[лат. Servetus; испан. Servet, Serveto y Conesa dias Revés (Сервето-и-Конеса или Ревес)] Мигель, также Мигель де Вильянуэва (испан. Miguel de Villanueva) (16.12.1506, дер. Касканте близ Туделы, Наварра (по др. данным, 1509 или 1511, Вильянуэва-де-Сихена, Арагон) - 27.10.1553, Женева), испан. мыслитель, богослов, врач. Место рождения и происхождение С. дискуссионны, что связано с недостатком документальных источников (отсутствуют для периодов до 1523 и 1527-1531), а также с тем, что он, опасаясь гонений, менял биографические сведения, в т. ч. в выходных данных своих сочинений и на судебных допросах (1538, 1553). Согласно наиболее фундированной гипотезе (González Ancín, Towns. 2017), С. был сыном Николаса де Вильянуэвы, врача-еврея, к-рый приехал в Туделу из Тарасоны (близ Сарагосы) после 1492 г. в результате указа об изгнании евреев из Кастилии и Арагона. В 1498 г., после подписания аналогичного указа в Наварре, он принял христианство. В 1512 г. Наварра была захвачена войсками кор. Фердинанда (Фернандо) II Арагонского, там начала действовать инквизиция. В 1515 г., опасаясь ареста, Николас по крайней мере с одним из своих сыновей бежал во Францию, где поселился в г. Оранж. Его жена (имя неизв.) и др. дети остались в Наварре. При рождении С. получил травму гениталий, не позволявшую ему вступать в брак. Возможно, после 1515 г. при неясных обстоятельствах С. был усыновлен Антоном Сервето Мелером или Ревесом, мелким дворянином и нотарием из сел. Вильянуэва-де-Сихена в Арагоне (близ Уэски), и его женой Каталиной Конесой, происходившей из семьи крещеных евреев (конверсо). В нек-рых документах покровителем Мигеля назван купец Хуан де ла Мата, земляк и знакомый Николаса де Вильянуэвы, к-рый также вел дела с шурином Антона Сервето. Начальное образование С. получил в школе городка Сариньена (родина Конесы), где скорее всего познакомился с францисканцем Хуаном де Кинтаной (ок. 1482-1534), буд. исповедником имп. Карла V. С 1520 г. С. учился в Сарагосском ун-те, 17 мая 1523 г. получил там степень бакалавра и 4 июня 1524 г.- степень магистра свободных искусств (что ставит под сомнение ранее принятые годы рождения С.- 1509 и 1511). Ряд преподавателей в Сарагосе были последователями Эразма Роттердамского, через них С. познакомился с идеями ренессансного гуманизма. Главной фигурой в университете был родственник А. Сервето, Гаспар Лакс (1487-1560), математик, логик и философ, долгое время работавший в Парижском ун-те. С 1525 г. С. преподавал в Сарагосском ун-те свободные искусства, в 1527 г. из-за конфликта с Лаксом, возможно вызванного богословскими разногласиями, навсегда покинул Испанию и уехал в Тулузу, где изучал право в местном ун-те. Вероятно, во Франции С. познакомился с известным печатником и книготорговцем Гаспаром Трехзелем. В 1530 г. С. присутствовал на императорской коронации Карла V в Болонье. Впосл. на одном из допросов он утверждал, что прибыл туда с королевским двором, как секретарь Кинтаны, но независимых подтверждений этому нет. Более вероятно, что С. оказался в Болонье по приглашению своих бывш. коллег по Сарагосе, Хуана де Вильяльпандо и Педро Карнисера, преподававших в Болонском ун-те. К окт. 1530 г. С. приехал в Базель, где работал корректором в типографии К. Рёша, шурина Трехзеля, а также познакомился с гуманистом и реформатом Иоганном Эколампадием (1482-1531). К этому времени С. уже пользовался репутацией знатока древних языков, в т. ч. гебраиста. Не сумев опубликовать в Базеле свое 1-е сочинение «О тринитарных заблуждениях», С. весной 1531 г. уехал в Страсбург, где общался с В. Ф. Капито и М. Буцером. Издание в 1531-1532 гг. антитринитарных трудов С. привело к конфликту с большинством герм. реформатов, и он вынужден был уехать во Францию. Труды С. привлекли внимание и католич. властей, в т. ч. из-за того, что он послал экземпляр соч. «О тринитарных заблуждениях» архиепископу Сарагосы. Имеются сведения о распоряжении арагонской инквизиции Хуану, сыну А. Сервето, к-рый стал католич. священником, отправиться в Германию, найти там С. и вернуть его на родину. Неизвестно, состоялась ли эта поездка.
Ок. 1532-1534 гг. С., вероятно, жил в Париже, где учился или преподавал в коллеже Кальви. Чтобы в нем не опознали автора считающихся еретическими трудов, он использовал имя Мигель де Вильянуэва (Мишель де Вильнёв). Осенью 1533 г., после начала преследований в Париже сторонников Реформации (см. ст. Ж. Кальвин), С. переехал в Лион, где сотрудничал с Трехзелем и другими издателями. Он также вошел в круг местных ученых-гуманистов: врача С. Шампье (1471-1539), гебраиста, мон.-доминиканца С. Паньини (1470-1541), Пьера Пальмье, архиеп. Вьеннского (1528-1554). К осени 1536 г. С. вернулся в Париж и записался студентом на медицинский фак-т, одновременно с этим преподавал математические науки в Коллеже ломбардцев. Его деятельность привела к конфликту с Ж. Таго (ок. 1499-1545), деканом медицинского фак-та, к-рый в марте 1538 г. выдвинул против С. обвинения в преподавании запрещенной предсказательной астрологии. На судебном процессе, проходившем в Парижском парламенте, Таго и представители ун-та сравнивали деятельность С. с колдовством, требовали уничтожения его труда об астрологии и ареста. Суд запретил С. заниматься предсказаниями.
Вскоре С. уехал на юг Франции и, по-видимому, получил степень д-ра медицины в Авиньоне или Монпелье. Затем ок. 2 лет он работал врачом в городке Шарльё (ныне деп. Луара), оттуда вернулся в Лион, но в кон. 1540 г. вместе с Трехзелем переехал во Вьенну (ныне Вьен). Там он тоже занимался врачебной практикой, в т. ч. был личным медиком архиеп. П. Пальмье, и продолжал сотрудничество с лионскими издателями. В этот период С. работал над главным богословским трудом - «Восстановление христианства». Ок. 1546 г. через знакомого лионского книгоиздателя Жана Фреллона он вступил в переписку с Кальвином, которая привела к их острой взаимной неприязни. Во Вьенне С. участвовал в обустройстве коммунальной системы города (в т. ч. являлся консультантом при строительстве нового моста через р. Жер), был членом Братства св. Луки, одной из целей к-рого было лечение бедняков. В 1549 г. он принял франц. подданство. После опубликования в нач. 1553 г. трактата «Восстановление христианства» Кальвин и его сторонники направили в инквизицию донос на С., а также материалы, подтверждавшие его авторство. 15-17 марта он был допрошен инквизицией, 4 апр. арестован, но через 3 дня сумел бежать. 17 июня С. был заочно осужден как еретик, во Вьенне сожгли его чучело. Неск. месяцев С. скрывался, затем приехал в Женеву, где был опознан и арестован (13 авг.). Причины приезда неизвестны: по одной версии, он надеялся инкогнито проехать через город в Италию, по др. предположениям, С. сознательно стремился выступить против Кальвина, либо рассчитывая на союзников из женевской «партии» либертинов, либо пытаясь отвести обвинения в ереси от франц. друзей. В результате судебного процесса С. был осужден женевскими властями как еретик (26 окт.) и на следующий день публично сожжен (подробнее о процессе см. в ст. Ж. Кальвин).
Первым печатным трудом С. стал трактат «О тринитарных заблуждениях» (De Trinitatis Erroribus libri septem), изданный осенью 1531 г. типографом Й. Зетцером в Хагенау (ныне Агно, деп. Н. Рейн), близ Страсбурга (место издания в выходных данных не указано). В этом труде С. стремился доказать, что все христ. богословие, начиная со Вселенского I Собора, пошло по ложному пути, отклоняясь от учения, изложенного в Свящ. Писании. С т. зр. С., Христос есть Сын Божий, при этом Он обладает всеми свойствами человека, рожден во времени от Бога и Девы и является Богом по благодати. Бог по природе - единая субстанция, в к-рой существуют 2 соотношения (dispositio): слово и дух. Постижение Бога возможно только через веру во Христа. С. высказывал одобрительные суждения относительно иудеев и мусульман, к-рые не приняли тринитарное учение и сохранили веру в Единого Бога. В заключительной части труда С. доказывал отличие своего учения от арианства и адопцианства (учение Павла Самосатского). В 1532 г. у того же типографа (вновь без указания места) и под тем же именем С. выпустил в одном томе 2 кратких сочинения: «Диалоги о Троице» (Dialogorum de Trinitate libri duo) и «О справедливости Царства Христова» (De justicia regni Christi capitula quatuor). В них С. попытался ответить на критику, вызванную его 1-м сочинением. В «Диалогах...» собеседником С. выступает некий Петруций, прототипом которого, возможно, стал его сводный брат Педро Сервето. С. в целом повторял прежние утверждения, уточняя лишь отдельные места. Так, он признавал тождественность Христа и евангельского Слова, с той разницей, что Слово не было субстанцией до Воплощения. В соч. «О справедливости...» С. обратился к вопросу о присутствии Христа в Евхаристии, считая его реальным, но вместе с тем мистическим, а не физическим (сходные взгляды высказывали Эколампадий и Буцер).
К богословию С. вновь обратился в 40-х гг. XVI в., уже живя во Вьенне. Сохранилась его рукопись-автограф, созданная ок. 1546 г. (Парижская рукопись; ныне Paris lat. 18212). Она включает 3 труда: полемические сочинения против Кальвина (в форме 30 писем) и Ф. Меланхтона (который высказывался против антитринитарного учения С. в «Общих местах»), а также эсхатологический трактат «О шестидесяти знамениях антихриста», в котором он принимал протестант. отождествление антихриста с папой Римским. В кон. 1552 - нач. 1553 г. С. опубликовал в типографии Б. Арнулле во Вьенне главный труд - «Восстановление христианства» (Christianismi Restitutio). В выходных данных не были названы ни автор, ни типограф, стояли лишь инициалы M. S. V. (сокращение от Michael Servetus Villanovanus) на последней странице. Тираж составлял ок. 800 экз., из которых сохранились только 3. Заглавие представляло собой сознательную перекличку с «Наставлением в христианской вере» Кальвина (Christianae religionis institutio). «Восстановление христианства» состоит из 6 трактатов. Первые два (De Trinitate diuina; De fide et iustitia regni Christi, legis iustitiam superantis, et de charitate) - расширенные версии его более ранних сочинений («О тринитарных заблуждениях», «Диалоги о Троице» и «О справедливости Царства Христова»). Третий (De regeneratione et manducatione superna et regno Antichristi) посвящен эсхатологическим темам. Оставшиеся 3 основаны на текстах из Парижской рукописи (Epistolae triginta ad Ioannem Caluinum; Signa sexaginta regni Antichristi, et reuelatio eius iam nunc praesens; De mysterio Trinitatis, et veterum disciplina, ad Philippum Melanchthonem, et eius collegas, apologia). В целом С. придерживался тех же триадологических и христологических воззрений, что и в ранних трудах. Из таинств он признавал только Евхаристию (Вечерю Господню) и Крещение, которое следовало принимать во взрослом возрасте, когда человек готов осознанно взять на себя обязанности христианина. По сравнению с ранними сочинениями С. стал уделять больше внимания натурфилософской аргументации. Так, он, рассуждая о том, каким образом Св. Дух соединяется с телесной субстанцией, привел 1-е в зап. медицине описание малого круга кровообращения (Christianismi restitutio. Vienne, 1553. P. 169-172). Вопрос о приоритете С. в этом открытии остается дискуссионным: в частности, он мог основываться на сочинении араб. врача XIII в. Ибн ан-Нафиса. Книга С. проникнута эсхатологическими настроениями, на что указывают 2 предпосланных ей эпиграфа (даны в оригинале, на еврейском и греческом языках): «И восстанет в то время Михаил, князь великий» (Дан 12. 1), а также «И произошла на небе война» (Откр 12. 7). Следуя за восходящей к Иоахиму Флорскому идеей о том, что царство антихриста будет продолжаться 1260 лет, и принимая за его начало 325 г. (дата I Никейского Собора), С. предполагал наступление эсхатологической битвы при Армагеддоне в 1585 г. (Christianismi restitutio. Vienne, 1553. P. 395-396). Историю человечества С. рассматривал как постепенную манифестацию Бога, отражением чего служили Его разные наименования в Библии.
Первым надежно атрибутируемым трудом С. в области естественных наук стала комментированная «География» Клавдия Птолемея, изданная в 1535 г. в Лионе Мельхиором и Гаспаром Трехзелями. За основу был взят лат. перевод сочинения нем. гуманиста В. Пиркгеймера (1525), к-рый С. сличил с др. переводами, а также с новым изданием греч. оригинала (опубл. в 1533 Эразмом Роттердамским). Кроме того, он добавил собственные поправки и комментарии, в т. ч. более правильные координаты и наименования географических пунктов, сравнительные характеристики городов, стран и народов (в нек-рых случаях они были основаны на личном опыте), и утверждал, что Америку открыл Х. Колумб, а не А. Веспуччи, как считал Пиркгеймер. В выходных данных С. (Мигель де Вильянуэва) был назван редактором и автором комментариев (Claudii Ptolemaei Alexandrini Geographicae Enarrationis ex Bilibaldi Pirckeymerheri tralatione, sed ad Graeca & prisca exemplaria à Michaële Villanovano iam primum recogniti. Adhiecta insuper ab eodem Scholia, quibus exoleta urbium nomina ad nostril seculi morem exponuntur. Quinquaginta illae quoque cum veterum tum recentium tabulae adnectuntur, variisque incolentium ritus & mores explicantur). В 1541 г. Г. Трехзель, временно переехавший во Вьенну, напечатал там 2-е издание, содержащее посвящение архиеп. П. Пальмье. В кон. 1536 г. С., вновь под именем Мигеля де Вильянуэва, опубликовал трактат «Апология против Леонарда Фукса», в к-ром выступил в защиту своего друга Шампье в его споре с известным нем. врачом и натуралистом, лютеранином Л. Фуксом (1501-1566). В 1-й части С. обвиняет Фукса в ереси, критикуя лютеран. учение о спасении только верой. Остальные 2 части посвящены медицинским вопросам: применению скаммония (получаемой из корней нек-рых растений смолы, которая служила слабительным) и происхождению сифилиса (С. и Шампье рассматривали его как новую болезнь, неизвестную древним авторам,- проявление гнева Божия за грехи людские). Известность С. как врачу принесло опубликованное в 1537 г. в Париже, также под именем Мигеля де Вильянуэвы, руководство по применению микстур (Syruporum universa ratio). Книга основана на трудах античных авторов (Гален, Гиппократ, Аристотель) и содержит критику входивших в то время в Европе в моду араб. медиков. Сочинение С. получило широкую известность и 4 раза переиздавалось венецианскими типографами (1545-1548). Преподавание математики в парижском Коллеже ломбардцев вызвало интерес С. к астрономии, в т. ч. он предсказал затмение Марса Луной 12 февр. 1538 г., что якобы предвещало войны и др. бедствия. В ответ на обвинения Таго С. в том же году опубликовал в Париже брошюру в свою защиту (Michaelis Villanovani in quendam medicum apologetica disceptatio pro Astrologia). В ней он доказывал возможность предсказательной астрологии и ее значение для врачей, в т. ч. с помощью ссылок на древних авторов и исторические прецеденты. Уехав из Парижа на юг Франции, С. продолжал занятия медициной, но в дальнейшем публиковался только анонимно. По-видимому, он подготовил комментированное издание труда греч. врача I в. Педания Диоскорида «О лекарственных средствах», напечатанное в 1543 г. в Лионе Фреллоном (неоднократно переизд. в 1546-1555). На это указывает в т. ч. обнаруженная Ф. Х. Гонсалесом Эчеверриа копия более раннего издания труда Диоскорида (1537) с обширными заметками, выполненными тем же почерком, что и Парижская рукопись богословских трудов С. (González Echeverría. 2017. Р. 136-137, 230). По-видимому, С. участвовал и в подготовке сборника рецептов лекарств, напечатанного Фреллоном в том же 1543 г. (Enchiridion (Dispensarium vulgo vocant) compositorum…) (неоднократно переизд. в 1546-1561), а также нового полного собрания трудов Галена (изд. Фреллоном в 5 томах в 1548-1551).
Одновременно с медицинскими трудами в 40-х гг. XVI в. С. сотрудничал с лионскими типографами в подготовке новых изданий Свящ. Писания. Его имя (как Мигеля де Вильянуэвы) фигурирует только в напечатанном в 1542 г. Г. Трехзелем и Ю. Делапортом новом лат. переводе Библии авторства Паньини. C. (как Мигель де Вильянуэва) подписал одно из предисловий, в котором указывал, что составил примечания и комментарии, в т. ч. на основании материалов, которые ему завещал Паньини. Расширенная версия комментариев вошла в состав лат. Библии, изданной в 1551 г. Фреллоном. Сходные материалы есть также во французском переводе Свящ. Писания, напечатанном в 1550 г. Арнулле. В 1542 г. Трехзель выполнил еще одно издание лат. Библии, в к-рое включил анонимное послесловие «Сумма всего Священного Писания» (Summa totius Sacrae Scripturae), тоже, по-видимому, написанное С. Еще до того, 14 февр. 1541 г., С. заключил с Гильдией лионских печатников (Grande compagnie des libraires de Lyon) договор о подготовке большого комментированного издания Библии. Оно было напечатано в 1545 г. в 7 томах c глоссами и комментариями Николая де Лира, Пабло Гарсии де Санты Марии, еп. Бургоса (1415-1435), и францисканца Маттиаса Дёринга (ок. 1390-1469), а также с гравюрами Г. Гольбейна. С., не упоминаемый в издании, выверил текст и составил обширные комментарии.
Гонсалес Эчеверриа выдвинул аргументы в пользу того, что С. перевел на испан. язык ряд сочинений по грамматике, а также иллюстрированных пособий по изучению ВЗ (González Echeverría. 2017. Р. 172-211). Хронологически первым из них являются «Картины историй Ветхого Завета» (Historiarum Veteris instrumenti Icone ad viuum expressae… Ymagines de las historias del viejo testamento al vivo exprimidas & representadas) - напечатанное в 1540 г. в Антверпене двуязычное (латинское и испанское) издание, содержащее 92 гравюры Гольбейна и пояснения к ним, пересказывающие отдельные библейские сюжеты. В 1543 г. Фреллон выпустил в Лионе новое издание, где текст был только на испанском языке, а к прозаическим текстам были добавлены стихотворные (Retratos o tablas de las historias del Testamento Viejo). В 1543 г. Фреллон также опубликовал испанский перевод «Двустиший Катона» (с параллельным лат. оригиналом) - распространенного в средневек. Европе дидактического текста. Кроме того, С., по-видимому, принадлежат напечатанные Фреллоном переводы учебных сочинений «Книга об устройстве восьми частей речи» (1549), «Книга заметок для детей о красоте и разнообразии латинского языка» (1551) и вышедший в 1549 г. в Лувене перевод грамматического соч. «Андриана».
Несмотря на то что идеи С. и его сочинения рассматривались как еретические и католическими и протестант. властями, они были восприняты рядом радикальных реформационных течений, объединяемых общим наименованием антитринитарии. Во 2-й пол. XVI в. их представители нашли убежище в Речи Посполитой (см. Польские братья) и Трансильвании, где в 1569 г. итал. врач Дж. Дж. Бьяндрата напечатал (в Алба-Юлии) отрывки «Восстановления христианства» (под заглавием De Regno Christi Liber primus. De Regno Antichristi Liber secundus. Accessit tractatus de Paedobaptismo, et circuncisione). В Польше Гжегош Павел из Бжезин перевел фрагменты «Восстановления христианства», изданные в 1568 г. (Okazanie Antychrysta y iego Królestwa ze znaków iego własnych w slowie bożym opisanych, których tu sześćdziesiąt). В протестант. мире казнь С. вызвала недовольство отдельных богословов и проповедников, в т. ч. С. Кастеллио, к-рый уже в 1553 г. анонимно опубликовал краткую «Историю смерти Сервета» (Historia de morte Serveti). Новый интерес к фигуре С. возник в эпоху Просвещения, когда он наряду с Дж. Бруно и Г. Галилеем начал восприниматься как жертва религ. фанатизма, поборник свободы совести и отделения Церкви от государства. Труды С. имели хождение в рукописных копиях, в XVIII в. в Германии появились новые издания «Диалогов о Троице» (в 1721 в Регенсбурге) и «Восстановления христианства» (в 1790 в Нюрнберге). В Англии в 1723 г. врач Р. Мид (1673-1754) попытался напечатать фрагменты «Восстановления христианства» с параллельным англ. переводом, однако издание было прервано по приказу епископа Лондонского, а тираж конфискован и почти полностью уничтожен. В 1749 г. в Париже были изданы материалы инквизиционного процесса 1553 г. во Вьенне. Материалы женевского суда дольше оставались недоступны для исследователей (так, с ними не смог ознакомиться Вольтер): их опубликовали лишь в 1844 г. В XIX - нач. ХХ в. фигура С. использовалась сторонниками антиклерикальной политики в ряде европ. стран. Так, в Испании после установления конституционной монархии в 1876 г. статуя С. (скульптор Э. М. Рьеско) была помещена у входа в здание Анатомического музея (ныне Национальный антропологический музей). Она пострадала в 1939 г. в ходе гражданской войны и позднее была уничтожена франкистскими властями. В Женеве вопрос об увековечивании памяти С. долгое время вызывал споры. В 1903 г. недалеко от места казни С. была воздвигнута памятная стела, в надписи на ней смерть мыслителя называлась «ошибкой». Одновременно именем С. была названа небольшая улица в этом районе. Вместе с тем в 1907 г., в преддверии 400-летнего юбилея со дня рождения Кальвина (1909), женевские власти не позволили установить памятник С. работы швейцарского скульптора К. Рош. В 1908 г. его поставили во франц. г. Анмас (у границы со Швейцарией, в 8 км от Женевы; демонтирован вишистскими властями в 1942, восстановлен в 1960). Во Франции памятники С. были также установлены в Париже (1908; скульптор Ж. Баффье) и во Вьене (1911; скульптор Ж. Бернар). Копия скульптуры Рош была установлена в Женеве в 2011 г. В Испании есть Ин-т Сервета, к-рый занимается исследованиями его деятельности (miguelservet.org/).