Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЛАМИУ
29, С. 419-421 опубликовано: 2 марта 2017г.


КАЛАМИУ

[греч. Καλαμίου], монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы, принадлежит Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви, находится в 4 км от с. Ацихолос и в 10 км к северо-западу от Каритены.

Старый монастырь

расположен на узкой полосе длиной 50 м на уступе крутого утеса над ущельем, в к-ром протекает р. Лусиос. Считается, что он был основан в XV в. В окружающих К. скалах имеются естественные пещеры. С юж. стороны мон-рь был защищен стеной с бойницами и 3 башнями. Вход сделан в юго-зап. углу оборонительной стены. За воротами находилась небольшая площадка, с к-рой др. вход вел в монастырский двор. Кафоликон (монастырский собор), освященный в честь Успения Пресв. Богородицы, был построен и расписан в 1705 г. на средства архонта из Каритены Афанасия Кулопулоса (Куласа) при игум. Паисии (Малесисе). Это небольшой однонефный храм, частично встроенный в скалу: добавлены только зап. и юж. стены, выложенные из грубо обработанных камней и частично оштукатуренные. В пещере напротив входа в естественной нише устроен алтарь. Укрепляющая свод арка поднимается от нижней части сев. стены к середине юж. стены и соприкасается с зап. стеной. Проход за кафоликоном ведет в вост. часть монастырского комплекса. Кельи и хозяйственные постройки расположены в 3 яруса, их соединяют извилистый проход и лестницы. В этой части монастыря находится аскитирий, в поствизант. период он являлся центром, вокруг к-рого образовалась обитель. Аскитирий расположен на 8 м выше уровня почвы, в пещере, вход в которую закрыт стеной с дверью. К аскитирию ведет выложенная камнями лестница. Над 1-й лестничной площадкой находится полуцилиндрическое строение, возможно, звонница.

Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. 1705 г.
Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. 1705 г.

Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. 1705 г.
Фрески кафоликона выполнены критским мастером Петром Педиотисом, к-рый работал на Пелопоннесе в 10-х гг. XVIII в. Вместе с братом Михаилом он расписал кафоликон мон-ря Бурас близ Мегалополи (1710) и новый мон-рь К. (1713), один - ц. Трех святителей в Стемнице (1715). Кроме того, в 1711 (или в 1714) г. Михаил украсил фресками ц. вмч. Георгия Победоносца монастыря Рекицас (близ сел. Дирахи, Аркадия) и в 1713 г.- ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Бурьяна. Росписи кафоликона представляют собой вариант развития критской живописи в сторону народного искусства. Их характеризуют нарочито декоративный характер и перенасыщенные деталями многофигурные композиции. В отличие от фресок нового мон-ря К. здесь отсутствует единая иконографическая программа.

Вознесение. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. Ок. 1705 г.
Вознесение. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. Ок. 1705 г.

Вознесение. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. Ок. 1705 г.
В конхе находилось изображение Богоматери (сохр. фигура одного из предстоящих Ей архангелов), ниже, видимо, располагались пророки (осталась только фигура царя Соломона), под ними - «Спас Недреманное Око». В конхе жертвенника изображен «Спас во гробе», ниже написаны имена для поминовения. На юж. стене алтаря помещены композиции «Прав. Иосиф Обручник забирает Богоматерь из Иерусалимского храма» и «Молитва прор. Захарии», под ними - погрудные изображения святых.

Образ Христа Пантократора в центре свода наоса, окруженный евангелистами, был поврежден. В вост. части свода помещены «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Господне» и сцены Богородичного цикла, сюжеты которых невозможно определить из-за плохой сохранности. В зап. части потолка на внутренней поверхности арки от замкового камня к сев. стене следуют композиции «Пилат умывает руки», «Радуйся, Царь Иудейский!», «Исцеление сына сотника» и образ вмч. Димитрия Солунского, а от замкового камня к юж. стене - «Тайная вечеря», «Жены-мироносицы у гроба» и «Исцеление слепца».

Фрески на сев., юж. и зап. стенах расположены в неск. зонах. На сев. стене в верхней зоне представлены композиции «Успение Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы», в средней - погрудные изображения святых, в нижней - преподобные Иоанн Лествичник, Савва Освященный, Антоний Великий, Иоанн Дамаскин (в рост), Богоматерь с Младенцем на престоле и неизвестный святой; на обработанной части скалы, которая соприкасается с юж. стеной,- «Преображение Господне», под ним - сцены из Жития свт. Николая Чудотворца; на юж. стене в верхней зоне - «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», во 2-й зоне - «Трапеза в Эммаусе», «Уверение ап. Фомы», «Жены-мироносицы и воскресший Спаситель», в 3-й зоне - «Явление Христа на море Тивериадском», «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», в 4-й зоне - свт. Афанасий Великий, апостолы Петр, Павел и Андрей Первозванный, бессребреники Косма и Дамиан; на зап. стене в верхней зоне - «Распятие», во 2-й зоне - «Бичевание», «Несение креста», «Снятие с креста» и «Оплакивание», в 3-й зоне - «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Господне», ктиторская надпись над дверью, «Исцеление кровоточивой», в 4-й зоне - вмч. Георгий Победоносец, поражающий дракона, прмц. Параскева, арх. Михаил.

Новый монастырь

был основан в 1713 г. в 200 м к юго-западу от старого. Строительная активность (возведение кафоликонов старого и нового мон-рей) связана с улучшением положения христиан в период 2-го венецианского владычества на Пелопоннесе (1685-1715). Обитель находится на площадке, на вершине отвесной скалы. Поверхность площадки имеет небольшой наклон. Планировка монастырского комплекса продиктована особенностями рельефа: постройки в виде буквы Г расположены на севере и западе, кафоликон находится восточнее. Сев.-зап. корпус полуразрушен, юго-зап. корпус был восстановлен недавно. Увенчанный полуцилиндрическим куполом вход в мон-рь находится в зап. углу.

Во время Греческой национально-освободительной революции К. был сожжен войском Ибрагим-паши за помощь повстанцам (1826). Мон-рь был восстановлен, но не смог достичь прежнего расцвета и в 1834 г. был закрыт из-за малочисленности братии. С тех пор К. является подворьем мон-ря св. Иоанна Предтечи, который находится выше по течению Лусиоса, в 9 км от Стемницы. В 1985 г. на средства жителей с. Ацихолос началась реставрация К. В настоящее время монастырь не действует, в нем проживает мон. Паисия (Феодоропулу), которая присматривает за обителью.

Крестово-купольный 4-столпный кафоликон, так же как и старый кафоликон, посвящен Успению Пресв. Богородицы. Уровень его пола на 4 ступени ниже уровня поверхности земли. Кафоликон имеет 2 входа: с зап. и сев. сторон. Над зап. входом устроена небольшая ниша, сверху и по бокам к-рой сделаны круглые углубления, видимо предназначавшиеся для декоративных керамических тарелок. Килевидные ниши на фасадах апсид, боковых стенах и фронтонах отражают влияние мусульм. архитектуры. В то же время окулос на зап. фронтоне является элементом итал. архитектуры.

Новый кафоликон мон-ря Каламиу. 1713 г.
Новый кафоликон мон-ря Каламиу. 1713 г.

Новый кафоликон мон-ря Каламиу. 1713 г.
Кафоликон расписан братьями Петром и Михаилом Педиотисами при игум. Иоасафе (Кунтурисе) также на средства Афанасия Кулопулоса. В иконографической программе акцентирована Богородичная тема: композиции «Свыше пророци Тя предвозвестиша», «О Тебе радуется», сцены из Акафиста, «Неопалимая Купина», тронный образ Богоматери с эпитетом «Надежда всех» (τῶν πάντων ᾿Ελπίς). В росписях присутствуют редко встречающиеся изображения свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского, и Иоанна Нового, нмч. Янинского († 1526).

В конхе апсиды помещена Богоматерь «Платитера», ниже в 4 ряда расположены погрудные образы пророков, «Причащение апостолов», «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» и «Служба св. отцов». В композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Богоматерь с Младенцем на лоне не восседает, как обычно, на троне, а помещена в медальон в виде огненного диска с 7 языками пламени, к-рый исходит из сосуда, стоящего на престоле вместе с кадильницей и ковшом для вина. С каждой стороны медальон с Богоматерью фланкируют 6 пророков, стоящих под арками. На фронтоне апсидной арки изображено «Гостеприимство Авраама» («Св. Троица»), на вост. стене по сторонам апсиды - ростовые фигуры первомч. Стефана, свт. Кирилла Александрийского, сщмч. Дионисия Ареопагита и ап. от 70 Филиппа, на своде вимы - сцены двунадесятых праздников и Богородичного цикла, над конхой жертвенника - Спас Еммануил, стоящий по пояс в потире, в конхе жертвенника - «Спас во гробе», ниже - Богоматерь и ап. Иоанн Богослов (под ними диптихи с именами для поминания); на сев. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные изображения святых, сцены «Страшного Суда», прп. Андрей Критский и видение свт. Петра Александрийского, под ними - святые в рост и Мелхиседек; на своде жертвенника под арками - поясные изображения мучеников-юношей; в конхе диаконника - «Христос Великий Архиерей», ниже - свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский и прп. Алипий Столпник, над конхой - св. Иоанн Предтеча; на юж. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные образы святых, сцены «Страшного Суда», священномученики Елевферий и Ферапонт, под ними - прор. Даниил и 3 отрока Вавилонских; на своде диаконника под аркой - поясные изображения мучеников-средовеков.

В куполе представлен Христос Пантократор (вокруг «Небесная литургия»), в барабане - пророки в рост и оплечные образы святых, в парусах - евангелисты с символами, на сев. своде - чудеса Христа, в люнете свода справа и слева от окна - «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», ниже - композиция «О Тебе радуется», под ней - прп. Иоанн Дамаскин; на юж. своде - чудеса Христа, в люнете свода - «Неопалимая Купина» и «Жертвоприношение Авраама», ниже - «Собор всех святых»; на зап. своде - сцены Страстного цикла, в люнете свода - «Распятие», ниже - «Иосиф Аримафейский перед Пилатом», «Снятие с креста», «Оплакивание», под этими сценами - погрудные изображения мч. Нестора, нмч. Иоанна Нового из Янины и ктиторская надпись, на своде юго-зап. компартимента - Христос «Великого Совета Ангел» и сцены жития ветхозаветного патриарха Иосифа, на своде сев.-зап. компартимента - Спас Еммануил и притча о блудном сыне в 4 сценах.

В верхних зонах сев., зап. и юж. стен расположены 24 сцены Акафиста, в нижней зоне - святые в рост (на сев. стене мц. Кириакия, вмц. Марина, прмц. Параскева, святители Афанасий и Кирилл Александрийские, равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил и Богоматерь с Младенцем на престоле («Надежда всех»); на юж. стене - апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, великомученики Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан, преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Феодосий Великий (Киновиарх).

Деревянный иконостас был установлен в 80-х гг. ХХ в.

Лит.: Χατζιδάκης Μ. ῞Ελληνες ζωγράφοι μετὰ τὴν ῞Αλωση (1450-1830). ᾿Αθήνα, 1987. Τ. 1. Σ. 116; Χατζιδάκης Μ., Δρακοπούλου Ε. ῞Ελληνες ζωγράφοι μετὰ τὴν ῞Αλωση (1450-1830). ᾿Αθήνα, 1997. Τ. 2. Σ. 285-286; Διαμαντή Κ. Π., Παντού Ε. Ν. Τα μοναστήρια στο φαράγγι του Λούσιου ποταμού στην Αρκαδία. Αθήνα, 2006. Σ. 64-76; Μοναστήρια της Ηπειρωτικής Ελλάδας. Αθήνα, 2008. Σ. 333; Ιορδάνογλου Α. Αρκαδία: Μονές Λούσιου: Τιμίου Προδρόμου, Θιλοσόφου, Παναγίας Αιμυαλών και Κοιμήσεως Θεοτόκου Καλαμίου. Αθήνα, 2009. Σ. 118-125; Δίπτυχα. 2012. Σ. 474.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Монастыри Элладской Православной Церкви Каламиу, монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви
См.также:
АВГУСТИНА-СЕРАФИМА САРОВСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фокиды (Элладская Церковь)
АГАФОНА В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фтиотиды (Элладская Церковь)
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)
АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)