Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОРАВАНК
52, С. 50-51 опубликовано: 7 апреля 2023г.


НОРАВАНК

Монастырь Нораванк
Монастырь Нораванк

Монастырь Нораванк
[Новый монастырь], средневек. арм. мон-рь в обл. Вайоц-Дзор (Армения). Расположен в живописном ущелье одного из притоков р. Арпа, в исторической области Вайоц-Дзор пров. Сюник. Основанный в X в. вблизи древней ц. св. Фоки, приобрел известность в XII в. С нач. XIII до 1-й пол. XIV в. являлся резиденцией Сюникского митрополита, а также был некрополем княжеского рода Орбелянов, чем обусловлена застройка Н. репрезентативными сооружениями, 3 из к-рых являются усыпальницами. Основными источниками по истории Н. являются соч. «История области Сисакан» Степаноса Орбеляна, 230 надписей на стенах церквей, хачкарах, надгробных плитах, а также колофоны рукописей.

Ансамбль мон-ря занимает относительно ровную площадку и состоит из сгруппированных воедино 4 построек и отдельно стоящей вертикальной доминанты - 2-ярусной церкви-усыпальницы. Древнейшая, зальная церковь Н.- Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) сооружена в 1105 г. из грубо тесанного камня сыном сюникского кн. Хасана еп. Ованнесом X Капанеци, при к-ром мон-рь приобрел поместья и вступил в пору расцвета. После того как церковь раскрыта раскопками 1982-1983 гг., прояснился вопрос об идентификации не только этой, первой, церкви мон-ря, но и примыкающей к ней с севера ц. Сурб-Степанос-Нахавка (первомч. архидиак. Стефана), к-рая была возведена в 1216-1221 гг. еп. Саргисом I и кн. Липаритом Орбеляном. Церковь Сурб-Степанос-Нахавка принадлежит к распространенному в то время типу купольной постройки, внутри - крестообразная, по углам в 2 яруса расположены приделы. Большой гавит перед ней, созданный в 1261 г. кн. Смбатом II Орбеляном, служил притвором и усыпальницей. В 1275 г. кн. Тарсаич Орбелян с севера от церкви Сурб-Степанос-Нахавка возвел церковь-мавзолей Сурб-Григор-Лусаворич (свт. Григория Просветителя; архит. Сиранес), где были похоронены Смбат II Орбелян, а позже Тарсаич и др. представители рода. В 1339 г. к юго-востоку от этой группы построек кн. Буртел Орбелян возвел 2-ярусную церковь-усыпальницу Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы), известную также под названием Буртелашен (т. е. построенная Буртелом; архит. Момик). Все постройки мон-ря возведены из белого известняка, который, как окружающие скалы, приобрел красноватый оттенок в результате окисления породы.

Церковь Пресв. Богородицы (Буртелашен). 1339 г.
Церковь Пресв. Богородицы (Буртелашен). 1339 г.

Церковь Пресв. Богородицы (Буртелашен). 1339 г.

После вторжения монголов (30-е гг. XIII в.) представители Орбелянов смогли договориться с захватчиками и, признав их главенство (выплачивали дань и отбывали военную повинность), не только сохранили, но укрепили и расширили княжество. С целью получения ярлыка и подчинения непосредственно вел. хану Смбат Орбелян, владевший кроме армянского и грузинского персидским, уйгурским и монгольским языками, нанес визит хану Менгу (Мунке; 1251-1259) в Каракорум.

Утверждение епископской кафедры в Н. было обусловлено ослаблением древнейшего сюнийского епископского центра в Татеве и разделением епархии на 2 с центрами в Н. и Татеве. Первый епископ Н., митр. Степанос II (1170-1216), породнился с княжеским родом, выдав дочь своей сестры замуж за Эликума Орбеляна; он поставил в епископы Саргиса I (1216-1242). Следующими епископами Нарованкской кафедры были Степанос IV (1242-1260), Григор I (1260-1261), Саргис II (1261-1298). Внимание Орбелянов к мон-рю усилилось после того как кафедру, начиная с митр. Степаноса (Орбеляна) (1286-1303), стали занимать представители этого рода: митр. Ованнес (Орбела; 1300-1324), Степанос-Тарсаич (Орбелян; 1314-1331) (оба учились в Гладзорском ун-те и известны культурно-просветительской и строительной деятельностью), Саргис III (1333-1337), Степанос-Султаншах (Орбелян; упом. в 1366). Наиболее знаменитым является Степанос (Орбелян), также выпускник Гладзорского ун-та, в 1285 г. он отправился в Киликию, где его рукоположил Армянский католикос. После поставления митрополитом Нораванкской кафедры он развернул в мон-ре активную строительную и рукописную деятельность. В 1297 г. он создал фундаментальный труд о Сюникской пров. (ашхар), в котором описал ее историю и географию, рассказал о церквах и мон-рях, в т. ч. воспользовавшись произведениями предшественников, дипломатическими материалами, письмами и эпиграфикой. Погребен в гавите ц. Сурб-Степанос. При митрополитах из рода Орбелянов Н. бурно развивался благодаря богатым вкладам и обширным владениям. Во 2-й пол. XIV в. вслед. ослабления рода Орбелянов Н. постепенно пришел в упадок. В XVI в. упоминаются Нораванкские епископы Аракел и его племянник, Егиш; последние сведения о Нораванкском епископе встречаются под 1661 г.; наиболее поздняя эпиграфическая надпись датирована 1701 г.

Н.- единственный арм. мон-рь, строительство к-рого связано с именами средневек. зодчих - Сиранеса и Момика; их имена упоминаются в надписях с определением «вардпет» (архитектор). Сиранес известен также строительной деятельностью в мон-ре Аратес, он отмечен в надписи на стеле у Алидзора. Момик, который славился также как писец и миниатюрист, в 1321 г. возвел церковь в Арени (в 10 км от Н.), его считают архитектором ряда др. построек. Возведенную мастерами 3-ярусную церковь Буртелашен отличает необычное архитектурное решение: квадратный зал гавита первоначально построен 4-колонным, но затем колонны были ликвидированы и гавит приобрел целостное перекрытие в виде сомкнутого свода со сталактитовым шатром с окулусом. В результате этой перестройки над входом было создано сдвоенное окно с рельефом на внешней стороне тимпана. Церковь Буртелашен - один из последних шедевров средневек. арм. архитектуры, ее отличают не только своеобразное ярусное решение, оригинальные перекрытия (складчатое, готического типа в нижнем ярусе), но и на редкость гармоничные пропорции, а также единство архитектурной, скульптурной и орнаментальной пластики (типологические аналогии см. в ст. Момик).

Огромную ценность для истории армянского искусства составляют высокохудожественные произведения скульптурной пластики на стенах храмов Н.- свидетельство мастерства Сиранеса и Момика как скульпторов. Особо выделяются приписываемые Момику рельефные композиции в тимпанах окна и портала по оси зап. фасада гавита Буртелашена. Рельефы сопровождают пояснительные надписи. Верхний из них - с изображением Бога Отца, благословляющего десницей и придерживающего голову Адама. Слева - Распятие и образ прор. Даниила. На нижнем тимпане - Пресв. Богородица с Младенцем и прор. Исаия, держащий свиток с текстом (Ис 7. 14). Не менее выразительны рельефы на тимпанах (см. в ст. Момик). Как и на гавите, верхний рельеф решен в ракурсе и объемно, что рассчитано на восприятие с дальнего расстояния. С рельефами в 4 тимпанах гармонично сочетаются широкие, скульптурно оформленные арки порталов с характерными для той эпохи мотивами сталактитов и зигзага.

В Н. сохранилось ок. 60 хачкаров (в т. ч. работы Момика), часть из к-рых относится к шедеврам камнерезного искусства. Заказчиками хачкаров выступали представители рода Орбелянов, местная знать и Сюнийские митрополиты.

К XX в. Н. сильно руинирован. Церкви Сурб-Степанос и Сурб-Григор восстановлены в 1982-1989 гг., ц. Сурб-Аствацацин - в 1996-1999 гг. (архит. Г. Гаспарян). После освящения в 1999 г. ц. Сурб-Аствацацин католикосом Гарегином I Н. стал действующим мон-рем.

Ист.: Орбелян Ст. История области Сисакан. Тифлис, 1910 (на арм. яз.); Свод арм. надписей / Сост.: С. Бархударян. Ер., 1967. Вып. 3 (на арм. яз.).
Лит.: Бархударян С. Средневековые арм. архитекторы и мастера по камню. Ер., 1963 (на арм. яз.); Der-Nersessian S. Deux tympans sculptés arméniens dates de 1321 // Cah. Arch. 1976. Vol. 25. P. 109-122; Халпахчьян О. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980; Alpago-Novello A., Ieni G. Amaghu Noravank'. Mil., 1985; Гаспарян Г. Генеалогия, композиция и реконструкция церкви-усыпальницы Пресв. Богородицы в Нораванке // «Нораванк»: Ежегодник, 1999. Эчмиадзин; Монреаль, 1999. С. 68-75; Матевосян К. Момик. Ер., 2010 (на арм. и англ. яз.); он же. Эпиграфические надписи и памятные записи Нораванка. Ер., 2017 (на арм. яз.).
А. Ю. Казарян, К. А. Матевосян
Ключевые слова:
Монастыри Армянской Апостольской Церкви Нораванк [Новый монастырь], средневековый армянский монастырь в обл. Вайоц-Дзор (Армения)
См.также:
АРИЧ армянский монастырь в с. Арич
АРТАЗ армянский мон-рь в честь апостола Фаддея
АХПАТ мон-рь Армянской Апостольской Церкви (Х в.)
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении