[Греч. σάκκος, букв.- «мешок», «вретище»], в правосл. Церкви литургическое облачение архиереев, просторная, расширенная книзу Т-образная туника с широкими рукавами (длина подола и рукавов менялась на протяжении истории), имеющая разрезы по бокам, скрепленные петлями. С. обычно изготовляются из дорогих тканей (шелка, парчи и др.) и богато украшаются (вышивкой, аппликациями, звонцами и проч.).
Греч. слово σάκκος (происходящее, вероятно, от аккад.
Большинство исследователей признают, что литургический С. генетически связан с церемониальной одеждой визант. двора - дивитисием (διβητήσιον), который носили император и высшие чиновники (хотя в церковном обиходе подобные облачения, но менее роскошные по внешнему виду, употреблялись с позднеантичной эпохи - диаконский стихарь, далматика). В отличие от С. дивитисий мог подпоясываться, поскольку был более узким и длинным. В придворном обиходе С. вытеснил дивитисий к XIV в. Согласно Псевдо-Кодину, император облачался в С. во время коронации и в определенные дни года церковного (Ps.-Сodin. De offic. 1966. P. 224, 256; напр., на Рождество Христово император надевал особый, черный, С.- Ibid. P. 201).
В качестве церковного облачения С. начинает упоминаться с XII в., но, вероятно, использовался уже и в XI в., хотя прямых свидетельств об имп. даровании С. не сохранилось. По свидетельству патриарха Феодора IV Вальсамона, ношение С. изначально было прерогативой К-польского патриарха (Theod. Balsam. Responsa. 37 // PG. 138. Col. 989; Idem. Medit. // Ibid. Col. 1020, 1025, 1028; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 478, 546). При этом, как отмечал Димитрий II Хоматиан, архиеп. Охридский, патриарх облачался в С. только трижды в год - на Пасху, Пятидесятницу и Рождество Христово (PG. 119. Col. 949, 952; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 5. Σ. 430).
В течение XIII-XIV вв. С. становится обычным облачением не только для патриарха, но и для греч. архиепископов и митрополитов. Хотя еще в 1-й четв. XV в. свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский, полагал, что С. должны носить только патриарх и выдающиеся архиепископы, митрополитам полагается только фелонь-полиставрий, остальные же епископы должны служить в простой фелони, отличаясь от пресвитеров только наличием омофора, сама формулировка обращенного к нему вопроса подразумевала, что в С. к этому времени могли облачаться уже даже рядовые епископы (Sym. Thessal. Respons. 19 // PG. 155. Col. 869, 871). Тем не менее в греч. Церквах вплоть до сер. XVIII в. было принято, чтобы сослужившие патриарху епископы носили фелони (Papas. 1965. S. 115). В греч. чинопоследованиях архиерейской хиротонии С. не упоминался до XIX в. (Дмитриевский. 1904. С. 261; в совр. изданиях греч. Архиератикона описывается облачение в С.).
В Русской Церкви возложение С. упоминается в чине поставления митрополита Всероссийского 1564 г. (ААЭ. Т. 1. С. 330). С учреждением Патриаршества С. стали даваться и др. митрополитам. В согласии с греч. практикой особенно активно они стали вручаться во время приезда в Московское царство вост. патриархов (ДАИ. Т. 5. С. 127; в т. ч. С. получил архиеп. Лазарь (Баранович) - АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. C. 9-11). Московский Собор 1675 г. постановил, что С. должны носить все митрополиты, однако их могут украшать звонцами только при служении в собственных епархиях (Моск. Соборы эпохи падения Моск. Патриархата в XVII в. СПб., 2015. С. 27-30). Это решение было включено в «Чин поставления архиерейского» в 1677/78 г. При царе Петре I появилась практика имп. дарений С. (в 1702 его получил Афанасий (Любимов), архиеп. Холмогорский и Важский). Вопросы о служении того или иного епископа в С. или в фелони («в ризах») некоторое время рассматривались непосредственно Святейшим Синодом (после его учреждения) в индивидуальном порядке (см., напр.: ПСПиР. 1875. Т. 3. С. 148. № 1105; 1881. Т. 5. С. 349-350. № 1770). Во 2-й пол. XVIII в. уже все архиереи облачались в С., но официально все ограничения были отменены при редактировании «Чиновника архиерейского священнослужения» в 1856 г. (Дмитриевский. 1904. С. 268).
Появление в монументальной живописи XIII в. на Балканах образов святителей, облаченных в С., не противоречит принятой дате для начала использования этих архиерейских служебных одежд (Мирковић Л. Православна литургика. Београд, 1965. С. 130). В стенописи ц. Богоматери Перивлепты, Охрид (1294/95), архиеп. свт. Константин II Кавасила († после 1262/63) облачен в С., передний стан (передник) к-рого образован 2 белыми полотнищами с крупными темными крестами в обрамлении 3 вертикальных полос золотного шитья и горизонтальной на подоле (Грозданов Ц. Прилози познавању средњевек. уметности Охрида // ЗЛУ. 1966. Кн. 2. С. 199-207. Сл. 1). Два святителя в С. представлены на фреске «Что Ти принесем» (обновлена в 1309-1316) в вост. тимпане портика над входом в соборную Вознесенскую ц. мон-ря в Жиче (Орлова М. А. О формировании иконографии рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе...» // ДРИ. 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 131). С XIV в. в визант. искусстве распространяется обычай изображать в С. древних святителей, см. рукопись Гомилий свт. Григория Назианзина Paris. gr. 543 (The Illustrations of the liturg. Homilies of Gregorius Nazianzenus / Ed. G. Galavaris. Princeton, 1969. P. 241. Fig. 467). С. становится обязательным элементом: для святительской иконографии - напр., образ свт. Саввы I, архиеп. Сербского, до нач. XIV в. писали в полиставрии, но в росписи ц. Богородицы Левишки в Призрене, Косово (1310-1313), он облачен в С., где передник украшен орнаментом и лицевыми изображениями святых (об этом также см.: Стародубцев. 2012. С. 526-533; Адамова. 2019. С. 27. Ил. 20); для позднего и поствизант. извода «Великий Архиерей Иисус Христос» и связанных с ним сюжетов Небесной литургии; для композиций Вселенских Соборов.
На Руси первым право облачаться в С. получил свт. Петр, митр. Киевский, Московский чудотворец († 1326), о чем свидетельствуют как сам принадлежавший ему С. (1-я четв. XIV в., ГММК), так и изображение святого на пелене 1389 г. (ГИМ), где он поклоняется Нерукотворному образу Спасителя облаченным в С., а его предшественник, свт. Максим, митр. Киевский (1287-1305),- в крещатую фелонь-полиставрий. Полотнища С. свт. Петра имеют прямоугольную форму с небольшим расширением к подолу, их единственным орнаментальным мотивом являются небольшие, вытканные золотной нитью по лазоревому атласу кресты в кругах с разделяющими их полосами; С. имеет пришитые зарукавья (Банк. 1966. С. 327. Ил. 278-279). Этот С. поновлялся, как и С., принадлежавший свт. Алексию, митр. Киевскому, Московскому чудотворцу (1364, там же), украшенный крестами в обрамлении наугольников, вышитыми прядеными золотными нитями по синей камке (Качанова. 2009). Лицевые изображения на орнаментальных московских С. XIV-XV вв. компенсировали металлические дробницы на оплечье с резными изображениями Деисуса. Для Московских святителей С. стал традиц. облачением, судя по сохранившимся лицевым покровам с их гробниц в кремлевских соборах (Маясова. 2004. Кат. 14, 17-19, 34, 37, 101-103, 112, 113, 119-121, 150, 152-156).
К числу выдающихся произведений не только лицевого шитья, но и всего визант. искусства принадлежат неск. ранних лицевых С. В течение длительного времени именовался «ватиканской далматикой Карла Великого» и датировался XI-XII вв. лицевой С. в ризнице собора св. Петра в Ватикане. Г. Милле считал его творением XIV в.; это же мнение разделяют современные исследователи (Johnstone. 1967. P. 94-95. Pl. 1-6; Piltz. 1976. P. 27-29, 42-45. Pl. 6-21; Byzantium. 2004. P. 300-301. Cat. 177). Д. В. Айналов, анализировавший стиль и программу его лицевого декора (Айналов Д. В. Визант. живопись XIV ст. Пг., 1917. С. 91-106. Табл. V-VII), отмечал динамичность ракурсов и развитую перспективу, превосходившую умение художников XIV в., и потому считал возможным видеть здесь руку мастера XV в. (Там же. С. 92, 105). Впервые в описях папских сокровищ этот С. упоминается в 1489 г.; возможно, его привез один из бежавших в Рим греч. сторонников унии, напр. К-польский патриарх Григорий III Мамма (1443-1450). Наиболее известны хранящиеся в Музеях Московского Кремля 2 С., по преданию, связанные с именем свт. Фотия, митр. Киевского и всея Руси (1408-1431),- малый (кон. XIV - нач. XV в.; согласно музейной атрибуции - 1408-1431) и большой (1414-1417). Их изучение обнаруживает эволюцию взглядов самих исследователей на произведение лицевого шитья со столь сложной иконографической программой и стилистикой (Банк. 1966. С. 328. Ил. 282-288; Johnstone. 1967. P. 77, 95-97. Pl. 7-14; Piltz. 1976. P. 29-43, 46-49, 65-67. Pl. 22-52; Byzantium. 2004. P. 299, 302-303. Cat. 178; Вишневская. 2006; Качанова. 2006; Барков. 2009; Визант. древности. 2013. С. 458-465, 470-513. № 103, 104). Малый С. в центральной части стана украшен 2 расположенными друг над другом равноконечными крестами в обрамлении наугольников. Узкая полоса с обеих сторон заполнена греч. текстом Символа веры. Поверхность стана, в соответствии с принципами храмового декора, покрыта композициями НЗ, фигурами пророков, апостолов и святителей, среди к-рых присутствует фигура свт. Петра. Много сходного в декоре с малым С. имеет большой С. (крупные кресты, наугольники, греч. текст Символа веры, обилие композиций и фигур святых), но превосходит все аналоги (в т. ч. и малый С.) по роскоши, напр. по обилию жемчуга в виде обнизи (о символике декора см. также: Woodfin. 2012. P. 61-68, 97; Bogdanovič. 2014). На подоле лицевой стороны, заменяя вкладной текст или летопись, расположены фигуры правящих пар Византии и Московской Руси (время, когда московская кнж. Анна Васильевна была супругой визант. имп. Иоанна VIII Палеолога, служит датирующим признаком); присутствие среди святых фигуры самого свт. Фотия И. М. Качанова и С. А. Беляев считают невозможным ранее 1431 г. (Визант. древности. 2013. С. 508-509). На малом С. имеются поздние доделки, в частности рукава, придавшие ему сходство с диаконским стихарем, что характерно для рубежа XV и XVI вв., см., напр., атласный С. Симона, митр. Московского, с вытканными 8-конечными крестами (до 1511, ГММК; см.: Банк. 1966. С. 328-329. Ил. 289, 290). И. И. Вишневской было отмечено, что материалом для С. в эпоху позднего средневековья служили, как правило, драгоценные привозные ткани, напр. турецкие бархат и обьярь, орнаментика к-рых включала христ. изображения, часто в зеркальной симметрии (Великий Архиерей Иисус Христос, Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов) (Вишневская. 2007). Вост. текстиль подобного рода продолжали использовать позднее, напр., для пошива неск. С. патриарха Иосифа I (1642-1652) (ГММК). Оплечья и зарукавья С. нередко украшали жемчужной обнизью и серебряными лицевыми дробницами (Она же. 1989. С. 86, 94, 122-123. Кат. 41). После установления Патриаршества в Московский Руси (1589) и после Смутного времени, во 2-й трети XVII в., в некоторых епархиях стали перешивать из старинных святительских риз С. Согласно описям новгородской Св. Софии, были переделаны в С. крещатые ризы свт. Моисея, архиеп. Новгородского, при Киприане (Старорусенкове), митр. Новгородском (1626-1635); согласно Чиновнику Св. Софии (1634), в разные праздники использовались неск. «саков», отличавшихся орнаментикой и цветом фона: «большие круги», «малые кресты», «рудо-желтой кресчатой», «белой», «участочной», «саженной с глаголи» (Голубцов. Чиновник. С. 22, 27, 31, 37, 40, 42, 48, 50-51, 54, 68, 81, 90). В работах греч. мастеров нач. XVII в. использовались итал. ткани и образцы, см. С. Кирилла I Лукариса, патриарха К-польского (Греч. док-ты и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний: Кат. выст. М., 1995. С. 21-23. № 6).
Традиция лицевых С. возродилась в сер. XVII в. Произведение царицыной мастерской времени царицы Марии Ильиничны Милославской - С. 1655 г. (ГММК; Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108), передний стан к-рого занимает композиция «Союзом любве связуемы апостолы», оборотный - «Похвала Богоматери»; они дополнены многочисленными образами святых; эти же сюжеты в иной вариации (Христос Лоза и Богоматерь с Древом Иессеевым) используются в греч. шитье, напр. С. из Вост. Румелии сер. XVII в., Византийский музей, Афины (The World of Byzantine Museum. Athens, 2004. P. 348-349). Нарочитой роскошью отличались С. патриарха Никона (Минова) (Маясова. 2004. Кат. 107, 108). В 1652-1672 гг. правом служить в С. были наделены неск. рус. митрополитов. Визант. источники иконографической программы декора С. более органично проявились в строгановском шитье 3-й четв. XVII в. По общему эскизу были выполнены 2 лицевых С. (Пуцко В. Г. Этюды по истории рус. искусства XVII в. // Сб. Калужского худож. музея. Калуга, 1993. Вып. 1. С. 58-65. Ил. 1-2). Один, с композициями праздников и избранными святыми, выполненными темперной росписью, хранился в сольвычегодском Благовещенском соборе (Макаренко Н. Е. Искусство Др. Руси: У Соли Вычегодской. Пг., 1918. С. 91-92; ныне в СИХМ); к нему, как к своего рода эскизу, восходит С., предназначенный для Казанского митр. Лаврентия (ок. 1665-1672, НМРТ; Силкин. 2009. Кат. 102). В подражание произведениям царских мастерских украшались С. митрополитов, напр. шитый в 1665 г. С. для митр. Ионы (Сысоевича), Ростовского и Ярославского (ЯИАМЗ; Там же. 2009. Кат. 90); после смерти владельца С. из архиерейской переносился в кафедральную ризницу. Часто С. украшали фигурами святителей и ангелов только на лицевой стороне, переднике (Маясова. 2004. С. 316-317, 352-355. Кат. 107, 124); иногда использовали фрагменты более древних предметов: сшитый из иран. бархата XVII в. С. на спине был украшен лицевым образом Петровской Божией Матери, взятым с пелены 1560 г., вклада кнг. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния) Старицкой (КБМЗ). В кон. XVII в. право на служение в С. было дано нек-рым архиепископам, в течение XVIII в.- всем рус. архиереям; в РПСЦ правом носить С. стали пользоваться после 1917 г. Поводом для пошива С. в XIX - нач. XX в. служили коронационные торжества, подразумевавшие участие духовенства, напр. настоятелей Александро-Невской Троицкой лавры (ряд облачений ныне в собр. ГЭ).
Унифицированный тип С. имеет расширенные полотнища и такие же длинные рукава; особые варианты сформировались в отдельных правосл. регионах (Греция, Сербия, Болгария). Традиции лицевых С., восходящие к средневек. образцам, в XVIII в. сохранялись в Грузии. Перемены в эстетике синодального периода сказались на принципах украшения: оригинально оформлены С. 40-50-х гг. XVIII в., выполненные по рисункам свящ. Х. Жефаровича, в т. ч. лично им (в собр. Иверского мон-ря на Св. Горе, в Художественном музее в Бухаресте, в Троице-Сергиевой лавре, см.: Johnstone. 1967. Р. 97. Pl. 16; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. Cat. 11. 2; Клопова. 2009), когда шитье в орнаментах сочетается с живописью; С. как шедевры жемчужного шитья, напр. работы мастерицы Дарьи Лихновской (1770-1771, СПГИАХМЗ) (Зарицкая О. И. «Жемчужная ризница» 1767-1771 гг. из ТСЛ // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщ. М., 2000. С. 301-328. Ил. 45). Примерами использования средневек. образцов явились произведения лицевого шитья нач. XX в., напр. С. свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, фирмы П. И. Оловянишникова по рисункам худож. С. И. Вашкова (до 4 дек. 1917, ныне в ЦАК МДА; Ершова Н. Б. Интронизационный саккос свт. патр. Тихона // Покров: Сб. ст. СПб., 2006. Вып. 2. С. 58-71). Подобные облачения принадлежали др. иерархам, напр. архиеп. Феодору (Поздеевскому) (нач. XX в., ЦИМ СДМ). В 1998-2000 гг. в мастерских Сретенского мон-ря по образцу малого С. свт. Фотия был создан праздничный С. для патриарха Алексия II (Ридигера) (Собор рус. патриархов: [Кат. выст.]. М., 2007). Опубликовано более 100 С., сохранившихся в собраниях музеев, мон-рей.