Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОЛЕВИАН
52, С. 556-557 опубликовано: 30 мая 2023г.


ОЛЕВИАН

К. Олевиан. Гравюра. 1662 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена)
К. Олевиан. Гравюра. 1662 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена)

К. Олевиан. Гравюра. 1662 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена)
[нем. Olevian; лат. Olevianus] Каспар (10.08.1536, Трир -15.03.1587, Херборн), нем. реформатский теолог, один из авторов Гейдельбергского катехизиса. О. род. в семье городского советника Герхарда Олевига, главы гильдии пекарей, и Анны Зенциг. Был воспитан в католич. вере. Трир являлся столицей одноименного курфюршества, возглавляемого католич. князем-епископом, в соборе города хранится почитаемая реликвия - хитон Иисуса Христа. О. учился в школе, принадлежавшей братьям общей жизни,- полумонашеской общине, воспитывавшей мальчиков в русле религ. течения «нового благочестия» (см. Devotio moderna). В 1550 г. О. покинул Трир и отправился во Францию изучать право. Он посещал занятия в ун-тах Парижа, Орлеана и Буржа, где, по-видимому, познакомился с франц. гугенотами и их учением. Поворотным этапом в жизни О. стала смерть в 1556 г. его друга, Германа Людвига фон Пфальца (сына курфюрста Фридриха III Благочестивого), утонувшего во время водной прогулки по р. Орон. О., попытавшийся спасти Людвига, также едва не погиб. В момент, показавшийся ему последним в его жизни, О. попросил Бога о помощи и поклялся нести людям Трира свет Евангелия. В 1557 г. он окончил ун-т Буржа и вернулся в Трир, чтобы работать адвокатом. Однако он не забыл свое обещание Богу и через 8 месяцев оставил Трир и отправился в Швейцарию. Учился в Женеве у Ж. Кальвина, в Цюрихе у Петра Вермилия (1499-1562) в Scola Carolina, где слушал Г. Буллингера, и в Лозанне у Теодора Безы. О. провел в Швейцарии 2 года, изучая теологию, иврит и др. дисциплины, к-рые могли понадобиться в его пасторском служении. По возвращении в Трир получил место преподавателя философии и логики в лат. школе. В качестве учебника О. использовал «Диалектику» Ф. Меланхтона. 9 авг. 1559 г. выступил с 1-й проповедью, точнее публичной лекцией, на немецком языке, в которой изложил основные положения «катехизиса Реформации». Лекция имела успех, и О. получил разрешение проповедовать перед народом, выбрав первой темой «оправдание верой». Количество слушателей росло, и О. был вызван на заседание городского совета, где, несмотря на недовольство нек-рых советников, голосованием было принято решение о возможности для О. продолжить проповедовать, но не в зданиях, принадлежавших городу.

Вскоре после этого в Трире появилась быстро увеличивавшаяся кальвинистская община. Ситуация изменилась, когда на события в Трире обратил внимание князь-архиепископ Йоханн фон дер Лайен. Он с войском вошел в город, запретил любые некатолич. собрания и проповеди и отправил О. в тюрьму. Сторонникам Реформации был предложен выбор: изгнание или покаяние и возвращение в католич. веру. Через 10 недель благодаря заступничеству курфюрста Пфальца Фридриха III и заплаченному им огромному штрафу О. был выпущен из тюрьмы и отправился в Гейдельберг. В местном ун-те он получил степень д-ра теологии и должность профессора догматической теологии. Несмотря на открывшиеся перспективы научной карьеры, О. отдал предпочтение практической деятельности и совмещал должности пастора ц. св. Петра, а затем ц. Св. Духа и придворного проповедника. В этот период О. написал небольшой катехизис для использования в общине и неоднократно беседовал с курфюрстом о теологии Кальвина, а также высказывался в поддержку «женевской теократии». В 1561 г. О. женился на Филиппине, вдове из г. Мец, в этом браке родилось 3 детей. В 1562 г. курфюрст создал церковный совет, в который вошел О., и решил издать катехизис, где прояснялись бы спорные богословские вопросы. Катехизис должен был стать основой для последующего религ. воспитания и образования в Пфальце. Его написание было поручено З. Урсину и О. Итоговый текст Гейдельбергского катехизиса был составлен на основе 3 вариантов: 2 текстов Урсина, написанных на латыни, и немецкого текста, составленного О. под ред. Фридриха III.

Первое издание катехизиса на нем. языке вышло в февр. 1563 г. под заголовком «Катехизис, или Христианское наставление для обучения верующих в церквах и школах курфюршества Пфальц». О. сопровождал курфюрста в его поездках на религ. диспуты в Маульбронне (1564), Оппенхайме (1565) и Амберге (1566-1557). В 1576 г. Фридрих III Благочестивый скончался, и курфюрстом стал его сын - Людвиг, лютеранин и противник кальвинистов. О. был уволен, помещен под домашний арест, а затем выдворен из города. В 1577 г. он принял приглашение гр. Людвига Витгенштейна и поселился с семьей в Берлебурге, где учил и воспитывал сыновей графа. В этот период О. составил т. н. Крестьянский катехизис - вариант катехизиса, предназначенного для простого народа. В 1584 г. по приглашению графа Нассау-Дилленбургского Йоханна О. переехал в Херборн. Он стал капелланом графа, продолжал проповедовать перед народом в городской церкви и принял деятельное участие в создании Академии Херборна - 1-й реформатской высшей школы в нем. княжествах, где стал ректором и профессором догматики. В 1585 г. О. опубликовал соч. «О сущности [природе] Завета Благодати между Богом и избранными» (De substantia foederis gratuiti inter Deum et electos. Gen., 1585), ставшее одним из наиболее известных ранних сочинений, посвященных теологии завета. В 1586 г. председательствовал на Херборнском синоде, где 26 представителей местных конгрегаций из различных территориальных церквей объединились в единую реформаторскую церковь. После долгих дискуссий было принято решение создать церковную конституцию, включающую элементы как пресвитериального, так и консисториального устройства. В дек. того же года при посещении больных О. в результате несчастного случая получил тяжелые травмы, от которых скончался в марте 1587 г.

Соч.: Expositio Symboli Apostolici, sive articulorum fidei. Francofurti, 1576; Epistolam Deum Pauli Apostoli ad Romanos notae. Genevae, 1579; In Epistolam Deum Pauli Apostoli ad Galatas notae. Genevae, 1581; In epistolas Pauli ad Philippenses et Colossenses notae. Genevae, 1585.
Лит.: Scott Clark R. Caspar Olevian and the Substance of the Covenant: The Double Benefit of Christ. Edinb., 2005; Muhling A. Caspar Olevian: Christ, Kirchenpolitiker und Theologe. Zug, 2008.
И. Р. Л.
Ключевые слова:
Богословы протестантские Богословы несторианские Олевиан Каспар (1536 -1587), немецкий реформатский теолог, один из авторов Гейдельбергского катехизиса
См.также:
АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ Абу-ль-Фарадж, несторианский иеромонах, философ и врач, видный арабоязычный богослов
АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ Хассан бар Бахлуль, сироязычный несторианский богослов и ученый 2-й пол. Х в.
АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока
АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД (VIII в.), сирийский несторианский богослов
АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока
АВРААМ КАШКАРСКИЙ [Великий] († 588), восточносир. несторианский аскет и богослов