Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОМАН
52, С. 671-678 опубликовано: 15 июня 2023г.


ОМАН

[Султанат Оман; араб.   ], гос-во в Юго-Зап. Азии, на востоке Аравийского п-ова. Граничит на северо-западе с Объединёнными Арабскими Эмиратами (территория к-рых отделяет основную часть О. от его эксклавов - Руус-эль-Джибаль на п-ове Мусандам и окр. Мадха; кроме того, под совместным управлением О. и ОАЭ находится небольшая территория, приграничная с эмиратом Аджман), на юго-западе - с Йеменом, на западе - с Саудовской Аравией. Значительная часть границы не демаркирована, особенно на западе, где она проходит по пустыне Руб-эль-Хали. Омывается на западе Персидским зал., на севере - Ормузским прол., на востоке - Оманским зал. Аравийского м. Включает ряд островов, в т. ч. обитаемых (Масира, Дайманият, Куриа-Муриа и др.). Площадь - 309,5 тыс. кв. км. Столица - Маскат (838 тыс. чел. c агломерацией, включающей Эс-Сиб, Баушар, Матрах; данные на 2015). Крупнейшие города (на 2013) - Салала (208 тыс. чел.), Сухар (135 тыс. чел.), Эс-Сувайк (135 тыс. чел.), Ибри (114 тыс. чел.), Эс-Сахм (109 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 11 мухафаз (провинций), подразделяющихся на 59 вилай (округов). Офиц. язык - арабский; среди языков повседневного общения наряду с арав. диалектами арабского используют английский, хиндустани (хинди/урду), суахили и балочи. О.- член ООН, ЛАГ, МВФ, МБРР (1971), Организации исламского сотрудничества (1972; до 2011 организация «Исламская конференция»), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (1981), ВТО (2000). География. Береговая линия Аравийского м. преимущественно выровнена, на значительном протяжении окаймлена коралловыми рифами. Берег Оманского зал. покрыт песчаными пляжами (за исключением района Маската с абразионными берегами и обрывами), берег Ормузского прол. сильно изрезан. Большую часть площади О. занимает известняковое и песчаниковое Оманское плато (средняя высота 200-500 м) с вулканическими конусообразными поднятиями. На северо-востоке его обрамляют сложившиеся из известняка и серпентинов Оманские горы (Джебель-эль-Хаджар) с обрывистыми склонами, каньонами, карстовыми провалами и пещерами. Они состоят из островершинных и скалистых хребтов Эль-Хаджар-эль-Гарби, Эль-Джебель-эль-Ахдар и Эль-Хаджар-эш-Шарки, к-рые полукругом возвышаются параллельно берегу Оманского зал. (наивысшая точка - гора Эш-Шам, 3350 м). Спускаясь на восток от их крутого подножия к морю, на северо-запад от Маската тянется узкая низменность Эль-Батина. Ее плодородные земли наряду с отрогами Джебель-эль-Хаджар столетиями служили очагом оседлого земледелия, основанного на развитой ирригации. Западная и южная подошвы массива Эль-Хаджар переходят в засушливые гравиевые и песчаные равнины Эз-Захиры, Эш-Шаркии и Эль-Вусты, к-рые смыкаются с грядами дюн Руб-эль-Хали (на западе) и с плато Дофар (на юге). Рек с постоянным течением нет; сухие русла (вади) наполняются водой после дождей. Растительность почти на всей территории пустынная и полупустынная; на высоте 1000-1500 м расположены участки листопадных лесов (оливы, монотека, додонея), ниже -редколесья с саваннами из акаций, прозописа, фиги и молочаев, выше - заросли можжевельников, часто с оливой; в руслах вади луга перемежаются с солончаками. Для плато Дофар эндемично ладанное дерево, с древнейших времен являвшееся одним из важнейших экспортных товаров О. Климат тропический, крайне жаркий и сухой, с частыми песчаными бурями, кроме побережья, где весьма высока влажность. В Маскате средняя температура янв. составляет +21°С, июля - +32°С; во внутренних районах континентальность усиливается. Осадки выпадают нерегулярно: на севере - гл. обр. зимой, на юге - летом; на равнинах - ок. 125 мм, в горах - до 500 мм в год.

Население

Население составляет 4,6 млн чел. (оценка на 2017 г.), из к-рых 28% - мигранты из различных стран Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Филиппины). 80% населения - арабы (включая иммигрантов из Египта и Иордании). Большинство коренных оманцев сохранили родоплеменное самосознание и принадлежат к 2 конфедерациям - юж. хинави (или кахтани: племена аль-вахиба, бану-раваха, бану-рийам, аль-хиджрийин, бану-хасан и др.) и сев. гафири (или аднани: племена аль-джанаба, аль-каиин, ад-дару, бану-харрас, ас-саабийин и др.); особняком стоят зутут (предположительно цыганского происхождения). В портовых городах (прежде всего в столичной агломерации) исторически проживают многочисленные представители индоарийских (хиндустанцы, гуджаратцы, бенгальцы) и ираноарийских (персы, белуджи, пуштуны) этносов, а также банту (суахили), в большей или меньшей степени подвергшиеся арабизации. В горных местностях на юге сохранились районы компактного расселения этносов, собирательно обозначаемых карави (носители языков махри, шахри, батхари, харсуси и хобьот юж. периферийной ветви семитской группы), на севере - кумзари (носители южноиран. языка - изначально среднеперсид. диалекта, видоизменившегося в араб. окружении).

По оценкам на 2017 г., прирост населения составил 2%, уровень рождаемости - 24 чел. на 1 тыс. жителей, уровень смертности - 3,3 чел. на 1 тыс. жителей, показатель фертильности - 2,8 ребенка на 1 женщину. В возрастной структуре: 30,1% - дети до 14 лет, 66,4% - лица в возрасте 15-64 лет, 3,5% - лица 65 лет и старше. Средняя продолжительность жизни - 75,7 года (мужчины - 73,7, женщины - 77,7). Средняя плотность населения - 10 чел. на 1 кв. км (на 2013 г. сконцентрировано гл. обр. в мухафазах Маскат, Сев. и Юж. Эль-Батина, Эд-Дахилия). Грамотность (оценка на 2015 г.) - 93% (мужчины - 96,6, женщины - 86). Доля городского населения - 78,5% (в основном сосредоточено в столичной агломерации, а также в Салале и Сухаре).

Государственное устройство

Форма правления - конституционная наследственная монархия. Султан одновременно является главой гос-ва, правительства (к-рое сам и назначает, но работу к-рого курирует вице-премьер), оборонного, внешнеполитического и финансового ведомств, а также главнокомандующим и директором Центрального банка. Верховным законосовещательным и представительным органом, предназначенным для осуществления связи верховной власти с подданными и для рассмотрения вопросов социального-экономического порядка, является 2-палатный парламент - Совет Омана (Маджлис Уман). Верхняя палата - Государственный совет (Маджлис ад-даула) - состоит из 83 членов, назначаемых султанским указом на 3 года. Нижняя палата - Совет шуры (Маджлис аш-шура) - консультативный орган, состоит из 84 членов, избираемых населением прямым голосованием на 4 года после того, как они были отобраны правительственным комитетом и утверждены султаном. Политические партии запрещены. Судебная власть представлена Верховным судом, адм. судом и сетью апелляционных судов.

Религия

Согласно статистическим данным центра World Christian Database за 2017 г., 88,7% жителей О. исповедуют ислам (из них 75% - ибадиты), 5,3% - индуизм, 4,3% - христианство, 0,7% - буддизм, 0,56% - сикхизм, 0,3% - бахаи религию. Атеистами, агностиками и представителями новых религ. течений (кроме бахаизма) являются 0,19% жителей. 790 чел. придерживаются традиц. верований.

Христиан насчитывается ок. 204 тыс. чел. Из них большинство - католики (144 тыс. чел.). Православные и представители Древних Восточных Церквей составляют 24,7 тыс. чел., протестанты - 17,2 тыс., представители обновленческих движений - 36,1 тыс., члены независимых христианских орг-ций - 20,4 тыс., христиане вне к.-л. христ. орг-ции - 3,6 тыс. чел. (по классификации World Christian Database).

Христианство исповедуют мигранты, гл. обр. из Южной и Юго-Вост. Азии (прежде всего индийцы и филиппинцы), а также из зап. стран, принадлежащие к более чем 50 различным деноминациям и 90 конгрегациям, представленным преимущественно в столице (ок. 50) и крупнейших портах - Сухаре и Салале.

Православие

Православие в О. исповедуют представители восточноевропейской и сиро-ливанской диаспор - прихожане неск. надомных церквей прихода в Маскате, находящегося в юрисдикции Багдадской и Кувейтской митрополии Антиохийской Православной Церкви.

Древние Восточные Церкви

Наиболее активны Церковь Востока, Маланкарская Церковь (приход в Маскате), Сирийская яковитская Церковь (в Салале), Коптская Церковь (в Маскате).

Католицизм

Католическая ц. апостолов Петра и Павла в Маскате. 1995 г. Фото: osmccoman.com
Католическая ц. апостолов Петра и Павла в Маскате. 1995 г. Фото: osmccoman.com

Католическая ц. апостолов Петра и Павла в Маскате. 1995 г. Фото: osmccoman.com
Римско-католическая Церковь является наиболее многочисленной христ. орг-цией в О. (ок. 3% населения). В юрисдикции апостолического викариата Юж. Аравии (центр - Абу-Даби, ОАЭ) на территории О. действуют 4 прихода: ц. св. апостолов Петра и Павла в Маскате (квартал Руви; 1-я церковь освящена в 1977, ныне действующая - в 1995), ц. Св. Духа в Маскате (квартал Гала; освящена в 1987), ц. св. Антония Падуанского в Сухаре (освящена в 1994, 1-я месса - в 1993), ц. св. Франциска Ксаверия в Салале (освящена в 1984). Кроме того, с 2000 г. действует Сиро-маланкарское католическое сообщество (ок. 950 чел.; 4 общины при католич. церквах, а также община в Назве, не имеющая храма).

Протестантские церкви, деноминации и секты

Протестанты различных деноминаций составляют от 0,2 до 1,5% населения страны. Протестантская церковь в Омане (ПЦО; Protestant Church in Oman) является межденоминационной орг-цией, осуществляющей взаимодействие между Реформатской церковью в Америке (РЦА; Reformed Church in America) и англикан. Епископальной церковью в Иерусалиме и на Ср. Востоке, представленной в О. капелланством диоцеза Кипра и Персидского зал. На последнюю приходится наибольшее, по неофиц. данным на 2015 г., количество обращенных в христианство оманских подданных-мусульман - ок. 200 чел. Два центра ПЦО находятся в Маскате, 1 - в Сухаре. В столице 4 англоговорящие общины, а также арабская, филиппинская и корейская общины этой орг-ции. Кроме того, в О. действуют Евангелическая христианская церковь Омана (Oman Evangelical Christian Church), межденоминационный Центр аль-Амана, Христианское братство Омана (Oman Christian Fellowship), братство «Хлеб Жизни» (Bread of Life Fellowship), общины адвентистов седьмого дня, Церкви Юж. Индии и др.

В 1884 г. на пути в Иран и Кашмир короткую остановку в О. совершил проповедник англикан. Церковного миссионерского об-ва Т. В. Френч (1825-1891). В февр. 1891 г. он прибыл в Маскат для создания постоянного миссионерского стана, но в мае умер от малярии. В том же году Маскат посетил Дж. Кантайн (1861-1940) - один из основателей Арабской миссии РЦА. В нояб. 1893 г. в Маскат прибыл П. Звемер (1869-1898) и арендовал на городском рынке лавку для распространения Библии. В 1894 г. РЦА взяла на себя финансирование и управление Арабской миссией, закрепившейся в Маскате и впосл. в Матрахе. Миссионеры вели проповедь среди наиболее бесправных слоев населения (напр., африкан. рабов и вольноотпущенников) и периодически безуспешно пытались закрепиться во внутренних районах О. После смерти Звемера его работу в О. в 1899-1908 гг. продолжил Кантайн. С 1910 г. в Маскате служили и англикан. священники. Протестант. миссия занималась в основном медицинским обслуживанием и образованием, впосл. открыла госпиталь в Маскате, ставший центром христ. присутствия в стране (в 1957 при госпитале открыта часовня). В 1972 г. РЦА и Англикан. Церковь создали единую ПЦО; ее 1-м пастором в 1972-1979 гг. был Х. Стаал, представитель РЦА. Первым англикан. пастором ПЦО стал А. Гейтс (1978-1980). В нач. XXI в. ПЦО финансировала деятельность 16 миссионеров, а также 2 больницы и школы в Маскате.

Иудаизм

В О. до 70-х гг. XX в. действовали общины сефардов, ок. 1828 г. переселившихся в Маскат и Сухар из ирак. Басры.

Ислам

Ислам является гос. религией. Господствующая община - ибадиты (представители умеренного течения в хариджизме). Их важнейшие духовные и интеллектуальные центры исторически сложились в оманских городах Назва и Эр-Рустак. Суннизм представлен мазхабами ханбалитов (включая ваххабизм) и шафиитов, шиизм - крайним (исмаилиты) и умеренным (имамиты) течениями. Процентное соотношение членов различных направлений в исламе является спорным. Если офиц. данные говорят о численном перевесе ибадитов (3/4 граждан, включая большинство племен обеих главных конфедераций), то независимые источники утверждают, что число суннитов (1/4 племен гафири и 1/6 племен хинави) и шиитов (большинство выходцев из Индии и Пакистана - исмаилиты, из Ирана и Бахрейна - имамиты) может в совокупности превышать половину населения страны. Доисламские пережитки наиболее заметны в верованиях южноарав. этнических групп карави, племен шиху и др.

Другие религии

Среди мигрантов, не принадлежащих к монотеистическим религиям, преобладают индуисты (из 2 индуистских храмов Маската один был построен в нач. XX в.), а также буддисты, сикхи, джайны и зороастрийцы, не имеющие собственных храмовых сооружений (все места отправления культа домовые или временные).

Религиозное законодательство

Публикация материалов религ. содержания, не связанных с исламом, запрещена, при этом ввоз религ. литературы в страну свободный. Власти О. неоднократно высказывались в пользу экуменического диалога, но проповедь христианства (как и иных религий) среди мусульман запрещена, хотя существует информация о неск. сотнях человек, тайно обращенных в христианство из мусульман (как граждан О., так и иммигрантов). Мин-во вакфов и религиозных дел аккредитует католич. викариат Юж. Аравии, ПЦО и Центр аль-Амана.

История

В VIII-VII тыс. до Р. Х. завершилось заселение человеком зап. берегов Аравийского м., в т. ч. Оманского зал. В IV-III тыс. до Р. Х. в стране, к-рую клинописные памятники на аккадском языке называют Маган (территория совр. ОАЭ и Северного О., где во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. процветала культура Умм-эн-Нар), возникли порты, через к-рые осуществлялись торговые связи между древнейшими обществами бассейна Тигра и Евфрата, долин Инда и Нила: здесь строили парусные корабли водоизмещением до 20 т, выдерживавшие длительные переходы по Индийскому океану. В Магане в больших объемах добывали медь: пик добычи пришелся на рубеж III и II тысячелетий до Р. Х., когда отсюда вывозили сотни тонн этого металла. Из Магана поступали также (возможно, транзитом) ценные породы камня (напр., диорит), пользовавшиеся спросом в Шумере. Во 2-й пол. II тыс. до Р. Х. Маган пришел в упадок, возможно из-за изменений торговых маршрутов, вызванных гибелью индской цивилизации и переориентацией Месопотамии на посредническую торговлю с Дильмуном (Бахрейн) и закупку меди у Кипра.

Арабизация древнейших обитателей О. (вероятно, носителей кушитских языков афразийской семьи, к-рых упоминают егип. таблички XVI в. до Р. Х.) началась предположительно с IX-VIII вв. и завершилась к I в. до Р. Х. Миграции с юга Аравийского п-ова племенных объединений, позднее известных как ямани, ускорили этот процесс. В VI-V вв. до Р. Х. берега Оманского зал., вероятно, оказались под властью Ахеменидов. В III-I вв. до Р. Х. их гавани играли большую роль в посреднической торговле между Индией, Вавилонией, Египтом и Эфиопией. Крупнейший центр ближневост. судостроения, к-рый Плиний Старший именует Омманой, а Птолемей - Оманским эмпорием, располагался скорее всего на месте совр. Сухара и дал свое имя (предположительно южносемитского, т. е. древнеараб., происхождения) и всей стране. Крепости с греко-македонскими и парфянскими гарнизонами обеспечивали безопасность на путях морской торговли, значительно обогащавшей Селевкидов и Аршакидов. Миграционные потоки с Иранского нагорья и из Вост. Африки способствовали интенсивному культурному обмену, прежде всего в сфере строительства и земледелия. Иран. происхождение имеет характерное для О. искусственное орошение с помощью подземных каналов (афладж).

Араб. предание связывает переселение племенного союза бану-азд в О. из обл. Тихама (у берегов Красного м.) с разрушением легендарной плотины Мариба в древнем Йемене (традиция относит это событие ко II в. по Р. Х.). С набегами бану-азд, утвердившихся вокруг позднейшей Назвы на центральных нагорьях, связывают ослабление влияния парфян. Владычество Ирана на оманских берегах (среднеперсид. Мазун) восстановил Ардашир Папакан (224/7-241) - 1-й из Сасанидов, зависимость от которых признавали правившие с нач. III в. по Р. Х. царьки, происходившие из приевфратской Хиры - одной из колыбелей араб. государственности. В VI в. походы сасанидских войск при Хосрове I Ануширване (531-579) и продвижение кочевых конфедераций из глубин Аравии, прежде всего с плато Неджд, привели к разрушению ирригационной системы и подорвали оседлую экономику Мазуна.

К V-VI вв. относится утвердившееся позднее (в раннем Халифате) разделение оманских племен по генеалогии на «арабов исконных» (араб. ариба, др. название - кахтани), или «южан» - потомков легендарных выходцев из Йемена (в т. ч. аздиты), и «арабов смешанных» (араб. мустариба, др. название - аднани), или «северян», якобы переселившихся из Неджда. Первые были оседлыми земледельцами и рыболовами, имевшими низкий социальный статус, вторые - кочевыми и полукочевыми скотоводами, называвшими первых «улудж» (мужланами), в т. ч. из-за их длительной покорности персам. Дофар, прилегавший к йеменской исторической обл. Хадрамаут, входил в состав могущественных южноарав. царств, последним из которых был Химьяр (III-VI вв.).

Мусульманская религия утвердилась в О. после того, как в 627-632 гг. с падением Сасанидов аздитская династия Джуландидов подчинилась мединской общине Мухаммада (по преданию, усилиями его сподвижника Амра ибн аль-Аса). Однако в 632-634 гг., после кончины Мухаммада, на фоне всеобщего отпадения от ислама (ридда), в оманской Диббе выступил «лжепророк» Лакит ибн Малик аль-Ядзи. С установлением здесь владычества 1-й халифской династии Омейядов в сер.- кон. VII в. социальная дифференциация населения и порождаемая ею напряженность стимулировали перемещение определенной его части за пределы полуострова, в т. ч. в новооснованные заморские поселения Вост. Африки. К тому времени относится окончательное ослабление христ. присутствия в О., начало к-рого восходит к сасанидскому периоду и связано с общинами, влившимися со временем в Церковь Востока. Известны жалобы католикоса-патриарха Ишоява III на то, что в 40-50-х гг. VII в. оманские племена, придерживавшиеся христианства, обратились в ислам, стремясь избежать наложенного на них обязательства передать половину своего имущества мусульманам, а те, кто желали сохранить свою веру, вынуждены были переселиться в Хузестан.

В нач. VIII в. в О. распространилось хариджитское учение, враждебное как Омейядам, так и их противникам Алидам, ратовавшим за права потомков Мухаммада. В 750 г. «всеобщим согласием» (иджма) оманские хариджиты избрали собственного имама - князька-аздита Джуланду ибн Масуда, который в 751 г. пал в бою с карательными войсками, направленными сюда халифом ас-Саффахом - основателем династии Аббасидов. С кон. VIII в. преемники Джуланды правили независимо, противостоя как шиитам, так и суннитам. В кон. IX в., воспользовавшись их внутренними распрями, аббасидский халиф аль-Мутадид разорил О. и вынудил их формально признать зависимость.

Арабский географ аль-Мукаддаси в сер. X в. восхищался благоустроенностью Сухара - «преддверия Китая, сокровищницы Востока и рынка Йемена», но в 965 г. многовековое процветание этого города было прервано опустошительным нападением «эмира эмиров» Адуда ад-Даулы из династии Буидов, правившей Ираком. За буидским владычеством (967-1053) последовало признание гегемонии керманской ветви Сельджукидов (1053-1154). В 1154 г. влиятельное племя бану-набхан основало в Маскате собственное царство, к-рое, несмотря на вторжения монг. ильханов из Ирана в 1265 и 1269 гг., существовало до 1470 г., но лишилось влияния при малике Махзуне ибн аль-Фалле (1406-1435) гл. обр. из-за усиления власти имамов с 1428-1429 гг.

В XV в. портовые города О., среди к-рых после падения Сухара лидировал Кальхат, играли важнейшую роль в торговле между Вост. Африкой, Зап. и Юж. Азией. В их смешанном населении заметное место занимали иранцы (персы и белуджи) и африканцы - зинджи (потомки невольников из банту и кушитов). Купеческие колонии оманских арабов были разбросаны по Индии и Зондскому архипелагу. Их слава как капитанов, шкиперов и лоцманов сыграла роковую роль в судьбах их страны: в 1498 г. именно мореход из возродившегося к тому времени Сухара Ахмад ибн Маджид провел к малабарскому берегу корабли Васко да Гамы.

В нач. XVI в. португ. конкистадоры стали проникать в оманские порты, в 1507 г. Афонсу д'Албукерки разорил крупнейшие из них - Маскат, Сухар и Матрах, в 1508 г. сравнял с землей Кальхат, к апр. 1515 г. подчинил все прибрежные районы О. Ормузскому владению, входившему в состав португ. Индийского вице-королевства. В Маскате португальцы построили фортификации с элементами иберо-романской архитектуры. В 1552 и 1581-1588 гг. флотоводцы Османской империи пытались превратить Маскат в свой оплот на Индийском океане, но Лиссабону, а затем (после испано-португ. унии) Мадриду удавалось вернуть контроль над ним. С нач. XVII в. возвысился род Яруб, представитель к-рого, Насир бин Муршид (1624-1649), провозгласил себя имамом ибадитов и возглавил антипортуг. джихад. Испанцы и португальцы, к-рых в 20-х гг. XVII в. потеснили в Персидском зал. сухопутные силы иран. Сефевидов, а также флоты Англии и Нидерландов, в янв. 1650 г. окончательно покинули Маскат, а в 60-х гг. XVII в.- большую часть восточноафрикан. побережья.

Имамы из ярубидского дома Султан I бин Сайф (1649-1679) и его сын Абу-ль-Араб (провозгласил себя султаном, 1679-1692), объединив под своей властью весь О., захватили ряд островов Ормузского прол. и Персидского зал. и часть юго-вост. побережья Ирана. Созданный ими мощный флот десятилетиями поддерживал гегемонию их потомков в Индийском океане до архипелагов Юго-Вост. Азии. В 90-х гг. XVII в. Сайф бин Султан (1692-1711) при помощи сомалийских номадов окончательно покорил суахилийские берега: в 1698 г. его войска захватили Форт Иисуса - португ. оплот в Момбасе, а затем Занзибар и проч. приморские поселения к северу от Мозамбика. При Султане II бин Сайфе (1711-1718) вспыхнули междоусобицы между хинави и гафири, продолжавшиеся до сер. XVIII в. В 1737-1744 гг. под предлогом защиты прав Сайфа II бин Султана как законного имама шаханшах Ирана Надир-шах Афшар, опираясь на местных шиитов, захватил Маскат и Сухар, а затем почти всю Эль-Батину. В 1741 г. против Сайфа II бин Султана выступил наместник (вали) Маската Ахмад бин Саид Зафари. До 1749 г. он контролировал только приморье, но в 1753 г. изгнал иранцев, а в 1754 г. отразил нападение османского флота.

Покончив с усобицами, Ахмад Зафари основал новую династию султанов - Аль Бу-Саид. В 1775 г. его также избрали имамом. Он восстановил морскую империю, которая охватила почти все архипелаги Персидского зал., большой отрезок юго-вост. побережья Ирана и восточноафрикан. берег между Бенадиром (ныне приморская часть Сомали) и Мозамбиком с прилегающими островами. После смерти в 1783 г. Ахмада Зафари противоборство знати возобновилось. На этом фоне усилилось влияние брит. Ост-Индской компании (ОИК), которая получила исключительные торговые права. В 1792 г. держава Аль Бу-Саид распалась. На побережье Оманского зал., где при поддержке ОИК обособился Султан бин Ахмад (1792-1804), образовался отдельный наследственный султанат Маскат, в экономике которого значительный удельный вес занимала работорговля, сосредоточенная в Сухаре. В материковой части (прежде всего вокруг Эль-Батины и Эр-Рустака) оформился имамат внутреннего О. Дезинтеграция нанесла тяжелый удар по внешней торговле страны и способствовала архаизации ее социально-экономической жизни. Противопоставлению имамата и султаната во многом способствовала природа хариджитской концепции власти с ее сильным выборным началом, к-рая ставила под сомнение неизменную лояльность государю, передававшему трон по наследству. Власть правителя ограничивалась не только шариатскими ценностями, но и соотношением сил между различными племенными союзами, группировками купечества в приморских городах и внешними игроками. После 1798 г. серия договоров, заключенных с Великобританией, положила начало зависимости султаната Маскат от ОИК. Трактат Морсби в 1822 г. резко ограничил продажу и покупку невольников в портах Аравийского м., что отрицательно сказалось на доходах Маската. Лондону приходилось считаться с соперничеством французов, к-рые в нач. XIX в. пытались обосноваться в О.

При Саиде бин Султане (1807-1856) султанат Маскат, контролировавший всю морскую торговлю в регионе, раскинулся широко за пределы Аравийского п-ова. В Африке он охватил Васамбу (зап. берег Индийского океана от экватора до мыса Делгадо с островами Пате, Ламу, Пемба, Мафия, Килва и с центром в Занзибаре), а в Азии - Сокотру, приморский Белуджистан до Пассани и отдельные участки Персидского зал. (о-ва Ормуз, Кешм, Тавила, Харк и Хенгам, области Могистан и Ларистан с торговыми городами Бендараб и Бендер-Ленге). В 1832 г. султан Саид бин Султан временно перенес свое местопребывание на Занзибар, к-рый, украшенный дворцами и садами, превратился в средоточие торговли невольниками и слоновой костью. Оманские культурные традиции проникли на юг до Коморских о-вов, на к-рые занзибарская метрополия оказывала значительное влияние.

Во 2-й пол. XIX в. султанат Маскат вместе с большей частью своих портов утратил и ключевые позиции в региональной экономике. В 1853 г. Договор о вечном мире упрочил позиции Великобритании на Пиратском берегу, к-рый отныне стал именоваться Договорным Оманом. После кончины Саида бин Султана двое его сыновей, Маджид и Сувайни, поделили между собой азиатские и африканские владения отца. В 1861 г. Маскат и Занзибар превратились в полностью самостоятельные султанаты, каждый из к-рых напрямую поддерживал отношения с Британской империей. Их статус в 1862 г. закрепила англо-франц. декларация: обе стороны приняли на себя обязательство соблюдать независимость султанатов.

С нач. 60-х гг. XIX в. экономика Маската находилась в глубоком кризисе из-за упадка работорговли и нарушения вековых связей с др. странами бассейна Индийского океана. В результате массового оттока населения в Занзибар и соседние суахилийские центры численность жителей столицы уменьшилась за 50-70-е гг. XIX в. с 55 тыс. до 8 тыс. чел. В кон. XIX - нач. XX в. засилье британцев вызвало недовольство племен внутренних районов, а окончательная потеря некогда обширных заморских владений в Африке, поглощенных Германией, привела к упадку городов приморья. В 1875 г. Иран вернул владения на сев. берегу Персидского зал. Под властью правителей Маската оставался только Гвадар (в 1958 продан Пакистану). В 1883 г. с Маскатом установили дипломатические отношения США. В 1886 и 1890 гг. вспыхнули восстания под лозунгами воссоединения Маската с имаматом О. и разрыва неравноправных договоров с Лондоном.

Получив ряд концессий и привилегий (телеграф, контроль над таможнями, консульская юрисдикция), Великобритания по секретному договору от марта 1891 г. добилась от Фейсала бин Турки (1888-1913) обязательства не уступать свои территории никакой 3-й державе. Этот договор фактически превратил султанат в брит. протекторат. В 1895 г. племенное ополчение вступило в Маскат, где его поддержала часть горожан, однако восстание было жестоко подавлено. Брит. администраторы играли на противоречиях, возникавших между различными родовыми (хинави/гафири) или конфессиональными (хариджиты/сунниты) группами оманцев.

В 1913 г. племена внутреннего О. вновь восстали, провозгласив независимость от Маската и брит. протектората. Избрав собственного имама Салима аль-Харуси, они двинулись на город с призывами изгнать «неверных». Повстанцы захватили значительную часть султаната и осадили его столицу, но в 1915 г. при поддержке брит. интервентов их войска были отброшены. Семилетняя война Великобритании и султана Теймура бин Фейсала (1913-1932) против повстанцев аль-Харуси в сент. 1920 г. закончилась подписанием мирного договора в Эс-Сибе, признавшего автономию имамата во внутреннем О. к югу от Эль-Джебель-эль-Ахдара со столицей в Назве; внешнеполитические полномочия имамата были делегированы султану Маската.

В 1928 г. всеобщее восстание племен п-ова Мусандам было подавлено с помощью брит. дредноутов. Позиции Великобритании в регионе усилились при Саиде бин Теймуре (1932-1970). В 1937 г. брит. компания получила от султана на 75 лет концессию на разведку и добычу нефти на всей территории султаната и имамата, что вызвало рост напряженности, т. к. сделку не согласовали с имаматом. В февр. 1939 г. Саид бин Теймур подписал с Великобританией договор сроком на 12 лет, к-рым подтвердил зависимое положение своего гос-ва, что привело к росту недовольства племенных шейхов. С началом второй мировой войны султан в обмен на значительную экономическую и военную помощь предоставил британцам морские и воздушные базы. В 1945 г. на съезде в Маскате племенные шейхи были вынуждены заявить о лояльности султану Саиду. В дек. 1951 г. Великобритания, согласно Договору о дружбе, торговле и судоходстве, заключенному на 15 лет, формально признала полную независимость Маската.

В 1952 г. Саудовская Аравия оккупировала оазис Эль-Бурайми, а с мая 1954 г., опираясь на поддержку Египта, подтолкнула новоизбранного имама Галеба бин Али аль-Хинави к провозглашению полной независимости. В ответ англо-франц. нефтяной консорциум открыто поддержал Маскат и Абу-Даби. В окт. 1955 г., после провала длительных переговоров, их войска вытеснили саудовцев из оазиса. В дек. Великобритания в нарушение Сибского договора 1920 г. помогла султану Саиду бин Теймуру в оккупации Назвы, Эр-Рустака, Ибри и др. важнейших крепостей имамата. Местные племена сплотились вокруг Галеба аль-Хинави и его братьев в партизанской войне против ставленника Великобритании. В июле 1957 г. братья аль-Хинави благодаря помощи извне (прежде всего из Каира) вынудили войска султана к отступлению от Назвы. Угроза всеобщего восстания подтолкнула Маскат к использованию частей регулярной брит. армии. Брит. полковник Д. Смайли загнал людей Галеба аль-Хинави в труднодоступные теснины Эль-Джебель-эль-Ахдара, а в янв. 1959 г. принудил их к бегству в Эр-Рияд, а затем - в Каир. Проходившие в дек. 1960 - февр. 1961 г. переговоры о вхождении имамата в состав султаната на правах автономии провалились.

После умиротворения Эль-Джебель-эль-Ахдара султан Саид объявил о создании Султаната Маскат и Оман и в последующие годы, подавив противодействие ряда племен, стал неограниченным хозяином страны, за исключением большей части Дофара. Отстаивая изоляцию султаната от совр. мира, он перенес свою резиденцию из открытого Маската в свой неприступный дофарский оплот - Салалу. Его сын и наследник - Кабус бин Саид, вернувшийся в 1964 г. из Великобритании после прохождения курсов в Королевской военной академии в Сандхерсте и Оксфордском ун-те, был заключен под домашний арест (якобы для изучения ислама и истории отечества). Султанат Маскат и Оман сильно отставал в хозяйственном и общественном развитии. В гос-ве работала только одна больница, практически не существовало СМИ, поддерживались высокие ввозные пошлины, не поощрялось учреждение учебных заведений, кроме коранических школ. Волнения внутри страны начинали принимать организованные формы, в т. ч. под левыми и националистическими лозунгами. В июне 1965 г. сформировался прокоммунистический Народный фронт освобождения Дофара.

В янв. 1968 г. Великобритания заявила о выводе до кон. 1971 г. войск из Азии «к востоку от Суэца». В том же году Народный фронт освобождения Дофара преобразован в Народный фронт освобождения оккупированного Арабского (Персидского) залива, к-рый к 1970 г. практически полностью контролировал мятежную провинцию и действовал в Эль-Джебель-эль-Ахдаре. Обеспокоенные ростом повстанческого движения, социально-экономическим отставанием О. и его изоляцией от внешнего мира, брит. власти в июле 1970 г. устроили бескровный переворот, низложив султана Саида и возведя на трон его сына - Кабуса, и санкционировали поэтапную либерализацию и модернизацию монархии, к-рая с кон. 1970 г. была названа Султанат Оман. Одним из первых нормативных актов, принятых в новом гос-ве, стал запрет рабовладения, к-рое сохранялось здесь дольше, чем где-либо в Аравии.

Молодой государь, удерживая всю полноту власти и декларируя твердую приверженность исламу, взял курс на слом традиц. уклада с его сильным патриархально-родовым началом. Чтобы подорвать влияние племенных шейхов, он полностью реорганизовал локальную и центральную администрацию, создав ряд новых ведомств и разделив страну на 41 мухафазу во главе с назначаемыми вали. За 1967-1973 гг. более чем пятикратно выросла добыча нефти. В 1971 г. гос-во добилось повышения отчислений в его пользу от доходов нефтедобычи до 55%, а в 1974 г.- передачи в его распоряжение 25% акций англо-франц. нефтедобывающей компании (к 1982 доля увеличена до 51%). В стране стали создаваться учреждения здравоохранения, с 1972 г. система образования полностью субсидировалась гос-вом и стала доступной для лиц обоего пола (на основе раздельного обучения). За 1970-1973 гг. число мужских и женских светских школ - начальных и неполных средних - выросло с 3 до 69. За посл. четв. XX в. в стране открылось еще более 200 начальных школ. Собственные радио (на арабском и английском языках), периодическая печать (газеты «Оман» и «Аль-Ватан») и телевидение в султанате появились соответственно в 1970, 1972 и 1975 гг.

В 1973 г. Народный фронт освобождения оккупированного Арабского залива, Национально-демократический фронт освобождения Омана и Арабского залива и ряд др. националистических и радикальных групп консолидировались в единую орг-цию, с авг. 1974 г. получившую название Народный фронт освобождения Омана. На борьбу с повстанцами гос-во направляло значительную часть доходов от нефтеэкспорта, пристальное внимание уделялось укреплению, модернизации и полному перевооружению армии и повышению общественного статуса военнослужащих. В 1975 г. с помощью подразделений вооруженных сил Ирана, Иордании, Пакистана и Великобритании оманские войска покончили с партизанским движением в Дофаре. В 1976 г. Народный фронт освобождения Омана прекратил существование.

В кон. 70-х гг. XX в. в оманской экономике появился индустриальный сектор. В 1982 г. открылся нефтеперерабатывающий завод, позднее началось освоение огромных запасов природного газа. Сельское хозяйство получило мощный стимул, когда на смену архаичной ирригации пришло высокоэффективное артезианское орошение, способствовавшее обводнению ранее пустынных местностей. Реализовывались масштабные программы жилищного строительства и совершенствовались системы коммуникаций. В 1983 г. в Маскате открылся 1-й вуз - Ин-т банкиров, а в 1985 г.- 1-й ун-т, названный в честь султана Кабуса бин Саида. Ун-ты открыли также в бывш. столице имамата Назве и в Дофаре, где мятежные настроения были еще сильны в нач. 80-х гг. XX в. Важную роль в диверсификации экономики сыграло открытие О. для международного туризма в 1987 г.

Султан Кабус бин Саид в числе немногих араб. лидеров поддержал сепаратные Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 г. об ограниченном самоуправлении палестинцев Зап. берега р. Иордан и Сектора Газа. Предпринимая усилия по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта, султанат выступил за создание независимого араб. гос-ва со столицей в Иерусалиме. В 1981 г. О. стал одним из учредителей Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. В 1980-1981 и 1985 гг. О. и США заключили соглашения о сотрудничестве в области безопасности: Вашингтон получил право содержать ограниченный контингент на территории О., а также вводить войска при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Во время войны в Персидском зал. 1990-1991 гг. и интервенции в Ирак 2003 г. в О. размещались важные базы сил антиирак. коалиции; отсюда американцы действовали и в 2001 г. против афган. талибов. Несмотря на первоначальную враждебность между Маскатом и Москвой, вызванную Дофарским конфликтом, О. в сент. 1985 г. установил дипломатические отношения с СССР. После того как недружественный султанату Юж. Йемен в мае 1990 г. был поглощен Сев. Йеменом и вошел в состав единой Йеменской Республики, в окт. 1992 г. Маскат ратифицировал соглашение с Саной о демаркации границы. В 1995 г. О. заключил соглашение о разграничении территорий с Саудовской Аравией. В дальнейшем были урегулированы все пограничные вопросы с ОАЭ. В янв. 2009 г. султанат заключил с США соглашение о свободной торговле. В февр. Маскат на официальном уровне посетил министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, а в июле 2010 г. ответный визит в Москву нанес глава оманского МИД.

В нач. XXI в. по объему ВВП в расчете на душу населения (7,7 тыс. долл. США) О. вошел в 1-ю десятку стран мира. 80% гос. доходов по-прежнему приходилось на нефтяной сектор. «Нефтяной бум» привлек в страну несколько сотен тысяч мигрантов - иностранных рабочих из стран Юж. Азии и Ср. Востока, преимущественно бангладешцев, индийцев и пакистанцев, говорящих на урду, панджаби и гуджарати. За 1980-2003 гг. численность населения, около половины к-рого сосредоточивалось в Маскате, Матрахе и их окрестностях («Столичной зоне»), более чем удвоилась. Изменения в общественной ситуации способствовали развитию системы образования: на рубеже XX и XXI вв. быстрыми темпами росло количество частных вузов, 2/3 к-рых располагалось в столице; большинство учащихся к кон. 2000-х гг. составляли женщины, причем преподавательский состав только на 13% состоял из оманцев.

На рубеже XX и XXI вв. произошли изменения в политической системе абсолютистского О. В нояб. 1991 г. Консультативный совет, сформированный султаном в 1981 г., переименован в Совет шуры и получил минимальную самостоятельность, в 1993 г. его состав расширен до 80 членов. В нояб. 1996 г. Кабус бин Саид подписал Основной устав О. (1-я Конституция страны), к-рый определил как полномочия монарха и порядок престолонаследия, так и (впервые в истории страны) основные права граждан. В 1997 г. султанский указ позволил женщинам избирать и избираться в Совет шуры. В нояб. 2002 г. право голоса получили все граждане страны старше 21 года, а в окт. 2003 г. состоялись первые выборы в Совет шуры. Тем не менее конечной инстанцией принятия всех основных решений оставалась воля султана. В 2005 г. арест почти сотни подозреваемых в ислам. радикализме, из к-рых 1/3 получила приговоры по обвинению в подготовке низвержения существующего строя, закончился их амнистией в июне.

В июне 2007 г. порты и приморские районы О. серьезно пострадали от циклона Гону, что сказалось на экономике гос-ва. Последствия глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. затронули О. меньше, чем другие страны Персидского зал. В дек. 2010 г. в Сухаре открыта свободная экономическая зона. Высокие цены на нефть позволили правительству вести активную социальную политику (увеличение минимума заработной платы, финансовая помощь ищущим работу, создание новых рабочих мест в сфере услуг). В нач. 10-х гг. XXI в. приоритетным стало развитие туристической индустрии: в 2012 г. Маскат был выбран «столицей арабского туризма». В 2010-2015 гг. политика создания рабочих мест для граждан султаната («оманизация») не смогла преодолеть безработицу, особенно среди молодежи (по неофиц. данным, 20-25%), в условиях, когда за тот же период численность населения выросла более чем в полтора раза. В янв. 2013 г. султан Кабус объявил о новых мерах по «оманизации» с целью сократить количество зарубежной рабочей силы до 33% населения.

Несмотря на все принятые меры, «арабская весна» в янв.-февр. 2011 г. отозвалась самыми массовыми волнениями в истории О. со времени Дофарского восстания. Демонстранты, избегая антимонархических лозунгов, призывали к реформам в законодательстве, гарантирующим конституционные свободы, требовали более последовательного разделения властей, улучшения жизни и создания новых рабочих мест. Заметную роль в организации акций играли исламисты как суннитского, так и ибадитского направления. Разогнав манифестации, Кабус даровал прощение более чем 200 задержанным, отправил в отставку ряд министров, в чей адрес прозвучали обвинения в коррупции, и удовлетворил значительную часть политических и экономических требований. Поправки, внесенные в Основной устав в февр. 2011 г., наделили Совет Омана законодательными и надзорными полномочиями. В мае одобрено учреждение исламской банковской системы.

В окт. 2011 г. состоялись выборы (явка 76%) в Совет шуры, полномочия к-рого были расширены. В состав Совета шуры прошли и нек-рые из участников весенних протестов. Султан ввел 2-ступенчатую систему административно-территориального деления: 11 мухафаз были разделены на округа (вилай), причем самые населенные регионы Эль-Батина и Эш-Шаркия, где проходила большая часть весенних акций протеста, были разукрупнены. Был предпринят ряд мер по ужесточению контроля над СМИ и пользователями сети Интернет, усилены полицейские и разведывательные службы. Активисты правозащитных движений и социальных сетей (количество пользователей Интернета за 2006-2012 выросло в 8,5 раз) неоднократно подвергались задержаниям, штрафам и тюремным заключениям без решения суда. В то же время в дек. 2012 г. состоялись первые выборы в муниципальные советы (имели только консультативные функции), в окт. 2015 г. прошли новые выборы в Совет шуры (явка 57%).

Лит.: Бондаревский Г. Л. Английская политика и междунар. отношения в бассейне Персидского залива: (Кон. XIX - нач. XX в.). М., 1968; Historical and Cultural Dictionary of the Sultanate of Oman and the Emirates of Eastern Arabia / Ed. J. D. Anthony e. a. Metuchen, 1976; Wilkinson J. C. Water and Tribal Settlement in South-East Arabia: A Study of Afla j of Oman. Oxf., 1977; idem. The Imamate Tradition of Oman. Camb., 1987; Al Wasmi Kh. Oman entre l'indépendance et l'occupation coloniale: Recherches sur l'histoire moderne d'Oman dans ses relations régionales et internationales, 1789-1904. Gen.; P., 1986; Potts D. T. The Arabian Gulf in Antiquity. Oxf., 1990. 2 vol.; Oman in History. L., 1995; Sultanat d'Oman: Retour à l'histoire / Ed. J.-P. Charnay, Y. Thoraval. P., 1998; al-Rawas I. Oman in Early Islamic History. Reading, 2000; LeCour Grandmaison B. Le sultanat d'Oman. P., 2000; The Sultanate of Oman, 1914-1918 / Ed. R. Sulh. Reading, 2000; Idem, 1939-1945 / Ed. R. Sulh. Reading, 2000; L'Oman contemporain / Ed. M. Lavergne, B. Dumortier. P., 2003; Oman: A Country Study. Whitefish, 2004; Owtram F. A Modern History of Oman: Formation of the State since 1920. L., 2004; Plekhanov S. A Reformer on the Throne: Sultan Qaboos bin Said Al Said. L., 2004; Ghubash H. Oman: Une démocratie islamique millénaire: La tradition de l'imâma: L'histoire politique moderne, 1500-1700. P., 20072; Mouton M. La Péninsule d'Oman de la fin de l'Âge du Fer au début de la période sassanide (250 av.- 350 ap. JC). Oxf., 2008; Hamilton A. An Arabian Utopia: The Western Discovery of Oman. L. etc., 2010; Jones J. Oman: Culture and Diplomacy. Edinb., 2012.
Т. К. Кораев