Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛОЙОЛА
41, С. 394-404 опубликовано: 25 августа 2020г.


ЛОЙОЛА

Католический св. Игнатий Лойола. XVII в. Неизвестный художник (Музей диоцеза Новара)
Католический св. Игнатий Лойола. XVII в. Неизвестный художник (Музей диоцеза Новара)

Католический св. Игнатий Лойола. XVII в. Неизвестный художник (Музей диоцеза Новара)
[Испан. Loyola; баскский Loiolakoa] Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491, Аспейтия, пров. Гипускоа, Кастилия - 31.07.1556, Рим), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (см. Иезуиты).

Источники

Важнейшим источником сведений о жизни Л. является его «Автобиография», известная также как «Путь паломника» и «Рассказ паломника о своей жизни»,- запись рассказов Л., сделанная португ. иезуитом Луишем Гонсалвишем да Камарой (ок. 1519-1575) между мартом 1553 и окт. 1555 г. (обстоятельства создания «Автобиографии» описаны в прологе Херонимо Надалем, учеником Л.). Из-за болезни и смерти Л. сочинение не было закончено: повествование доведено лишь до времени создания Об-ва Иисуса, о последних годах жизни Л. не говорится. «Автобиография» не получила распространения, т. к. чтение ее было фактически запрещено генеральным настоятелем Франсиско де Борхой (см. ст. Борджа) в связи с изданием «официальной» биографии Л., составленной испан. иезуитом Педро де Рибаденейрой (1527-1611). Борха указал на то, что «Автобиография» осталась незавершенной, а противоречия между версиями жизнеописания Л. могли отрицательно сказаться на доверии к этим сочинениям. Лат. перевод «Автобиографии» был впервые опубликован болландистами (ActaSS. Iul. T. 7. P. 634-654), испанский оригинал - в серии «Исторические памятники Общества Иисуса» (1-е изд.: Monumenta Ignatiana. Ser. 4: Scripta de S. Ignatio de Loyola. Madrid, 1904. T. 1. P. 31-98). Современные исследователи подчеркивают, что в структуре и содержании текста заметны влияние ренессансной риторики (O'Rourke Boyle. 1997), стремление к формулировке иезуитского этоса (O'Malley. 1993), ориентация на Деяния апостолов; в «Автобиографии» присутствуют агиографические топосы, связанные с борьбой святого со страстями, напр. с тщеславием (McManamon. 2013). Многие эпизоды жизни Л. намеренно замалчиваются. Вопрос о степени искажений, внесенных в текст Гонсалвишем да Камарой, остается дискуссионным. Тем не менее приведенные в «Автобиографии» данные, в т. ч. информация о мировоззрении Л., считаются достоверными. Важные сведения о духовной жизни и религиозных практиках Л. содержались в «Духовном дневнике», который он вел на протяжении большей части жизни. Однако незадолго до смерти Л. уничтожил почти все записи; сохранились лишь 2 тетради (2 февр. 1544 - 27 февр. 1545).

Воспоминания о Л. оставили его ученики и сподвижники; самое раннее - обширное послание Диего Лайнеса Хуану Альфонсо де Поланко, секретарю Л., отправленное из Тренто 16 июня 1547 г. Письмо Лайнеса было широко известно среди иезуитов и впосл. использовалось в процессе канонизации Л. В 1573-1574 гг. Гонсалвиш да Камара составил «Мемориал», в к-ром описал свое знакомство и совместную работу с Л., привел мн. его высказывания. Николас де Бобадилья (ок. 1509-1590), один из учеников Л., незадолго до смерти составил автобиографию, в к-рой привел сведения, отсутствующие в др. источниках.

Уже в 1546 г. Рибаденейра начал собирать материалы для биографии Л., при составлении к-рой он использовал воспоминания сподвижников Л. и материалы его архива. Лат. версия этой биографии, опубликованная в 1572 г., была объявлена офиц. жизнеописанием основателя Об-ва Иисуса (в связи с этим изымались из обращения др. подобные сочинения, распространенные среди иезуитов); в 1583 г. была издана испан. версия. Материалы, посвященные ранней истории Об-ва Иисуса и биографии Л., собирал также Поланко; после ухода с должности секретаря в 1574 г. он составил «Хронику Общества Иисуса», которая долгое время оставалась неопубликованной (1-е изд.: Polanco. 1894-1898). Важные сведения о Л. содержатся в сочинении по истории Об-ва Иисуса, составленном сподвижником Л., португ. иезуитом Симаном Родригишем (1510-1579), а также в ранних сочинениях иезуитов, напр. в «Апологии Упражнений» и «Диалогах» Надаля. В 1585 г. с разрешения генерального настоятеля Клаудио Аквавивы была опубликована новая офиц. биография Л., написанная итал. иезуитом Джованни Пьетро Маффеи (1533-1603). В XVII-XVIII вв. на основе этих сочинений были созданы Жития Л. Круг источников заметно расширился, когда исследователям стали доступны материалы Римского архива Об-ва Иисуса, связанные с деятельностью Л., а также дневники его современников и документы канонизационного процесса, в т. ч. воспоминания очевидцев. Для изучения римского периода жизни Л. особую важность представляют его многочисленные письма.

Биография

Церковь Сант-Иньяцио в г. Аспейтия (пров. Типускоа, Испания). 1681–1738 гг., XIX в.
Церковь Сант-Иньяцио в г. Аспейтия (пров. Типускоа, Испания). 1681–1738 гг., XIX в.

Церковь Сант-Иньяцио в г. Аспейтия (пров. Типускоа, Испания). 1681–1738 гг., XIX в.
Л. принадлежал к одному из древнейших дворянских родов баскской пров. Гипускоа (т. н. parientes mayores). Самые ранние документальные свидетельства о семействе Оньяс-и-Лойола относятся к XII-XIII вв. (García Villoslada. 1986. P. 41-43; Fernández Martín. 1986). В XIV - нач. XV в. было построено укрепление Лойола, ставшее семейной резиденцией (ныне санктуарий Л. в Аспейтии). Отец Л., Бельтран Яньес де Оньяс-и-Лойола († 1507), участвовал во многих военных кампаниях королей Кастилии, в частности в Гранадской войне (1481-1492). Мать Л., Марина († до 1508), возможно, принадлежала к знатному роду Бальда из Гипускоа. Их брак был заключен в 1467 г. в усадьбе Лойола. По сообщениям ранних биографов и материалам канонизационного процесса, Л. был младшим из 13 детей. Большинство его братьев, как и отец, поступили на военную службу: старший, Хуан Перес де Лойола, погиб во время боевых действий против французов в Неаполитанском королевстве; Мартин Гарсия де Оньяс-и-Лойола (1477-1538), впоследствии унаследовавший родовые владения, принимал активное участие в завоевании Наварры (с 1512). На основании косвенных сведений в ранних биографиях (напр., в «Мемориале» Гонсалвиша да Камары) и документах (напр., ко времени составления нотариального акта 1505 г. Л. уже было 14 полных лет) в качестве года рождения Л. обычно указывают 1491-й. При рождении Л. получил имя Иньиго (баск. Энеко), вероятно, в честь св. Иньиго, аббата бенедиктинского мон-ря Сан-Сальвадор-де-Онья, жившего в XI в. Во время обучения в Париже Л. стал называть себя Игнатием (самое раннее упоминание об этом относится к 1531), хотя и впоследствии он иногда подписывался прежним именем. Рибаденейра объяснял, что имя Иньиго использовалось только в Кастилии и Наварре, тогда как имя Игнатий было широко известно во всех европ. странах (о др. объяснениях см.: Verd G. M. Íñigo, nombre original de Ignacio de Loyola // Diccionario histórico de la Compañía de Jesús. R.; Madrid, 2001. Vol. 3. P. 2060-2062).

Вероятно, Л. получил начальное образование в родительском доме; высказывалось предположение, что уже в раннем возрасте он получил тонзуру (Diego. 1975. P. 21-23). Ок. 1506 г. он покинул Гипускоа (возможно, вскоре после смерти отца) и отправился к главному контадору (казначею) Кастилии Хуану Веласкесу де Куэльяру, чья жена Мария де Веласко была родственницей матери Л. Под покровительством этого могущественного магната Л. начал придворную карьеру (вопрос о том, занимал ли он должность пажа, остается спорным), сопровождал контадора, который путешествовал вместе с кор. Фердинандом II между Вальядолидом, Медина-дель-Кампо, Тордесильясом, Сеговией и Мадридом. Л. получил придворное куртуазное образование; ссылаясь на его слова, Камара утверждал, что он предавался «мирской суете» и впосл. сожалел о «проказах юности». Сохранился протокол судебного процесса (13 марта 1515) по обвинению Л. и его брата пресв. Перо Лопеса де Лойолы в недостойном поведении на карнавале в Аспейтии. Вероятно, ко времени пребывания при королевском дворе относится сообщение Л. о его куртуазной платонической любви к некой высокородной даме. Осенью 1517 г., после смерти попавшего в опалу Веласкеса де Куэльяра, Л. получил от его вдовы «пятьсот эскудо и пару лошадей» (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 3. P. 462-463) и по ее рекомендации отправился ко двору др. знатного родственника, Антонио Манрике де Лары, герц. Нахеры и вице-кор. Наварры. В 1518-1519 гг. в составе его свиты Л. участвовал в поездке кор. Карла I (см. Карл V) по Арагону. К этому времени относятся свидетельства о его вооруженных конфликтах с др. дворянами, в т. ч. с неким галисийцем Франсиско де Ойей. Л. участвовал в подавлении восстания комунерос; по сообщению Поланко, он присутствовал при взятии восставшей Нахеры, затем вел переговоры в Гипускоа (1520-1521). После этого Л. был направлен в Памплону, к-рую готовилось осадить французско-наваррское войско. Он принимал активное участие в обороне крепости и был тяжело ранен пушечным ядром в бедро (20 мая 1521). Вскоре Памплона пала и раненый Л. попал в плен к французам; ему оказали первую помощь и сделали несколько хирургических операций. Согласно «Автобиографии», затем его отправили на родину; не позднее 20 июня он прибыл в семейные владения. Ранение по-прежнему угрожало жизни Л., поэтому 24 июня он принял соборование, но после кризиса 28 июня его самочувствие стало улучшаться. Во время долгого и мучительного лечения Л. много читал: в «Автобиографии» он упоминает «Жизнь Христа» (скорее всего сочинение Людольфа Саксонского в испан. переводе Амбросио Монтесино; см.: Codina. 1926. P. 200-243) и «Жития святых на романском языке» (вероятно, «Золотая легенда» Иакова из Варацце в переводе цистерцианца Гауберто де Вагада; см.: Leturia. 1957. Vol. 2. P. 57-72). Эти книги ему принесли вместо рыцарских романов, к-рые он просил (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 370). Под влиянием прочитанного, особенно Житий католич. святых Доминика и Франциска Ассизского, Л. переосмыслил свою жизнь и решил служить только Христу (осень 1521). По свидетельству Камары, в это время ему было видение Пресв. Девы Марии с Младенцем.

В февр. или нач. марта 1522 г. Л. покинул дом, чтобы совершить паломничество в Иерусалим и начать новую жизнь, следуя примерам Христа и святых. По дороге в Барселону, откуда он должен был отплыть на Св. землю, он посетил санктуарий Нуэстра-Сеньора-де-Арансасу в Оньяте (вероятно, там он дал обет целомудрия) и, возможно, встретился с Манрике да Ларой в Наваррете; затем, отпустив слуг, в одиночестве отправился в мон-рь Монсеррат и прибыл туда 21 марта. После тщательной подготовки в канун праздника Благовещения (24 марта) он исповедался и переоделся в рубище, отдав свою дворянскую одежду нищим. По просьбе Л. над ним совершили обряд, соответствующий посвящению в рыцари: омовение, благословение, вручение меча. Проведя ночь в молитве перед чудотворной статуей Богоматери, он отдал монахам меч и мула; утром 25 марта, пешком и без обуви, отправился вместо Барселоны в Манресу. Причина отказа Л. от паломничества в Иерусалим не вполне ясна (см.: García Villoslada. 1986. P. 228-230).

В Манресе Л. поселился в пещере возле р. Карденер и проводил часть времени в доминиканском мон-ре. Он строго постился и жил подаянием, вероятно, подражая раннехрист. егип. отшельникам. Из-за сурового образа жизни у него начались сильные боли в желудке и печени, беспокоившие Л. до самой смерти, но каждый день он ходил к мессе, помогал больным в госпитале св. Луции, преподавал катехизис женщинам и детям, изучал «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. У ранних биографов и в материалах канонизационного процесса упоминается о том, что душа на долгое время покидала изможденное тело Л. и он лежал словно мертвый. Рибаденейра считал это мистическим экстазом (Ribadeneira. 1945. Vol. 1. P. 7); впосл. сверхъестественное объяснение глубоких обмороков Л. не было принято агиографами и учеными. Примерно через 4 месяца «время покоя и радости», как этот период жизни Л. назван в «Автобиографии», сменилось сомнениями и искушениями. Л. сомневался в искренности своего раскаяния и испытывал стремление к самоубийству. Но ему удалось преодолеть искушение и получить «божественное утешение и озарение»: Л. вспоминал о лучах божественного света и др. видениях, представших его внутреннему взору. Важнейшее озарение произошло на берегу р. Карденер, когда он направлялся в ц. св. Павла: «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью». Впосл. Л. говорил Лайнесу, что за один день он «понял о Боге больше, чем могли бы его научить все доктора мира» (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 337). Как результат этого озарения Л. рассматривал составление «Духовных упражнений» (вероятно, записи данного периода, к-рые он регулярно вел в «особо хранимой книге», были положены в их основу) и образование Об-ва Иисуса. Он пришел к выводу, что ему не следует вести жизнь отшельника, но трудиться в миру, как это делали апостолы.

Получив мистический опыт, Л. решил продолжить путь на Св. землю, но из-за болезни и зимних холодов остался в Манресе до 16 или 17 февр. 1523 г. В Барселоне ему оказала поддержку знатная дама Изабел Розес (Розер), впосл. покровительствовавшая Об-ву Иисуса. С ее помощью Л. бесплатно взяли на борт корабля, отправлявшегося в Италию; в марте он прибыл в Гаэту (Manzano Martín. 1995. P. 20-21). Несмотря на слухи о начинавшейся эпидемии чумы, 29 марта Л. прибыл в Рим, чтобы получить от папы Римского разрешение на путешествие в Палестину. 13 или 14 апр. ему выдали соответствующую грамоту; не имея денег, он пешком отправился в Венецию. Преодолев трудности, связанные с карантином, Л. достиг Венеции примерно через месяц. Там он познакомился с богатым испанцем, к-рый согласился помочь ему добраться до Св. земли. Несмотря на взятие Родоса османами (24 дек. 1522), остановившее мн. паломников, Л. отправился в путешествие и в июле отплыл из Венеции вместе с др. паломниками (сведения об этом плавании сохр. в дневниках паломников П. Фюссли из Цюриха и Ф. Хагена из Страсбурга). После остановки на Кипре корабли прибыли в Яффу (25 авг.), и лишь 31 авг. путешественники смогли сойти на берег. 4 сент. Л. прибыл в Иерусалим и остановился у францисканцев в госпитале св. Иоанна. Вместе с другими паломниками посетил важнейшие святыни, где неоднократно удостоился видений Христа, и попросил францисканцев принять его в мон-рь, но получил отказ, т. к. не имел при себе денег и имущества. В ночь на 23 сент. он покинул Иерусалим, 3 окт. с другими паломниками отправился из Яффы в обратный путь и в сер. янв. 1524 г. прибыл в Венецию.

После возвращения Л. решил, что для выполнения своего предназначения и для помощи страждущим душам ему необходимо дальнейшее обучение, в т. ч. изучение лат. грамматики. С этой целью он отправился через Геную (при этом он вновь пересек Апеннинский п-ов пешком и без средств к существованию) обратно в Барселону. В кон. февр. он остановился у ремесленника А. Паскуала, который оказывал ему поддержку еще во время пребывания в Манресе. Вскоре последовательницами Л. стали дамы из знатных семейств Каталонии и монахини обители св. Клары; он занимался просветительской деятельностью: преподавал катехизис, выступал в качестве духовного наставника. Л. изучал латынь под рук. бакалавра искусств Жеронимо де Ардевола и планировал продолжить образование в цистерцианском мон-ре в Манресе, но через 2 года покинул Барселону и по совету учителя отправился в ун-т в Алькала-де-Энарес (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 438). Вероятно, он прибыл туда не позднее весны 1526 г. и поступил на фак-т искусств, где учился под рук. Мартина Олаве, к-рый впосл. преподавал в Парижском ун-те, а затем вступил в Об-во Иисуса. Согласно «Автобиографии», одновременно с изучением тривиума Л. осваивал богословие по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Тогда же он организовал кружок, члены к-рого практиковали «духовные упражнения и утверждение христианской веры» (Ibid. P. 442-444). Необычные духовные практики привлекли внимание церковных властей: осенью 1526 - весной 1527 г. представители архиепископа Толедо, а затем генеральный викарий Алькала-де-Энарес провели следствие (в некоторых ранних биографиях ошибочно названное инквизиционным процессом) по делу Л. и его единомышленников. Высказывались подозрения в их симпатии к учению Эразма Роттердамского, популярному в испан. университетской среде, но в ходе процесса было выдвинуто более серьезное обвинение в причастности к мистической секте «просвещенных» (alumbrados; см. Алюмбрады). Следователи долго выслушивали показания свидетелей, гл. обр. женщин - последовательниц Л. Во время 3-го процесса (апр.-май 1527) Л. провел в тюрьме 42 дня. 1 июня был вынесен приговор: тяжкие обвинения не нашли подтверждения, но Л. должен был носить светскую одежду вместо облачения, подобного монашескому; под угрозой отлучения от Церкви в течение 3 лет ему запрещалось преподавать, проповедовать и рассуждать о вопросах католической веры (Scripta de S. Ignatio. Vol. 1. P. 621-622). С разрешения архиепископа Л. отправился в ун-т Саламанки, но вскоре после прибытия Л. и его спутник Калисто де Са были вновь задержаны; текст ранней версии «Духовных упражнений» передали преподавателям богословия, к-рые указали на отсутствие у автора необходимой теологической подготовки (это следовало в т. ч. из представленной в тексте классификации грехов; см.: Feld. 2006. S. 96-100). Получив свободу, Л. решил покинуть Испанию и изучать богословие в Париже. Впосл. он и его сподвижники отрицали к.-л. связи с испанскими сектантами, однако современные исследователи полагают, что учение «просвещенных» могло повлиять на Л., в т. ч. благодаря его 1-му духовнику португальцу Мануэлу ди Мионе (см.: Pastore S. Unwise Paths: Ignatius Loyola and the Years of Alcalá de Henares // A Сompanion. 2014. P. 25-44).

После примерно месячного пешего путешествия Л. достиг Парижа (2 февр. 1528) и поступил в коллеж Монтегю, чтобы снова пройти предварительное обучение наукам тривиума (и, вероятно, квадривиума). В 1528-1531 гг. он неоднократно выезжал во Фландрию (1 раз - в Лондон), где собирал милостыню среди испан. купцов: эти деньги шли на оплату обучения в ун-те и жилья, излишки он раздавал бедным (Borja Medina. 1999). Вскоре у Л. снова появились последователи: неск. студентов и бакалавров философии и богословия раздали все имущество, чтобы жить подаянием. Его деятельность привлекла внимание руководства ун-та, к-рое подвергло его допросу, но не осудило. 1 окт. 1529 г. имя Л., поселившегося в коллеже св. Варвары, внесли в матрикул фак-та искусств. Вскоре Л. познакомился с савойцем Пьером Фавром и наваррцем Франциском Ксаверием, которые стали его ближайшими сподвижниками. Деятельность Л. получила поддержку главы коллежа португальца Дьогу ди Говеи († 1557); вскоре под его руководством неск. докторов богословия прошли курс духовных упражнений. В 1532 г. Л. получил степень бакалавра искусств, 13 марта 1533 г. стал лиценциатом, а 14 марта 1535 г.- магистром. Вероятно, с 1533 г. он изучал теологию в доминиканском мон-ре св. Иакова и скорее всего посещал лекции в др. богословских центрах Парижа. Он активно изучал наследие Фомы Аквинского и томистскую традицию, впосл. ставшую основой иезуитского богословия (см.: Guillermou. 1956. P. 135-137).

Утром 15 авг. 1534 г., в праздник Вознесения Девы Марии, Л., Фавр, Ксаверий и их единомышленники испанцы Лайнес, Альфонсо Сальмерон, Бобадилья и португалец Родригиш собрались в капелле Мучеников на холме Монмартр. Фавр, единственный священник среди присутствовавших, совершил мессу; Л. и его последователи дали обеты служить Богу в бедности (нестяжании), проповедовать, ухаживать за больными и нуждающимися, а также по благословению папы Римского отправиться с миссией в Иерусалим или в любое др. место, куда он их пошлет (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 110-112). Главной целью миссии на Св. землю считалась проповедь среди мусульман. Клятва на Монмартре считается датой основания ордена иезуитов; в 1535 или 1536 г. она была повторена в отсутствие Л., но с участием новых его последователей.

В нач. 1535 г. ухудшилось состояние здоровья Л., и по совету врачей вскоре после получения степени он отправился на родину. По прибытии в Аспейтию Л. поселился не в родительском доме, а в приюте св. Марии Магдалины, предназначенном для бедных, оказывал им помощь и читал проповеди; в то же время Л. преподавал христ. учение, гл. обр. детям. В кон. июля или нач. авг. он навсегда покинул родную землю; пройдя пешком через Наварру, Мадрид (где он встретился с 8-летним инфантом, буд. испан кор. Филиппом II) и Толедо, Л. прибыл в Валенсию, затем на корабле достиг Генуи и продолжил пешее путешествие в Болонью и далее в Венецию (кон. дек. 1535). От многочисленных благотворителей он получил жилье и средства на покупку книг, продолжил богословские занятия в ожидании прибытия из Парижа своих соратников, к-рые задержались в пути из-за начавшейся в 1536 г. войны между франц. кор. Франциском I и имп. Карлом V. В Венецию они прибыли только 8 янв. 1537 г., но к этому времени морское сообщение с Палестиной было прервано из-за конфликта с османами. Л. и его сподвижники остались в городе, прислуживая в приютах и больницах. Весной они (за исключением Л.) совершили путешествие в Рим и после Пасхи (3 апр.) получили благословение папы на паломничество. Л. остался в Венеции, вероятно, опасаясь последствий конфликта с кард. Джованни Пьетро Караффой (впосл. папа Римский Павел IV) (см.: García Villoslada. 1986. P. 478-479). После возвращения Лайнеса в Венецию 24 июня 1537 г. он и Л. были рукоположены во пресвитеров; 5 июля Л. получил от папского нунция Джироламо Вералло особое разрешение на совершение мессы, проповедь и публичное толкование Свящ. Писания в границах Венецианской республики (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 118).

Военные действия между имп. Карлом V, к-рому помогали венецианцы, и османами сделали невозможным паломничество на Св. землю. В кон. июля Л. с Фавром и Лайнесом удалился в Виченцу для 40-дневной уединенной духовной подготовки к священнической деятельности (его сподвижники провели это время в других городах и селениях). В кон. сент. все они собрались в Виченце и решили основать религ. об-во, назвав его именем Иисуса Христа (Societas Iesu). Затем они разошлись по университетским городам Италии; Л., Лайнес и Фавр отправились в Рим. В нояб. 1537 г. в Ла-Сторте, близ городских ворот Рима, Л. было видение: согласно позднему сообщению Лайнеса, ему явился Господь, сказавший: «В Риме Я буду к вам милостив» (Ego ero vobis Romae propitius); затем Л. увидел Христа, Который нес крест, и услышал Его призыв к служению. Это было истолковано как призыв к основанию новой религ. конгрегации (о трактовках этого видения см.: García Villoslada. 1986. P. 492-498; Maron. 2001. S. 67-69).

Прибыв в Рим, Лайнес и Фавр с разрешения папы преподавали в ун-те Сапиенца, а Л. распространял и разъяснял соч. «Духовные упражнения» (окончательная версия была закончена им к весне 1538). Ему удалось заручиться поддержкой мн. представителей высшего духовенства, в частности кард. Гаспаро Контарини. К Пасхе (21 апр.) в Риме собрались все ближайшие соратники Л., к-рые стали проповедовать, помогать бедным и голодающим. В праздник Рождества Христова в 1538 г. Л. служил свою торжественную 1-ю мессу в базилике Санта-Мария-Маджоре (первоначально он намеревался сделать это на Св. земле) (Feld. 2006. S. 144-146).

Католический св. Игнатий Лойола и буд. члены ордена иезуитов перед папой Римским Павлом III. XVII в. Неизвестный художник (собрание картин Версальского дворца)
Католический св. Игнатий Лойола и буд. члены ордена иезуитов перед папой Римским Павлом III. XVII в. Неизвестный художник (собрание картин Версальского дворца)

Католический св. Игнатий Лойола и буд. члены ордена иезуитов перед папой Римским Павлом III. XVII в. Неизвестный художник (собрание картин Версальского дворца)
В кон. авг. 1538 г. на аудиенции во Фраскати Л. впервые подробно изложил папе Павлу III свои идеи и получил поддержку понтифика; 18 нояб. по поручению папы наместник Рима подтвердил соответствие учения Л. и его сподвижников доктрине католич. Церкви, тем самым сняв с них все обвинения. С согласия папы Римского сторонники Л. окончательно отказались от паломничества ради апостольской проповеди. С сер. марта до 24 июня 1539 г. они обсуждали устройство буд. конгрегации; 15 апр. было объявлено о том, что они приступили к организации Об-ва Иисуса. Частично сохранились черновые записи (минуты) этих обсуждений (Deliberatio primorum patrum), а также текст клятвы верности, к-рую дали их участники. По итогам обсуждения был составлен проект папского послания «Cum ex plurium», где в 5 статьях излагались основные принципы устройства Об-ва Иисуса. Кард. Г. Контарини передал проект Павлу III, к-рый одобрил его (об этом говорилось в письме кардинала Л. от 3 сент.; см.: Conwell. 1997. P. 11-29).

Католический св. Игнатий Лойола во славе. Плафон в капелле Сант-Иньяцио в ц. Иль-Джезу в Риме. 1685 г. Худож. Бачиччо
Католический св. Игнатий Лойола во славе. Плафон в капелле Сант-Иньяцио в ц. Иль-Джезу в Риме. 1685 г. Худож. Бачиччо

Католический св. Игнатий Лойола во славе. Плафон в капелле Сант-Иньяцио в ц. Иль-Джезу в Риме. 1685 г. Худож. Бачиччо
Несмотря на позицию Павла III, нек-рые кардиналы, в т. ч. Джироламо Гинуччи и Бартоломео Гвидиччони, к-рым понтифик поручил контроль за составлением офиц. акта о создании об-ва, выразили сомнение в законности и целесообразности основания нового ордена. Лишь через год Л. добился издания папской буллы «Regimini militantis Ecclesiae» (27 сент. 1540), в к-рой было утверждено основание Об-ва Иисуса. Вскоре иезуитам была передана рим. ц. Санта-Мария-делла-Страда. В марте 1541 г. Л., Лайнес, Сальмерон и др. основатели Об-ва Иисуса, собравшиеся в Риме, составили новые, расширенные конституции, содержавшие 49 статей. Тогда же состоялись выборы главы Об-ва Иисуса - генерального настоятеля, к-рым был единогласно провозглашен Л. Он оставил окончательное решение о своем избрании за духовником францисканцем Феодосием из Лоди, к-рый после 3-дневной исповеди Л. велел ему принять должность. Во время мессы, совершенной Л. 22 апр. в базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), основатели Об-ва Иисуса дали торжественный обет. Впоследствии конституции Об-ва Иисуса в течение долгого времени дорабатывались Л. при участии Лайнеса и (с 1547) секретаря Поланко; 1-я версия была закончена в 1550 г., 2-я - в 1552 г., а окончательный текст был подготовлен лишь после смерти Л., в 1558 г. Л. составил краткое изложение конституций и завершил создание «Духовных упражнений», одобренных папой Римским в 1548 г.

С 1537 г. Л. жил в Риме, совершая лишь короткие поездки в города и мон-ри Италии (напр., в 1538 в аббатство Монте-Кассино). Он вел обширную переписку как с членами Об-ва Иисуса из разных стран, так и со светскими последователями (сохр. более 6800 писем Л.), редактировал правила ордена, лично наставлял желавших вступить в ряды иезуитов, рассылал правила и инструкции в новые коллегии и миссии, лично решал организационные и богословские вопросы (см.: Bertrand. 2003. P. 41-64). Л. получал полную поддержку от Папского престола, став одним из активных деятелей католич. реформы и Контрреформации. Нек-рые члены Об-ва Иисуса (богословы Петр Канизий, Лайнес и др.) принимали участие в работе Тридентского Собора и обсуждали поднимавшиеся на Соборе вопросы в письмах Л.; особое значение имеют 2 инструкции, в 1544 г. отправленные Канизию (одна из них для кор. Фердинанда I), где говорилось о необходимости жестко бороться с протестантами. В 1550 г. привилегии иезуитов были подтверждены и расширены буллой папы Юлия III «Exposcit debitum». Папа Павел IV, ранее конфликтовавший с Л., не притеснял иезуитов.

Кроме работы, связанной с организацией деятельности Об-ва Иисуса, Л. выступал посредником в политических делах, в т. ч. в примирении португ. кор. Жуана III и папы Римского Павла III в 1541 г. Л. не прекращал ежедневно служить мессы (во время предсмертной болезни - лишь по воскресеньям и праздникам), руководил созданием сиротских приютов; по его просьбе при ц. св. Марты была основана конгрегация для кающихся грешниц (гл. обр. бывш. проституток) (булла «Divina summaque Dei bonitas» от 16 февр. 1543). По инициативе Л. папа Павел III издал буллу «Cupientes iudaeos» (21 марта 1542) о поддержке иудеев, принимавших христианство. Современные исследователи указывают на то, что Л. последовательно поддерживал конверсов как в рядах Об-ва Иисуса, так и вне его (Maryks R. A. The Jesuit Order as a Synagogue of Jews: Jesuits of Jewish Ancestry and Purity-of-Blood Laws in the Early Society of Jesus. Leiden; Boston, 2010. P. 42-75).

Л. скончался от «римской лихорадки» (тяжелой формы малярии) и был похоронен в иезуитской ц. Санта-Мария-делла-Страда. Впосл. его останки перенесли в построенную на этом месте ц. Иль-Джезу (1568-1584).

Соч.: Monumenta Ignatiana. Ser. 1: S. Ignatii de Loyola Epistolae et instructiones. Madrid, 1903-1911. R., 1964-1968. 12 vol. (MHSI; 22, 26, 28-29, 31, 33-34, 36-37, 39-40, 41); Ser. 2: Exercitia spiritualia S. Ignatii de Loyola et eorum directoria. Madrid, 1919. (MHSI; 57); Ser. 3: S. Ignatii de Loyola Constitutiones Societatis Iesu. R., 1934-1938. 3 vol. (MHSI; 63-65); Ser. 4: Fontes narrativi de S. Ignatio de Loyola et de Societatis Iesu initiis. R., 1943-19602. 3 vol. (MHSI; 66, 73, 85); Regulae Societatis Iesu (1540-1556) / Ed. D. Fernández-Zapico. R., 1948. (MHSI; 71); Directoria exercitiorum spiritualium (1540-1599). R., 1955; Obras completas de San Ignacio de Loyola / Ed. I. Iparraguire, C. de Dalmases. Madrid, 1982r; La intimidad del peregrino: Diario espiritual de San Ignacio de Loyola / Ed. S. Thiу de Pol. Bilbao, 1990; El peregrino: Autobiografía de San Ignacio de Loyola / Ed. J. M. Rambla Blanch. Bilbao, 19912.
Рус. пер.: Рассказ паломника о своей жизни, или «Автобиография» / Пер.: А. Н. Коваль. М., 2002; Духовные упражнения. Духовный дневник / Пер.: А. Н. Коваль. М., 2006.
Ист.: Fontes documentales de S. Ignatio de Loyola: Documenta de S. Ignatii familia et patria, iuventute, primis sociis. R., 1977. (MHSI; 115); Recuerdos ignacianos: Memorial de L. Gonçalves da Câmara / Ed. B. Hernández Montes. Bilbao, 1992; Rodrigues S. Origen y progreso de la Compañía de Jesús / Ed. E. J. Alonso Romo. Bilbao, 2005; Ribadeneira P., de. Vida del B. Ignacio de Loyola, fundador de la religión de la Compañía de Jesús. Madrid, 1583, 1945; Maffeio I. P. De vita et moribus Ignatii Loiolae, qui Societatem Iesu fundavit, libri III. Coloniae, 1585; Polanco J. A., de. Vita Ignatii Loiolae et rerum Societatis Jesu historia. Matriti, 1894-1898. 6 t. (MHSI; 11); Bartoli D. Della vita e dell'Istituto di S. Ignatio fondatore della Compagnia de Gesú. R., 1650.
Лит.: Gothein E. Ignatius von Loyola und die Gegenreformation. Halle, 1895; Thompson F. St. Ignatius Loyola. L. etc., 19102; Böhmer H. Studien zur Geschichte der Gesellschaft Jesu. Bonn, 1914. Bd. 1 (рус. пер.: Бёмер Г. История ордена иезуитов. Смоленск, 2002); idem. Ignatius von Loyola. Lpz., 1941; Codina A. Los orígenes de los Ejercicios espirituales de S. Ignacio de Loyola: Estudio histórico. Barcelona, 1926; Van Dyke P. Ignatius Loyola, the Founder of the Jesuits. N. Y.; L., 1926; Casanovas I. St. Ignasi de Loyola, fundador de la Compañía de Jesús. Barcelona, 19302; Hollis C. St. Ignatius. L., 1931; Huonder A. Ignatius von Loyola: Beitr. zu einem Charakterbild. Köln, 1932; Dudon P. St. Ignace de Loyola. P., 1934; Leturia P., de. El Gentil hombre Iñigo López de Loyola. Barcelona, 1941; idem. Estudios ignacianos. R., 1957. 2 vol.; Olmedo F. Introducción a la vida de San Ignacio de Loyola. Madrid, 1944; Basaldúa P., de. Ignacio de Loyola y Francisco de Xabier. Buenos Aires, 1946; Rahner H. Ignatius von Loyola und das geschichtlische Werden seiner Frommigkeit. Graz etc., 1949 (рус. пер.: Ранер Х. Игнатий Лойола и ист. становление его духовности. М., 2002); Guillermou A. La vie de St. Ignace de Loyola. P., 1956; Juambelz J. Bibliografía sobre la vida, obras y escritos de S. Ignacio de Loyola, 1900-1950. Madrid, 1956; García Villoslada R. Loyola y Erasmo: Dos almas, dos épocas. Madrid, 1965; idem. Ignazio de Loyola // BiblSS. Vol. 7. Col. 674-705; idem. S. Ignacio de Loyola: Nueva biografía. Madrid, 1986; Orientaciones bibliográficas sobre S. Ignacio de Loyola / Ed. I. Iparraguirre, M. Ruiz Jurado. R., 1965. Vol. 1; 1977. Vol. 2; 1990. Vol. 3; Bakker L. Freiheit und Erfahrung: Redaktionsgeschichtliche Untersuch. über die Unterscheidung der Geister bei Ignatius von Loyola. Würzburg, 1970; Schwager R. Das dramatische Kirchenverständnis bei Ignatius von Loyola: Hist.-pastoraltheologische Studie über die Stellung der Kirche in den Exerzitien und im Leben des Ignatius. Zürich, 1970; Diego L., de. La opción sacerdotal de Ignacio de Loyola y sus compañeros, 1515-1540: Estudio histórico e interpretación teológico-espiritual. Caracas, 1975; Dalmases C., de. El padre maestro Ignacio: Breve biografía ignaciana. Madrid, 1979; Fernández Martín L. Los años juveniles de Iñigo de Loyola: Su formación en Castilla. Valladolid, 1981; idem. Los señores de la Casa de Loyola // Boletín de la Real Sociedad Bascongada de Amigos del País. S. Sebastian, 1986. T. 42. N 3/4. P. 493-522; Tellechea J. I. Ignacio de Loyola: Solo y a pie. Madrid, 1986; Ignacio de Loyola en Castilla: Juventud, formación, espiritualidad. Valladolid, 1989; Hanst M. Ignatius von Loyola // BBKL. Bd. 2. Sp. 1258-1262; Ignatius von Loyola und die Gesellschaft Jesu, 1491-1556 / Hrsg. A. Falkner, P. Imhof. Würzburg, 1990; O'Reilly T. Ignatius of Loyola and the Counter-Reformation: The Hagiographic Tradition // The Heythrop J. Oxf., 1990. Vol. 31. N 4. P. 439-470; O'Malley J. W. Was Ignatius Loyola a Church Reformer?: How to Look at Early Modern Catholicism // CathHR. 1991. Vol. 77. N 2. P. 177-193; idem. The First Jesuits. Camb. (Mass.), 1993; Ignacio de Loyola y su tiempo / Ed. J. Plazaola. Bilbao, 1992; Ignacio de Loyola en la gran crisis del siglo XVI / Ed. Q. Aldea Vaquero. Madrid, 1993; Manzano Martín B. Íñigo de Loyola, peregrino en Jerusalén (1523-1524). Madrid, 1995; Conwell J. F. Impelling Spirit: Revisiting a Founding Experience: 1539, Ignatius of Loyola and His Companions: An Exploration into the Spirit and Aims of the Society of Jesus as Revealed in the Founders' Proposed Papal Letter Approving the Society. Chicago, 1997; Meissner W. W. Ignatius von Loyola: Psychogramm eines Heiligen. Freiburg i. Br., 1997; O'Rourke Boyle M. Loyola's Acts: The Rhetoric of the Self. Berkeley etc., 1997; Brodrick J. St. Ignatius Loyola: The Pilgrim Years, 1491-1538. S. Francisco, 1998; Borja Medina F., de. Íñigo de Loyola y los mercaderes castellanos del Norte de Europa: La financiación de sus estudios en la Universidad de París // Hispania Sacra. Madrid, 1999. Vol. 51. N 103. P. 159-206; Arnáiz F. J. San Ignacio de Loyola: Maestro de la vida en el espíritu. Santo Domingo, 2001; Diccionario histórico de la Compañía de Jesús / Ed. C. E. O'Neill, J. M. Domínguez. R.; Madrid, 2001. 3 vol.; Maron G. Ignatius von Loyola: Mystik - Theologie - Kirche. Gött., 2001; Bertrand D. La política de San Ignacio de Loyola: El análisis social. Bilbao, 2003; Donnelly J. P. Ignatius of Loyola, Founder of the Jesuits. N. Y., 2003; Кихле Ш. Игнатий Лойола: Учитель духовности. М., 2004; Zollner H. Trost - Zunahme an Hoffnung, Glaube und Liebe: Zum theol. Ferment der ignatianischen «Unterscheidung der Geister». Innsbruck; W., 2004; Martínez-Gayol Fernández N. Gloria de Dios en Ignacio de Loyola. Bilbao, 2005; Ruiz Jurado M. El peregrino de la voluntad de Dios: Biografía espiritual de San Ignacio de Loyola. Madrid, 2005; Demoustier A. Les Exercices Spirituels de S. Ignace de Loyola. P., 2006; Emonet P. Amis dans le Seigneur: La correspondance entre Ignace, Pierre Favre et François Xavier // Christus. P., 2006. Vol. 53. N 209. P. 100-116; idem. Ignace de Loyola: Légende et réalité. Brux., 2013; Feld H. Ignatius von Loyola: Gründer des Jesuitenordens. Köln etc., 2006; Lewis H. St. Ignatius Loyola: Retrospective, Perspective, Reflective. Anand, 2006; Zur grösseren Ehre Gottes: Ignatius von Loyola neu entdeckt für die Theologie der Gegenwart. Freiburg i. Br., 2006; Diccionario de espiritualidad ignaciana. Bilbao, 20072. 2 vol.; The Cambridge Companion to the Jesuits. Camb.; N. Y., 2008; Coupeau J. C. Espiritualidad Ignaciana: Guía para investigadores // Ignaziana: Riv. di ricerca teologica. Napoli, 2009. Vol. 8. P. 73-129; Kiechle S. Ignatius von Loyola: Leben - Werk - Spiritualität. Würzburg, 2010; McManamon J. M. The Text and Contexts of Ignatius Loyola's «Autobiography». N. Y., 2013; A Companion to Ignatius of Loyola: Life, Writings, Spirituality, Influence / Ed. R. A. Maryks. Leiden; Boston, 2014; Ginhoven Rey Ch., van. Instruments of the Divinity: Providence and Praxis in the Foundation of the Society of Jesus. Leiden; Boston, 2014.
А. В. Русанов

Почитание

В 1569 г., вскоре после смерти Л., стали распространяться сообщения о чудесах, происходивших у его изображения в Сиене. В XVI в. среди иезуитов сложилось его почитание, получившее в Риме поддержку кардиналов Цезаря Барония и Роберта Беллармина и др. влиятельных церковных деятелей. В 1595 и 1605 гг. был проведен процесс беатификации Л.; в 1609 г. папа Римский Павел V причислил его к лику блаженных (местночтимых святых) католич. Церкви (27 июля кард. Д. Пинелли издал декрет, затем беатификация была провозглашена папской буллой «Sede principis» от 27 июля 1609). Письмо с прошением о канонизации Л. направил папе Григорию XV франц. кор. Людовик XIII, и в 1622 г. понтифик выполнил просьбу. Соответствующая булла «Rationi congruit» была издана уже папой Урбаном VIII 6 авг. 1623 г. Одновременно с Л. был канонизирован иезуит Франциск Ксаверий. Документы, относящиеся к канонизационному процессу Л., а также др. источники сведений о почитании Л. опубликованы (см.: Scripta de S. Ignatio. Vol. 2. (MHSI; 26)).

Канонизация Л. послужила поводом к торжественным мессам и проведению празднований, сопровождавшихся театрализованными представлениями и фейерверками, в городах Испании, Италии (в особенности в Риме и Милане), Португалии и Мексики. Торжества и диспуты в Мадриде, посвященные святому, описал Ф. де Монфорте-и-Эррера (Monforte F., de. Relación de las fiestas que ha hecho en Collegio Imperial de la Compaсia de Jesús. Madrid, 1622). В отдельных испан. провинциях состоялись диспуты и лит. чтения. Так, в Жероне в них приняли участие П. Кальдерон, Х. Перес де Монтальбан и А. Панталеон де Рибера. В Эворе на праздновании канонизации Л. исполнялись танцевальные номера с символическими фигурами ангелов, представлявшие 7 дней мистического экстаза Л. В наст. время одним из наиболее масштабных празднований, посвященных памяти Л., является боливийский фестиваль «Ишапекене пьеста» (Ichapekene Piesta), который включает как религ. часть (мессы, поминовение усопших), так и светскую (пиршества и театрализованные шествия, соединяющие сцены из Жития Л. с мифологическими образами из культуры боливийской народности моксеньо). В 2012 г. фестиваль был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Во имя святого было воздвигнуто немало храмов, среди к-рых наиболее значительными являются ц. Сант-Иньяцио (архит. О. Грасси), алтарь с гробницей святого в ц. Св. Имени Иисуса (Иль-Джезу; архит. А. Поццо) в Риме, а также базилика по соседству с отчим домом Л. (архит. К. Фонтана, И. де Иберо). Широкое распространение получило представление о «воде св. Игнатия», освященной у мощей или медали Л. Чудесные исцеления, впервые происшедшие на праздновании памяти основателя ордена иезуитов в 1599 г. в Бургосе, описал Рибаденейра; с нач. XVII в. сведения о целебной воде распространяются на территории Испании и Франции. Л. почитается как св. покровитель 3 баскских провинций - Гипускоа (с 1610), Бискайи (с 1680), Алавы (с 1868). 25 июля 1922 г. папа Римский Пий XI в апостольской конституции «Summorum Pontificum» объявил Л. покровителем всех духовных упражнений и трудов, к ним относящихся (AAS. T. 14. P. 420-422).

Предположительно Л. изображен рядом со св. Иоанном Предтечей на фреске «Проповедь Иоанна Крестителя» (1537-1538), выполненной Якопино дель Конте (в течение долгого времени Л. был духовным наставником художника), в капелле Сан-Джованни-Деколлато в Риме. Др. прижизненных изображений святого не сохранилось; представление о чертах лица Л. можно составить по посмертной маске из гипса и воска, сохранившейся в Римском архиве Общества Иисуса. Несмотря на то что биографии Л. создавались вскоре после его смерти, его изображения стали появляться далеко не сразу. Существуют 2 портрета Л., выполненных в XVI в. вскоре после его смерти; судя по всему, именно на их основе складывалась иконография Л. Первый ок. 1556 г. иезуиты заказали Якопино дель Конто. Л. изображен с заострившимися чертами лица, больным человеком. Др. портрет принадлежит кисти А. Санчеса Коэльо, придворного художника кор. Филиппа II, и выполнен в более мягкой манере, однако также соответствует посмертной маске (утрачен в 1931 во время пожара в обители иезуитов в Мадриде). Л. был изображен на одном из рисунков П. П. Рубенса, послуживших основой для гравюр Ж.-Б. Барбе (1605-1606); работа является попыткой не только изобразить самого Л., но и передать содержание его видений Таинства Евхаристии. Достаточно реалистичный ранний портрет был создан ок. 1612 г. неизвестным гравером на меди (возможно, Т. Галле; ныне хранится в резиденции иезуитов в Брюсселе). Эта гравюра была выполнена в соответствии с присланными из Рима изображениями и описанием внешности Л., сделанным людьми, близко знавшими его, ок. 1610 г., когда одному или неск. фламанд. художникам (среди них могли быть Т. и К. Галле, А. Колларт; в наст. время автором гравюр считают И. Вирикса; см.: Fabre. 1999) было поручено иллюстрирование Жития Л., написанного Рибаденейрой.

На ранних портретах Л. (строгое и изнуренное лицо, сосредоточенный взгляд) изображался в черной рясе и мантии, иногда в квадратной шапочке священника. Позднее облачение Л. стали представлять изукрашенным золотым шитьем и драгоценными камнями, а на смену сдержанности черт пришло выражение религ. экстаза. Тогда же портрет Л. сопровождали изображениями символических атрибутов святого: пылающее сердце, эмблема Общества Иисуса, девиз AMDG (Ad maiorem Dei gloriam), конституции ордена.

Сюжеты изображений Л. сначала представляли собой простые сцены из Жития святого (напр., написание им «Духовных упражнений»). Впосл. в композицию стали включать барочные символические группы, придававшие динамику прежде статичным портретам. Наиболее характерными среди подобных иконографических сюжетов стали изображения победы над ересями, проповеди Евангелия иезуитами, триумфа и прославления святого.

Образ Л. привлекал внимание как церковных, так и светских художников. В числе наиболее известных и интересных с художественной т. зр. работ следует упомянуть картины Д. Зегерса (XVII в., Музей изящных искусств в Антверпене), Х. де Роэласа (нач. XVII в., ц. Благовещения в Севилье), Х. де Вальдеса Леаля (XVII в., Музей изящных искусств в Севилье), Х. де Эспиносы (XVII в., Музей Валенсии), Х. де Риберы (XVII в., церковь иезуитов в Неаполе), Ф. Рибальты (XVII в., Национальная галерея, Лондон), К. Виньона (XVII в., Музей Орлеана), Б. Мурильо (картина утрачена в Мадриде в 1936), Ф. Сурбарана (росписи монастырей в Кастельон-де-ла-Плана и Лиме), Рубенса (росписи в церкви иезуитов в Антверпене, ц. св. Амвросия в Генуе).

Среди статуй святого наиболее известна работа П. Ле Гро из серебра для алтаря Л. в ц. Иль-Джезу в Риме (XVII в.). Статуя была разрушена и в 1804 г. восстановлена в гипсе, покрытом серебром, под рук. А. Кановы; др. статуя, из мрамора, создана в 1733 г. Дж. Рускони и находится в базилике св. Петра среди статуй основателей орденов. Еще одна серебряная статуя Л. была выполнена Ф. де Вергарой Младшим в XVIII в. для санктуария в Аспейтии.

Лит.: Terwecoren E. Acqua benedetta di S. Ignazio di Loyola per tutti I mali dell'anima e del corpo. R., 1864; Fiter L. I. El agua de S. Ignacio: Sus admirables efectos según testemonios antiguos y modernos. Barcelona, 1894; Alberti D. S. Mes de S. Ignacio, ó sea, el mes de julio, consagrada á gloria de S. Ignacio. Madrid, 1901; Angeli D. Sant'Ignazio da Loyola nella vita e nell'arte. Lanciano, 1911; Bricarelli C. L'altare di S. Ignazio nella Chiesa del Gesù in Roma // La Civiltà cattolica. R., 1922. Anno 73. Vol. 4. P. 401-441; Eguía C. Reliquias de S. Ignacio de Loyola y S. Francisco Javier: Su recorrido triunfal por España. Madrid, 1924; Schüller A. Die Ignatius-Verehrung in der niederrheinischen Jesuitenprovinz // Annalen des Hist. Vereins für den Niederrhein. Köln, 1929. Bd. 115. S. 283-309; Tacchi-Venturi P. Sant'Ignazio di Loyola nell'arte dei sec. XVII e XVIII. R., 1929; Pijoan J. A New Portrait of Loyola // The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1935. Vol. 67. N 390. P. 133-136; Raitz von Frentz E. Ignatius und Franz Xaver in der deutschen Volksfrömmigkeit // Zschr. f. Aszese und Mystik. 1941. Jg. 16. S. 36-38; García Villoslada R. La figura histórica de S. Ignacio de Loyola a través de cuatro siglos // Razón y Fe. Madrid, 1956. N 153. P. 45-70; Hornedo R. M., de. La «vera effigies» de S. Ignacio // Razón y Fe. 1956. N 154. P. 203-224; Pou y Martí J. M. El culto de S. Ignacio en Guipúzcoa, según los documentos del archivo de la embajada española cerca de la Santa Sede // AHSI. 1956. Anno 25. Fasc. 49. P. 190-200; Leturia P., de. La «mascarilla» de S. Ignacio // Idem. Estudios Ignacianos. R., 1957. Vol. 1. P. 463-475; Lavagnino E., Ansaldi G. R., Salerno L. Altari barocchi in Roma. R., 1959. P. 169-183, 190; Henneberg J., von. An Unknown Portrait of St. Ignatius by Jacopino del Conte // The Art Bull. N. Y., 1967. Vol. 49. N 2. P. 140-142; König-Nordhoff U. Ignatius von Loyola: Studien zur Entwicklung einer neuen Heiligen Ikonographie im Rahmen einer Kanonisationskampagne um 1600. B., 1982; Fabre P. A. Le profil d'un fondateur: Genèse du portrait d'Ignace de Loyola (1556-1622) // Trois: Revue d'écriture et d'érudition. Montréal, 1995. Vol. 10; idem. Les Visions d'Ignace de Loyola dans la diffusion de l'art jésuite // Modern Language Notes. Baltimore, 1999. Vol. 114. N 4. P. 816-847; Arellano I. América en las fiestas jesuítas: Celebraciones de S. Ignacio y S. Francisco Javier // Nueva Rev. de Filología Hispánica. México, 2008. T. 56. N 1. P. 53-86; Constructing a Saint through Images: The 1609 Illustrated Biography of Ignatius of Loyola. Phil., 2008; Wright A. D. «La sua santità non inclina niente»: The Papacy and the Canonization of Ignatius Loyola // Ite inflammate omnia: Selected Hist. Papers from Conf. Held at Loyola and Rome in 2006. R., 2010. P. 441-455.
А. В. Кульпина
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Иезуиты [офиц. название - Общество Иисуса], католический орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католическим святым Игнатием Лойолой Почитание святых в Римско-католической Церкви Лойола Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (1491 - 1556), основатель и 1-й генеральный настоятель Общества Иисуса (ордена иезуитов), католический святой (пам. зап. 31 июля)
См.также:
КАНИЗИЙ Петр (1521-1597), cв. католич. Церкви (пам. 21 дек.), иезуит, богослов, полемист, проповедник
АЛОИЗИЙ ГОНЗАГА (1568-1591), иезуит, св. католич. Церкви (пам. зап. 21 июня)
БЕЛЛАРМИН Роберт (1542-1621), католич. св., учитель Катол. Церкви, кардинал, богослов
БОБОЛЯ Андрей (1591 – 1657), иезуит, св. католич. Церкви (пам. зап. 16 мая)
БОРДЖА знатный испано-итал. род
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)