Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
30, С. 98-102 опубликовано: 24 мая 2017г.


КАМЧАТСКИЙ КРАЙ

субъект РФ в составе Дальневосточного федерального округа. Территория - 464,3 тыс. кв. км. Центр - Петропавловск-Камчатский. К. к. расположен на крайнем востоке азиат. части России, на п-ове Камчатка, который омывается водами Охотского (на западе) и Берингова (на востоке) морей, Тихого океана (на юго-востоке), К. к. включает также Командорские о-ва и о-в Карагинский (в Беринговом м.), граничит с Магаданской обл. и Чукотским АО. Природу края определяют приморское положение территории, большая (1800 км) протяженность с северо-востока на юго-запад, преобладание горного рельефа и активное проявление вулканизма (160 вулканов, в т. ч. 29 действующих). Население - 322 тыс. чел. (2010). Национальный состав: русские - 85%, представители коренных народов - ок. 5 (коряки - 6,6 тыс. чел., ительмены - 2,3 тыс. чел., камчадалы, чукчи, эвены, алеуты - ок. 7 тыс. чел.), украинцы - 3,9, татары - 0,8, белорусы - 0,7% и др.

История, административное устройство

Археологические находки, относящиеся к эпохе позднего палеолита и раннего неолита (раскопки у Ушковского оз.), свидетельствуют о древнем освоении человеком территории К. к. Среди более поздних археологических культур выделяют древнеительменскую, древнекорякскую и др. культуры, относящиеся к I тыс. по Р. Х. Для культур II тыс. характерны обширные связи с народами Курильских и Алеутских островов.

Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ)
Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ)

Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ)
В сер. XVII в. началось проникновение на территорию К. к. рус. землепроходцев (экспедиции М. В. Стадухина в 1650, И. М. Рубца (Бакшеева) в 1661-1663 и др.). Экспедиция В. В. Атласова, проникшая в 1696-1699 гг. в глубь Камчатского п-ова, составила 1-е описание края и заложила 1-е рус. поселение -Верхнекамчатский острог. Камчатские земли были присоединены к России в 1708-1731 гг., входили в Якутский у. Сибирской губ., население Камчатки в этот период не превышало 25 тыс. чел. Освоение сев.-вост. земель Российской империи продолжилось в XVIII в. военными и географическими экспедициями, во время которых были построены крепости: Нижнекамчатский (1703) и Большерецкий (нач. XVIII в.) остроги и др. Освоение новых земель нередко сопровождалось конфликтами с местными народами, эксплуатацией коренных жителей. С 1731 г. территория К. к. входила в Охотское приморское управление в составе Сибирской (с 1764 Иркутская) губ. В XIX - нач. XX в. на камчатских землях трижды (1803-1812, 1849-1856, 1909-1922) создавалась отдельная Камчатская обл., в остальное время они входили в состав Иркутской губ. и Приморской обл. В 1912 г. в Камчатской обл. постоянно жило ок. 35 тыс. чел., в адм. центре Камчатки - Петропавловске насчитывалось ок. 500 жителей, менее 150 зданий. Советская власть на территории К. к. установилась в 1922 г., тогда же была образована Камчатская губ., вошедшая в 1926 г. в Дальневосточный край. В 1932-2007 гг. существовала Камчатская обл., из к-рой в 1993 г. был выделен самостоятельный субъект РФ - Корякский АО, в 2007 г. Камчатская обл. и Корякский АО объединились в К. к. Во 2-й пол. XX в. население Камчатки быстро росло: в 1959 г. здесь жило более 220 тыс. чел., в 1989 г.- 466 тыс. чел., с нач. 90-х гг. XX в. идет отток населения из региона.

Религия

К 1 мая 2011 г. в К. к. были зарегистрированы 53 религ. орг-ции: 35 общин РПЦ (принадлежат к Петропавловской и Камчатской епархии; имеются также незарегистрированные общины), община Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия), римско-католич. приход, 2 прихода баптистов (имеются также 4 незарегистрированных группы), неск. общин др. протестант. деноминаций (действуют также незарегистрированные группы), 3 группы Иеговы свидетелей (и столько же незарегистрированных общин). Немногочисленны в регионе приверженцы буддизма, ислама, иудаизма, новых религ. движений и др. Последователи бывш. правосл. Анадырского и Чукотского еп. Диомида (Дзюбана) организованы в 4 немногочисленных группы в городах Петропавловске-Камчатском, Елизово и в сел. Милькове.

Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г.
Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г.

Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г.
Русская Православная Церковь. Православие на территорию К. к. было принесено отрядами первопроходцев. В 1696 г. отряд Атласова установил на р. Канучь крест как свидетельство присоединения этих земель к России. В XVIII-XIX вв. плодотворно действовала Камчатская духовная миссия, начало к-рой в 1705 г. положил архим. Мартиниан. Первая церковь была построена в 1713 г. на р. Ключевке правителем Камчатки есаулом И. П. Козыревским, спустя 4 года принявшим монашество с именем Игнатий и основавшим на этом месте пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы с богадельней и мастерскими (пустынь была приписана к якутскому Преображения Господня муж. монастырю). В июле 1716 г. по просьбе полковника Ельчина решением митр. св. Филофея (Лещинского) «в Якутск и камчадальские остроги для исправления духовных треб» был послан иером. тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Иосиф (Лазарев) с сыном Андреем. Первый постоянный церковный причт появился на Камчатке в 1722 г. при Николаевском храме в Нижнекамчатском остроге (близ совр. с. Ключи). Тобольский митр. Антоний (Стаховский) в 1723 г. послал «в три камчадальские острога» якутского свящ. Ермолая Иванова. Свящ. Ермолай был назначен настоятелем 2 храмов - действующего Николаевского в Нижнекамчатском остроге и второго, предназначенного к строительству, а также настоятелем Успенской пуст., часовен в Большерецком и Верхнем острогах (близ совр. с. Мильково). В донесении В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апр. 1730 г. говорилось о наличии на п-ове Камчатка церкви, священника и о начале строительства монастыря. 21 июля 1731 г. ительмены в долине р. Камчатки восстали против российской администрации, захватили и сожгли Нижнекамчатский острог, была разорена также Успенская пуст.

Третья Камчатская духовная миссия (1742-1761) во главе с архим. Иоасафом (Хотунцевским) была наиболее многочисленной (11 чел.) и имела особое задание от Синода - открывать школы для представителей местных народов. Ко времени ее прибытия (1745) на Камчатке действовали 3 церкви: Никольская в Нижнекамчатском остроге (1737), Успенская в Большерецком остроге (1739) и открытая Берингом до 1740 г. походная корабельная ц. Рождества Пресв. Богородицы в Петропавловской гавани, а также 2 часовни: в Верхнекамчатском остроге и в устье р. Камчатки. Крещеных камчадалов насчитывалось «в ведомствах Большерецкого острога - 1870, Нижнекамчатского - 1724 и Верхнекамчатского - 2473, всего 6067 человек обоего пола». К 1745 г. имелись школы в Большерецком, Верхнекамчатском, Нижнекамчатском острогах. Благодаря усилиям сотрудников 3-й Камчатской миссии были открыты еще 15 школ, освящены 4 храма: в острогах Ичинском, Тигильском и Нижнекамчатском, в сел. Ключи, в церковь была преобразована часовня в Верхнекамчатском остроге. Глава миссии посещал Курильские о-ва: в 1749 г. он открыл на одном из них школу «для обучения курильских отроков», тогда же на о-ве Шумшу была сооружена небольшая часовня во имя свт. Николая Чудотворца. К нач. 60-х гг. XVIII в. на Камчатке насчитывалось 8 церквей, 7 приходов с 9959 прихожанами, проживавшими в 76 населенных пунктах. Однако после завершения деятельности миссии правительство перестало выделять средства на поддержание школ, и к 1783 г. в крае вновь не было ни одной школы.

В 1761 г. по решению Святейшего Синода на Камчатке была введена новая форма организации церковной жизни - протоиерейское правление, в следующем году получившее официальное название Камчатской проповеднической свиты. Первым руководителем Камчатской проповеднической свиты стал прот. Стефан Никифоров, участник Камчатской миссии, москвич. В 1808 г. Камчатскую проповедническую свиту ревизовал иером. Александро-Невской лавры Гедеон, зафиксировавший «в Камчатке» 8 сильно обветшавших церквей: «В городе Нижнекамчатске две… в Большерецком остроге… в Верхнекамчатском остроге… в Петропавловской гавани… в Тигильской… в Ключевском селении… в Ичинском остроге» (РГИА. Ф. 796. Оп. 90. Д. 273 Л. 83). 24 февр. 1816 г. вышел указ об учреждении на Камчатке духовного уч-ща. Оно просуществовало более 20 лет, его окончили 122 чел., лучшие выпускники направлялись в Иркутскую ДС; 7 выпускников уч-ща служили священниками на Камчатке.

Успенская ц. в Нижнекамчатском остроге. 1864 г.
Успенская ц. в Нижнекамчатском остроге. 1864 г.

Успенская ц. в Нижнекамчатском остроге. 1864 г.
В 1822 г. Синод принял решение об упразднении Камчатской проповеднической свиты и об учреждении Камчатского духовного правления (благочиния) Иркутской епархии. Центр духовного правления переместился из Нижнекамчатска в Петропавловск. 24 нояб. 1826 г. в Петропавловске был освящен собор во имя св. апостолов Петра и Павла. 1 дек. того же года по просьбе начальника Камчатки А. В. Голенищева Святейший Синод, приняв во внимание удаленность полуострова от центра епархии, назначил камчатского протоиерея благочинным всех церквей Камчатки и руководителем духовенства. Вскоре за счет казны были построены и освящены храмы в национальных острожках Дранка (вост. побережье полуострова) и Лесная (зап. побережье) и др. В местах проживания оседлых коряков и на путях традиц. кочевий оленеводов были основаны опорные пункты миссионерской деятельности.

15 дек. 1840 г. была образована Камчатская, Курильская и Алеутских о-вов епархия (в 1870-1898 Камчатская, Курильская и Благовещенская епархия). В состав новой епархии вошли колонии Российско-Американской компании на Аляске, п-ов Камчатка, Охотское приморское управление, вскоре к территории епархии был присоединен Удский о-в, затем Якутская обл. Первым Камчатским епископом стал свт. Иннокентий (Вениаминов). В 1841 г. иждивением Российско-Американской компании были построены часовни: во имя свт. Иннокентия Иркутского на о-ве Беринга (1841), в честь Преображения Господня на о-ве Медном (1847). В 1845 г. Камчатское ДУ было переведено в Новоархангельск на Аляске (с 1867 Ситка, ныне в США) и присоединено к семинарии. В 1868 г. архиеп. Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, Камчатскую кафедру занял еп. Вениамин (Благонравов). В 1876 г. в Петропавловском окр. действовали 9 церквей и 30 часовен (все деревянные). В округе проживали 6330 православных, 321 язычник, 10 лютеран и 2 иудея.

5 июля 1898 г. Камчатская епархия была разделена на Благовещенскую и Владивостокскую епархии, Камчатка вошла в качестве благочиния в состав Владивостокской епархии. 14 сент. 1910 г. было основано православное миссионерское Камчатское братство. При содействии братства к 1916 г. на Камчатке было построено 7 церквей, открыто 8 школ, сумма собранных пожертвований превысила 400 тыс. р. 4 нояб. 1911 г. восстановлена Камчатская миссия (в составе 4 станов). Синод решил распространить деятельность миссии на новообразованную Камчатскую обл. (включала Петропавловский, Охотский, Гижигинский, Анадырский, Чукотский уезды и Командорские о-ва) с подчинением Владивостокскому и Камчатскому епископу. Начальником миссии был утвержден иером. Нестор (Анисимов). В 1914 г. в сел. Иоасафовское под рук. иером. Нестора прошел 1-й Камчатский миссионерский съезд.

В 1912 г. в Камчатской обл. жили 34 492 чел.: православные - 55,3%, язычники - 42,5, конфуцианцы и буддисты - 1,2, мусульмане - 0,8, протестанты (преимущественно лютеране) - 0,8, католики - 0,23%. В церковном отношении Камчатская обл. входила в 3 епархии: Якутскую (Охотский у.), Владивостокскую (Петропавловский, Гижигинский, Анадырский уезды и Командорские о-ва) и Аляскинскую (Чукотский у.). Численность духовенства составляла 154 чел. На территории области числилось 15 церквей и 41 часовня, из них на п-ове Камчатка (Петропавловский у. и благочиние) - 10 церквей и 36 часовен. В 1911/12 уч. г. в области действовали 32 низших учебных заведения, в т. ч. 29 церковноприходских школ.

Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ)
Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ)

Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ)
12 авг. 1916 г. было учреждено Петропавловское и Камчатское вик-ство Владивостокской епархии, во главе к-рого встал еп. Нестор (Анисимов). Вик-ство прекратило существование после эмиграции еп. Нестора в Японию в 1920 г. К 1926 г. на Камчатке действовали 35 церквей, 38 часовен и 42 школы. Самостоятельность Камчатская епархия обрела в 1922 г. по решению Дальневосточного епископского совещания. После установления в 1922 г. на Камчатке советской власти начались аресты духовенства и закрытие храмов. В 20-30-х гг. XX в. 45 священно- и церковнослужителей (почти весь клир епархии) были репрессированы, из них 11 расстреляны. В 1923-1931 гг. на Камчатке закрылись все молитвенные здания (30 церквей и 33 часовни) и церковноприходские школы.

В 1920 г. еп. Нестор переехал из Японии в Китай (Харбин), где в следующем году создал Камчатское подворье с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и домом милосердия и трудолюбия. В 1933 г. Нестор был возведен в сан архиепископа Русской Православной Церкви за границей. 27 дек. 1945 г. по решению Свящ. Синода РПЦ Камчатская и Петропавловская епархия «в изгнании» (Камчатское подворье) была упразднена, «как не имеющая собственной территории в пределах государства Китая» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 84-88). Территория К. к. вошла в образованную в 1946 г. Хабаровскую и Приамурскую епархию. Архиеп. Нестор (Анисимов) в 1946 г. был назначен экзархом Московской Патриархии в Юго-Вост. Азии с возведением в сан митрополита. К 1947 г. на территории К. к. не было ни одной церкви и ни одного священника.

Первым на Камчатке в 1984 г. был возрожден храм в честь Успения Пресв. Богородицы в Петропавловске-Камчатском. В нояб. 1984 г. на Камчатку прибыл свящ. Ярослав Левко, открывший в Петропавловске-Камчатском молитвенный дом во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1989 г. было начато строительство Петропавловского храма, который был освящен в 1992 г. В 1990 г. Камчатка вошла в воссозданную Владивостокскую и Приморскую епархию, в 1991 г.- в Магаданскую и Камчатскую епархию. В 1992-1994 гг. в К. к. было открыто 5 храмов.

По решению Свящ. Синода от 23 февр. 1993 г. была учреждена самостоятельная Петропавловская и Камчатская кафедра. В 1993 г. Камчатку впервые посетил Первосвятитель Русской Церкви - патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 марта 1994 г. во епископа Петропавловского и Камчатского хиротонисан Нестор (Сапсай). В 1995 г. в помещении бывшего кинотеатра «Родина» был устроен кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца. В настоящее время епархия имеет 47 храмов, 10 часовен, 2 монастыря (мужской во имя вмч. Пантелеимона в Петропавловске-Камчатском и женский в честь Казанской иконы Божией Матери в Елизовском р-не). 22 марта 2011 г. во епископа Петропавловского и Камчатского был хиротонисан Артемий (Снигур). С первых дней его управления епархией возрождается Камчатская духовная миссия.

А. И. Белашов, Д. Л. Кульков

Римско-католическая Церковь. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 80 римо-католиков, в документах за 1924 г. католич. община не упоминается. 22 дек. 1999 г. в Петропавловске-Камчатском был зарегистрирован католич. приход св. Терезы, община включает ок. 20 постоянных прихожан.

Протестантские церкви, деноминации и секты. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 2,5 тыс. последователей различных протестант. деноминаций, большинство из них исповедовали лютеранство. После установления советской власти в 1922 г. протестант. группы в регионе не отмечались (кроме общины адвентистов седьмого дня). Появление протестант. общин на Камчатке в 90-х гг. XX в. связано с деятельностью проповедников из США и Юж. Кореи.

В 2004-2010 гг. действовала незарегистрированная лютеран. община св. Андрея Первозванного, существующая группа лютеран входит в Сибирскую евангелическо-лютеранскую церковь. Баптисты представлены 4 орг-циями (зарегистрированы 2), входящими в Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Дальн. Востока, а также 2 незарегистрированными группами в Петропавловске-Камчатском и в пос. Палана, не входящими в названное объединение. Инициативники имеют молитвенный дом в Петропавловске-Камчатском. В К. к. существуют 2 незарегистрированных общины евангельских христиан (см. Баптисты), община пресвитериан (см. Пресвитерианство), 3 зарегистрированных общины христиан веры евангельской (см. Пятидесятники).

Присутствие на Камчатке адвентистов было зафиксировано в 70-х гг. XX в., в настоящее время адвентисты имеют зарегистрированную организацию в Петропавловске-Камчатском, входящую в Дальневосточный союз церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Иеговы свидетели представлены 3 зарегистрированными организациями в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово и Вилючинск и 6 незарегистрированными группами, из них 2 в Петропавловске-Камчатском. Общее число последователей - более 500 чел. В крае имеется незарегистрированная община Новоапостольской церкви.

Наиболее активное и многочисленное движение харизматического толка на Камчатке - Церковь полного Евангелия (см. Христиане полного Евангелия), созданная в 1991 г. В 1999 г. 6 зарегистрированных групп движения из различных населенных пунктов учредили централизованную орг-цию «Благовестие», в Петропавловске-Камчатском началось строительство молитвенного здания. В отдаленных населенных пунктах края действуют еще 9 незарегистрированных групп объединения.

Ислам. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 2,5 тыс. мусульман. В 1999 г. была создана местная религ. орг-ция мусульман К. к., объединившая представителей узбек., татаро-башкир., азерб., чечен., дагестан., киргиз. общин. Организация входит в Духовное управление мусульман азиатской части России. С 2006 г. отмечается тенденция увеличения числа мусульман на Камчатке за счет возросшего потока трудовых мигрантов. В 2010 г. на Камчатку прибыл 1-й постоянный имам.

Буддизм. Деятельность группы буддистов в К. к. (ок. 10 чел.) тесно связана с бурятским землячеством «Байкал».

Иудаизм. «Петропавловск-Камчатская еврейская религиозная община» Федерации евр. общин России была зарегистрирована в 2001 г., на то время в К. к. насчитывалось ок. 300 последователей иудаизма. В 2011 г. община прекратила деятельность.

Язычество. В 1912 г. более 40% жителей Камчатской обл. придерживались традиц. языческих верований (шаманизм у коряков, анимизм, тотемизм, фетишизм у ительменов). В наст. время язычество в крае почти исчезло.

Новые религиозные движения. В регионе действуют община Бахаи религии и сайентологический «Центр дианетики» (см. Сайентология), в Мильковском р-не существует небольшое поселение виссарионовцев (см. Последнего завета церковь).

Ист.: Обзор Камчатской области за 1912 г. Петропавловск-на-Камчатке, 1914.
Лит.: Иннокентий (Вениаминов), митр. Автобиографическая записка // Творения. М., 1886. Кн. 1. С. 1-7; Нестор (Анисимов), митр. Моя Камчатка. Серг. П., 1995; Громов П., прот. Историко-стат. описание камчатских церквей: Слова и речи / Предисл.: еп. Игнатий (Пологрудов). Петропавловск-Камчатский, 2000; Белашов А. И. Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии. Петропавловск-Камчатский, 2006-2009. Кн. 2-3.
Д. Л. Кульков
Ключевые слова:
География. Российская Федерация Страноведение. Российская Федерация Камчатский край, субъект Российской Федерации в составе Дальневосточного федерального округа Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Камчатский край Православие на территории разных стран. Российская Федерация. Камчатский край
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ (Кабардино-Балкарская Республика), субъект РФ