Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОГОМИЛЬСТВО
5, С. 471-473 опубликовано: 2 августа 2009г.


БОГОМИЛЬСТВО

[богумильство], одно из крупнейших религиозно-социальных еретических движений на Балканах и в М. Азии в X-XIV вв. По имени (или прозвищу) первого ересиарха - попа Богомила (возможно, калька с греч. Феофил) - его последователи получили наименование богомилов. Первоначально название засвидетельствовано в визант. источниках XI-XII вв. В средневек. серб. текстах в качестве синонима используется термин «бабуны». Ересь возникла, по-видимому, среди сельского населения Болгарии в нач. X в. Впервые упоминается в письме Патриарха К-польского Феофилакта (933-956) болг. царю Петру. Основу движения составляли представители низшего духовенства и провинциальное монашество (в первую очередь странствующие иноки, не принадлежавшие к определенным мон-рям); отсюда, вероятно, одно из названий богомилов - кудугеры (от болг. калу́гер - монах). Главным источником по начальной истории Б. является соч. болг. автора 2-й пол. X в. Козьмы Пресвитера «Беседы на новоявльшуюся ересь Богумилову». Имя ересиарха и его учения сразу же с успехом было обыграно в обличительной лит-ре («а поистинне рещи - Богу не мил» - у Козьмы Пресвитера; игра на созвучии эпитетов богомильский - богомерзкий и т. п.).

“Проповедующий поп-еретик”. Миниатюра из Хлудовского сборника № 10. XIV в. (ГИМ)
“Проповедующий поп-еретик”. Миниатюра из Хлудовского сборника № 10. XIV в. (ГИМ)

“Проповедующий поп-еретик”. Миниатюра из Хлудовского сборника № 10. XIV в. (ГИМ)

Несмотря на несомненное влияние манихейства, а также ересей павликиан и мессалиан, Б. было самобытным и имеющим собственные корни религ. движением. Согласно учению богомилов, к-рое изложено в их главной кн. «Иваново Евангелие, или Тайная книга», вначале существовал только добрый Высочайший Бог, к-рый создал огромную невидимую Вселенную до Седьмого Неба и основные стихии и управлял ими вместе со своим первородным сыном Сатанаилом. Последний, завидуя Отцу, решил стать независимым от Него и поставить трон на Седьмом Небе. Он привлек на свою сторону и часть подчиненных ему ангелов. Бог узнал об этом и низверг их с Неба. Но Сатанаил не успокоился. Он с помощью неотнятого божественного дара создал из хаоса видимые небо и землю с морями и океанами, небесные светила, растения и животных, а затем сотворил и человеческие тела (Адама и Еву), но не смог вдохнуть в них душу и был вынужден обратиться к Отцу с просьбой послать свое божественное дыхание для оживления их. Бог сжалился и оживил первых людей. Поэтому, по учению богомилов, тело человека - от злого творца, а душа - от доброго Бога. Постепенно Сатанаил полностью подчинил себе род человеческий, так что лишь немногие из людей знали о своем первоначальном назначении - заменить падших ангелов. На Земле надолго установилось царство Сатанаила, к-рого люди считали Верховным Богом. Но наконец Высочайший Бог решил освободить человечество от власти Сатанаила. Он произвел из Себя второго (младшего) Сына, Иисуса, или Слово, к-рый явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого. Иисус через три дня после своей призрачной смерти явился перед Сатанаилом во всем своем величии, отсек из его имени слог «ил», тем самым лишив его божественности, и оковал цепями, теперь уже как злого духа - Сатану. Затем Иисус вознесся на Небо, занял 2-е после Отца место и получил власть над всеми ангелами. После этого Высочайший Бог произвел из Себя Св. Дух, к-рый действует на души людей. Те, кто ощутил на себе действия Св. Духа, а это прежде всего богомилы, не умирают, а переселяются в царство Небесного Отца. Царство же Сатаны на Земле продлится до Второго пришествия, когда он и его служители будут отправлены в ад.

В основе религиозно-философского учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Но в отличие от павликиан они были умеренными дуалистами, т. к. считали, что добро победит зло (Сатана будет уничтожен). Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданием диавола. Они не признавали христ. Церковь и ее служителей, символы, обряды и таинства, поскольку считали, что все это дело рук Сатаны. Они не посещали церковь, отрицали молитву, за исключением «Отче наш», не почитали Креста Господня, икон, не признавали церковный брак, мощи, праздники, Воскресение Христово, не считали Деву Марию Богородицей. Они утверждали, что причастие - это просто хлеб и вино, а не Тело и Кровь Иисуса Христа, св. мощи - кости умерших людей, чудотворения - сказки для легковерных людей. Богомилы считали, что между Богом и человеком не нужен посредник (духовенство). Человек сам в состоянии спасти свою душу. Из христ. книг признавали только НЗ, а Ветхий отвергали полностью, т. к. считали, что Моисей - служитель Сатаны. Не признавали решения Вселенских и Поместных Соборов и сочинения церковных авторов. В Б. были сильны и социально-политические тенденции. Богомилы отвергали светскую власть и царя, осуждали богатство и смогли в известной мере включиться в структуру феодального общества только в XIII-XIV вв. в Боснии с ее специфическим политико-географическим положением и конфессиональной ситуацией (см. ст. Босния и Герцеговина). Отрицательное отношение богомилов к светской власти в целом определило их неоднозначную (в зависимости от конкретной исторической ситуации) роль в балканской средневек. политической истории. Во 2-й пол. X - нач. XI в. Б. способствовало ослаблению Болгарского царства и в конечном счете завоеванию его Византией. В период визант. владычества XI-XII вв. богомилы активно участвовали в восстаниях против империи (1040, 1072), поддерживали борьбу Калояна против Византии. Отвергая материальные блага и богатство, в быту стремились к воздержанию и скромности (не пили вина, не ели мяса, не носили богатую одежду), считая идеалом социальное и имущественное равенство, существовавшее, как они полагали, в раннехрист. общинах. Однако на практике, в особенности с течением времени, исходно декларируемый аскетизм в сочетании с признанием греховности всего материального мог порождать прямо противоположные результаты. В западноевроп. источниках XIV-XV вв. (при этом, что немаловажно, не полемического характера, где это можно было бы объяснить заведомой тенденциозностью) встречаются упоминания о том, что боснийские богомилы «по обычаю манихеев» почитают богатых и притесняют бедных, объясняя это порядком, установленным (злым) Творцом, а сексуальная свобода определяется как «боснийский обычай». В то же время в отношении болг. и визант. еретиков, приверженцев Б., правосл. авторы традиционно пишут о суровом аскетизме и моральной требовательности (расцениваемых, правда, как показные).

Структура богомильской общины известна преимущественно на боснийском материале XIV-XV вв. и отчасти восстанавливается по аналогии с западноевроп. еретическими сообществами, испытавшими влияние Б. Община состояла из «совершенных» («крестьяне», «христиане»), рядовых «верующих» (аналог «верных» в христ. Церкви) и «слушателей» ( «оглашенных»). Первые - это учители и проповедники богомильской космогонии, теологии и этики, строгого аскетического образа жизни без брака. Они произносили проповеди на собраниях общины и совершали необходимые обряды среди «верующих» и «слушателей». Последние не участвовали в жизни общины, но могли присутствовать на проповедях. Со временем «слушатель» мог стать «верующим» и даже «совершенным». Богомильская община собиралась вместе в 4 случаях: общие молитвенные собрания, связанные с чтением молитвы «Отче наш» и произнесением проповеди; взаимное исповедание членов братства; прием «слушателя» в члены общины, т. е. его духовное крещение, к-рое состояло в том, что на вступающего клалось апокрифическое «Иваново Евангелие», произносилась молитва «Отче наш» и призывался Св. Дух; посвящение «верующего» в «совершенного». Во главе церковной орг-ции стояли епископ («дедец») и «гости», функции к-рых остаются до конца невыясненными.

Лист из Законника Стефана Душана с перечислением наказаний для богомилов. Лист из Законника Стефана Душана с перечислением наказаний для богомилов. XV в. (ГИМ. Собр. Барсова. № 151)
Лист из Законника Стефана Душана с перечислением наказаний для богомилов. Лист из Законника Стефана Душана с перечислением наказаний для богомилов. XV в. (ГИМ. Собр. Барсова. № 151)

Лист из Законника Стефана Душана с перечислением наказаний для богомилов. Лист из Законника Стефана Душана с перечислением наказаний для богомилов. XV в. (ГИМ. Собр. Барсова. № 151)

Б., укрепившись в X в. в Болгарии, получило в XI-XII вв. широкое распространение и в самой Византии, где богомилы назывались фундагиагитами, а также в Сербии и Боснии. В последней Б. играло особенно заметную роль на протяжении XII - 1-й пол. XV в., не уступая католицизму и Православию, и пользовалось (хотя и не постоянно) покровительством верховной власти и крупных феодалов, выступая в качестве непременного атрибута боснийского гос-ва и временами чуть ли не офиц. религии. На катарском Соборе 1167 г. близ Тулузы один из богомильских старейшин Никита говорил о существовании 7 крупных общин-«церквей» в М. Азии и 5 на Балканах. В сер. XII в. Б. начало проникать во Францию и Сев. Италию, оказывая влияние (прежде всего сочинениями - «Тайная книга» и др. апокрифами) на западноевроп. ереси (катаров, альбигойцев), отсюда одно из наименований катаров (возможно, отразившее далматинское языковое посредство) - «бугры» (bugari, bugri и т. п.), т. е. болгары. Ряд апокрифов, испытавших влияние учения богомилов («Видение пророка Исаии», «Откровение Варуха», «Откровение Еноха» и др.), вместе с др. болг. лит. памятниками получили известность и в Киевской Руси.

Церковь и светская власть в разных странах с кон. XI в. активно боролись с широко распространившейся ересью. Алексей I Комнин принимал суровые меры ради обращения богомилов в Православие, сажал их в темницы, переселял в отдаленные районы империи, а одного из их учителей старца Василия сжег на костре. Эту политику продолжили Иоанн II Комнин и Мануил I Комнин, проведя неск. церковных Соборов против богомилов (1140, 1143, 1156-1157), а затем и Патриарх Герман II (1222-1240). В Сербии против них боролся св. Стефан Неманя (антибогомильский Собор в Расе между 1172 и 1180), в Болгарии - Петр и Борил (антибогомильский Собор в Тырнове, 1211). Католич. церковь и венг. короли (вассалом к-рых была Босния) неоднократно предпринимали против боснийских богомилов крестовые походы начиная с 20-х гг. XIII в. Однако богомильская ересь не была уничтожена и в XIII-XIV вв. представляла серьезную угрозу для правосл. Церкви, о чем свидетельствуют соборные постановления. В XIV в. она распространилась на Афоне (проповедники Иосиф и Георгий) и вновь оживилась в Болгарии, где церковный Собор 1359/60 г. в Тырнове осудил богомильских проповедников Кирилла Босоту и его ученика Стефана и изгнал из страны. Папы в своих посланиях в XIV - сер. XV в. неоднократно обвиняли боснийских королей и их вельмож в покровительстве еретикам. Только в правление кор. Стефана Томаша (1443-1461) монахи-францисканцы принудительно обратили боснийских богомилов в католичество. По мнению ряда исследователей, в XIV в. Б. проникло и на Русь, оказав влияние на ересь стригольников, однако в силу крайней скудости источников эти предположения не выходят за рамки гипотезы. Лишь после завоевания Балканского п-ова турками богомильство стало постепенно исчезать, т. к. главный противник богомилов - христ. Церковь - уже не была господствующей. Последние свидетельства о Б. относятся к XVII в. Часть болг. богомилов наряду с др. еретиками-дуалистами в XVII в. перешла в католичество и сохранилась как отдельная этническая группа с характерным названием «павликиане». Районами наиболее активного распространения Б. (и др. дуалистических ересей) на Балканах в ср. века были Юж. Болгария и Босния, где наряду с Албанией в эпоху тур. владычества происходил массовый переход местного населения в ислам. Большинство богомилов тогда приняло ислам - отсюда широкое распространение мусульманства в Боснии и частично в Болгарии (в Родопах).

От эпохи длительной борьбы с богомильской ересью до нас дошла довольно обширная антибогомильская лит-ра, как слав. («Беседы...» Козьмы Пресвитера), так и греч. («Против богомилов» Евфимия Зигабена и др.). Большая часть сочинений самих богомилов была уничтожена. Первое по значимости место среди уцелевших произведений занимает апокриф «Иваново Евангелие», называемый богомилами «Тайной книгой» (ок. Х-XI в.). Он известен в 3 переводных лат. версиях (кон. XII - сер. XIII в.), болг. оригинал не сохранился. По форме это диалог между Христом и его любимым учеником Иоанном Богословом. Перед читателем развертываются основные положения богомильской космогонии и эсхатологии: о первоначальном устройстве Вселенной, о низвержении злых сил с небес, о борьбе Христа с Сатаной и Его победе над диаволом, о судьбах праведников и грешников и т. д. При ее написании были использованы кн. Бытия, канонический Апокалипсис и нек-рые апокрифы XI-XII вв. Второе произведение богомилов - т. н. «Катарский требник» (XIII в., на провансальском языке, болг. оригинал утрачен) - содержит описание всех обрядов, совершаемых во время проповедей в общине. Большинство др. сочинений, испытавших влияние богомильской доктрины, представляют собой апокрифы - анонимные («Житие Адама и Евы», «Рукописание Адамово», «Прение Христа с дьяволом») или псевдоэпиграфические, авторство к-рых приписано ветхозаветным и евангельским персонажам, гл. обр. пророкам («Книги Еноха», «Откровения Варуха», «Видения Исаии», апокрифический Апокалипсис Иоанна Богослова и др.). Из-за компилятивного по преимуществу характера этих текстов проблема их реального авторства (в качестве создателей принято рассматривать самого Богомила и его учеников Михаила и Феодора) остается на сугубо гипотетическом уровне. В исследовательской лит-ре XIX - 1-й пол. XX в. к числу ранних богомильских авторов иногда было принято относить пресв. («попа болгарского») Иеремию (к-рого в нек-рых редакциях Списка отреченных книг называют сыном и учеником Богомила), но в наст. время эта т. зр. историко-филологической наукой отвергнута. Среди визант. богомилов («фундагиагитов») наиболее распространенным апокрифом была т. н. «Греческая легенда о сотворении мира», написанная в духе умеренного дуализма и имеющая много сходных черт с болг. апокрифом «Тивериадское море». В сер.- 2-й пол. XI в. мировоззрение богомилов оказало заметное воздействие на наиболее значительные и оригинальные болг. историко-апокалиптические сочинения, такие как «Болгарская апокрифическая летопись» и «Сказание пророка Исаии» в версии Белопольского (Николяцкого) сб.

Основные богомильские соч.: Le nouveau testament, traduit au XIIIe siècle en langue provencale, suivi d'un rituel cathare / Ed. L. Clédat. P., 1887; Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925, 1970p; Dondaine A. Le Liber de duobus principiis: Un traité néo-manichéen du XIIIe siècle. R., 1939; Turdeanu E. Apocryphes bogomiles et pseudobogomiles // RHR. 1950. T. 138. N 1. P. 22-52; N 2. P. 176-218; Ангелов Д., Примов Б., Ботаклиев Г. Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори. София, 1967; Стара българска литература. София, 1981. Т. 1 (Апокрифи); Тъпкова-Заимова В., Милтенова А. Историко-апокалиптичната книжина във Византия и в средновековна България. София, 1996.
Основные антибогомильские соч.: Попруженко М. Г. Синодик царя Борила // Български старини. 1928. Кн. 8; он же. Козма пресвитер български писател X в. // Български старини. 1936. Кн. 12 [«Беседа пресвитера Козьмы»]; Киселков В. Пресвитер Козма и неговите творение. София, 1943; Euthymii Zigabeni Narratio de Bogomilis (Κατὰ Βογομίλων) // PG. 130. Col. 1298-1333 (сокр. рус. пер.: Евфимий Зигабен. Против богомилов. К., 1902); Germani patriarchae Constantinopolitani Epistula ad Constantinopolitanos contra Bogomilos // PG. 140. Col. 621-644; Мошин В. А. (изд.) Сербская ред. Синодика в неделю Православия // ВВ. 1960. T. 17. С. 278-353; Драгоjловић Д. Маргиналне глосе српских рукописних крмчиjа о неоманихеима // Jугословенски историjски часопис. 1972. Књ. 1-2. С. 5-15; Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских лит-рах. София, 1973; Богдановић Д. Српска прерада Козмине Беседе у Зборнику попа Драгоља // Balcanica. Sofia, 1976. Т. 7. С. 61-90.
Лит.: Ficker G. Die Phundagiagiten. Lpz., 1908; Радченко К. Ф. Этюды по богомильству: Нар. космогонические легенды славян в их отношении к богомильству // ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 4. С. 73-131; Rački F. Borba Južnich Slovena za državnu neodvidnost: Bogomili i patareni. Beograd, 1931. S. 337-559; Sidak J. Crkva bosanska i problem bogomilstva u Bosni. Zagreb, 1940; Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Camb., 1948; Соловjев А. Сведочанства православних извора о богомилству на Балканах // Годишњак Друштва историчара Босниjе и Херцеговине. Сараjево, 1953. Књ. 5. С. 1-103; Примов Б. Поп Богомил и богомилското движение // ИП. 1958. Т. 14. Кн. 6. С. 96-112; он же. Богомилският дуализм: произход, същност и общественно-политическо значение // ИИИ. 1968. № 8; он же. Бугрите: Кн. за поп Богомил и неговите последователи. София, 1970; Бирковић С. Историjа средновековне Босанске државе. Београд, 1964. С. 50-69, 101-112, 282-287; Георгиев Е. Литература на изострении борби в средневековна България. София, 1966; Ангелов Д. Богомилството в България. София, 1969; он же. Богомилството. София, 1993; Gress-Wress-Wright D. Bogomilism in Constantinople // Byz. 1977. T. 47; Kutzli R. Die Bogomilen. Stuttg., 1977; История на България. София, 1982. Т. 3. С. 152-162, 405-406; КМЕ. Т. 1. С. 209-216; Т. 2. С. 146-149; Богомилството: Книжовна дейност на българите извън България от XIV в. до днес. София, 1982; Драгоjловић Д. Богомилство на Балкану и у Малоj Азиjи. Београд, 1982. Т. 2: Богомилство на правосл. Истоку; Коев Т. Павликянски и месалиански религиозни елементи в богомилството // Изв. / ЦИАИ БП. София, 1984. Вып. 2. С. 76-82; Denkova L. Les bogomiles: ontologie du mal et orthodoxie orientale // Heresis: Rev. d'hérésiologie médiévale. Carcassonne, 1989. T. 13/14. P. 65-87; Rakova S. Le bogomilisme et l'église bosniaque // Ibid. 1992. T. 19. P. 19-29; Акимова О. А., Турилов А. А. Этническое и культурное самосознание населения Боснии в XV в. // Этническое самосознание славян в XV в. М., 1995. С. 180-191; Оболенски Д. Богомилите. София, 1998.
Библиогр.: Гечева К. Богомилството: Библиогр. София, 1997.
П. И. Жаворонков, А. А. Турилов
Ключевые слова:
Болгария. История Еретические течения в христианстве Богомильство, одно из крупнейших религиозно-социальных еретических движений на Балканах и в Малой Азии в X-XIV вв.
См.также:
АЛЬБАНЫ в XII-XIII вв. одно из названий итал. ветви средневек. ереси катаров
АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов
АМАЛЬРИК БЕНСКИЙ († 1205 или 1207), франц. богослов
АНТИМАРИАНЕ последователи ряда еретических учений, отрицавш. приснодевство Богоматери
АНФИМ I (Чалыков), 1-й экзарх Болгарского экзархата
БОЛГАРИЯ гос-во на Балканском п-ве