Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НУНЦИЙ
52, С. 159-162 опубликовано: 14 апреля 2023г.


НУНЦИЙ

Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г.
Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г.

Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г.

[Лат. nuntius - посланник, вестник; офиц. название должности - апостольский нунций (лат. nuntius apostolicus)], постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола. Н. возглавляет дипломатическое представительство Папского престола - нунциатуру. По статусу Н. равен чрезвычайному и полномочному гос. послу, но имеет принципиальное отличие от него: если гос. посол, защищая интересы монарха или правительства перед др. монархом или правительством, занят решением только политических (реже экономических) вопросов, то Н., отстаивая интересы папы Римского перед светскими монархами и правительствами, представляет также Римского понтифика перед католич. Церковью в той или иной стране, т. е. занимается не только внешнеполитическими, но и внутрицерковными проблемами на подведомственной ему территории.

Исторически Н. является преемником папских апокрисиариев, отправлявшихся с дипломатическими миссиями в Византийскую империю, и папских легатов, к-рых Римские понтифики посылали на церковные Соборы, на значимые для католич. Церкви мероприятия, на переговоры с главами гос-в, назначали на время крестовых походов и т. д. (подробнее см. в ст. Легат).

Первым Н., на постоянной основе представлявшим Папский престол в другой стране, был Антонио Якопо Веньер, к-рого в 1450 г. папа Римский Николай V (1447-1455) направил ко двору Хуана II, кор. Кастилии и Леона (1406-1454). Деятельность этого Н. в последующие 20 лет подтверждается документами. С 1471 по 1483 г. в королевстве Кастилия и Леон в качестве Н. находился болонский каноник Лианноро де Лианнорис. В 1484 г. папа Римский Иннокентий VIII (1484-1492) отправил к «католическим королям» Изабелле I Кастильской (1474-1504) и Фердинанду V (II) Арагонскому (1479-1516) своего Н.- Джованни Вентурелли, еп. Чезенского (1475-1486). Т. о., с сер. XV в. на территории Испании появилось папское представительство, действовавшее на постоянной основе. Направляемые Папским престолом Н. сменяли друг друга. Они назначались не с короткой миссией, не для решения к.-л. определенного вопроса, а должны были постоянно пребывать при иностранном монархе.

В 1500 г., при папе Римском Александре VI (1492-1503), постоянный папский представитель был назначен в Венецию. Папа Римский Юлий II (1503-1513) направил Н. в швейцар. кантоны. При папе Римском Льве X (1513-1521) постоянные нунциатуры появились при дворе императора Свящ. Римской империи, во Франции, в Португалии и в Неаполитанском королевстве. Дальнейшее учреждение постоянных нунциатур было связано с политикой Контрреформации, хотя нестабильная политическая ситуация в Европе затрудняла этот процесс. В 1555 г. папа Римский Юлий III (1550-1555) назначил Н. в Польшу. В 1560 г. папа Пий IV (1559-1565) учредил постоянные нунциатуры в Савойе и Тоскане. В гл. 20 декрета «Si in quibuslibet», принятого 11 нояб. 1563 г., на 24-й сессии Тридентского Собора (1545-1563), были определены полномочия Н.

В основных чертах новая система папской дипломатии оформилась в понтификат Григория XIII (1572-1585). К нач. XVII в. в католич. Европе сложилась система постоянных нунциатур. Их насчитывалось 13: 4 - в Италии (Савойское герцогство (Турин), Тосканское герцогство (Флоренция), Венецианская республика (Венеция) и Неаполитанское королевство (Неаполь)), 4 - в «латинском мире» (Франция (Париж), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон) и Бельгия (Фландрия в составе владений Испании, нунциатура учреждена в 90-х гг. XVI в., при папе Римском Клименте VIII (1592-1605)), 4 - в «германском мире» (при императоре Свящ. Римской империи, Германия (Кёльн и Грац, ныне территория Австрии), и Швейцария (Люцерн)), 1 - в «славянском мире» (Речь Посполитая). С этого же времени прослеживается четкое разделение между функциями легата и Н. Легат, возведенный в кардинальское достоинство, выполняет важные поручения, имеющие разовый характер; Н.- постоянный дипломатический представитель Папского престола.

С XVI в. все Н., отправляемые Папским престолом, имели сан епископа или архиепископа. Однако сложившаяся практика назначать Н. ко дворам европ. монархов за пределами Италии правящих ординариев итал. диоцезов противоречила решению Тридентского Собора об обязательном присутствии епископов в своих епархиях. С XVII в. назначаемые Папским престолом Н. стали возводиться в достоинство титулярных архиепископов (до 1882 - in partibus infidelium). Епископское рукоположение назначенных Н., не имеющих епископского сана, обычно совершает кардинал - гос. секретарь (при условии, что он сам имеет епископское посвящение).

Интернунций - дипломат более низкого ранга - в XVII-XVIII вв. назначался только на время отсутствия Н. С 1829 г. интернунций действует, как и Н., на постоянной основе. Выбор ранга папского дипломата зависит от значимости для Папского престола отношений с тем или иным гос-вом (Н. назначался, как правило, к императорским и королевским дворам). В 1961 г. по решению папы Римского Иоанна XXIII (1958-1963) все интернунции также получили достоинство титулярных архиепископов.

Система дипломатических представительств Папского престола была организована по иерархическому принципу. Папские дипломатические представительства были разделены на нунциатуры 1-го и 2-го класса, интернунциатуры и представительства, возглавляемые чрезвычайными посланниками или поверенными в делах. Апостольские делегаты, представлявшие Папский престол во мн. странах, не являлись дипломатическими представителями Папского престола в этих гос-вах и осуществляли свою миссию лишь в отношении местной католич. общины. Для выполнения дипломатических функций они могли дополнительно наделяться полномочиями чрезвычайных посланников или поверенных в делах.

Поскольку Н. представлял интересы не только Папского престола, но и неотделимого от него Папского гос-ва, после формирования системы постоянных нунциатур в посл. четв. XVI в. на должности их глав традиционно назначались только итальянцы. После ликвидации Папского гос-ва (1870), задолго до Ватиканского II Собора (1962-1965), из этого неписаного правила стали делать исключения, ставшие к наст. времени устойчивой практикой. Система нунциатур и иных папских представительств была сохранена в прежнем виде. Ко 2-й пол. XIX в. 4 нунциатуры имели ранг 1-го класса: в Вене, Париже, Мадриде и Лиссабоне. Остальные папские представительства были нунциатурами 2-го класса, интернунциатурами или представительствами во главе с чрезвычайными посланниками.

Должность Н. в нунциатурах 1-го класса считалась предкардинальской: Н., назначенные в Австрию, во Францию, в Испанию и Португалию, по окончании полномочий возводились в кардинальское достоинство. Став кардиналом, Н. временно оставался на своем посту вплоть до офиц. отзыва в Рим, но получал наименование пронунция, т. е. исполняющего обязанности Н. Исключения из правила об обязательном возведении Н. из нунциатур 1-го класса в кардинальское достоинство по окончании дипломатических полномочий стали делаться при папе Римском Льве ХIII (1878-1903).

Биретту возведенному в кардиналы Н. вручал глава государства (император, король, президент, каудильо), в котором Н. был аккредитован (эта практика отменена в марте 1969).

В связи с распространением Римско-католической Церкви за пределы Европы, а также по причине изменений политического значения различных европ. стран с понтификата Льва XIII началась практика возведения в кардинальское достоинство папских представителей, которые не были Н. в нунциатурах 1-го класса (и даже не имели должности Н., а являлись апостольскими делегатами), но представляли Папский престол в странах со значительным числом католич. населения. С кон. понтификата Иоанна Павла II (1978-2005) действующие Н., деятельность к-рых была связана с традиц. католич. гос-вами, при окончании дипломатического служения больше не возводились в достоинство кардинала. Последним стал Н. в Итальянской Республике Франческо Коласуонно (1925-2003; в 1990-1994 был представителем Папского престола в СССР и РФ), которого папа Римский Иоанн Павел II на консистории 21 февр. 1998 г. возвел в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Евгения. В 2016 г. папа Римский Франциск, нарушив традицию, возвел в кардиналы Н. в Сирии - титулярного архиеп. Марио Дзенари, к-рый не только получил кардинальское достоинство, будучи Н. в некатолич. стране, но и продолжил служение в качестве Н. уже в достоинстве кардинала.

В католич. странах Н. традиционно является дуайеном (деканом) - главой дипломатического корпуса, аккредитованного при монархе или правительстве. Система международного права допускает такое старшинство Н., что было закреплено 19 марта 1815 г. на Венском конгрессе «Регламентом о ранге дипломатических представителей» (ст. 4) и в наст. время определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях (ст. 16 § 3) от 18 апр. 1961 г., вступившей в силу 24 апр. 1964 г.

После создания в 1929 г. гос-ва Ватикан система нунциатур не подвергалась значительной реорганизации, за исключением изменения статуса нек-рых нунциатур. К нач. второй мировой войны статус нунциатур 1-го класса имели папские представительства в Германии, Испании, Италии, Польше и во Франции (An. Pont. Cath. 1939. P. 772-774).

В 1965 г. папа Римский Павел VI (1963-1978) провел реформу системы нунциатур, в результате чего папские дипломатические представители стали делиться на апостольских Н. и апостольских пронунциев, хотя некоторое время в ряде стран сохранялись представительства в статусе интернунциатур (так, интернунциатура в Эфиопии просуществовала до 1969 - An. Pont. 1969. P. 1058). Первые пронунции - в Замбии и Кении - были назначены 27 окт. 1965 г. (AAS. 1965. Vol. 57. P. 1023). Последнее назначение пронунция состоялось 7 нояб. 1992 г. (титулярный архиеп. Луиджи Травальино стал пронунцием в Гамбии и Либерии - AAS. 1992. Vol. 84. P. 1196). После этого пронунции не назначались, а те, кто были назначены ранее, по окончании служения заменялись Н., в результате чего к кон. 90-х гг. XX в. деление на Н. и пронунциев было ликвидировано. В наст. время папские представители во всех странах имеют ранг Н. вне зависимости от того, являются ли эти страны традиционно католическими, и даже вне зависимости от того, получал или нет Н. в этой стране положение дуайена дипломатического корпуса.

Полномочия и обязанности Н. закреплены Кодексом канонического права (см. Codex juris canonici). Кодексом 1917 г. определялось, что папские представители, являющиеся Н. или интернунциями, должны «поддерживать отношения между Апостольским Престолом и светскими правительствами, при которых они состоят постоянными представителями» (CIC (1917). 267 § 1. 1), а также «на территориях, относящихся к зоне их полномочий, обязаны следить за положением дел в католических диоцезах и информировать о том Римского Первосвященника» (Ibid. § 1. 2). Полномочия Н. не прекращаются со смертью назначившего их папы Римского и завершаются только в 3 случаях: по истечении срока мандата, если таковой был оговорен, при освобождении от должности папой Римским или в случае добровольной отставки после ее принятия папой (CIC (1917). 268). Папские дипломатические представители не должны вмешиваться в дела, находящиеся в юрисдикции местных епископов и архиепископов, не могут препятствовать правящим ординариям в свободном осуществлении их юрисдикции (CIC (1917). 269 § 1). Однако Н. и интернунции имеют преимущество старшинства чести перед местными ординариями, если только таковые не возведены в кардинальское достоинство (CIC (1917). 269 § 2). Имеющие епископский сан папские представители могут свободно, без разрешения местных ординариев давать благословение верующим во всех храмах, за исключением кафедральных соборов, а также совершать богослужения, в т. ч. и понтификальным чином с использованием трона и балдахина, во всех храмах, кроме кафедрального собора (Ibidem).

После II Ватиканского Собора деятельность Н. была регламентирована motu proprio папы Павла VI «Sollicitudo Omnium Ecclesiarum» от 24 июня 1969 г. (AAS. 1969. Vol. 61. P. 473-484) и Кодексом канонического права 1983 г. Положения Кодекса 1917 г. в новом кодексе были повторены и расширены: Н. вменялось в обязанность «поддерживать тесные связи с конференцией епископов и оказывать ей всяческую помощь» (CIC. 364 § 3); «пересылать или предлагать Апостольскому Престолу имена кандидатов, а также проводить сбор сведений о кандидатах в епископский сан» (CIC. 364 § 5); поддерживать экуменические контакты (CIC. 364 § 6). Указывалось, что резиденция Н. изъята из юрисдикции местного ординария, за исключением матримониальных вопросов (CIC. 366 § 1). Была ликвидирована имевшаяся в Кодексе 1917 г. оговорка об ограничении богослужебных прав Н. в местных кафедральных соборах.

С начала понтификата папы Римского Франциска апостольские Н. представляют Папский престол в 182 гос-вах и при ЕС, а также при ряде международных организаций: ООН; Отд-нии ООН и специализированных учреждениях ООН (Женева); Орг-ции ООН по окружающей среде и по населенным пунктам (Найроби); Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Рим); ВТО (Женева); Орг-ции по запрещению химического оружия (Гаага); Всемирной туристской орг-ции (Мадрид); Международной орг-ции по миграции (Женева); Орг-ции американских гос-в (Вашингтон); Лиге арабских гос-в (Каир); Африканском союзе (Аддис-Абеба); АСЕАН (Джакарта) и др. Среди гос-в, в которых аккредитованы дипломатические представители Папского престола, только в 47 странах (гл. обр. с преобладанием католич. населения) и при ЕС апостольский Н. является дуайеном дипломатического корпуса (An. Pont. 2014. P. 1302-1331).

В Российской империи постоянного дипломатического представительства Папского престола не было, хотя папские посланники в различном статусе находились при дворе рус. царей и российских императоров во время коронаций и когда возникали вопросы о взаимодействии российских властей и Римско-католической Церкви.

В 1990 г. установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом. Папа Римский Иоанн Павел II направил в Москву титулярного архиеп. Ф. Коласуонно в качестве дипломатического представителя ad personam в личном ранге апостольского Н. После распада СССР Коласуонно оставался в той же должности в РФ до 1994 г., затем эти функции выполняли титулярные архиепископы Джон Буковский (1994-2000), Георг Цур (2000-2002), Антонио Меннини (2002-2010).

22 нояб. 2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ «Об установлении дипломатических отношений с Ватиканом», в к-ром распорядился для установления дипломатических отношений преобразовать представительство РФ в Ватикане в посольство РФ в Ватикане. Апостольской конституцией «Cum inter Apostolicam Sedem» от 9 дек. 2009 г. (AAS. 2010. Vol. 102. N 1. P. 7) папа Римский Бенедикт XVI (2005-2013, см. Ратцингер) учредил апостольскую нунциатуру в Москве. Папским бреве от 9 дек. 2009 г. архиеп. А. Меннини, представлявший Папский престол в РФ ad personam, был назначен Н. в РФ (AAS. 2010. Vol. 102. N 6. P. 366). Произошел обмен нотами об установлении дипломатических отношений на уровне посольства РФ в Ватикане и апостольской нунциатуры в РФ. Архиеп. А. Меннини, став первым Н. в РФ, на встрече 15 июля 2010 г. с зам. министра иностранных дел РФ А. В. Грушко вручил ему верительные грамоты. Его преемником стал титулярный архиеп. Иван Юркович (в 2011-2016). 28 мая 2016 г. Н. в РФ был назначен Челестино Мильоре, титулярный архиепископ Каносы (с 21 янв. 2017 также Н. в Узбекистане).

Н. назначается папским бреве. До 2009 г. папские представители ad personam в СССР и в РФ назначались билетом Гос. секретариата Ватикана.

Подготовкой кадров для дипломатического служения при Папском престоле занимается Папская церковная академия (Pontificia Ecclesiastica Academia) в Риме (основана в 1701). Некоторые Н. не имеют постоянной дипломатической миссии в зарубежных странах и находятся в Риме в распоряжении Гос. секретариата. Дипломаты, имеющие ранг Н., сохраняют его после ухода на покой.

Лит.: Giobbio A. Lezioni di diplomazia ecclesiastica dettate nella Pontificia Accademia dei nobili ecclesiastici. R., 1899-1904. 3 vol.; Biaudet H. Les nonciatures apostoliques permanentes jusqu'en 1648. Helsinki, 1910; Karttunen L. Les nonciatures apostoliques permanentes de 1650 à 1800. Gen., 1912; De Marchi G. Le nunziature apostoliche dal 1800 al 1956. R., 1957; Graham R. A. Vatican Diplomacy: A Study of Church and State on the international Plane. Princeton, 1959; Cardinale I. Le Saint-Siège et la diplomatie: Aperçu historique, juridique et pratique de la diplomatie pontificale. P.; Tournai; R., 1962; Dupuy A. La Diplomatie du Saint-Siège après la IIe concile du Vatican. P., 1981; Blet P. Histoire de la représentation diplomatique du Saint-Siège, dès origines à l'aube du XIXe siècle. Vat., 1982; idem. Nonce // Dictionnaire hist. de la papauté / Sous la dir. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1183-1186; Oliveri M. Natura e funzioni dei legati pontifici nella storia e nel contesto ecclesiologico del Vaticano II. Vat., 1982; Le Saint-Siège dans les relations internationales: Actes du colloque organisé les 29 et 30 juin 1988 à la Faculté de droit et de science politique d'Aix-en-Provence / Sous la dir. de J.-B. d'Onorio. P., 1989; Levillain Ph. Nonciature // Dictionnaire hist. de la papauté. P., 1994. P. 1186-1188; Дипломатическая служба Св. Престола // Дипломатия иностранных гос-в: Учеб. пособие / Ред.: Т. В. Зонова. М., 2004. С. 276-309.
А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь. Основные понятия Нунций, постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола
См.также:
АННАТЫ сборы в пользу Римской курии
АННИВЕРСАРИЙ в практике католич. Церкви термин, обознач. ежегодное празднование или поминовение
БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать
GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором