Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕНОС
18, С. 460-461 опубликовано: 25 июля 2013г.


ЕНОС

Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г.
Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г.

Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г.
Ено́с [евр.  ,   греч. ᾿Ενώς], ветхозаветный праотец (пам. в Неделю св. праотцев и в Неделю св. отцов). Сын Сифа и отец Каинана. Е. жил 905 лет (Быт 5. 11 MT и LXX, обычно сообщающие разный возраст патриархов, относительно Е. приводят одинаковые цифры). Древнеевр. имя E. ( ), как и имя Адам ( ), имеет в ВЗ нарицательное значение - «человек»; соответственно эти слова являются синонимами, но   в ВЗ встречается реже (42 раза), чем   и преимущественно в поэтических и пророческих текстах (Maass F .   // TDOT. Vol. 1. P. 374). Этот термин, происходящий от евр. глагола   - лишаться силы, слабеть (cм.: Иов 4. 17), часто обозначает человеческую слабость, смертность и удаленность от Бога (см. Пс 33. 12, 26; 103. 15). Праведное поколение Е. противопоставляется греховному поколению Каина, описанному в предшествующих стихах. В кн. Бытие после рассказа о Е. повторяется родословие людей от Адама (Быт 5. 1 и сл.) и, т. о., возобновляется линия от допотопного человечества, к-рая была прервана убийством Авеля и продолжилась благодаря рождению отца Е. - Сифа. Поэтому мн. исследователи рассматривают образ Е., связанного с появлением нового поколения людей, в качестве параллели «новому Адаму» (Cassuto. P. 246-247; Rendsburg. P. 24).

В кн. Бытие особенно отмечается рождение Е., т. к. именно в его время люди «начали призывать имя Господа» (Быт 4. 26). Этот стих сложен для истолкования, поскольку известно, что имя Господне было открыто древним евреям только во времена Моисея (Исх 3. 13-15; Исх 6. 3-4). Однако в Быт 4. 1 логическое ударение поставлено не на откровении Божественного имени, а скорее на начале Его призывания во времена Е. (Wenham. 1980). Выражение «призывать имя Господне» встречается также в Быт 12. 8; 13. 4; 21. 33; 26. 25 и всякий раз т. о. отмечается начало богослужения, в т. ч. совершение молитв и жертвоприношений. Поэтому, по мнению большинства исследователей, слова из Быт 4. 26 указывают на установление регулярного богослужения во времена Е. (Hess. P. 526; Wenham. 1987. P. 116).

В святоотеческой экзегезе Е. именуется праведником, ставшим свидетелем появления надежды на Бога у первого поколения людей (Greg. Nazianz. Or. 14. 4), и пророком, на к-рого сошел Св. Дух (Сyr. Hieros. Catech. XVI 27). Имя, данное Е. при рождении, по мнению свт. Иоанна Златоуста, должно было являться своего рода знамением, обучающим людей добродетели. Е. был родоначальником праведных сынов Божиих, противопоставленных родившимся от Каина «сынам человеческим» (Ioan. Chrysost. In Gen. XXI 3; XXII 3). В отличие от земного града, населенного этими людьми, Е. и его сродникам уготован град Божий - духовное общество людей, символизирующее еще не воплощенное единство всего человеческого рода (Aug. De civ. Dei. XV 21).

В отличие от церковной традиции в раввинистической лит-ре поколение Е. именуется «советом нечестивых» (Пс 1. 1), а с Е. связывается возникновение у людей практики гаданий, магии и идолослужения (Зохар 1. 56а; Сифре Деварим. 43; Шаббат. 118b). Через Е. люди попали под власть нечистых духов, а землю поразили различные природные катаклизмы (Берешит Рабба 23.6). Возможно, в основе подобных интерпретаций лежало неверное прочтение глагола  . В Быт 4. 26 он употреблен в глагольной породе «хофаль» и означает «начинать», тогда как его основное значение в др. породах - «хулить, осквернять» (обзор мнений по этому поводу см.: Fraade. 1984).

Лит.: Cassuto U. A Comment. on the Book of Genesis. Jerusalem. 1961. Pt. 1: From Adam to Noah; Wenham G. J. The Religion of the Patriarchs // Essays on the Patriarchal Narratives / Ed. A. R. Millard, D. J. Wiseman. Leicester, 1980. P. 157-188; idem. Genesis 1-15 // WBC. 1987. Vol. 1. P. 113-118; Fraade S. D. Enosh and His Generation. Chico (Calif.), 1984; Rendsburg G. The Redaction of Genesis. Winona Lake (Ind.), 1986; Hess R. S. Enosh // ABD. Vol. 2. P. 526; Enosh // EncJud. Vol. 6. P. 445.
Э. С. П.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Ветхозаветные персоналии Собор святых отец Собор святых праотец Енос, ветхозаветный праотец (пам. в Неделю св. праотцев и в Неделю св. отцов)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АДАМ первый человек
ВЕНИАМИН младший сын ветхозаветного патриарха Иакова
ГАД 7-й cын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец)
ДАВИД пророк, 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец
ДАН 5-й сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноименного колена, именем к-рого были названы территория и город в Палестине
ЕВА имя 1-й женщины, жены Адама и праматери человеческого рода
НЕФФАЛИМ 6-й сын ветхозаветного патриарха - прав. Иакова, родоначальник одноименного колена израильского
НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы