Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРЕМИ
12, С. 323-326 опубликовано: 25 июня 2011г.


ГРЕМИ

Гре́ми [груз.- გრემი], древняя столица (1466-1616) груз. царства Кахети. Расположен между совр. городами Телави и Кварели, у подножия хребта Самеба (Св. Троицы; юж. отрог Б. Кавказа), в Алазанской долине, в месте впадения небольшой р. Болиа в р. Инцоба (левый приток р. Алазани). Предположительно эти территории были заселены в эпоху поздней бронзы. Г. был основан царем Кахети Георгием I (1466-1476; он же последний царь единой Грузии Георгий VIII; 1445-1466) и разрушен во время нашествий (1614-1617) иран. шаха Аббаса I.

В XV-XVI вв. Г. являлся не только политико-адм. и экономическим, но и культурно-просветительским центром Кахети. Среди населения до сих пор бытует предание, что в Г. существовала академия, подобная Гелатской (см. ст. Гелати). Здесь по заказу царицы Анны (супруги кахетинского царя Александра I) был создан «Анасеули» - список груз. летописи Картлис Цховреба, написана хроника истории Кахети (не сохр.). В Г. старший сын Александра II, царь Давид (1601-1602), перевел с персид. поэму «Калила и Димна», началось поэтическое творчество груз. царя Теймураза I, писавшего о красоте Г. После разрушения города шахом Аббасом поэт Парсадан Горгиджанидзе описал это событие по заказу царя Картли-Кахети Ростома (1648-1656).

Г. (площадь города ок. 50 га) по социально-экономическому принципу был разделен на 4 части (сохранившиеся руины городища и архитектурный ансамбль изучены частично). Наиболее древний район, возвышающаяся над городом цитадель («царский квартал»),- естественный архитектурный центр Г., расположенный на искусственно отделенном от скалы высоком холме. За крепостной стеной находится единый архитектурный ансамбль построек, сформированный гл. обр. в правление царя Левана (1520-1574), к-рый особое внимание уделял реставрации, строительству и росписи храмов, что имело большое политическое значение в условиях соседства с мусульм. странами: Ираном с востока и Турцией с юга. Центральный комплекс Г. составляют ц. св. Архангелов (1565), жилая резиденция царя - 3-этажный 4-угольный дворец-башня (до 60-х гг. XVI в.) с надстроенной позже 6-гранной колокольней с открытой аркадой, частично сохранившиеся хозяйственные постройки (винохранилища, давильни и др.). К северо-востоку от цитадели, у подножия холма, на территории между левым берегом р. Болиа и правым берегом р. Инцоба расположен «квартал знати». Первоначально здесь селились городские жители, с 60-х гг. XVI в. район стал застраиваться дворцами царей (сначала Левана, затем Александра II (1574-1605) и Теймураза I), а также жилыми и парадными домами знати, палатами-дарбази, объединявшими под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, банями, были устроены фонтаны, павильон для развлечений, разбит царский сад.

К юго-западу от цитадели отделенный от аристократической части города скалистой грядой, располагался основной, наиболее густонаселенный торгово-ремесленный квартал. На его территории существовало не менее 15 небольших церквей (предположительно всего в Г. их насчитывалось свыше 20). Археологические раскопки выявили здесь характерные для средневек. городов Грузии строения: караван-сарай, торговые ряды, баню и др. Торговые ряды, состоявшие из лавок и ремесленных мастерских, представляли собой комплекс вытянутых в плане 4-угольных строений, сложенных из галечника, с небольшими, выходящими во двор балконами, нек-рые с погребами. С вост. стороны к торговым рядам примыкал караван-сарай, устроенный по принципу гостиного двора: длинная крытая галерея с отходящими по обе стороны от центрального прохода комнатами. На окраине района располагалась баня, так же как караван-сарай и торговые ряды выстроенная в персид. стиле. В центре квартала находился т. н. Тарса-галавани (груз.- ограда Матарси) - огороженное место со сложенной из кирпича и камня церковью, над входом в к-рую сохранилась надпись на груз., арм. и персид. языках: «Я, великий грешник Матарси, по велению Пресвятой Богородицы и с Божией помощью построил дворовую церковь в царствование Александра, в году двадцать третьем, и пожертвовал ей на спасение души малую толику - три дыма крепостных, одну мельницу, один виноградник и две лавки…» Документальные источники показывают, что Матарси являлся секретарем кахетинского царя Александра II; его имя упоминается в донесениях российских послов (Белокуров. С. 201).

Цитадель с ц. св. Архангелов (1565)
Цитадель с ц. св. Архангелов (1565)

Цитадель с ц. св. Архангелов (1565)
4-й квартал, представлявший собой крепость, располагался на хребте Самеба. По аналогии с древней крепостью Нарикала в Тбилиси его называют «гремская Нарикала»; здесь располагалась ц. Св. Троицы, палаты-дарбази, хозяйственные постройки и сооружения оборонительной системы. В городе при царе Леване был проведен водопровод: с помощью керамических труб из Лопотского ущелья поступала вода не только для питья, но и для хозяйственных нужд (баня, фонтаны, орошение садов и огородов).

Церковь св. Архангелов

художественно-композиционная доминанта города, была построена царем Леваном на месте ранней церкви, о чем свидетельствует сохранившаяся внутри храма фресковая надпись на греч. языке; дата строительства - 1577 г.- указана неверно. По историческим источникам, она была построена в 1565 г. (см. описания российских послов: Статейный список посольства 1589-1590 гг. // Белокуров. С. 196). Это крестово-купольная постройка (16×12 кв. м, высота 27 м) с повышенными рукавами планового креста, увенчанная над средокрестием куполом на барабане, опирающимся при помощи парусов на выступы апсиды и 2 цилиндрических столпа. Полукруглая алтарная апсида и не сообщающиеся с ней пастофории не выделены во внешнем облике храма и имеют по 1 большому окну; в сев., юж. и зап. рукавах - парные окна. Купол на высоком 8-гранном барабане имеет зонтичное завершение. Входы расположены с зап., юж. и сев. сторон. Вост. фасад выделен более сложной системой арочек и 2 расположенными один под др. изображениями креста. 1-й, как и на др. фасадах, «вдавлен» в стену; рельефной кладкой под 1-м выведен 2-й крест, более удлиненных и изящных пропорций. Центральные прясла фасадов выделены стрельчатыми глухими арками с вписанными в них большими крестами и аркатурными поясами, выведенными углубленной кирпичной кладкой. Аналогичные глухие арки помещены в прямоугольных нишах боковых прясел и граней барабана. Благодаря углубленной кирпичной кладке арочек и тяг создается особый эффект игры света и тени на поверхности стен. Художественное впечатление дополняется устремленными вверх пропорциями церкви, своеобразным декором фасадов с элементами персид. заимствований.

Фресковая роспись внутри храма была создана сразу по окончании строительства. Ее характерной чертой является необычайное разнообразие иконографических тем - изображения покрывали стены сплошным ковром. Желание разместить как можно больше сюжетов отразилось на увеличении количества регистров за счет уменьшения размеров как самих регистров, так и отдельных сцен. Помимо композиций представлены единоличные изображения в рост, по колено, поясные, погрудные в медальонах. Надписи возле фигур выполнены на греч. и груз. (письмо асомтаврули) языках, на свитках - по-гречески. Границы изображений отмечены красной линией. Роспись значительно повреждена: отдельные сцены и фигуры утрачены полностью, часть фресок сохранилась фрагментарно.

Роспись алтарной части делится на 5 регистров. В своде конхи помещено поясное изображение Христа Ангела Великого Совета. Фигура безбородого Христа с крыльями, благословляющего обеими руками, сохранилась частично - различимы фрагменты лика, нимба, левой руки и крыла, а также 2 графем (ХС) надписи. Ниже в конхе, судя по дошедшим фрагментам, было размещено изображение Богоматери с Младенцем, фланкированное 2 архангелами. В 3-м и 4-м регистрах расположены композиции «Тайная вечеря» (переходит в виму) и «Причащение апостолов». Роспись алтаря традиционно завершает композиция «Поклонение Жертве»: сохранились изображения святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого (в сцену также включены фигуры ангелов с рипидами и диаконов). Изображение свт. Василия Великого повторно встречается в вост. части юж. стены храма.

По окружности барабана вверху сохранился фрагмент надписи, исполненной на асомтаврули. Ниже можно различить фигуры Богоматери и ангелов. Фигуры пророков в барабане (по 8) изображены в 2 ряда, между окнами они представлены со свитками в руках, ниже, на более узком пространстве,- по пояс в медальонах. В парусах изображены евангелисты (идентифицировать можно только ап. Матфея).

Отречение ап. Петра. Роспись ц. св. Архангелов. После 1565 г.
Отречение ап. Петра. Роспись ц. св. Архангелов. После 1565 г.

Отречение ап. Петра. Роспись ц. св. Архангелов. После 1565 г.
В зап., сев. и юж. рукавах, а также в сев.-зап. и юго-зап. угловых ячейках показаны евангельские сюжеты: «Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Проповедь в храме», «Моление о Чаше», «Исцеление Малха», «Поцелуй Иуды», «Отречение Петра», «Суд Пилата», «Несение Креста Симоном Киринейским», «Распятие», «Снятие с Креста», «Плач Богородицы», «Сошествие во ад», «Неверие Фомы» и «Успение Пресв. Богородицы» (на зап. стене, над входом в храм). Еще дважды, помимо изображения в алтаре, а именно в тимпанах юж. и сев. рукавов, повторяется образ Христа Ангела Великого Совета; изображения архангелов и херувимов помещены также на своде зап. части юж. рукава.

Значительное место в росписи храма (сев. стена сев. рукава, юж. стена юж. рукава, вост. часть юж. и сев. рукавов, основная часть зап. стены, а также арки и пилястры) отведено многочисленным изображениям святых: мучеников, мучениц, пророков, преподобных, воинов и отшельников. Сохранились образы святых Гурия, Самона и Авива (юж. стена), св. жен Варвары, Параскевы, Анастасии, Фотинии, Евгении (юж. стена), Евпраксии, Софии, Пелагии (сев. стена). На пилястрах - вписанные в медальоны фигуры св. столпников Павла Фивейского и Онуфрия (имена остальных неразличимы). По бокам окон юж. стены изображены 2 столпника, один из к-рых (возможно, прп. Давид Столпник (Солунский)) - на древе с обрезанными ветками. На юж. стене юго-зап. угловой ячейки - образы воинов-великомучеников на конях: Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, Феодора Тирона и предположительно мч. Прокла.

На зап. стене юго-зап. угловой ячейки представлена ктиторская композиция: тронному образу Богоматери с Младенцем слева предстоит царь Леван, за ним - чернобородый св. воин с копьем. Изображение царя Левана с надписью: «Царь Леон Строитель» - было переписано или поновлено в более позднее время. Царь изображен с нимбом, фронтально, в рост, с моделью храма в руках, на голове усыпанная драгоценными камнями корона. В отличие от 5 др. известных портретов царя здесь, как и в ц. Кацарети, он изображен один, без сына и жены. Исследователи объясняют это его разводом с царицей Тинатин, а также тем, что портрет помещен над местом его предполагаемого захоронения - в юго-зап. углу церкви.

По наблюдению Д. П. Гордеева, в росписи Г. преобладают черты, более характерные для иконописи, чем для монументальной живописи. Исходя из текста греч. надписи над зап. входом внутри церкви: «Воздвигнут и возобновлен Божественный и всечестный храм превеликих Михаила и Гавриила при содействии и средствами, старанием и трудом славного царя Леона при архиерее Николае году в 7085 месяца августа 29-го, четвертого дня, при игумене Савве... [картул]арий, иеромонах и протосинкелл Салоникиец», нек-рые исследователи считают автором росписи греч. мастера из Фессалоники. Эта версия подтверждается наличием довольно редкого для восточнохрист. мира, но популярного в Фессалонике изображения прп. Давида Столпника (Солунского) на древе. Согласно др. мнению - М. Вачнадзе, известные исторические документы не содержат указаний на пребывание в Кахети приезжих художников-греков в это время. В XVII в. при обновлении церкви нижняя часть росписи была переписана приезжими рус. мастерами; в поновлениях сохранена иконография, однако стиль живописи сильно отличается от первоначального.

Художественная система и стилистика росписи Г., как и др. живописных ансамблей, созданных по заказу царя Левана и его супруги Тинатин (напр., церкви Св. Троицы в Хашми, св. Иоанна Предтечи в Алвани, Успения Пресв. Богородицы в Некреси, Рождества Пресв. Богородицы в Ахали Шуамта), соответствуют тенденциям в груз. живописи XVI в., связанной с т. н. афоно-критской живописной школой. Прямое влияние этого направления поствизант. живописи на груз. роспись XVI в. обусловлено многовековыми тесными связями Грузии с Афоном и особым отношением царя Левана к Св. Горе (его усилиями был обновлен афонский мон-рь Филофея, построена и украшена фресковой росписью трапезная, в композицию к-рой включены изображения Левана и его сына Александра). Следует подчеркнуть, что в ц. св. Архангелов есть изображения, к-рые на Афоне разрешалось помещать только в трапезных и парекклисионах (св. жены-мученицы и вмч. Георгий, представленный в образе не воина, а мученика с крестом в руке,- на юж. стене юж. рукава), что продолжает груз. традицию программы храмовой росписи (ср. росписи церквей Сванети, Вардзии, Бетании, Кинцвиси, Хашми, Алвани, Некреси и др.).

Фресковые композиции в ц. св. Архангелов, как и в ряде др. груз. памятников этого периода (церкви вмч. Георгия в Гелати, Алвани, Некреси, Ахали Шуамта), тяготеют к плоскостному принципу построения, утрачивая тектоничность и монументальность. Стиль росписи, ставшей более динамичной и дробной, отличает определенная сухость исполнения, фигуры с четким и контрастным рисунком драпировок лишены объема и пластичности.

Н. Асатиани, М. Вачнадзе, Н. Датунашвили, Н. Чичинадзе

Дата основания Гремского Архангельского муж. мон-ря (Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви) неизвестна; нек-рые исследователи полагают, что он был основан одновременно с постройкой ц. св. Архангелов, являющейся его кафоликоном. Т. о., основателем мон-ря называют кахетинского царя Левана.

Известно, что в 40-х гг. XX в. в мон-ре подвизались 2 рус. монаха (один из них - Симеон), к-рые, согласно местному преданию, были изгнаны из мон-ря коммунистами (один погиб, будучи сброшенным со скалы). В 80-х гг. в Архангельской ц. был открыт музей.

С 1989 г. с благословения Католикоса-Патриарха Грузии Илии II в храме восстановлено богослужение. В 90-х гг. Департаментом охраны памятников были проведены реставрационные работы (здание перекрыто и укреплено). Архитектурные реставрационные работы проводились также в 2003-2004 гг. В 1996 г. отреставрировали росписи купола и алтарной конхи (под рук. М. Бучукури). В 1998 г. на пожертвования прихожан возвели новую алтарную преграду (канкели).

Мон-рь возобновлен 12 дек. 1999 г., в день памяти св. Авива Некресского, настоятелем по благословению митр. Некресско-Эретского Сергия (Чекуришвили) назначен игум. Гавриил (Джамбазишвили). К мон-рю приписаны 7 церквей Г. В 2001 г. восстановлен и освящен храм в честь Иверской иконы Божией Матери (2-я пол. XVI - нач. XVII в.). В 2001-2002 гг. на территории городища Г. был построен дом для монахов. Мон-рь занимается издательской деятельностью; существует мастерская по изготовлению иконных рам. Ежедневно совершается молебен вмц. Кетеван, считающейся покровительницей города и мон-ря. Ежегодно 28 авг., в праздник Успения Пресв. Богородицы (Мариамоба), отмечается Гремкалакоба (праздник в честь Г.). Насельники мон-ря: иером. Иоанн (Гивишвили), 3 монаха и послушник.

Справа от алтаря Архангельской ц. намечено устроить часовню во имя вмц. Кетеван; планируется обложить мраморными плитами могилу царя Левана.

Ист.: Вахушти Багратиони. История царства грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 584 (на груз. яз.); То же / пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976.
Лит.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1. С. 201; Никольский Л. Д. Афонские стенописи // Иконописный сборник. СПб., 1908. Вып. 2. С. 53-54, 89; Гордеев Д. П. Краткий отчет о командировках в Кахетию и Горийский уезд летом 1917 г. // Изв. Кавказского отд. МАО. Тифлис, 1919. Вып. 5; он же. О второй вставке древнегруз. архитектуры, состоявшейся в Тифлисе в марте 1924 г. // Ист. вестн. Тифлис, 1924. Кн. 2. С. 238; Полиевктов М. А. Посольство кн. Мышецcкого и дьяка Ключарева в Кахетию, 1640-1643 гг. Тифлис, 1928. С. 156, 285, 286, 422; он же. Материалы по истории грузино-рус. взаимоотношений, 1615-1640. Тбилиси, 1937. С. 285; Шанидзе А., Путуридзе В. Трехъязычная надпись надписи Греми // Вестн. Ин-та языка и истории материальной культуры. Тбилиси, 1940. T. 5-6. С. 1-11 (на груз. яз.); Мамулашвили А. Устройство оросительной системы Греми // Вестн. Музея искусств Грузии. Тбилиси, 1941. T. 11 B. С. 173 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Греч. надписи в Грузии. Тбилиси, 1951. С. 335, 339-346 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959. С. 447-450, 500; Вачнадзе М. Нек-рые стенные росписи в Кахети // Дзеглис Мегобари. Тбилиси, 1973. № 31-32. С. 47; она же. Нек-рые особенности и хронологическая последовательность группы кахетинских росписей XVI в. // 2-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1977; она же. Кахетинская школа живописи XVI в. и ее связь с афонской живописью // 4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983; она же. Семь портретов кахетинского царя Левана в Кахети и Греции // Литература и искусство. Тбилиси, 1992. № 5/6. С. 131-160 (на груз. яз.); Беридзе В. В. Древнегруз. архитектура. Тбилиси, 1974. С. 73-74, 130-132, 172-173; он же. Груз. церковное зодчество XVI-XVIII вв. Тбилиси, 1994. С. 130-132; Закараия П. Городская архитектура Греми. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Чилашвили Л. Города Кахети: XIV-XVII вв. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Джанберидзе Н., Цицишвили И. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996. С. 334-338; Гуниа И. Груз. мон-ри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005. С. 86-88 (на груз. яз.).