение неконсумированного брака между И. О. и Пресв. Девой Марией. Природа их брака привлекала внимание богословов-схоластов и канонистов, к-рые расходились во мнении о том, что делает брак действительным - брачное соглашение (pactio conjugalis) или плотское соитие (copula carnalis). Последнюю т. зр. отстаивал канонист Грациан, к-рому возражали вслед за Петром Ломбардским Альберт Великий (Albert. Magn. In Sent. IV 30. 9-10 // B. Alberti Magni Opera omnia. Lugduni, 1894. T. 29-30) и Фома Аквинский (Thom. Aquin. Sum. th. 3. 29. 1-2 // Divi Thomae Aquinatis Summa theologica. R., 1894. Pars 3. P. 250-254).

Обручение Девы Марии. Худож. Рафаэль Санти. 1504 г. (Пинакотека Брера, Милан)
Обручение Девы Марии. Худож. Рафаэль Санти. 1504 г. (Пинакотека Брера, Милан)

Обручение Девы Марии. Худож. Рафаэль Санти. 1504 г. (Пинакотека Брера, Милан)

С XIII в. на распространение почитания И. О. оказывали влияние нищенствующие ордены. На генеральном капитуле сервитов в Болонье (1324) празднование памяти И. О. (festum) было объявлено обязательным для всех монастырей ордена. В 1399 г. аналогичное постановление принял генеральный капитул ордена францисканцев (локально память И. О. праздновалась в ордене с XIII в.). Важную роль в распространении почитания святого сыграли францисканцы-спиритуалы, теологи и проповедники Петр Оливи († 1298) и Убертино да Казале († ок. 1330), а впосл. глава обсервантов св. Бернардин Сиенский († 1444). В комментарии на Евангелие от Матфея Петр Оливи придал образу И. О. сотериологическое значение, представив святого как олицетворение Вселенской Церкви (Emmen. 1966. P. 259-270). На теологов и мистиков более позднего времени повлияли идеи, выраженные в сочинении Убертино да Казале «Древо распятой жизни» (Arbor vitae crucifixae, 1305). Образ И. О. все чаще фигурировал в духовной литературе, распространявшейся членами монашеских орденов (в «Размышлениях о жизни Христа», приписываемых францисканцу Иоанну из Сан-Джиминьяно (1-я четв. XIV в.); в соч. «Жизнь Иисуса Христа» Лудольфа Картузианца († 1377/78)), упоминался в трудах мистиков (напр., католич. св. Биргитты Шведской - Birgitta. Revelaciones. VI 58-59; VII 21-22, 25). Особо И. О. почитался кармелитами.

Почитание И. О. как приемного отца Христа и опекуна Церкви возросло в XV в. в связи со схизмой в католической Церкви и с экклезиологическими трудами католич. теологов. Целестинец Пьер Поке († 1408) составил молитвы и стихотворную похвалу святому (Lieberman. 1964). Кард. Пьеру д'Айи принадлежит авторство 1-го посвященного И. О. богословского трактата - «О 12 привилегиях св. Иосифа» (De duodecim honoribus sancti Joseph). Особую роль в становлении почитания И. О. на Западе сыграл Жан Жерсон, к-рый неоднократно обращался к образу святого в проповедях, в т. ч. произнесенных на заседаниях Констанцского Собора (1414-1418). В лат. эпической поэме «Иосифиана, героическим стихом воспетая» (Josephina sermone heroico decantata) Жерсон поместил образ И. О. в центр христ. сотериологической доктрины, провозгласив его защитником Церкви, раздираемой схизматиками, и образцом истинного христианина. Авторству Жерсона принадлежит также трактат «Размышления о св. Иосифе» (Considérations sur S. Joseph), в котором теолог доказывал необходимость особого почитания И. О. В ряде посланий, а также в проповеди участникам Констанцского Собора Жерсон требовал установить праздник обручения Богоматери и И. О., упоминая о том, что в отдельных местах монашеские ордены самостоятельно вводили поминание И. О. в определенные дни. Так, в Англии память И. О. праздновалась 9 февр., в Милане в общине августинских каноников - 19 марта. На распространение почитания И. О. оказал влияние папа Сикст IV (1471-1484), к-рый одобрил включение памяти святого в миссалы (1472) и бревиарии (1474), а в 1480 г. возвел празднование памяти И. О. в категорию «duplex». С этого времени память И. О. отмечалась также в храмах Рима. С кон. XV в. известно о праздновании обручения И. О. и Марии, которое зафиксировано в локальных редакциях миссала, однако не получило широкого распространения (упразднено в 1961). В 1540 г. была заложена 1-я церковь во имя Иосифа Обручника в Риме (Сан-Джузеппе деи Фаленьями).

В XV в. к образу И. О. часто обращались популярные католич. проповедники Винсент Феррер, Бернардин Сиенский, Бернардин из Фельтре и др. Началось составление агиографических сочинений, посвященных И. О., на народных языках. Так, в основу франц. поэмы Жана Раммессона «Похвала и привилегии господина св. Иосифа» (Dictier des loenges et privileges de monseigneur saint Joseph) положена лат. поэма П. Поке. В кон. XV в. Жития И. О. на фламандском языке были составлены Пьером Дорланом (Gent. Universiteitsbibliotheek. MS 895) и Филиппом ван Мероном (Die historie van den heiligen patriarch Joseph. Gouda, [1492-1500]). В XVI-XVII вв. жизнеописания И. О. выходили на лат., испан. и др. языках. Особо почитала И. О. католич. св. Тереза Авильская, к-рая назвала в честь святого основанный ею в 1562 г. 1-й мон-рь босоногих кармелитов в Авиле (Испания), а затем ряд др. обителей. В 1590 г. И. О. был провозглашен покровителем босоногих кармелитов в Испании. Почитание святого быстро распространилось в Новом Свете: И. О. почитался как покровитель вице-королевства Нов. Испания (Центр. Америка) (с 1555) и Нов. Франции (Канада) (с 1624). В XVI-XVII вв. почитание И. О. получило распространение во Франции, где его поддержали кард. Пьер де Берюль, католич. св. Франциск Сальский, а также иезуиты. Испан. теолог иезуит Франсиско Суарес в соч. «О таинствах жизни Христовой» (De mysteriis vitae Christi, 1592) приводил И. О. как пример наиболее совершенного типа христ. служения, превосходящего даже служение апостолов (Suárez Fr. Opera omnia / Éd. Ch. Berton. P., 1866. T. 19. P. 125). И. О. объявили покровителем кармелитов во Франции, вернувшихся к строгому соблюдению устава («кармелитов старой обсервации»; франц. Grands-carmes). В 1-й пол. XVII в. появились особые католич. конгрегации, посвященные И. О.: пресвитеров св. И. О. (иозефитов; Рим, ок. 1620), дочерей св. И. О. (Бордо, 1638), госпитальеров св. И. О. (Ла-Флеш, 1643), сестер св. И. О. (Ле-Пюи-ан-Веле, ок. 1650). Во 2-й пол. XVII в. И. О. был провозглашен покровителем ряда стран в составе империи Габсбургов - Богемии (1665), Австрии (1675) и Испанских Нидерландов (1689), а также Мексики (1678), образовалась конгрегация госпитальеров св. И. О. (Монреаль, 1694).

Память И. О. в категории «duplex» была включена в тридентские литургические книги рим. обряда по указанию папы Пия V (в бревиарий (1568) и в миссал (1570)). В 1621 г. папа Григорий XV предписал обязательное празднование памяти И. О. На протяжении XVII-XVIII вв. расширялись и дополнялись посвященные И. О. литургические тексты. Были введены также новые праздники, связанные с почитанием И. О. Так, с 1680 г. известно о праздновании в 3-е воскресенье по Пасхе «покровительства св. Иосифа», первоначально среди босоногих кармелитов (в 1847 праздник включен в литургические книги рим. обряда). В 1726 г. имя И. О. было включено в литанию святых Римского Миссала.

В XVIII в. распространение почитания И. О. замедлилось, однако образ святого занимал видное место в религиозной практике. Преимущественно в Испании и в Италии публиковались труды, посвященные богословскому и экзегетическому осмыслению образа И. О., из к-рых стало широко известно сочинение Дж. А. Патриньяни «Почитатель св. Иосифа» (1-е изд.: Patrignani G. A. Il Divoto di san Giuseppe. Firenze, 1707). В Португалии и Бразилии оформилось почитание 3 Св. Сердец - Иисуса, Марии и И. О.

Костел во имя прав. Иосифа Обручника в Кракове. 1905–1909 гг.
Костел во имя прав. Иосифа Обручника в Кракове. 1905–1909 гг.

Костел во имя прав. Иосифа Обручника в Кракове. 1905–1909 гг.
Прав. Иосиф Обручник. Икона из иконостаса кафедрального собора Могилёва. Худож. В. Л. Боровиковский. 1793–1794 гг. (не сохр.). Фотография. 30-е гг. XX в.
Прав. Иосиф Обручник. Икона из иконостаса кафедрального собора Могилёва. Худож. В. Л. Боровиковский. 1793–1794 гг. (не сохр.). Фотография. 30-е гг. XX в.

Прав. Иосиф Обручник. Икона из иконостаса кафедрального собора Могилёва. Худож. В. Л. Боровиковский. 1793–1794 гг. (не сохр.). Фотография. 30-е гг. XX в.

С 1865 г. в Италии распространялось движение за расширение почитания И. О. (в т. ч. за офиц. признание его покровителем католич. Церкви и за включение его имени в канон мессы). Мн. духовные писатели пропагандировали почитание И. О. и представляли его как прообраз христ. священнослужителя, как идеальный пример для христианина. Публиковались сборники молитв к И. О. и различных текстов о нем, о его роли в Церкви и о пользе его почитания (напр., «Св. Иосиф в писаниях святых и учителей духовной жизни» (S. Joseph d'après les saints et les maîtres de la vie spirituelle, 1863) иезуита М. Буи). В этот период возникли места особого почитания И. О., посвященные ему паломнические центры. Наиболее значительным является Ораторий св. Иосифа Обручника в Монреале, основанный в 1904 г. католич. св. Андре Бесеттом (с 1954 малая базилика). Возросло количество посвященных И. О. конгрегаций, преимущественно женских (одной из первых была Конгрегация сестер св. И. О., основанная в 1808 в Лионе (Франция)). 8 дек. 1870 г. папа Римский Пий IX провозгласил И. О. покровителем католической Церкви (декрет Конгрегации обрядов «Quemadmodum Deus»). Празднование памяти И. О. было включено в высшую категорию «duplex» 1-го класса (объявлен обязательным праздником в Кодексе канонического права 1917 г.- CIC (1917). 1247. 1). Папа Лев XIII в посвященной почитанию И. О. энциклике «Quamquam Pluries» (от 15 авг. 1889) трактовал Церковь как семью И. О., которому следует молиться об избавлении ее от испытаний. Вскоре память И. О. стала обязательной для празднования в Испании, Португалии (1890), а также в Пьемонте, Лигурии, Ломбардии и на Сардинии (1891). Папа Римский Пий XI в публичных выступлениях часто обращался к теме почитания И. О. как хранителя Церкви, в энциклике «Divini Redemptoris» (от 19 марта 1937) в знак его почитания призвал провести «молитвенный поход» против коммунистического атеизма. В 1955 г. папа Римский Пий XII установил 1 мая празднование в честь И. О.- покровителя трудящихся, чтобы противопоставить достоинство христианского труда атеистической пропаганде. В 1961 г. папа Иоанн XXIII провозгласил И. О. покровителем Ватиканского II Собора. В 1962 г. имя И. О. было включено в канон мессы (молитва «Communicantes»). В апостольском обращении «Redemptoris custos» (15 авг. 1989) Римский папа Иоанн Павел II говорил об И. О. как о праведном человеке, труженике и любящем отце семейства. Благодаря высоким моральным качествам И. О. стал хранителем Воплощенного Бога, одновременно помогая Марии в осознании Ее роли как Богоматери. Поэтому И. О. является также хранителем и защитником Вселенской Церкви, к-рая, как и человеческая семья, подвержена бедствиям. В речи перед молитвой «Angelus» 19 марта 2006 г. папа Бенедикт XVI подчеркнул значение образа И. О. как человека, терпеливо и со смирением исполняющего повседневные обязанности, призвав отцов и матерей семейств, служителей Церкви и всех трудящихся следовать его примеру.

В XX в. внимание теологов было сосредоточено на раскрытии значения образа И. О. в свете христ. сотериологии. Это привело к созданию центров по изучению т. н. иосифологии. С 1947 г. в Вальядолиде (Испания) издается ж. «Иосифовские исследования» (Estudios Josefinos), в 1953 г. было основано Испанско-американское об-во иосифологии. С 1953 г. при Оратории св. И. О. в Монреале началась публикация ж. «Статьи по иосифологии» (Cahiers de Joséphologie), в 1962 г. основано Североамериканское об-во иосифологии. В 1970 г. в память 100-летия провозглашения И. О. покровителем католической Церкви в Риме состоялся 1-й Международный симпозиум, посвященный изучению почитания И. О. до XV в. (6-й симпозиум, посвященный почитанию И. О. в XIX в., состоялся в 1995).

Лит.: Seitz J. Die Verehrung des hl. Joseph: In ihrer geschichtlichen Entwicklung bis zum Konzil von Trient. Freiburg i. B., 1908; Leclercq H. Joseph (Saint) // DACL. Vol. 7. Pt. 2. Col. 2656-2666; Diaz de Castro A. El patronato universal de San José. Madrid, 1931; Grosjean P. Notes d'hagiographie celtique: La prétendue origine irlandaise du culte de S. Joseph en Occident // AnBoll. 1954. T. 72. P. 357-362; Le Patronage de St. Joseph: Actes du Congrès d'études tenu à l'Oratoire Saint-Joseph, Montréal, 1-9 août 1955. Montréal; P., 1956; Lieberman M. Pierre Pocquet: «Dictamen de Laudibus Beati Josephi» // Cahiers de Joséphologie. Montréal, 1964. Vol. 12. N 1. P. 5-23; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe // BiblSS. Vol. 6. Col. 1251-1292; Emmen A. Pierre de Jean Olivi, sa doctrine et son influence // Cahiers de Joséphologie. 1966. Vol. 14. N 2. P. 209-270; Filas F. St. Joseph in the Writings of Rupert of Deutz // Ibid. 1971. Vol. 19: Saint Joseph durant les quinze premiers siècles de l'Église. P. 269-279; Garrido Bolaño M. San José en los calendarios y martirologios hasta el siglo XV inclusive // Ibid. P. 600-646; Payan P. Pour retrouver un père...: La promotion du culte de St. Joseph au temps de Gerson // Cahiers de Recherches Médiévales et Humanistes. 1997. Vol. 4: Être père à la fin du Moyen Âge. P. 15-29; idem. Ridicule?: L'image ambiguë de St. Joseph à la fin du Moyen Âge // Médiévales. St.-Denis, 2000. Vol. 19. N 39. P. 96-111; Gauthier R. Bibliographie sur St. Joseph et la Sainte Famille. Montréal, 1999; idem. Le culte liturgique de St. Joseph en Occident d'après les manuscrits des quinze premiers siècles. Montréal, 2002; Lienhard J. St. Joseph in Early Christianity. Phil., 1999; Gerson J. Josephina / Éd. G. Matteo Roccati. P., 2001 [CD-ROM]; DHGE. T. 28. Col. 62-171.
А. К.

Гимнография

Основным днем памяти И. О. является Богоотец святых неделя (Неделя по Рождестве Христовом), в к-рую совершается память сродников Христа по плоти. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 160-162) в этот день на Пс 50 и на входе поется тропарь 2-го гласа Εὐαγγελίζου, ᾿Ιωσήφ̇ (  ).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 310-311) И. О. прославляется в песнопениях Недели по Рождестве Христовом: в отпустительном тропаре 2-го гласа    в каноне 4-го гласа с ирмосом:      в каноне 8-го гласа с ирмосом:  ()[ ]   ()[ ] в цикле стихир-подобнов и в неск. самогласнах. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 358-361) память И. О. также отмечается 26 дек. вместе с празднованием Собору Пресв. Богородицы и с памятью сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; И. О. назначаются неск. стихир и седален. В Неделю по Рождестве Христовом песнопения, в которых прославляется И. О., следующие: тот же отпустительный тропарь, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», по 2 стихиры-подобна на стиховне вечерни и на хвалитех, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 86-87) указания в Неделю по Рождестве Христовом в целом те же, что и в Евергетидском.

В богослужебных книгах Иерусалимского устава память И. О. также отмечается в Неделю по Рождестве Христовом. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. в этот день поются тот же отпустительный тропарь, что и в Типиконах студийской традиции, канон, 2 цикла стихир-подобнов. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указаны 2 кондака, в которых упоминается И. О.: 3-го гласа   и 1-го гласа   

В совр. богослужебных книгах в Неделю по Рождестве Христовом содержатся следующие песнопения, в к-рых прославляется И. О.: отпустительный тропарь 2-го гласа Εὐαγγελίζου, ᾿Ιωσήφ̇ (  ); кондак 3-го гласа Εὐφροσύνης σήμερον̇ (  ); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Χριστοῦ σε μέλπω δεξιὸν παραστάτην. Ιωσήφ (Христова тебя пою правого помощника) 1-го гласа, ирмос: Χριστὸς γεννᾶται̇ (  ), нач.: Χριστοῦ θεράπον μακάριε (Христова служителя, блаженне) - только в греч. Минее; канон авторства Космы Маюмского без акростиха 4-го гласа, ирмос: ῎Ασομαί σοι Κύριε̇ (   ), нач.: ῎Ασομαί σοι Κύριε (   ) (в греч. Минее этот канон посвящен прор. Давиду и Иакову, брату Господню, в нем были переработаны все тропари, в к-рых фигурирует И. О.; вероятно, это объясняется наличием в греч. Минее отдельного канона в честь И. О.); цикл стихир-подобнов; 2 седальна; светилен.

В рукописях сохранились каноны, составленные в честь И. О.: анонимный канон на празднование Собору Пресв. Богородицы и И. О. без акростиха 4-го гласа, ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач.: ᾿Αρρήτου φιλανθρωπίας (Несказанного человеколюбия); канон в честь Собора Пресв. Богородицы, прор. Давида, Иакова, брата Господня, и И. О. с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Χριστὸς θεοῖ με τὴν ἐμὴν λαβὼν φύσιν (Христос да обожит меня, мою принимая природу) 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), нач.: Χαρίτων προχέονται (Благодатей изливаются) (Ταμεῖον. Σ. 133-134).

Е. Е. Макаров

Иконография

Поклонение волхвов. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.
Поклонение волхвов. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.

Поклонение волхвов. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.

В раннехрист., визант. и древнерус. искусстве И. О. изображали гл. обр. в композиции «Рождество Христово» и в сценах, связанных с событиями, предшествовавшими Рождеству или случившимися вскоре после него, к-рые описаны как в Евангелиях, так и в апокрифах («Протоевангелии Иакова», «Сказании Афродитиана»). Это композиции: «Обручение Марии», или «Вручение Марии Иосифу», «Сомнения Иосифа», «Явление ангела во сне Иосифу», «Испытание водой обличения», «Бегство в Египет». Единоличные изображения чрезвычайно редки; отдельные иконы И. О. начали писать в Греции и странах правосл. мира только в XIX-XXI вв. под влиянием западноевроп. изобразительной традиции (Kaster. Sр. 210-221).

Впервые изображения И. О. появились в IV в. на рельефах саркофагов. У него густые короткие волосы и борода; он может быть представлен в длинном одеянии, стоящим за троном Богоматери («Поклонение волхвов» на т. н. большом латеранском, или «догматическом», саркофаге, Ватикан, IV в.) или в короткой тунике, сидящим напротив Богоматери («Рождество Христово» на резном окладе слоновой кости Евангелия из Миланского собора, 2-я пол. V в.). Определить возраст персонажа на этих рельефах невозможно, однако на мозаиках ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) И. О. изображен средовеком с черными бородой и волосами. Здесь впервые представлен подробный цикл, где И. О. показан в следующих сценах: «Беседа ангела с Иосифом» («Сомнения Иосифа»), «Поклонение волхвов», «Явление Иосифу во сне ангела, повелевшего бежать от Ирода», «Св. Семейство у града Сотина», «Сретение». И. О. одет в короткую белую тунику и красный плащ. В VI в., когда формируется визант. иконография Рождества Христова с лежащей на ложе Богоматерью, И. О., подобно апостолам и пророкам, изображается в традиц. хитоне и гиматии, сидящим, подперев в раздумьях голову рукой (ампула из Монцы, VI в.), пожилым человеком (крышка реликвария, Музеи Ватикана, VI в.). На резной пластине трона архиеп. Максимиана (Архиепископский музей, Равенна) появляется еще одна сцена - «Сон Иосифа», или «Явление во сне ангела Иосифу», связанная с разрешением сомнений прав. старца относительно соблюдения Девой Марией обета чистоты (Мф 1. 18-21). Эта сцена пришла на смену композиции с более ранней иконографией - «Беседа Иосифа с ангелом». Здесь же представлена композиция «Путешествие в Вифлеем» (И. О. придерживает Деву Марию, сидящую на осле), а также апокрифическая сцена «Испытание водой обличения» (И. О. наблюдает, как Дева Мария пьет из чаши). Он может изображаться и подающим Ей чашу (резная пластина VI в. со сценами «Благовещение» и «Испытание водой» - ГЭ).

Прав. Иосиф Обручник. Фрагмент иконы «Богоматерь Киккская, с пророками». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Прав. Иосиф Обручник. Фрагмент иконы «Богоматерь Киккская, с пророками». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Прав. Иосиф Обручник. Фрагмент иконы «Богоматерь Киккская, с пророками». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В средневизант. период в протоевангельских циклах на иконах и фресках присутствует также сцена «Обручение Марии», или «Вручение Марии Иосифу» (эпистилий из мон-ря Ватопед на Афоне, XII в.), иконография к-рой близка к иконографии «Введения Богородицы во храм». Иногда за ней следует композиция «Иосиф ведет Марию в свой дом» (ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах), 1189). В композиции «Сретение» И. О., сопровождающий Богородицу, держит 2 белых горлиц в качестве жертвы храму (один из ранних примеров - миниатюра из Минология Василия II - Vat. gr. 1613, 1-я четв. XI в.). Большие иконографические циклы, посвященные протоевангельским событиям, содержатся в рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162; Paris. gr. 1208) 2-й четв. XII в. («Иосиф слышит призыв глашатаев», «Иосиф оставляет свою работу», «Иосиф присоединяется к толпе», «Чудо с посохом Иосифа», «Вручение Марии Иосифу», «Богородица прощается с Захарией», «Мария и Иосиф, покидающие Иерусалим», «Мария, следующая за Иосифом», «Возвращение Иосифа домой», «Иосиф сообщает Марии о своем уходе», «Возвращение Иосифа в свой дом», «Иосиф, размышляющий о беременности Марии», «Стенания Иосифа», «Иосиф, сомневающийся в Марии», «Оправдание Марии», «Анна удостоверяет беременность Марии», «Взятие под стражу Марии и Иосифа», «Марию и Иосифа ведут в храм», «Анна обвиняет Марию», «Испытание Иосифа водой обличения», «Иосифа выводят из храма», «Прощание Марии с Захарией после признания Ее невиновности»).

В палеологовскую эпоху протоевангельский цикл дополняется сценой «Перепись населения», где также изображен И. О. (мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Редким примером включения И. О. в композицию «Введение Богородицы во храм» является новгородская икона XIV в. (ГРМ), на к-рой И. О. изображен стоящим за прав. Захарией (Смирнова. 1976. С. 210). По мнению Ж. Лафонтен-Дозонь (Lafontaine-Dosogne. 1964. P. 161-162), на эту иконографию могла повлиять сцена «Обручение Марии», поскольку обе композиции имеют сходную схему (ср. с «Обручением Марии» на эпистилии из мон-ря Ватопед).

Одиночное изображение И. О. представлено на иконе «Богоматерь Киккская, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Образ И. О. помещен в центре нижнего ряда святых, непосредственно под образом Богоматери на троне. Он представлен фронтально, в левой руке держит развернутый свиток, правая рука молитвенно поднята к груди. Слева от И. О. изображены в молении праведные Иоаким и Анна, справа - прародители Адам и Ева. Надпись под троном Богородицы комментирует эту необычную композицию: «Иоаким и Анна зачали, Адам и Ева были спасены» (Лидов. 1999. С. 66). И. О. в синем хитоне с золотым клавом и в охристом гиматии, волосы и борода седые.

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) И. О. упоминается последним в ряду 12 сыновей Иакова и их потомков (§ 129, № 74): «Праведный Иосиф, сын Иакова, обручник Богородицы, с круглою бородою, старец». В лицевом иконописном подлиннике XVIII в., изданном С. Т. Большаковым, память И. О. указана под 26 дек., в день Собора Пресв. Богородицы, вместе с памятью царя Давида и Иакова, брата Господня. Однако описание его облика приводится не в этой статье, а в тексте, посвященном «Рождеству Христову»: «Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 60).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 80; Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l'enfance de la Vierge dans l'Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Kaster G. Joseph von Nazareth // LCI. Bd. 7. Sp. 210-221; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999.
Н. В. Квливидзе
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые неразделенной Церкви Иконография праведных и бессребреников Праведные мужи Русской Православной Церкви Новозаветные персоналии Гимнография праведных и бессребреников Иосиф Обручник праведный (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресвятой Богородицей, происходил из рода царя Давида
См.также:
ЕВДОКИМ (807 или 809 - 840 или 842), прав. (пам. 31 июля)
НИКОДИМ (I в.), тайный последователь Иисуса Христа, прав. (пам. 2 авг. и в Неделю жен-мироносиц)
ГАМАЛИИЛ I (Ɨ ок. 50), евр. законоучитель, фарисей (Деян 5. 34), прав. (пам. 2 авг.)
ЗАХАРИЯ прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы (пам. 5 сент.)
ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.)
КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.)
ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11)
МАРФА И МАРИЯ праведные, сестры прав. Лазаря
АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)
АННА дочь Фануила, пророчица из колена Асира, св. (пам. 3 фев., 28 августа)
АПЕЛЛИЙ ап. от 70-ти (пам. 31 окт., 4 янв.)