Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАНСИ
43, С. 366-368 опубликовано: 12 февраля 2021г.


МАНСИ

Дж. Д. Манси. Портрет. 60-е гг. XVIII в. Худож. П. Батони (Музей палаццо Манси, Лукка)
Дж. Д. Манси. Портрет. 60-е гг. XVIII в. Худож. П. Батони (Музей палаццо Манси, Лукка)

Дж. Д. Манси. Портрет. 60-е гг. XVIII в. Худож. П. Батони (Музей палаццо Манси, Лукка)
[Итал. Mansi] Джованни Доменико (16.02.1692, Лукка - 27.09.1769, там же), архиеп. Лукки (с 1764), католич. богослов, церковный историк. Происходил из знатной семьи, был старшим из 3 сыновей. В 1708 г. вступил в орден регулярных клириков Богоматери (Ordo Clericorum Regularium Matris Dei), основанный в 1574 г. уроженцем Лукки католич. св. Джованни Леонарди (1541-1609). Члены этого ордена (по имени основателя их называли также леонардины) проповедовали среди разных слоев общества, активно занимались благотворительностью, организовывали школы для мальчиков (см. ст. Контрреформация). Новициат М. проходил в орденской коллегии в Неаполе. 15 авг. 1710 г. он принес там монашеские обеты. Затем М. вернулся в Лукку, где продолжил обучение: изучал философию, теологию, историю Церкви. В 1715 г. был рукоположен во пресвитера. Преподавал схоластическую (с 1716) и моральную (с 1720) теологию. Лекции М. имели успех. Луккский епископ (с 1726 архиепископ) Бернардино Гвиниджи (1723-1729) поручил М. написать пособие для духовников о прегрешениях и епитимиях, относящихся к исключительной компетенции епископов (Tractatus de casibus et excommunicationibus episcopis reservatis, confectus ad normam tabellae Lucanae. Lucae, 1724). В 1739 г. М. опубликовал 2-е, дополненное издание трактата, где в т. ч. были учтены решения Луккского Собора, проведенного в 1736 г. архиеп. Фабио ди Коллоредо (1731-1742). В 1745 г. итальянский богослов-доминиканец Д. Кончина (1687-1756) выступил с критикой этого сочинения, обвинив М. в близости к морально сомнительному пробабилизму иезуитов (см. ст. Казуистика). Кончина рекомендовал включить трактат М. в Индекс запрещенных книг, однако это не было осуществлено, в т. ч. благодаря вмешательству кард. Джоаккино Безоцци (1679-1755), к-рому М. посвятил 1-е издание трактата. Полемика с Кончиной в дальнейшем определила враждебное отношение к М. со стороны мн. доминиканцев.

М. состоял в переписке со мн. крупными учеными своего времени, являлся членом ряда ученых и лит. об-в: «Accademia degli Oscuri» в Лукке и «Accademia degli Agiati» в Роверето, Аркадской академии в Риме (под псевд. Клеоптолемо Артаклио). В 1738 г. М. был избран ректором коллегии Пресв. Девы Марии в Лукке и генеральным викарием ордена. Однако, желая продолжить научные изыскания, он отказался от назначения, сохранив за собой должность префекта б-ки капитула. В 1753 г. по инициативе М. при коллегии леонардинов в Лукке была основана Академия по изучению церковной истории и литургики.

Наибольшую известность М. получил как переводчик и публикатор. В 1725-1738 гг. он перевел на латынь работы по библеистике франц. бенедиктинца О. Кальме (в т. ч. «Историко-критический, хронологический, географический и литературный словарь к Библии» (Calmet A. Dictionarium historicum, criticum, chronologicum, geographicum, et literale Sacræ Scripturæ, cum figuris antiquitates judaicas repræsentantibus... in Latinum translatum... ab R. P. D. J. D. Mansi. Augustae Vindelicorum, 1729-1736. 4 t.), «Комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета» (Idem. Commentarius literalis in omnes libros Veteris et Novi Testamenti. Lucae, 1730-1738. 8 t.) и толкования на отдельные книги Свящ. Писания). С 1738 по 1759 г. М. совместно с историком Д. Джорджи (1690-1747) работал над новым изданием «Церковных анналов» кард. Цезаря Барония, дополненным примечаниями, подробными комментариями и индексами (Annalium ecclesiasticorum Caesaris Baronius... cum critice subjecta P. Antonii Pagi, continuatione Odorici Raynaldi, notisque Dominici Georgii & P. Joannis Dominici Mansi. Lucae, 1740).

М. также подготовил новые издания ряда др. сочинений: сатиры нем. ученого Й. Б. Менке (1674-1732) «О шарлатанстве эрудитов» (Mencke J. B. De charlataneria eruditorum declamationes duae. Lucae, 1726), трактата франц. ораторианца Л. Томассена (1619-1695) «Древняя и новая церковная дисциплина в отношении бенефициев» (Thomassin L. Vetus et nova Ecclesiae disciplina circa beneficia et beneficiarios. Lucae, 1728), 9-томной «Церковной истории Ветхого и Нового Завета» франц. доминиканца Н. Александра (1639-1724) (Alexandre N. Historia ecclesiastica Veteris Novique Testamenti. Lucae, 1748-1752. 9 t.), 6-томной «Средневековой латинской библиотеки» нем. эрудита Й. А. Фабрициуса (1668-1736) (Fabricius J. A. Bibliotheca Latina Mediae et Infimae Aetatis. Patavii, 1754. 6 t. in 3), 3-томного собрания сочинений папы Римского Пия II (до избрания на Папский престол - Энеа Сильвио Пикколомини) (Pii II P. M. olim Aeneae Sylvii Piccolominei Senensis Orationes politicae et ecclesiasticae. Lucae, 1755-1759. 3 t.).

М. принадлежит также ряд исследований и публикаций по истории Лукки (Succinto ragguaglio della vita di Caterina Biagetti, contadina dello Stato di Lucca, terziaria francescana. Lucca, 1755; De insigni codice Caroli Magni aetate scripto et in Bibliotheca… majoris ecclesiae Lucensis servato… commentarius // Raccolta d'opuscoli scientifici e filologici. Venezia, 1751. T. 45. P. 71-123). Материалы по истории Лукки, полученные от М., впосл. использовал Л. А. Муратори.

Работа над новым изданием «Церковных анналов» привлекла внимание М. к истории Соборов в христ. Церкви. Важнейшим сочинением М. в этот период был трактат, посвященный датировке Сардикийского Собора (De epochis conciliorum Sardicensis et Sirmiensium caeterorumque in causa Arianorum. Lucae, 1746). В нем М. поддержал датировку Собора 344 г. В 1747-1749 гг. это вызвало бурную научную полемику с доминиканцем Т. М. Мамаки (1713-1792), отстаивавшим др. дату - 347 г. Одновременно М. начал работу над дополнениями к наиболее полному на тот момент собранию постановлений Соборов, опубликованному Н. Колети (Sacrosancta concilia… nunc verò integre insertis Stephani Baluzii, & Ioannis Harduini additamentis. Venetiis, 1728-1733. 23 vol.) на основе более ранних сборников Ф. Лаббе и Г. Коссара, а также Э. Балюза и Ж. Ардуэна. Подготовленные М. «Дополнения...» (Sanctorum conciliorum et decretorum collectio nova, seu collectionis conciliorum… supplementum, in quo additamenta, variantes lectiones, emendationes ad concilia Veneto-Labbeana, nova itidem concilia, ac decreta exhibentur. Lucae, 1748-1752. 6 vol.) включали комментарии исторических сочинений, а также значительное число новых текстов, основанных частично на неопубликованном рукописном материале (гл. обр. из б-ки капитула леонардинов в Лукке), частично - на уже изданных трудах: Д. Уилкинза (Wilkins D. Concilia Magnae Britanniae et Hiberniae. L., 1737. 4 vol.), К. Петерфи (Péterffy C. Sacra Concilia Ecclesiae Romano-Catholicae in Regno Hungariae celebrata ab anno Christi MXVI usque ad annum MDCCXV. Posonii, 1741-1742. 2 vol.), мавристов Э. Мартена и Ю. Дюрана (Martene E., Durand U. Veterum scriptorum et monumentorum historicorum, dogmaticorum, moralium amplissima collectio. P., 1724-1733. 9 vol.) и др. «Дополнения...» М. включают 320 посланий Римских пап, полные или частичные постановления ок. 200 Соборов и сведения о еще почти 380 Соборах (без текстов постановлений). Вместе с тем работа М. содержала и значительное число ошибок: он допускал искажения при цитировании текстов, несистематически подходил к отбору материалов из источников, часто сокращал их, опуская важную информацию (подробнее см.: Quentin. 1900. P. 67-76).

«Дополнения...» получили известность в научной среде, и вскоре М. начал работу над более обширным собранием материалов о церковных Соборах. В 1751 г. по приглашению своего друга Дж. Б. Д. Сардини, посла Луккской республики при дворе императора Свящ. Римской империи, М. отправился в Вену. По дороге он на нек-рое время остановился в Венеции, где договорился о буд. публикации с книгоиздателем А. Дзаттой. В Вене М. провел более 3 месяцев (с 14 июня по 23 сент.), работая с рукописями в имп. библиотеке и общаясь с местными учеными. В 1756 г. М. посетил Рим, где изучал рукописи в Ватиканской библиотеке, а также Неаполь и монастырь Монте-Кассино. Впосл. М. еще неск. раз ездил в Рим, пользуясь содействием кард.-библиотекаря Доменико Сильвио Пассионеи (1682-1761). М. находился в Риме во время конклава, закончившегося избранием на Римскую кафедру папы Климента XIII (май-июль 1758). Существует предположение, что Климент XIII познакомился с М. и даже намеревался возвести его в достоинство кардинала, но документальные свидетельства об этом отсутствуют. Собирая материалы для своего масштабного труда, М. посетил Геную, Флоренцию, Милан, Турин и др. итал. города. Эти поездки финансировал Дзатта, проявивший большую заинтересованность в проекте.

В 1759 г. во Флоренции был опубликован 1-й том «Нового и полнейшего собрания решений Соборов» (Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio). Издание, составившее в итоге 31 том, продолжалось до 1798 г. При жизни М. вышло 14 томов (начиная с 14-го тома публиковались в Венеции), доведенных до времени Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439). М. изначально был лишь главой коллектива ученых, после его смерти они продолжили работу, к-рую координировал Дзатта. Хотя по качеству текстов «Новое и полнейшее собрание…» уступало даже нек-рым более ранним сборникам постановлений Соборов (прежде всего изданию Ардуэна), широчайший, хотя и далеко не исчерпывающий, охват материала обеспечил ему популярность вплоть до наст. времени.

Параллельно с работой над материалами по истории Соборов с 1756 г. М. занялся подготовкой примечаний к новому изданию Энциклопедии Д. Дидро и Ж. Лерона д'Аламбера (выходила в Париже с 1751), предпринятому луккским книгоиздателем О. Диодати. В задачу М. входило прежде всего исправление возможных исторических ошибок, а также отклонений от католич. вероучения. Разрешение на публикацию (см. Imprimatur) дал папа Римский Бенедикт XIV (1740-1758), проект поддержал и один из покровителей М.- кард. Дж. Безоцци. Однако после того как в 1758 г. были изданы первые 2 тома, новый папа Климент XIII и главный папский теолог (магистр священного Апостольского дворца) доминиканец Дж. А. Орси (1692-1761) осудили Энциклопедию (в сент. 1758 включена в Индекс запрещенных книг). Папа Климент XIII через главу ордена леонардинов Ф. Сартески запретил М. дальнейшее участие в луккском издании Энциклопедии. Несмотря на это, как установили исследователи, М. анонимно продолжал работать над примечаниями по меньшей мере до 5-го тома включительно. Возможно, М. написал «Эвлогий Монтескьё», опубликованный в качестве предисловия к 5-му тому (см.: Amico Moneti. 1960).

В кон. 50-х - 60-х гг. XVIII в. М. подготовил дополнения к сочинениям по моральной теологии А. Райффенштюля (Reiffenstuel A. Theologia moralis. Mutinae, 1758. 2 vol.) и католич. св. Альфонсо Марии де Лигуори (Liguori A. M., de. Theologia moralis. Bononiae, 1763).

После смерти в дек. 1761 г. Луккского архиеп. Джузеппе Пальмы власти Лукки в соответствии с привилегией, полученной от папы Бенедикта XIV (26 мая 1754), предложили 3 кандидатов, в т. ч. и М. Папа Климент XIII выбрал кандидатуру Б. Торре (двоюродного брата М.), приора коллегиальной ц. Сан-Пьетро-Маджоре, однако разногласия по финансовым вопросам между властями республики и Папским престолом задержали его офиц. избрание; в марте 1763 г. Торре скончался. М. вновь стал одним из кандидатов, и на этот раз папа утвердил его кандидатуру (9 апр. 1764). Епископское рукоположение М. состоялось 24 апр. 1764 г. в соборе св. Петра в г. Фраскати (близ Рима).

Вскоре после избрания М. оказался участником споров о принятом властями Лукки 7 сент. 1764 г. законе, ограничивавшем феодальный обычай «мертвой руки» (manomorta), на к-ром, в частности, было основано представление о невозможности отчуждения церковного имущества (см. ст. Имущество церковное). Этот закон вызвал протесты Папского престола. М., еще ок. 1742 г. написавший небольшой трактат против особого статуса церковных бенефициев, поддержал закон и добился его вступления в силу. В 1764-1765 гг. М. совершил визитацию своего архидиоцеза, посетив практически все сельские приходы. В 1766 г. он простил недоимки беднякам, не имевшим средств для выплаты церковных повинностей. После перенесенного в 1767 г. апоплексического удара М. был не в состоянии осуществлять управление диоцезом. Похоронен в кафедральном соборе Лукки.

Значительное число сочинений М. не было опубликовано при его жизни и хранилось в архиве капитула леонардинов в Лукке, в т. ч. написанная в 1762 г. стихотворная автобиография на лат. языке (изд.: Mansi G. D. Carmen elegiacum de vita sua / Ed. A. Marsili. Lucca, 1984).

Лит.: Quentin H. Jean-Dominique Mansi et les grandes collections conciliaires. P., 1900; Leclercq H. Mansi, Jean-Dominique // DACL. Vol. 10. Pars 2. Col. 1565-1682; Pizzi C. La tradizione umanistica lucchese dal Fiadoni al Mansi. Firenze, 1957; Amico Moneti E. Gian Domenico Mansi e l'«Enciclopedia» // Atti dell'Accad. lucchese di scienze, lettere ed arti. Ser. 2. Lucca, 1960. T. 11. P. 77-87; Mostra delle opere a stampa e degli autografi di mons. Giovan Domenico Mansi (1692-1769): 6 settembre - 5 ottobre 1969. Lucca, 1969; Arrighi G. Giovan Domenico Mansi (1692-1765) nella biografia stesa da Tommaso Trenta // La Provincia di Lucca. 1969. T. 9. P. 41-50; Pascucci V. Giovan Domenico Mansi: Una singolare figura che onora la cultura lucchese del '700 // Ibid. 1970. T. 10. P. 52-57; idem. Giovan Domenico Mansi: Una singolare figura di erudito, di religioso e di vescovo // Riv. di Letteratura e di Storia Ecclesiastica. Napoli, 1970. T. 2. P. 49-58; Giusti M. La vita e l'opera di Giovan Domenico Mansi // Archivi e cultura. R., 1980. T. 14. P. 101-129; Regoliosi M. Tradizione contro verità: Cortesi, Sandei, Mansi e l'orazione del Valla sulla «Donazione di Costantino» // Momus: Riv. di studi umanisti. Lucca, 1995. Vol. 3/5. P. 47-59; Bertellotti P. L'arcivescovo Giovan Domenico Mansi e la legge della manomorta del 1764 a Lucca nella realtà culturale, politica, sociale e religiosa del Settecento. Lucca, 2000; Vannini F. Mansi, Giovanni Domenico // DBI. 2007. Vol. 69. P. 144-148.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Архиепископы Римско-католической Церкви Богословы католические Историки Церкви католические Манси Джованни Доменико (1692 - 1769), архиепископ Лукки (с 1764), католический богослов, церковный историк
См.также:
АНСЕЛЬМ (1033-1109), архиеп. Кентерберийский, богослов, католич. св. (пам. зап. 21 апр.)
АНСЕЛЬМ (1099-1158), еп. Хафельбергский, архиеп. и экзарх Равенны, средневек. католич. богослов
АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)
БУХБЕРГЕР Михаэль (1874 - 1961), архиеп. Регенсбургский, д-р богословия
ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи
ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель
ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев
КАРАМАН Матей (1700-1771), католич. архиеп., миссионер, теолог и филолог