Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРДИНАРИЙ МЕССЫ
53, С. 115-116 опубликовано: 12 июля 2023г.


ОРДИНАРИЙ МЕССЫ

[Лат. Ordinarium missae]: 1) подробное изложение чинопоследования мессы римского обряда (аналог диатаксиса в правосл. традиции); 2) в узком смысле - 5 неизменяемых в отличие от проприя мессы песнопений: Kyrie, «Gloria in excelsis Deo», Credo (см. ст. Символ веры), Sanctus (см. в ст. Канон мессы), Agnus Dei (иногда к ним добавляют заключительные благословения - Ite, missa est и Benedicamus Domino, а также 2 антифона - Asperges и Vidi acquam при окроплении святой водой в начальной части мессы).

Хотя описания порядка молитв и обрядовых действий, составляющих евхаристическое богослужение, были известны еще в эпоху ранней Церкви (см. в ст. Евхаристия), исследователи, опираясь на разные источники (преимущественно Ordines Romani), реконструируют римский О. м. лишь на уровне кон. VII в. (т. н. Апостольское предание III-IV вв., относящееся к литургико-каноническим памятникам, в наст. время исключено из числа надежных свидетельств древнего римского богослужения, см. также в ст. Ипполит Римский). Как отдельный связный текст О. м. появляется впервые в рукописях Григория Сакраментария IX в. (в Hadrianum и, в более полном варианте, в его тридентской редакции). Однако принято считать, что О. м. в период до появления Миссала переписывали чаще, не включая его в состав Сакраментариев, а в виде отдельного буклета (libelli) (см.: Leroquais. 1927).

Известно неск. вариантов О. м. в источниках кон. X-XI в. (Pierce. 1997). Чаще всего его текст располагался перед службой Пасхи. Типология О. м. была предложена Б. Лёйксом (Luykx. 1961). К 1-й группе относятся самые ранние тексты О. м., содержащие неск. священнических молитв-апологий (к-рые читались у подножия алтаря, во время оффертория и при причащении). Ко 2-й (т. н. франкской) группе принадлежат памятники, в к-рых помимо апологий присутствуют приватные молитвы и стихи псалмов, сопровождающие обряд облачения, процессию к алтарю, каждение престола, офферторий, Sanctus, вложение гостии в чашу и окончание мессы. Для этой группы характерно детальное указание на поклоны и крестные знамения, совершаемые священником. Третья (рейнская, или лотарингская) группа памятников включает тексты О. м., в к-рых практически каждому действию соответствуют приватные молитвы и жесты литургические (в т. ч. совершаемые без произнесения слов). Она, вероятно, появилась в нач. XI в. в аббатстве Санкт-Галлен и распространилась в Райхенау, Майнце и др. герм. центрах. Эта группа отражает доминирующее положение приватной мессы и по сути (с помощью большого числа аллегорических образов) представляет литургию как последовательность личных мистических переживаний ее совершителя, а не как совместное действие общины.

Детализированные описания мессы наряду со службами оффиция в течение года церковного помещались также в Церемониалах, Consuetudines, Libri ordinarii и т. п. сборниках (см.: Schimmelpfennig. 1973; Martimort. 1991; Palazzo. 1993), отражавших практику конкретной кафедры, церкви или мон-ря (в правосл. традиции им соответствуют Чиновники соборные и монастырские Обиходники).

В XIII в. в связи с успешным распространением нищенствующих орденов возникает тенденция к сокращению и упрощению О. м., но общая модель, ориентированная на приватный характер мессы, сохраняется. Новый О. м. (инципит «Indutus planeta»), принятый францисканцами, в кон. XIII в. становится нормативным в рим. церквах, а в период Авиньонского пленения - и в папской курии (см. в ст. Миссал). При этом параллельно (в частности, в герм. землях) продолжают использоваться альтернативные варианты О. м. (напр., Officium sacerdotis quando se preparat ad missam, сохранившийся в Бревиарии Трирского архиеп. Балдуина Люксембургского († 1354)). В XVI в. нормативным стал О. м., разработанный папским церемониймейстером И. Бурхардом (Ritus servandus in celebratione missae). На основе этого О. м. была проведена литургическая реформа, инициированная Тридентским Собором.

Вплоть до II Ватиканского Собора приватная месса (bassa, lecta, sine cantu, т. е. совершаемая без участия хора и даже народа, с одним алтарником-министрантом) считалась базовым вариантом О. м. Соответствующие изменения вносились при участии хора (missa cantata) и большего числа клириков (missa sollemnis). Свои отличительные черты имели приходские, конвентуальные (монастырские) и понтификальные (папские) мессы. Отдельные чинопоследования существовали для вотивных (обетных) и заупокойных месс. В позднее средневековье, вплоть до XVI в., популярностью пользовались т. н. сухие мессы (missa sicca), из чинопоследования к-рых исключались элементы, связанные с принесением и освящением даров (такие мессы могли совершаться в любое время дня, в т. ч. сразу после служения полной мессы). Также практиковались, несмотря на обвинения совершавших их клириков в симонии (напр., со стороны Алана Лилльского), «двойные» и «тройные» мессы (missa bifaciata и trifaciata), в чинопоследованиях к-рых совмещались тексты служб дня с заказной службой в честь того или иного святого или святых.

Литургическая реформа II Ватиканского Собора внесла значительные коррективы в чинопоследование мессы, понимание значения отдельных его элементов. Часть молитв и обрядов были исключены как излишние, при этом восстановлены элементы диалогического характера, к-рые должны побуждать народ к активному участию в богослужении. В целом в Novus Ordo появилась большая вариативность в отношении всех частей О. м.

См. также статьи Проприй мессы, Римский обряд.

Лит.: Probst F. Die abendländische Messe vom 5. bis zum 8. Jh. Münster, 1896; Franz A. Die Messe im deutschen Mittelalter. Freiburg i. Br., 1902; Leroquais V. L'Ordo Missae du sacramentaire d'Amiens // EphLit. 1927. Vol. 41. P. 435-445; Eisenhofer L. Handbuch der katholischen Liturgik. Freiburg i. B., 1933. Bd. 2; Jungmann J. A. Missarum Sollemnia. P., 1953. Vol. 3; L'Ordinaire de la messe / Ed. B. Botte. P., 1953; Luykx B. Der Ursprung der gleichbleibenden Teile der Heiligen Messe (Ordinarium missae) // Liturgie u. Mönchtum. Maria Laach, 1961. Bd. 29. S. 72-119; Dijk S., van. Sources of the Modern Roman Liturgy. Leiden, 1963. Vol. 1-2; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 19663. Vol. 3; Schimmelpfennig B. Die Zeremonienbücher der römischen Kurie im Mittelalter. Tüb., 1973; L'Église en Prière / Ed. A.-G. Martimort. P., 1983. Vol. 2: L'Eucharistie; Meyer H. B. Eucharistie: Geschichte, Theologie, Pastoral. Regensburg, 1989; Martimort A.-G. Les «Ordines», les Ordinaires et les cérémoniaux. Turnhout, 1991; Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993; Palazzo É. Histoire des livres liturgiques: Le Moyen Âge, des origines au XIIIe siècle. P., 1993; Pierce J. The Evolution of the ordo missae in the Early Middle Ages // Medieval Liturgy: A Book of Essays / Ed. L. Larson-Miller. N. Y., 1997. P. 3-24; Кунцлер М. Литургия Церкви / Пер. с нем.: Е. Верещагин. М., 2001. Т. 2.
А. А. Ткаченко