Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРТИРИИ
44, С. 196-198 опубликовано: 27 мая 2021г.


МАРТИРИИ

[Греч. μαρτυρίαι], обозначения гласа, употребляемые в греч. певч. традиции. В начертании М. присутствуют номер гласа в виде соответствующей буквы или лигатура неск. букв, обозначающая разновидность гласа, и комплекс знаков нотации, указывающих на определенную интонационную формулу; в поздний период (после 1814) к ним присоединяется 1-я буква сольмизационного слога той ступени звукоряда, к-рая является основой настоящего гласа, а также может добавляться знак фторы, поясняющий тип интервального рода.

Мартирии византийской нотации
Мартирии византийской нотации

Мартирии византийской нотации

Первоначально в качестве М. могла использоваться только буква - номер того или иного гласа; подобные М. встречаются в ненотированных рукописях VI-VII вв. (напр.: Vindob. gr. 19.934; см.: Troelsgård. 2008).

В рукописях с ранневизант. нотацией (X-XII вв.; см. ст. Византийская нотация) М. также представлены зачастую в виде буквенного указания на глас, которое сопровождается дополнительной буквой π или диграммой πλ - в том случае, если подразумевается плагальная разновидность гласа. В рукописях, отражающих поздний этап становления куаленской нотации, к буквенному обозначению гласа добавлялись знаки нотации, но не систематично. Их значение не может быть установлено точно, однако можно выделить группы М. для каждого гласа (Raasted. 1966. P. 86-89). Г. Вольфрам установила соответствие между М. куаленской нотации Vindob. gr. 136 (1-я пол. XII в.) и М. средневизант. нотации (Wolfram. 1987. S. 45-120).

В период распространения средневизант. нотации начертания М. гласов с дополнительными знаками нотации стали более стабильными и количество разнообразных их вариантов уменьшилось. М. обозначали определенную интонационную формулу, а знаки нотации при М. подразумевали ее окончание (называвшееся, возможно, энихимой). Начальная ступень той или иной интонационной формулы определялась порядковым номером гласа, к-рый изображался в виде буквы. Буквенные обозначения 1-го и 2-го гласов воспроизводили видоизмененные формы букв α и β, подобные их минускульному написанию; гласу βαρύς (3-му плагальному) соответствовала не буква, а лигатура букв β, α и ρ. Кроме того, в числе М. 4-го гласа присутствует особая мартирия - гласа λέγετος, которая также изображается с помощью лигатур букв λ и γ (в Аколуфии 1336 г. Athen. Bibl. Nat. 2458 выписана мартирия λέγετος в качестве срединной в песнопении 4-го гласа (Fol. 206v)).

Значение М. было впервые объяснено Г. Тильярдом (Tillyard. 1923/1924; Idem. 1970). В каждом гласе мог использоваться определенный набор М., отличающихся между собой окружающими букву гласа нотированными знаками и предполагающими соответственно различные интонационные формулы одного гласа.

Особое место в системе гласовых М. занимают обозначения 2 «фторальных» гласов - νενανώ и νανά; для их маркировки могут использоваться обычные М., 2-го плагального и 4-го плагального гласов соответственно, для которых приспособлена особая последовательность сопровождающих букву гласа знаков; глас νανά, сопровождается особой мартирией (см. таблицу).

Знак фторы νανά (без указания на этот термин) присутствует уже в ранневизант. нотации, напр., в списке знаков шартрской нотации (Ath. Laur. Г. 67. Fol. 159, X в.), однако его модуляционное значение здесь не раскрывается, хотя, вероятнее всего, подразумевается (см. в ст. Византийская нотация).

В трактате Мануила Хрисафа действие «сладчайшей фторы» νενανώ и фторы νανά, а также других фтор, выполняющих функцию модуляций, к-рые изображаются с помощью особых знаков, объясняется более подробно (Conomos. 1985. P. 57, 64-65).

В рукописной традиции начертание М. может варьироваться; встречаются случаи замены М. невменной записью интонационной формулы гласа в ее полной форме (Raasted. 1966. P. 29-39).

Уже в ранний период в записи песнопений могли использоваться как начальные, так и срединные М. В период распространения средневизант. нотации их простановка носит более регулярный характер, а некоторые, судя по палеографическому анализу, приписывались позднее. Срединные М. могут быть «ретроспективными» и соответствовать финалису (последнему звуку) той строки, в конце которой они указаны, однако нередки случаи употребления срединных М., «предваряющих» начало следующей мелодической строки. Подобного рода М. имеют большое значение в письменной фиксации модуляционных процессов. «Ложная» (не соответствующая финалису строки) срединная мартирия может указывать на звуковысотное смещение формулы того гласа, которому она соответствует.

В двойных (весьма редко - тройных) срединных М. одна из них выполняет функцию подтверждения (соответствует позиции в звукоряде - ἀπὸ παραλλαγή), а другая указывает на интервальное содержание следующей (или предшествующей) формулы, к-рая принадлежит др. гласу (М. ἀπὸ μέλους) (cм.: Troelsgård. 2011. P. 66-70).

Кроме указаний на модуляционные изменения в мелосе срединные М., по мнению Й. Ростеда, могли выполнять следующие практические функции: структурировать гимнографический текст и отмечать синтаксические построения, а также, подобно орнаментированной вставке, украшать мелодическое содержание песнопения (Raasted. 1966. P. 66).

М. играли также дидактическую роль, поскольку именно с помощью последовательности гласовых М. схематически демонстрировалась система визант. осмогласия (напр., т. н. Колесо прп. Иоанна Кукузеля); кроме того, наличие срединных М. облегчало процесс заучивания песнопения с помощью метода метрофонии.

Появление в теории Нового метода сольмизационных слогов, обозначающих ступени звукоряда, позволило значительно упростить систему значений М. Так, начальные или т. н. гласовые М. сопровождаются сольмизационным слогом, указывающим на основную ступень гласа, а также, в зависимости от гласовой разновидности (но не всегда, в отличие от средневизант. нотации), знаками нотации, поясняющими начальную ступень, от к-рой нужно отсчитывать инципит песнопения, и/или фторой, демонстрирующей тип интервального рода. Напр., мартирия состоит из слова «глас» (ἦχος), обозначения плагальности (), буквенного номера гласа (), диатонической фторы (), названия основной ступени гласа (Πα), интервального знака ипсили () и названия новой основы (Κε), что указывает на принадлежность 1-му плагальному гласу, диатонический интервальный род, систему тетрафонии и перенесение финалиса на 4 ступени вверх, а мартирия состоит из словосочетания «глас βαρύς», стенографической записи гласа , названия основной ступени (Γα) и энгармонической фторы (), что указывает на принадлежность 3-му плагальному гласу в системе трифония (с перенесением финалиса на 3 ступени вверх) в энгармоническом интервальном роде. Система М., обозначающих определенные интонационные формулы, выходит из употребления.

Срединные М. Нового метода (иногда и начальные) всегда двусоставны - верхний элемент представляет собой начальную букву сольмизационного слога, т. е. основную ступень соответствующего гласа, в то время как нижняя либо состоит из буквенного обозначения номера гласа, либо включает знак одной из фтор. Нижняя часть М. определяет интервальный род гласа; т. о. происходит дифференциация М. на диатонические (), хроматические (твердые: и мягкие: ) и энгармонические ().

В теории Нового метода буквы и лигатуры, используемые в срединных М., приобрели значение неких символов, которые могут указывать на определенный интервальный род (диатонический, мягкий или твердый хроматический и энгармонический), и необязательно - на принадлежность к определенному гласу (именно по этой причине буква α нередко интерпретируется как «половина буквы φ» (см., напр.: Παναγιωτόπουλος. 1981. Σ. 172).

Кроме того, модифицированные в нотации Нового метода М. позволяют более ясно демонстрировать модуляции. Так, перемены интервального рода и системы отражаются в изменении нижней части М., в то время как сольмизационный слог в верхней части всегда указывает на ту ступень звукоряда, к-рая соответствует положению формулы в песнопении относительно финалиса. Напр., изменение системы согласно трифонии маркируется сменой буквенного обозначения гласа (через 2 ступени; напр. с α (1-й) на δ (4-й)), в то время как сольмизационный слог в верхней части остается неизменным.

Преобразования интервального рода также сопровождаются изменением нижней части; напр., изменение буквенного обозначения гласа или фторы показывает, как именно меняется звукоряд.

Система сольмизационных слогов повлияла на представления о соотношении нек-рых гласов, напр., одна из разновидностей М. 2-го плагального (6-го) гласа сопровождается начальной буквой сольмизационного слога «па» - 1-й ступени звукоряда, в то время как нижняя часть в виде стилизованной буквы β соответствует порядковому номеру гласа. Т. о., 2-й автентический глас с финалисом на «ди», к-рый соответствует его медиальной каденции, оказывается квартой, а не терцией выше своей плагальной разновидности.

В древнерус. традиции М. не получили распространения, однако в ранних нотированных рукописях можно встретить срединные М. ранневизант. типа, т. е. в виде буквенного обозначения гласа, указывающие на некие модуляционные изменения в песнопении (напр.: Ath. Chil. 307. Fol. 32-32v, XII в.; ГИМ. Син. № 162. Л. 46 об., XII в. и др.).

В древнерус. Кондакарях, в тех песнопениях, которые нотированы кондакарной нотацией, исследователи также обнаруживают некие знаки, подобные М. (см.: Владышевская. 2006. С. 130-131). Тем не менее точно определить их значение в настоящее время не представляется возможным.

Лит.: Tillyard H. J. W. Signatures and Cadences of the Byzantine Modes // AnnBSA. 1923/1924. Vol. 26. P. 78-87; idem. Handbook of the Middle Byzantine Musical Notation. Cph., 19702. P. 30-35. (MMB. Subs.; 1); Strunk O. Intonations and Signatures of the Byzantine Modes // MQ. 1945. Vol. 31. N 3. P. 339-355; Raasted J. Intonation Formulas and Modal Signatures in Byzantine Musical Manuscripts. Cph., 1966. (MMB. Subs.; 7); Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. Bd. 1. S. 282-293, 325-326; Παναγιωτόπουλος Δ. Γ. Θεωρία καὶ πράξις τῆς βυζαντινῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθήνα, 1981; Conomos D., ed. The Treatise of Manuel Chrysaphes, the Lampadarios: On the Theory of the Art of Chanting and on Certain Erroneous Views That Some Hold About It (Mount Athos, Iviron Monastery MS 1120, July 1458). W., 1985. (MMB. CSRM; 2); Wolfram G. Sticherarium Antiquum Vindobonense. Vindobonae, 1987. (MMB; 10. Pars suppl.); Владышевская Т. Ф. Типографский устав и муз. культура Др. Руси XI-XII вв. // Типографский устав с Кондакарем кон. XI - нач. XII в. / Ред.: Б. А. Успенский. М., 2006. Т. 3. С. 130-138; Χουρμούζιος Χαρτοφύλακος. Εἰσαγωγὴ εἰς τὸ θεωρητικὸν καὶ πρακτικὸν τῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς / Εἰσαγωγή, κρητικὴ ἔκδοση παρὰ Ε. Στ. Γιαννοπούλου. Θεσ., 20072. Σ. 101-105; Χρύσανθος, ὁ ἐκ Μαδύτων. Θεωρετικὸν μέγα τῆς μουσικῆς: Τὸ ἀνέκδοτο αὐτόγραφο τοῦ 1816, τὸ ἔντυπο τοῦ 1832 / Κρητικὴ ἔκδοση ὑπὸ Γ. Ν. Κωνσταντίνου. ᾿Αθήνα, 2007. Σ. 260-271; Troelsgård C. A New Source for the Early Octoechos?: Papyrus Vindobonensis Gr. 19.934 and Its Musical Implications // Byzantine Musical Culture: Proc. of the 1st Intern. Conf. of the ASBMH. [Athens], 2008. P. 668-679; idem. Byzantine Neumes: A New Introd. to the Middle Byzantine Musical Notation. Cph., 2011. (MMB. Subs.; 11).
И. В. Старикова, А. А. Елисеева