Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕММ
40, С. 393-394 опубликовано: 3 июня 2020г.


ЛЕММ

Оскар фон Лемм. Фотография. Нач. ХХ в.
Оскар фон Лемм. Фотография. Нач. ХХ в.

Оскар фон Лемм. Фотография. Нач. ХХ в.
[Фон Лемм; нем. von Lemm] Оскар (Леберехт) Эдуардович (5.09. 1856, С.-Петербург - 3.06.1918, Петроград), египтолог, основатель отечественной коптологии; издатель копт. текстов, исследователь коптского языка; чл.-кор. Императорской АН (1906) и Кавказского отделения Имп. Русского географического об-ва (1900); награжден орденами св. Анны 3-й (1893) и 2-й (1900) степени, св. Станислава 3-й (1887) и 2-й (1896) степени, св. Владимира 4-й степени (1903). Род. в семье прибалт. немцев, принадлежавших к евангелической церкви. По окончании Александровского лицея (1877) в течение 5 лет изучал восточные языки в Германии (Лейпциг, Берлин); преимущественное внимание уделял египтологии (под рук. Г. Эберса и К. Р. Лепсиуса) и семитологии (ассириология у Ф. Делича, эфиопистика у К. Ф. А. Дилльмана). В 1882 г. защитил в Лейпциге докторскую диссертацию, посвященную культу бога Амона; впосл. издал с посвящением Эберсу хрестоматию древнеегип. текстов (1883), надолго ставшую незаменимым пособием для студентов и исследователей.

В 1883 г. Л. был зачислен в Азиатский музей (ныне Ин-т восточных рукописей РАН) в должности ученого хранителя и занимал этот пост (позднее старший ученый хранитель) до своей смерти. В 1887-1892 гг. вначале как приват-доцент, а затем как экстраординарный профессор преподавал в С.-Петербургском ун-те на фак-те вост. языков «египтологию, коптский язык и даже ассириологию», по словам Б. А. Тураева, к-рый был тогда его слушателем. Почти все свои научные труды Л. писал на нем. языке.

С первых дней службы в Азиатском музее Л. приступил к изучению копт. рукописей в собраниях С.-Петербурга и уже через 2 года (1885) осуществил издание саидских библейских фрагментов, привезенных из Египта К. Тишендорфом и переданных в Публичную б-ку. Затем предметом его внимания стали саидские фрагменты «Истории Александрийской Церкви» (1888; см. в ст. «История Александрийских патриархов») и апокрифических Деяний апостолов Варфоломея, Филиппа, Андрея, Матфея, Петра и Павла из приобретений Тишендорфа (1890) и В. С. Голенищева (1892; рукописи с 1909 находятся в ГМИИ). В этом же ряду стоят и публикации фрагментов легенды о сщмч. Киприане Антиохийском (1899) и ранее неизвестного апокрифического сказания о сщмч. Дионисии Ареопагите (1900), а также образцовое комментированное издание (1913) фрагментов копт. мученичеств (Феодора Восточного, Гераклида и др.), в к-ром были использованы не только рукописи из собрания Голенищева, но и ряд списков из б-к Европы (Париж, Лондон, Неаполь), частично переписанных Л. in situ, частично изученных по фотографиям, полученным от зап. коллег. Л. осуществил единственное на сегодняшний день издание всех принадлежащих одной и той же рукописи фрагментов копт. «Романа об Александре» (1903), для к-рого использовал фотографии, полученные им из рукописных собраний Парижа, Берлина и Лондона; издание снабжено подробным филологическим и историко-культурным комментарием. В том же году Л. опубликовал текст последнего известного произведения копт. лит-ры на саидском диалекте - поэмы «Триадон» (XIV в.; создана на уже мертвом к тому времени языке и поэтому сопровождается араб. переводом), рукопись к-рой переписал в Неаполе еще в 1896 г. (2-й т. с предполагавшимся комментарием и нем. переводом не был издан). В 1906 г. Л. выпустил подборку копт. материалов, касающихся истории христианства в Грузии и ее связей с копт. Египтом. Список осуществленных Л. изданий копт. текстов далеко не исчерпывается приведенным перечнем. Мн. материалы, собранные им во время работы в рукописных собраниях Рима, Неаполя, Парижа, Берлина, остались неопубликованными.

Большую значимость для коптологов до наст. времени сохраняют серии «Kleine koptische Studien» и «Koptische Miszellen», регулярно публиковавшиеся Л. на протяжении полутора десятков лет (1899-1912 и 1907-1915 соответственно) в «Известиях Императорской Академии наук» (в 1972 переизданы в ГДР); в них входят большие и малые заметки (общим числом более 200) по копт. филологии, в к-рых автор демонстрирует не только глубокое знание копт. текстов, но и широкую эрудированность в отношении самых разных аспектов восточнохрист. культур.

Арх.: ИВР РАН. Архив востоковедов. Ф. 35. Оп. 1-2; Архив РАН (СПб). Ф. 4. Оп. 4. Д. 352; Ф. 4. Оп. 5. Д. 79. Л. 457-466. № 1324 (Формулярный список).
Соч., изд. и пер.: египтология: Studien zum Ritualbuch des Ammondienstes: Diss. Lpz., 1882; Aegyptische Lesestьcke zum Gebrauch bei Vor lesungen u. zum Privatstudium. Lpz., 1883; коптология: Bruchsütcke der sahidischen Bibelübersetzung nach Handschriften der Kaiserlichen Öffentlichen Bibliothek zu St. Petersburg. Lpz., 1885; Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens. St.Pb., 1888. (ЗИАН. ИФО. Сер. 7; Т. 36. № 11); Коптская легенда о нахождении Гроба Господня // ЗВОРАО. 1889. Т. 4. Вып. 1/2. С. 1–19; Koptische apokryphe Apostelakten: I–II // Bull. De l’Académie Impériale des Sciences de St.Pétersbourg. 1890. Т. 1 (33). P. 509–581; Idem: III // Ibid. 1892. Т. 3 (35). P. 233–326; Sahidische Bruchstücke der Legende von Cyprian von Antiochien. St.Pb., 1899. (ЗИАН. Сер. 8; Т. 4. № 6); Eine dem Dionysius Areopagita zugeschriebene Schrift in koptischer Sprache // ИИАН. Сер. 5. 1900. Т. 12. № 3. С. 267–306; Der Alexanderroman bei den Kopten: Ein Beitrag zur Geschichte der Alexandersage in Orient. St.Pb., 1903; Das Triadon: Ein sahidisches Gedicht mit arabischer Übersetzung. St.Pb., 1903; Iberica. St.Pb., 1906. (ЗИАН. Сер. 8; Т. 7. № 6); Bruchstücke koptischer Märtyrerakten: I–V. St.Pb., 1913. (ЗИАН. Сер. 8; Т. 12. № 1); Kleine koptische Studien. I–LVIII / Hrsg. P. Nagel. Lpz., 1972; Koptische Miszellen. I–CXLVII / Hrsg. P. Nagel. Lpz., 1972.
Лит.: Коковцов П. К. О. Э. фон Лемм: [Некр.] // ИАН. Сер. 6. 1918. Т. 12. № 16. С. 1755-1758; Тураев Б. А. О. Э. Лемм, 1856-1918: [Некр.] // ХВ. 1922. Т. 6. Вып. 3. С. 325-333; Еланская А. И. Коптология // Азиатский Музей / Ленинградское отд-е Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 516-523; Nagel P. Bibliographie zur russischen und sowjetischen Koptologie. Halle, 1978 [Библиогр.]; Stadnikow S. Skizzen des Lebenslaufes u. wissenschaftlicher Tätigkeit des russ.-deutschbaltischen Ägyptologen u. Koptologen Oscar von Lemm // Religionen in einer sich ändernden Welt. Münster, 1999. S. 113-136.
А. Л. Хосроев
Рубрики:
Персоналии
Ключевые слова:
Египтологи Языковеды российские Коптологи Лемм Оскар (Леберехт) Эдуардович (1856 - 1918), египтолог, основатель отечественной коптологии
См.также:
АМЕЛИНО Эмиль Клеман (1850-1915), фр. египтолог и коптолог
ЕЛАНСКАЯ Алла Ивановна (1926 - 2005), коптолог, специалист в области грамматики копт. языка, издатель копт. текстов
БЕЛЛ Харольд Идрис (1879-1967), англ. ученый, один из основателей папирологии как науки
БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1821/22 -1865), преп. КазДА, выдающийся монголовед
БОДЯНСКИЙ Осип Максимович (1808-1877), филолог
БОК Владимир Георгиевич (1850 – 1899), русский коптолог
БРАКМАН Хайнцгерд (род. 29.01.1944, Реде), литургист, д-р теологии
ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва