Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТИФОНАРИЙ
2, С. 560-561 опубликовано: 21 февраля 2009г.


АНТИФОНАРИЙ

[лат. antiphonarius [liber, libellus], antiphonarium или antiphonale [libellum], в лат. традиции богослужебная певч. книга, содержащая песнопения суточного круга (см. Оффиций). В отличие от Бревиария, включающего весь текст оффиция без мелодий, и полного Бревиария, в состав к-рого входит весь словесный и муз. текст, А. содержит только мелодии, гл. обр. антифонов и респонсориев. Как правило, в него не входят псалмовые тоны и др. toni communes (общие тоны); часто отсутствуют гимны.

Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488)
Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488)

Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488)

Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы (интроит, коммунио), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii // PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками).

Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении. Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий, офферторий), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы, тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция.

Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

А. оффиция существовал в 2 разновидностях, отличающихся по количеству песнопений: кафедрально-приходской А. (им также пользовались доминиканцы и францисканцы), восходящий к древней рим. традиции, и монастырский А., восходящий к Уставу прп. Венедикта Нурсийского (1-я пол. VI в.), но, согласно исследованиям Р. Ж. Эбера (Hesbert. Corpus), зависящий от первой, секулярной разновидности. А. подвергся адаптации в разных монашеских орденах - Клюнийской конгрегации (см. Клюни), цистерцианцев, картузианцев, францисканцев, доминиканцев и т. д.- в соответствии с их богослужебными особенностями (Palazzo. P. 139-141). После разделения Каролингской империи (IX в.) выделились вост. и зап. группы А. (в германоязычных и франкоязычных странах соответственно), различающиеся по репертуару мелодий и составу стихов для респонсориев на утренней службе (matutinum) и аллилуиариев на мессе. Итал. и англ. А. тяготели то к одной, то к др. группе (Huglo. Antiphoner. P. 483).

В ранних А. песнопения располагались согласно литургическому календарю. Особые группы составляли антифоны и респонсории на воскресенья после Пятидесятницы, нередко обозначаемые как «истории» (historiae) по названиям библейских книг, используемых в чтениях ночных служб и составляющих текстовую основу песнопений в период от 1-го воскресенья после Пятидесятницы до начала Адвента: Historia (или Dominica, Responsoria) Regum (по Книгам Царств), de Sapientia (по Книге Премудрости Соломона), de Job (по Книге Иова), de Tobia (по Книге Товита), de Judith (по Книге Иудифи), de Esther (по Книге Есфири), de Machabaeis (по Маккавейским книгам) и de Prophetis (по Книгам пророков Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Ионы, Михея, Наума, Софонии и Захарии). Кроме того, в древних А. встречается также рубрика «Responsoria de Hesdra» (респонсории на тексты книг Ездры). Отдельно могли записываться и группы антифонов к Benedictus и Magnificat. Довольно рано оформился раздел служб общего последования святых (сommune sanctorum). Иногда в конце А. присутствовал также краткий тонарий.

С XII в. А. стали разделять на 2 части, соответствующие подвижному и неподвижному кругам богослужебного года,- темпорал (temporale) и санкторал (sanctorale). В состав темпорала также входили (за исключением цистерцианской, доминиканской и нек-рых приходских традиций) неподвижные праздники, приходящиеся на Рождественскую неделю. Чаще всего создавались 2-томные (темпорал и санкторал) и многотомные (по периодам литургического года) А., что объясняется, вероятно, соображениями удобства.

В московских собраниях хранятся 3 полных А. дотридентского периода: 2 польск. францисканских А. (ГИМ. Собр. П. И. Щукина. № 567, 1459-1482; ГИМ. Син. № 186, 1482-1484), содержащие темпорал и санкторал на весь год, и нем. А. (ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. № 3, 1441-1459), происходящий из картезианского мон-ря Блаженной Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск, Польша), содержащий службы на все дни недели, инвитатории, краткие респонсории, пасхальные аллилуия-антифоны, антифоны на воскресенье «Septuagesima» и Великий четверг, commune sanctorum, календарь, гимнарий, а также нек-рые чтения и молитвы, помещаемые обычно в Бревиарии. В С.-Петербурге имеется итал. доминиканская рукопись сер. XV-XVI вв. с дополнением XVII в. (РНБ. Lat. F. v. I. № 132), представляющая собой А.-санкторал, в к-рый вставлен обширный секвенциарий (раздел, содержащий секвенции) (В. Карцовник).

Ист.: Amalarus Simphosius. Liber de ordine antiphonarii // PL. 105. Col. 1243-1316; Becker G. Catalogi bibliothecarum antiqui. Bonn, 1885. § 4. N 21; § 11. N 238; Lehman P. Die Bistümer Konstanz und Chur // Mittelalterliche Bibliothekskathaloge Deutschlands und der Schweiz. Münch., 1918. Bd. 1; Agobardus Lugdunensis. De correctione antiphonarii // idem. Opera omnia. Turnhout, 1981. P. 337-351. (CCCM; 52).
Изд.: Dold A. Ein neues Winitharfragment mit liturgischen Texten // Texte und Arbeiten. 1940. Bd. 31; Huglo M. Die Adventsgesänge nach dem Fragmenten von Lucca // Kirchenjahrbuch. 1951. Bd. 35; Le manuscrit du Mont-Renaud. Solesmes, 1955. (Paléographie mus.; 16); Brou L. L' antiphonaire de Compiègne // Études grégoriennes. 1961. T. 4; Hesbert R.-J. Antiphonale missarum sextuplex. Brux., 1935. R., 1967r; idem. Un curieux antiphonaire palimpseste de l'office // RBen. 1954. Vol. 64; idem. Corpus antiphonalium officii. R., 1963-1979. 6 vol.; Froger J. Antiphonaire de Hartker. Bern, 1970. (Paléographie mus. 2e sér., Monumentale; 1).
Лит.: Bäumer S. Geschichte des Breviers. Freiburg i. Br., 1895; Baudot J. L'antiphonaire. P., 1913; Gastoué A. Musique et liturgie: Le graduel et l'antiphonaire romains. Lyon, 1913; Alfonso P. L' antiphonario dell' Ufficio romano: Note sull' origine della composizione dei testi. Subiaco, 1935; Stäblein B. Antiphonar (Antiphonale) // MGG. Bd. 1. Sp. 545-549; Hucke H. Gregorianische Gesang in altrömischer und fränkischer Überlieferung // Archiv f. Musikwiss. 1955. Bd. 22; Hesbert R.-J. L'antiphonaire d'Amalaire // Ephemerides liturgicae. 1980. T. 94. P. 176-194; Nowacki E. Studies on the Office Antiphones of the Old Roman Manuscripts. Brandeis, 1980; Huglo M. Antiphoner // NGDMM. Vol. 1. P. 482-490; idem. L'édition critique de l'antiphonaire grégoriene // Scriptorium. 1985. Vol. 39. P. 128-130; Froger J. Le lieu de destination et de provenance du «Compendiensis» // Ut mens concordet voci: Festschrift E. Cardine zum 75. Geburtstag. St. Ottilien, 1980. S. 338-353; Карцовник В. Г. Гимнографические элементы средневекового хорала: Дис.. Л., 1985; Ottosen K. L'antiphonaire Latin au Moyen-Age: Réorganisation des séries de répons de l'Avent classés par R.-J. Hesbert. R., 1986; Möller H. Research on the Antiphonal: Problems and Perspective // J. of the Plainsong and Mediaeval Music Society. 1987. Vol. 10. P. 1-14; Agustoni L. Gregorianischer Choral // Musik im Gottesdienst. Bd. 1. Regensburg, 19934. S. 199-335; Hiley D. Western Plainchant. Oxf., 1993; Москва Ю. В. Антифонарий XV века ф. 283 № 3 из ГЦММК им Глинки в Москве // ПКНО, 1993. М.; СПб., 1995; она же. Структура антифонария // Григорианский хорал. М., 1998. С. 93-102; Palazzo. Liturgical Books. P. 69-74, 134-141.
Ю. В. Москва
Ключевые слова:
Богослужебные книги Римско-католической Церкви Церковная музыка Антифонарий, в латинской традиции богослужебная певческая книга, содержащая песнопения суточного круга
См.также:
АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - см. Нотация, Пометы, Сольмизация
АЛЬБАНОВ Александр Иванович († 1896?) , автор церковных песнопений, регент архиерейского хора
АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД одна из основных зап. богослужебных традиций
АНАСТАСИМАТАРИЙ вид греч. певч. книги
АНАТОЛИЙ АГИОРИТ (1-я пол. XVIII в.), иером., греч. писец и мелод