Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЛИКИАНЕ
54, С. 144-145 опубликовано: 18 октября 2023г.


ПАВЛИКИАНЕ

[Греч. Παυλικιανοί], раннесредневек. дуалистическая секта. Возникла, вероятно, в VII в. на заселенных армянами территориях Вост. Анатолии (азиат. часть совр. Турции), впосл. распространилась на центральные и зап. области М. Азии, на Грецию и север Балкан.

На П. существенное влияние оказали более ранние религ. системы: зороастризм, гностицизм (в форме маркионитства) и манихейство. В арм. и нек-рых визант. источниках основателем учения П. считается еп. Антиохийский Павел Самосатский (III в.). Павел Самосатский, осужденный Церковью в 268 г., учил о неравенстве Сына Отцу в Св. Троице и об «усыновлении» Христа Богом Отцом (см. Адопцианство). Предполагается, что этот ранний период истории П. следует отличать от позднего, в ходе к-рого П. восприняли более радикальную дуалистическую религ. систему. В поздний период, согласно визант. хронисту IX в. Георгию Амартолу, они уже полностью отвергали свою связь как с Павлом Самосатским, так и с представителями манихейства (Georg. Mon. Chron. P. 720). Мировоззрение поздних П. было основано на вере в могущественные и вечные начала - доброе и злое. Злое начало (божество) считалось творцом материального мира (так объяснялось существование зла в мире). Согласно взглядам П., весь мир пронизан непримиримой борьбой добра и зла, но добрый, светлый бог в конце времен победит злое начало и установит царство света и справедливости. П. называли себя христианами, однако отвергали важнейшие христ. догматы (о сотворении мира единым и благим Богом, о рождении Бога от Девы), каноническое Свящ. Писание, почитание Креста, икон, церковные таинства.

Византия, как христ. гос-во, вела борьбу против П. За принадлежность к манихеям, следов., и к П. визант. законодательство VIII в. («Эклога») устанавливало смертную казнь (Eclog. XVII 52). В «Исагоге» (визант. сборник законов 2-й пол. IX в.) также назначалась смертная казнь за принадлежность к манихеям; их дети лишались права получения наследства, если не принимали Православие (Eisag. XL 29, 31). Прп. Феофан Исповедник сообщает об изгнании П. из К-поля по указу имп. Михаила I Рангаве (811-813) и о применении против них смертной казни (Theoph. Chron. P. 495, 497; ср.: RegPatr, N 383-384). В нач. IX в. павликианство было реформировано; репрессии визант. правительства побудили П. покинуть пределы Византии. Их оплотом стали занятые арабами области Месопотамии и Вел. Армении, откуда они совместно с мусульманами совершали походы на Византию. Ок. 872 г. Христофор - зять визант. имп. Василия I Македонянина - разгромил П. и захватил их главную крепость Тефрику, после чего П. рассеялись по Средиземноморью (от Сирии до Юж. Италии) и утратили прежнее влияние. Отдельные общины П. продолжали существовать до падения Византии (1453) и в поствизант. период.

Начиная с сер. IX в. визант. императоры насильственно переселяли П. на Балканы, размещали их во Фракии для охраны гос. границы. Это способствовало распространению взглядов П. среди местного слав. населения. В X-XV вв. дуалистическое учение П. нашло свое продолжение на Балканах в движении богомилов (см. Богомильство) и в Зап. Европе (движения патаренов, катаров, альбигойцев).

Лит.: Grégoire H. Les sources de l'histoire des Pauliciens // BullAcBelge. 1936. Vol. 22. P. 95-114; idem. Précisions géographiques et chronologiques sur les Pauliciens // Ibid. 1947. Vol. 33. P. 289-324; Scheidweiler F. Paulikianerprobleme // BZ. 1950. Bd. 43. N 1. S. 10-39; N 2. S. 366-384; Scharf J. Zur Echtheitsfrage der Manichäerbücher des Photios // Ibid. 1951. Bd. 44. S. 487-494; Липшиц Е. Э. Павликианское движение в Византии в VIII и 1-й пол. IX вв. // ВВ. 1952. Т. 5. С. 49-72; Бартикян Р. М. Источники для изучения истории павликианского движения. Ер., 1961; Les sources grecques pour l'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure / Ed. C. Astruc e. a. P., 1970. (TM; 4); Speck P. Petros Sikeliotes, seine Historia und der Erzbischof von Bulgarien // Hellenika. 1974. Vol. 27. S. 381-387; Ludwig C. The Paulicians and IXth-Cent. Byzant. Thought // Byzantium in the IX Cent.: Dead or Alive?: Papers from the 30th Spring Symposium of Byzantine Studies. Aldershot etc., 1998. P. 23-36; Chadwick H. Jurisdiction: Illyricum, Bulgars. Paulicians // East and West: The Making of a Rift in the Church: From Apostolic Times until the Council of Florence. Oxf., 2003. P. 106-112; Tsibranska-Kostova M. Paulicians Between the Dogme and the Legend // Studia Ceranea. Lódż, 2017. Vol. 7. P. 229-263.
К. А. Максимович
Рубрики:
Разные секты
Ключевые слова:
Секты христианские и псевдохристианские Павликиане, раннесредневековая дуалистическая секта
См.также:
АВДЕЙ ЭДЕССКИЙ [Авдий, Удо], († ок. 372), основатель секты авдиан (или антропоморфитов)
АГНОИТЫ последователи александрийского диакона Фемистия
АГОНИКИ раскольники IV-V вв., принадлежавшие к одному из ответвлений донатистов
АЛАДУРА общее название харизматических сект, возникших в Зап. Нигерии после первой мировой войны