Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТОНИЙ
2, С. 599-600 опубликовано: 10 октября 2008г.


Содержание

АНТОНИЙ

(нач. 20-х гг. XVI в.- 26 окт. 1588, Вологда), свт. (пам. 26 окт., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых), еп. Вологодский и Великопермский. Сохранилось краткое житие А., составленное в Вологде в нач. XVII в. (ГИМ. Муз. № 1510. Л. 258-258 об., 1-я пол. XVIII в.; ГИМ. Увар. № 107. Л. 69, нач. XVIII в.). В юном возрасте он принял монашеский постриг в Герасимовом Болдинском мон-ре близ Дорогобужа, основанном в 1528 г. А. подвизался под духовным руководством прп. Герасима Болдинского, к-рым был рукоположен во иеромонаха. Впосл. (не позднее 1576) А. стал 3-м игуменом мон-ря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии. При настоятельстве А., в 1576 г., было переписано завещание-устав основателя обители (единственная копия с этого списка сохранилась в рукописи: РГБ. Унд. № 301, 1663 г.). А. написал житие прп. Герасима Болдинского (1-я, т. н. Антониева, редакция).

В окт. 1586 г. митр. Московский и всея Руси Дионисий возглавил хиротонию А. во епископа Вологодского и Великопермского. В последний год жизни святителя близ Вологды произошло чудесное явление Владимирской иконы Божией Матери, на место явления иконы А. для свидетельства о чуде послал ключаря Софийского собора свящ. Иоанна Емельянова и впосл. повелел здесь построить храм и мон-рь в честь Пресв. Богородицы (буд. Владимирская Заоникиева пуст.- см. Иосиф Заоникиевский). 1 окт. 1588 г. А. освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна IV Васильевича Грозного, в Софийском соборе, к-рый был возведен в Вологде повелением царя Иоанна IV в 1568- 1570 гг. и все эти годы оставался необустроенным. Уже изнемогая телесно, А. ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию.

Более 3 недель тело А. не было предано земле (ждали, когда из Ростова по благословению Московского митр. свт. Иова прибудет архиеп. Варлаам для погребения святителя), но не подверглось тлению. 18 нояб. А. был погребен в Софийском соборе у сев. стены. Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса; в житии описаны 2 чуда, случившиеся в 1598 г.: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в 1-й редакции жития прп. Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского мон-ря, бывший учеником А., после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание прп. Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу прп. Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: «Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех» (Крушельницкая. С. 265).

Время канонизации и составления тропаря и кондака А. неизвестно. А. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1841 г. имя А. было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова). В службе Собору А. упоминается в славнике стиховных стихир вечерни, в 1-м тропаре 1-й песни и 2-м тропаре 9-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 460, 464). 9 сент. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи А. и 26 сент. перенесены из Софийского собора в храм свт. Николая во Владычной слободе Вологды.

Ист.: Житие А. [в выдержках] // Вологодские ГВ. 1853. 11 апр. № 15. Ч. неофиц. С. 119-120; Описание о российских святых. С. 112; ПСРЛ. Т. 37: Устюжские и Вологодские летописи. С. 195-197; Минея. Май. Ч. 3.
Соч.: Житие Герасима Болдинского // Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. литературе. СПб., 1996. С. 213-264.
Лит.: Житие преподобного отца нашего Герасима Болдинского, чудотворца, и ист. описание Смоленской епархии Дорогобужского Свято-Троицкого Болдина мужского мон-ря 3-го класса. М., 1868, 1991р; Ключевский. Древнерусские жития. С. 304-305; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. М., 1992р; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 125-126; Малинин А. Святитель Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, скончавшийся 26 окт. 1588 г. // Вологодские ЕВ. Приб. 1888. № 23; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 72; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 284-294; Дмитриева Р. П. Антоний // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270.
А. П. Анишина

Иконография

На сохранившихся иконах XVII-XIX вв. А. изображен средовеком, со слегка волнистыми волосами до плеч и клинообразной, раздвоенной на конце бородой средней длины, в фелони, омофоре и митре, иногда с Евангелием в руке. Редким единоличным образом А. является икона кон. XVII в. из Николаевской Золотокрестовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ; 104,5´ 49,4 см). Святитель представлен в рост, фронтально, в золотой митре с образом Спаса Эммануила, в светло-красной фелони с растительным орнаментом, в зеленом подризнике и белом омофоре с коричневыми крестами, сбоку палица. Десницей он благословляет, в левой руке на плате закрытое Евангелие; имеет крупные характерные черты лица: прямые брови, асимметричный нос с горбинкой, вьющиеся волосы до плеч, длинную редкую бороду; на иконе надпись: «Образ с[вя]таго Антония еп[и]ск[о]па Вологодъскаго и Великопермскаго».

Образ А. присутствует в ряде икон «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами», где помещен, как правило, в верхнем ряду: напр., на 2 иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ) - с Евангелием в руках; на иконе того же времени из Спасо-Болотской ц. Вологды (ВГИАХМЗ); на иконе «Спас обыденный» XIX в. (списка с иконы, написанной за один день в 1654 во время моровой язвы) из Андреевской Фрязиновской ц. Вологды (ВГИАХМЗ). На иконе «Спас Вседержитель, с 32 вологодскими святыми» XVIII в. из Троице-Герасимовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) и образе XVIII в. из Николаевской Золотокрестовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) у святого широкая окладистая борода, волосы спадают 2 прядями. В иконописном подлиннике сер. XIX в. об облике А. сказано: «Надсед, брада аки Василия Великаго, поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския и во омофоре, в руках Евангелие» (РНБ. СПбДА. А.II.54. Л. 38 об. 18 авг.).

Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 54.
Е. А. Виноградова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Епископы Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Иконография святителей Вологодская и Великоустюжская епархия Вологодской митрополии Русской Православной Церкви Собор Смоленских святых (воскресенье перед 28 июля) Антоний (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), епископ Вологодский и Великопермский, святитель (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
См.также:
ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
АРКАДИЙ († 1163), еп. Новгородский, свт. (пам.18 сент. и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ДИОНИСИЙ († 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий
ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
ИАКОВ (XIV в.), еп. Ростовский., свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАНН († 1373?), еп. Суздальский, свт. (пам. 15 окт.)
ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский
ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)