 опубликовано: 14 апреля 2014г.
опубликовано: 14 апреля 2014г.
 [араб.  
  ] Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви. Происходил из Тагрита, большую часть жизни провел в Багдаде, где стал учеником Ибн Зуры († 1008), изучал перипатетическую философию (см. ст. Перипатетики) и диалектику (философская школа Яхьи ибн Ади). В 1057/58 г. совершил паломничество в К-поль к Нерукотворному образу Спасителя на убрусе.
 ] Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви. Происходил из Тагрита, большую часть жизни провел в Багдаде, где стал учеником Ибн Зуры († 1008), изучал перипатетическую философию (см. ст. Перипатетики) и диалектику (философская школа Яхьи ибн Ади). В 1057/58 г. совершил паломничество в К-поль к Нерукотворному образу Спасителя на убрусе.
И. Д.- автор богословского компендиума «Руководитель» ( ), встречающегося в рукописях также под заглавиями «Светильник», «Книга руководства в науке познания и христианской веры». Критическое издание текста отсутствует; отдельные главы были изданы У. Кьюртоном (1865), Л. Шейхо в журналах «аль-Машрик» (1913. T. 16. С. 241-250) и «аль-Хикма» (1927/1928. Т. 2. С. 458-466; 1930. Т. 4. С. 412-416, 589-592) и яковитским Антиохийским патриархом Ефремом I Бар Саумом в «Патриаршем журнале» (1935. Т. 3. С. 6-10; 1939. Т. 6. С. 91-98, 117-129). Существуют переводы гл. 1 на нем. язык Г. Графа и глав 29-31 на франц. язык Г. Хури-Саркиса. В наст. время над публикацией ряда глав работают Х. Самир и Р. Джабр Муавад.
 ), встречающегося в рукописях также под заглавиями «Светильник», «Книга руководства в науке познания и христианской веры». Критическое издание текста отсутствует; отдельные главы были изданы У. Кьюртоном (1865), Л. Шейхо в журналах «аль-Машрик» (1913. T. 16. С. 241-250) и «аль-Хикма» (1927/1928. Т. 2. С. 458-466; 1930. Т. 4. С. 412-416, 589-592) и яковитским Антиохийским патриархом Ефремом I Бар Саумом в «Патриаршем журнале» (1935. Т. 3. С. 6-10; 1939. Т. 6. С. 91-98, 117-129). Существуют переводы гл. 1 на нем. язык Г. Графа и глав 29-31 на франц. язык Г. Хури-Саркиса. В наст. время над публикацией ряда глав работают Х. Самир и Р. Джабр Муавад.
Книга состоит из 54 глав; несмотря на то что в последовательности глав и рассмотрении проблем нет ярко выраженного порядка и взаимосвязи, можно отметить, что 1-я гл. пропедевтическая и по преимуществу затрагивает вопросы естественного богопознания, Божественного Откровения, а также оправданности научного обоснования религии (где в наибольшей степени проявляется влияние школы Яхьи ибн Ади); затем, в догматической части, обсуждаются проблемы, связанные с христологией и домостроительством спасения; в последующих главах, посвященных сравнению Ветхого и Нового Завета, акцент сделан на утверждении истинности христианства и его превосходства над иудаизмом; далее помещен разбор многочисленных аспектов церковно-практической жизни (устройство и чин освящения храма, церковная иерархия, облачения, миро, крещение, брак, покаяние, молитвы, светильники, пост и др.); в последних 4 главах рассматривается практика совершения Евхаристии. Автор стремился создать апологию христианства, направленную прежде всего против ислама, а также против иудаизма. Книга является ценным источником для изучения богословия и истории не только Сирийской яковитской Церкви, но и несторианской, мелькитской (православной), копт. и арм. общин, с обычаями и практикой к-рых И. Д. был, по всей вероятности, непосредственно знаком. По его мнению (гл. 7), разделение вост. христиан на несториан, яковитов и мелькитов существует лишь на вербальном уровне, а их богослужение и церковная жизнь основаны на одном и том же учении. 31-я гл. книги широко использовалась копт. писателем аль-Мутаманом Абу Исхаком ибн аль-Ассалем (см. в ст. Ассалиды) при составлении «Свода основ религии» (ок. 1260).
В учении о Евхаристии И. Д. уделяет внимание названию и значению таинства; подчеркивает, что евхаристические Хлеб и Вино являются не подобиями и образами Христа, но Его истинными Телом и Кровью; указывает на сакраментальный характер Евхаристии; обосновывает использование яковитами для Евхаристии квасного хлеба, приготовленного с добавлением соли и масла; анализирует чинопоследование литургии; указывает на необходимость подготовки к причащению (с обязательным соблюдением евхаристического поста) и рассматривает, какое воздействие таинство оказывает на верующего.
И. Д. является переписчиком древнейшей и лучшей копии сочинения аль-Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», которую он сопроводил глоссами на сир. и араб. языках (Тегеран, б-ка Малик, N 5925). Сочинения И. Д. по медицине, астрономии и историографии не сохранились.
 Ibn Garr // ZKTh. 1926. Bd. 50. S. 310-322; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 259-262; idem. Die Eucharistielehre des Jakobiten Yahja
  Ibn Garr // ZKTh. 1926. Bd. 50. S. 310-322; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 259-262; idem. Die Eucharistielehre des Jakobiten Yahja Ibn Garr (11. Jh.) // Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 100-115; Jargy S. Ibn Djarir at-Takriti // DDC. T. 5. Col. 1244-1254; Fiey J.-M. De la construction de l'Église syrienne occidentale d'après Yahya Ibn Jarir // Le Muséon. Louvain, 1969. Vol. 82. P. 357-362; Al-Farabi on the Perfect State / Ed. R. Walzer. Oxf.; N. Y., 1985. P. 22-25; Mouawad R. J. La prière chez Yahya
  Ibn Garr (11. Jh.) // Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 100-115; Jargy S. Ibn Djarir at-Takriti // DDC. T. 5. Col. 1244-1254; Fiey J.-M. De la construction de l'Église syrienne occidentale d'après Yahya Ibn Jarir // Le Muséon. Louvain, 1969. Vol. 82. P. 357-362; Al-Farabi on the Perfect State / Ed. R. Walzer. Oxf.; N. Y., 1985. P. 22-25; Mouawad R. J. La prière chez Yahya ibn Garr (XIe s.) // PdO. 1997. T. 22. P. 393-404; idem. Un parallèle intéressant à propos du «trisagion» entre le «Muršid» de Yahya
  ibn Garr (XIe s.) // PdO. 1997. T. 22. P. 393-404; idem. Un parallèle intéressant à propos du «trisagion» entre le «Muršid» de Yahya ibn Garr (XIe s.) et le «Livre des 10 chapitres» de Thomas de Kfara
  ibn Garr (XIe s.) et le «Livre des 10 chapitres» de Thomas de Kfara b (XIe s.) // Ibid. 2003. T. 28. P. 537-550.
 b (XIe s.) // Ibid. 2003. T. 28. P. 537-550.